1 сурин а и история экономики и экономических учений 1998 с 142

СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ТЕМА 9. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА. А.МАРШАЛЛ

Основные понятия для усвоения темы:

Кембриджская школа. Квазирента. Потребительский избыток. Эффективный спрос. «Ожидание». «Лезвие нож­ниц». Цена спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Элас­тичность спроса. Единичная эластичность. Предельные за­траты. Цена предложения. Предельный работник. Предста­вительная фирма. Микроэкономика. Экономикс.

Вспомогательные (сопутствующие) понятия: Побудительные мотивы. Денежная масса. Максималь­ная цена. Минимальная цена. Управление производством. Макроэкономика. Экономический закон. Себестоимость. Ссудный процент. Дуополия. Олигополия.

2 Маршалл А. Указ. соч.-Т. 1.-С.10.

3 Маршалл А. Указ. соч.-Т. 2.-С.69.

В соответствии с традициями классической политичес­кой экономии А.Маршалл учитывал в своем анализе широ­кий спектр объективных закономерностей. Однако и’здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отра­зилось на трактовке стоимости. Формально на протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма «жертв труда» со стороны рабочего и «ожидания » со стороны ка­питалиста. С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.

Реально же стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стои­мостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимос­ти (реальным издержкам), ограничив анализ только вопро­сами соотношения спроса и предложения. Послушаем са­мого А.Маршалла: «Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние

Маршалл дает качественную и количественную трак­товку категорий «спрос» и «предложение». Со стороны ка­чества они трактуются в психологическом плане, а именно: «спрос» основан на желании покупателя приобрести блага, «предложение» же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н.Сениора).

Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель со­гласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество

Отрицание Маршаллом закона средней нормы прибыли можно объяснить тем, что этот закон проявляется прежде всего на макроуровне. Маршалл же является основателем теории микроэкономики, «представительной (репрезента-

тивной) фирмы», т. е. фирмы со средними отраслевыми по­казателями.

А.Маршалл рассматривает процент на капитал как воз­награждение за ожидание (идея Н.Сениора). Он предложил заменить термин «воздержание», выдвинутый Н.Сениором, на более удачный термин «ожидание». Цена спроса на на­копление или готовность отложить удовольствие вознаграж­дается процентом на капитал. Это вознаграждение находит­ся в зависимости от способности предвидеть будущее^.

В 1907 г. по инициативе А.Маршалла в Англии «поли­тическая экономия» была заменена на «экономике». Этому примеру последовали США. Эту идею Маршалл вынашивал давно. Он изложил ее в первом томе своего главного произ­ведения. Вот что он пишет об экономической науке: «. Она остерегается касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать; поэтому она яв-

Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить следующий материал, выносимый на семинарские занятия:

Общая характеристика кембриджской школы.

Трактовка А. Маршаллом основных экономических категорий.

Вклад кембриджской школы в развитие экономичес­кой науки. Ее недостатки.

Особое внимание следует обратить на следующие во­просы:

Причины возникновения кембриджской школы. Ин­теллектуальная биография А. Маршалла. Причина написа­ния и общая характеристика структуры и содержания глав­ного произведения А. Маршалла «Принципы экономичес­кой науки». Отличие кембриджской школы от классической и австрийской.

Что, по Маршаллу, должна изучать экономическая наука и с чем связано действие экономических законов? Трактовка производительного и непроизводительного труда. Маршаллианское понимание стоимости. Теория спроса и предложения, равновесной цены. Что понимал А. Маршалл под ценой спроса, ценой предложения и равновесной це­ной? Их графическая иллюстрация. Что явилось причиной отрицания Маршаллом закона средней нормы прибыли? Трактовка заработной платы, предпринимательского дохода,

процента и ренты. Отличие маршаллианской трактовки тео­рии вменения от визеровской.

3. Какова конечная цель, преследуемая Маршаллом при разработке своей экономической парадигмы? Значение раз­граничения краткосрочного и долгосрочного периодов в анализе экономических процессов для развития экономи­ческой мысли. Пренебрежение Маршаллом денежных фак­торов в своем исследовании и его последствия для после­дующих экономистов. Маршалл о соотношении «полити­ческой экономии» и «экономике». Чем они отличаются друг от друга?

Тест 1. Укажите причины возникновения кембриджс­кой школы:

а) маржиналистская революция, б) дальнейшее разви­тие свободной конкуренции, в) возникновение крупных ка­питалистических предприятий, г) накопление экономи­ческих знаний, д) неувязка теории предельной полезности с практикой, е) ускоренный перелив капитала из одной от­расли в другую, ж) необходимость совершенствоэания управления производством, з) возникновение транснацио­нальных корпораций, и)обострение инфляционных процес­сов.

Тест 2. Выберите общие исходные позиции, используе­мые при анализе экономических явлений кембриджской и австрийской школами:

а) поиск единого основания цены, б) кардиналистская теория полезности, в) приоритет субъективно-психологиче­ского подхода в трактовке экономических категорий, г) ис­пользование теории трех факторов производства, д) анализ предельных величин, е) использование теории трудовой стоимости.

Тест 3. Что, по Маршаллу, должна исследовать эконо­мическая наука:

а) производительные силы, б) производственные отно­шения, в) экономические законы, г) ограниченность ресур­сов, д) побудительные мотивы человека, воздействующие на

его поведение в хозяйственной жизни, е) потребление,

ж) политические пристрастия человека?

Тест 4. Чем в конечном счете определяется, по Мар­шаллу, стоимость товара:

а) общественно необходимыми затратами труда, б) до­ходами, в) спросом, г) предложением, д) издержками произ­водства, е) спросом и предложением, ж) полезностью,

з) себестоимостью, и) заработной платой, к) процентом,
л) рентой?

Тест 5. Что понимается под ценой спроса:

а) минимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене, б) мак­симальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене, в) минимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за тот или иной товар, г) максимальная цена, которую покупатель со­гласен уплатить за товар?

Тест 6. Что понимается под ценой предложения:

а) минимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, б) цена, по которой продается товар при смещении кривой спроса вправо, в) максимальная цена, по которой продается данный товар на данном рынке, г) ми­нимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене?

Тест 7. Укажите правильный ответ:

а) цена предложения превышает предельные издержки, б) цена предложения равна предельным издержкам, в) цена предложения ниже предельных издержек.

Тест 8. Выберите определения ссудного процента, ко­торых придерживался Маршалл:

Тест 9. Чему должна равняться, по Маршаллу, заработ­ная плата:

а) минимуму средств существования работника, б) мак­симуму средств существования работника, в) законодатель­но установленной величине, г) стоимости средств существо­вания работника, д) чистому продукту, созданному трудом предельного работника, е) стоимости рабочей силы?

Тест 10. При какой форме конкуренции Маршалл ана­лизировал закономерности движения цен:

а) совершенной конкуренции, б) чистой монополии, в) дуополии, г) чистой конкуренции, д) олигополистической конкуренции, е) свободной конкуренции?

Темы контрольных работ (рефератов)

Общая характеристика кембриджской школы.

Отличие кембриджской школы от классической, ав­стрийской и лозаннской.

Теория цены А. Маршалла.

Трактовка А. Маршаллом заработной платы, пред­принимательского дохода, процента и ренты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *