александро невского ново тихвинского женского монастыря

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга Епархиальные монастыри РПЦ

александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть фото александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть картинку александро невского ново тихвинского женского монастыря. Картинка про александро невского ново тихвинского женского монастыря. Фото александро невского ново тихвинского женского монастыря

История

Первыми насельницами монастыря стали вдовы и девушки-сироты, жившие с конца XVIII века в доме при кладбищенской Успенской церкви в Екатеринбурге и желавшие вести монашеский образ жизни. Первой настоятельницей монастыря была игумения Таисия (Татьяна Андреевна Костромина), дочь заводского мастерового. Она возглавляла общину вдов и сирот еще до официального учреждения монастыря, и именно благодаря ее трудам и заботам община стала монастырем. Игумения Таисия устроила жизнь обители согласно древним иноческим традициям, сестры жили по строгому общежительному уставу.

Официально Ново-Тихвинский женский монастырь был открыт в 1809 году личным указом Императора Александра I, благодаря ходатайству адмирала Ф. Ф. Ушакова.

В 1822 году монастырю был присвоен статус первоклассного. В начале XX века Ново-Тихвинский монастырь насчитывал более 1000 сестер, 6 храмов, более 10 рукодельных мастерских. После революции монастырь был закрыт, в его зданиях разместились различные светские учреждения. Сестры продолжали вести монашескую жизнь в миру, многие пострадали от репрессий.

Монастырский комплекс возводился в течение XIX – начала XX веков. С Александровского проспекта (ныне – ул. Декабристов) открывался вид на необычный 95-метровый фасад монастыря, состоящий из трех храмов и нескольких корпусов. Доминантой не только монастыря, но и всей юго-западной части города являлся Александро-Невский собор. В начале XX века в архитектуре монастырских зданий наметились черты русско-византийского стиля.

Главной святыней монастыря является Тихвинская икона Божией Матери. До революции в обители находился чтимый список с древнего чудотворного Тихвинского образа; этот список бесследно исчез после закрытия монастыря. В 2008 году сестры возрожденной обители написали новый список, который пребывает на почетном месте в главном храме монастыря.

Монастырь возрожден в 1994 году, под руководством схиархимандрита Авраама (Рейдмана), воспитанника игумена Андрея (Машкова), который был постриженником Глинской пустыни и духовным сыном схиархимандрита Андроника (Лукаша). В устроении монашеской жизни монастырь следует учению свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. Паисия (Величковского), прп. Зосимы (Верховского) и других наставников общежительного монашества.

Настоятельница монастыря, игумения Домника (Коробейникова), является его насельницей с момента его возрождения; управляет обителью более 10 лет, с 26 декабря 2006 года.

Сестры монастыря живут в молитве и трудах; ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, кроме того, каждая сестра исполняет келейное молитвенное правило, назначенное настоятельницей. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания (казначея, благочинная, эконом, келарь, ризничная, просфорница, рухольная, ответственная за паломников, библиотекарь и т.д.). В монастыре есть иконописная и вышивальная мастерские, греко-славянский и исторический кабинеты. Все сестры, дополнительно к своему основному послушанию, исполняют послушания в трапезной, а также разные послушания (в храме, прачечной и т.п.). Еженедельно настоятельница и духовник проводят для всего сестринства беседы. Всем насельницам заповедуется жить в послушании, любви друг ко другу и единстве, хранить в обители дух мира и радости о Христе.

Источник

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

Мiръ Россия Свердловская область Екатеринбург Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть фото александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть картинку александро невского ново тихвинского женского монастыря. Картинка про александро невского ново тихвинского женского монастыря. Фото александро невского ново тихвинского женского монастыря

Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь — женский православный монастырь в Екатеринбурге, один из крупнейших в России. Главный храм — собор Александра Невского — представляет собой памятник архитектуры позднего классицизма. Монастырь ведёт свою историю с конца XVIII века, когда начала существовать богадельня при кладбищенской Успенской церкви. В 1809 году служившая в богадельне женская община была преобразована в общежительный женский монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт советской властью, в 1994 году возрожден.

Содержание

История [ править ]

Самые ранние упоминания о Ново-Тихвинской женской обители относятся к концу XVIII века. В то время, после указа Екатерины II о передаче государству монастырских владений, закрылось множество обителей, а маленькая кладбищенская община при храме Успения Пресвятой Богородицы в пригороде Екатеринбурга не только не распалась, но, наоборот, за короткое время превратилась в первоклассный штатный монастырь.

31 декабря 1809 года по Высочайшему повелению в Екатеринбурге была учреждена заштатная третьеклассная общежительная женская обитель с наименованием ее Ново-Тихвинскою. Через некоторое время Татьяна Костромина была пострижена в монашество с именем Таисия и возведена в сан игумении. Перед отъездом из Петербурга матушка Таисия получила еще один бесценный для монастыря дар – 25 частиц святых мощей из Новгородского кафедрального Софийского собора, переданные ей по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия.

Число насельниц монастыря быстро росло. В обители появились разнообразные рукодельные мастерские, увеличивался достаток, хотя по-прежнему в послушницы принимались малолетние сироты и престарелые. В 1819 году в обители было уже 135 человек.

В 1832 году был достроен и освящен находившийся рядом с больничными кельями храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», заложенный еще при игумении Таисии. Теперь во время богослужения достаточно было открыть двери, чтобы все лежачие больные, лишенные прежде этого утешения, могли участвовать в церковной службе.

После кончины игумении Александры ее преемницей по желанию сестер стала бывшая казначея Ново-Тихвинской обители монахиня Магдалина (Неустроева). По мнению насельниц, именно она могла сохранить тот дух трудолюбия, покоя и согласия, который царил в монастыре при матушке Александре. Игумения Магдалина возглавляла монастырь в течение 35 лет с 1858 по 1893 год. За это время число сестер постоянно росло. Так, в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году – 510, в 1890 – уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет.

Обитель благоукрашалась новыми храмами. В 1852–54 годах была закончена перестройка Александро-Невского собора. В 1865-66 годах были освящены еще два храма – надвратный Введенский и во имя святого Феодосия Тотемского. Через пятнадцать лет, в 1881 году на самой удаленной от города Малобулзинской заимке была заложена каменная церковь во имя святого праведного Симеона Верхотурского.

В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году.

Современное состояние [ править ]

Милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден.

19 мая 2013 года, после освящения Александро-Невского собора Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил впредь именовать обитель Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь.

Главный праздник обители — день Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля).

Настоятельница монастыря — игумения Домника (Коробейникова).

Храмы [ править ]

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского [ править ]

Александро-Невский собор был заложен в 1814 году. Сестры сами делали и носили кирпичи для его постройки. Через 20 лет обнаружились дефекты в кладке: по стенам пошли трещины. Храм пришлось разбирать до основания и строить заново. Известный уральский архитектор М.П. Малахов сделал проект нового собора, рассчитанного на 4 000 молящихся. Пожертвования на храм поступили более чем из 20 городов и селений Урала. К 1854 году строительство собора было завершено.

Собор посещал святитель Иннокентий Московский. По пути с Камчатки на место нового служения в Москву он проезжал через Екатеринбург, был в монастыре и молился в соборе. Храм ему понравился, он сказал сестрам, что его внутренняя архитектура весьма смелая, легкая и величественная.

В 1905 году Екатеринбург посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В день своего приезда отец Иоанн отправился в Ново-Тихвинский монастырь и совершил Литургию в соборе.

Горожане еще в советское время несколько раз ходатайствовали о возвращении храма Церкви. В начале 90-х годов верующие написали около 150 прошений в разные инстанции, до 20 раз ездили в Москву. Наконец, была организована голодовка, которая длилась больше месяца. В результате 5 августа 1991 года было издано распоряжение о передаче собора Церкви. Сначала был передан только первый этаж, где стали совершать богослужения. Три года спустя, в 1994 году, была возрождена Ново-Тихвинская обитель, и собор вновь стал монастырским храмом. Несколько лет решение о передаче собора ожидало своего исполнения: центральный вход в храм, колокольня и помещения со второго по пятый этаж были заняты фондохранилищами областного краеведческого музея. Для совершения богослужений монастырь имел возможность использовать только часть первого этажа храма.

Окончательно собор был освобожден от фондохранилищ лишь в 2005 году. Несмотря на свой плачевный внешний вид и отсутствие внутреннего убранства, собор имел один из самых больших приходов: по выходным его посещали 500-700 человек, в дни великих церковных праздников — не менее 2 000.

В феврале 2006 года в соборе святого Александра Невского начались реставрационные работы.

19 мая 2013 года чин освящения Александро-Невского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благословивший впредь именовать обитель Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

С него начиналось создание обители, здесь совершали свое монашеское служение первые сестры и первая настоятельница игумения Таисия. Здесь в 1824 году во время поездки на Урал молился император Александр I.

С самого возрождения монастыря сестры молились о возвращении Успенского храма обители, и в 2010 году это радостное событие произошло. Сейчас монастырю крайне необходимы средства на реставрацию храма, в котором долгие годы располагался пищеблок одного из светских учреждений. Сестры надеются, что со временем Успенская церковь вновь станет жемчужиной архитектурного комплекса обители.

Храм во имя Всех святых [ править ]

Храм Всех святых построен в начале ХХ века. Сейчас в нем пребывают главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери и ковчег с частицами мощей 25 угодников Божиих, привезенный в 1811 году в монастырь игуменией Таисией. Храм Всех святых — пока единственный действующий на исторической территории монастыря. Кроме двух главных святынь, в нем пребывают частицы мощей святителя Николая Чудотворца, праведного Феодора Ушакова, Киево-Печерских преподобных, мучеников Киприана и Иустины и других святых.

Архитектурный ансамбль фасада монастыря [ править ]

Величественный ансамбль из трех храмов и нескольких келейных корпусов — таким был до революции фасад монастыря. Его длина составляла почти 100 метров; по оценкам историков, ничего похожего по форме и своеобразию на этот ансамбль в российском храмовом зодчестве XIX века не возводилось. После революции в храмах и корпусах разместились военные учреждения, и весь комплекс получил наименование «Дом Красной армии». Здания были перестроены: с храмов снесли купола и вместо них надстроили зубцы, что должно было символизировать мощь и крепость советской армии. Сегодня все три храма — Скорбященский, Введенский и Феодосиевский — возвращены монастырю.

Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» [ править ]

Скорбященский храм был построен в 1832 году, первым из всех храмов и зданий. Сейчас сестры стараются восстановить храм.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы [ править ]

Надвратный Введенский храм был освящен в 1865 году. До революции он был одним из самых красивых и величественных храмов обители — его первым видели все, кто подъезжал к монастырю по Александровскому проспекту. Сейчас Введенская церковь мало похожа на храм — вместо купола ее по-прежнему венчают зубцы, надстроенные в советское время. Монастырь ведет подготовку проектных работ по восстановлению храма в прежнем виде.

Храм в честь преподобного Феодосия Тотемского [ править ]

Свято-Феодосиевский храм передан монастырю частично: возвращена только его апсида. Этот храм был освящен в честь преподобного Феодосия Тотемского в память о чудесном событии, происшедшем в 1797 году, когда основательнице монастыря Татьяне Костроминой, будущей игумении Таисии, явился неизвестный всадник на белом коне, с образом преподобного Феодосия в руках и сказал: «Прими, мать Татьяна, сего строителя!», и исчез так же внезапно, как появился. Преподобный Феодосий известен не только как молитвенник и чудотворец, но и как устроитель иноческих обителей: он построил два монастыря. Ему молятся о помощи в строительстве, сложных хозяйственных делах.

Подворье в честь Всемилостивого Спаса [ править ]

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Бисертская, 12а. В 1876 году на Елизаветинской заимке был построен каменный трехпрестольный храм в честь Всемилостивого Спаса. Боковые приделы освящены в честь Архистратига Божия Михаила и великомученицы Параскевы.

После революции храм был опустошен большевиками, изъявшими из него драгоценную утварь.

Храм трижды горел и к моменту передачи его верующим в 1988 году находился в аварийном состоянии. Первым настоятелем храма стал о. Николай Ладюк, усилиями которого во многом стало возможным возрождение храма и приходской жизни. В 1989 году здесь было совершено первое богослужение.

В мае 1989 года при огромном стечении духовенства и верующих в храм были принесены мощи великого уральского святого, праведного Симеона Верхотурского, которые в годы советской власти хранились в запасниках Областного краеведческого музея. День перенесения, 25 мая, поныне празднуется как второе обретение святых мощей праведного Симеона Верхотурского. В 1992 году мощи святого Симеона были возвращены в возрожденный Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, в котором они пребывали и до революции. А в храм Всемилостивого Спаса была передана частица мощей праведника.

Святыни [ править ]

В храме святого Александра Невского [ править ]

В мае 2013 года монастырь получил новое имя в честь святого благоверного князя Александра Невского. Частица его святых мощей ныне почивает в монастырском соборе, носящем его имя.

Частицы мощей великих святых Православной Церкви: преподобного Макария Великого, святителя Иоанна Златоуста, мученика Иоанна Воина и других угодников Божиих – почивают в ковчежце, привезенном в Екатеринбург из Новгородского Софийского собора в 1811 году основательницей Ново-Тихвинского монастыря игуменией Таисией.

После революции ковчег с мощами, как и многие другие святыни епархии, находился сначала в антирелигиозном музее Екатеринбурга (бывшем доме инженера Ипатьева), а затем, с 1946 года, – в Областном краеведческом музее. После возрождения монастыря он был возвращен обители и ныне, как и прежде, к нему притекает для поклонения множество богомольцев: они молятся, просят святых о помощи и по вере получают просимое. Особым почитанием святыня пользуется у людей, носящих имена тех угодников Божиих, чьи мощи хранятся в ковчежце. Кроме того, здесь пребывает частица мощей мучеников 14000 Вифлеемских младенцев, от Ирода убиенных – этим святым молятся жены, загубившие детей в утробе. В центре ковчежца хранится еще одна святыня – часть древа животворящего Креста Господня.

Вы можете помолиться на молебнах с акафистом этого великому угоднику Божию каждый четверг после вечернего богослужения.

В храме святого Александра Невского пребывает также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских преподобных – 50-ти угодников Божиих, почивающих в Ближних Антониевых пещерах: преподобных Нестора Летописца и Агапита врача, Иоанна Многострадального и Алипия иконописца, Илии Муромца и Пимена Многоболезненного.

Преподобному Агапиту, врачу безмездному, молятся об исцелении от различных недугов. Каждый понедельник после окончания вечернего богослужения ему совершается молебен совместно с молебном великомученику целителю Пантелеимону.

Молебен с каноном праведному воину Феодору Санаксарскому совершается каждый вторник после вечернего богослужения.

Каждую пятницу после вечернего богослужения перед мощами святых Киприана и Иустины совершается молебен с акафистом.

В храме Всемилостивого Спаса [ править ]

Главная святыня храма Всемилостивого Спаса – честные мощи преподобного Василиска Сибирского, прославленного в лике святых в 2004 году (память его совершается 11 января по н. ст.). Это единственные целокупные мощи в Екатеринбурге.

Источник

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

Беседа о современном монашестве на примере жизни Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря (+ФОТО)

Многие храмы и монастыри нашего славного Отечества посвящены памяти великого заступника Земли Русской, государственного деятеля – святого благоверного Великого князя Александра Невского. Одним из таких прекрасных мест, где удивительным образом выстроена духовная жизнь, где сочетается молитва и труд, просветительская деятельноть и быт, является основанный в 1809-м году и возрождённый в 1994-м году после долгого лихолетья Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, о современной жизни и деятельности которого мы побеседовали с монахиней Евстафией (Морозовой) – насельницей обители, ответственным сотрудником церковно-исторического кабинета монастыря, членом епархиальной Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской и Верхотурской митрополии.

александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть фото александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть картинку александро невского ново тихвинского женского монастыря. Картинка про александро невского ново тихвинского женского монастыря. Фото александро невского ново тихвинского женского монастыря Сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря

– Матушка, расскажите, пожалуйста, немного об истории монастыря, о его возрождении, о современной церковно-просветительской деятельности. Насколько известно, в вашей обители очень развита научно-богословская деятельность, иконопись, шитьё, византийское пение…

– Наш монастырь был возрождён в 1994-м году. В настоящее время в обители подвизается чуть больше 100 сестёр, основная часть которых проживает на историческом подворье, на Елизавете, где осуществляются все основные послушания. На исторической территории монастыря – в Зелёной Роще – в настоящее время расположен военный госпиталь, поэтому здесь, в исторической части обители, живёт около 20 сестёр. Послушаний в монастыре много. Действительно, значительное место занимает иконопись, которая у нас ориентирована на византийские образцы эпохи Палеологов. Также в монастыре действует вышивальная мастерская, где наши сёстры трудятся над изготовлением богослужебных, храмовых, священнических и архиерейских облачений. Также в обители есть переводческий класс, в котором несколько сестёр целенаправленно изучают древнегреческий, новогреческий, церковнославянский и латинский язык, а также иные сопутствующие дисциплины – с целью перевода на русский язык творений святых отцов и учителей Церкви, как древних, так и современных; например, в последние годы сёстрами был выполнен перевод нескольких книг известного греческого старца – архимандрита Емилиана (Вафидиса), который не так давно отошёл ко Господу, но благодаря этому подвижнику в Греции в 1970–80-е гг. произошло возрождение монашества. Это прекрасные книги: толкования на авву Исаию, различные другие его произведения, проповеди, беседы с сёстрами. Несколько таких переводов мы уже выпустили в печатных изданиях.

– Духовником вашей обители, насколько я знаю, является известный старец – схиархимандрит Авраам (Рейдман)

–Да, несколько наших сестёр занимаются расшифровкой бесед отца Авраама. Я могу сказать о нём несколько слов. Отец Авраам был духовным сыном игумена Андрея (Машкова), бывшего насельника Глинской пустыни, который в своё время был пострижеником преподобного Андроника Глинского, прославленного ныне в лике святых. Именно отец Андрей и передал нашему батюшке, духовнику, традицию умного делания, молитвы, и сейчас батюшка, конечно, старается вводить эту практику и в нашем монастыре. То есть с момента возрождения монастыря главным было даже не столько какое-либо физическое послушание, академическое, сколько возрождение внутренней монашеской жизни, основанной на молитве, на изучении творений святых отцов.

– Удивительно! Вероятно, у вас и строгий богослужебный устав?

– В нашей обители введён полный богослужебный круг, сёстры стараются ходить на службы ежедневно, молиться. Безусловно, послушания, мастерские, научная деятельность имеют большое значение, но всё равно они в какой-то степени вторичны по отношению к самому главному монашескому деланию, направленному на спасение своей души, на очищение сердца от страстей, на молитву Иисусову. Это было всегда во главе угла нашей внутренней жизни.

– Расскажите немного о деятельности церковно-исторического кабинета в обители.

– Церковно-исторический кабинет занимает важное место в сфере просветительской деятельности обители. Наш духовник – отец Авраам – с 1995 года является председателем епархиальной Комиссии по канонизации святых, и несколько сестёр нашего монастыря ведут большую работу по сбору сведений о новомучениках, подвижниках благочестия, живших и служивших Господу на территории нашей епархии. Уже около 50 человек прославлено в лике святых. В 2010-м году Святейшим Патриархом Кириллом был благословлён праздник Собора Екатеринбургских святых, почитание которых широко распространено на Урале. В монастыре была написана их икона, составлена отдельная служба, изданы их жития. В настоящее время сёстры продолжают собирать сведения о новомучениках, с целью дальнейших публикаций в печатных изданиях. В последние годы мы сосредоточены на поиске сведений о верных царских слугах, пострадавших вместе с семьёй Государя Императора Николая Второго в 1918-м году. Это, например, и графиня Гендрикова, и князь Долгоруков, и генерал Татищев, и комнатная девушка Анна Степановна Демидова. В 2016-м году на основании поданных нами в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов в лике святых был прославлен Евгений Сергеевич Боткин, сохранивший верность Государю до конца. К настоящему времени нами подготовлено и издано полное его жизнеописание, книга, издан сборник его писем.

На основании поданных нами в Синодальную комиссию материалов в лике святых был прославлен Евгений Сергеевич Боткин

– Значит, именно в вашем монастыре готовили материалы для канонизации доктора Боткина?

– Да, сёстры монастыря готовили эти материалы. Также целиком были изданы письма Евгения Сергеевича к супруге, к детям, и родственников к нему. То есть это, можно сказать, уникальное издание, потому что мы всё собирали по крупицам, в разных архивах, в Москве, у родственников самого доктора Боткина, которые живут сейчас в Париже. Была проделана большая, но результативная работа.

– Просто поразительно…

– В настоящее время нами готовится полное жизнеописание генерала И.Л. Татищева и графини А.В. Гендриковой. Надеемся, что в будущем они увидят свет.

– Ну, а другие послушания?

– В обители существуют и общие послушания, как, например, просфорня, как везде, также сёстры трудятся в трапезной, то есть каждая сестра, независимо от наличия какого-либо специального послушания в наших мастерских и других кабинетах, несёт так называемые общие послушания – в трапезной, прачечной, на огороде. А у сестёр, которые проживают в Меркушино, в месте жизни и подвигов праведного Симеона Верхотурского, главное делание – это, конечно, приём паломников, богомольцев, можно сказать, со всего света. К нам приезжают со всей России и из-за рубежа, очень много паломнических групп.

александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть фото александро невского ново тихвинского женского монастыря. Смотреть картинку александро невского ново тихвинского женского монастыря. Картинка про александро невского ново тихвинского женского монастыря. Фото александро невского ново тихвинского женского монастыря Артемий Банщиков и монахиня Евстафия (Морозова)

– То есть у вас можно видеть сочетание учёного, монашеского делания и исполнение чисто бытовых послушаний. Каждая сестра через это проходит, верно?

– Вот именно это удивительно и правильно, наверное. Нет разделения на «чисто рабочих» и «грязно рабочих». Скажем, когда одни ухаживают за животными, обрабатывают огород, обслуживают трапезу, а другие сидят в кабинетах и занимаются академической деятельностью. То есть все те сёстры, которые занимаются академической деятельностью, заботятся и о бытовой жизни монастыря?

– Да, так заведено, что все сёстры, без какого-либо исключения, обязательно несут свою череду в трапезной, кто-то один, кто-то два дня в неделю, кто-то помогает в прачечной, кто-то трудится на огороде. Ещё у нас периодически бывают панкинии (от гр. «все вместе», «сообща»), когда мы несём общие труды, на которые по возможности ходят все сёстры. Это может быть и огород, и заготовки на зиму (варенье, соленья и т.п.). Общие труды очень объединяют сестёр, избавляют от тщеславных помыслов, например, «вот, я переводчик», «а я историк», «я иконописец», «а ты трапезница или прачка». Монастырь – это одна семья, большая духовная семья, где каждый друг другу должен помогать, участвовать в жизни и трудах друг друга. Игуменья – это золотая связь между всеми сёстрами, действительно как духовная мать, наставница. Мы должны стремиться к единству – духовному единству, единству целей, единству желаний, стремлений. Ну, и выразительницей этого является, конечно, игуменья.

Общие труды очень объединяют сестёр, избавляют от тщеславных помыслов

– Матушка, скажите, пожалуйста, в вашу обитель приходят девушки, женщины разных возрастов? Есть возрастная разница среди сестёр, и ощущается ли она?

– Все сёстры по возрасту разные. Большинство поступает, конечно, где-то в возрасте 20 лет или между 20 и 30 годами, но также есть и пожилые сёстры, пришедшие к нам в пожилых летах.

– А есть ли различие в образовании? Вы говорите, есть те, кто осваивает греческий язык, церковнославянский, латынь. Эти люди до прихода в обитель имели филологическое образование или, например, образование историка? Или же им предоставляется возможность получить знания здесь, а потом реализовать их на ваших просветительских, академических послушаниях?

– Здесь по-разному. Допустим, в иконописном, в историческом кабинете есть сёстры, которые приходят уже с профильным образованием, и их назначают на эти послушание, а есть те, которые учатся уже в обители. Вот, допустим, в иконописи, как наша игуменья говорит, лучшие наши учителя – это сами древние образцы, т.е. древние фрески, иконы, и с целью ознакомления с этими образами для сестёр организовывалось несколько поездок по храмам Македонии, Сербии, древнего Константинополя, Каппадокии. Они не только смотрели древние росписи, но и пытались их воспроизвести, т.е. такая возможность организаторами предоставлялась. Помимо этого, в обители целенаправленно преподаётся, допустим, цветоведение, такие основные академические дисциплины, как академический рисунок, строение человека и так далее. И, имея способности и благословение, многие наши сёстры всему этому научаются здесь. Поэтому – да, большинство сестёр-иконописцев обучились этому ремеслу именно здесь, в монастыре. Так же можно сказать и про другие наши послушания.

– А как происходит назначение на то или иное послушание?

– Здесь решение принимает игуменья и наш духовник. Они смотрят не только на образование сестры, на её способности, но и, конечно, на будущую духовную пользу. Как я уже ранее говорила, во главу угла ставится всё-таки духовное делание, ведь основная монашеская цель – это спасение души, очищение сердца, молитва. Если кто-то даже очень способен к какому-то послушанию, но оно ему неполезно, то его всё равно, хотя бы на какое-то время, переведут на другое послушание, чтобы он не забывал, что главное – это всё-таки внутреннее делание, а не внешняя деятельность, какой бы полезной и благой она не была.

Основная монашеская цель – это спасение души, очищение сердца, молитва

– Матушка, скажите, пожалуйста, несколько слов о вашем уставе, о распорядке дня. Во сколько вы, допустим, просыпаетесь, есть ли у вас утреннее богослужение, как часто оно совершается? Продолжительно ли у вас богослужение? Насколько строго соблюдаются посты?

– В 4 часа утра у нас начинается богослужение: Полунощница, утреня, литургия, – и продолжается где-то до семи – до начала восьмого, потом сёстрам даётся время для отдыха, и перед обедом вычитываются часы. Обед в 10:30, после которого все расходятся на послушания, которое длится обычно с 11 до 16 часов дня. Потом совершается вечерня, трапеза и повечерие, и примерно до 19 часов у сестёр есть время на личные дела. В 19 часов бьёт так называемый «колокол молчания», после чего все должны разойтись по келлиям для молитвы, подготовке к богослужению следующего дня и чтения. Что касается постов, то у нас общий устав, как у всех. Понедельник (по монашеской традиции), среда, пятница, ну и, конечно же, посты круглогодичные, когда они положены.

– Я правильно вас понял, что трапеза совершается два раза в день? Значит, в 10:30 обед и в 17 часов ужин?

– Да, всё верно. Но есть ещё небольшой полдник, когда можно чай попить, перекусить что-то в середине дня.

– У некоторых только в 11 часов дня завтрак начинается, а у вас в 10:30 уже обед…

– Одно дело, если человек встаёт, скажем, в 9 утра, у него в 11 завтрак, а другое дело, если он в 2 часа, скажем, встал, помолился, потом служба… Это по типу афонского устава.

– Матушка, говоря снова об академическом характере послушаний, проводятся ли в монастыре какие-то конференции, посвящённые богословским дисциплинам, приглашаете ли вы каких-то учёных, богословов, исследователей?

– Внутри монастыря как таковых конференций и съездов у нас нет. Но сёстрам, которым это нужно, допустим, переводчикам, организуются различные лекции, занятия по древним и новым языкам, церковной истории, богословским дисциплинам. Преподаватели Екатеринбургской семинарии провели у нас несколько лекционных курсов по истории Византии, Русской Церкви, Ветхому и Новому Завету.

– У вас такой монастырь, что сюда можно монашествующих на получение образования посылать…

– Главное в монастыре – это послушание и молитва. Академическая работа всё же стоит на втором плане…

– Матушка, спасибо большое за удивительный рассказ о жизни монастыря, его деятельности!

Сёстры Ново-Тихвинского монастыря исполняют тропарь Александру Невскому византийским распевом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *