1 сурин а и история экономики и экономических учений 1998 с 142
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ТЕМА 9. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА. А.МАРШАЛЛ
Основные понятия для усвоения темы:
Кембриджская школа. Квазирента. Потребительский избыток. Эффективный спрос. «Ожидание». «Лезвие ножниц». Цена спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Эластичность спроса. Единичная эластичность. Предельные затраты. Цена предложения. Предельный работник. Представительная фирма. Микроэкономика. Экономикс.
Вспомогательные (сопутствующие) понятия: Побудительные мотивы. Денежная масса. Максимальная цена. Минимальная цена. Управление производством. Макроэкономика. Экономический закон. Себестоимость. Ссудный процент. Дуополия. Олигополия.
2 Маршалл А. Указ. соч.-Т. 1.-С.10.
3 Маршалл А. Указ. соч.-Т. 2.-С.69.
В соответствии с традициями классической политической экономии А.Маршалл учитывал в своем анализе широкий спектр объективных закономерностей. Однако и’здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отразилось на трактовке стоимости. Формально на протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма «жертв труда» со стороны рабочего и «ожидания » со стороны капиталиста. С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.
Реально же стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стоимостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимости (реальным издержкам), ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения. Послушаем самого А.Маршалла: «Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние
Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий «спрос» и «предложение». Со стороны качества они трактуются в психологическом плане, а именно: «спрос» основан на желании покупателя приобрести блага, «предложение» же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н.Сениора).
Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель согласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество
Отрицание Маршаллом закона средней нормы прибыли можно объяснить тем, что этот закон проявляется прежде всего на макроуровне. Маршалл же является основателем теории микроэкономики, «представительной (репрезента-
тивной) фирмы», т. е. фирмы со средними отраслевыми показателями.
А.Маршалл рассматривает процент на капитал как вознаграждение за ожидание (идея Н.Сениора). Он предложил заменить термин «воздержание», выдвинутый Н.Сениором, на более удачный термин «ожидание». Цена спроса на накопление или готовность отложить удовольствие вознаграждается процентом на капитал. Это вознаграждение находится в зависимости от способности предвидеть будущее^.
В 1907 г. по инициативе А.Маршалла в Англии «политическая экономия» была заменена на «экономике». Этому примеру последовали США. Эту идею Маршалл вынашивал давно. Он изложил ее в первом томе своего главного произведения. Вот что он пишет об экономической науке: «. Она остерегается касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать; поэтому она яв-
Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить следующий материал, выносимый на семинарские занятия:
Общая характеристика кембриджской школы.
Трактовка А. Маршаллом основных экономических категорий.
Вклад кембриджской школы в развитие экономической науки. Ее недостатки.
Особое внимание следует обратить на следующие вопросы:
Причины возникновения кембриджской школы. Интеллектуальная биография А. Маршалла. Причина написания и общая характеристика структуры и содержания главного произведения А. Маршалла «Принципы экономической науки». Отличие кембриджской школы от классической и австрийской.
Что, по Маршаллу, должна изучать экономическая наука и с чем связано действие экономических законов? Трактовка производительного и непроизводительного труда. Маршаллианское понимание стоимости. Теория спроса и предложения, равновесной цены. Что понимал А. Маршалл под ценой спроса, ценой предложения и равновесной ценой? Их графическая иллюстрация. Что явилось причиной отрицания Маршаллом закона средней нормы прибыли? Трактовка заработной платы, предпринимательского дохода,
процента и ренты. Отличие маршаллианской трактовки теории вменения от визеровской.
3. Какова конечная цель, преследуемая Маршаллом при разработке своей экономической парадигмы? Значение разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов в анализе экономических процессов для развития экономической мысли. Пренебрежение Маршаллом денежных факторов в своем исследовании и его последствия для последующих экономистов. Маршалл о соотношении «политической экономии» и «экономике». Чем они отличаются друг от друга?
Тест 1. Укажите причины возникновения кембриджской школы:
а) маржиналистская революция, б) дальнейшее развитие свободной конкуренции, в) возникновение крупных капиталистических предприятий, г) накопление экономических знаний, д) неувязка теории предельной полезности с практикой, е) ускоренный перелив капитала из одной отрасли в другую, ж) необходимость совершенствоэания управления производством, з) возникновение транснациональных корпораций, и)обострение инфляционных процессов.
Тест 2. Выберите общие исходные позиции, используемые при анализе экономических явлений кембриджской и австрийской школами:
а) поиск единого основания цены, б) кардиналистская теория полезности, в) приоритет субъективно-психологического подхода в трактовке экономических категорий, г) использование теории трех факторов производства, д) анализ предельных величин, е) использование теории трудовой стоимости.
Тест 3. Что, по Маршаллу, должна исследовать экономическая наука:
а) производительные силы, б) производственные отношения, в) экономические законы, г) ограниченность ресурсов, д) побудительные мотивы человека, воздействующие на
его поведение в хозяйственной жизни, е) потребление,
ж) политические пристрастия человека?
Тест 4. Чем в конечном счете определяется, по Маршаллу, стоимость товара:
а) общественно необходимыми затратами труда, б) доходами, в) спросом, г) предложением, д) издержками производства, е) спросом и предложением, ж) полезностью,
з) себестоимостью, и) заработной платой, к) процентом,
л) рентой?
Тест 5. Что понимается под ценой спроса:
а) минимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене, б) максимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене, в) минимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за тот или иной товар, г) максимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за товар?
Тест 6. Что понимается под ценой предложения:
а) минимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, б) цена, по которой продается товар при смещении кривой спроса вправо, в) максимальная цена, по которой продается данный товар на данном рынке, г) минимальная цена, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене?
Тест 7. Укажите правильный ответ:
а) цена предложения превышает предельные издержки, б) цена предложения равна предельным издержкам, в) цена предложения ниже предельных издержек.
Тест 8. Выберите определения ссудного процента, которых придерживался Маршалл:
Тест 9. Чему должна равняться, по Маршаллу, заработная плата:
а) минимуму средств существования работника, б) максимуму средств существования работника, в) законодательно установленной величине, г) стоимости средств существования работника, д) чистому продукту, созданному трудом предельного работника, е) стоимости рабочей силы?
Тест 10. При какой форме конкуренции Маршалл анализировал закономерности движения цен:
а) совершенной конкуренции, б) чистой монополии, в) дуополии, г) чистой конкуренции, д) олигополистической конкуренции, е) свободной конкуренции?
Темы контрольных работ (рефератов)
Общая характеристика кембриджской школы.
Отличие кембриджской школы от классической, австрийской и лозаннской.
Теория цены А. Маршалла.
Трактовка А. Маршаллом заработной платы, предпринимательского дохода, процента и ренты.