22 учения о сущности и назначении государства общая характеристика
Основные учения о сущности и назначении современного государства
2) Технократическая теория. «Власть мастерства». Появляется в период промышленных революций. Создатель – Сенсимон. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Видоизменилась Теория социального контракта. Общество заключает договор с менеджерами на управление гос-вом.
3) Теория гос-ва благоденствия. Появляется в 60х годах XX века. Сущность: гос-во должно брать на себя обеспечение необходимого уровня социальных услуг населению. Признана недееспособной.
4) Теория благоприятствующего гос-ва. Сущность: гос-во должно поддерживать не благодеяния, а желание работать.
5) Теория правового гос-ва.
15-Понятие государства: исторические и современные трактовки.
В истории человечества было свыше 3000 гос-в. В настоящее время их 195. Старейшее – Япония (существует 2068 лет)
Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на все население, проживающее на определенной территории, издающее обязательные для всех властные веления, располагающее специальным аппаратом управления, обладающее суверенитетом, представляющее интересы общества и осуществляющее руководство им.
Трактовки:
1. Идеалистическая (древние времена и средние века). Такими хотелось бы видеть государства. Государство – это союз свободных людей (Аристотель). Государство – это объединение множества граждан на основе правовых законов. (Кант)
2. Прагматическая (XIX в. новое время) – три главных признака государства (триада):
власть – самостоятельная и исключительная;
территория – на которой распространяются юрисдикция высшей власти;
население – совокупность лиц, подсиненная высшей власти.
3. Идеологическая (XX в.) – наиболее влиятельная. Рассматривает государства:
4. Формально-юридическая (Конец XX в.) – Государство это особая организация суверенной публичной власти, распространяющая ее на всю территорию населения страны.
УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
В связи с этой позицией можно высказать следующее положение. Методологически верна та позиция, которая утверждает, что у любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что в каждый конкретно-исторический период сущность государства, государственная власть могут иметь преимущественно узкоклассовый или даже узкопартийный характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения.
Вместе с тем современное государство, как важный институт, находясь в постоянном развитии, вынуждено в той степени осуществлять общесоциальную политику в интересах различных слоёв и групп населения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Существует множество теорий, с тех или иных позиций объясняющих причины и процесс возникновения государства. Одни из них более, другие менее догматичны и идеологизированы. Тем не менее каждая из этих теорий более или менее полно отражает какую-нибудь сторону или грань этого сложного процесса – генезиса государства. Для того, чтобы иметь достаточно полное и объективное представление о возникновении государства, необходимо рассмотреть каждую из основных теорий, объясняющих этот процесс.
Не имея возможности детального анализа каждой из них и не дублируя соответствующие разделы истории политических и правовых учений, представляется возможным ограничиться кратким обзором основных из них. К числу таковых следует отнести: классовую, теологическую, психологическую, патриархальную, насилия, общественного договора, органическая.
1.Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Марксистская схема возникновения государства объясняет происхождение государства и права факторами экономического порядка и обусловленной ими классовой борьбой.
Изначально производительность труда людей в первобытном обществе была чрезвычайно мала. Они занимались собирательством плодов, кореньев, охотой и рыболовством. Пользовались примитивными орудиями труда. Однако постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа – занялся земледелием, скотоводством, стал изготавливать более совершенные орудия труда и успешно их применять. Вследствие этого росли производительность труда и сознание человека. На определенном этапе развития общества произошло разделение труда: выделилось скотоводство из общей массы производимых работ; ремесло – из земледелия; появилась группа людей, которая обменивала продукцию – купцы. Все это привело к тому, что воспроизводить стали больше, чем потреблять. В результате – появляется избыточный продукт, который накапливается у определенной группы людей – старейшин, вождей, военачальников. Это, в свою очередь, приводит к дифференциации населения по уровню доходов, к зарождению классов имущих и неимущих, появлению эксплуатации. Возникающие между классами противоречия носят антагонистический[3] характер. Для того, чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.
Таким образом, классическая марксистская схема возникновения государства, выглядит следующим образом: рост сознания человека – повышение производительности труда, вследствие общественного разделения труда – появление прибавочного продукта – возникновение, вследствие неравномерного распределения прибавочного продукта, частной собственности – расслоение общества на основе отношения к частной собственности – появление классов с ярко выраженными антагонистическими противоречиями – возникновение классовой борьбы – возникновение государства как средства “сдерживания” антагонизмов, как “машины”, осуществляющей классовое принуждение.
Государство, согласно этой теории, появляется под воздействием главным образом экономических факторов, по определению В.И. Ленина, как “машина для подчинения одного класса воле другого класса”.
2. Теологическая теория. Это одна из самых древних теорий, возникшая одновременно с первым государством и правом, на основе религиозно-мистических представлений их божественного происхождения. Это вполне объяснимо, так как на ранних стадиях развития общества, служители культа были наиболее образованной частью населения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом, или же людьми по велению Бога, поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли.
Наиболее ярким представителем ее является Фома Аквинский – философ и теолог, схоласт, догматик. В основе этой теории лежит идея божественного происхождения государства. Главная задача – обосновать превосходство власти церковной над властью светской. Фома Аквинский писал: “Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится во веки веков”. Теологическая концепция происхождения государства доминировала на протяжении всего средневековья. Ее восприняла вслед за Ф. Аквинским вся католическая церковь. Представителями этой концепции являются идеологи религий древнего Востока, современная католическая церковь, исламская правовая доктрина.
Религиозные учения о происхождении государства имеют хождение и в наши дни. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение государства, а также на закат отдельных государств решающее значение оказали человеческие слабости и страсти. “Что послужило главной причиной упадка Римского государства?” – спрашивает римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в своей работе “Заговор Катилины”. И тут же отвечает: “Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам”[4]. Эти слабости и страсти людей повлекли кару на их государства и народы.
3. Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Д. Фрейзер, Г. Тард, Н.М. Корнилов и др.). Ряд мыслителей, социологов, психологов предпринимали попытки обосновать происхождение государства и права не историческим развитием и условиями материальной жизни, а особым свойством человеческой психики.
Так, Цицерон писал, что “первой причиной для государственного соединения людей является врожденная потребность жить вместе”. Видный русский государствовед Н.М. Корнилов возводил государство к так называемому “психологическому единению людей”, “коллективному сознанию”. Государство возникает, по мнению Корнилова, в результате осознания массой своей зависимости от власти, т.е. из-за чисто психологических причин. Другой крупнейший представитель психологической школы – Л.И. Петражицкий – считал, что без правовых переживаний людей невозможно существование таких социальных феноменов, как общество, государство и право. Из психологии индивида выводил необходимость государства З. Фрейд – основатель влиятельного в наше время психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве. По его мнению, в истоках возникновения государства лежит т.н. “эдипов комплекс”.
4.Патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который полагал, что из патриархальной семьи как из первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные институты, включая государство. Позднее эта теория была возрождена и подновлена на Западе Г. Мэном, З. Вестмарком и Д. Мардоком.
Наиболее активным апологетом ее был Роберт Фильмер, который в своей книге “Патриархия, или Естественная власть короля” (XVII в.), доказывал, что власть королей берет свое начало непосредственно от Адама, направлена она на признание абсолютной и неконтролируемой со стороны населения власти государства.
Суть этой концепции в том, что государство вырастает из разложившейся патриархальной семьи. Проводилась аналогия между властью отца в семье и властью монарха в государстве. Власть монарха, какой бы суровой она ни была, является продолжением власти отца в семье, власти патриарха. Она так же священна и неприкосновенна. Отец может наказать ребенка, наказание может носить даже физический характер, но это же отец, и к нему следует относиться с сыновним почтением. Так же следует относится и к монарху, считали греческий философ Аристотель и китайский мыслитель Конфуций.
Следует отметить, что в настоящее время патриархальная теория признана большинством ученых абсолютно не научной.
5. Теория “насилия” является одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства. Ее представители: Э. Дюринг – немецкий философ и экономист, Л. Гумплович – австрийский социолог и государствовед (1838 – 1909) и известный “ревизионист марксизма” – К. Каутский.
В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 г. выпустил книгу на русском языке “Общее учение о государстве”, в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Орды воюют друг с другом. Затем одна из них завоевывает другую. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Это исторический факт.
Таким образом, суть этой теории в том, что государство возникает в результате причин военного, насильственного характера. Агрессивная завоевательная политика первобытных племен, захват территорий более слабых соседей, контроль над ними постепенно привели к необходимости образования специальных органов (первоначально – только карательных). Именно таким образом возникает особая публичная власть – государство.
6.Теория “договорного” происхождения государства зародилась в глубокой древности. Представления о том, что государство покоится на общественном договоре, впервые встречается у древнегреческого философа Эпикура. Некоторые философы древности – софисты – полагали, что государство люди создали на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Более глубокая и детальная разработка этой теории относится к периоду зарождения и развития в недрах феодального строя буржуазных отношений в XVII – XVIII вв. При этом, несмотря на имеющиеся существенные различия во взглядах представителей этой теории (английских – Т. Гоббса и Дж. Локка, голландских – Г. Гроция и Б. Спинозы, французских – Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро, русских – А.Н. Радищева и П.П. Пестеля), все ее варианты основаны на общих положениях: государству предшествует т.н. “естественное состояние”; государство покоится на “общественном договоре”, в результате которого люди делегируют ему часть своих естественных прав; все создаваемые государством учреждения делятся на “естественные” (соответствующие естественным правам) и “искусственные”.
“Естественное состояние” общества понимали по-разному. Так,
Т. Гоббс полагал, что люди находились в “состоянии войны всех против всех”, и для того, чтобы окончательно не истребить друг друга, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо полагал, что до образования государства люди жили мирно и дружно – это был своего рода “золотой век человечества”. Но для того, чтобы жить еще лучше, объединились и, образовав государство, часть своих прав передали монарху. Государство возникает и покоится на общественном договоре. Но сам договор не рассматривается как исторический факт, а как логическая предпосылка. Без таковой невозможно объяснить отличие государства от догосударственного состояния. Вместе с тем имеются определенные исторические данные подобного рода. Так, в Новгороде существовала Новгородская республика, где существовал уставной договор между вечем (народным собранием) и правителем республики.
Другой пример. На Русь приглашали варяжских вождей – Рюриковичей – на княжение, о чем заключался договор. До этого, как полагают некоторые историки, государства на Руси не было.
Все государственно-правовые институты подразделяются на естественные и искусственные. Все политические и правовые учреждения, которые соответствуют естественным правам человека, являются естественными, а те, которые не соответствуют, – искусственными.
7.Органическая теориявозникала в период “домонополистического капитализма” в Германии и Англии в рамках органической школы права. Основателем ее считается немецкий юрист Краузе. К числу видных представителей этой теории относятся австрийский юрист Аренс, швейцарский государствовед И. Блюнчи, французский социолог Вормс, английский социолог Г. Спенсер.
Законы развития живой природы они механически переносили на общество и государство. Государство, по их мнению, есть произведение сил природы. Оно появляется, как полагал Блюнчи, вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства (голова – правительство, уши – министерство внутренних дел, нос – министерство иностранных дел и т.п.). Государственную власть представители органической теории рассматривают как преобладание целого над составными его частями (по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого). В силу неразрывной связи между органами и функциями организма, поражение одного органа или функции отзывается на всех других органах и функциях организма.
В целом, будучи одной из ревизионистских модификаций школы “естественного права”, органическая школа утверждает, что основной задачей права является создание условий разумной жизни человека и общества, возможности дать людям осуществить свои разумные цели. Право она определяет как совокупность условий гармонического развития личности, совокупность условий, необходимых для осуществления разумных целей человека. Условия же для осуществления права создаются государством, являющимся органом права, способствующим осуществлению права. Процесс возникновения государства органическая школа рассматривает как процесс биологический, процесс развития живой природы от менее примитивных форм к более совершенным.
Безусловно, механический перенос естественных законов природы на социальные образования не обоснован – общество подчиняется законам социальным. Однако не лишенной здравого смысла представляется мысль о развитии социальных систем от менее сложных форм, к более сложным, совершенным.
Анализ рассмотренных теорий позволяет сделать выводы о существовании закономерностей возникновения государства, прослеживающихся в большинстве научно обоснованных концепций.
1. Возникновение государства представляет собой длительный исторический процесс. Даже если считать обоснованной договорную теорию возникновения государства или же теорию насилия, необходимо учитывать некоторые факторы: договору или акту насилия предшествует длительный период, в недрах которого зарождаются основы государства; сам договор или акт насилия является только условным моментом возникновения государства.
2. Государство возникает относительно объективно. Объективно потому, что не возникнуть оно просто не может. Общество на определенном этапе развития нуждается в таком органе управления, как государство. Вместе с тем государство есть продукт общества, а следовательно, продукт сознательной деятельности людей. Это также показатель его относительности. По мнению С.С. Алексеева, возникновение государства свидетельствует о вступлении человеческого общества в эпоху цивилизации, т.е. обретении и им качеств саморегулируемой системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество, подчеркивает он, базируется преимущественно на природных, естественных требованиях как на природно-хозяйственно-социальном единстве общины, рода. Оно не нуждается во внешней власти и, в силу этого свободное, оно еще не оторвалось от природы. При цивилизации появляются новые факторы: избыточный продукт – основа частной собственности, экономической свободы и как следствие этого – увеличение человеческой популяции. Поэтому резко осложняется задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего функционирования. В этой связи возникает необходимость во внешней власти, т.е. государстве – особой организации принуждения. В условиях цивилизации при помощи государства и возникает такая целостная организация людей, которая позволяет говорить об общественном организме[5].
3. Государство возникает постольку, поскольку возникающие внутри общества противоречия не могут быть разрешены. Это могут быть и противоречия между антагонистическими классами, и завоевание одного племени другим, и жизненная необходимость организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений, и т.д. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства, но в любом случае они будут укладываться в рассматриваемую закономерность, т.к. государство является универсальной организацией для разрешения противоречий.
4. Возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государства будут неизменными его спутниками. Обратим внимание на особенности возникновения современных государств. Как видно, были и есть нации, которые живут компактно на своей национальной территории. Однако вследствие конкретных исторических причин они находились или находятся в составе многонациональных государств. Отсюда относительно самостоятельным фактором образования новых государств стало осуществление такими нациями (государствами) их права на политическое самоопределение. Такие государства образовывались в процессе ликвидации империй, путем суверенизации подобных государственных образований.
Национальному государству присущи такие особенности: образовывается нацией, которая компактно проживает на определенной территории и, как правило, составляет большинство населения (народа) данной страны; и является результатом осуществления права нации на самоопределение. Очевидно, что трактовка государствообразования в значительной степени зависит от того, как будет истолкована природа государства.
Современные теории о сущности и назначении государства
Современные теории о сущности и назначении государства: теория элит, технократии, плюралистической демократии, теория экономического роста, конвергенции, марксистское учение.
Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
Технократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры.
Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Приверженцы плюралистической демократии исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Теория экономического роста ищет причины мирового экономического роста и причины различий доходов между странами.
Согласно теории конвергенции экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса.