ансамбль псково печерского монастыря
Псково-Печерский монастырь – многовековая служба и верность христианству
Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь, расположенный в Псковской области города Печоры, – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия при правлении Хрущева монахи-фронтовики объявили о готовности отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена: свершилось чудо, партийное руководство не закрыло монастырь.
Архимандрит Алипий – воин Христов
Неизвестно, как бы поступило партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Потрясенная увиденным в монастыре, она плакали и сделала обители неплохую рекламу. Одна за другой сюда стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
История основания
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь основан во время Ивана Грозного. В конце XIV века на псковской земле в пещерах поселились монахи, бежавшие с юга от нашествия крымских татар. Местные охотники случайно нашли пещеру с надписью над входом: «Богом зданные пещеры» (Богом созданные). Местный юродивый каждый день стирал надпись, которая всякий раз возвращалась на прежнее место. Кем и когда сделана надпись – неизвестно.
Основатели монастыря – супружеская пара: священник Иоанн Шестник и матушка Мария, которые поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. Рядом с пещерами супруги своими силами устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. От тяжелой работы матушка Мария заболела и пред кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса.
Отец Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. На другой день чудо повторилось: гроб стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.
После смерти жены отец Иоанн принял постриг с именем Иона. Скоро в устроенную церковь пришли иноки и образовали вокруг храма маленькую обитель, которую освятили в 1473 году. Это дата основания Псково-Печерского монастыря.
Каменные стены и башни
В 1523 году при игумене Дорофее монастырь укрепили каменными стенами с 6 башнями и 3 воротами для защиты от врагов: Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда польских войск Стефана Батория в 1581 году.
На дне оврага с протекающим по нему ручьем стоит Башня верхних решеток, самая высокая из башен монастыря, ее верхняя точка на высоте 25 метров. В нижней части башни – каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы осаждающие не проникли в крепость по ручью. Решетка и дала наименование.
Башня нижних решеток также стоит в овраге ниже по течению ручья и замыкает крепостную стену. В башне – 4 боевых яруса, что позволяет контролировать все направления возможных атак неприятеля. Над воротами крепостной стены – Боцницы, между которыми помещен киот с изображение Спаса. В настоящее время крепостные монастырские стены длиной 810 метров укреплены 9 башнями.
Комплекс Богом зданных пещер
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.
За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.
В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.
В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.
Храмы и святыни монастыря
Михайловский собор воздвигнут в память чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в войне 1812 года. Освящен во имя архангела Михаила в 1827 году. В честь избавления от нашествия установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков с 3 по 15 октября ежегодно.
Михайловский собор – крупнейшее здание в монастыре, стоит на высоком месте. Другие постройки обители – «в долу между гор» – поэтому только позолоченные купола с большими крестами Михайловского собора заметны при подъезде к монастырю.
Пещерный храм в честь Успения Божьей Матери – главный древнейший храм монастыря. На скате крыши – 5 темно-синих с золотыми звездами куполов спускаются вниз навстречу молящимся. Над входом в собор – икона Божьей Матери с предстоящими Ей преподобными Антоном и Феодосием
Здесь хранится икона «Умиление», украшенная алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в честь чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Храм устроен в горе, земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются 13 мощными столпами. В главном приделе находится царское место – специальная сень, где в старину молился царь при посещении монастыря.
В соборе – древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в нише, – мощи святого игумена обители преподобного Корнилия. По традиции из года в год, из века в век в 6 часов утра у мощей преподномученика Корнилия совершается братский молебен.
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен преподобным Корнилием в 1545 году. Находится за алтарем Сретенского храма и связан с ним через небольшую дверь. В дни богослужения в Сретенском храме пространство Благовещенского используется как ризница. В храме служат панихиды. Стены красного цвета с белой отделкой. Здесь хранится уникальный пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плиток с древними надписями – летопись.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится поверх соборной Успенской церкви и выглядит, как второй этаж, потому что имеет с Успенским собором общий фасад, построенный в 1758 году. Вход в Покровский храм проходит через Богом зданные пещеры. Старинного убранства в церкви не сохранилось. Главное украшение храма – пятикупольное завершение крыши, ставшее визитной карточкой монастыря. Центральный купол крупнее прочих, остальные расположены в гармоничной асимметрии, связанной с изгибом склона горы.
Храм в честь Лазаря Четверодневного, построенный в 1792 году, – скромный каменный одноглавый храм с застекленной верандой. При монастыре устроена больница. Храм служил гостиницей для паломников, позднее обращен в дом настоятеля: настоятельский дом сгорел в 1848 году. В храме круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь.
Храм в честь преподобного Корнилия Псково-Печерского устроен над Святыми вратами в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. За этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину. Во время правления Ивана Грозного преподобный Корнилий был игуменом монастыря. В один из приездов царя он вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом.
Разгневанный чем-то государь своей рукой отсек игумену голову, но тут же раскаялся. В отчаянии, подняв тело на руки, царь понес его в монастырь. Дорожка, по которой грозный повелитель нес тело игумена к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Храм в честь преподобных отцов Псково-Печерских. Рядом с пещерами – ход на Святую гору, где устроен фруктовый сад и растут величественные дубы. Древнейшая церковь в честь Псково-Печерских преподобных Антония и Феодосия. Церковь – уникальный тип деревянного зодчества на Руси. Основная часть храма – обычная клеть, простой сруб небольших размеров, как русская изба.
Храм в честь Николая Чудотворца устроен в 1565 году. В храме хранится образ Святителя, выполненный в оригинальном исполнении: резное изображение образа в полном святительском облачении. В храме служится ранняя Литургия. Рядом – небольшая каменная звонница с пятью колоколами неодинаковой величины. Колокола отбили монастырские люди в 1581 году от войск польского короля Стефана, который вывез их из храма Николая Чудотворца Кобылинской области.
В 1523 году в монастыре появилась Большая Звонница с 17 колоколами. Три крупных колокола – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Колокол, подаренный Петром I, установлен на небольшую башню с часами. Так что сегодня по звону монастырских колоколов можно узнать не только о начале и конце службы, но и о местном времени.
Храм в честь Сретения Господня устроен в 1810 году. Здесь хранятся чудотворные иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». С 1 апреля 2003 года в храме – рака с мощами преподобного Симкона Псково- Печерского.
Старчество
Монастырь во все времена привлекал паломников: кто-то ехал к святыне, кто-то за советом. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I, чтобы встретиться со старцем Лазарем Прозорливым. Старец на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, другу Иисуса Христа, восстал из гроба и прожил еще 16 лет. В беседе старец сказал государю: «Делание правды – светило для царя перед Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных».
Среди особо почитаемых старцев обители – преподобный Симеон (1869-1960), проживший в обители 67 лет. Старец обладал даром прозорливости и исцеления. В 1967 году насельником монастыря стал Иоанн Крестьянкин. Последние годы жизни старец тяжело болел, но люди со всей страны и из-за границы приезжали к нему за утешением и советом.
Обитель в наши дни
В 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 – с высшим образованием: инженеры, педагоги, фронтовики. А также несколько десятков послушников – кандидатов в монахи. Кандидатский срок – от 2 до 14 лет, в зависимости от их усердия. Монастырь платил пошлину государству за землю.
Монастырские здания – собственность государства, а монахов обслуживали 25 наемных работников. Наместнику монастыря, архимандриту Алипию, было в то время 53 года. Участник Великой Отечественной войны, он закончил Высшую художественную академию имени Грекова и Московскую духовную академию.
С 1995 года наместник монастыря архимандрит Тихон. Благодаря его стараниям, обитель благоустраивается и украшается. Построен братский каменный корпус у башни Нижних решеток с баней и прачечной, покрыты медью крепостные стены, а также отреставрированы купола храмов и древние росписи на фасадах.
На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Бережно хранятся традиции монастыря. В 7-ю неделю после Пасхи празднуется день чудотворной иконы «Умиление». Регулярно празднуется день Собора Псково-Печерских святых. Монастырь продолжает издательскую деятельность.
Видео: в монастырских пещерах
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь |
Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии
Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.
Основание монастыря
Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».
Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.
Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница |
Расцвет обители в XVI веке
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).
В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.
Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм |
Оборонительное значение монастыря
29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.
Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827).
Монастырь в XX веке
В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.
В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.
Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).
В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.
В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
Старческое служение
Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.
Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIX веков.
При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.
Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.
Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.
После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).
Монастырь в наши дни
Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.
В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской “судебной палаты”. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.
Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы.
В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.
К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.
На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.
В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5″С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) (1975-1988) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.
Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.
Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.
В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и свт. Тихона, патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.
На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит.
В 2000 году монастырю были переданы развалины Мальской обители для восстановления и строительства скита.