акиньшин храмы воронежа читать

Акиньшин храмы воронежа читать

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа / А. Н. Акиньшин. — 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж : Кварта, 2003. – 239, [1] с., [16] л. ил.

Владимирский собор

Собором его уважительно величали из-за огромных размеров, а не из-за статуса. Кажется, в Воронеже он не имел себе равных по величине, да и в епархии таких можно было насчитать только три-четыре. На его долю выпала и еще одна, более печальная, слава: собор оказался последней по времени завершения культовой постройкой в Воронежской губернии и действовал гораздо менее того срока, в течение которого строился.
Идея воздвигнуть это грандиозное сооружение родилась в 1888 году, в 900-летнюю годовщину принятия христианства на Руси. В память о достославном событии воронежцы решили посвятить церковь святому равноапостольному князю Владимиру (около 960–1015). Сын князя-воителя Святослава и рабыни Малуши, воссевший в 980 году на великий киевский стол и получивший известность в былинах как «Владимир Красное Солнышко», он утвердил свое имя в истории, прежде всего тем, что в 988 году крестил Русь. Молодое государство порывало с язычеством и становилось в один ряд с европейскими христианскими монархиями.
Сам князь, приобщившись тайн святого крещения, принял имя Василия. Прославление его и признание святым произошло в XIII веке в Новгородской земле, при прямом его потомке князе Александре Невском. Неслучайно один из приделов храма в Воронеже решено было устроить в честь святого благоверного князя Александра Ярославича Невского (1220–1263), а другой – в честь создателей славянского алфавита святых братьев Кирилла (около 827–869) и Мефодия (около 815–885).
30 июня 1888 года епископ воронежский Вениамин (Смирнов) сообщил городской думе о намерении епархии учредить новый храм и просил отмежевать для него подобающий земельный участок. Удобных мест для строительства думе виделось несколько: Новоконная площадь на пересечении улиц Большой Девицкой (ныне 9 Января) и Лесных дворов (ныне Кольцовская), место близ вокзала – между земской больницей и железной дорогой, назывались еще Кольцовский сквер и Сенная площадь (сейчас стадион на улице Студенческой).
Проект строительства церкви выполнен в 1889 году губернским архитектором А.А. Кюи (1824–1909). Старший брат композитора и военного инженера Цезаря Кюи, Александр Антонович жил и работал в Воронеже с 1854 года. Он принимал участие в создании монумента Петру I (1860), увенчал вторым этажом Александринский детский приют (ул. К. Маркса, 45), построил несколько жилых домов. А.А. Кюи в молодости учился в Академии художеств у Константина Тона, творца так называемого византийского стиля. Классическим образцом этого направления является известный храм Христа Спасителя в Москве, взо¬рванный в 1930-е годы и возрожденный на рубеже тысячелетий. В архитектуре Владимирского со¬бора черты византийского стиля четко просматривались. Пятиглавый, без колокольни, со сложным лепным декором фасадов, он имел размеры 17 на 15 сажен (36 на 32 метра).
На несколько лет дело о строительстве храма замерло, похоже было, что епархия потеряла к нему интерес. Сдвиг с мертвой точки произошел, когда в Воронеже летом 1890 года появился новый епископ Анастасий (Добрадин). В феврале 1894 года городская дума окончательно определила место для строительства – окраинная Новоконная площадь.
Сама площадь образовалась еще в первой половине XIX века. До 80-х годов ее именовали Дровяной: здесь, да и на всей улице Лесных дворов, размещались лесные и дровяные склады, и шла торговля топливом. Затем за площадью закрепилось имя Новоконной, ибо сюда перевели торговлю лошадьми. Коновязи находились в северо-восточной части, протянувшись вдоль Большой Девицкой. Но не только конными торгами была примечательна площадь в те времена: тут стояли еще каланча и сараи Вольного пожарного общества, городская водоразборная будка и колодец, принадлежавший мещанину Малявину. Такое вот место по дороге на Землянск и Семилуки избрали для нового строительства.
В августе 1894 года создали «Комитет по возведению храма святого Владимира», куда вошли городской голова И.В. Титов, купцы Н.А. Клочков, Н.В. Иншаков, городской архитектор А.М. Баранов. Александру Михайловичу Баранову (1843–1911) в этом комитете принадлежала особая роль. Именно он руководил повседневными делами на строительной площадке, нес ответственность за все действия подрядчиков и десятников и в конечном счете – за прочность возводимого объекта. Впору считать его соавтором собора.
Все уже было подготовлено к началу работ, летом 1896 года стали планировать площадку и рыть котлован, но неожиданно обнаружили два полузасыпанных колодца глубиной до 90 аршин (64 метра). Во избежание проседания фундамента храм решили выдвинуть ближе к улице Лесных дворов, заняв даже часть тротуара.
30 июля 1896 года состоялось богослужение и освящение места под строительство. На торжественной церемонии речь произнес преосвященный Анастасий. Он оказал: «Мы являемся сюда, чтобы произвести закладку храма в честь св. равноапостольного князя Владимира с приделами в память первоучителей словенских св. Мефодия и Кирилла и св. благоверного Великого князя Александра Невского, чтобы таким образом не только увековечить память о чествовании важнейшего в истории России события – 900-летия Крещения русского народа, но и внушить каждому верующему, что это важнейшее событие обязано своим происхождением доброму изволению св. равноапостольного князя Владимира, что оно подготовлено проповедническими трудами святых братьев – Мефодия и Кирилла, которые гораздо раньше огласили братьев наших славян проповедью св. Евангелия на родном для них языке, славянском, что благодаря Святому Крещению и вере православной Россия со времен Крещения более и более укрепляется, развивается и достигла настоящего своего могущества, что это укрепление и развитие совершается под державою наших православных князей и царей, к числу которых принадлежит прославляемый церковью св. благоверный Великий князь Александр Невский, Небесный покровитель России и наших благочестивых монархов». На церемонии присутствовали губернатор В.З. Коленко, вице-губернатор граф О.Л. Медем, городской голова И.В. Титов, члены строительного комитета, жертвователи. В камень, высеченный в виде креста, епископом Анастасием была вложена доска с приличествующей надписью. Камень положен на месте главного алтаря и залит известковым раствором.
Строительство собора продвигалось медленно. На время работ рядом построили даже временную деревянную часовню. Комитет изыскивал любые возможности раздобыть деньги. Купец Николай Игнатьевич Зубов пожертвовал в 1900 году двадцать тысяч рублей, заручившись обещанием похоронить его возле церкви (что и было исполнено два года спустя); Митрофановский монастырь с 1900 по 1912 год выделил двадцать две тысячи рублей. Поступали деньги от наследников купцов Титова и Клочкова, от священников со всей епархии, от жителей Воронежа («кружечный сбор»). Имена лиц, внесших свой вклад, независимо от суммы, на протяжении многих лет публиковались на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей». Рядом шли отчеты строительного комитета об использовании средств, где учитывались все траты, вплоть до копейки. Смотрителем при постройке храма был мещанин Александр Алексеевич Сыроваткин (1836–1912), он на стройке был и за дворника, и за сторожа. В молодости он нес такое же послушание при возведении церкви Взыскания погибших. Честности он был безукоризненной, а трудился за небольшое жалование.
Сооружение здания завершилось в 1909 году (судя по газетному сообщению, кресты на купола Владимирского собора водрузили еще 10 октября 1904 года). Оставалась еще внутренняя отделка: штукатурка и роспись стен, изготовление иконостаса. Все это время ход работ постоянно освещался в “Воронежских епархиальных ведомостях”. 14 июля 1910 года прошло первое богослужение в храме, на его строительство на тот момент было затрачено более двухсот тысяч рублей. В 1909 году умер Александр Кюи, в 1911 – архитектор Александр Баранов, в 1913 году скончался высокопреосвященный Анастасий. Не довелось им дожить до окончания дела рук своих… С 1911 по 1918 год за постройкой наблюдал епархиальный архитектор Иван Николаевич Афанасьев (1859 – после 1924).
Первую всенощную в храме священник А.Проскуряков служил 24 марта 1918 года. Освятил Владимирский собор 27 апреля (14 по старому стилю) 1918 года, в Лазареву субботу за неделю до Пасхи, архиепископ Тихон IV (Никаноров) в сослужении с епископом Верейским Модестом (Никитиным; он служил в храме весь апрель и май) и городскими священниками. Таким образом, от рождения идеи до воплощения ее в жизнь прошло ровно тридцать лет, а действовать церкви довелось всего двенадцать лет.
В собор были назначены три священника – протоиерей Евграф Овсянников (настоятель), Александр Проскуряков и Иларион Смирнов, дьяконом определен архиерейский певчий П.Ф. Синельников, обладавший могучим басом. Евграф Овсянников переехал в 1910 году из Витебска, где был ректором духовной семинарии, и стал законоучителем во 2-й мужской гимназии. Старостой избран купец В.М. Мещеряков. В мае 1918 года были определены границы прихода нового храма – прилегающие к нему улицы Пограничная, Беговая, Кольцовская, Мало-Московская, часть Большой Московской. 12 июля (29 июня) 1918 года архиепископом Тихоном освящен придельный алтарь во имя Василия Великого, Кирилла и Мефодия.
Духовенству Владимирского собора сразу же пришлось столкнуться с новыми реалиями, внесенными в жизнь большевистской властью. Едва отслужили в первый раз престоль¬ные праздники святых Кирилла и Мефодия (11 мая), равноапостольного князя Владимира (15 июля) и благоверного князя Александра Невского (30 августа), как от протоиерея Е.Овсянникова и члена приходского совета Ивана Чиликина уже потребовали список предметов, содержащих серебро и золото. Перечень открывали ковчеги для хранения священных даров в пять и три фунта серебра, далее шли сосуды для литургии в два и полтора фунта, а уж за ними следовали кресты, дароносицы, оклады Евангелий – здесь вес исчислялся в золотниках. Все вдруг стало государственным достоянием… Двадцатые годы не сулили легкой жизни ни причту, ни пастве. Какие-либо конкретные события из жизни прихода известности не приобрели.
В 1930 году собор закрыли и стали использовать «для хлебозаготовительных нужд», под зернохранилище. 10 мая 1931 года исполком Центрально-Черноземной области принял постановление о сносе церкви. Мотивировалось это решение осадкой здания, наличием трещин и опасением обвала. Летом 1931 года Кольцовскую улицу потрясли взрывы огромной силы, от которых окрест вылетело немало стекол. Местные жители приходили к собору и наблюдали, как с великим трудом поддавались динамиту могучие стены. Воронежцы, на глазах которых строился храм, не считали его, конечно, ценным памятником архитектуры, но все-таки им было жаль красивого монументального здания, в которое был вложен многолетний труд и пожертвования народа. Не говоря уже о том, что с лица земли исчезало очередное молитвенное здание, которое давало какую-то духовную отдушину в суровой прозе жизни.
Далеко не все горожане могли согласиться с заметкой в газете «Коммуна», которая начиналась так: «Сквер на месте собора – это хорошо. Решение треста зеленого строительства заложить обширный сквер на месте снесенной церкви князя Владимира встречено рабочими с большим удовлетворением…» Несогласным, если они не хотели неприятностей, следовало держать свое мнение при себе.
С тех пор и расположен между улицами Кольцовской, Свободы и 9 Января, напротив кинотеатра «Луч», парк, официально именуемый Комсомольским. Образовавшуюся здесь пустоту хотели заполнить памятником генералу И.Д. Черняховскому, который предполагалось установить в мае 1993 года. Монумент сюда не вписался, и остался сквер неуютным, неухоженным и открытым всем ветрам. Ничто не приживается на месте уничтоженного Владимирского собора…

© Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина

Источник

Методическая разработка по ОРКСЭ на тему :»Храмы Воронежа » по книге А.Акиньшина»Храмы Воронежа»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Презентация книги А.Н.Акиньшина «Храмы Воронежа»

Это занятие может быть проведено в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по модулю «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 кл.) или на классном часе для учащихся 4-11 классов.

Цель занятия: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций родного края, национальных ценностей народов России; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Оборудование, необходимое для проведения занятия:

Информация о первом и последующих переизданиях книги «Храмы Воронеж»

Содержание : соборы, церкви, монастыри, домовые церкви, часовни, пригородные церкви.

Краткие исторические справки о некоторых православных храмах, расположенных на территории Воронежа и его пригородов.

В 1977 закончил истфак ВГУ.

Работал в сельской школе, затем в архиве Воронежской области и в Воронежской научно-реставрационной мастерской.

«Храмы Воронежа» (1994, 2-е изд. 2003),

«Воронежское дворянство в лицах и судьбах: Историко-генеалогические очерки» (1994, совместно с О.Г. Ласунским:),

«Записки старого пешехода» (1995, 2-е изд. 2002),

«Пахарь духовной нивы: Историко-краеведческие этюды» (1996),

«Н.Ф. Федоров и его воронежское окружение» (1998),

«Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней» (2003).

А.Н. Акиньшин лауреат Областной краеведческой премии им. Е.А. Болховитинова (1998, 2001). Под редакцией А.Н. Акиньшина продолжается издание научных сборников «Из истории Воронежского края» (Вып. 7-12).

21 сентября губернатор Алексей Гордеев встретился с профессором кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Александром Акиньшиным.

В завершении встречи губернатор поздравил Александра Акиньшина с 60-летним юбилеем и вручил ему почетный знак правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской»

Слайд№5
На страницах книги доступно рассказывается об истории строительства храмов, их дальнейшем существовании, а также о приходской жизни, сосредоточенной вокруг них. Также автор повествует о ныне разрушенных храмах, тем самым знакомя нас с церквями, которые уже не существуют, но память о них жива и отражена в очерках. Внимание уделяется не только соборам и монастырям, которые находятся на Воронежской земле десятилетиями, а некоторые и веками, но и строящимся храмам, которые только готовятся стать святынями. Наибольший интерес вызывают фотографии не только действующих храмов, но и бесценные изображения навсегда утраченных храмов конца XIX- начала XX веков.

Известно, что в 1700 году святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, дал благословенную грамоту на построение нового храма, так как прежняя деревянная церковь пришла в ветхость. Подлинник этой грамоты в начале ХХ века хранился в Покровской церкви под стеклом в деревянной раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в тот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 г. В 1642—1645 г. она была перестроена воеводой М. А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Илии пророка. К концу XVII в Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 г. деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви. Простояла такая церковь всего полтора десятилетия.
В 1767 г. началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 г. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 г.
К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом.

В 1809 г. Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: “Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева”. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелецкой улице. Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей.

В 1579 г. в недавно завоеванной Иваном Грозным Казани девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богоматерь, повелела возвестить духовным и светским властям города, чтобы они вынули ее икону из земли, и указала место — на пепелище дома родителей отроковицы. После третьего подряд видения Матрена сказала об этом матери, а та — архиепископу Иеремии. На указанном месте обретена была икона Пресвятой Богородицы и препровождена в ближайший храм святого Николая. С иконы сняли копию и отослали Ивану Грозному в Москву. В 1595 г. царь Федор Иванович повелел построить на месте обнаружения иконы церковь и открыть при ней монастырь. В эту обитель постриглись Матрена и ее мать. 8 (21) июля было установлено празднество Явления чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани. С подлинного образа Богородицы неоднократно делали списки, и в конце прошлого века историки церкви затруднялись сказать, где находится оригинал — в Казанском соборе Петербурга или на месте обретения, в Казани.

Одна из копий, приобретенная и высокочтимая князьями Пожарскими, стала источником еще одного празднества. В начале XVII в., когда Россия переживала “смутное время” и столица была захвачена польскими интервентами, собралось народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. В дружине князя прибыла к Москве и фамильная Казанская икона Божией Матери. Ополченцы и воины в борьбе с иноземцами возложили упование на свое ратное умение и заступничество Богородицы. 22 октября 1612 г. русские войска штурмом взяли Кремль и изгнали поляков из Москвы. Первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, установил в этот день совершать празднование и крестный ход Казанской иконе Божией Матери, как избавительнице государства от чужеземного владычества. В 1633 г. у стен Кремля построили Казанский собор и поместили туда чудотворную икону. В конце XVIII в. император Павел I включил 22 октября в число табельных, то есть неприсутственных дней.

Вот такому торжественному событию посвящалась Казанская церковь, строительство которой в Отрожке началось в 1903 г. Чертежи храма выполнил местный архитектор В.И. Гайн (1876—1943). Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он с 1901 г. проектировал жилые и общественные здания в губернском городе. В.И. Гайн стал первым архитектором-реставратором Воронежа, он руководил возвращением первоначального облика дома И.А. Потапова (ныне Художественный музей на проспекте Революции) и дома-музея И.С. Никитина. Построенные им здания выделяются в окрестной застройке cвоим обликом, воскрешающим многие элементы декора, характерные для допетровской Руси XVII столетия. Казанская церковь в современном Воронеже может служить наиболее яркой иллюстрацией псевдорусского стиля. Краснокирпичное здание с многоцветием деталей фасада, увенчанное невысоким куполом и четырьмя декоративными главками, смотрится на фоне окружающей ее безликой архитектуры как теремок из русской сказки. Расположена церковь как бы на границе прошлого с настоящим: с одной стороны ее окружают высотные панельные дома, с другой — одноэтажные частные домики, сохранившиеся от деревни Отрожки.

Никольский храм Слайд №11

Храму на холме, чьи сверкающие купола хорошо видны с левобережья, должно принадлежать особое место в истории Воронежа. Из двухсот семидесяти пяти лет, которое живет каменное здание, оно бездействовало всего лишь три года, с 1940 по 1943. В окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год упоминалась «святого Николая Чудотворца церковь на посаде, в Стрелецкой слободке, близ западной стены острога». Ориентиром исчезнувшей слободы осталась Большая Стрелецкая улица с правой стороны от главного корпуса университета. В пожар, разыгравшийся в Воронеже 24 апреля 1703 года, сгорели две деревянные церкви, Никольская в Стрелецкой слобода и Димитриевская в Напрасной. После этого они как бы объединились в один Никольский храм в Напрасной слободе. В 1712—1720 годах он был возведен вновь, но теперь уже каменным и примерно в 40-саженях от строения Димитриевского храма. Это третья по времени строительства каменная церковь в нашем городе — после двух монастырских, Алексеевско-Владимирской и Успенской, и, следовательно, первая среди приходских.

Тихвино – Онуфриевский храм

При въезде с Чернавского моста на улицу Степана Разина (бывшую Поповорыночную) слева вырисовывается позолоченный купол маленькой церковки, стоящей на обрыве невысокого холма. Это Тихвино-Онуфриевская церковь. Во второй половине XVIII века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных.

Алексеевский Акатов монастырь

Официальным своим названием монастырь обязан святому Алексию, митрополиту Московскому (1300-1378). Он управлял Русской церковью с 1354 года при великих князьях Иване Ивановиче и Дмитрии Донском. В эти годы начался процесс собирания растерзанных междоусобицами и ослабленных монголо-татарским нашествием русских земель. Своей деятельностью митрополит Алексий и его знаменитый соратник, преподобный Сергий Радонежский, ставшие духовными наставниками московских великих князей способствовали консолидации Руси и ее освобождению от татаро-монгольского ига. Еще при жизни Алексий прославился как чудотворец; в память об одном из событий — исцелении жены золото-ордынского хана — в Московском Кремле был основан Чудов монастырь. Нетленные мощи Алексия были обретены в 1431 году, а в 1485 году, при князе Иване III, они были перенесены в церковь Чудова монастыря. Вскоре митрополит был канонизирован, признан святым Русской Православной Церковью.

Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель (первым был Успенский монастырь, существовавший с 1600 года). Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа.

Проверка освоения материала : Кто автор книги «Храмы Воронежа»?

В каком году она была опубликована? О чём рассказывается в этом издании?

Назвать запомнившиеся храмы Воронежа? Какие дети уже знали церкви, может когда-то посещали?

Домашнее задание : проект «Храмы Воронежа»

Выводы : Православные храмы в дореволюционной России играли важную роль в духовной и нравственной жизни народа. Не был исключением из этого правила и Воронеж. Церкви, помимо того, что являлись организующим ядром своего прихода, им принадлежала определённая роль в формуровании архитектурного облика Воронежа.

Городские священники активно участвовали в проповедческой деятельности епархии, в развитии местного образования и культуры. И сегодня, когда идёт восстановление разрушенных храмов., строительство новых православная церковь остается мощным центром духовно-нравственного и культурного воспитания и развития русского народа.

Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа.- Воронеж: Воронежский университет, 1994.-214с.

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа / А. Н. Акиньшин. — 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж : Кварта, 2003. – 239, [1] с., [16] л. ил.

Источник

Павел Попов. Печерская церковь Девичьего монастыря: история, архитектура, проблемы реставрации

ИСТОРИЯ РАЙОНА. ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Девичий монастырь с Покровской церковью возник в Воронеже около 1623 г. Размещался в городской крепости, на ее краю (ныне paйон пер. Бауманского и ул. П. Алексеева). В то время был единственным женским монастырем в Подонье. В начале XVIII в. переселился на значительное расстояние от центра города в северном направлении, на северо-восточную окраину Акатова предместья (которое развивалось с 1620-х гг. благодаря основанию на Акатовой поляне другого монастыря – мужского Акатова Алексеевского).
Давно утрачены подлинные документы монастыря, и роль важного источника обрели сведения, опубликованные в 1908 г. в сборнике «Воронежская старина» краеведом П.В. Никольским (без упоминания автора) [1]. Посмотрим, с какими другими сохранившимися документами соотносятся эти данные и соответствуют ли они проведенному натурному архитектурному исследованию Печерской церкви.
В конце ХVII в. материальное положение монастыря ухудшается, его постройки ветшают, что совпадает с кораблестроительными работами, развернутыми в Воронеже Петром I. Жизни монастыря мешает соседство с Немецкой слободой, где живут иностранные мастера-корабелы. И в 1702 г. по указанию царя следует разрешение, данное епископом Митрофаном, на переселение монастыря. Он был переведен на нынешнее место. Однако, по данным П.В. Никольского, тогда монастырь не воспользовался всей отведенной ему территорией и занял лишь половину участка. Действительно, судя по планам г. Воронежа 1750, 1768 и 1773 гг., монастырь помещался в границах современных улиц Пролетарской, Мало-Смоленской, Солдатского переулка и серединной ветви улицы Рабочий Городок. К середине XVIII в. в Акатовом предместье сложилась свободная планировка с порядковой структурой улиц. План города 1799 г. показывает, что в конце XVIII в. планировка значительно упорядочена по регулярным принципам при помощи спрямления улиц и их продления. До 1770–1780-х гг. ранний участок монастыря размещался на краю предместья обособленно от городской застройки. Тем не менее основные проезды около этого участка проходили перпендикулярно реке Воронеж в соответствии с общей старой планировочной структурой района. В дальнейшем с конца XVIII в. монастырский квартал был вписан в новую упорядоченную и расширенную структуру, причем новые кварталы для городских жителей были размечены и на той территории, которая при Петре I назначалась монастырю [2].
На раннем монастырском участке существовали следующие наиболее значительные монастырские сооружения.
Главная в монастыре Преображенская церковь (утрачена) строилась с 1788 г., освящена в 1803 г. Была частично перестроена и вновь освящена в 1872 г., но внешне сохраняла внушительные монументальные формы строгого классицизма конца XVIII в., имела детали, характерные для периода перехода от барокко к классицизму. Имела два придела: правый – во имя Смоленской Божией Матери, где находилась одноименная особо чтимая икона, и левый – в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Трехъярусная колокольня (утрачена) была отдельно стоящей. Высилась ближе ко входу в монастырь, тяготела к площади Девичьего рынка, отведенной между монастырем и улицей Большой Девиченской (названа по монастырю, теперь ул. Сакко и Ванцетти). Колокольню возвели в классицистических формах в конце ХVIII – начале XIX в. В ее первом ярусе имелись Святые ворота; над ними в 1829 г. освятили церковь Успения Святой Анны. Кирпичная ограда окружила монастырь по периметру в 1799 г. (сохранилась фрагментарно). Церковь Всех Святых Печерских (Печерская) была заложена в 1832 г. вблизи Преображенской церкви, к северу от нее, тяготела также и к дому игуменьи. Ныне стоит с небольшим отступом от красной линии серединной ветви улицы Рабочий Городок. Уцелевший одноэтажный (прежде с мезонином) кирпичный дом игуменьи следует датировать началом XIX в.: в 1799 г., по данным первого краеведа Воронежа Е.А. Болховитинова, все строения монастыря были деревянными, а по сведениям М.И. Славинского, в 1810-х гг. уже существовала «келья игуменьи каменная же, так как и ограда вокруг монастыря». Вдоль той же ветви, которая соответствует ранней северо-восточной границе монастыря, в первой половине XIX в. строились одноэтажные кирпичные службы (сохранились два здания).
Наконец, в 1849 г. около входа в монастырь сооружена больница. В 1852 г. там освящена домовая церковь. В 1930–1940-е гг. здание перестроено и расширено под учебный комбинат (Рабочий Городок, 1) [3].

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
План Покровского Девичьего монастыря из сборника «Воронежская старина», 1908 г.

Нигилистическое отношение к монастырским строениям сохранялось до конца XX в. В начале 1990-х гг. их обследование предпринял историк П.А. Попов (в то время внештатный сотрудник Государственной дирекции охраны памятников), после чего «Комплекс Покровского Девичьего монастыря» (ул. Рабочий Городок, д. № 27, 30, 32, 34, 36, 59) постановлением администрации Воронежской области от 18. 04. 1994 г. принят под государственную охрану. В 2015 г. администрация утвердила охранные зоны, разработанные Бюро градостроительных исследований «Параметр».
Таким образом, теперь церковь Всех Святых Печерских (№ 30) – единственный храм в составе комплекса. Остановимся подробнее на ее истории и архитектуре.

ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА ПЕЧЕРСКОГО ХРАМА
В отличие от Преображенской церкви, Печерская была зимней (отапливаемой). Ее проект разработал в 1832 г. видный русский архитектор А.И. Мельников. В том же году, при игуменье Афанасии, началось строительство храма в северо-восточной части монастыря. Работы завершились в 1835 г., и тогда же архиепископ Антоний Второй освятил главный Печерский придел. Вскоре были устроены и тем же архиепископом освящены еще два придела: в 1838 г. – придел Св. Митрофана, в 1842 г. (при игуменье Смарагде) – придел Великомученицы Варвары. В 1844 г. сооружена кирпичная пристройка с северной стороны церкви – длиной 20 аршин 12 вершков, шириной 8 аршин. Для соединения этого помещения с основным пространством храма пришлось разобрать среднюю часть северной стены. С западной стороны пристройки устроили паперть длиной 5 аршин [9].
Авраам Иванович Мельников (1784–1854) – яркий представитель позднего классицизма, академик (1812), ректор Императорской Академии художеств, автор проектов нескольких соборов и других значимых сооружений в различных городах России, разработчик образцовых (типовых) архитектурных проектов, участник конкурсов на постройку храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге [10].

1830–1840-е гг. стали заключительным архитектурным этапом зрелого классицизма в России. Произведения этого периода отличались строгими и торжественными формами. В церковном строительстве были распространены завершения храмов в виде широких барабанов-ротонд, величественные портики украшали нижние ярусы сооружений. К такому типу храмов в Воронеже относились Покровская церковь (1833–1841 гг., ныне ул. Бехтерева, 36), Всесвятская церковь на Новостроящемся кладбище (1836–1851, утрачена), церковь Святого Духа на Терновом кладбище (1838, утрачена). В творчестве А.И. Мельникова в таких же формах решены, в частности, кафедральный собор Рождества Христова в Кишиневе (1830–1836), Благовещенский собор в Пскове (1832–1836). К тому же типу храмов относилась и Печерская церковь воронежского Покровского монастыря. Однако торжественная отделка ее фасадов сочеталась с общей камерностью здания, подчеркнутой выбором формы низкого глухого барабана-ротонды. Небольшая высота ротонды, как и относительно скромные размеры всего храма – явно намеренные решения, принятые не только ради экономии средств, но и для того чтобы объем Печерской церкви не спорил с объемом основного Преображенского храма.
В РГИА сохранилось «Дело о расширении теплой церкви Покровского Девичьего монастыря в городе Воронеже» (1853–1854 гг.) Имеется раскрашенный чертеж южного фасада храма [11]. Впервые он был выявлен, перечерчен и воспроизведен В.А. Митиным. Тот же воронежский исследователь впервые поставил и обоснованный вопрос об охране объекта, созданного столь значимым зодчим. Однако он не пояснил, в какой степени произведение А.И. Мельникова претерпело изменения после многочисленных достроек храма [12]. Сегодня необходимо добавить: несмотря на изменения, внесенные в облик храма в 1840-е гг. и далее в 1853–1854 гг. (чертеж в РГИА), в целом его формы еще сохраняли и общий замысел, и стилистику Мельникова. По крайней мере, так выглядел храм с южной стороны. Несмотря на то что притвор (помещение с западной стороны) имел немного большую длину в сравнении с длиной алтарной апсиды и невзирая на северную пристройку 1840-х гг. (на публикуемом чертеже она не видна), композиция не утрачивала равновесия в духе классицизма. Сохранялась и весомая роль храма в застройке монастыря, в его архитектурном силуэте. Чертеж в РГИА – хорошее подспорье для реставрации храма.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Вид с южной стороны. Рисунок Е.Р. Артамоновой с чертежа 1853 г. (РГИА)

Тем не менее, уже в 1856 г. во изменение первоначальных замыслов надстроен второй этаж северной пристройки – для кладовой церковной ризницы. (Здесь на западном фасаде видна закладка раннего проема, осуществленная при надстройке.) Тогда же церковь соединили с домом игуменьи с помощью дополнительной западной пристройки (крайняя западная стена – 20 аршин). В этой стене две двери вели в храм из дома настоятельницы.
Поскольку пристройки значительно заслонили главную часть храма, умалили восприятие ее купола, в 1876 г., при следующей игуменье Анастасии, надстроили новый возвышенный барабан – деревянный, с 8 проемами. Это событие открыло путь новым пристройкам – уже и с южной стороны, где Печерский храм просматривался от Преображенского. В том же 1876 г. сооружена кирпичная южная пристройка размерами 19,5 х 7,75 аршин. Она уравновесила северную пристройку. Южная пристройка сообщалась «посредством двух арок» с основной храмовой частью. В верхнем ярусе пристройки и вдоль западной стены церкви были устроены хоры, огражденные деревянным парапетом [13].
Фасады южной пристройки решены в формах эклектики с элементами классицизма и особенно броским декором в русском стиле (в первом ярусе наличники окон завершены килевидными кокошниками, опирающимися на полуколонки, а в центре южного фасада – на плоские широкие балясины, которые разделяют проемы и по форме напоминают старорусские кубышки). Кроме того, в апсиде в раннюю кладку 1830-х гг. вмонтирован такой же поздний кокошник. В целом имеем довольно ранний и редкий для своего времени образец тщательного применения русского стиля в городской храмовой архитектуре Воронежа. Стилевым аналогом может служить кладбищенский храм св. Тихона в уездном г. Острогожске (1868 г.).
Визуальный осмотр храма показывает, что при возведении южной пристройки основную часть старой южной стены храма демонтировали.
Все эти пристройки существенно исказили первоначальные формы церкви, задуманной А.И. Мельниковым в стройных классицистических пропорциях. Таким образом, уже к рубежу XIX и XX в. церковь использовали в основном в насущных утилитарных целях и, очевидно, перестали воспринимать как существенное архитектурное украшение, дополнение к силуэту монастыря. Роль двух архитектурных доминант по-прежнему выполняли вертикали Преображенской церкви и колокольни, третья не была востребована.

Проведенное нами исследование параметров кирпичной кладки стен показывает, что время сооружения основных существующих пристроек соответствует датам, указанным П.В. Никольским, – 1840-е, 1850-е, 1870-е гг. Стены второго этажа северной пристройки (1850-е гг.), западной пристройки, то есть притвора (1850-е гг.) и южной пристройки (1870-е гг.) выложены преимущественно из кирпичей одного и того же кирпичного завода, о чем свидетельствуют клейма на кирпичах «Я. К.» (видимо, воронежский завод Якова Колпачева в Троицкой слободе [17] ). Однако в 1870-х гг. в сравнении с 1850-ми гг. имелись отличия как в самих кирпичах, так и в способах кладки.
В частности, во втором этаже северной пристройки и в западной пристройке – верстовая перевязка кирпичей, а в южной пристройке – тычковая. В южной пристройке ширина кирпичей в среднем меньше на 7 мм (127 мм против 134 мм). Там же средняя характерная толщина швов меньше на 2 мм (12–14 мм против 14–16 мм) за счет более ровной формовки кирпичей.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Поэт Василий Жуковский, посетитель воронежского монастыря. Фрагмент портрета работы К. Брюллова

В 1837 г. монастырь посетил русский поэт В.А. Жуковский. Он встретился здесь с игуменьей Смарагдой – сестрой воронежского губернатора (1830–1836), писателя Д.Н. Бегичева. В своей дневниковой записи В.А. Жуковский отметил осмотренные в монастыре: картину известного итальянского живописца Андреа дель Сарто, кельи, садики около них, кладбище [18]. Мало сомнений в том, что, побывав в доме игуменьи, поэт зашел и в соседний Печерский храм (тогда еще новый), облюбованный всеми игуменьями.

КАКОВЫ СОХРАНИВШИЕСЯ ДОСТОИНСТВА ХРАМА?
КАК ЕГО РЕСТАВРИРОВАТЬ?

В 1942 г. сгорел деревянный подкупольный барабан. Наиболее сильно была разрушена западная пристройка, которая в первом ярусе соединяла храм с домом игуменьи. Тем не менее уцелели и до сих пор сохраняются основные своды и арки ранней центральной бесстолпной части храма, ранний низкий барабан и алтарная апсида. В 1940–1950-х гг. здание восстановлено под жилые квартиры. Диссонирует двухэтажная пристройка тех лет с юго-западной стороны. Фасады здания не покрыты новой штукатуркой, поэтому в старой части западного фасада хорошо видны обрубленные торцы нижних стен, ранее доходивших до дома игуменьи, а также заложенные арочные проемы. На фасадах пробит ряд новых проемов в соответствии с устроенными междуэтажными перекрытиями и внутренними стенами квартир. На апсиде фрагментарно сохранился первоначальный декор позднего классицизма (ампира): замковый камень над перемычкой южного оконного проема. В северо-западной части храма на нескольких стенах имеются остатки более позднего классицистического декора, который относится, по-видимому, к 1840–1850-м гг.: основы пилястр и эклектические наличники оконных проемов, завершенные архивольтами. Единственным послевоенным приемом, призванным объединить все здание, стал венчающий карниз с сухариками.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь после разрушений 1942 г.. Вид с юго-западной стороны. Фото 1940-х гг. из коллекции В.Л. Елецких

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Вид с северо-восточной стороны, с проезжей части улицы. Фото П.А. Попова, 1979 г.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Фасад южной пристройки. На пилястрах видны детали капителей, ныне уже утраченные. Фото П.А. Попова, 1979 г.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Вид с восточной стороны, из соседнего двора. Фото 1980-х гг. из коллекции В.В. Вырыпаевой

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читатьакиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Арки и паруса в интерьере центральной части храма и апсида с ранним декором (1830-е гг.). Фото П.А. Попова, 2016 г.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Южный фасад (1876 г.). Фото П.А. Попова, 2016 г.

В начале 2010-х гг. на первом этаже старой северной пристройки устроена парикмахерская, штукатурка скрыла остатки декора 1840-х гг.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Северный фасад (1840–1850-е гг.). Фото П.А. Попова, 2005 г.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Печерская церковь. Северный фасад (1840–1850-е гг.). Фото П.А. Попова, 2016 г.

Несмотря на все искажения в архитектуре храма, он в связи с утратой Преображенской церкви и колокольни остается важнейшим архитектурным ядром бывшего монастырского комплекса. И в застройке всего Воронежа это значимый историко-градостроительный объект. Он также представляет ценность как одна из интересных работ видного русского зодчего А.И. Мельникова. Поэтому с художественной точки зрения имеет значение воссоздание (очевидно, частичное) классицистического облика храма, задуманное Мельниковым. Несомненный интерес представляет также оформление южного фасада формами русского стиля.
Ныне южный фасад воспринимается как задний, а северная часть храма, обращенная на улицу, напротив, приобрела большую значимость. Однако ее сильно искажает старая пристройка, не обладающая большой художественной ценностью. Предлагаю предусмотреть соответствующие реставрационные решения. В идеале – убрать северную пристройку 1840–1850-х гг. и приблизить северный фасад к первому классицистическому облику, созданному в 1830-х гг. А.И. Мельниковым, – по образцу южного фасада, изображенного на чертеже 1853 г. Южный фасад восстановить с пристройкой 1870-х гг., чтобы засиял декор русского стиля. Если же ограничиться внешней реставрацией, сохранив квартиры, то представить храм в позднем облике конца XIX в.. Тогда вернуть во всей его полноте декор на фасадах северной пристройки, а также восстановить возвышенный барабан образца 1876 г.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Никольский П.В. Воронежский Покровский Девичий монастырь // Воронежская старина / Изд. Воронеж. церковн. историко-археологич. комитета. Воронеж, 1908. Вып. 7. Прил. С. 163–182.
2. РГАДА. Ф. 192. Оп. 1. Воронеж. губерния. Д. 1; Ф. 1356. Оп. 1. Д. 892; РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Воронеж. губерния. Д. 4; РГВИА. Ф. 349. Оп. 9. Д. 2932.
3. См.: Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 69–70; Славинский М.И. Историческое, топографическое и статистическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 2014. С. 74; Никольский П.В. Указ. соч. С. 177–182.
4. РГИА. Ф. 1293. Оп. 166. Воронеж. губерния. Д. 4; РГВИА. Ф. ВУА. Д. 21842; План г. Воронежа с пригородными слободами. 1910 г. / Изд. магазина т-ва «Молчанов и Богданов». Воронеж, 1911.
5. ГАВО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 221. Л. 14.
6. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Изд. 2-е. Воронеж, 2003. С. 140.
7. См.: Девиченскую церковь – под рабочий клуб // Коммуна. 1929. 16 марта; Клуб в Рабочем поселке откроется 1 мая // Там же. 26 марта; Попов П. Свой среди своих, чужой среди чужих // Воронежский курьер. 1999. 27 июля.
8. ГАВО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 591. Л. 69, 71. (Есть также фото жалких развалин главного храма.)
9. См. хронологию строительства: Никольский П.В. Указ. соч. С. 178–179.
10. Тубли М.П. Авраам Мельников. Л., 1980.
11. РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 587.
12. Митин В. Дорога к храму // Коммуна. 1989. 27 апреля.
13. Никольский П.В. Указ. соч. С. 179.
14. [Самбикин Д.И.] Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1886. Вып. 4. С. 340.
15. Никольский П.В. Указ. соч. С. 178–181.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 250. Л. 42–45.
17. В справочной литературе указывалась дата основания завода – 1860 г., которая, очевидно, неточна. См.: Указатель фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского. СПб., 1887. С. 278.
18. Корниенко Н.Г. В.А. Жуковский в Воронеже // Записки воронежских краеведов. Воронеж, 1987. Вып. 3. С. 97–99.

акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть фото акиньшин храмы воронежа читать. Смотреть картинку акиньшин храмы воронежа читать. Картинка про акиньшин храмы воронежа читать. Фото акиньшин храмы воронежа читать
Фотографии сделаны в ноябре 2018 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *