анатомическое созревание речевых областей мозга у ребенка заканчивается в основном в возрасте около
Анатомическое созревание речевых областей мозга у ребенка заканчивается в основном в возрасте около
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Статья:
Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию. ) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
Мастер-класс «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Мария Орскаева
Мастер-класс «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть. (Слайд № 1)
Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься,если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!» (Слайд № 2)
Цель мастер – класса: Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). (Слайд № 3)
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.
Работу по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»осуществляю через разные формы работы: непосредственно образовательную деятельность (занятия, игры, самостоятельная творческая продуктивная деятельность, элементы театральной игры, досуги, календарные праздники, режимные моменты и т. д.
Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней,использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов, использование пальчиковых игр, драматизации.
В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Детство — это начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца.
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.
Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью.
Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора,а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста,пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т. д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.
Предлагаю поиграть. Я буду читать предложения, а вы дополнять недостающие слова.
• «Доскажи словечко» (Слайд № 4)
Это куколка, Акулька,
В печку слазить очень рад,
У нее доска и палка-
Это бабушкина. (прялка).
Кашу варит всем дружок,
• Назови одним словом (Слайд № 5-10)
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. (Слайд № 11)
Чтобы год от года была у нас погода!
Здесь использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Следующий этап нашего мастер-класса хочется посвятить роли пальчиковой игры в развитии речи ребёнка дошкольника.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов таких как: пальчиковая и дыхательная гимнастики, логоритмика, выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. (Слайд № 12)
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детейи включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе. (Слайд № 13)
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)
— Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»)
— Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук. (Слайд № 14)
Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Мне понадобится ваша помощь, пожалуйста, выйдите три добровольца.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Слайд № 15)
— Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Так, философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинизиологии: (Слайд № 17)
Если пальчики грустят –
(Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.
(Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(Скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(Каждый палец зажимаем в кулачке)
Спасибо. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). (Слайд № 18)
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся,как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
Ну а теперь давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, а активных участников за работу.
Творческих всем успехов!
Прикреплённые файлы:
Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.
Консультация для начинающих воспитателей «Речь и речевое развитие детей младшего возраста» С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемым ухом.
Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.
Мастер-класс по изготовлению пособия для детей младшего дошкольного возраста. Книга из фетра «Времена года» Книга из фетра предназначена для развития тонкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие познавательных.
Мастер-класс rдля родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» МБДОУ Д\С «РОСИНКА» ВОСПИТАТЕЛЬ: ЖМУРИНА Т. В ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:.
Отчёт о проведении мастер-класса для родителей. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию, отчёт о проведении мастер – класса для родителей по сенсорному воспитанию. Это мероприятие проходило.
План по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Цель – выявить эффективность.
Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» ПРОЕКТ «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» Актуальность проекта: Речь – это творческая.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Педагогический опыт «Использование фольклора как одного из средств развития речи детей 3–4 лет»
Татьяна Борисова
Педагогический опыт «Использование фольклора как одного из средств развития речи детей 3–4 лет»
I. Информационно-справочные сведения об опыте:
1. Тема опыта: «Использование фольклора, как одного из средств развития речи детей 3-4 лет».
2. Автор опыта: Борисова Татьяна Александровна-воспитатель.
3.Место функционирования: г. Волгоград, Красноармейский район, проспект им. Столетова, 51а, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №393, тел. 65-06-06.
4.Степень новизны: Новизна опытасостоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорныхформ в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.
В работе использовалисьнетрадиционные формы и методы:
• стимулирование детей к использованию малых фольклорных форм,
• создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
5. Длительность функционирования опыта: один год.
II. 1. Постановка цели
Развитие речи у детей 3-4 лет с использованием фольклора.
2. Педагогические задачи, решаемые в опыте:
• поиск эффективных методов и приёмов воздействия на речь дошкольника средствами фольклора.
• расширение, обогащение и активация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
3. Педагогические средства, используемые средства:
• подбор необходимых малых фольклорных форм
• интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.
• динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки.
III. Технологические сведения об опыте
1. Актуальность опыта.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.
Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается, в основном, анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.
2. Технология описания педагогического опыта работы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
• расширение, обогащение и активация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих основных принципах:
— на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;
— интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
— активного включения детей в речевое поле.
Моя работы была построена в пяти направлениях:
-знакомство с фольклорными формами для расширения и обогащения словаря детей
-активизация речи детей, слов через использования дидактических игр
-формирование звуковой культуры речи
-работа над интонационной выразительностью речи
-формирование диалогической речи
В начале исследовала речевые особенности развития группы (приложение №1). Как показала диагностика, у детей начало года речь была не достаточно сформирована.
Применяла такие приемы обучения,как: динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. (приложение № 2). Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные словесные дидактические игры и упражнения «Доскажи словечко» (приложение № 3).
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее я пыталась решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брала народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил» (приложение № 4). Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки (Приложение № 5).
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Противоположным свойством обладают колыбельные. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Моего Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Вымок, выкис, вылез, высох,
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Приложение № Звучание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло детям освоить вопросительную интонацию «Курочка — рябушечка».
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках,так как в них присутствует восклицание:
Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Игра «Девица — девица».
Участники: девица — водящий и группа детей.
Дети: Девица — девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале, они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации.
К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей.Например: «Кисонька — мурысенька», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица».
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети (Приложение № 6).
В конце мною была проведена повторная диагностика (Приложение № 7). За год 2012 – 2013 уровень речевого развитияизменился в положительную сторону:
Таким образом, созданная система работы способствует развитию речи детей во всех её проявлениях.
IV. Сведения о перспективах использования в массовой практике
1. Условия функционирования опыта:
Данный педагогический опыт функционировал в дошкольном учреждении общеразвивающего вида во второй младшей группе в количестве 21 человека, первой и второй группы здоровья.
2. Теоретико-практические основы опыта
Период овладения речью, особенно «от двух до пяти»,вызывает изумление: на протяжении всего 2-3 лет ребенок, не имеющий опыта интеллектуальной деятельности, не зная ни каких правил и не испытывая в них никакой нужды, овладевает сложнейшей системой грамматики родного языка, склоняет и спрягает безошибочно, образует новые слова и словосочетания, почти не делая ошибок в согласовании и управлении, строит простейшие варианты всех основных типов предложений. К. И. Чуковский совершенно справедливо назвал детей «гениальными лингвистами».
Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. К. Д.Ушинский писал: «Дитя усвояет язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.
А. Н. Гвоздев также отмечал особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. По данным А. Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, унижительности и увеличительности. Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья».
3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
Данный опыт рекомендуется использовать в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста. Опыт может использоваться, как самостоятельный вариант работы или включаться в общую систему работы по формированию личности дошкольника.
3. Князева О. Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – Спб. : Акцидент, 1997.
Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.
Круги Луллия как одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте всем! И вновь на Вашей страничке «Сказка»! Сегодня я хочу познакомить Вас с использованием дидактического.
Опыт работы «Фольклор как средство развития устной речи у дошкольников» Опыт работы «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» Воспитатель МДОУ д/с № 13: I квалификационной категории Мозговая.
Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.
Педагогический опыт: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного воз Голышева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, педагог дополнительного образования Главное условие прогрессивного.
Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 1 Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.
Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2 Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.
Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.
Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.