16 января 1547 года в успенском соборе
В Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного
Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.
Впервые как глава государства короновался Иван IV Грозный 16 января 1547 года. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство.
При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.
Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.
Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что
царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи, а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия.
Яви нам, — писал Иоаким, патриарх Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом император.
Безоговорочно титул Ивана уже с 1554 года признавался Англией. Сложнее стоял вопрос о его титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе, тем более, что ещё Максимилиан I признал царский титул за Василием III, именуя Государя «божиею милостью цесарем и обладателем всероссийским и великим князем».
Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на его сторону молдаван и валахов.
Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I использовал титул «императора», но Сигизмунд III, который помог ему занять московский престол, официально именовал его просто князем, даже не «великим».
После коронации родня царя упрочила своё положение, добившись значительных выгод, однако после Московского восстания 1547 года род Глинских потерял всё своё влияние, а юный правитель убедился в разительном несоответствии между его представлениями о власти и реальным положением дел.
16 января 1547 года в успенском соборе
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка коллекции произведений польских мастеров XVI-ХХ вв. из собрания Музеев Московского Кремля, созданная на основе научного каталога «Художественный металл Польши XVI-XX вв.», автором которого является ведущий научный сотрудник Музея Н.В. Рашкован.
Виртуальная выставка «Иностранные ордена российских императоров в собрании Музеев Московского Кремля» создана на основе обширного материала монографии доктора исторических наук Л.М. Гавриловой – известного специалиста в области фалеристики и медальерного искусства, хранителя коллекции орденов и медалей Оружейной палаты, автора и куратора выставок Музеев Московского Кремля, посвященных российским и иностранным орденам.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка «Екатерина II и Крым», представляющая памятники из собрания Музеев Московского Кремля.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников коллекции английского серебра из собрания Музеев Кремля.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля.
Виртуальная выставка посвящена революционным событиям октября 1917 года, которые стали одной из самых трагических страниц в истории Москвы.
Виртуальная выставка рассказывает о коллекции редчайших старинных экипажей российских государей из числа основных собраний Музеев Московского Кремля, которая, в силу своей уникальности и полноты имеет право на статус всемирно известной, занимающей одно из первых мест в числе самых значительных идентичных коллекций мира.
Виртуальная выставка посвящена пасхальным яйцам фирмы К. Фаберже, более семидесяти лет украшающим экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты.
Виртуальная выставка создана на основе книги «Серебряные дары правителей Швеции российским государям в XVII веке», авторами которой являются Сусанн Сильверстольпе, Анжела Кудрявцева и Ирина Загородняя.
Виртуальная выставка посвящена имперским коронациям, проходившим в Московском Кремле в XVIII-XIX веках.
Виртуальная выставка посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в XVI-XVII столетиях.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Деисусный ряд главного исконостаса Благовещенского собора». Это уникальное явление духовной, художественной и культурной жизни Древней Руси является предметов пристального внимания и изучения уже на протяжении столетия.
Собрание государственных регалий Оружейной палаты XIV- начала XIX столетия невелико по объему, но по значимости оно является едва ли не самым важным в музее.
Коллекция художественного стекла Музеев Московского Кремля насчитывает более ста семидесяти предметов XVI-XX веков. Памятники представляют собой выдающиеся произведения искусства, а некоторые являются еще и важными историческими свидетельствами.
Особым смыслом полны для нас детские игрушки, книжки, фотографии, портреты, одежда. Они и стали экспонатами выставки «Мир детства» из собрания Музеев Московского Кремля.
На протяжении многих столетий в Музеях Московского Кремля формировался уникальный комплекс костюмов, принадлежавших русским царям и императорам.
Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» создана на основе тщательно отобранных памятников из собрания Музеев Московского Кремля, представляющих основные типы драгоценной посуды, широко бытовавшей на Руси в XVI-XVII веках.
Предлагаем Вашему вниманию новую юбилейную виртуальную выставку «Московский Кремль глазами художников XIX века». Её создание стало возможным благодаря собранию уникальной графики, акварелей, литографий и живописных работ, находящихся в фондах Музея.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Прогулка по Оружейной палате второй половины XIX века». Её создание стало возможным благодаря уникальным фотографиям, выполненным замечательными московскими мастерами во второй половине XIX столетия и хранящимся в архиве Музеев Московского Кремля.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
16/29 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на Царство Иоанна IV.
16/29 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на Царство великого князя Иоанна IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн святой Царь Иоанн был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «Царь» в иерархии стоял наравне с титулом «король», то есть на втором месте после императорского.
Однако в последнее время всё чаще преднамеренно клевещут на св. благоверного Царя Иоанна Грозного, а в его лице и на всю идею Русского Православного Царства в целом. Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время:
Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время:
1. Прирост нашей государственной территории составил почти 100% (с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км). К России были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногаи и часть Северного Кавказа. Русская Держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы!
2. Прирост населения составил 30-50%.
3. К смертной казни за это время были приговорены 4-5 тысяч человек.
4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле.
5. Проведена масштабная реформа судопроизводства.
6. Введена всеобщая выборность местной администрации.
7. Невиданными ранее темпами развилась торговля с Англией, Персией и Средней Азией.
8. По распоряжению Государя основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей.
9. Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций. Иван Грозный — духовная и культурная жизнь в годы правления:
1. Положено начало регулярному созыву Земских соборов.
2. Прошел знаменитый т.н. ’’Стоглавый’’ собор Русской Православной Церкви, первый в полном смысле этого слова Поместный собор.
3. Созданы Четьи Минеи (Ежемесячные чтения) святого митрополита Макария.
4. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, собрана книжная сокровищница царя.
5. Придан государственный характер летописанию, создан ’’Лицевой свод’’.
6. Создана сетьобщеобразователь ных школ.
7. В русской литературе стараниями Иван Грозного появился новый жанр — публицистика.
И все это — несмотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (их поддержали Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия — кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами). Вопреки наветам, Иван Грозный оставил своим наследникам мощное государство и боеспособную армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлятьв поле пятисоттысячное войско (в 1598 г.). В разоренном государстве такое невозможно!
Венчание на царство в 1547 г. Ивана Грозного
16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялась церемония венчания великого князя Московского Ивана IV Васильевича, названного впоследствии «Грозным», на царство. Принятие нового титула «Царь и великий князь всея Руси» означало укрепление самодержавной власти московских государей и международное значение Русского государства. Этот акт выражал право Русского государства на одно из первых мест среди государств Европы.
Личность Ивана Грозного во все времена рассматривалась как крайне противоречивая.
Иван родился в семье великого князя Московского Василия III (Рюриковича) и литовской княжны Елены Глинской в 1530 году. После смерти отца в 1533 г. и затем убийства боярами матери в 1538 г., маленький Иван IV был свидетелем ожесточенной борьбы между боярскими кланами Вельских и Шуйских, что стало причиной подозрительной мнительности царя и недоверия к боярам.
В 1547 году Иван принимает решение венчаться на царство, что существенно повышало статус московского правителя до титула императора или хана. Уже через 2 года Иван создает из своих единомышленников Избранную Раду, которая инициирует ряд государственных реформ.
В 1549 г. проводится Первый Земский собор – орган сословного представительства, который обеспечивал связь центра и мест.
В 1550 г. был создан новый Судебник. Он развивал положения Судебника Ивана III, ограничивал власть наместников и волостелей, усиливал контроль царской администрации, вводил единый размер судебных пошлин, сохранял права крестьян на переход в Юрьев день.
Сформировалась приказная система (система будущих министерств). Приказы просуществовали до конца XVII в. Были учреждены приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Казанский, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая.
С целью унификации церковных обрядов, признания всех местночтимых святых общерусскими в 1551 г. был созван Стоглавый собор. Он установил жесткие иконописные каноны, а также требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
В 1550–1556 гг. создано стрелецкое войско, что существенно повысило обороноспособность страны. Помимо конного поместного ополчения, было сформировано постоянное войско – стрельцы, пушкари. Военная служба стала вестись единым порядком. Налаживается сторожевая служба на границах Русского государства, выделяется артиллерия в самостоятельный род войск, появляется первый воинский устав — «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе».
В 1555–1556 гг. принимается Уложение о службе. Оно регламентировало прохождение государственной и военной службы, а также разъясняло правила землевладения.
К 1556 году по всей стране была ликвидирована система кормлений и создано местное управление, которое на государственном уровне венчалась системой приказов. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления – головы и целовальники.
После падения Избранной рады в 1560 г. Иван IV единолично проводил линию на укрепление самодержавной власти. Борясь с властью и влиянием бояр, а также с остатками феодальной раздробленности в стране, Иван IV в 1565 году ввел особую форму правления – опричнину – систему репрессивных мер против боярства, направленных на укрепление единоличной власти царя. Основными методами борьбы с политическими противниками стали казни, ссылки, конфискация земли. Опричники составляли особый военно-монашеский орден, игуменом которого был сам Иван Грозный. В результате деятельности опричного войска были опустошены и разорены многие города, в чем некоторые историки видят причины Смутного времени. От кровавых расправ и массовых репрессий Ивана IV гибли и его политические противники, и тысячи крестьян, холопов, посадских людей. В народе Иван IV получил прозвище «Грозного», отразившее представление о нем как о царе-тиране.
Действительно, Иван Грозный был деспотичным правителем. Однако, исследования современных российских историков свидетельствуют о том, что при Иване Грозном было уничтожено около 3–4 тысяч человек. В т о время как западноевропейские современники Ивана Грозного — испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX — самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, именно за время правления Ивана Грозного – с 1547 по 1584 год — в одних только Нидерландах, находящихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до ста тысяч. При этом речь идёт только о казнённых. Живьём было сожжено 28549 человек.
В Англии Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи бродяг и нищих.
Французский король Карл IX 23 августа 1572 года лично принял активное участие в так называемой «Варфоломеевской ночи», во время которой было зверски убито более 3 тысяч гугенотов – только за то, что они принадлежали к протестантской, а не к католической вере. Таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время царствования Ивана Грозного! В течение двух недель после «Варфоломеевской ночи» во Франции погибло около 30 тысяч протестантов, а сотни тысяч людей в страхе бежали из этой якобы цивилизованной страны.
При Иване IV на Руси убито в 12 раз меньше людей, чем в Англии при Елизавете. Однако, в европейской историографии Иван Грозный представлен чудовищем на троне, а Елизавета и Карл IX – как великие государственные деятели.
Нет оправдания никаким жертвам. Но и сейчас, и тогда речь идет о двойных стандартах, которые западное общество применяет ко всему, что хоть каким-либо образом имеет отношение к России. Чем же так провинился царь Иван IV и в его лице все Русское государство перед западными властителями, чтобы подвергнуться шельмованию и клевете? Историками установлено, что русский царь попытался защитить политические, экономические и духовные интересы своего государства. Он запретил ряду иноземных купцов, которые проводили приемлемую только для себя политику, въезд на территорию страны. Как видим, политико-экономическая действительность сегодняшнего дня является откликом событий почти пятисотлетней давности.
Как полководец Иван IV отличался смелостью стратегических замыслов и решительностью, лично руководил войсками в Казанских походах, походе на Полоцк (1563), Ливонских походах (1572 и 1577). В борьбе за крепости широко использовал артиллерию и инженерные (минно-подрывные) средства.
Иван IV развивал политические и торговые связи с Англией, Нидерландами, Кахетинским царством, Бухарским ханством, Кабардой и др.
Царь был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он является автором многочисленных посланий, музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Иван Грозный способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Покрова в память завоевания Казанского царства, более известного под именем Василия Блаженного на Красной площади. Поддерживал летописание.
Можно сказать, что во время царствования Ивана IV Грозного Россия преобразилась. Прекратились феодальные усобицы, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство. К прежней территории были присоединены Казанское и Астраханское ханства, Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн. км² до 5,4 млн. км², т.е. Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.
Умер Иван IV Грозный в Москве 18 марта 1584 года. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было «одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия».
Канонизирован при Иоанне Грозном: жизнеописание святого князя Александра Невского в летописях Библиотеки Академии наук
Российская национальная библиотека, площадь Островского, дом 1-3
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванного Грозным. К этому событию приурочили и открывшийся 26 февраля 1547 года Поместный собор Русской церкви, на котором впервые Великий князь Владимирский и Новгородский Александр Ярославович впервые был канонизирован как общерусский святой.
Отдел рукописей БАН
АРТЁМ ЖУКОВ, научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей БАН, кандидат исторических наук:
На соборе 1547 года надо было определить кого следует почитать местно, кому установить общерусское почитание и, соответственно, обозначив вот этот список святых, уже дальше обеспечить все необходимые материалы, для того, чтобы это почитание осуществлялось. Речь идёт о чём: мало составить Житие, чтобы святого начали почитать, надо ещё составить Службу, которая ему будет посвящена.
Я хочу вашему вниманию представить одну рукопись — она датируется как раз 60-ми годами XVI века. Это один из наиболее ранних списков Службы Александру Невскому, который хранится в Отделе рукописей Библиотеки академии наук. Служба Александру Невскому даёт такой, достаточно своеобразный его образ: с одной стороны к Александру Невскому обращаются как к целителю, с другой стороны — обращаются как к защитнику русской земли.
Вторая миниатюра выполнена на более высоком профессиональном уровне в этой рукописи. Переплёт был выполнен в XX веке, украшен средником с чеканным изображением, такая вот гравировка. Сама рукопись датируется XVIII веком и этим же временем датируется и миниатюра с изображением святого Александра Невского.
Что касается образа Александра Невского в петровскую эпоху, то представления о нём претерпевают некую эволюцию. Именно в эпоху Петра I и в годы правления его преемников. В частности Феофан Прокопович уподобляет Петра I Александру Невскому, как бы ставя их в один ряд. И эта идея она находит очень живое такое восприятие в обществе, которая отразилась в том числе и в рукописях.
АРТЁМ ЖУКОВ, научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей БАН, кандидат исторических наук:
Я думаю, что тут было бы некорректно говорить о том, что этот процесс завершился при Петре I и мне кажется, что не вполне корректно говорить о том, что этот процесс вообще завершился и завершится.