ансамбль ферапонтова монастыря вологодская область
Как добраться до Ферапонтово самостоятельно (+ что посмотреть)
В этой статье собрали топ-7 причин побывать в селе Ферапонтово в 2021, вошедшее в список «Самых красивых деревень России». Интересные места, виды, уникальные мастерские. Плюс как доехать в Ферапонтово из Вологды и Кириллова — на автобусе, с экскурсией, на машине.
Содержание:
Ферапонтово — настоящее чудо Вологодской области. При огромном количестве храмов и монастырей Русского Севера, ансамбль Ферапонтовой обители производит неизгладимое впечатление. Может дело в росписи стен, выполненных самим Дионисием и сохранившихся в неизменном виде. А может в том, что Ферапонтово (в отличие от Кириллова, где монастырь в разы масштабнее), — тихое малолюдное место. И люди находят там желанное умиротворение и покой.
А еще есть версия, что причина в общей ухоженности деревушки. В Ферапонтово создается ощущение, что русская деревня возрождается. И живы народные промыслы (там есть мастерская иконописи, гончарная и керамическая мануфактуры). Возникает желание бросить все в городе и навсегда переехать на природу.
Правда, оно улетучивается, как только понимаешь, как трудно добираться до Ферапонтово. Но возможно и этот вопрос со временем решится.
Как доехать в Ферапонтово
Нужно быть готовыми, что добраться до Ферапонтово самостоятельно, без машины, очень непросто. Прямых рейсов из Вологды и Кириллова нет. Едут на автобусе обычно до поворота на Липин Бор, а оттуда идут пешком 2-3 км.
Если от Емишево до Ферапонтово два с половиной километра, то от Палшемского почти семь (полтора часа прогулки по сельской местности).
Самая комфортная поездка в Ферапонтово и Кириллов есть на Трипстере. За 8 часов на машине гида можно побывать в красивейших местах «Русского Севера». Без толпы и с массой информации о Вологодчине.
Групповые экскурсии из Вологды тоже есть. Достаточно зайти в ближайшую турфирму и подобраться тур. Главное, чтобы в Вологодской области на тот момент не ввели ограничения на экскурсии с большим количеством участников.
На машине нужно ехать по трассе A-119 Вологда — Медвежьегорск. Это дорога федерального значения, и состояние ее удовлетворительное.
Есть один нюанс при въезде в Ферапонтово. С трассы в село ведут три дороги: ул. Кирилловская (там стоит основной указатель «Ферапонтово»), ул. Слободская и поворот к церкви Нила Сорского. Если проигнорировать первые два съезда и свернуть на третьем повороте, будет проще подъехать к Ферапонтову монастырю. Там же, у обители, есть оборудованная стоянка для автомобилей.
Если свернуть на первом же указателе на Ферапонтово, придется оставлять машину до моста через р. Паску. А оттуда, во-первых, идти пешком. Во-вторых, возвращаться в машину (например, за купальниками) будет неудобно.
Топ-6 причин съездить в Ферапонтово
1. Два озера
Ферапонтово стоит на берегу двух озер — Паское и Бородаевское. А визитной карточкой деревни стал Ферапонтов монастырь, на который открывается открыточный вид с берега одноименного водоема. В озерах водится рыба (правда, есть ограничения на вылов, поскольку это территория нацпарка «Русский Север»), а летом вода теплая. И есть шанс искупаться после посещения музея.
2. Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь — не самый большой и не самый древний на территории Русского Севера. Но по мнению многих наиболее живописный. Не зря ведь Ферапонтово вошло в «Список самых красивых деревень России».
Мужской Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь — уникальный архитектурный ансамбль XV-XVII вв. Духовный и религиозный центр с подлинными росписями Дионисия. Монастырь был основан в период расцвета Московского великого княжества. Одна из его изюминок — надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта 1650 г., объединенные в единый ансамбль. В комплекс Ферапонтова монастыря также входят:
Здания монастыря в Ферапонтово сохранили и декор, и интерьеры на 95% в первозданном виде. И это исключительный случай на Русском Севере. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным сооружением на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен по адресу: ул. Каргопольская, 8 (тел. (81757) 4-92-61, 4-93-86).
Наталья Красносельцева: «Были на ноябрьских праздниках, в ночь музеев. Несмотря на то, что тогда уже было много снега, дорога до монастыря прекрасно очищена. Есть, куда поставить машину. Сама территория подготовлена для приёма гостей. Тёплый, аккуратный, чистый туалет. Дружелюбный персонал. Очень понравилось, замечательный экскурсовод прекрасная экскурсия! И, конечно, красота монастыря!»
3. Музей фресок Дионисия
За долгую историю Ферапонтов монастырь побывал и мужской, и женской обителью. В 1935 г. стал частью Кирилловского краеведческого музея. А с 1974 г. является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Роспись Дионисия в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область)
Краса и гордость монастыря — музей фресок Дионисия. Выдающегося художника московской иконописной школы XV-XVI вв. Особой художественной ценностью обладают иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы. Они все принадлежат кисти прославленного русского иконописца и его сыновей.
Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 м² была создана Дионисием за 34 дня. Она занимала внутренние и частично внешние поверхности храма. Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.
Часы работы Музея фресок Дионисия в селе Ферапонтово:
Дмитрий Васильев: «Музей хорошо организован. Есть экскурсия по собору Рождества Богородицы, где находятся фрески Дионисия и его артели. А также экскурсия по истории монастыря в целом. Рекомендую осмотреть Трапезную палату и церкви Благовещения, поскольку там есть интересные и чудом сохранившиеся экспонаты XV в. (антиминсы и одеяния Мартиниана). По периметру собора Рождества Богородицы расположена интересная экспозиция, рассказывающая о реставрации и сохранении фресок.»
4. Пленэр
Природа Ферапонтово как магнит тянет художников уже несколько десятков лет. Конечно, сейчас, когда дороги стали асфальтированными, а деревушка в целом более современной, возможно настоящая первозданность утеряна. Но большинству живописцев это не мешает. Так, известный вологодский художник Евгений Соколов более 40 лет ездит в Ферапонтово. И его летнее времяпровождение находит отражение в выставках картин в России, Италии, странах Скандинавии. Он не скрывает, что в Ферапонтово перенял манеру Дионисия растирать местные камни, чтобы благодаря самодельным краскам добиться уникальной цветовой гаммы.
Если в вас есть творческая жилка и тяга к живописи — это еще один повод съездить в Ферапонтово. О лучшем пленэре нельзя и мечтать.
5. Иконопись в Ферапонтово
Там, где 500 лет назад творил выдающийся художник Дионисий, не могла не возникнуть мастерская иконописи «Ферапонтовская икона» (деревня Цыпино, д. 3; +7 921 834 45 89). Работы современных творцов достойны восхищения (у некоторых опыт более 30 лет), хотя их имена известны в основном в узких кругах. Если попасть к ним на экскурсию, можно узнать все о материалах и технологиях иконописи. Что такое яичная темпера, левкас, шпонки, олифа и др. На мастер-классе могут предложить самостоятельно растереть полудрагоценный камень с яичной эмульсией (чтобы приблизительно понять, как это делал Дионисий). И, конечно, пронаблюдать за процессом иконописи на разных стадиях. После посещения музея фресок это захватывает.
6. Куракинская керамика
В 300 м от Ферапонтова монастыря, на ул. Слободская, 1, находится магазин «Куракинская керамика». Несмотря на то, что продукция там в основном сувенирная, он стал одной из достопримечательностей Ферапонтово. Поскольку представленные изразцы, бытовая керамика, новогодние игрушки, скульптуры — настоящие произведения искусства. «Головной офис» производства, а на самом деле мастерская художника-керамиста Нины Мишинцевой, находится в деревне Куракино. Сейчас там трудятся, помимо основательницы, еще 11 специалистов.
При желании можно съездить и туда, чтобы увидеть весь ассортимент и попасть на экскурсию. Правда, это 10 км от Ферапонтово, и дорога не для каждого авто. Но красота продукции многое компенсирует. Подробнее о мастерской тут.
Владимир Коростелев: «Мы зашли со скепсисом, ожидая надоевших повсеместно горшков «чернолощеной керамики». И были приятно удивлены и изделиями, и ценами. Купили пару замечательных авторских работ.»
7. Церковь Нила Сорского
Третий поворот с трассы на Ферапонтово ведет к церкви Нила Сорского. Точный адрес: ул. Заозерица, 4. По дороге к монастырю или обратно, можно остановиться и оценить образец современной храмовой архитектуры. Церковь хоть и современная, но удачно вписалась в ансамбль и Ферапонтово, и всего Русского Севера.
Где остановиться в Ферапонтово
1. «Дом с единорогом»
Адрес: ул. Слободская, д. 1
Самое удачное место размещения в Ферапонтово — «Дом с единорогом». Расположен между озером и монастырем. Из окна открывается шикарный вид, причем в любое время года. В доме все удобства: две спальни, оборудованная кухня, душ, туалет. Но главная изюминка — русская печь, облицованная изразцами.
2. Комплекс «Ципина гора»
Адрес: ул. Волшебная, д. 1
Горнолыжный комплекс «Ципина гора» расположен в 3,5 км от Ферапонтово. В местечке Одениево. Рядом с гостиницей горнолыжный склон (вологодский горнолыжный курорт), пункт продажи ски-пассов, ресторан, бар. Есть прокат снаряжения, летом — велосипедов. Номера современные, есть все необходимое.
Вопрос — ответ
Где находится Ферапонтово?
Село Ферапонтово расположено в Кирилловском районе Вологодской области. В 20 км от Кириллова, в 120 км от Вологды и в 600 км от Москвы. Расстояние от трассы федерального значения Вологда — Медвежьегорск ∼ 2,5 км. А Ферапонтов монастырь расположился на возвышенности между Бородаевским и Паским озерами.
Правда ли, что территория деревни — это национальный парк?
Да, село Ферапонтово входит в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. А тот, в свою очередь, находится на территории нацпарка «Русский Север».
Ферапонтово — самая красивая деревня?
Не самая, но одна из трех десятков, вошедших в список «Самых красивых деревень России». Ассоциация была создана для сохранения историко-культурных деревень и сел. В 2020 году в Ферапонтово была подписана Хартия качества — соглашение об использовании бренда Ассоциации самых красивых деревень и городков России. Это должно помочь усилить туристический потенциал. И плюс 45 млн рублей на благоустройство (источник vologdatourinfo.ru).
Почему ехать в Ферапонтово через Кириллов — плохая идея?
Потому, что найти автовокзал там еще нужно постараться. Еще труднее понять, какому расписанию следуют автобусы. А без знакомых в городе можно вообще никуда не уехать. Отзывы об автостанции в Кириллове это подтверждают:
У автовокзала в Кириллове нет опознавательных знаков. Если вы турист, то вы его не найдёте. Это неказистое двухэтажное здание, в котором ещё какие-то магазины. Вход в кассы — с торца здания. Табличка о том, что это и есть вокзал, видна только если вы к ней в упор подойдёте. Если вы не медиум, то, возможно, не попадёте на свой автобус. Там редко подписывают маршруты. А что эта тарантайка едет по такому-то направлению, знают только местные и водитель. Время по расписанию тоже никого не волнует. Уедет раньше на 10 минут. А ты стой, жди, наивный дурачок. А ты чего хотел? Догадаться надо было! Так что, ребята, если придется воспользоваться местным вокзалом, спрашивайте у всего, что колёса имеет — едет ли он туда, куда вам надо. Даже если это телега с конём.
Ферапонтов монастырь. Знаменитая жемчужина Русского Севера
Ферапонтов монастырь, что в 100 км от Вологды, не зря называют жемчужиной Русского Севера.
Постройки, дошедшие до нас с 14-17 веков, приземисты и не ярки. Однако что-то заставляет не проехать Ферапонтов мимо, а свернуть к нему и побродить по территоррии. И никуда, вообще никуда не спешить. В таких местах спешить нельзя.
В свой приезд летом прошлого года я не заходил в музей к фрескам. Почему-то не был готов ко встрече с ними и решил оставить её до лучших времён. А вот монастырская территория. С ней как-то сразу установилась тесная связь, разрывать ниточки которой очень не хотелось. В итоге я пару раз обошёл все постройки обители, познакомился как с храмами, так и с их деталями. А потом ещё просто присел и, задумавшись, рассматривал Ферапонтов и рассматривал. Запоминал.
Больше всего здесь запоминаются шатры-«рожки». Это церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами.
Над вратами располагается действующая церковь и я вам рекомендую в неё зайти, не важно верующий ли вы или нет. Здесь очень атмосферно.
Древние иконы, полумрак свечей. Кажется, что мигом перенёсся как минимум лет на 200 назад.
У входа икона. Мне кажется, или её писал иконописец-любитель?
Нам же пора осмотреть территорию. Разница у построек достигает 150 лет, однако они все смотрятся настолько гармонично и едино, будто бы их построили за одну ночь по приказу капризного властелина.
Детали собора. На что же они похожи, хмм? На вкусные украшения торта? На вологодское кружево? На народный орнамент, стилистика которого уходит в седую древность? Наверное на всё это, вместе взятое. Вот как пройти мимо и не полюбоваться?)
Монастырь расположился на берегу довольно не малого Ферапонтовского озера. Отличный дополнительный источник ярких впечатлений и уюта от посещения этих мест.
Ферапонтов монастырь: 6 интересных фактов об уникальной русской обители
Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году. Вот лишь несколько связанных с ним интересных фактов:
Ферапонтов монастырь — как и Кирилло-Белозерский! — можно назвать «сыном» Троице-Сергиевой лавры
Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Родившийся в 1337 году, он стал монахом уже после сорока лет, жил в Москве в Симоновом монастыре, подружился там с со своим сверстником, иноком Кириллом (которого мы знаем как преподобного Кирилла Белозерского, основателя знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря). Обоих монахов часто навещал преподобный Сергий Радонежский.
И вот однажды Кирилл получил во сне откровение, что им с Ферапонтом нужно оставить Симонов монастырь и идти на Белое озеро, основать там новую обитель. Так они и сделали, отправились на Вологодчину и там, близ Белого озера, основали келью (которая позже станет основой будущего Кирилло-Белозерского монастыря). Мы не знаем достоверно, давал ли им благословение на это преподобный Сергий, но, учитывая их многолетнюю дружбу, учитывая огромный его авторитет, такое предположение весьма вероятно.
Однако вместе они прожили всего год, после чего Ферапонт решил отделиться и основал свою келью в 15 верстах от прежней. Почему так вышло, мы не знаем. Но вряд ли Ферапонт с Кириллом поссорились — это ясно хотя бы из того, что они впоследствии много общались, ходили друг к другу в гости, место для новой кельи посоветовал ему именно Кирилл, и устав своей новой обители Ферапонт перенял у Кирилло-Белозерского монастыря.
Так на холме меж двух озер, Бородаевского и Спасского, начал расти Ферапонтов монастырь.
Ферапонт выжил местных бандитов
Первые годы его отшельнической жизни в келье оказались непростыми. Из жития преподобного известно, что на него напали разбойники, желающие ограбить Ферапонта, но ничего не нашли и покинули его келью несолоно хлебавши, ворча, что отшельник, устроив себе пристанище между озерами и непроходимыми лесами, занял самое удобное место и их с этого места сгоняет.
Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря
Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.
А потом Ферапонту вообще пришлось покинуть основанный им монастырь, его настоятельно затребовал к себе можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского. В те годы Белое озеро входило в его удел. Князю очень хотелось основать в Можайске монастырь, настоятелем он хотел сделать именно Ферапонта. С большим нежеланием и не сразу тот отправиился в Можайск, где, подчинившись воле князя Андрея, стал настоятелем только что построенного Лужецкого монастыря. Ему так и не удалось до своей смерти в возрасте 92 лет вернуться на Белое озеро, в основанную им обитель.
А первым игуменом его стал ученик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан. Произошло это не ранее 30-х годов XV века.
Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий
Это произошло уже спустя столетие после основания монастыря, в самом начале XVI века. Знаменитый московский иконописец Дионисий (учителем которого в иконописи был старец Митрофан из Симонова монастыря, предположительно — соратник и ученик великого иконописца Андрея Рублева) находился тогда в зените славы, он был известен своими росписями в Пафнутьево-Боровском и в Иосифо-Волоколамском монастырях, в Успенском соборе Московского Кремля.
В Ферапонтово он отправился в 1502 году вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием и всего за 34 дня сумел покрыть всю внутреннюю поверхность главного храма монастыря, построенного в 1490 году собора Рождества Пресвятой Богородицы (а это около 600 квадратных метров) необыкновенной красоты росписью, посвященной земной жизни Богородицы и каноническим для Православия символам ее святости и духовного могущества.
Между прочим, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре — это единственный сохранившийся в первозданном виде большой комплекс средневековых фресок. Был еще в Новгороде — но тот, увы, оказался уничтожен в годы Великой Отечественной войны. В Ферапонтове получилось в точности по пословице: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Фрески потому и сохранились в неизменном виде, что с XVII века Ферапонтов монастырь начал беднеть, не хватало средств на «поновление» росписей.
В Ферапонтовом монастыре томился в заточении низложенный Патриарх Никон
И не только он один. Многие русские монастыри в старину использовались в качестве тюрем, куда ссылали неугодных, опальных знаменитостей. Не стал исключением и Ферапонтов. Здесь с 1666 по 1676 годы отбывал ссылку виновник раскола, Патриарх Никон. А полутора веками ранее здесь был заточен яркий и крайне неоднозначный персонаж церковной истории, киевский митрополит Спиридон-Савва. В монастыре, впрочем, он активно занимался литературной деятельностью, написал множество сочинений (которые, между прочим, ему заказывал в том числе и великий князь московский Иван III). Наконец, в Ферапонтовом монастыре был заключен уже в XVIII веке, по инициативе Екатерины II, опальный митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Пострадал он за жесткую критику екатерининского указа о секуляризации церковных земель.
Кстати, и сам Ферапонтов монастырь пострадал от этого указа: после изъятия земель он обеднел и в 1798 году вообще был упразднен. Храмы его стали обычными приходскими.
Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей
Причем в большей степени музей, чем монастырь. В прошлом веке был сравнительно недолгий период возрождения монашеской жизни, в 1904 году игуменья Таисия (Солопова) добилась открытия в Ферапонтове женской обители, но спустя двадцать лет, в 1924 году, советская власть закрыла монастырь окончательно.
Государственный музей здесь начал формироваться с 1975 года и стал чем-то бóльшим, чем просто музей — научно-исследовательским и просветительским центром. Долгие годы здесь велись работы по консервации росписей, в постсоветское время в этих работах участвовала и Русская Православная Церковь. И наконец в 2018 эти работы завершились. Сейчас росписям Дионисия ничто не угрожает.
Что же касается богослужений, то пока они проводятся в надвратных церквях, а летом — в церкви преподобного Мартиниана. О возобновлении богослужений в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (именно там — фрески Дионисия) речь не идет, церковное руководство на этом не настаивает.
А вот постепенное возрождение монашеской жизни происходит. С октября 2018 года по распоряжению Святейшего Синода Русской Православной Церкви монастырь открыт. И это никак не препятствует ни сохранности фресок, ни деятельности музея.
Ансамбль монастыря
Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря включен в Свод особо ценных объектов народов Российской Федерации, а сессия ЮНЕСКО занесла его в список всемирного культурного наследия. Таких объектов в России насчитывается всего 23.
Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, состоит из шести каменных построек XV — XVII вв. обнесенных каменной стеной XIX — XX вв.:
Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения. Она последовательно отражена в посвящении соборных, летней и зимней, церквей в XV, XVI вв. Рождеству Богородицы и Благовещению, а в XVII в. надвратной церкви Богоявлению. В 1530-х годах ростовские мастера, формируя парадный двор, ориентировали архитектурные пропорции возводящихся ц. Благовещения с трапезной и Казенной палаты на собор Рождества Богородицы, как первую постройку монастыря. Также в 1640-х годах московский зодчий, строя надвратные церкви, выравнивал их высоты по соборным церквам, используя на одном уровне однотипные детали декора (кокошники). В то же время престол церкви преподобного Ферапонта, придельной при надвратной церкви Богоявления, строго ориентирован на ц. Мартиниана, прилегающую к собору Рождества Богородицы,— они расположены на одной оси запад — восток.
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с б августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника Московской Руси рубежа XV — XVI веков, Дионисия.
После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленньк стенных росписей XII — XV вв. в Новгороде (Нередица, Болотове, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.
Площадь стенописи собора 600 кв. м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.
Ведущаяся с 1981 г. профилактическая консервация фресок Дионисия и отлаженный специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации температурно-влажностный режим в соборе Ферапонтова монастыря заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища России и всей европейской культуры. Музей фресок Дионисия, благодаря многолетним реставрационным работам, стал центром, где можно демонстрировать новые методики и принципы работы лучшей отечественной школы реставрации.
Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV — XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.
Памятники монастыря, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV — XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утвержденном власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.
Ферапонтов монастырь стал во второй половине XV — начале XVI века значительным культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.