8 сентября день иконы владимирской
Сретение иконы Владимирской Божией Матери: что это за праздник
С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божия Матерь считается покровительницей нашей страны. От ее святых образов наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей.
Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери. Фото: ozon.ru
Троекратное празднование
Русская православная церковь установила три праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери. Каждый из этих дней связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками после обращения ко Пресвятой Богородице:
Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
История иконы
По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Примерно до середины V века н.э. эта икона пребывала в Иерусалиме. Позже она была перенесена сначала в Константинополь, а в начале XII века попала в Россию как подарок святому князю Мстиславу от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги, недалеко от Киева.
Сына Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский решил перебраться на север и захватил чудесную икону с собой.
Покинув Вышгород, он направился в Ростов. В 11 верстах от Владимира кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.
Святой образ занял почетное место в Успенском соборе, специально построенном во Владимире по указанию Андрея Боголюбского. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.
История праздника
Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божию.
Во Владимир было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю). Фото: stefmon.ru
Помощь Божией Матери
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда.
Владимирскую икону Божией Матери поместили в построенном в ее честь Успенском соборе Московского Кремля. Фото: i.pinimg.com
Дважды спасенная
Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.
В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.
С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на церковь.
Сейчас Владимирская икона Божией Матери хранится в Николаевской церкви на Толмачах. Фото: roslavl-dhsh.ru
В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9). Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…
Владимирская икона Божией Матери 2021: какого числа по церковному календарю
Праздник Сретения Владимирской иконы Божией матери приходится на 8 сентября (26 августа по старому стилю). Владимирский образ Богородицы особо почитается Русской Православной Церковью.
Трижды в год верующие вспоминают о чудесных событиях, связанных с Владимирской иконой:
Самым важным празднеством, связанным с Владимирским образом, считают Сретение Владимирской иконы Богородицы. В этот день в 1395 году святыню с усердными молитвами и крестным ходом перенесли из Владимира в Москву.
Духовенство и миряне умоляли Божию Матерь защитить Русскую землю от нашествия хана Тамерлана, и в этот же день свирепый захватчик вместе со своим войском по необъяснимым причинам покинул укрепленный лагерь.
Сретение Владимирской иконы Богородицы: история праздника
Владимирский образв 1131 году был привезен на Русь из Константинополя. Византийский правитель передал икону русскому князю Мстиславу. Святыню поместили в храме Девичьего монастыря в Вышгороде.
Спустя четверть века, в 1155 году, образ перенесли в Успенский собор Владимира, и после этого икона получила название «Владимирская». Образ долгое время воспринимался как символ духовной связи Русских земель и Византии.
Но в конце 14 века Владимирская икона стала одной из главных русских православных святынь, и это связывают с чудесным избавлением от нашествия Тамерлана.
В 1395 году жестокий завоеватель начал свой поход на Русь. Он захватил и разграбил Елец и двинулся по направлению к Москве. Свой лагерь Тамерлан разбил на Кучковом поле, и только чудо могло спасти древнюю русскую столицу от неминуемого уничтожения.
Московский князь Василий Дмитриевич вместе с войском вышел навстречу неприятелю. Одновременно с этим духовенство отправилось во Владимир, чтобы принять чудотворный образ и с крестным ходом пронести его в Москву.
Молитвы верующих были услышаны: по преданию, Тамерлану во сне явилась Величавая Жена, повелевшая хану покинуть Русь. Видение так поразило Тамерлана, что он в тот же день распорядился отступить от Москвы.
В память о событии на Кучковом поле основали Сретенский монастырь в честь сретения (встречи) иконы жителями Москвы и московскими клириками.
В настоящее время Владимирский образ Богородицы хранится в храме Святителя Николая в Толмачах (московский храм-музей при Третьяковской галерее).
О чем молятся перед Владимирской иконой Божией Матери, в чем она помогает
Владимирский образ Богоматери относится к числу наиболее почитаемых и любимых простыми верующими икон. После молебнов и крестных ходов с Владимирской иконой отступали иноплеменные захватчики, утихали междоусобицы, заканчивались эпидемии.
Перед святыней происходило избрание и поставление Московских Патриархов, перед ней венчали на царский престол русских монархов.
Пресвятая Богородица слышит, о чем просят ее молитвенники, и помогает каждому, кто искренне, от всего сердца обращается к Небесной Заступнице.
Перед Владимирской иконой молятся и просят помощи в сложных жизненных ситуациях:
Как правильно молиться перед Владимирским образом
Существуют особые молитвы, написанные специально в честь Владимирской иконы, а также канон и акафист, обращенные к святыне. Их вспоминают в дни сугубого почитания образа. Но к Пресвятой Богородице можно возносить свои прошения в любой день. Молятся любыми богородичными молитвами или подбирают слова от сердца. Главное — искренность и уверенность в помощи Божией Матери.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
Икона Богородицы Владимирская
Празднование
История
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
Владимирская икона Божией Матери. Православный календарь на 8 сентября
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
8 сентября (26 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице (четырнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Собору Нижегородских святых, память одиннадцати известных нам поимённо святых, а также день одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1395 году от Рождества Христова, во время нашествия на Русь Тамерлана, по совету великой княгини Евдокии Московской, вдовы благоверного князя Димитрия Донского, в Москву доставили Владимирскую икону Божией Матери, защитившую Русскую землю. Сам же чудотворный Владимирский образ Пресвятой Богородицы, по преданию написанный самим апостолом-евангелистом Лукой, стал одним из символов Русской Церкви и Русского Православия. Подробнее об этой величайшей святыне можно узнать в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.
Мученики Адриан и Наталия, прочие 23, с ними пострадавших. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученический венец в годы антихристианских гонений императора-язычника Максимиана Галерия, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. На протяжении многих веков мученики Адриан и Наталия являются одними из главных Небесных покровителей христианского супружества. Так, своим подвигом они доказали, что верность Христу и верность супружеская в христианском браке связаны неразрывно. Подробнее об этих христианских подвижниках, а также о посвящённом им московском храме вы можете прочесть в нашем материале «Верные до смерти».
Блаженная Мария (Федина) Дивеевская. Святая легендарной Серафимо-Дивеевской обители, жившая при этом монастыре вплоть до его закрытия в 1927 году, Христа ради юродивая. Многим сестрам Дивеевской обители блаженная предсказала лагеря и ссылки, но когда одна из монахинь воскликнула: «Не будет монастыря!», святая старица твёрдо предсказала его возрождение: «Будет! Будет! Будет!»
Скончалась блаженная Мария 8 сентября 1931 года. Её мощи обрели в 2004 году, в год прославления этой святой, и с тех пор они почивают в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.
Преподобномученик Адриан Ондрусовский. Русский святой XVI столетия от Рождества Христова. Постриженик знаменитой Валаамской обители, ученик преподобного Александра Свирского. Святой Адриан покинул Валаам и поселился в отшельническом уединении на Ондрусовском полуострове, что в восточной стороне Ладожского озера, где впоследствии основал монастырь. Отец Адриан был лично знаком с царём Иоанном IV Грозным, более того, был крёстным отцом его дочери Анны. В 1549 году от Рождества Христова, когда старец возвращался из Москвы, на него напали разбойники, убили, а тело преподобного бросили в болото. Через два года святой Адриан явился монахам Ондрусовской обители и поведал о своей гибели, указав её место и повелев перенести своё тело в монастырь. Мощи старца были обретены и благоговейно перенесены в основанную им обитель.
Преподобный Адриан Ондрусовский. Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученик Петр Иовлев, пресвитер (1918), святой исповедник Георгий Коссов, пресвитер (1928), священномученик Виктор Элланский, пресвитер, мученики Димитрий Морозов и Петр Бордан, святой исповедник Роман Медведь, пресвитер (1937). Святые из многотысячного сонма Новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавшие за Христа в разные годы советских богоборческих гонений.
Особенно выделяется из числа этих страдальцев за веру протоиерей Роман Медведь, который был духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского и в пастырском служении стремился подражать своему наставнику и учителю. Отец Роман был родом с Западной Руси, но служил в самых разных уголках Российской империи, в том числе протопресвитером (главным священником) Черноморского флота.
После революционных событий 1917 года отец Роман, чудом избежавший расправы, оказался в Москве, где сначала служил в соборе Василия Блаженного, а после его закрытия — в храме Святителя Алексия в Глинищевском переулке, где, несмотря на большевистские гонения, смог наладить активную приходскую жизнь.
В 1931 году батюшку арестовали и обвинили в создании и руководстве организацией, «преследовавшей политические, антисоветского характера цели, в издательстве антисоветской литературы и распространении листков под заглавием «Кто наше правительство» антисемитского характера».
Протоиерея Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. В 1936 году был освобождён по тяжёлой болезни (костный туберкулёз и перелом шейки бедра) и поселился в городе Малоярославец, где, невзирая на страшные боли, совершал священническое служение, а незадолго до смерти принял монашеский постриг с именем Иосиф. Скончался батюшка 8 сентября 1937 года на 63-м году своей земной жизни.
Обретение мощей святителя Николая (Могилевского), исповедника, митрополита Алма-Атинского. Это событие новейшей церковной истории, ныне ежегодно широко празднующееся в Казахстанском митрополичьем округе, произошло в 2000 году. С тех пор главной святыней Никольского собора Алма-Аты являются честные мощи священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского.
Святитель Николай (Могилевский). Фото: www.pravoslavie.ru
Священноисповедник Николай родился в 1877 году в семье псаломщика. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1904 году принял монашеский постриг в легендарной Нило-Столобенской пустыни, после чего на протяжении полутора десятилетий служил священником и преподавателем духовных семинарий в различных епархиях Русской Церкви. В разгар Гражданской войны в 1919 году был возведён в архиерейский сан. Первые десятилетия архиерейского служения стали для владыки Николая непрерывной чередой тяжких испытаний: арестов, тюрем, лагерей и ссылок. Но всё это только укрепило святителя в его исповедничестве.
В октябре 1943 года Патриарх Сергий представил властям список из 26 священнослужителей, которых он просил амнистировать. Все упомянутые в этом списке к тому времени уже были расстреляны или умерли в лагерях, исключая только владыку Николая. Но лишь после Победы в Великой Отечественной войне, 19 мая 1945 года, святитель-исповедник был досрочно освобождён из ссылки.
В июне 1945-го владыка Николай возглавил Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию. Верующие искренне полюбили своего святителя за благоговейное служение и отеческое внимание к каждому. И когда в октябре 1955 года владыка преставился ко Господу, несмотря на начавшиеся хрущёвские гонения на Церковь, в последний путь его пришли проводить около 40 тысяч человек. И сегодня память об этом великом исповеднике жива, а его почитание распространилось далеко за пределами Казахстана.
Псково-Печерская икона Пресвятой Богородицы «Умиление». Этот дивный образ Божией Матери был написан псковскими купцами Василием и Феодором и принесён в знаменитый Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь около 1521 года от Рождества Христова. Икона прославилась многими чудесами, в том числе спасением Псковской земли от польских захватчиков, а также наполеоновских войск.
Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!
Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В среду 8 сентября 2021 года Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, по молитвам к которой в XIV веке удалось спасти Москву от нашествия хана Тамерлана.
В 1395 году к Москве приближался непобедимый и беспощадный среднеазиатский вождь Тимур-Тамерлан с огромной армией. Чтобы представить себе весь ужас сложившейся ситуации не только для Москвы, но и для всей России, стоит вспомнить, что великий завоеватель не проиграл в своей жизни ни одной битвы, а его армия тогда была, без сомнения, самой сильной в мире.
Московское же княжество к тому времени было слабым, только-только встающим на ноги данником татарского хана Тохтамыша. Конечно же, ни о каком реальном сопротивлении войскам Тамерлана не могло быть и речи. Вопрос стоял не только о судьбе Москвы, но и о будущем всего русского государства.
Митрополит Киприан послал во Владимир посольство за главной святыней Руси – чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, а молодой князь Василий I мужественно вышел со своим небольшим войском навстречу непобедимому неприятелю.
Тамерлан был к тому времени в 100 километрах от Москвы. Его войска только что сожгли Рязань и Елец и отдыхали на берегах Оки. Тамерлан спал в своем шатре перед незначительным боем с русской дружиной и трехдневным конным походом на Москву. И вдруг ему приснился сон…
Согласно летописям, перед ним предстала облеченная во свет величественная Жена и грозно повелела оставить московские земли. Это произошло как раз в то время, когда на месте нынешнего Сретенского монастыря москвичи и встретили («сретенье» по-славянски – встреча) Владимирскую икону Божией Матери и опустились перед ней с молитвой на колени. Проснувшись, Тамерлан срочно созвал своих советников, и те растолковали ему, что величественная Жена – это Заступница христиан, Пресвятая Богородица.
До сих пор историки недоумевают и строят всевозможные гипотезы, почему Тамерлан принял решение уйти без добычи, находясь рядом с практически беззащитной Москвой. Русское государство было спасено, и с тех пор каждый год 8 сентября по новому стилю Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, чествуя Пресвятую Богородицу, избавившую Русь от разграбления и гибели.