6 выводы практики для профессионального саморазвития
Саморазвитие и его роль в становлении будущего профессионала
Определение и цели саморазвития. Изучение саморазвития как процесса формирования целостной личности. Формы профессионального развития; методы обучения. Анализ положения о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.05.2014 |
Размер файла | 61,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
саморазвитие личность профессиональный обучение
1. Определение и цели саморазвития
2. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития
3. Методы саморазвития
4. Самообучение как метод обучения
5. Оценка результата
Изменения, происходящие в современном обществе, его высокий динамизм развития предполагают возрастание роли личностной организации профессионала, его активности, индивидуального видения, способности самостоятельно добывать информацию, анализировать и синтезировать ее, принимать творческие решения в различных профессиональных ситуациях.
От современного работника требуется не столько воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Способность к профессионально-творческому саморазвитию становится необходимым качеством профессионала, которое необходимо развивать.
На сегодняшний день профессиональное образование испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к саморазвитию. Учёт новых тенденций приводит к попыткам обогатить практику профессиональной подготовки отдельными элементами, ориентированными на саморазвитие личности учащегося.
Актуальность исследования обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими во всех сфера нашего общества. Идея саморазвития в образовании сегодня приобретает важнейшее значение и находит свое отражение в статьях Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции модернизации российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в других концептуальных документах.
Саморазвитие личности является одним из проявлений деятельностной сущности человека. Оно направлено на изменение самого субъекта. Это внутренняя духовно-практическая деятельность субъекта, в результате которой изменяется его внутренний мир. Эти положения принимаются всеми исследователями и не подвергаются сомнению. Но при этом остаётся всё же невыясненной природа самой этой деятельности, её источник. Исходя из этого следует, что наиболее важной проблемой в развитии и самосовершенствовании личности является неготовность и неспособность к саморазвитию, что обусловлено множеством причин.
На сегодняшний день высшее профессиональное образование испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к постоянному саморазвитию и высоким уровнем саморазвития студентов в процессе обучения.
1. Определение и цели саморазвития
Саморазвитие личности осуществляется в рамках индивидуального жизненного пути. Единицей анализа жизненного пути являются события, к которым относятся события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего самосуществования.
В.Г. Маралов, исходя из определения человека как существа биосоциального, разделяет потребности на биологические (потребности в пище, воде, тепле, воздухе и многое другое) и социальные (потребности в труде, познании, развитии, общении, в достижениях и др.). Развитие же, как процесс автор видит в качестве проявления формы специфической активности. Следовательно, в его основе также лежит потребность, которую можно назвать потребностью в развитии.
Нечёткое, расплывчатое представление о себе, сужение сфер и областей функционирования собственной Я-концепции приводят к тому, что индивид ставит либо нереальные либо неадекватные цели саморазвития.
В качестве механизмов саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование. Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития. Оптимальной считается ситуация, когда человек принимает в себе как отрицательные, так и положительные свойства и качества, но тем не менее четко, определенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя (не отрицая себя сегодняшнего, знает, каким он хочет быть завтра).
2. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития
Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.
Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.
Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.
Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.
Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.
Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.
3. Методы саморазвития
К факторам, способствующим процессу саморазвития, можно отнести:
?Толерантность к ситуациям неопределенности;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для успешной подготовки современного специалиста определяющее значение имеет формирование компетенций профессионального саморазвития как системообразующего фактора его профессионального становления и совершенствования.
В этой связи приобретает особую актуальность исследование структуры, содержания и методического обеспечения образовательного процесса, способствующего профессиональному саморазвитию будущих специалистов. Анализ литературы показывает, что проблема профессионального саморазвития выступает общим предметным полем педагогики, психологии, философии, социологии.
Важным элементом профессионального саморазвития является педагогическая поддержка студентов, так как правильно организованная деятельность студента может стать источником его конструктивно направленной активности только в том случае, когда она сопровождается психолого-педагогической помощью и поддержкой со стороны преподавателя.
Основными способами саморазвития студента как будущего специалиста являются самостоятельно контролируемая работа и педагогическая практика, которые позволяют изучить особенности профессии, выявить в процессе слабые стороны и отметить пути для совершенствования.
Одной из новейших тенденций является использование студенческого портфолио, выступающего источником рефлексии. Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
Магистерская подготовка является перспективной возможностью для повышения уровня профессионального саморазвития, так как является более индивидуализированной, что позволяет магистру углубить собственные знания.
Профессиональное саморазвитие личности является неотделимым элементом образования и подготовки к профессиональной деятельности, которое сопровождает специалиста в течение всей жизни. Стремление человека как к личностному так и профессиональному развитию способствует успехам в профессиональной деятельности, осмыслению существующей системы ценностей, общению с людьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра и специалиста в области образования: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
2. Монографии, брошюры, статьи, выступления
15. Калинина Н.В. Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003
16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2002.
17. Маркова А. К. Психология профессионализма М.: Знание, 1996.
22. Гладченкова Н.Н. Педагогическая акмеология: Программно-методические материалы для магистратуры.- Ростов-н/Д: Амарант, 2006.
Методики профессионального саморазвития: самопознание, цель и социум
Время чтения 10 минут
Профессиональное саморазвитие – одна из значимых частей человеческого существования. Оно способствует достижению определённого статуса, престижа и уровня жизни. Каждый из нас сам определяет, быть ему успешным человеком или так и не достигнуть карьерных высот.
Если вы давно мечтаете стать профессионалом в своём деле, ловить завистливые взгляды коллег или просто повысить собственный доход, тогда эта статья написана для вас! Здесь перечислены наиболее эффективные методики профессионального саморазвития, которые наверняка помогут каждому новичку добиться карьерного роста.
Профессиональное саморазвитие – обязательная составляющая жизненного пути каждого успешного человека. Глупо утверждать, что рабочая сфера не является важной частью нашего существования. Многие люди уже с подросткового возраста стремятся самостоятельно зарабатывать первые деньги, чтобы удовлетворять свои материальные потребности. Уже взрослый человек в среднем проводит половину своей жизни на работе. Такая статистика говорит о том, что профессиональное развитие необходимо для дальнейшего существования в обществе и для воспитания способности к выживанию.
Самопознание личности и профессиональное саморазвитие
Никакого развития не наступит, если заранее не узнать обо всех тонкостях и уникальных чертах собственной личности. Самопознание – важнейший источник для изучения личности. Только сам человек способен составить наиболее точное представление о самом себе, исходя из пережитого опыта, совершенных жизненных выборов, действий.
Без самопознания личности сложно развиваться в совершенно любой сфере, в том числе и профессиональной, а всё потому, что у каждого человека существуют свои персональные способности, отличающие его от других людей. Если бы все мы были одинаковыми, как выходцы из копировального аппарата, то наврятли бы смогли достичь успеха в каком-либо деле. Ведь тогда бы это нас довольно сильно выделяло среди остальных жителей планеты.
Дело в том, что благодаря именно самопознанию личности, люди способны добиваться дальнейшего самостоятельного развития в любых направлениях жизни. Тоже касается и профессионального саморазвития. Если человек знает свои способности, возможности, он будет уверен в них и обязательно найдёт им полезное применение в работе. Также важно выявить персональные предпочтения, вкусы, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в той сфере, которая будет приносить вам не только престиж, заработок, но и удовольствие.
От самопознания к профессионализму
На самом деле, самопознание личности и профессионализм крепко связаны между собой. Ведь реализовать себя на выбранном пути реально лишь с выявленными заранее задатками к тому или иному делу. Если у человека изначально не лежала к чему-то душа, то вряд ли его удастся этим завлечь в будущем. Или если он не имеет предрасположенностей к выбранному делу, то от него бесполезно ждать там высоких достижений.
К примеру, если ребёнок с детства был малоподвижным и совсем не активным, увлекался больше естественными науками, то вряд ли он станет великим спортсменом и наоборот, если у дитя хорошее физическое развитие, совсем нет задатков к глубоким мыслительным процессам, то бесполезно его к этому приучать. Да, толк от занятий новыми предметами даст свой положительный результат, но он наверняка не превысит среднестатистического показателя среди его сверстников.
Другое дело, когда малыш чем-то увлечён, имеет возможность получать развитие в данном направлении, не теряя интереса. Тогда, скорее всего, в будущем он сможет не только получать удовольствие от выбранной деятельности, но и добиться большого успеха, признания в подобной сфере. Со временем любое увлечение может перерасти из простого хобби в нечто большее, например, в источник дохода или даже целое искусство. В любом случае, если правильно и во время раскрыть индивидуальные способности, то вскоре они заточатся до явного профессионализма.
Развитие профессиональных навыков
Если уже взрослый человек полностью познал себя и свои индивидуальные особенности, то наступает время для их реализации в профессиональном саморазвитии. Начинаться всё может с банального развития собственных качеств и умений, которые в будущем способны перерасти в талант или профессионализм.
Без профессионального саморазвития будет довольно сложно добиться личностных высот. Поэтому так важно приучать себя с ранних лет к труду. Каждый из людей, вступая во взрослую жизнь, обязан себя содержать, а также обеспечивать всем необходимым собственных детей, семью. И чем выше профессиональное развитие, тем, соответственно, больше ваш бюджет.
Саморазвитие в психологии
Профессиональное саморазвитие зависит не только от заложенных в нас с самого рождения талантов и способностей. Здесь также важны: мотивация и желание самого человека к росту в сфере труда. Только так, имея должный стимул, реально достичь наивысшего профессионализма в выбранном деле.
Если брать саморазвитие, как термин из научных разделов о психологии, то оно несёт весьма интересное значение. Саморазвитие личности – это самая настоящая, постоянная работа над собой, совершаемая ежедневно на протяжении всего жизненного пути человека. Исходя из такого определения, можно сделать полезный для всех вывод, что только благодаря непрекращающемуся саморазвитию возможно достижение высот и успехов на дороге жизни.
Саморазвитие в психологии подразумевает большой труд над собой, над мыслями, а также над любыми действиями, совершаемыми индивидом в обществе.
Методика саморазвития
Процесс саморазвития по-своему сложен и не понятен для тех, кто до этого времени о нём не задумывался. Порой он происходит машинально, даже не заметно для самого человека. Но существуют выработанные методики саморазвития, помогающие достичь эффективного результата гораздо легче и быстрее.
Благодаря выбору правильных методов самореализации, действительно легко достичь поставленных целей и максимально усовершенствовать собственное “Я”. Именно поэтому так важно порой обратиться за помощью к специалисту своего дела, психологу или грамотному коучу.
Эффективные методики саморазвития
Иногда действительно необходимо посмотреть на себя со стороны. В этом нет ничего сложного, достаточно поставить камеру и запечатлеть свои обыденные действия на видео. В профессиональной сфере это также поможет отточить навыки, увидеть собственные недостатки.
Довольно часто многие психоаналитики призывают “отпустить своё прошлое”. Но это не совсем верный метод. Да, где-то он действительно нужен, но не для тех, кто решил развиваться, становится лучше. Невозможно заметить личностных изменений, если их не с чем сравнить. Поэтому иногда пригодиться посмотреть на прошлого себя, чтобы увидеть изменения в лучшую сторону и личностный рост.
Двадцать первый век перенасыщен информацией, порой наш мозг попросту с ней не справляется, испытывая эмоциональные и умственные перегрузки. Заметив за собой такое тревожное состояние, срочно устройте себе отдых! Главное во время релакса не зависать в гаджетах, Интернете, а полностью отвлечься от ненужного потока информации. Да и к тому же на “свежую голову” приходят куда более интересные, выгодные для реализации идеи!
Если риск оправдан, значит – вполне уместен. Что же касается бессмысленного риска, то тут стоит быть осторожнее, чтобы избежать лишних потерь и неудач в дальнейшем времени. Для профессионального саморазвития порой необходим азарт, рискованные поступки, главное этим не сильно увлекаться.
Социум и саморазвитие
Для саморазвития так важно вкладываться в собственную персону, нежели во что-то другое. Обучение, путешествия, правильное питание, спорт – всё это залог крепкого здоровья + самостоятельного развития.
Когда перед тобой стоит множество различных задач, трудно все не забыть. Ведение планера или обычного ежедневника облегчит для вас часть работы. Что касается профессионального саморазвития, то здесь без записной книжки никуда! Ведь кто знает, когда к вам в голову придёт очередная гениальная идея.
Используя вышеперечисленные методики саморазвития, вы обязательно достигните эффективных результатов во всех трудовых начинаниях!
Цели и идеи
Ставьте правильные цели, для достижения которых вы пошли на путь саморазвития. Если это необходимо, не бойтесь задавать вопросы собственному “Я”. Только так вы определите, действительно ли вы движетесь в нужном направлении, или вы столкнулись с жестким самообманом.
Любая правильно поставленная цель имеет ориентиры, которые помогают в её достижении. Позаботьтесь о них, и вы обязательно достигнете желаемого результата!
Без хорошей мотивации процесс самосовершенствования вполне может затянуться на долгие годы. Найдите для себя достойный пример, который послужит для вас реальным стимулом. Например, отличным примером может послужить ваш начальник или вышестоящее руководство.
Если вы будете двигаться только в одном направлении, то вам буде весьма трудно достичь полной самореализации. В меру занимайтесь как физическим развитием своего тела, так и совершенствованием интеллекта, постепенно повышая уровень IQ.
Профессиональное саморазвитие
С годами людям свойственно повышать своё мастерство, самосовершенствоваться в любой жизненной сфере. Тоже касается и трудовой деятельности. Если в начале рабочего пути человек имеет мало опыта, то со временем он стремится его повышать, чтобы достичь определённого профессионализма в выбранном деле и признания коллег.
Работа играет значимую роль в существовании человека. Ведь в большинстве случаев она занимает половину его деятельности. Самое опасное то, что работа имеет сильное влияние на физическое и эмоциональное состояние индивида.
При отсутствии трудовой деятельности, а также постоянного заработка у человека возможно наступление сильной депрессии, апатии. Дело в том, что любое резкое отличие личности от других представителей социума может оказать на неё неприятное давление. Человек будет переживать, что не может простую выполнять работу, как другие люди. А также ещё одним переживанием станет проблема добывания средств на пропитание.
Что необходимо для рождения профессионала?
Чтобы стать профессионалом в самостоятельно выбранной деятельности, придётся приложить немало усилий и труда. Но помимо этого, решающими оказываются и другие факторы.
Внутренние задатки: предрасположенность к обучению, лидерские качества, искреннее желание, непрерывное стремление, неугасающая мотивация, организованность, крепкая дисциплина, понимание основ самореализации.
Внешние обстоятельства: методическое обеспечение, оборудованное рабочее место, слаженная работа коллектива, грамотное руководство, доступность информационных источников.
7 стадий профессионального развития
Выделяют сразу несколько стадий на пути профессионального саморазвития. К ним относятся:
Профессиональные методики
Прохождение всех стадий профессионального саморазвития неизбежно. Чтобы достичь более быстрого роста, некоторые личности следуют специально разработанным профессиональным методикам. Они направлены на повышение уровня профессионализма у сотрудника и его мотивацию к дальнейшему росту. К ним относятся:
Другие профессиональные методики:
Всё в этой жизни зависит от вас самих. Какую цель вы перед собой ставите, такого результата и достигнете. Не бойтесь мечтать, иногда даже просить большего. Не переставайте двигаться в заданном направлении, расти, как личность, как профессионал, и тогда все ваши мечты обязательно сбудутся! Удачи!
Учебно-исследовательская работа «саморазвитие личности как фактор профессионального и карьерного роста»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КИРОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КАРЬЕРНОГО РОСТА
Басманова Екатерина Сергеевна,
Климова Екатерина Юрьевна
Кировское областное государственное
образовательное бюджетное учреждение
«Кировский механико – технологический
техникум молочной промышленности»
3 курс, специальность 080402 «Товароведение
(по группам однородных товаров)»
Богданова Елена Алексеевна
Во время обучения в техникуме по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» студенты проходят практику в торговых предприятиях города Кирова и Кировской области, первоначально в качестве продавцов.
Во время прохождения практики и в обыденной жизни мы часто наблюдали различные ситуации, часто проблемные, которые возникали в результате взаимодействия потребителей и сотрудников торгового предприятия, между самими сотрудниками внутри коллектива, поэтому при изучении дисциплин общего и профессионального цикла, часто возникли вопросы по поводу результативности взаимодействия покупателя и продавца:
— какие объективные или субъективные факторы влияют на процесс продажи-покупки товаров?
Ответы на эти вопросы мы постарались найти во время прохождения практики.
Объектом исследования явилась деятельность продавца/товароведа, предметом исследования – личностные качества продавца/товароведа,
цель исследования – личностные качества продавца/товароведа, необходимые для профессионального роста и результативного взаимодействия с покупателями и коллегами.
Гипотеза: Если личность стремится и готова к саморазвитию и самосовершенствованию, ее профессиональное становление, карьерный рост происходит быстрее.
Основы взаимодействия покупателей и сотрудников магазинов
Анкетированный опрос покупателей, проведенный во время прохождения практики, показал, что на выбор торговой точки влияют многие факторы:
культура обслуживания, предупредительность персонала, поведение иных потребителей (37%).
Одноименные товары в разных магазинах могут восприниматься неодинаково даже из-за одежды продавцов или различных пакетов, в которых отпускаются продукты. Приобретение привлекательных товаров приятно, нередко снимает негативное настроение и депрессию. Некоторые потребители получают удовольствие от общения с продавцом, поэтому всегда есть вероятность, что покупатель может сделать свой выбор вследствие доводов продавца.
При посещении магазина на покупателя могут повлиять продавцы и характер представления товара посредством мерчандайзинга, что приведет к тому или иному поведению потребителя и может изменить его исходное представление о товаре. Если найден приемлимый вариант, то поиск товара завершается приобретением. При отрицательных последствиях потребитель или продолжает свой поиск, или вообще отказывается от приобретения необходимого товара.
Осмотрев весь магазин, люди покупают больше и охотнее. В больших магазинах, хотя и менее уютно, но шире выбор. В магазинах самообслуживания покупатели проводят больше времени и поэтому выше вероятность покупки. Гипермаркеты популярны в сфере торговли, так как здесь за минимальное время можно купить полный набор продуктов по доступным большинству потребителей целям.
В процессе выработки решения покупатель реагирует на комплекс маркетинга и меняет свое поведение с учетом новой информации, активно реагирует на каждое альтернативное средство удовлетворения его желаний, формируя положительное или отрицательное мнение. Удовлетворенность товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и в следующий раз. Удовлетворенный потребитель склонен делиться благоприятными отзывами о товаре с другими людьми. Неудовлетворенный потребитель может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу или попытаться найти какую-то благоприятную информацию о предмете покупки. Недовольные потребители могут направить фирме жалобу, обратиться к юристу или к кому-то, кто, возможно, в состоянии помочь покупателям добиться удовлетворения. Кроме того, они могут просто перестать приобретать данный товар или высказать свое неблагоприятное впечатление о нем друзьям и прочим лицам.
Наблюдения за потребителями и продавцами во время прохождения практики в качестве продавцов, анализ результатов анкетирования и интервьюирования показал, что для успешной деятельности недостаточно знания профиля магазина, ассортимента товаров и других профессиональных знаний. Важную роль играют личностные качества человека, его культура общения, умение расположить к себе покупателя.
По мнению покупателей личностные качества продавца-консультанта, его профессионализм и культура обслуживания являются одним из основных факторов в процессе выработки решения о приобретении товаров. Это заставляет задуматься о том, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать работник магазина для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Таким образом, возникает необходимость самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования личности.
Развитие личности – это постоянное расширение и обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитие потребностей, общественных отношений, техническим и духовным прогрессом.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы, среди которых: воспитание, социализация, социальная среда.
На основе усвоения социального опыта, происходит развитие личности, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений, навыков. Решающее значение в формировании личности имеют самовоспитание и саморазвитие. Саморазвитие понимается как творческое отношение индивида к самому себе, создание самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.
Особенности темперамента и характера личности
При взаимодействии с покупателями и сотрудниками, необходимо учитывать не только особенности своего темперамента и характера, но и особенности темперамента и характера каждого человека, так как именно они во многом определяют поведение человека, его готовность к сотрудничеству.
Холерику присущи характерные черты, которые мешают ему в установлении хороших деловых отношений с коллегами и партнерами: в работе он часто принимает опрометчивые решения, ему мешают излишняя поспешность, суетливость, неуживчивость, обидчивость; ожидания и неудачи способны вывести его из себя. В работе с холериком рекомендуется без нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, не поручать однообразные, монотонные работы.
Сангвиник имеет привычку оставлять дела незаконченными, если работа его не увлекает, он становится пассивным, вялым, скучным; у него отсутствует терпение, внимание неустойчиво, он склонен обходить трудности. Сангвинику необходимы строгость, требовательность, контроль качества его работы. Строгое замечание часто оказывает на него дисциплинирующее воздействие.
Флегматик к новой обстановке приспосабливается медленно, испытывает затруднения там, где нужно быстро принимать решения, обладает невозмутимостью, которая похожа на безразличие, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Рекомендуется поручать ему работы, где требуется выдержка и хладнокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно – ревизионным работам.
Меланхолик застенчивый, нерешительный, трудно привыкает к новой обстановке, неуверен в своих силах, эмоционально раним. В неблагоприятных условиях деятельности могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Меланхолику желательно поручать однообразные работы, замечания следует делать в мягкой форме, желательно наедине.
Одинаковое воздействие на работников с разными темпераментами может вызвать у них разную реакцию. Критическое замечание вызывает раздражение у холерика, подталкивает к активным действиям сангвиника, оставляет равнодушным флегматика и выбивает из колеи меланхолика.
Кроме темперамента, на продвижение работника по служебной лестнице влияет характер человека. Человек с хорошим характером при прочих равных условиях быстрее продвигается по службе. Неуживчивый, несмотря на способности, сам себе портит карьеру. Он всегда чем-то недоволен, раздражителен часто прибегает к успокаивающим лекарствам.
Психологи считают, что при выборе работника из ряда других претендентов на вакантное место, следует предпочесть человека с хорошим характером, хотя может быть и с меньшими способностям, благодаря чему создается спокойная обстановка, а способные люди всегда найдутся в коллективе.
Коммуникативная культура специалиста (продавца/товароведа)
Коммуникативная культура определяется как знания, умения и навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющее устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием следующих личностных качеств:
— эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
-доброжелательность – уважение, симпатия, умение понимать других людей, не одобряя их поступки, готовность поддержать других;
-инициативность – способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
-непосредственность – умение говорить и действовать напрямую; открытость – готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
— самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению.
Повышению уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие социально – психологических умений:
— психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение;
— психологически точно определять «точку» завершения общения;
— провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;
— формировать и «управлять» настроением партнера по общению;
— преодолевать психологические барьеры в общении;
— адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
— мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели.
Некоторые потребители получают удовольствие от общения с продавцом, поэтому всегда есть вероятность, что покупатель может сделать свой выбор вследствие доводов продавца. В каждом покупателе можно увидеть определенный тип собеседника и взаимодействовать в соответствии с этим типом. В процессе прохождения практики нам пришлось встретиться и взаимодействовать с различными типами собеседников.
При общении с ригидным собеседником, если вы слишком спешите с развитием мысли, отвлекаетесь на побочные темы, он морщится: вы ему кажетесь несерьезным человеком (а то и невоспитанным). Когда главное обсуждено и совместные выводы сделаны, он продолжает вдаваться в детали – и порой в этом есть свой смысл! Одна негодная деталь, обнаруженная им, сводит на нет уже принятое решение, так что приходится начинать тему снова.
Доминантного собеседника, когда он испытывает потребность обратиться к вам, не слишком заботят соображения типа «уместно ли », «не помешаю ли», «поймут ли» и т.п. Если же это вы побудили его к контакту своим обращением, вопросом или просьбой, то он не чувствует себя по-настоящему обязанным отвечать.
Культура речи специалиста
Важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к культуре речи. Работникам торговли необходимо следить за своей речью при общении не только с покупателями, но и между собой. К основным показателям культуры речи в деловом общении можно отнести: словарный состав, словарный запас, произношение, грамматика, стилистика.
К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Важнейшими требованиями профессиональной этики работника торговли по отношению к покупателю являются внимательность, вежливость, доброжелательность. Анализ анкетирования и интервьюирования покупателей показал, что они хотят не только приобрести удобный, качественный, модный товар по приемлимой цене, но компетентности, внимательного, вежливого отношения к себе при выборе покупки со стороны продавца. Задача продавца состоит в удовлетворении запросов и желаний потребителя.
Деловое отношение продавца и покупателя начинается с приветствия, которое обязательно должно сопровождаться улыбкой. Если продавец уже обслуживает клиента, он должен извиниться и попросить подождать. Освободившись, продавец выясняет, какой товар интересует покупателя и по какой цене, после чего сообщает характеристики имеющихся товаров. Окончанием общения продавца с покупателем, является прием оплаты за выбранный товар и его упаковка, после чего продавец должен поблагодарить за покупку. Особое место в этике торговли занимает требование к внешнему виду и одежде. Безвкусная и неопрятная одежда, непричесанные волосы и грязные руки могут отвратить покупателя от покупки и посещения магазина.
Продавец – профессионал должен учитывать пол и возраст покупателя, стремиться определить его психологические особенности (агрессивность, уравновешенность, решительность – нерешительность, доверчивость- недоверчивость). Поведение молодых и пожилых людей, мужчин и женщин в магазине различается. Мужчины посещают магазин целенаправленно, они знают, что им нужно купить, и при наличии товара покупают его. Они в большей степени, чем женщины, подвержены влиянию продавца и часто ожидают от него совета, ориентируются на его мнение. Женщины в своем выборе полагаются на себя; они долго рассматривают изделие и поэтому не рекомендуется их торопить. Профессионализм продавца усиливается его этической воспитанностью, которая проявляется в речи, мимике, жестах; грубость, раздражительность и вульгарность недопустимы. Продавец обязан быть сдержанным в различных ситуациях, даже если покупатель долго рассматривает товар, расспрашивает и интересуется подробностями, хотя покупать данный товар не собирается. Он должен быть сдержан даже с невоспитанным и агрессивным покупателем, поскольку ответ грубость на грубость не дает положительного эффекта.
Морально – психологический климат коллектива
На практику мы приходим в уже сложившийся коллектив, имеющий свои традиции, определенный стиль взаимоотношений между сотрудниками. Микроклимат, сложившийся в коллективе во многом влияет на становление специалиста Морально – психологический климат коллектива проявляется в эмоционально – этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения. Настроение людей зависит от отношения членов коллектива друг к другу. Для профессионального становления важно, в какой коллектив приходит выпускник, какие моральные нормы и принципы приняты в нем. В коллективе с нормальным морально – психологическим климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательностью, товарищеским отношением к новому человеку. Уважение и доверие, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком коллективе являются этической нормой.
Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности члена коллектива присущи нормальному морально – психологическому климату и являются этической нормой межличностных отношений. Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду коллектива.
Если сферой вашей деятельности являются люди, то, несмотря на специфику профессии, всегда нужно обращать внимание на правила и нормы поведения, на обязанности по отношению к клиенту. К коллегам; уметь владеть собой, быть терпеливым, внимательно выслушивать посетителя, а также иметь надлежащий внешний вид и владеть культурой речи.
Во время прохождения практики на 2 и 3 курсе мы работали в дружных коллективах с хорошим микроклиматом. Опытные работники всегда приходили на помощь друг другу и нам в затруднительных ситуациях, доброжелательно указывали на какие-либо неточности или недоработки, корректно помогали найти оптимальное решение любой проблемы. Поэтому нам выявить личностные качества, которые могут помешать становлению специалиста – профессионала. В ходе проведенного тестирования и выявились те особенности темперамента и характера каждой из нас, которые мешают успешному взаимодействию с людьми и могут привести не только к проблемным, но и к конфликтным ситуациям.
По результатам исследования каждая из нас составила индивидуальную программу саморазвития, которая будет способствовать более быстрому профессиональному росту.
Измайлова М.А. Психология и этика торговли ОИЦ «Академия», 2009.
Кабанова Л.А. Деловая культура, «Академик а/Учебник», 2010.
Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. Издательство «Форум», 2007.
Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве, 2007.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология делового общения, ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Этика деловых отношений, ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия, ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности, ОИЦ «Академия», 2007