12 апостолов христа картина да винчи
Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Месторасположение и история создания:
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
Идея произведения:
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).
Интересные факты:
Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.
3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.
Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери»
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.
В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.
Великий Четверг: Тайная Вечеря и установление Таинства
В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.
Иуда и разлитая соль
Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии ( Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).
Техника исполнения шедевра
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.
Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.
Предварительные работы Леонардо
Композиция: молоток + гвоздь
Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.
Композиция картины
Магдалина или Иоанн?
Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).
Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.
«Тайная вечеря» в музыке и математике
По словам итальянского музыканта Джованни Марии Пала, да Винчи включил музыкальные ноты в «Тайную вечерю». В 2007 году Пала создала 40—секундную мелодию из нот, которые якобы были спрятаны на сцене.
Три года спустя исследователь Ватикана Сабрина Сфорца Галиция перевела «математические и астрологические» знаки картины в сообщение Леонардо да Винчи о конце света. Она утверждает, что «Тайная вечеря» предсказывает апокалиптическое наводнение, которое охватит земной шар в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года.
«Тайная вечеря» поистине покорила аудиторию своим впечатляющим масштабом, уникальной композицией, таинственным сюжетом, символикой и загадками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, несомненно, является одним из самых важных произведений искусства всех времен, как за свой инновационный подход, так и за влияние, которое оно оказало на художников всех времен и народов.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, или какие тайны хранит роспись. Разбор деталей и мифов
Пожалуй, немного картин смогут соревноваться с известной росписью по скрытым символам, спекуляциям и тайнам. Давайте разбираться. Пристегните ремни, поехали!
Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря», 1498
Никто и подумать не мог, что заказ на роспись трапезной в капелле при монастыре в Милане превратится в одно из популярнейших произведений искусства эвер))
Хотя да Винчи впервые брался за фреску, без попытки переизобрести вообще все он не обошелся. Блин, а он даже строительные леса пробовал переделать.
В 1495 году топовым решением была мокрая штукатурка, но она быстро сохла, а Леонардо любил писать вдумчиво и неторопливо, поэтому он нахимичил с составом: добавил масла и яичный желток для ярких и сочных цветов, и теперь мог подолгу наносить слои, менять плотность оттенков. Однако здесь Акела промахнулся – со временем это решение начало разваливать фреску на куски.
Художник работал медленно и дорого: 3 года он и его студия расписывали стену, получали неплохие деньжищи и задалбывали монахов – ну а вы бы не бесились, если в вашей кухне будут делать ремонт 3 года? Да еще о запахе новомодной штукатурке Леонардо ходили легенды))
Усложняло дело еще и поиск моделей. Ну и тут я расскажу классическую легенду. Наш гений искал натурщика для Иуды среди пьяниц и прочих маргиналов, и однажды сыскал подходящего любителя алкоголия. Когда образ Иуды был готов, еле стоявший на ногах алконавт вгляделся в работу и сказал – о, да я уже позировал для фрески раньше. И оказалось, что три года назад он был юным и целомудренным певчим, которым позировал для образа Христа. Вот такая красивая притча о том, как можно из воплощения чистоты и святости можно превратиться в падшего пьяного получеловека. Поучительно-с)
Якобы один и тот же натурщик. Что сказать, жизнь явно помотала:
Сам момент на картине вполне в духе да Винчи – он захотел одновременно изобразить реакцию апостолов на известие о скором предательстве (поэтому все на картине возмущены) и зарождение таинства причастия Иисусом (он указывает на хлеб и вино, сами знаете почему). Леонардо смог усидеть на двух стульях, поэтому и гений))
Да Винчи первым решился изобразить живую сцену с апостолами без нимбов и добавить психологизма всей сцене. И удивительно изобразил совершенно разные эмоции героев, причем ни один из них не портит композицию и не оттягивает внимание на себя.
Для наглядности композиции добавлю точную копию росписи от Джампетрино, ученика великого Леонардо:
Иоанн (слева от Иисуса) не может поверить своим ушам, на ухо ему яростно шепчет Петр с ножом в руке (его загасили сильнее всех – он якобы скоро отречется три раза, обидка). А вот между ними сидит и внимательно смотрит на Христа, держа в руке кошель с серебряниками.. Скажите дети, как его зовут?
Есть еще пара интересных деталей по поводу Иуды – он рассыпал соль (к беде, как известно) и тянется к той же тарелке, на которую указывает Иисус («предатель протянет руку к еде одновременно со мной»). Все по канонам.
Справа налево: Иисус, Иоанн (про его фигуру позже), Иуда и Петр с ножом в руках. С его помощью он отрежет ухо первосвященнического раба в Гефсиманском саду, когда пришли арестовывать Христа:
В левой части стола тоже идет движуха. Варфоломей поднялся из-за стола и намерен устроить разборки, только скажите имя. Андрей (третий слева) показывает, мол я ни при чем.
Вот поближе. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей. Разные апостолы, разные эмоции:
На правом конце стола Матфей, Иуда Фаддей и Симон активно обсуждают новости от Иисуса. Бедный Филипп (четвертый справа) тянет руки к груди и спрашивает, неужели это он предатель (Филипп вообще был душка, жаль его тоже распяли спустя время в 87 лет).
Фома (который потом не поверит в воскресение Христа) показывает пальцем на небо, мол, Бог то не допустит таких стремных дел. А Иаков сдерживает напор других апостолов и осмысливает происходящее.
Итак, слева на право: Фома, Иаков Зеведеев, Филипп, Матфей, Иуда Фаддей (про него тоже чуть позже) и Симон. У Симона графика не прогрузилась:
С сюжетом и персонажами познакомились, давайте отделим мифы и заблуждения от правды))
Часто мелькают суждения о золотом сечении в композиции фрески – все это чушь, гоните ссаными тряпками таких знатоков. Ничего золотого в дневниках Леонардо не находили, да и построена работа на основе правила третей.
Но все же некоторая закономерность тут есть, и она прослеживается в записях художника: он пытался создать музыкальную гармонию, там много разных вычислений и как итог – попытка превратить ноты в музыку, которую можно увидеть на стене в трапезной))
Примерно так работает композиция в картине согласно правилу третей:
А теперь окунемся в теории заговора, люблю их. Да Винчи был бы эксцентричным гением в любую эпоху, а уж в свою он слишком выделялся. Любил он и ставить многие вещи под сомнения. Все это давало ему разные характеристики, но самый скандальный миф – Леонардо был еретиком.
Естественно, это выдумки. Тут карты спутала традиция изображать апостола как нежного юношу с длинными волосами и любовь да Винчи изображать героев с набором мужских и женских черт. А буква «V» всегда присутствовала на картинах Леонардо как подпись (Vinci, ну вы поняли). Не ведитесь))
Буква «М» на картине, которая якобы составляется вдоль фигур Иисуса и апостолов слева:
Еще одна теория говорит о том, что в образе Иуды Фаддея (второй справа) автор изобразил себя. Вот тут однозначно трудно сказать, так что хрен знает))
Леонардо вполне мог засунуть себя на роспись, вроде как похож:
Есть совсем бредовые догадки – соответствие по знакам зодиака и даже по указанию апостолами на планеты и спутники солнечной системы. С этой темы я долго смеялся, там все зависит от жестов, да Винчи крутой шифровальщик))
Вот на что стоит обратить внимание, так это цифра три. Композиция на основе третей, три окна сзади, группы апостолов по 3 человека. И это не считая библейские отсылки на цифру три в Новом завете. Здесь тоже можно поискать замысел, но тут скорее любовь к тройке в те времена и стремление к гармонии от Леонардо.
Справа фотография росписи, как она выглядит сейчас. Как видите, не очень мудрые монахи проделали дверь и лишили Иисуса ног. Если вы затосковали по ногам Иисуса, справа их изображение на точной копии Джампетрино:
Ну и конечно же, есть теория про конец света. Одна ученая-исследовательница Ватикана разгадала код да Винчи (и особо пояснила, что с книгами Дэна Брауна он не связан) и смогла разгадать зашифрованную художником дату конца света. 21 марта 4006 года нас ждет всемирный потоп, который продолжится до ноября и уничтожит человечество.
Пожалуй, на такой весомой и серьезной ноте я завершу пост. Единственное, важная вещь – если будете в Милане и захотите посмотреть на работу, нужно бронировать билеты за 1,5-2 месяца, иначе не пустят.
Уверен, что не рассказал все теории и не показал всех деталей, но мы уже слишком увлеклись. Давайте лучше продолжим общение в комментариях)
Описание картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Тайная вечеря»
Картина написана: 1495—1498 г.
Фреска.
Размер: 460 × 880 см
Она – гениальна, она – великолепна, ее автор – человек, на столетия опередивший свое время. Она – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тема картины знакома каждому, кто хоть раз читал Библию или просто знаком с ней. Иисус Христос собрал 12 апостолов и объявил о том, что один из них предаст его. Христиане, как известно, переживали в те годы не лучшие времена – их преследовали и распинали на крестах.
Дальше начинаются загадки и домыслы. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина? Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. Интересно, что пространство между Иоанном и Иисусом имеет форму клина, а сами фигуры стилизованы под литеру М. Искусствоведы и историки считают, что это более чем прямой намек на связь Христа с Марией Магдалиной, а символ V всегда означал женское начало.
Примечательно, что все доводы и выводы по поводу творчества гениального да Винчи основаны на том, что он совершал грандиозные открытия и любил придавать мужчинам женственные очертания. Если посмотреть на Иоанна Крестителя, точнее на Фаддея, то еще Фрейд замечал, что очень уж этот святой напоминает альбиноса без волос.
Если присмотреться к столу, за которым сидит Христос с 12 апостолами, то вы увидите на нем вино и хлеб – обязательные элементы сегодняшнего католического причастия –по этой причине многие искусствоведы ставят картину на уровень иконы.
Идеальное расстояние для разглядывания фрески – 30 футов, а перспективы основаны на «божественной пропорции» (идеальные пропорции человеческого тела), которая проявилась в витрувианском человеке. Если пристально рассматривать картину, то в центре ее вы увидите Христа с разведенными руками, лежащими на столе – он образует треугольник, центральной точкой которого является арка, откуда льется свет.
Слова Христа докатились и до остальных участников тайной вечери – сидящие по левую руку люди объединены единым порывом. Филипп недоуменно смотрит на своего учителя – его слова вызвали у юноши шок, Яков-старший может лишь развести руками, а рука Фомы поднята вверх – он в очередной раз не верит.
Противоположные этой группе фигуры отделены от Иисуса небольшим расстоянием, но новость произвела впечатление и на них. Уродливый профиль предателя Иуды контрастирует с чистым ликом учителя и с прекрасным лицом женственного Иоанна (Марии Магдалены?). Петр шепчет на ему на ухо, чтобы тот узнал, кто предатель и хватается за меч, стремясь защитить Христа.
Головы трех остальных апостолов повернуты к Иисусу в немом вопрошании. Матфей вытянул руки к учителю, а голова его повернута к Фаддею, мужчине в возрасте, который, как надеется апостол, может дать хоть какое-то объяснение происходящему. Недоуменный жест Фаддея так же говорит о том, что слова Христа он слышит в первый раз. Крайние фигуры по обе стороны стола замыкают композиции фрески и, кажется, останавливают движение.
«Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь. Фигуру Христа – символа самопожертвования во имя других апостолы окружают так, чтобы подчеркнуть ее значимость и величие. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.
… Один из постеров рекламной кампании Remember+ Milan изображает собак в нарядах апостолов и Христа, только Иуда оставлен человеком. Надпись через весь баннер вещает: One of you betrays us. Общестова по защите окружающей среды так хотели показать жестокость людей, бросивших бездомных животных.
… После «Кода да Винчи» заговорили о том, что в произведениях Леонардо сокрыты тайные символы. Причем, все больше говорят об этом искусствоведы. Кажется, что гений словно смеется над недалекими людьми своей эпохи, рисуя женоподобного Иоанна или загадочную Лизу Герардини. Что же на самом деле скрывал Леонардо – еще предстоит узнать.