1 многообразие художественных практик технологического искусства
Современное искусство: зачем ему технологии и кто его объяснит
Современное искусство вызывает шок и отторжение у одних людей и невероятный интерес — у других. Художники стали создавать высокотехнологичные проекты. Но чтобы они были успешными, приходится выбирать: ориентироваться на запросы массовой аудитории или на признание кураторов и музеев.
В подкасте общаемся с членами жюри проекта Digital Earth, виртуальной платформы цифрового искусства, запущенной Фондом поддержки современного искусства Винзавод и re: Store зимой 2020. Антонио Джеуза, доктор философии, специалист по видеоарту и куратор, рассказал, какое искусство создано для размышления, а какое — для развлечения.
Светлана Тэйлор, искусствовед, независимый куратор, директор программы на кафедре дизайна РАНХиГС, объяснила, почему иногда художник хотел бы использовать высокие технологии, но не может этого сделать.
Ведущий подкаста — Гоша Рудаков, мультимедийный продюсер РБК Трендов.
Таймлайн беседы
1:34 — Что такое технологии?
7:49 — Заменят ли роботы художников?
9:15 — Какие технологии используют современные художники?
14:48 — Чем современное искусство отличается от массового?
22:50 — Как художники могут способствовать развитию технологий?
24:27 — Конкурирует ли высокотехнологичное искусство с тем, к которому мы привыкли?
35:18 — Какие тренды будут в ближайшее время в современном искусстве?
Технологии и проблема авторства
Когда в начале XIX века изобрели фотографию, это вызвало в обществе ненависть и презрение. Эксперты говорят, что именно тогда техническое устройство впервые стало соавтором произведения. Оно эволюционировало до того, что сейчас оно есть в каждом смартфоне. Кажется, что со временем технология сможет заметить самого автора.
Раньше люди боялись фотоаппарата, будто он забирает души люди. Светлана Тэйлор замечает: сейчас похожее отношение к искусственному интеллекту. Люди боятся, что алгоритмы «украдут» у них способность что-то создавать.
Искусственный интеллект создает человек. Оценивает работу алгоритмов, удивляется и пугается их совершенству также человеческий разум. Поэтому робот не заменит художника, думает Антонио Джеуза. Но искусственный интеллект становится отдельным направлением современного искусства.
Технологичные направления современного искусства
Каждые пять лет в немецком Касселе проходит международная выставка современного искусства documenta. Крупнейшей за 60 с лишним лет существования программы стала documenta 6 1977 года — она же ознаменовала собой важный этап в развитии интерактивного, высокотехнологичного искусства. Приуроченная к 150-летию фотографии, выставка акцентировалась на визуальной стороне искусства: например, тогда состоялось первое в мире лазерное шоу.
Сегодня художники активно работают с мультиканальными интерактивными инсталляциями, с генеративным, роботическим искусством, с био-атром (интервью с его основателем Джо Дэвисом здесь) и, шире, с сайнс-артом, с голограммами (в России — в меньшей степени). Пионеры net-арта — российские художники начала 1990-х годов Ольга Лялина, Олег Шульгин. Есть также технологии мэппинга — проекции на фасадах зданий.
В перспективе будут развиваться экранные технологии, а также проекты, направленные на поиск идентичности, считают эксперты.
Какие проблемы связаны с высокими технологиями в искусства
В России мало художников, которые хорошо разбираются в техническом оборудовании для своих работ, рассказывает Антонио Джеуза. Но и те, кто хотел бы создавать высокотехнологичные проекты, сталкиваются с рядом проблем.
То, какие технологии задействованы на выставке, зависит от финансовых возможностей проекта, говорит Светлана Тэйлор. Компании, которые продают технологии, не встроены в систему поддержки современного искусства. По словам куратора, для того, чтобы это происходило, нужно менять культурную политику.
Экспериментальные разработки требуют вложений. Но если в сфере энергетики, системе безопасности или работы с данными это обусловлено экономически, то современное искусство финансируется менее охотно, объясняют эксперты.
Есть и другие проблемы. Не хватает высокотехнологичных площадок, где можно было бы показывать проекты. При мэппинге нужно договариваться с местными властями, чтобы установить технику в городе, перекрывать улицы.
В чем ценность современного искусства
Массовое искусство может нравиться публике и, следовательно, хорошо финансироваться — кураторы приводят в пример шоу «Ожившие полотна».
Современное искусство же может не быть популярным, но помогает понимать мир, объясняют эксперты. Это не только эстетическая, но и философская практика. Художник знает контекст истории искусств — авторов, с которыми он ведет диалог. И при этом он должен вести интеллектуальное общение со зрителями.
Художники видят то, что могут не замечать ученые. Например, в направлении net-арт разработали концепции, которые потом стали частью программирования и способствовали развитию интернета, говорит Антонио Джеуза.
Своеобразный «знак качества» как для классического, так и для современного искусства — музей. Причем скорее государственный: частные музеи часто подчинены логике коллекционера, уточняет Джеуза. Попав в коллекцию Пушкинского музея, «Третьяковки», Эрмитажа, Помпиду, Тейт, произведение приобретает культурное бессмертие. Даже если для художников была чуждой и враждебной концепция музея, как в случае с группой «Флюксус». Подробнее о технологиях в современном музее читайте здесь.
По мнению экспертов, искусство, которое создается прямо сейчас, должно пройти проверку временем. Кураторы и искусствоведы помогают отбирать то, что действительно ценно.
Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Telegram и Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.
Hi-tech в искусстве: как современные технологии помогают художникам работать
Высокие технологии произвели революцию в бытовых и профессиональных аспектах жизни. Цифровым способом контролируются маркетинг, проектирование и производство. Мир искусства также прибегает к помощи hi-tech: художники используют новые инструменты для создания работ, галереи и музеи — способы организации выставочных пространств.
Какие возможности открыли инновации для арт-сообщества и почему развитие арт-технологий — будущее искусства, рассказала Анастасия По, арт-директор художественной галереи Dordor Gallery в Москве.
Современные авторы выходят за рамки одной плоскости. В стремлении создать объёмные работы прибегают к помощи 3D-печати. Роб и Ник Картеры — передовые художники из Великобритании, которые воссоздали картину «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.
Команде потребовалось сначала смоделировать 3D-модель, затем напечатать её в восковой бронзе. Роб и Ник подарили новую жизнь работе постимпрессионизма.
Уличное искусство (вслед за классическим) также использует блага аддитивных технологий. В 2013 году дизайнер Джи Ли напечатал на 3D-принтере 10 тысяч маленьких статуй кроликов, которые спрятаны в разных уголках мира: от Южной Кореи до Соединенных Штатов Америки. Проект получил название Mysterabbit. Каждый желающий может скачать 3D-файл и самостоятельно распечатать кролика.
Виртуальная реальность считалась прерогативой разработчиков игр, космических агентств и военных учебных заведений. Современные художники нашли в ней альтернативный способ самовыражения. Например, Грехтен Эндрю, художница из Лондона, одна из пионерок VR, создала Alternate Reality.
Её проект считается первым в мире шоу по виртуальной реальности. Эндрю при работе над картинами часто использовала Google Glass и снимала видео и фотографии процесса, а затем включала отснятый материал в шоу. Посетитель надевал очки виртуальной реальности и видел не только картину, но и историю создания.
Мэтт Коллишоу, другой художник из Лондона, на персональной выставке Thresholds использовал VR для воссоздания первой в мире крупной выставки фотографий 1839 года. Автор видит фотографию как базис для всех последующих инноваций на визуальной основе. Цель проекта — предоставить зрителю портал в прошлое и обратить внимание к процессу рождения фотоискусства.
Искусство и наука создают уникальный симбиоз. Беспилотники считаются военным летательным аппаратом. Художники меняют представление широкой публики о дронах. «Однажды ничто» — коллективная выставка международных художников, которая прошла в Канаде в 2016 году.
Авторы исследовали с помощью видео, скульптур и фотографии культурное пространство и эстетику беспилотников, возможность использовать летательный аппарат как материал для искусства.
Например, IOCOSE, один их участников, представляет с помощью фотографий жизнь военных дронов в мирное время. В одном сценарии беспилотники — спортсмены гонки на 100 метров. В другом сценарии дроны изображаются в моменты скуки, поворачивают свои технологии наблюдения на себя, чтобы сделать домашние селфи.
Ars Electronica Futurelab ищет новые формы самовыражения и рассматривает дроны как инструмент для создания современного искусства. Трёхмерные фигуры сделаны с использованием снимков с большой выдержкой специальных беспилотников Spaxels.
Музеи и галереи интегрируют интерактивные технологии, чтобы изменить способ взаимодействия между зрителями и экспонатами. Виртуальные туры на мобильных устройствах, интерактивные полы и стены, системы мультитач (позволяют посетителям виртуально манипулировать и контролировать контент на экране с помощью движений рук).
Cooper-Hewitt — музей в Нью-Йорке, который предоставляет посетителям 4K-таблицы с сенсорным экраном. Зрители получают изображения в высоком разрешении и информацию о предметах из музейной коллекции.
При покупке входного билета посетитель получает интерактивную ручку, которая позволяет «собирать» и «сохранять» объекты галереи. Зритель прижимает плоский конец пера к метке музея и собирает информацию об экспонате. Данные можно перенести в таблицы или хранить в личном кабинете на сайте музея для дальнейшего коллекционирования и изучения.
В Москве самый интерактивный музей — Еврейский музей и центр толерантности. Центр предоставляет зрителю для изучения истории панорамные кинотеатры, аудиовизуальные инсталляции и интерактивные экраны.
На гигантском интерактивном столе посетители наблюдают историю перемещения евреев по миру, а интерактивный спектакль рассказывает о послевоенном периоде — времени эмиграции и антисемитизма. Музей применяет высокотехнологические инновации в диалоге со зрителями любого возраста: в детском центре и на арт-классах.
Использование науки и технологий в искусстве меняет облик художественных произведений. Современные авторы предоставляют зрителю возможность увидеть привычные полотна в трёхмерном измерении, окунуться в прошлое или попасть в альтернативную реальность с помощью VR-технологий, взглянуть на привычные вещи под новым углом.
Актуальное искусство дарит интерактивные, иммерсивные впечатления публике. Работы художников с помощью hi-tech показывают, что высокие технологии могут применяться с энтузиазмом и воображением.
Художественные экспозиции в галереях предназначены для общения с гостями. Галеристы вызывают на диалог зрителя, заставляют обсуждать процесс создания работ с использованием инноваций. Разрушение физических барьеров и привлечение посетителей стать частью процесса — выводят музеи и галереи на новый уровень.
Как понимать технологическое искусство
Об истории, смыслах, направлениях и художниках
По случаю запуска выставочного и образовательного проекта TECHNE, который можно увидеть с 15 декабря по 28 января в ГЦСИ, мы поговорили с его куратором Натальей Фукс и составили подробный гид по самому важному российскому и зарубежному технологическому искусству.
В традиционной схеме, разделяющей физиков и лириков, взаимоотношения искусства и технологий выглядят весьма проблематичными. Еще с эпохи Ренессанса существует привычный водораздел между инженерией и технологиями, с одной стороны, и искусством — с другой. Но если, как это делают современные историки медиаискусства, под технологиями понимать и традиционные средства выразительности, и новые медиа, то вся история искусства оказывается изложением взаимоотношений искусства и технологий. Определенный формат работы художника с последними технологическими и инженерными новинками развивался еще с той же самой эпохи Ренессанса; Леонардо да Винчи, как известно, себя считал в первую очередь инженером. В современном же понимании технологическое искусство отсылает нас в XX век, когда появились соответствующие медиа: фотография, кино и компьютер.
На Западе пионером технологического искусства стала группа под названием Experiments in Art and Technology, чьей задачей была интеграция новейших медиатехнологий в искусство. Это объединение выросло из серии перформансов «9 вечеров», организованных Робертом Раушенбергом и другими концептуалистами вместе с группой инженеров компании Bell Labs во главе с Билли Клювером. В рамках перформанса, например, шла игра в теннис напичканными проводами ракетками, при каждом ударе которых в зале выключалась одна лампочка — вплоть до полной темноты; за авангардное звуковое наполнение пространства в режиме реального времени отвечал в том числе Джон Кейдж. Впоследствии эта группа создала знаменитый павильон Pepsi на «Экспо-1970» в Осаке — футуристичную, окутанную туманом сферу с гигантским зеркальным куполом внутри и уникальной для своего времени аудиовизуальной начинкой, созданной концептуалистами. С этого периода, можно сказать, началась коммерциализация и институционализация медиаарта и технологического искусства.
В России практики технологического искусства развивались и до 90-х годов и отражали те процессы, которые происходили на Западе еще в 60-е и начале 70-х годов. Точкой сборки для советского комьюнити технологического искусства был НИИ «Прометей» при Казанском авиационном институте, образованный Булатом Галеевым. Это бюро, по сути, было зеркалом Experiments in Art and Technology, объединяло инженеров и художников и имело очень тесные связи со всеми аналогичными авторами за рубежом вроде Николя Шеффера или Франка Малины. Благодаря своей научно-исследовательской деятельности Галеев мог создавать и собирать вокруг себя главные образцы технологического искусства в России.
Наталья Фукс,
куратор проекта TECHNE
«Цель платформы TECHNE — погрузить зрителей в новые форматы технологического искусства в контексте общей теории искусства.
В течение ХХ века у многих людей формировался новый подход к созданию произведений искусства, так что для современного художника использование одного типа медиа не является обязательным. Эксперименты с искусственным интеллектом, 3D-печатью — это сейчас новые форматы искусства, которые уже спустя несколько лет будут считаться стандартными арт-практиками.
В последние лет пять очень большую роль стали играть практики, которые производят эдакий wow-эффект, и для художников технологического искусства, которые работают, в частности, с критикой технологий, это стало проблемой. Когда зритель не понимает, как именно работает технология, то возникает ощущение недоверия, и сообщение художника оказывается потерянным. Для нас важна связь технологического компонента и содержания, которое должно быть воспринято и прочитано зрителем.
Вообще в технологическом искусстве есть две главные идеи, на мой взгляд: идея иммерсии, отчасти связанная с укорененным в человеческой психике желанием построить вокруг себя максимально комфортную и приятную среду. Вторая, кибернетическая идея — это создание автономных и «умных» систем, с которыми можно взаимодействовать и которыми можно дополнять человека. Все жанры технологического искусства так или иначе крутятся вокруг этих двух идей, о которых можно рассуждать только с помощью технологий — нельзя изобразить и познать автономную систему искусственного интеллекта с помощью красок и холста».
ГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО – создание произведений в реальном времени с помощью различных технологических средств, в первую очередь компьютерных программ
Фридер Наке
Математик по образованию, немец Фридер Наке является одним из пионеров компьютерного искусства. Его Polygon Drawings — один из ранних примеров создания визуального искусства с помощью программы собственного авторства, которая в данном случае на основе вероятностного подхода (у Наке — докторская степень как раз по теории вероятности) выдает паттерн и определяет его цвет.
STAIN
Известная московская студия, занимающаяся созданием масштабных генеративных аудиовизуальных инсталляций, некоторые их которых можно было наблюдать на московских улицах (в частности, в ходе фестивалей «Круг света» и MIGZ). Здесь компьютерный код как форма абстрактного знания генерирует абстрактные визуальные паттерны.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ИСКУССТВО – сегодня само понятие интерактивности подразумевает наличие машины или вообще технологии, которая выступает медиатором при коммуникации — и искусство с радостью исследует эту сферу
Соня Чиллари
Художница, сотрудничавшая с главными медиаарт-институциями вроде роттердамского V2_, в Sensitive to Pleasure Соня Чиллари создает иммерсивное пространство, где зритель взаимодействует с обнаженным телом другого человека, которое служит как «человеческая антенна посреди электромагнитного поля» — получается такой человеческий терменвокс на основе технологии Амбисоник, в то время как сигналы этого взаимодействия с помощью специальной аппаратуры передаются в тело находящейся в соседнем помещении художницы. В общем, хитрая штука.
Ольга Киселева
В интерактивной работе «Как вам угодно» директора Центра науки и искусств Сорбонны Ольги Киселевой зрители смотрят в специальное устройство, определяющее их цвет глаз и окрашивающее в этот цвет фрагмент здания, парижского Центра Помпиду например.
ТЕХНОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – использует биологические материалы и организмы в соединении с современными технологиями
Гай Бен Ари
В своем проекте cellF австралийский художник Гай Бен Ари (не путать с известным израильским живописцем) создал мини-оркестр из нейросети, собственных клеток и аналоговых синтезаторов, которые этой нейросетью управляются. Звучит все фантастично — и выглядит подобающе.
Ипполит Маркелов из группы 18 apples
Участник группы 18 apples и кандидат биологических наук, Ипполит Маркелов попал в федеральные новостные ленты благодаря таракану-киборгу: чипованному южноамериканскому таракану, движения которого контролируются с помощью нейроинтерфейса. Границы между биологией и техникой в данном случае нет даже условной.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – исследует темы движения, которые основываются на традиционной механике и физике и за счет этого, в каком-то смысле, более доступны
WHITEvoid
Одну из работ берлинской студии WHITEvoid москвичи видели в «Цветном»; на видео — кинетическая световая инсталляция для ярмарки электроники IFA 2013 в родном для студии Берлине. Красиво, изящно и монетизируется хорошо.
Вячеслав Колейчук
«Атом» — абстрактная, мерцающая разными цветами под музыку авторства Льва Термена сфера, созданная для Курчатовского института. Это едва ли не самая известная работа легендарного советского художника и архитектора Вячеслава Колейчука, чьи предметы также населяют мир бессмертной картины «Кин-дза-дза».
РОБОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – работа с образами и технической начинкой роботов
Нам Джун Пайк
Американо-корейский художник Нам Джун Пайк известен прежде всего как отец-основатель видеоарта, но при этом он мог талантливо соединять свою любовь к аналоговым медиа с эстетикой робототехники.
Дмитрий Морозов ::vtol::
Объекты, созданные известным российским художником ::vtol:: вряд ли получится объяснить в двух словах: в его работах железо, алгоритмы и органика всегда связаны максимально причудливым образом. Работа «Волновод» — это история о том, как специальный механизм крутит провод, камера оцифровывает эти движения, и при помощи специального алгоритма все в конечном итоге становится звуком.
СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО – работа с образами и технической начинкой роботов
Радикальные пионеры сетевого искусства из Голландии, в анархистско-постмодернистской манере перетряхивающие и переворачивающие с ног на голову визуальную интернет-культуру. Достается всем: от видеоигр вроде Quake и Max Payne и гугл-карт до посетителей веб-сайта арт-группы.
Даня Васильев
Проживающий в Берлине художник, программист и хактивист, автор концепции и манифеста «Критической инженерии», известный своим крайне политизированным искусством, во многом посвященным технической инфраструктуре слежки и социального контроля. PRISM — устройство, считывающее данные с находящихся поблизости устройств без ведома их хозяев, с которыми можно ознакомиться, взглянув на вращающуюся призму.
АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – рефлексирует над тем фактом, что наша жизнь так или иначе структурирована алгоритмами, будь то биологическими или компьютерными
Манфред Мор
Манфред Мор, ровесник (обоим в 2018-м стукнет восемьдесят) и соотечественник Фридера Наке — также пионер компьютерного искусства, который в поисках рационального искусства еще в конце 60-х пришел к созданию собственных алгоритмов, играющих с простыми абстрактными объектами.
Егор Крафт
Российский художник, объединяющий одновременно художественные традиции Санкт-Петербурга, Москвы, Лондона, Берлина и Вены, проактивно исследует социальные аспекты пришествия новых медиа, а также как технологические, так и социальные алгоритмы, связанные с современной цифровой культурой. В ироничной работе URL Stone на мраморной плите высечен адрес ссылки на Википедию, где можно узнать об истории и бэкграунде этой плиты.
1. Взаимодействие искусства и технологий: перспективы развития.
По заключению исследователей проблемы взаимодействия искусства и техники, в настоящее время все более ощутима несогласованность в отношениях между областями искусства и миром технологий.
На протяжении всей истории человечества искусство и наука повсеместно и многогранно взаимодействовали. Существуют области, когда именно искусство воздействует на технологию и производство, а так же области, где процесс такого взаимодействия выглядит более чем естественно (примером такого взаимодействия служат дизайн и архитектура). От того, что техника и искусство находятся в непрерывном развитии, их взаимодействие всегда остаются динамичными.
Искусствоведы выделяют несколько периодов в истории, когда природа подобного взаимодействия качественно изменялась. К недавнему периоду относится мгновенная реакция и рефлексия сферы искусства на технологические события и их значения. Так дело обстоит с использованием некоторых технологий, с целью создания новых форм искусства. Например, фотография.
Очевидно, что в течение последних двух десятилетий мы переживаем одно из фундаментальных изменений. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Интересным аспектом новых перспектив является то, что если в процессе фотографирования трудно прогнозировать многие нюансы самого результата творчества, то при использовании компьютерных технологий существует достаточно большой технологический промежуток, который должен быть преодолен вначале творческого процесса. Это подтверждается тем фактом, что многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве.
Как отмечают историки современного искусства, на сегодняшний день, в России сложилась уникальная ситуация для процветания компьютерного искусства. В первую очередь (сравнивая с опытом Запада), процент профессиональных художников, имеющих за плечами хорошую школу подготовки, по отношению к населению России непропорционально велик. В отличие от западного стиля образования, где человек с художественными наклонностями может заниматься исключительно гуманитарными предметами с юного возраста, не утруждая себя изучением технических дисциплин, в России предусмотрен большой процент учебного времени для изучения точных дисциплин, по крайней мере, до конца средней школы. Наконец, несмотря на открытость российского общества и доступность различного рода информации о технологиях с Запада, население России находится в состоянии повышенного внимания к технологическим и компьютерным новинкам, по сравнению со своими коллегами на Западе. В результате этих факторов художники в России представляют группу, идеально подходящую для «поглощения» новых технологий и использования новых методик в своих работах.
Тесное сотрудничество между географически удаленными художниками посредством создания единого произведения искусства – одна из новых парадигм, ставшая возможной благодаря прогрессу технологии. Образование художников в сфере новых технологий и в том, как они могут использоваться в создании новых форм искусства – еще одно направление, над которым трудятся различные тандемы современных экспертов и художников.
2. Проявление и роль новых технологий в искусстве.
Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой.
Возникшее новообразование активно обсуждается специалистами широкого спектра областей, относящихся как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили не бывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повлияли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.
Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство – традиционное, которое именуется по отношению к цифровому аналоговым. Цифровое искусство – открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства – хэппенинг, перформанс.
Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий.
1. Интерактивность – возможность для зрителя вступать в контакт с художником и даже участвовать в создании произведений.
2. Новые художественные средства.
3. Элитарность цифрового (чаще всего сетевого и медиа) искусства.
Информационные технологии в искусстве
В связи с быстрым проникновением техногенной среды в гуманитарную не все сферы культурной жизни оказались способны быстро адаптироваться. Очевидно, что на пути восприятия «высокотехнологичного искусства» или арт-медиа возникают проблемы.
Первая – это элементарное техническое невежество наших современников. Зритель до сих пор часто не в состоянии понимать язык и пользоваться технологиями, которые предлагает ему художник, он часто вообще не владеет компьютером и, уж конечно, не посвящен в тонкости существующих дискурсов, связанных с искусством новых технологий. Но это, пожалуй, не самое главное.
Как замечает Кирилл Шаманов, «интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, надежды и эйфория, связанные с появлением новых возможностей, исчезли, обнажив с большей остротой былые проблемы. В новой ситуации мы все больше находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова проваливаемся в бездны аналоговые, реальные и, как выясняется, более живучие».
Новые цифровые средства для самовыражения художника, особенно постоянно обновляемые hi-tech, уже не вызывают восторга, заметно профанированы и больше напоминают спорт, чем искусство. Многие сознательно отказываются от их использования, возвращаясь к аналогу и low-tech, в моду входит аутентичность.
3. Виды цифрового искусства.
Рассмотрим виды цифрового искусства
Искусство видео-арта, вероятно, одно из самых выдающихся. Оно вобрало в себя сразу все: с одной стороны в нем используются средства выразительности изобразительного искусства, ведь нельзя отрицать, что огромное значение в видео-арте имеют свет, цвет, композиция. Однако, используются и выразительные средства кино и телевидения, такие как план, ракурс, монтаж, ритм, определенным образом организованное время и пространство. Но несмотря на сходства они имеют ряд существенных отличий, которые мы проанализируем в этой работе. Оно содержит в себе звук, который так же имеет огромное значение, наряду с другими составляющими, ведь изменив звук, можно изменить смысл произведения видео-арта. То есть видео-арт воздействует сразу на все «рецепторы», которыми человек может воспринимать искусство. Получается, видео-арт эмоционально действует на человека как все виды искусства вместе взятые. И не стоит забывать, что часто видео-арт является интерактивным, и зритель становится участником, даже персонажем произведения автора, оказывается внутри, и произведение влияет на подсознание зрителя еще и психологически, а иногда даже физически (если речь идет о перфомансе).
Стоит ли говорить об актуальности? Возможно, видео-арт это самое актуальное из искусств, возможно, это даже искусство будущего. Ведь при создании задействованы новые технологии – неисчерпаемый, постоянно развивающейся источник.
В конце 1960х годов среди художников стало развиваться такое явление как видео-арт. Это было связано с появлением первых бытовых видеокамер, которые стало возможно приобрести в обычном магазине, ведь еще 50 лет назад это было в новинку. Камеры, которые использовались в кинематографе, относились к профессиональной очень дорогостоящей технике, пользоваться ими могли только специально обученные операторы, и все это было недоступно обывателю. А новые камеры были гораздо компактней, просты в использовании, доступны для любого желающего. Возможность записи на видео сподвигла художников начать экспериментировать в этой области, так и появляется видео-арт – в первую очередь экспериментальное искусство. «
Как мы уже поняли, эта арт-технология основана на использовании видеоизображения. Нельзя не замечать технологическое сходство с кино и телевидением, но видео-арт представляет собой особое самобытное искусство, со своей спецификой. Одно из главных отличий видео-арта от кино заключается в непрерывности изображения. В кино действие происходит в определенный промежуток времени, в определенной последовательности отдельных кадров, есть начало и конец, и если поменять все местами или начать смотреть с середины – все потеряет смысл. В видео- арте же нет такого четкого понятия времени – это непрерывная линия, часто зацикленная, и не имеющая четкого начала и конца.
Отличия видео-арта от кино:
— отсутствие границ времени, непрерывность изображения;
— отсутствие сюжета и драматургической структуры;
— скрытое послание в каждом «незамысловатом» действии.