а если захлебнусь спасу
Роберт Рождественский — Отдать тебе любовь: Стих
Анализ стихотворения «Отдать тебе любовь» Рождественского
Произведение «Отдать тебе любовь» Роберта Ивановича Рождественского – образец любви бескомпромиссной, парадоксальной, балансирующей на грани отторжения.
Стихотворение написано примерно в 1969 году. Автору его в эту пору исполнилось 37 лет, он относится к плеяде поэтов-шестидесятников, ставших одним из символов творческой и душевной свободы. Вместе с другими коллегами по перу он участвует в литературных вечерах, собирающих многотысячную аудиторию, пишет стихи и песни. Поэт также счастлив в личной жизни, его женой стала А. Киреева, литературный критик. Как правило, подобные стихи Р. Рождественского – отзвук его отношений со спутницей жизни. В жанровом отношении – любовная лирика; графически стихотворение представляет собой град коротких реплик, вопросов и ответов, вечный разговор двух влюбленных. Рифмовка смешанная, деление на строфы отсутствует. Начинается произведение почти с любовного воркования, ставшего названием стихотворения. Поэт умышленно не обозначает – какие реплики принадлежат мужчине, а какие – женщине. Можно предположить, что этот испытующий диалог начинает все-таки мужчина. Собственно, он же провоцирует замечанием «она в грязи» и «а если обману?» Идет проверка чувств на сознательность. Любовь должна делать людей зрячими, а не ослепшими. Кроме того, задающего вопросы беспокоят собственнические интонации ответов. Вначале испытывается прочность чувства, желание откликаться, сопереживать, вставать рядом, быть вместе в горе, прежде всего. Постепенно вопросы меняют тон. До какой степени самоотвержения любящий готов дойти? Оказывается, до абсолютной. По крайней мере, на словах. Парадоксальным образом оказанное раболепие отталкивает, а не привлекает. Слепое обожание обесценивает чувство. Более того, порождает своеобразное одиночество вдвоем, когда делиться чем-то бесполезно, ведь одобрение заранее гарантировано. Для задающего вопросы это сродни самоуничтожению. Это в некотором роде оскорбляет само чувство. Нарушается гармония, синтез спектра оттенков эмоций. Поэт считает, что это не самопожертвование, а служение кумиру. Впрочем, чувствуется, что это только воспитательный урок, предостережение, а не первый шаг к расставанию. Есть колоритная идиома: разрубить узел. Анафора: скажу тебе. Парентеза: допустим.
«Отдать тебе любовь» Р. Рождественского – пища для размышлений о природе и предназначении настоящей любви.
Любимые стихи. Ч.2
— Отдать тебе любовь?
— Запри для друга дверь.
— Любовь тебе отдать?
— За то, что не люблю рабов.
— При том что рабство, страсть и боль-
в себя любовь впитала всё! Её раба ты на все сто!
— Так докажи! Любовь не стоит твоей лжи!
— Я докажу. Но не сейчас. Для доказательства свой час.
— Катись. Нет. Стой. Вернись назад.
— Нет. Я уйду. Ведь я не раб.
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
— И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса,
Очаровательные франты минувших лет.
Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу,-
О молодые генералы своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой, в один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру, и золотые ордена.
И я, поцеловав гравюру, не знала сна.
В одной невероятной скачке вы прожили свой краткий век.
И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег.
Вы были дети и герои, вы все могли.
Вас златокудрая Фортуна вела, как мать.
И весело переходили в небытие.
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не рвусь, ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Давно желанного и жданного подарка
Не радует ни утро, ни трамвая
Живу, не видя дня, позабывая
На, кажется, надрезанном канате
Из хрустального тумана,
Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный.
(В кабинете ресторана
Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал,
Дальних скрипок вопль туманный.
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал.
Веет ветер из пустыни,
Узкий твой бокал и вьюга
Жизни только половина!
Разрешенье всех мучений,
Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок,
Жизнь разбей, как мой бокал!
Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Смертный сумрак погасил.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
В твоей тоске, о, Русь!
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
На разукрашенную елку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щелку
Закрытых наглухо дверей.
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло.
Ему не больно и тепло.
Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат.
Потом и лужица засохла.
А няня старая оглохла,
Ворчит, не помнит ничего.
Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты,
Под ярким пламенем событий,
Под гул житейской суеты!
Так! Погибайте! Что в вас толку?
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Их вереница мимо глаз усталых
На дне твоей души, безрадостной и черной,
И к вечеру отхлынет вереница
Твоих дневных забот.
Когда ж морозный мрак засмотрится столица
Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта
И тихая тоска сожмет так нежно горло:
Ни охнуть, ни вздохнуть,
Как будто ночь на всё проклятие простерла,
Сам дьявол сел на грудь!
Ты вскочишь и бежишь на улицы глухие,
Там ветер над тобой на сквозняках простонет
Городовой, чтоб не заснуть, отгонит
И, наконец, придет желанная усталость,
И станет всё равно.
Что’? Совесть? Правда? Жизнь? Какая это малость!
Ну, разве не смешно?
Поднимались из тьмы погребов.
Уходили их головы в плечи.
Тихо выросли шумы шагов,
Словеса незнакомых наречий.
Скоро прибыли толпы других,
Волочили кирки и лопаты.
Расползлись по камням мостовых,
Из земли воздвигали палаты.
Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей.
Шелестя, прибывала волна,
Затрудняя проток экипажей.
Скоро день глубоко отступил,
В небе дальнем расставивший зори.
А незримый поток шелестил,
Проливаясь в наш город, как в море.
Мы не стали искать и гадать:
Пусть заменят нас новые люди!
В тех же муках рождала их мать.
Так же нежно кормила у груди.
В пелене отходящего дня
Нам была эта участь понятна.
Нам последний закат из огня
Сочетал и соткал свои пятна.
Не стерег исступленный дракон,
Не пылала под нами геенна.
Затопили нас волны времен,
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал
Как мало в этой жизни надо
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
— Отдать тебе любовь?
А мне Блок нравится Одиночество (И ветер и дождик и мгла. ) особенно концовочка :
Что ж, камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.
Лебедев-Кумач: про Оксфорд, «Священную войну», славу с горьким привкусом, страх Гитлера, радость жизни и грустные стихи в финале…
Честно говоря, этот пост рождался нелегко: информации не очень много, степень её достоверности – 50 на 50… Если вам есть что добавить – добро пожаловать.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
«Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля…»
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»
«А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!»
«Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…»
«Как много девушек хороших, как много ласковых имён. »
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся позабыть про докторов…»
«Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды —и ни туды и ни сюды!»
«Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза…»
На самом деле, Лебедев-Кумач был автором большого количества произведений весьма разного характера и наряду с патриотическими и очень проникновенными стихами, писал, например, злободневные литературные пародии, сатирические сказки, фельетоны, посвящённые темам хозяйства и культурного строительства, а также лирические строки и полные оптимизма и радости жизни стихи о молодых и жизнерадостных людях.
Если вы полюбопытствуете, то найдёте в Интернете стихи Лебедева-Кумача, сильно отличающиеся от широко известных песен о войне и к кинофильмам.
Затем была работа в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», в различных периодических изданиях. Как раз в это время будущий «любимый поэт сталинской эпохи» нащупал главные направления и темы своего творчества (в первую очередь, это патриотизм; не лишним оказались и «Гимн НКВД»), а также стал Лебедевым-Кумачом. В эти же довоенные годы Василий Иванович работал для эстрады (для театральных обозрений и самодеятельных рабочих коллективов) и кино (были написаны тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др.). В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
В 1939 году Василий Иванович в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войн в звании капитана первого ранга служил в ВМФ политработником и был сотрудником газеты «Красный флот».
Большая советская энциклопедия называет Лебедева-Кумача одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения». И большинство критиков, писавших о творчестве поэта, признавали за ним создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Между тем, не раз возникал вопрос относительно оригинальности текстов поэта: эксперты и даже коллеги по цеху обвиняли Лебедева-Кумача в плагиате. Например, есть данные о том, что в 1940 году Александр Фадеев даже собирал Пленум правления Союза писателей, на котором разбирались около 12 случаев «воровства» Лебедева-Кумача…(к слову, Фадеев вообще без особой симпатии относился к Лебедеву-Кумачу не только как к поэту, но и как к человеку, но об этом писать не буду, т.к. не владею материалом). А история об авторстве «Священной войны» (озвучивалась версия о том, что её автором был учитель русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александр Боде) и вовсе в 1999 году неожиданно была доведена до судебного разбирательства, в результате которого суд принял окончательное решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу.
Не знаю, когда и где Лебедев-Кумач мог «списать» тест «Священной войны», поскольку на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, 23 июня 1941 года, он получил задание написать патриотическую песню, и уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». 26 июня, положенная на музыку Александра Александрова, она впервые прозвучала в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, навсегда став символом борьбы нашего народа за Родину.
И всё же после этого Василий Иванович написал песни к кинофильмам «Первая перчатка» 1946 года («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого и «Весна» 1947 года на музыку Исаака Дунаевского.
Попав в октябре 1948 года в больницу Лебедев-Кумач написал свои последние стихи:
А если захлебнусь спасу
Какое твоё любимое состояние
И где оно лучше всего?
На пляже ль берега гладкого
Или в доме родных
Когда лежишь на диване
Показать полностью.
И смотришь по тв супер крутое кино?
Какое твоё любимое состояние
И где оно лучше всего?
Может когда ты с друзьями гуляешь
И видишь живое кино?
Дуновение ветра и солнце, и как всё просыпается от долгой спячки
Как восходят цветы и дачники прикупают пачки?
Какое твоё любимое состояние
И где оно лучше всего?
Наверняка в магазине
Когда покупаешь что то любимое
Или быть может идёшь ты в театр или кино?
Какое твоё любимое состояние
И где оно лучше всего?
А на улице давно уже пахнет весной
Даже птицы об этом щебечут
И нам так хорошо с тобой петь песни под этот вечер
А на улице темнеет позднее
Показать полностью.
Значит можно долго не спать
А на улице солнце и солнце
Каждый новый день и опять
Ты идёшь и такой вдохновлённый
И крылья сами собой распускаются за спиной
Всё понятно
Ты сильно влюблённый
Ну или пьяный
Бог всё равно рядом с тобой
В отражений очков солнцезащитных
Видишь улыбки свои
Ты хороший и очень и очень милый
Пожалуйста будь всегда ты таким
Вечер подходит к концу
Зажигаются фары
Снег хоть лежит, но продолжает вновь уходить
Ты влюблённый и это чувство желанно
Пожалуйста попытайся его сохранить
А если так и быть не получится ну и ладно
Только старые фотки, не удаляй
Всё получится, будет ладно
Впереди же счастливый месяц наш май
Яблони будут в цвету, и все будут смеяться
А ты не забывай пожалуйста
Ту, в которую успевал ты в своей жизни влюбляться
И если ты встретишь её невзначай
Так и быть просто в глаза загляни
И вспомни свою любовь
Которую строили Вы на лодке любви
И с которой были наилучшие молодые годы
Вспомни ту и не забывай даже в плохую погоду
И даже зимой, когда придут холода и морозы
Любовь отогреет наши сердца
Так нужные в эти прогнозы
Любовь вернётся к тебе
После весны или жаркого лета
Ты её не прогони
И останься наедине хотя бы на поллета
Показать полностью.
Любовь вернётся в тебе
А ты даже не думай
Всё, что расстаться пришлось
Это лишь части жизни
А она всё равно в воздухе кислородом кружится
Всё встанет на места свои и вскоре жарким поцелуем опять закрутИтся
Любовь вернётся к тебе
Стоит немного, но подождать снова
Любовь вернётся к тебе
Я говорю честное слово
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
Снег оттает давно
Пора искать принца
Показать полностью.
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
Закономерность любимое слово твоё
Не вычеркнешь снова из списка
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
Пора наряжаться опять, чтоб Удивить принца
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
Первое это то, что он тебе сегодня приснится
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
Пора выходить в свет и обвалакивать лица
Входить в памяти многих
Запоминающихся экземпляров
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
И составить себе пару
У тебя много поводов этой весной
Чтобы влюбиться
Пора снова искать и насладиться
А если захлебнусь спасу
Стихи внутри тебя ☼ запись закреплена
ЛЮБИТЬ УЧИТЕСЬ ЛЮДИ У СОБАК
Не предадут, не кинут, не подставят,
И за обиду вам не отомстят никак.
В беде не бросят, умирать вас не оставят.
Любить учитесь люди у собак!
Приходишь вечером домой,
Разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог,
Ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил,
Бросаешь сумки обреченно.
И вдруг, как вихрь, под ноги,
Ком несется и моргает сонно!
Два уголька горят от счастья
И хвост мелькает как стрела!
И забываешь про ненастье,
Про все заботы и дела!
Как хорошо., что есть на свете
Такие верные друзья,
Они наивные, как дети,
Их обижать никак нельзя!
Ведь им претят людские страсти-
Предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти,
И жажда денег им чужда!
Независимо от роста,
От возраста и от пород.
Наверно, скажем очень просто,
Что это весь Собачий род!
И может, все же прав поэт?
Не верится, что это враки.
Чем ближе узнаешь людей,
Тем больше нравятся СОБАКИ!