1 год обучения фигурное катание

Московский фигурист

Школьные фигуры: реинкарнация? Специалисты и тренеры считают, что пора обратить внимание на начальную подготовку фигуристов

В последнее время специалистами было сказано много слов о значении базового обучения начинающих фигуристов. Как показывает практика, ошибки и пробелы в начальном обучении, ведут, как снежный ком, к нарастанию проблем в будущем.

Сегодня разговор пойдет о самом первом годе обучения детей фигурному катанию, так как первый тренер должен правильно поставить ребенка на лед. От первого тренера зависит, заметит ли он одаренных детей в своей группе, не отобьет ли охоту заниматься этим видом спорта, сможет ли правильно их научить азам фигурного катания.

Объективные сложности начального периода обучения

Ранний возраст

Официальный набор детей в специализированные школы по фигурному катанию объявляется с 4 лет. Такое раннее начало обычно специалисты объясняют общей сложностью данного вида спорта, который требует долгих лет тренировки для достижения искомого результата. Однако, многие родители ошибочно думают, что, если привести ребенка на лед в три или даже два года, то это даст преимущество. У таких детей год-другой может уйти только на то, чтобы разобраться, где левая рука, а где правая. Детей нужно отдавать не раньше 5 лет, в крайнем случае, в 4 года, при условии, что ребенок хорошо развит и готов к обучению.

Мотивация

Обычно мотивацией начать заниматься фигурным катанием обладают родители. Как правило, ребенок не участвует в семейном обсуждении выбора своего будущего вида спорта, а если его и спрашивают, то он, скорее всего, соглашается, не зная на что. Хорошо, если ребенок уже имел опыт занятий в коллективе с педагогом и умеет реагировать адекватно (например, не рыдает), в противном случае многим детям гарантирован стресс от занятий. Окружающие дети с растерянными лицами, незнакомый взрослый, отсутствие в прямой видимости родителей, и вдобавок ко всему этому неудобные ботинки, частые падения –- все это вряд ли добавит любви к фигурному катанию. Тем более, что психологическая адаптация у каждого ребенка проходит индивидуально.

Наполняемость групп

Группы первого года обучения, как правило, большие. Наполняемость достигает 20-25 человек, а если больше, то продуктивность от занятий будет ниже. Обучение базовым элементам фигурного катания потребует от каждого ребенка внимания, дисциплины, и исполнения задания. Учитывая возраст детей и их численность, понятно, что руководить группой маленьких людей достаточно проблемно.

Травмы

Обычно падения, хотя их очень много при начальном обучении, не опасны, так как дети передвигаются без скорости, и упасть могут только с высоты своего роста. Однако падение назад на спину навзничь является очень опасным, и именно оно чаще всего встречается в первое время. Детям надо сразу объяснить, что сопротивляться падению не надо, не надо махать руками и пытаться устоять. Специально надо обучить детей падать.

Снижение требований к отбору детей

Еще несколько лет назад, для того чтобы начать заниматься фигурным катанием в спортивной школе, нужно было пройти конкурсный отбор в группу, то есть иметь для этого данные. Какие же предъявлялись требования? Прежде всего, это соматические признаки: конституционное строение тела, длина конечностей, пропорциональность сложения, выворотность бедра. Также физические качества: гибкость, прыгучесть, импульсивность, координированный вестибулярный аппарат, музыкальность, чувство ритма. Затем психологические данные: умение ориентироваться в пространстве, сообразительность, готовность к обучению.

В настоящее время, для того чтобы начать заниматься фигурным катанием достаточно прийти и записаться в абонементную группу на любом катке. Это означает только одно, что группа по своим данным будет далеко не однородна. Но, конечно, в группе всегда будут одаренные в двигательном отношении дети, которых нельзя не заметить.

Квалификация тренера

В группах первого-второго года обучения обычно работают молодые тренеры, к сожалению, не имеющие достаточного опыта. Однако, задачи которые стоят перед детьми с первых шагов на льду, требуют в наставники опытных, квалифицированных тренеров, впрочем так же, как и на остальных этапах обучения фигурному катанию. Тренер обязательно должен быть на коньках и показывать детям каждое движение, так как в этом возрасте дети воспринимают только наглядный пример, и не с первого раза.

Непростые задачи начального обучения

Основной задачей первого года обучения можно назвать освоение детьми основ скольжения, что подразумевает освоение перемещения центра тяжести, координирование работы корпуса и ног и знакомство с реберным скольжением.

Достаточно проводить ледовые занятия не больше 3 раз в неделю, дополняя их хореографией и ОФП. Нагрузка должна соответствовать возрасту, потому что, во-первых, костный скелет не сформирован, мышечный корсет отсутствует, высокие нагрузки отрицательно скажутся в период роста на хрящах, связках, суставах ребенка. Во-вторых, должна быть перспектива по увеличению нагрузки в будущем.

Упражнения, разучиваемые на льду, надо вводить постепенно, один за другим, чтобы уже к концу года дети ими всеми владели в той или иной степени.

Первый год обучения

Упражнение №1 «Отрываем руки ото льда»

Итак, для начала ребенок учится стоять на льду на двух ногах. Осанка ровная, руки в стороны, колени чуть согнуты – вот три волшебных заклинания, которые надо не уставая повторять детям.

Упражнение №2 «Елочка»

Приступаем к освоению первого движения «елочка». Начинать надо с этого упражнения, потому что оно дает возможность начать перемещаться по площадке. «Елочка» впоследствии как элемент скольжения практически не применяется, так как разбег спортсмен выполняет в основном беговыми шагами.

В этом упражнении отрабатывается понимание переноса центра тяжести с одной ноги на другую. Лезвие конька имеет разную кривизну. Средняя часть лезвия имеет самый большой радиус, т.е. самой прямой, а значит самой скоростной. Для того, чтобы конек поехал, вес тела должен быть перенесен на эту опорную ногу на среднюю часть конька, проходя через центр тяжести человека. Все это практически невозможно объяснить малышам, поэтому с помощью упражнений надо добиться, чтобы центр тяжести приходился ровно над коньком над его ровной скользящей поверхностью.

Итак, ребенок встает по третьей позиции. Ногу, которая находится сзади надо приготовить к толчку, и после толчка перенести весь вес на опорную ногу, укоротив свободную ногу в бедре. При выполнении этих условий, опорная нога начнет скользить. Затем повторить это движение с другой ноги. При этом колени должны быть согнутыми. И центр тяжести легче переносить на согнутую в колене ногу.

После нескольких занятий можно предложить детям проехать от борта до борта за меньшее количество шагов. Затем это упражнение можно усложнить, попросив поднять свободную ногу в сторону, вперед. В этом случае, чтобы не упасть, ребенок будет искать центр тяжести, балансируя на опорной ноге. Вариантом этого задания является разучивание упражнения «цапля». При этом руки надо держать в стороны.

Упражнение №3 «Фонарики»

В «елочке» дети смещали центр тяжести на опорную ногу, в «фонариках» они его будут смещать относительно лезвия конька. Ребенок получит новые ощущения от балансировки центра тяжести, поэтому «фонарики» надо сразу давать в обоих направлениях. При выполнении «фонарика» вперед ребенок должен присесть и надавливая на заднюю часть конька (но так, чтобы не упасть спиной назад), перейти на среднюю, ходовую часть лезвия. Надо следить, чтобы колени дети сгибали и как бы выжимали себя ото льда. Чтобы выполнить «фонарик» назад, ребенок должен присесть и для того, чтобы не завалиться на зубцы, перейти на среднюю часть лезвия. Основная ошибка при движении назад — это наклон ребенка вперед. Надо особенно следить, чтобы центр тяжести был ровно над ногами. На этом упражнении ребенок должен научиться удерживать центр тяжести в правильной точке своего тела (в области таза).

Фактически это первое упражнение, на котором дети узнают, что у лезвия есть ребра. Стоя в исходном положении, ребенок начинает скольжение, нажимая на внутренние ребра, и когда коньки разъезжаются до положения ширины плеч, начинаем соединять коньки и возвращаться к исходному положению.
Для лучшего понимания того, что они будут делать ногами, малышей можно попросить такое же движение выполнять руками, чтобы скоординировать работу ног и рук.

Упражнение №4 «Змейка»

Это более сложное упражнение по сравнению с фонариками, потому что скольжение будет происходить уже на двух ребрах. «Змейка» на двух ногах — это прообраз перетяжек, выполняемых фигуристами, поэтому выучивать его надо правильно с самого начала.

В этом задании появляется следующая трудность — переход с внутреннего ребра на наружное и обратно. Центр тяжести при этом должен быть устойчиво над средней частью лезвия, особенно при движении назад. Кроме колен в этом упражнении активно работает туловище вместе с плечевым поясом. Для более быстрого понимания, детям можно подсказать, что движение руками и плечами напоминает поворот руля руками при езде на велосипеде. Колени активно работают, рисуя в воздухе полукруг и двигаясь вниз-вверх. Надо внимательно следить за основной стойкой фигуриста, следить, чтобы плечи были ровными.

Упражнение №5 «Самокат»

Следующее упражнение «самокат» дает начало скольжению на ребрах по дугам и подготавливает к освоению перебежек вперед. Дети обычно в курсе того, что представляет собой катание на самокате: одной ногой толкаешься, на другой ноге едешь. Диаметр круга должен быть 5-8 метров. Дети встают в круг друг за другом таким образом, чтобы правая нога оказалась внутри круга. Она будет опорной, а левая толчковой. При этом надо показать, как немного наклонить корпус в круг. Начинаем отрабатывать скольжение на наружном ребре. Например, три раза толкаемся левой ногой, поднимаем ногу, укорачивая ее в бедре, чтобы проехать на правой ноге с общим наклоном туловища в круг.

Затем это движение делаем в эту же сторону на левой ноге, отрабатывая внутренне ребро, что будет сделать тяжелее, потому что в этом случае свободную ногу надо сократить и удерживать равновесие. Затем меняем направление движения и делаем то же самое с другой ноги. Очень важно развивать в детях двусторонность движений, чтобы они могли одинаково хорошо выполнять элементы скольжения в обе стороны.

Сокращение ноги в бедре детям надо объяснить отдельно на занятиях по ОФП. Дети быстрее улавливают это движение, если с ними поиграть в «пингвинов», которые ходят по льдине, не сгибая коленей.

При правильном выполнении «самоката» нарастают и скоростные качества скольжения, так как ребенок всю тяжесть своего тела держит на одной ноге, при этом едет на ребре, что представляет собой очень тонкое лезвие.

На основе «самоката» можно закладывать будущие дуги: достаточно попросить проехать на ноге подальше или подольше. Кстати, на этом же упражнении можно закладывать такой элемент, как спирали. Обычно ласточку учат делать детей по прямой, хотя она в таком виде будет никому не нужна. Гораздо эффективнее учить ласточку на «самокате», на дугах, когда уже дети более уверенно себя ощущают.

Упражнение №6 «Прыжки»

Прыгать надо начинать практически с первых дней занятий, как только малыши начнут увереннее держаться на льду. С чего начинать? Надо делать из снега небольшие валики (не в коем случае на лед не выносить никакие предметы типа веревок, кубиков и т.д.), и дать задание в виде игры-соревнования, кто на двух ногах с места перепрыгнет этот валик. Для начала каждому предстоит преодолеть страх. Конечно, у всех будет получаться по-разному. Чем увереннее дети будут кататься, тем больше надо усложнять задание: прыгать с разбега кто выше или кто дальше, при этом обязательно следить за работой коленей.

В зале на занятиях ОФП в первый год обучения самое главное внимание надо уделять развитию отталкивания. Для этого хорошо прыгать в длину, высоту, прыгать через скакалку, подпрыгивать на двух ногах, а приземляться на одну и наоборот.

Работа над отталкиванием, вылетом очень важна, так как часто тренеры совершают ошибку, начиная крутить туры без достаточной проработки выталкивания. Это приводит к ошибкам в технике прыжков, потому дети начинают прыжки скручивать сразу, не отрываясь ото льда, пропуская фазу отталкивания. Особенно сложно эта ошибка исправляется в прыжке Аксель.

Упражнение №7 «Вращение»

На первом году обучения вращение не является изучаемым элементом, но готовиться к этому элементу можно начинать на базовом элементе «змейка». Для этого разгоняемся «змейкой», потом резко закручиваем плечи и проворачиваемся на двух ногах вокруг своей оси. При этом надо все время следить, чтобы дети ровно стояли, а плечи и голова шли в сторону закручивания.

Упражнение №8 «Саночки»

Это упражнение является подготовкой к «пистолетику», а в будущем к вращению в волчке. Дети должны набрать ход и присесть на корточки. Ноги должны быть на ширине плеч. Но для того, чтобы им не упасть назад, необходимо вытянуть руки вперед, как бы пытаясь дотянуться до льда впереди себя. Таким образом, центр тяжести будет смещен на переднюю часть конька, в противном случае дети будут падать назад. В начале разучивания упражнения можно разрешать детям садиться неглубоко, но поощрять это не стоит. «Саночки» учим как вперед, так и назад.

Упражнение №9 «Змейка в санях»

Следующий этап — сделать «змейку в санях» с переднего и заднего хода. В этом упражнении энергичная работа корпусом вправо-влево является залогом успеха. Это упражнение хорошо укрепляет ноги, заставляет ребенка балансировать своим центром тяжести, чтобы устоять и является своеобразной подготовкой к перебежкам назад.

Упражнение №10 «Поворот тройка»

Освоение поворота «тройка» является финальной, заключительной задачей первого года обучения. Когда дети уже умеют делать «самокат», «змейку», когда они уже более-менее овладели ребром, можно начинать учить «тройку», не дожидаясь, когда они овладеют дугами. Осваивая поворот, дети будут отрабатывать схему поворота, основной прием. Учить надо с левой и правой ноги, внутрь и наружу.

Тройка –- основа всех поворотов, которую без работы плечевого пояса выполнить невозможно. Именно корпус в фигурном катании является основой, толчком движения. Ребенок начинает движение на одной ноге, потом он должен резко повернуться, скрутив туловище, включая таз, и поехать назад. Таз должен повернуться за туловищем на 180 градусов. Здесь главное поймать инерционное движение. Тренер должен подстраховать каждого ребенка, направляя его в нужную сторону движения. Точно также можно начинать учить вращение на одной ноге. После «тройки» детям легко переходить к изучению перекидного прыжка.

Игры и соревнования

В конце каждого занятия надо детям предлагать игры в основном эстафетного порядка. Группа разбивается произвольно на команды, каждый участник выполняет задание, такие как змейки, фонарики, саночки и прочее. Игры очень полезны в обучении, так как азарт соревнований раскрепощает детей, и они свободнее себя ведут, не боятся упасть.

Соревнования, зачеты должны проводиться как праздники для детей и родителей. Это могут быть эстафеты, игры на льду, «показательные» выступления. В конце сезона надо делать зачетные занятия с оценками. Я не советую судить по 6-балльной системе и не потому, что она устарела, просто оценки 2.0 или 2.5 ничего не говорят детям и родителям. Оценки по 5-балльной школьной системе могут вызвать психологическую травму, если поставить «2» или «1». Судить лучше по 10-балльной системе, потому что оценка «5» воспринимается хорошо, а уж «8» или «9» просто отлично. На первых соревнованиях нервы родителей и детей стоит поберечь.

Второй год обучения должен подготовить детей к выполнению разряда «Юный фигурист».

Источник

Г лава 6. Начальное обучение фигурному катанию

1 год обучения фигурное катание. Смотреть фото 1 год обучения фигурное катание. Смотреть картинку 1 год обучения фигурное катание. Картинка про 1 год обучения фигурное катание. Фото 1 год обучения фигурное катаниеС овременный высокий уровень развития фигурного катания на коньках предъявляет особые, весьма высокие требования к процессу начального обучения фигуристов. Известно, что именно этот этап во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. В настоящее время практика фигурного катания дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в дальнейшем. Поэтому уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сверхсложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, числа повторений элементов и т. п.

Прочный фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет вестись целенаправленная подготовка к изучению совершенного владения коньком, обязательных фигур, шагов, спиралей, вращений и прыжков, т. е. всего комплекса движений фигуриста. Необходимо, чтобы при овладении простейшими элементами фигуристы имели представление о наиболее рациональных перемещениях по катку, расположении элементов на площадке, умели логично соединять элементы различных групп (разбег — прыжок, прыжок — вращение и т. д).

Фигуристы должны быть знакомы с основными упражнениями общей и специальной физической подготовки (см. главу XIII), Важное значение имеет также овладение основами эстетики катания. Только многогранное развитие двигательных качеств и навыков может позволить фигуристу в дальнейшем свести к минимуму число так называемых слабых мест подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наряду с занятиями общей и специальной физической, хореографической и другими видами подготовки наиболее важное место для новичков имеет специальная техническая (ледовая) подготовка.

Обучение катанию на коньках. Оно начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новичков знакомят с двумя видами скольжения вперед: скольжением по прямой линии и скольжением по дуге. Скольжение вперед по прямой выполняется отталкиванием ребром конька при мягком положении колена опорной ноги с поочередным переносом веса тела с толчковой ноги на опорную. При правильном выполнении этого движения на льду остается след, похожий на рисунок елочки. Характерными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия при одноопорном скольжении. Чтобы избежать этих ошибок, нужно делать толчки средней частью конька и использовать упражнения, совершенствующие чувство равновесия. Одно из таких упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т. д.

Скольжение по дуге является основным движением фигуриста, входящим во все виды фигурного катания. Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах — змейку (рис. 12). При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение.

Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик (рис. 12), в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног.

1 год обучения фигурное катание. Смотреть фото 1 год обучения фигурное катание. Смотреть картинку 1 год обучения фигурное катание. Картинка про 1 год обучения фигурное катание. Фото 1 год обучения фигурное катание
Рис. 12. Упражнения начинающих фигуристов на льду

К числу движений, вызывающих определенные трудности у новичков, относятся толчки. Для овладения ими рекомендуются: имитация толчков с опорой на скользящий впереди предмет (рис. 13), а также отталкивание от бортика в двухопорном и одноопорном положении, толчки на дальность скольжения. Овладению правильным толчком способствует упражнение «самокат», при котором толчок постоянно выполняется одной ногой со скольжением на опорной, руки в стороны.

1 год обучения фигурное катание. Смотреть фото 1 год обучения фигурное катание. Смотреть картинку 1 год обучения фигурное катание. Картинка про 1 год обучения фигурное катание. Фото 1 год обучения фигурное катание
Рис. 13. Упражнения для обучения скольжению

Обучение остановкам является важной частью программы обучения новичков. Различают остановки в двухопорном и одноопорном положении. Наиболее простой является Т-образная остановка. Торможение в этом случае осуществляется при скольжении вперед в двухопорном положении путем давления на внутреннее ребро ноги, находящейся сзади. Опорная нога слегка согнута, руки разведены в стороны. Более сложной является остановка, в которой торможение достигается поворотом двух ног перпендикулярно к направлению движения. Одна нога на внутреннем ребре конька, другая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Тело слегка наклонено в сторону, противоположную направлению движения.

Распространенными видами торможения являются остановки; способами «полуплуг», «плуг», ребром конька в одноопорном положении (рис. 14). При торможении первым способом занимающийся выносит ногу вперед, разворачивает стопу поперек движения. Торможение осуществляется давлением на внутреннее, ребро конька. В момент выполнения торможения ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая.

1 год обучения фигурное катание. Смотреть фото 1 год обучения фигурное катание. Смотреть картинку 1 год обучения фигурное катание. Картинка про 1 год обучения фигурное катание. Фото 1 год обучения фигурное катание
Рис. 14. Различные способы торможения

Способ «плуг» по своей технике схож с торможением «полуплуг». Отличие состоит в том, что торможение осуществляется обоими коньками. В момент торможения занимающийся сгибает ноги, поворачивает их носками внутрь и нажимает на внутренние ребра.

Остановка ребром конька в одноопорном положении сложна для новичков. Это объясняется необходимостью выполнить плавный переход от скольжения к торможению. Принцип выполнения торможения такой же, как и в способе «полуплуг». Указанные способы остановок применяются при выполнении скольжения вперед. Встречающиеся в практике способы торможения — носком, пяточной частью — неправильны, часто приводят к нежелательным навыкам. Так, например, использование носковой части конька для выполнения не только торможения, но и толчка является грубой ошибкой и противоречит правилам. Торможение пяточной частью конька в большинстве случаев неэстетично и затрудняет дальнейшее освоение приемов правильного торможения ребрами конька.

Чтобы остановиться при скольжении назад, занимающийся ставит ногу на внутреннее ребро, перпендикулярно к направлению движения, и переносит на нее вес тела.

Дуги. Подготовка к исполнению обязательных фигур связана в первую очередь со скольжением по дугам, кривизна которых соответствует кривизне обязательных фигур, скольжением по спиралям и кривым, близким к окружности. Юных фигуристов нужно ознакомить с понятием о продольной и поперечной осях фигуры, линиях «коридора» и другими характеристиками геометрии обязательных фигур. Хорошо, если скольжение по дугам выполняется с различными положениями рук и свободной ноги.

Перетяжки. Овладение перетяжками, начинается с имитации на месте с помощью тренера. Затем исполняются змейки на двух ногах, кривизна которых соответствует кривизне перетяжки. Хорошо, если на льду есть ориентиры: комочки снега, фишки, флажки. В дальнейшем переходят к имитации перетяжки при скольжении с помощью тренера и без него.

Тройки. Это наиболее простые повороты. Имитация тройки на месте, в движении с фиксацией положения тела до и после выполнения тройки относится к начальному этапу разучивания. Выполнение тройки как элемента произвольного катания способствует быстрому ее овладению.

Для подготовки к исполнению петлевых фигур скользят по маленьким полуокружностям и окружностям, близким по размеру росту юного фигуриста.

Шаги. Наиболее распространенной разновидностью шагов является перебежка. Упражнение служит хорошим средством для набора скорости скольжения, является связующим элементом в программе. Первые попытки выполнения упражнения иногда приводят к ошибкам. К ним в первую очередь относятся толчки носком и вертикальные перемещения туловища. Упрощенным вариантом перебежки является перебежка, выполненная с двухопор-ным скольжением на четыре счета. К простейшим шагам относятся: беговые шаги, троечный и четырехшажный переход, а также серии других шагов. Комбинации этих элементов необходимо постоянно усложнять, подбирая те из них, которые способствуют овладению выраженной реберностью скольжения, заставляют скользить по крутым дугам разной конфигурации.

Спирали. Для овладения ими рекомендуются скольжение на двух ногах с переходом в циркуль вперед-внутрь и назад-внутрь, полуласточки, скольжение в приседе, пистолетик, ласточки, кораблик на согнутых ногах.

Вращения. Разучивание этих важных элементов начинается с простых вращений, выполняемых на двух ногах с места и за-тем с небольшого разбега из положения выпада. Основное внимание должно быть уделено обучению центрованности и скорости вращения. В дальнейшем из вращения на двух ногах переходят к вращению на одной: левой и правой.

Прыжки. Разучиванию этой важнейшей группы движений предшествуют простейшие прыжковые упражнения: подскоки на месте, в движении, по прямой, перепрыгивание с одной ноги на другую, прыжки через снежный валик. Далее следуют прыжки на двух ногах вполоборота, вполоборота с двух ног на одну, серии этих прыжков («блинчики»). Рекомендуются прыжки с бортика (высота 10—20 см) с двух ног на одну, прыжки с бортика вполоборота с двух ног на одну, подскоки разных видов. Овладению прыжками с большим числом оборотов способствуют: прыжки на двух ногах в один оборот, выполняемые из скольжения вперед и назад, перекидной «козлик», сальхов с двухшажного подхода, по-луфлип.

Расположение элементов на площадке. С первых шагов на льду необходимо изучать различные формы разбега к прыжкам, разнообразные подходы к вращениям. Умение располагать шаги, спирали, прыжки и вращения на площадке очень важно для фигуристов любой квалификации. Обязательной частью занятий с начинающими должно быть объяснение основных правил расположения элементов на площадке, их ориентации по отношению к судейскому бортику.

Формирование эстетических основ связано в первую очередь с обучением исполнению элементов под счет, метроном,музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а затем с более сложным. Другая сторона этого процесса — овладение комплексом основных хореографических упражнений в зале и. на льду (см. главу V).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основной формой учебно-тренировочной работы при начальном обучении являются групповые занятия в зале, на спортивной площадке, на льду. Время занятий — 45—60 мин с обязательным 10—15-минутным перерывом. При организации и проведении занятий необходимо учитывать возраст занимающихся, их индивидуальные особенности.

Когда юный фигурист приступает к занятиям на льду, целесообразно дать ему походить по хорошо утоптанному снегу вперед, назад, в стороны, сделать приседания на месте для того, чтобы обрести уверенность. С первых же шагов на льду самое пристальное внимание должно быть уделено осанке фигуриста, так как первые попытки часто приводят к падениям. Необходимо, чтобы внимание занимающихся было обращено на поддержание рационального положения тела, предотвращающее травмы. Ноги должны быть согнуты, руки слегка вытянуты вперед. При этом недопустимо акцентировать внимание на самом факте падения и тем более его разучивании. Фигуриста с первых же шагов необходимо готовить к четкому и стабильному выполнению элементов, а не к «спасительному» падению при ощущении малейшего неудобства.

Изучение основ фигурного катания должно осуществляться в последовательности, предусматривающей одновременное изучение упражнений со скольжением вперед и назад, включением в каждое занятие упражнений из различных групп движений.

В отдельных случаях обучения необходима помощь тренера. Катание с тренером или опытным фигуристом позволит юным фигуристам уточнить характер движений изучаемых упражнений, предотвратит возникновение неправильных навыков, травм.

Чрезвычайно важно использование в процессе обучения игрового метода. Посредством игр, в которых должны присутствовать изучаемые элементы, совершенствуются навыки катания на коньках, воспитывается ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость. Ниже дается описание нескольких простых игр.

Эстафетный бег на коньках. Группа делится на несколько команд в зависимости от количества занимающихся. Ребята бегут до условного места. Выигрывает команда, быстрее всех преодолевшая расстояние.

Эстафетный бег можно усложнить по мере освоения программного материала ходами скольжения вперед, назад, прыжками через препятствия. Здесь также можно рекомендовать бег по прямой на скорость, задание с усложнением: первая половина расстояния — скольжение вперед, вторая — скольжение назад.

«Слалом» (разновидность эстафетного бега). Каждый участник команды должен объехать флажки с правой и с левой стороны поочередно. Эти флажки расставляются перед каждой командой. Целесообразно чередовать бег вперед, назад, шаги.

На льду можно проводить игры, составленные из регламентированных двигательных действий, являющиеся упрощенным вариантом круговой тренировки, так называемой цепочки. Занимающиеся должны выполнить обусловленные заранее задания в определенной последовательности в обозначенных местах ледяной площадки. Упражнения выполняются от ориентира до ориентира. Вот примерный перечень таких заданий: дуги вперед-наружу, фонарики, змейка, прыжок с двух ног на две в скольжении вперед, вращение на двух ногах с небольшого разбега, остановка (любым способом).

Лучше, если выполнение игровых заданий осуществляется поточным способом, чтобы повысить плотность занятий.

В начальном периоде обучения целесообразно соблюдать принцип симметричного исполнения упражнений. Фигурист должен стремиться делать попытки выполнять основные упражнения в обе стороны как на левой, так и на правой ноге. Соблюдение этого правила способствует равномерному и разностороннему физическому развитию фигуриста. Соблюдая принцип симметричности в начальном обучении, можно легко и естественно разделить фигуристов с правым и левым вращением.

Существенное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии могут возникнуть переутомления, что отрицательно влияет на развитие организма.

Важным моментом начального обучения является постоянный педагогический и врачебный контроль, а также текущая оценка успеваемости. Это позволяет занимающимся судить о росте своего мастерства от занятия к занятию.

Необходимо подчеркнуть особо важную роль тренера в подготовке и воспитании начинающих фигуристов. От его повседневной вдумчивой работы во многом зависит не только успешное овладение основами фигурного катания, но и формирование личности начинающего фигуриста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *