апостол павел был женат
Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность
Большое значение имело пребывание юноши Савла в раввинистической академии Гамалиила и в нравственном отношении.
По указанным данным смело можно заключить, что ап. Павел систематического греческого образования не имел. Однако, это не значит, что ап. Павел не был знаком с классической литературой и философией; был знаком и довольно хорошо. В пользу этого говорят не только его цитаты из языческих и притом мало известных поэтов, а именно из Арата, киликийца, следовательно, соотечественника ап. Павла, и афинского поэта Клеанфа (Деян.17:28), из афинского комика поэта Менадра (1Кор.15:33) и из Эпименида, критского поэта (Тит.1:12), но еще больше его глубокие мысли о существе и развитии языческой религии и философии (1Кор.1).
Из академии Гамалиила Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий (Гал.1:14), т. е. иудейство, понимаемое как фарисейство, было для него незыблемой истиной, за которую он готов был положить свою душу.
Когда Савл ознакомился с христианством и видел ли он Христа Спасителя во плоти, возможны только догадки.
Начнем со второго вопроса.
Тарс отстоит от Иерусалима около 600 километров. По окончании школы большую часть времени Савл, конечно, проводил в Тарсе, но на большие праздники — Пасху и Пятидесятницу, вероятно, бывал в Иерусалиме. Так делали большинство иудеев рассеяния. Господь Иисус Христос также приходил в Иерусалим на эти праздники из Галилеи. В последнюю Пасху, закончившуюся распятием Христа Спасителя, весь
Иерусалим находился в возбуждении и особенно синедрион. Если Савл был в это время в Иерусалиме, он не мог не видеть Господа. Однако, Ни Дееписатель Лука, ни сам ап. Павел в своих посланиях не дают никаких указаний, что Савл видел во плоти Господа. Ничто не мешает сделать нам и такое предположение: по тем или иным обстоятельствам Пасху, закончившуюся распятием Господа, Савл проводил у себя в Тарсе.
По-видимому, участие в кровавой расправе над архидиаконом Стефаном было не первым делом ревности Савла к своей вере и неприязни к христианству. Своей ревностью в преследовании христиан Савл выделялся из среды других. Синедрион, выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и административного, и судебного, за ревность Савла уполномочил его на производство розыска и на преследование христиан. В новом своем положении Савл показал себя ревнителем необычайным: «Вы слышали, — пишет он впоследствии к галатским христианам, — о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1:13-14).
Истребление христианства Савл считал долгом совести и — мало того — делом богоугодным.
Савл свой выбор остановил на самом древнем сирийском городе Дамаске, отстоящем от Иерусалима на 300 километров. После гонения на христиан, последовавшего за убийством архидиакона Стефана, иерусалимские христиане рассеялись по разным городам. Дамаск был густо населен иудеями, и, следовательно, можно было рассчитывать найти там много христиан.
Обращение Савла — одно из необычайных событий апостольской Церкви: оно дало христианскому миру величайшего учителя и истолкователя евангельского учения; с другой стороны, — необыкновенного организатора и устроителя церковной жизни: весь тогдашний языческий греко-римский мир обязан апостолу просвещением светом Христовой истины.
Обращаясь непосредственно к личности самого апостола, мы должны признать внезапное обращение ап. Павла величайшим и сложнейшим психологическим актом.
Несмотря на разнообразие истолкований внезапного обращения ап. Павла, все их можно свести к двум основным: для одних обращение Павла — естественное, психологическое явление, для других — чудесное явление.
Визионерство, или галлюцинация, как ложное зрительное ощущение порождается душевным расстройством, болезнью мозга. Если допустить, что этим страдал ап. Павел, то при чем тогда спутники его, которые наблюдали необычайное явление? Не можем мы допустить и массовой галлюцинации, т. е. ап. Павла и его спутников, так как массовые галлюцинации всегда имеют соответствующую подготовку, чего не было при видении на пути в Дамаск, так как оно было «внезапно» (Деян.9:3), в полуденное время, т. е. когда небо было, как это бывает на востоке, совершенно чисто. Что же касается психологического объяснения явления, то этот «психологизм» с начала до конца надуманный. Мысль, что Савл пред путешествием в Дамаск начал колебаться в своей приверженности к иудейству, раскаиваться в жестокостях, причиненных христианам, началось у него «раздвоение» личности, закончившееся «объективированием» «субъективных» его состояний — есть, неудачное предположение, стоящее в полном противоречии с историей. История же говорит вот что: «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян.9:1), «в чрезмерной против них ярости» (Деян.26:11) — вот в каком расположении духа направился Савл в Дамаск. Есть ли здесь признаки человека, начинающего приходить в раскаяние? Из вопроса Савла, сделанного Христу Спасителю: «Кто Ты, Господи?» — несомненно одно: Савл совсем не думал, как предполагается, о Иисусе Христе. Итак, психологическое объяснение не выдерживает критики.
Что же касается объяснения Ренаном внезапного обращения ап. Павла под влиянием разыгравшейся грозы, то его нужно признать несерьезным. Из каких источников Ренан почерпнул, что при подходе к Дамаску Павла и его спутников разыгралась буря? По каким это законам следует, что образованный иудей, каковым был Савл, громовые раскаты принял за голос говорившего к нему Христа Спасителя? Все это плод досужей, лишенной всякого основания, фантазии романиста Ренана.
Свящ. Н. Никольский, доц. Московской Духовной Академии
Журнал Московской Патриархии
№ 8 август, 1950 г.
Примечания
[1] У евреев был обычай носить по два имени и в обращении с иностранцами употреблять или греческое или латинское имя, напр.: Кифа-Петр, Иисус-Иуст, Сила-Силуан. Из книги Деяний апостолов видно, что как только ап. Павел выступил перед языческим миром, то стал называться Павлом, а не Савлом. Мнение, идущее от бл. Иеронима, что ап. Павел принял это имя в память обращения римского проконсула Сергия Павла (Деян.13:9-12), не может быть принято: во-первых, имя «Павел» апостол стал носить до обращения проконсула (Деян.13:9) и, во-вторых, в древности был обычай называть ученика по имени учителя, а не наоборот.
[2] Ф. Фаррар. Жизнь и труды св. ап. Павла, стр. 23-24. С.-Петербург, 1905 г.
[3] Тарс сохранился и до настоящего времени, представляя собой довольно грязный, полный развалин магометанский турецкий город с тем же наименованием.
Ф. Фаррар. Цитирован, сочинение, стр. 26-44.
Римский историк и географ Страбон, современник императора Августа, в своей географии (XIV, 5) — в отношении положения философии и литературы Тарс считает даже выше Афин и Александрии, тогдашних центров просвещения.
[7] О прекрасном знании Свящ. Писания ап. Павлом говорит тот факт, что впоследствии в своих посланиях апостол приводит цитаты из Свящ. Писания по памяти и часто в одной короткой цитате объединяет то, что содержится в различных местах, напр., Рим.1:24, 3:6, 9:33, 10:18; 1Кор.6:2, 9:7, 15:45 и ряд других.
[10] Дееписатель Лука называет ап. Павла σkηνοποiòς, по слав. переводу — скинотворец. Палатки во время апостола были в большом употреблении, их употребляли пастухи, путешественники, плавающие на кораблях, т. к. корабли в древности имели открытую палубу. Войлок для палаток изготовлялся из шерсти коз и был жесткий и грубый. На родине ап. Павла в Киликии делание палаток было исконным занятием населения.
[11] Проф. Н. Глубоковский, Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу, СПБ. 1905, стр. 146-182, Фаррар, Жизнь и труды св. ап. Павла. Перевод свящ. Фивейского, СПБ. 1905, стр. 986-996.
[12] Фаррар, Жизнь и труды св. ап. Павла, СПБ. 1905, стр. 47-49.
[17] Деян.9:2. Первосвященником в это время был известный по евангельской истории Каиафа; в конце 36 г. он был смещен проконсулом Сирии — Вителлием, (См. И. Флавий, Иудейские древности, кн. XVIII, 4, СПБ, 1900 г.).
[18] Деян.9:3-5; 1Кор.9:1, 15:8; Деян.26:19.
[19] Вопрос о времени обращения ап. Павла и последующих хронологических датах из жизни апостола один из самых сложных и имеет большую историю и литературу. Исследователи время обращения ап. Павла ставили от 31 г. (Бенгель) до 41 г. (Вурм). Не вдаваясь в подробные исследования этих мнений, отметим, что последние научные данные дают вполне удовлетворительное решение вопроса о времени обращения ап. Павла, как и о последующих хронологических датах из жизни ап. Павла. Разумеем так называемую «Дельфийскую надпись», обнаруженную в г. Дельфах в Греции в начале XX столетия и открытую русскими учеными Никитским и Помтовым. Дельфийская надпись, или аккламация, представляет собой повторное провозглашение римских императоров в их звании. Дельфийская аккламация представляет собой по счету 26-ю и относится ко времени императора Клавдия (41-54 гг.); она имела место в первой половине 52-го года. В Дельфийской надписи сохранилось имя ахайского (греческого) проконсула Галлиона. Юний Анней Галлион был брат известного философа Сенеки, воспитателя Нерона. Фамилия «Галлион» принята им от усыновителя своего, ритора Юния Галлиона, прежде же он назывался Юлий Анней Новат. Историк Тацит дает подробные биографические сведения о Галлионе. По установившейся практике в римской империи, в должности проконсула находились один год и по окончании срока проконсул был обязан в течение 30-ти дней сдать дела. Проконсульство Галлиона началось в апреле 51 г. и, следовательно, окончилось в апреле 52 г. На время проконсульства Галлиона падает известное столкновение коринфских иудеев с ап. Павлом (Деян.18:12-17). Столкновение это имело место незадолго до отправления апостола в Иерусалим; отсюда можем сделать следующий вывод: ап. Павел проживал в Коринфе 1½ года и прибыл в него в начале зимы 50 г. В свою очередь, Дельфийская надпись приводит к следующим хронологическим датам: вступление апостола на европейский континент сентябрь—октябрь 50 года; время апостольского собора — начало 50 года; начало второго апостольского миссионерского путешествия по малоазийским Церквам — весна и лето 50-го года. Данные Дельфийской надписи определяют и время обращения ап. Павла. Апостольский Собор был в 50 г. В послании к Галатам ап. Павел, остановившись на факте своего обращения, устанавливает две даты от этого знаменательного события в его жизни: 1) «Спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (Гал.1:18); 2) «Потом, через четырнадцать лет, опять холил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (Гал.2:1). Контекст речи, логический: смысл текста принудительно обязывает считать четырнадцать лет от события обращения, а не от первого хождения в Иерусалим, как думают некоторые. Таким образом, вычитая из 50 четырнадцать, будем иметь дату обращения ап. Павла 36-й год по Р. X. О значении дальфийской надписи см. архим. Анатолий (Грисюк). Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла. Труды Киевской Духовной Академии 1913 г., т. I, ст.р. 49-58; А. Deismann. Paulus. Eine Kultur und religionsgeschichte Skizze, Tubingen 1925; первое издание в 1911 г. У Deismann’а помещены и фотоснимки надписи. Наши выводы несколько разнятся от выводов Дейсмана. Дейсман полагает, что апостол прибыл в Коринф в первом месяце 50-го года, начало второго миссионерского путешествия апостола относит к концу 49 г. Такое предположение недостаточно твердо обосновано.
[20] Впервые это мнение было высказано тюбингенцем Бауром, затем Гольстеном, Гольштеком и рядом других представителей отрицательной критики.
[32] Деян.12 Иосиф Флавий. «Иудейские древности», кн. XIX 8, 2.
Основатели учений в реальности: апостол Павел
Христианские теологи были озабочены в основном вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своем произведении «Антихрист» Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.
Основатели учений в реальности: загадка Лао Цзы
Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.
Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремились освободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде не упоминает есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намека на его женитьбу.
Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как «безбрачный», означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство ученых на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.
Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.
Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришел к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!
Основатели учений в реальности: Августин
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Апостол Павел
Биография
Апостол Павел не общался с Иисусом Христом при его земной жизни, не входил ни в ближайший круг учеников Спасителя, ни в число семидесяти проповедников. В биографии святого встречаются темные пятна и непонятные события. Павел – изначально ярый противник любого учения, гонитель последователей веры, однако написанные им тексты легли в основу фундамента новозаветной богословской мысли, а сам апостол превратился в одного из самых почитаемых христианских святых.
Детство и юность
Далеко не у каждого святого известна дата рождения. Павел в этом плане является исключением, вопрос только в точности. Исследователи не пришли к единому мнению: возможно, апостол родился между 6 и 10 годом первого века, либо в 5-м году. Называется и совсем точная дата – 25 мая 7 года.
Апостол Павел
Родители Павла – фарисеи из Тарса, главного города области Киликия. С рождения святой принадлежал к элите общества, поскольку не только родился в состоятельной семье, но и обладал статусом гражданина Рима. Такой чести удостаивался далеко не каждый житель древней могущественной империи. У римского гражданина были некоторые привилегии: он не подлежал телесному наказанию и позорной смертной казни, без решения суда на него нельзя надевать оковы, а если гражданин не согласен с решением местного судьи, имел право обратиться в суд кесарев.
Поначалу мальчика назвали Савлом, в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вел родословную его отец. Предполагается, что семье принадлежало предприятие по производству тканей или кожевенных изделий, а Савла обучили ремеслу изготовления палаток, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь.
Савл
Первоначальное образование Савл получил дома. Отец привил сыну почитание Торы и фарисейской философии. Будущий апостол расширил кругозор в школе основателя талмудического иудаизма Гамалиила, преуспел в иудействе более остальных ровесников, не остался в стороне от начинавшегося христианского движения. Но, как и все фарисеи, предполагал, что ожидавшийся Мессия возвысит еврейское царство, и счел неправильным, когда Спасителем оказался никому не известный учитель из Назарета, да к тому же распятый на кресте.
Савл, обладая живым умом и блестящим образованием, спорил с христианами, однако наталкивался на стойкое убеждение в вопросах веры, из-за чего ожесточился и считал истребление христиан богоугодным.
«Каменование Святого Стефана», Рембрандт
По словам исследователей жизнеописания апостола, Павел входил в синедрион – высшее религиозное учреждение, выполнявшее функции суда. Согласно Новому Завету, аналогичное заведение вынесло смертный приговор Иисусу Христу. Считается, что как раз заседая в синедрионе, Павел впервые столкнулся с ревнителями христианской веры, начал преследовать сторонников Христа.
Христианское служение
Поворотным моментом в жизни Савла стали дамасские события, произошедшие после казни Стефана. Члена синедриона наделили правом преследовать христиан в Дамаске. По пути в город Савлу было божественное явление – огненный столб и голос, призвавший к апостольскому служению. Спутники будущего апостола слышали голос, но не видели света. Савла, пораженного слепотой, доставили в Дамаск, где он три дня провел в молитвах, каялся и просил прощения. На третий день местный христианин Ананий крестил Савла, и в момент таинства тот прозрел.
Обращение Савла по дороге в Дамаск
Не отрицается и тот факт, что Господь неспроста осенил Савла Святым Духом, а сделал это в назидание сомневающимся: если уж такой страшный человек кардинально изменился, познав волю Божью, то что говорить об остальных.
По мнению части богословов, события под Дамаском – наглядное свидетельство того, что Павел приобщился к учению Христа отнюдь не через его учеников, поскольку для ярого гонителя последователей Иисуса такое в принципе невозможно. В ситуации с Павлом его обращение – действительно Божий промысел, высшее откровение. В Послании к Галатам утверждается, что
«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».
Обращение Павла в христианство вызвало ярость у иудеев. Бывший преследователь за веру скрывался в Иерусалиме, где познакомился с другими апостолами. Вместе с апостолом Варнавой отправился в первое путешествие, неся в народ учение Христа. Христиане поначалу не воспринимали обращения Павла, так как помнили о его прошлом. Считается, что как раз Варнава, а также апостол Петр помогли новообращенному стать своим среди тех, против кого он недавно так яростно выступал.
Иконы апостола Павла
Вера в Христа наложила отпечаток на всю последующую жизнь Павла. Он переродился в нового человека – примерного христианина, сверявшего свои поступки, где бы ни находился, с Иисусом Христом. Апостол 14 лет провел в миссионерских поездках, от центра Азии до Рима, и даже, по легенде, до берегов Атлантического океана в Испании и Британии. В 51 году святой Павел участвовал в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где выступил против необходимости для язычников, принявших христианство, соблюдать обряды закона Моисея.
За время путешествия Павлом и Варнавой основаны христианские общины в городах Икония и Антиохия Писидийская, Афины и Коринф, Солунь и Верия и прочих поселениях. В городе Листра апостолы исцелили хромого. Жители, увидев чудо, провозгласили Павла и Варнаву богами и вознамерились принести им жертвы, но апостолам удалось избежать соблазна сравняться с Господом.
Храм апостола Павла
Наоборот, святые убедили народ, что они такие же простые смертные. Тогда же Павел получил верного ученика Тимофея, в Троаде к ним присоединился евангелист Лука. Святой обошел с проповедями Балканский полуостров и Кипр, где обратил в веру проконсула Сергия.
Легенда повествует, что проконсул служил богине Венере, но, будучи умным человеком, заинтересовался учением, которое исповедовал его гость. Однако местный иудей Вариисус, приближенный Сергия и считавшийся волшебником, всячески препятствовал этому. Павел остановил волхва, явив чудо – Вариисус ослеп. Пораженный проконсул принял крещение. Лука с этого момента в записях о путешествиях называл апостола Павлом.
«Святой Апостол Павел», Андрей Рублёв
Предполагается, что новообращенный христианин предложил апостолу защиту, что подразумевало взятие имени патрона. Однако Иоанн Златоуст придерживался мнения, что Савл стал зваться Павлом после принятия им крещения от Святого Анания. Свидетельством тому служит традиция иудеев отмечать сменой имени знаковые события в жизни.
Как следует из Святого Писания, апостол Павел сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Иными словами, Петр, выходец из Галилеи, которому с трудом давались иностранные языки, проповедовал среди евреев. Перед Павлом же стояла задача нести Слово Божие в иные народы, проживавшие в районе Средиземноморья и за его пределами.
Апостол Павел пишет «Послание к коринфянам»
Во Втором Послании к коринфянам апостол Павел охарактеризовал свое служение как деяние против нападок иудеев. В отличие от других апостолов, прежний опыт Святого Павла позволял свободно ориентироваться в толковании Торы, а потому его проповеди звучали убедительнее и ярче, поскольку он заранее предвидел, какие возражения выдвинут фарисеи. С долей вероятности утверждается, что Павлу присуще высокое самомнение как о человеке, лучше прочих разбирающемся в вопросах христианства, знающем «как надо».
Проповедуя среди простых людей, апостол зачастую использовал сравнения, полагая, что так проще донести мысли. Так, в Коринфе проводились спортивные соревнования, победитель которых получал лавровый венок.
Апостол Павел проповедует ефесянам
В Послании к коринфянам Павел сравнил получение Божьей награды со спортивным ристалищем, на котором нетленный венок – венец вечной жизни. Но получит награду только тот, кто усмирит свои желания и гордыню, кто прилагает усилия и живет в самодисциплине, как победитель в спорте.
«Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».
Святой Павел учил, что в человеке совмещены три составляющие – тело, дух и душа. Тело любого человека – это храм, в котором живет частичка Святого Духа. Дух человеческий – его нематериальная часть, соприкасающаяся с Высшим началом, символическое отражение Духа Божьего. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.
Апостол Павел
Павел пользовался понятиями «сердце» и «совесть». Первое в понимании апостола представляется центром внутренней жизни человека, где хранятся душевные переживания. Совесть же выступает внутренним судьей и законом, нравственным мерилом человеческих поступков.
Обращаясь к слушателям проповедей, святой призывал единоверцев оставить старый багаж знаний и жить по новым законам: не ставить во главу угла личные заботы, искренне любить, не мстить преследователям веры, «отвращаться от зла».
Смерть
Апостолу Павлу отрубают голову
Согласно требованиям судебной системы римского гражданина препроводили в Вечный город, где он жил некоторое время в относительной свободе, но под наблюдением. За это время апостол посетил Мальту, Эфес, Македонию, написал Послания к Филиппийцам, палестинским Евреям, к Тимофею и Титу, которых рукоположил в епископы.
Затем Павел вернулся в Рим и проповедовал при дворе императора Нерона, за что и был вновь заточен в тюрьму. Через 9 месяцев заключения апостолу отрубили голову. Считается, что монастырь Abbazia delle Tre Fontane стоит на месте казни святого. А на месте захоронения ученики Святого Павла оставили знак, и двести лет спустя император Константин возвел на этом месте папский собор San Paolo fuori le Mura.