Ребенок до года – его развитие по месяцам

Просмотры: 2 173

Как развивается маленький человечек в первый год жизни? О физическом, нервно-психологическом и умственном развитии своего ребенка думает каждый родитель. Поэтому для вас, уважаемые мамы и папы, мы публикуем таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения, с приблизительными параметрами развития деток.

Ребенок до года Развитие по месяцам

Параметры физического развития до года (таблица)

Развитие каждого новорожденного происходит в индивидуальном порядке. Поэтому параметры, представленные в таблице ниже, имеют средние  показатели по развитию малыша до одного годика. Допустимо, если от этих норм есть небольшие отклонения. Стоит помнить, что мальчики и девочки развиваются по-разному. В том случае, если дети долгое время не достигают норм в своем возрасте, надо обратиться к специалисту.

Возраст (месяц) Рост (см) Вес (кг) Окружность головы  (см) Окружность груди (см)
Новорожденный ребенок 49,0 — 54,0 2,6 — 4,0 33,0 — 37,0 31,0 — 35,9
1 52,0 — 55,0 3,0 — 4,3 35,8 — 37,2 34,0 — 36,0
2 55,0 — 57,0 4,5 — 5,0 37,5 — 38,5 36,0 — 38,0
3 58,0 — 60,0 4,0 — 6,0 38,0 — 40,0 36,0 — 39,0
4 60,0 — 63,0 4,5 — 6,5 38,0 — 40,0 36,0 — 40,0
5 63,0 — 67,0 6,5 — 7,5 37,5 — 42,2 37,0 — 42,0
6 65,0 — 69,0 7,5 — 7,8 42,0 — 43,8 42,0 — 45,0
7 67,0 — 71,0 8,0 — 8,8 43,8 — 44,2 45,0 — 46,0
8 71,0 — 72,0 8,4 — 9,4 44,2 — 45,2 46,0 — 47,0
9 72,0 — 73,0 9,4 — 10,0 45,2 — 46,3 46,5 — 47,5
10 73,0 — 74,0 9,6 — 10,5 46,0 — 47,0 47,0 — 48,0
11 74,0 — 75,0 10,0 — 11,0 46,2 — 47,2 47,5 — 48,5
12 75,0 — 76,0 10,5 — 11,5 47,0 — 47,5 48,0 — 49,0

 

Психологическое развитие и физические особенности от появления на свет до трех месяцев

С развитым зрением и слухом ребенок рождается . У малыша активно проявляются рефлексы. Он моргает, сосет, глотает, хватает сразу же после рождения. А вот переворачиваться новорожденные еще не в состоянии. Как и держать голову, когда лежит на животике.

1 месяц

А вот в один месяц ребеночек уже может поднять головку на считанные секунды, когда

лежит на животе. В этом возрасте у малыша появляются реакции ответные на посторонние громкие звуки. Это состояние ребенок выражает прижиманием рук к телу, разводит их. Лежа на спине, кроха имитирует ходьбу ножками.

2 месяца

Когда родители держат новорожденного столбиком, то он может держать голову более

минуты, иногда – почти две. А лежа на животе, ребенок в состоянии поднять головку и даже грудь. Кроха активно ворочает голову в разные стороны, внимательно разглядывает окружение. В этом возрасте у ребенка развивается вестибулярный аппарат. Предметы, которые двигаются, малыш может ухватить ручками.

3 месяца

В этом возрасте малыш может удержать от одной до трех минут голову. 3-месячный ребенок в состоянии приподняться, когда лежит на животике, опереться на локти. У крохи нет уверенной координации, когда он крутится или переворачивается. Появляется еще больший интерес к игрушкам. Малыш к ним тянется. Свои пальцы он запихивает в ротик. Пеленку, на которой лежит, ребенок тянет, хватает. А при появлении родителей, малыш становится радостным. Он смеется, улыбается, гулит. На резкие звуки откликается, поворачивая голову.

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Движения слабо координируются. Руки и ноги в согнутом состоянии. Все построено на безусловных рефлексах. Сосательный и хватательный рефлексы особенно проявляются. Может поворачивать голову к концу одного месяца. Лицо или игрушку может удерживать в поле зрения несколько минут. Следит глазками за движущимся по дуге игрушками («автоматическое слежение»). Постепенно рассасывается слизистая жидкость в барабанной перепонке, поэтому  улучшается слух. Ребенок прислушивается к голосу, погремушке.
2 Активные движения развиваются. Малыш руки отводит в стороны, поворачивает голову. Лежа на животе может на 5 секунд приподнять головку. Движения рук совершенствуются: 2-3 секунды ребенок ударяет по погремушке, удерживает ее. За движущимися объектами следит течение 10-15 секунд. Свой взгляд на игрушке или лице фиксирует на 20-25 секунд. Может трехмерно воспринимать предметы. Сосредотачивается на звуках 5-10 секунд. Поворачивает головку в сторону звуков.
3 На руках у взрослого удерживает головку в течение 30 секунд. И около одной минуты, лежа на животе. В этом положении малыш приподнимается на руках, опирается на локти. Когда ребенка держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность. Его ноги при этом выпрямляются. Малыш может выгибаться, при этом становиться на мостик. Превращается в сознательный захват хватательный рефлекс. Ребенок следит за движущейся по дуге игрушкой заинтересованно, а не автоматически. Рассматривает свои руки минут пять. Ребенка интересуют многие близкие объекты, которые находятся примерно до 60 сантиметров от глаз. У ребенка формируется восприятие звука. Малыш сначала глаза отводит в сторону звука, а потом поворачивает голову. При громких звуках напрягается, замирает, морщится, может заплакать.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу одного месяца ребенок улыбается в ответ родителям на ласковую интонацию. Прислушивается к голосу. Стучит ногами, машет ручками в ответ на громкую речь. У ребенка формируется оживленная реакция на близких. Издает гортанные звуки – э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Ребенок адаптируется к окружающему миру. У малыша возникает интерес к предметам. Развивается скоординированное движение рук и глаз.
2 Малыш улыбается, когда к нему обращаются. При этом стучит ногами и руками. Появляется гуление: аг-к-х, к-хх. Разные интонации при крике. К внешним объектам интерес больше. Зрительно-ориентировочные реакции становятся лучше.
3 У ребенка оживление проявляется на 100 %. Это его первый сознательный акт поведения. Он взаимодействует со взрослыми глаза в глаза. Малыш издает гласные и их сочетания – аэ, ау, ааа, а-гу. К окружающему миру у ребенка появляется сознательный интерес.

Психологическое развитие и физические особенности от четырех месяцев до шести

4 месяца

Когда грудничок лежит на спине, он приподнимает головку. А если поставить его на ноги, то он будет ими уже твердо упираться. В этом возрасте ребенок начинает сидеть. Он способен перевернуться со спины на животик. Лежа в таком положении, тело приподнимает и упирается ладонями. Хватает предметы. Ведет наблюдение за ними.

5 месяцев

Ребенок садиться. Но его спинка при этом еще не совсем ровная. Когда малыш держится за руки взрослого, то он будет на ногах устойчиво держаться. В этом возрасте кроха пытается перевернуться с живота на спину. Погремушку или другой предмет малыш может долгое время держать в руке. Ребенок уже узнает маму и папу. Посторонних он может бояться. По мнению доктора Комаровского, кроха в 5 месяцев начинает понимать интонации мамочки. Также — ее эмоции.

6 месяцев

Кроха может сесть в полгода. Спина у него ровная. Может поворачиваться. Когда мама, папа немного помогут, то малыш в полгода встает и немного переступает. В этом возрасте он встает на четвереньки, может начать ползти. Погремушки разбросанные может поднимать. Ими ребенок уже активно машет. В полгода ребенок может начать выражать свои просьбы. Гуление сменяют звуки: «МА», «ПА», «БА».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Ребенок самостоятельно поворачивается на бок. Пытается перевернуться. Игрушку держит уверенно. Ее тянет в рот. Во время еды, малыш прикасается к маминой груди или бутылочки со смесью, придерживать их старается. Родных малыш узнает. Им в ответ улыбается. И в зеркале он узнает себя. Примерно три минуты ребенок наблюдает за погремушкой. Слушая музыку, ребенок замирает. Он ворочает головой в сторону раздающегося звука. Малыш может различить чей-либо голос.
5 Ребенок, лежа на спине, как бы пытается встать: он приподнимает головку и плечки. Когда лежит на животе, он пытается приподниматься и опираться на ладони. Может  короткое время сидеть, придерживаясь ручками за опору. Тянет игрушки в рот, изучает их, щупая. Появляются навыки: малыш ест из ложки еду полугустой консистенции. И из кружечки пьет воду. Близких и незнакомых ребенок различает. 10-15 минут наблюдает за предметом. Ребенок может различать интонации говорящих людей. К источнику звука он поворачивается всем телом.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 Ребеночек смеется по-настоящему. Он это делает в ответ на улыбку. Малыш может отреагировать на щекотание. И ему требуется больше внимания. Малыш еще гулит. Но у него появляются не только гласные звуки, но и слоги. Наступает третий этап сенсомоторного интеллекта, когда ребенок что-то делает целенаправленно. В этом возрасте идет развитие реакций на новшества. Начинается осмысление причинно-следственных связей.
5 Малышу хочется участвовать в общении, он пытается обратить внимание на себя. Воспринимает других детей с удовольствием. У ребенка появляется певучее гуление. Он произносит гласные: оо, аа, эу, ээ, ай, хаа, маа и другие. Малышу интересны как близкие предметы, так и те, которые находятся на расстоянии метра. Ребенок начинает понимать, что у него есть и другие части тела кроме ручек.
6 Ребенок начинает чувствовать любовь и привязанность взрослых. Он ожидает похвалы от них. А это значит, что  общение становится ситуативно-деловым. Может говорить некоторые лепетные слоги. Может произнести примерно 30 – 40 звуков. Может ставить цель и выбирает способ для ее достижения. К примеру, чтобы дотянуться до понравившейся игрушки, ребенок отодвигает в сторону другую игрушку.

Психологическое развитие и физические особенности от семи до девяти месяцев

7 месяцев

Ребенок уверенно сидит долгое время. В таком положении малыш может делать наклоны. Кроха хорошо ползает. Стоять на коленках он может, если есть опора, например, диван или стул. А держась за маму или папу, ребенок может шагать и стоять. Ему нравится собственное отражение в зеркале. Если взрослые называют предметы, то малыш находит их взглядом.

8 месяцев

Дети в этом возрасте без посторонней помощи встают на ноги. Сидят без поддержки. Хлопают в ладоши, играя в игру «Ладушки». С помощью старших малыши с радостью шагают. У деток мимика на лице становится разнообразной. Видны удивление и испуг. По лицу можно определить заинтересованность. Дотягиваются до нужных им предметов настойчиво. Долго могут играть. Интересуясь игрушками, детки кидают их или стучат ими.

9 месяцев

Ребенок, когда встает на ноги, может не принимать поддержку взрослого. Причем, встает малыш из разных положений. Он шагает, держась за предметы мебели. Ему интересно взбираться на скамеечку, подушку и другие высокие объекты в доме. У крохи развивается моторика.

Он уже пытается складывать игрушки из разных частей. Двигает машинки и интересуется конструктором. Если мама попросила подать мяч или помахать рукой, то эти просьбы малыш может исполнить. Играет ребенок в основном сидя. Он с легкостью запоминает слова.

Предметы любит искать. Называйте малыша по имени, и он будет откликаться. Различает форму, размер и цвет предметов.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Сидит без опоры. Со спины на живот и обратно переворачиваться. Ползает на четвереньках. Любит бросать игрушки. Самостоятельно дотягивается к предметам. Берет игрушку в руку. Ею стучит и размахивает. Из кружки уверенно пьет (из рук взрослого), придерживает ее. Ест с ложки. Сухарь или сушку малыш долго слюнявит.
8 Ребенок, держась за опору, сам встает на ножки. Переступает ими, если мама или папа поддерживают. Сидит и ложится самостоятельно. Ползает подолгу. Тянет руки к кружке, из которой обычно пьет сам, если она в руках у взрослого. Хлеб может сам держать в руке и кушать. В это время ребенка уже можно учить садиться на горшок.
9 Если малыш рукой держится за что-то, то он может делать различные действия. Например, приставными шагами идти к взрослому и свободной рукой хвататься за другую опору. Сидит ребенок уверенно до 15 минут. Хорошо ползает. Придерживает кружку, когда пьет (чашку держит мама ли папа). Не капризничает, когда сидит на горшке (если начали приучать).

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается обращать на себя внимание. Ребенку важно играть вместе с взрослыми. От поцелуев и ласк родственников он может отказываться. Лопочет активно. Может четко говорить: ба-ба-ба, ма-ма, па-па-па, а-ля-ля. У ребенка развивается понимание причинно-следственных связей. Он кидает игрушки и смотрит, куда они падают. Когда малыш голодный, то он смотрит в сторону комнаты, где он обычно ест (кухни).
8 Наступает кризис восьми месяцев. В это время малышу нравится общаться только с близкими, а незнакомых людей он сторонится. При них он может плакать или беспокоиться. Произносит слоги и слогосочетания: а-ля-ля, а-де-де, ай, хэ, а-ба-ба, а-дять и другие. Наступает четвертая стадия сенсомоторного интеллекта: ребенок начинает действовать целенаправленно. Малыш изучает и исследует свое окружение.
9 В этом возрасте ребенок может испытывать гнев, страх, удивление, радость. Ему хочется общаться со взрослыми. Нравится, когда они с ним играют и разговаривают. У малыша в речи возникают первые указательные слова. Их понимают в основном только  родные и близкие. Ребенок знает, что есть запрещающие слова – «нельзя», «нет». Также понимает поучения – «поцелуй маму» или «покажи, как…». Малыш отделяет себя от взрослых. Воспринимает себя, как центр вселенной. У ребенка развивается долговременная и рабочая память.

Психологическое развитие и физические особенности от десяти месяцев до года

10 месяцев

В этом возрасте малыш самостоятельно становится на ноги и может пойти. Он шагает, держась ручкой за руку взрослого. Мелкие игрушки кроха берет пальцами. Если понравившиеся ему предметы у него забирают, то обижается, капризничает. Ребенок подражает движениям взрослого. Малыш может прятать и находить, бросать и поднимать, открывать и закрывать. Односложные слова малыш уже может произнести.

11 месяцев

Кроха развивается очень активно. У него ключевые навыки прекрасно развиты. На игрушки, предметы мебели, части тела и животных малыш указывает.

Выполнить может простые указания, «Да»-«Нет» выражает, качая головой. Этот возраст хорош для того, чтобы развивать мелкую моторику. Например, ребенок может разорвать листок бумаги двумя пальцами. Взрослым необходимо уделять внимание развитию детской любознательности.

Ребенка надо хвалить. Как можно больше с малышом необходимо разговаривать.

Один год

В этом возрасте у малыша наступает нелегкий этап развития. Девочки зачастую развиваются быстрее, чем мальчишки. В год ребенок умеет самостоятельно ходить. Если малыша позвать по имени, то он подойдет к взрослому. Без помощи ребенок может присесть и выпрямиться. Не присаживаясь, поднимает с пола игрушки. Сложные просьбы малыш выполняет. Он может принести какой-нибудь предмет из другого помещения или открыть дверь. Ребенку интересно снимать с себя одежду. Ему нравится купаться. Примерно 10 слов кроха уже должен говорить. В 12 месяцев малышу нравиться наблюдать за машинами, людьми.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Самостоятельно недолгое время стоит без опоры и поддержки. У ребенка закрепляются умения и навыки, которые были приобретены ранее.
11 Не опираясь, стоит примерно пять секунд, балансируя руками. Ноги при этом у ребенка расставлены. Малыш первые шаги пытается делать. Когда взрослый его поддерживает, то ребенок шагает уверенно. Продолжается у ребенка закрепление умений и навыков, которые были приобретены ранее.
12 Ребенок самостоятельно может пройти три метра. Приседает и поднимается свободно. Малыш наклоняется и поднимает с пола игрушки. Может залазить вверх по лестнице. Малыш пьет из чашки сам, без поддержки мамы или папы. Ложку держит уверенно, водит ею по тарелке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У малыша формируется привязанность к людям, которые значимы для него. Он прекрасно идет на контакт с другими детьми. Ребенок повторяет отдельные слоги за взрослыми. Общается на языке, который только близкие хорошо понимают. Ребенок понимает слова «где», «дай». У малыша усложняются все ощущения качественно: тактильное восприятие, слух, вкус, запах.
11 К другим деткам избирательно относится. Общаться с ними ребенку в радость. Малыш лепечет с ними. Игрушки может взять у других деток. Говорит одно-два слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав». Понимает и выполняет просьбы. Например, «покорми куколку», «покатай машинку». Ребенок учится управлять своими действиями. Он мысленно организует информацию, которая поступает.
12 Испытывает разные эмоций, которые базируются на чувстве «отделения» от взрослого. Ведь малыш уже может сам передвигаться. За взрослыми повторяет слоги. Лепетанием обозначает отдельные предметы и понятия. Если предмет/игрушку не показывать, то ребенок понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения: «принеси», «покажи», «дпй», «найди…», «отнеси на место». У ребенка – пятая стадия развития сенсомоторного интеллекта. Понимает категории явлений и предметов (мебель, животные, еда). У малыша формируется произвольное внимание.

Доктор Комаровский о развитии детей

В своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках  известный доктор Комаровский интересно и подробно рассказывает о детях и их развитии. Много говорит Комаровский о педиатрии. Из его лекций и изданий также можно многое узнать об основных этапах развития и роста ребенка, об уходе за ним, о кормлении малыша. Причем, доктор описывает не только питание по ВОЗ, но и свою авторскую методику прикорма.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *