алтарь в исаакиевском соборе

Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Главный морской

История Петербурга знает четыре Исааки­евских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Внутреннее убранство

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квад­ратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Подготовил Кирилл Баглай

Смотрите также:

Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?

Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах

Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского

Источник

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Часть 2

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Архитектура

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Грандиозность этого храма определяют его размеры: высота 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения.

Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.

В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси «восток-запад» прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Само здание решено цельным, компактным кубическим объемом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золоченым куполом с легким восьмигранным световым фонариком.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Скульптурный декор не только обогащает пластику здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Его портики украшены многофигурными рельефами, посвященными житиям Иисуса Христа и Исаакия Далматского.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.

На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора, и особенно ярко выразилось в интерьере храма.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Внутренний декор собора венчает роспись плафона площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. П. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.

Подготовлено Е. Л. Репиной

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Преемственность в декоре Исаакиевских соборов

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Объяснять это только вероисповеданием главного архитектора католика Монферрана нельзя, поскольку за соблюдением православных канонов при возведении и оформлении храма строго следила специальная комиссия Святейшего Синода.

По протоколам Комиссии по строительству можно увидеть, как святые отцы предписывали академикам и профессорам изменять детали композиции, размеры фигур и даже цветовые оттенки эскизов будущих росписей.

Между тем анализ архивных материалов позволяет предположить, что особенности интерьера этого собора обусловлены традициями, заложенными при оформлении первых Исаакиевских храмов.

В делах Морского министерства сообщается об Исаакиевской церкви: «. в ней образы Спасителя, Богородицы, Николая, Иоанна Златоуста, Исаакия Далмацкого, Александра Невского, Андрея Первозванного. Над царскими дверьми образ Спасителя с крестом в руке, писано на лимонной камке, по сторонам Спасителя херувимы на тафте голубой, рамы позолочены. Под иконами тумбы, нарисованные на травчатом полотне. Завесы на дверях кумачовые. «. И еще: «добавлено на пол около дверей пять войлоков (серо-черного) цвета. «.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Если, в соответствии с этими описаниями, представить себе иконостас первой Исаакиевской церкви, то его доминирующими цветами будут желто-золотой и зеленый с двумя синими вертикальными полосами вдоль царских врат.

В силу архитектурных особенностей чертежного амбара, перестроенного в первую Исаакиевскую церковь, ее иконостас высотой до 4 м и шириной более 6 м не нуждался в горизонтальных силовых конструкциях, а для зрительного эффекта большей высоты разделялся вертикальными зелеными полосами, начинающимися от пола.

Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собора.

Судя по отведенным для них местам в проекте иконостаса, величина образов составляла не более 100 х 60 см и 80 х 50 см. На четырех проектах иконостаса Исаакиевского собора у различных авторов эти размеры сохраняются.

Размеры этих икон и упоминание о размещении на иконостасе первого Исаакиевского собора писанных на холсте образов Спасителя и архангелов позволяют предположить, что поместить там еще какие-либо иконы было затруднительно.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.

Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А. Ринальди).

Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

После открытия и освящения четвертого Исаакиевского собора в 1858 году часть икон из Адмиралтейства возвратили в новоосвященный храм, другие же (например, образ св. Андрея Первозванного) были оставлены в Адмиралтействе.

На иконостасе нынешнего Исаакиевского собора четко прослеживается традиционное оформление, начиная от первой деревянной Исаакиевской церкви.

Так, несмотря на значительную площадь иконостаса, здесь размещено ограниченное количество икон, притом тех же, что и в первом храме св. Исаакия Далматского (образы Спасителя, Богоматери, св. Николая Мирликийского, св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского). Добавлены только лики святых, соименных царям и царицам, при которых были построены четыре Исаакиевских храма.

Голубой фон около царских врат заменили колонны из афганского лазурита, а нарисованные фигуры над царскими вратами воспроизводит скульптурная группа «Христос по славе». Завесы над дверьми сохранили кумачовыми, и даже мраморные плиты наборного пола повторяют серый тон войлоков первой Исаакиевской церкви.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Эти особенности цветового и композиционного решения интерьера Исаакиевского собора позволяют предположить, что традиции в его убранстве, заложенные при императоре Петре I, сохранялись, и были одним из критериев при возведении всех храмов св. Исаакия Далматского в Петербурге.

Подготовлено С. Н. Окуневым

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Витраж

Каждый, приблизившись к главному иконостасу собора, будет восхищен пышностью и богатством его декоративного убранства: позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн, таинственным мерцанием золотого канторельного фона мозаичных образов.

Но если при этом будут открыты царские врата главного алтаря, то внимание остановится, прежде всего, на запрестольном витражном образе Воскресшего Господа.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Он изображен на фоне желто-голубого неба, облачен в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами.

Фигура Иисуса Христа занимает почти все пространство алтарного окна, ей как бы тесно в этих рамках, и создается впечатление, что через мгновенье Господь войдет в храм.

Грандиозные размеры Воскресшего Господа указывают на значимость образа и его доминирующее положение. Верхняя часть окна в виде полуциркульной арки подчеркивает динамику лучей нимба. Лицо Иисуса Христа выделено более ярким освещением за счет облегчения цвета.

Появление витража площадью 28,5 кв. м в Исаакиевском соборе вызвано романтическими настроениями, навеянными образами Средневековья.

Картина выполнена в стиле итальянского Возрождения. Это один из наиболее крупных витражей Европы, и самый крупный в России.

Поместить витраж в алтарном окне Исаакиевского собора рекомендовал баварский архитектор Лео фон Кленце, автор первоначального (не принятого) проекта внутреннего убранства храма. Это одобрили император Николай I, Святейший Синод и поддержал О. Монферран, поскольку эта деталь убранства не противоречила его собственному плану декора.

Руководил изготовлением витража сам фон Кленце, разработавший для него раму особой конструкции. Баварский архитектор лично обратился к своему покровителю королю Людвигу I за разрешением изготовить витраж в Мюнхене, и получил его согласие.

В 1841 году Кленце с посыльным передал свои чертежи председателю Комиссии по строительству собора светлейшему князю П. М. Волконскому.

Вскоре князь от Высочайшего имени сообщил архитектору, что он может поместить заказ на Мюнхенской Королевской фабрике. С этого момента роль Кленце свелась к посредничеству между немецкими витражистами и руководителем Комиссии.

В распоряжении этого удивительного мастера было стекло более 100 различных цветов и оттенков. Он использовал многослойное стекло и стекло, окрашенное специальными красками.

Некоторые детали витража расписывались специальными красками, обжигались в муфельной печи и затем подвергались механической обработке.

Варили цветное стекло на заводе в местечке Бенедиктбойерн, который сначала принадлежал М. З. Франку, а потом стал собственностью Айнмиллера, придумавшего способ производства стекла с тончайшими переходами тонов. Для того, чтобы достоверно передать на витраже лица людей и открытые части человеческого тела, он изобрел так называемое «пергаментное» стекло.

К концу 1843 года работа над витражом была закончена. Летом 1844 года ящики с разобранной картиной доставили в Петербург морским путем. Мастер Г. Кюль собрал витраж и установил его для демонстрации царю.

После Высочайшего одобрения картину снова разобрали, и установили в главном алтаре уже после завершения отделочных работ в соборе.

Витражное окно состоит из двух связанных тягами металлических рам. В наружную вставлено толстое зеркальное стекло, во внутренней раме смонтирован сам витраж из элементов цветного полупрозрачного стекла, скрепленных свинцовой пайкой. В оконном переплете он удерживается металлическими креплениями.

Запрестольный образ «Воскресший Христос» органично вошел в структуру декоративно-художественного убранства Исаакиевского собора. То, что появился он в православном храме, не противоречило духу времени расцвета русского романтизма.

Подготовлено И. А. Сидневой

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Если вы будете в соборе и будете слушать экскурсовода, то знайте, что из всего что вам будут рассказывать, правдой будет только та часть экскурсии, где вас подведут к стенду состояния собора после Великой Отечественной войны. Там вы увидите фотографии, на которых собор практически полностью разрушен. Нет ни мозаики, ни росписей, ни витражей, вообще ничего нет. Ничего! Все что там типа расписывал и делал лично К. Брюллов и прочие великие художники и мастера. Это я к тому, что утверждения официальных историков о том что Исаакиевский собор изначально строился как Православно-христианский основаны исключительно на его нынешнем убранстве. Современное убранство собора создано Монферраном, который для этого и был назначен, а так же в 1872-1898 годы во время 25-летней масштабной реконструкции и реставрации. Хорошенькое дело, 40 лет типа строили и через 15 лет уже масштабная переделка и реставрация. Ну кто так строит? Хотя для Исаакиевского собора это нормально. По официальной версии это вообще четвертый вариант собора, предыдущие три собора успели построиться и обветшать всего за сто лет. Следующая, вторая, масштабная реконструкция, была в 20-е годы 20 века. Третья в 50-60-е годы 20 века. Ну и в 90-х годах 20 века тоже прошла часть работ. Они и сейчас идут, гальванопластику последовательно всю меняют. Все старые фотографии якобы старого, якобы первоначального убранства собора, по которым пытаются что-то реставрировать, это всё фотографии не ранее 1870-х годов. А в конце 19 века уже всё рисовалось и лепилось в рамках генерального курса священного Синода. Тем более в таком храме как Исаакий. По сути в главном храме империи. Это при том что мы допускаем официльную трактовку истории собора.

А теперь будем рассматривать неофицильную точку зрения. Такой собор мы сейчас построить не можем. И в 19 веке тем более не могли. Высота 101 метр, глубина подвалов 13 метров (пятиэтажная хрущевка), то есть ниже уровня дна Невы. Огромное количество колонн из различного камня высотой до 17,05 метров и весом до 117 тонн. Некоторые колонны распилены пополам вдоль, а в интерьере даже на несколько частей дольками по 10-25 см, при высоте до 11,35 метров. Так кто же это строил? В честь какого бога сей храм?

Кто строил? Собор построен в пропорциях русской сажени. Кстати, это касается большинства объектов исторического наследия в России. Значит строили русские. Хотя. хотя английский фут тоже привязан к русской сажени, так что резонно задуматься о том когда Англия стала самостийной.

Цель? Или кому храм предназначался. Давайте разбираться. Будем рассматривать только те элементы, которые с высокой степенью вероятности можно отнести к первоначальным и которые не подверглись масштабной переделке ни Монферраном, ни последующими реставраторами.

По центру зала храма огромный солярный символ. Вокруг солнца свастичный узор. По всей видимости свастичному узору нет нужды придавать особого значения, ибо свастика как символ не выделена в самостоятельный элемент.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Обратите внимание на то, что солярные символы на входах обрезаны пополам и со стороны колоннады (улицы) заложены плитами. Я склоняюсь к тому, что это уже следы работы Монферрана или вообще уже более позднего периода. Например могло делаться после войны. По всей видимости основание колоннады было сильно повреждено и пришлось его просто заложить прямоугольными гранитными блоками (плитами). Мне не удалось найти информацию кто и когда менял гранит на этих участках, но совершенно точно то, что первоначальным замысел таким быть не мог. Так не строят. Орнамент должен иметь законченый контур и вид.

Чтобы понять какому из этих богов храм предназначался, давайте посмотрим на ориентацию храма по сторонам света.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Алтарь смещен к северу, то есть смотрит на северо восток. Вот в общем-то и ответ на вопрос. Оказалось все достаточно просто. Это храм бога весеннего солнца Яра (Ярила). Одного из самых почитаемых богов в русском ведизме. Он же изображен и на витраже алтаря с незначительными стилистическими изменениями под Христа.

Каким было это изображение до 1872 года, до первой серьезной реставрации, и тем более еще раньше, к сожалению не известно. Реставраторы ссылаются на некие проекты Кленце, якобы автора витража, якобы по ним восстанавливали витраж, но их изображений я не нашел. Доподлинно известно лишь то, что данное изображение при каждой реставрации менялось, или выражаясь официальным языком «уточнялось». Особенно в результате работы советских художников в 60-е годы 20 века и в 1998 году в ходе последней реставрации.

Как выглядел собор первоначально? Скорее всего близко к современному. Колонны стояли точно, их сделать наша цивилизация не могла и еще лет сто не сможет. Вопрос лишь об их количестве, возможно (и почти наверняка) часть их была утрачена. Основное здание тоже по видимому сохранило старые стены. По всей видимости в ходе первой попытки реставрации собора, начатой еще Екатериной II, часть элементов декора собора пришлось демонтировать, в том числе и две колоннады. В таком упрощенном (усеченном) варианте мы его знаем как третий Исаакиевский собор.
алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

От современного исакия он отличается только деталями. Чтобы от вас не ускользнули важные детали, я их коснусь подробнее.

Монферран был нанят с целью переделки храма под христианство. Колонны изготовить заново не могли, это невозможно и сейчас, по-этому было принято решение о переносе 8 колонн с каждой колоннады на фронтальные стороны под обустройство новых колоннад. Возможно, ранее собор имел именно 4 полноценные колоннады. Монферран не мог сделать новые колонады, по-этому сделал ход конем и две торцевые колоннады слепил из того что было. Плюс некие дополнительные переделки. Библейские (христианские) сюжеты пошли в основу оформления как фасада, так и интерьера. Поставлены новые купола, заново сделана внутренняя роспись и фасадная отделка (гальванопластика).

Скорее всего изначально по центру зала, там где на полу изображен солярный символ, находилось нечто ритуальное. Например мог быть идол бога Яра и некий жертвенник на который приносились требы (яйца, блины, зерно и т.п.). Кстати хроники утверждают что как раз алтарная часть была максимально сохранена и это вроде как было одним из условий утверждения проекта переделки собора именно в варианте Монферрана, обещавшего алтарь сохранить. Скорее всего при перестройке собора выгребались подвальные помещения. Логично предположить что в подвалах могло быть много чего интересного, докопались и довыгребались до того что «коробка» собора начала просаживаться. В середине 19 века, еще при Монферране, колонны новых колоннад начали заваливаться и прошли некие «укрепляющие» работы. Это надо понимать так, что просто перестали копать и ковырять подвалы, и по-быстрому частично их засыпали обратно. Последствия и сейчас хорошо видны, просто посмотрите на колоннады и само здание собора. Собор выглядит просевшим на 20-40 см, особенно с юго-западной стороны. Регулярные измерения показывают, что за весь 20 век собор просел не более чем на 5 мм, причем без каких либо сдвигов в сторону. Что сопоставимо с погрешностью. А экспертиза собора проводившаяся 35 лет назад сделала вывод о том что вмешиваться в конструкцию собора нецелесообразно и, более того, вредно. В общем простоял несколько столетий, и еще простоит.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Скорее всего Медный всадник изначально был Геогрием Победоносцем с копьем в правой руке и драконом вместо змеи. Затем перманентно видоизменялся по мере замены обветшавших частей и политического заказа.

А карты спросите вы? А карт как оказалось практически и нету, а если и есть то в корне противоречат друг дружке или имеют некий «перспективный» характер. Ну есть допустим на карте медный всадник хотя его не должно быть. Оказывается это некий «перспективный» план. И что, никакой карте города нельзя верить? Нет, можно, но избранно. В частности есть так называемый аксонометрический план Санкт-Петербурга созданный в конце 60-х годов 18 века по распоряжению Екатерины II. Он частично утрачен, причем в самых интересных местах, в тех что вызывают самые большие споры. В частности отсутсвует та часть плана где должен быть Исаакиевский собор.
План и его анализ

Только один этот план отправляет на помойку всю официальную историю Санкт-Петербурга. Мы видим огромный разрушенный город с каменными домами и каменным обрамлением рек и каналов. Первые этажи утоплены в грунт.

Город был и сейчас я покажу на примере старых карт как он всплывал из водной пучины.

Официальная датировка образования Невы как 3-4 тыс лет назад неверная. Геологи правильно думают что Нева река молодая, но они боятся признать насколько она молодая, ибо есть некая историческая хронологическая шкала в которую нужно вписаться. А четырехсотлетняя Нева никак не вписывается в нужную парадигму. Вот и крутятся как уж на сковородке. Реке Неве не 4 тысячи лет, а четыре сотни лет. Нева как река образовалась только в конце 17 века. Я в даннной статье старался избегать подробной доказательной базы, ибо это долго и сильно увеличивает объем текста, и цель была по большей части информативная, а не доказательная, но здесь это все-таки будет уместно сделать. В виду максимальной краткости ограничусь картами.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

В период высокой воды до 17 века Финский залив и Ладога были единым целым. Вот карта датируемая официальной хронологией 1575 годом, Ладожского озера нет. Кстати, обратите внимание, что нет Афин, Рима и Лондона, вместо Киева Вышгород, вместо Стамбула Троя, но зато есть Соловки. А Таймыр покрыт лесами.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Далее, карта 1651 года. Ладожское озеро проявляется в границах, Чудское озеро является заливом Балтики.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Далее карта 1677 года. Нева еще не река, но уже узкий рукав, Чудское уже озеро.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Как мы видим вода в Балтике уходила достаточно быстро. Уровень воды в первое время по всей видимости понижался на метр в год, позднее скорость замедлилась. Резонно спросить, а куда делась вода? И каков был уровень океана в то время? Вопросы интересные, но частично ответ есть. Эта вода сейчас в ледниках Антарктиды и Гренландии. По всей видимости некая катастрофа условного 13-14 века не просто изменила ландшафт и береговую линию, но и существенно изменила климат планеты в сторону похолодания. Кстати при раскопках на Охте сейчас на глубине 4 метров в завалах деревянных построек откапывают лёд и снег. Археологи в июле в 30-градусную жару лепили снеговиков. Это говорит о том что в момент катастрофы до затопления было очень холодно. По всей видимости одной из причин поднятия уровня воды в Балтике было как раз промерзание до дна в мелководных участках, что прекратило отвод сточных вод в океан. Вот ссылка на раскопки на Охте.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Эта карта интересна тем что на ней вдоль берегов Невы (Nyen) подписано «камни: основания: руины каменных домов».

Далее карта 1704 года. Уровень воды близкий к современному, разница всего метр. В самом центре старого города на Заячем острове ставится еще одна крепость, по всей видимости все с теми же пограничными и охранными функциями.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

На последней карте устье Невы подписано как Киев. Если допустить тот факт, что в то время люди еще помнили как назывался старый город, то снимаются противоречия Новгородской и Киевкой летописей, где по одной князь Олег умер от укуса змеи в Ладоге (совр. Старой Ладоге), по другой в Киеве, ведь от Ладоги до Киева получается всего 100 км.

Есть и письменное подтверждение. Сохранился комментарий к атласу рек России. Сама карта утрачена, но комментарии подробные и в общем-то всё понятно. Историки датируют этот комментарий эпохой Екатерины II, но это ошибка. Это период царя Алексея Михайловича, то есть конец 17 века. При Екатерине по всей видимости было лишь переиздание или архивирование. В эпоху Алексея Михайловича река Нева текла в другую сторону нежели сейчас, то есть из Финского залива (в комментарии озеро Котлино) в Нево озеро (Ладогу).

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Можно предположить что не только вода уходила из Балтики, как вариант в случае прорыва перешейка с Атлантикой, но части суши локально поднялись, например в районе Копорья, Новгорода и Карельского перешейка (Вуоксы). Это снимает все противоречия. Обмеление Ладоги и Финского залива происходит и сейчас. Не просто так прорыт Новоладожский канал, хотя и он уже утерял свою функциональность ибо сильно обмелел. И в Финском заливе вода упала примерно на 0,5-1 метр о чем свидетельсвуют пирсы на фортах. Вот фото Северного форта в мае 2016 года.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Что касаемо уровня воды в Черном море, то по всей видимости до середины 18 века береговая линия была такой как на золотом подносе подаренном Екатерине II по случаю присоединения Крыма и Кубани. Кстати бескровного присоединения, видимо в результате серьезных тектонических подвижек, в том числе прорыва Босфора.

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

По переписи 2002 года води всего 73 человека осталось, из них носителями водского языка всего 15 чел. Ижорцев чуть больше, при том что последний оредежский ижорец умер в 1983 году. Про водь я расскажу чуть подробнее, ибо их пример очень показателен и ужасно трагичен. Они до сего дня не признают христианства и являются язычниками. Их все три столетия притесняли и выселяли (депортировали). При царях за неприятие христианства, переселяли на окраины государства, по большей части в Сибирь. При советской власти в 30-е годы их депортировали за отказ вступать в колхозы, обычно им разрешалось уехать в Финляндию или Эстонию. Во время оккупации немцами в 1942 году так же была массовая депортация этих народов в Европу как дармовой рабсилы, главным образом в Финляндию. В 1944 году им разрешили вернуться в СССР, но не на родные места. Можно на Урал, в Сибирь, куда угодно, но не на родные места. Так они тайно переселялись именно в родные места, их снова и снова вывозили, но они возвращались. Тайно прячась по деревням и даже просто основывая собственные хутора или времянки в глухих местах. После развала СССР энтузиасты собрали массу исторического материала по води и создали музей. С древними артефактами и прочими письменными источниками. В одном месте! И. и произошло то что и должно было произойти. В 1997 году этот музей сгорел с частью экспозиции. Восстановили то что осталось. И. и через год новый пожар, и на этот раз всё сгорело до тла вместе со всем содержимым. Теперь наша любимая википедия пишет о многовековых «православных» традициях води. С ижорами картинка более радужная, на данный момент существует музей ижор в Вистино.

Вот как описывал народность водь в начале XIX в. Лудольф Цетреус:

«Все они белолицы, голубоглазы и желтоволосы; женщины очень красивы и миловиднее русских и финок. Девушки до замужества не стригут волос и не заплетают их в косы. Вотландцы весьма суеверны. Они молятся священным деревьям (дубам); почитают священные источники, их воде приписывают чудесную силу. Самым большим праздником считается день святого Ильи. В этот день проводится ярмарка.

Вот такие вот дела.

Апогеем борьбы с ведизмом в России стал период конца 19 и начала 20 века. Набравшая силу кристоферианская ветвь христианства через реформу 1905 года прибрала к рукам все ведические храмы, а последователей ведизма объявила «последователями изуверных учений» и ввела против них уголовное преследование (см.п.5 Указа «О веротерпимости» от 17.04.1905 г. ). Идеологом этой реформы был С.Ю.Витте, который долго подготавливал царя, Сенат и Синод. Для продвижения реформы Витте обвинил многобожие главной причиной в поражениях в войне с Японией и ввел понятие воинствующего христианства. Первый указ Витте издал 12 декабря 1904 года, который вызвал массовые народные бунты по всей России, а так же знаменитое шествие к царю 9 января 1905 года во главе с попом Гапоном (загадочная личность). После подавления народных бунтов в январе-марте, уже 17 апреля 1905 года вышел высочайший царский Указ «О веротерпимости».

Кстати эта цитата Витте прекрасно характеризует не только масштабы борьбы с ведизмом, но и процентное отношение населения страны придерживавшегося ведических родноверных традиций. Страна то, как выясняется, по сути то была ведической. И царь Николай II на капоте личного автомобиля имел символ Перуна (свастика в круге).

алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть фото алтарь в исаакиевском соборе. Смотреть картинку алтарь в исаакиевском соборе. Картинка про алтарь в исаакиевском соборе. Фото алтарь в исаакиевском соборе

Особое внимание обращаем на последнее предложение из приведенной цитаты. А теперь слушаем Митрополита. Не правда ли перекликается? Борьба с Родноверием, с Наследием предков не закончена. Она продолжается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *