апостол павел страдал эпилепсией
Эпилепсия болезнь царей: апостола Павла, царя Ирода, рода Лурье.
Эпилепсия болезнь царей: апостола Павла, царя Ирода, рода Лурье.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОЕ
ПРЕДМЕТ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА РЕФЕРАТА: «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЭПИЛЕПСИИ».
СТУДЕНТ 3 КУРСА БЕЛАШОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
г. Москва январь 2005 г.
Под генуинной эпилепсией
понимают заболевание, когда без видимых причин, очевидно в результате наследственных факторов, у человека возникают характерные припадки,
причем болезнь носит прогрессирующий характер и ведет к характерным эпилептическим изменениям личности.
Припадки эпилепсии могут быть малыми и большими.
Малые припадки сопровождаются очень кратковременным внезапным выключением сознания, при котором больные иногда даже не успевают упасть. Судорог в малом припадке не бывает, больной лишь на 1 – 2 секунды застывает в той позе, в которой он находится, устремив взор в одну точку, и тут же приходит в себя, и продолжает прерванное дело (начатую еду, ходьбу, разговор и т.п.)
При большом припадке за 1 – 2 секунды до его начала, больной зачастую испытывает предвестники (ауру): то он ощущает как бы дуновение ветерка, то какое-то давление под ложечкой, то какой – то необычный запах. У него возникает какое-то непроизвольное движение, насильственный крик и т.п. После ауры больной сразу же теряет сознание, падает, и у него начинаются судороги. Ауры у эпилептиков обычно бывают однотипные, и ощущая приближение припадка, больной иногда успевает сесть или лечь.
Судороги вначале припадка бывают тоническими, при которых тело резко напрягается и вытягивается, а затем возникают клонические судороги,— больной начинает биться, шея, туловище, руки, ноги то сгибаются, то разгибаются. Во время судорог на губах появляется пена, язык часто прикусывается, отходит моча, а иногда и кал. Реакция зрачков отсутствует. Припадок длиться 2–3 минуты, постепенно судороги затихают, и больной впадает в глубоки сон. Когда больно приходит в себя, он о припадке ничего не помнит и узнает о нем по общему чувству разбитости.
У некоторых больных за несколько часов или даже дней до припадка возникает напряженно – тоскливое настроение с сильной раздражительностью и угрюмостью.
Довольно нередко у больных эпилепсией, независимо от припадков, наблюдаются так называемые дисфории, т.е. эндогенные расстройства настроения с мрачной злобностью и гнетущей тоской.
У ряда больных сумеречное состояние сознания сопровождается устрашающими галлюцинациями и резким возбуждением. В таком состоянии больные очень опасны для окружающих, они нередко совершают тяжелые и жестокие преступления. У других больных сумеречное состояние сознания может протекать в форме «амбулаторного автоматизма». Например, больной покупает железнодорожный билет, приезжает в другой город, снимает номер в гостинице, и все это бессознательно. По выходе из припадка больной ничего не помнит.
Для эпилептиков
характерны так называемые эпилептические изменения личности.
Происходит формирование характера, которое мешает им приспосабливаться к окружающей общественной среде.
Это люди возбудимые, гневливые, жестокие, мстительные, бесцеремонные и грубые (тяжелые люди) как в быту, так и на работе.
Их мысли и чувства вязки, их воля односторонне направлена.
Наряду с этим
они часто внешне очень корректны, даже избыточно вежливы,
любят говорить о «высоких материях», высших идеалах, любви к человечеству.
Тяжелые эпилептоиды нередко склонны к совершению антисоциальных поступков, тяжелых преступлений.
Наблюдается параноидальный синдром– это бредовый синдром, при котором нет галлюцинаций, переживания тесно связаны с личностью и его жизненной ситуацией, характеризуется логичностью построения,
но неверностью предпосылок.
Например, бред ревности.
Помимо особых (так называемых эпилептоидных) черт характера, которые могут у них наблюдаться еще до возникновения припадков, в дальнейшем с развитием заболевания все больше обозначаются особые изменения личности.
Это –
медлительность,
флегматичность,
чрезмерная аккуратность,
педантизм,
вспыльчивость со склонностью к жестокости,
вместе с тем, слащавость, льстивость, ханжество, лицемерие.
Среди эпилептиков наблюдается много верующих,
склонных к мистицизму людей.
Они целеустремленны, педантичны,
любое дело доводят до логического конца,
любят обучать,
наставлять, исправлять,
хотя у них самих нередко отмечается снижение моральных норм поведения, особенно в сексуальных взаимоотношениях.
Такие черты характера делают эпилептиков неуживчивыми и трудными в общежитии. Помимо харатерологических изменений
у них отмечается постепенное умственное снижение,
сужается круг интересов,
замедляется темп психической деятельности,
ухудшается память.
Мышление становится неповоротливым (ригидным),
в рассказе они чрезвычайно обстоятельны, вязки, застревают на деталях.
Эмоциональное возбуждение может привести к эпилептическому припадку.
Заболевание носит периодический характер.
Возбуждение как бы накапливается в коре головного мозга и в определенные периоды охватывает большую часть мозга,
разряжаясь в виде судорог, действуя как электрический конденсатор.
В народе рекомендуют прекращать эпилептический припадок наступая на мизинец больного.
Люди обращают внимание, что страдающие этой болезнью очень злопамятны, задуманное всегда доводят до конца.
Это заболевание характерно для выдающихся личностей:
библейского Моисея,
Александра Македонского,
апостола Павла, Юлия Цезаря, Петра Первого, Достоевского, И. Сталина, А. Гитлера.
Иногда эту болезнь называют болезнью царей.
Согласно записям старейшин рода Лурия (Лурье, Лурьи, Лурио, Лорио, Лориа), проживавшего после рассеяния евреев в Греции, Италии, Испании, Англии, Литве, Польше, Белорусии и России, начало записей ведется с Таннаитской эпохи 2 века до н.э.
Род Вениаминов
ведет записи с Иоханана Га – Санделар (Еврейская энциклопедия т.8 стр. 899 под общей редакции докторов истории Востока А. Гаркави, Л. Кацнельскон из-ва Бронгауз, Ефрон, Санкт-Петербург).
Царь Давид, Царь Ирод и сын дочерей царей Симон являлись потомками Вениаминова колена Моисеева.
Потомки данного рода:
Гиллель («Бет-Гиллель Га-закен» 1-й законоучитель эпохи царя Ирода,
член последнего дуумвирата
и основатель Фарисейской школы,
глава Палестинских евреев),
Гамлиил 1-й (110 лет до н.э., 100 лет до разрушения Иерусалимского храма, 30 лет до рождества христова,
Гамлиаль 2-й Газекен (Гамлиил Ямнинский), являлись хранителями древних учений.
После рассеяния род перебрался в Грецию в г. Торс.
Галель – 1-й век, патриарх Иерусалимского храма, председатель Синодриона в Торсе в Греции трагически погиб после разрушения Иерусалимского храма в застенках римлян.
Он был брат отца Апостола Павела — Савла из Торса 2-й век.
Человек могучей воли, погиб вместе с Петром (Симомном) в Риме. Апостол Павел – Савл страдал эпилепсией.
В Италии (Риме) жил Иоханан Сандлер (мудрец Талмуда составитель Мишны)
Во Франции 1040–1080 г.г. Раши 1040 г. в городе Труа жил рабби Шломм Ицхака французский равин, толкователь Талмуда.
В Испании 11 веке – начале 12 век жил Соломон Бендет Лурье.
В 1492 г. Исаак Лурия, испанский еврей, был изгнан из Испании из-за отказа принять христианство. Он основал синагогу Исаака Лурия в Израиле в г. Сафете (ныне Цфат).
Эта фамилия законоучителей, толкователей Талмуда, академиков, ученых.
Семья кочевала из Испании с 15 по 17 век в Англию, Литву, Польшу.
Соломон Шапиро (мудрец Талмуда) — Мириам Лурье — Шимном Эрфурт – Иехиель — Натаниеель-Аарон – Иехонан — Аарон- Изехиель Лурия
В Польше Нахум Лурия являлся председателем раввинского суда г. Люблин Он автор книги «Море Соломоново (Ям шел Шламо), автор комментариев к Талмуду, автор книги «Хохлат Шамо (Мудрости Соломоновы)».
Лурье Вульф Нахумович 1805 – 1893 имел несколько жен, 4 сына, 2 дочери.
Зей- Вульф от 1й жены Арон, Хаим, Ефим, от 2-й жены Моисей, Израиль (дед отца), от 3-й жены Гита. Дочь Фейга-Рохе (бабушка матери). Израиль Вульфович раби отец. Аронова Дарья Абрамовна мать.
В Белорусию переехал сын Ханан — Ефим Израилевич Лурье (05.09.1870–02.05.1967) родился в 1870 в г. Могилеве.
В Россию переехал в 1877 г. в г. Елец.
В 1917 переехал в г. Москву.
По анамнезу заболеваний и характериологическим особенностям потомков данного рода можно проследить генетические закономерности развития и угасания данного психического заболевания.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Библия. «Исход» гл. 2, 4, «Новый завет» гл. 2.
2. «Краткое руководство по психиатрии» Е.С. Авербух. И.С. Авербух Ленинград «Медицина» 1973 г.
3. «Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование» Э. Гельгорн, Дж. Луфобороу под ред. П.К. Анохина Издательство «МИР» Москва 1966 г.
НОВЫЙ ЗАВЕТ ОТ МАТФЕЯ
Глава 2.
1. Когда же Иисус родился в Вифлиеме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят:
2. Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенце в Вифлиеме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
Апостол Павел – бесноватый злодей-антихрист – на самом деле был припадочным
Апостол Павел бесновался против Иисуса Христа и Апостола Петра и Евангелия
Апостол Павел – бесноватый – осужден таким словом: «ибо нечестивые – они как море
Лев Толстой писал про духовно-бесноватого Апостола Павла: «суетился и бегал из
Апостол Павел – будучи бесноватым – попал под суд следующего слова «нет мира
Апостол Павел заражает своих паулинистов своей бесноватостью и своим
Апостол Павел обладал «харизматичностью» – которая зиждилась на его дьявольской
Апостол Павел соблазняет своих паулинистов своей «харизматичностью» – то есть своей
Апостол Павел учит паулинистов «служить» посредством своей дьявольско-бесовской
Ибо, поскольку Апостол Дьявола-Сатаны Павел везде, где только мог, проповедовал и продвигал свою дьявольско-колдовскую ложь о том, что якобы его «слово о кресте есть сила Божья» (1Кор.1:18), поэтому, в итоге проповедования этой своей дьявольско-колдовской лжи, он абсолютно закономерно впал в духовное бессилие и абсолютно закономерно оказался под властью сатаны (1Фес.2:18). Ибо, именно по этой духовной причине, Апостол Дьявола-Сатаны Павел в своих псевдохристианских посланиях сам во всеуслышание свидетельствовал о себе, что, будучи пораженным и будучи побежденным ангелом дьявола-сатаны, в итоге он стал бессильным и немощным верующим – мучимым смертоносно-болезнетворным жалом ангела сатаны и пребывающим вне славы и силы Духа Святого и Царства Божьего (2Кор.12:7-9).
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПРОПОВЕДНИК ИАКОВ РАЗГРОМИЛ
ДУХОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПАВЛА ИЗ ТАРСА
ЛЕВ ТОЛСТОЙ ПОДВЕРГ СУДУ ПРАВЕДНОМУ БОЖЬЕМУ
ПАВЛА ИЗ ТАРСА – ПАВЛА ЛЖЕАПОСТОЛА
ИИСУС ХРИСТОС ОСУДИЛ ЛЖЕАПОСТОЛА ПАВЛА
ДЬЯВОЛА-ЛЖЕЦА И СЫНА ДЬЯВОЛА-ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦЫ
ПАВЕЛ ТАРСЯНИН, ЛЖЕАПОСТОЛ, В ИТОГЕ БЫЛ
ПОРАЖЕН И БЫЛ ПОБЕЖДЕН АНГЕЛОМ САТАНЫ
Иисус Христос учит о спасении – кто будет креститься
Духом Святым, спасен будет (Ин.3:5. Мар.16:16-18).
Иисус Христос учит людей о спасении – кто войдет
Мной, тот спасется (Ин.3:5; 10:9. Мар.16:16-18).
Лев Толстой назвал главными врагами
православие и протестантизм.
ХРИСТИАНСТВО И ПРОХРИСТИАНСТВО,
ПСЕВДОХРИСТИАНСТВО И АНТИХРИСТИАНСТВО
Ибо именно поэтому Апостол Дьявола-Сатаны Павел – будучи духовно-беспокойным и духовно-бесноватым антихристом – изначально попал под следующее воистину верное и воистину точное ветхозаветное пророчество: «ибо нечестивые – они как море взволнованное, которое не может успокоится и воды которого выбрасывают ил и грязь – ибо нет мира нечестивым».
Ибо именно поэтому правдолюбец веры христианской Лев Николаевич Толстой – показывая всему миру человеческому духовно-беспокойную и духовно-бесноватую сущность Апостола Дьявола-Сатаны Павла – совершенно верно писал про него, что он «суетился и бегал из места в место».
ЛЕВ ТОЛСТОЙ НАЗВАЛ ПАВЛА ЛЖЕАПОСТОЛА
ЛОВКИМ И ХВАСТЛИВЫМ ЕВРЕЕМ
Ибо именно поэтому паулинистическо-сектантская и плотско-страстная «харизматичность» Апостола Дьявола-Сатаны Павла в первую очередь зиждилась на его дьявольско-фанатичной бесноватости – которая делала Апостола Дьявола-Сатаны Павла фанатично-активным антихристом и которая по сегодняшний день, в разной степени, передается всем его многочисленным паулинистам-антихристам.
Ибо как раз поэтому в настоящее время мы видим, как многочисленные вожди паулинизма служат в своих паулинистическо-антихристианских церквях посредством своей дьявольско-сатанинской «харзматичности» – которая на самом деле является дьявольско-сатанинской бесноватостью.
Иисус Христос и его Церковь, таким добрым образом, сегодня вершат
духовную историю человечества – по-христиански решительно
разрушая многовековые павловско-лживые дела дьявола-сатаны.
Истинно так! Ибо только такие психически-больные люди, как паулинисты-антихристы – пребывающие в греховно-пагубном состоянии дьявольско-сатанинской бесноватости и пребывающие в психическо-патологическом состоянии психопатизма и идиотизма – могут принимать и могут пропагандировать павловское дьявольско-лживо-колдовское «слово о кресте и о крови».
Ибо поэтому Главный Христианин и Спаситель мира Иисус Христос Первородный Сын Божий по сегодняшний день судит Апостола Дьявола-Сатаны Павла и всех его паулинистов-антихристов – сынов дьявола-сатаны, в разной мере одержимых дьяволом, демонами и бесами – своим следующим воистину спасительным и воистину судящим Евангельско-Христианским Словом Божьим:
«Змеи, порождение ехидны! Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что вы не можете слышать Слова Моего! Ваш отец – дьявол, поэтому вы хотите исполнять похоти отца вашего; ибо он от начала был человекоубийцей и от начала не устоял в истине, ибо нет в нем истины; поэтому, говоря ложь, он говорит свое, ибо он лжец и отец лжи!» (Мат.23:33. Ин.8:43-47)*.
Ак-Бекет Сын Человеческий
Copyright © by Ak-Beket, 2020
P.S. Внимание. Внимание. Внимание. В дополнение следует сказать и возвестить всем людям о том, что бесноватость людей может проявляться в самых разных видах – в виде каких-то припадков (Мат.17:14-18) или в виде какой-то озлобленности (Мар.5:1-13) или в других каких-то видах. При этом бесноватость людей зависит, во-первых, от количества дьявольских демонов и бесов, пребывающих в бесноватом человеке, и, во-вторых, зависит от духовного качества всех этих дьявольских демонов и бесов, пребывающих в бесноватом человеке (Лук.11:26).
P.S. При использовании данного трактата необходимо руководствоваться заповедью Всевышнего Бога «не кради» и нормами международного авторского права – с обязательной ссылкой на автора и на данный интернет-журнал.
ИИСУС ХРИСТОС ПЕРВОРОДНЫЙ СЫН БОЖИЙ
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ГОСПОДУ БОГУ
ИЗРАИЛЬ! СЛУШАЙ! ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАЛ
МНОГИХ ЕВРЕЕВ «ЗЛЫМИ
ВИНОГРАДАРЯМИ» И «СЫНАМИ ДЬЯВОЛА».
ИЗРАИЛЬ, СЛУШАЙ! ТВОИ ГЛАВНЫЕ ВРАГИ – ЭТО
ИИСУСА ХРИСТА СЫНА БОЖЬЕГО ЗА ГОСПОДА БОГА
ИИСУС ХРИСТОС РАЗДЕЛИЛ ИЗРАИЛЬТЯН НА
ХРИСТИАН И ИЗРАИЛЬТЯН-ЯЗЫЧНИКОВ
ИИСУС ХРИСТОС УЧИТ ПОЗНАТЬ НЕ ТРИЕДИНОГО,
НО ЕДИНСТВЕННОГО ИСТИННОГО ГОСПОДА БОГА
ИИСУС ХРИСТОС УЧИТ: МУДРОСТЬ И ЗНАНИЯ
ПРИНОСЯТ МИР И УМНОЖАЮТ РАДОСТЬ
ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО
ГЛАВНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ КАНОН
ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СЫНА БОЖЬЕГО
«ОДНО СТАДО И ОДИН ПАСТЫРЬ»
ИИСУС ХРИСТОС О СОВЕРШЕННОЙ И СПАСИТЕЛЬНОЙ
Как болели святые: уповали на Бога, но не отвергали врачей
Приблизительное время чтения: 16 мин.
Большинство из нас восхищается самоотверженностью медиков, поддерживает в меру сил их ежедневный подвиг, но есть немало людей — среди верующих они проявляют себя особенно ярко, — которых стресс заставляет впадать в крайности. Кто-то ждет от врачей чудес: «Я буду делать что хочу, пренебрегать общими рекомендациями, вести привычный образ жизни — доктора, если что, всё равно вылечат!». Кто-то отвергает медицину как таковую: «Заболею, значит, заболею. Что Бог ни делает — всё к лучшему!». Кто-то «богословствует»: «Больницы, лекарства — всё житейская суета! Единственное место лечения — храм. ».
Для начала откроем Ветхий Завет:
Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.
Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 38:1–15
А теперь обратимся к опыту святых:
Апостол Павел
…Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:7–10).
Что за «жало в плоть» получил Апостол Павел? Ученые, богословы, медики к единому мнению так и не пришли. Говорили и об эпилепсии, и о неврастении. Чаще всего сходятся, что апостол страдал заболеванием глаз, видимо, очень болезненным (не под кожу жало зашло, а проникло глубоко в плоть), и даже почти ослеп. В Деяниях сказано, что Христос явился в видении Анании и велел ему пойти и возложить руки на Савла (Павла), чтобы тот прозрел. И Бог апостола исцелил (Деян 9:12–17).
Логично предположить, что коринфянам, к которым обращался со своим посланием проповедник Евангелия, немощь Павла была хорошо известна или даже прямо видна, поэтому апостол не счел необходимым называть свою болезнь. А вот мысль о том, что сила Господа совершается в немощи, Павел стремился донести до своей аудитории в первую очередь. Трижды Павел обращался с молитвой к Господу, но Христос объяснил ученику, что помогает Своей благодатью в проповеди Евангелия не обязательно только сильным телом и крепким здоровьем, а тем, кого Сам избрал для проповеди.
Сам апостол Павел не отвергает лечения и заботы о своем здоровье и даже дает медицинские рекомендации в своем Первом послании к ученику, апостолу от семидесяти Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
Благодушествовать в немощах, но сопротивляться им, не унывая и не превозносясь, умерять гордыню — так, по мнению Апостола Павла, достойно себя вести.
Святитель Иоанн Златоуст
«…как величайшей милости прошу, больше заботиться об излечении болезни твоего тела. Правда, и уныние производит болезнь; но когда еще и тело исстрадалось, и совершенно ослабело, и остается в большом пренебрежении, не пользуется ни врачами, ни благорастворенностью воздуха, ни обилием необходимых вещей, то сообрази, что отсюда бывает немалое приращение опасности. Поэтому прошу твою честность пользоваться и разными опытными врачами, и лекарствами, которые могут устранять такого рода болезни. Так и мы за несколько дней перед этим [. ] воспользовавшись [. ] лекарством, присланным от госпожи моей, благопристойнейшей Синклитии, устранили болезнь, не встретив при этом нужды употреблять его больше трех дней. Поэтому прошу тебя и самой пользоваться им, и [. ] постарайся упросить господина моего, почтеннейшего Феофила комита, чтобы он опять приготовил и прислал его нам…»
Вот так писал изможденный долгой ссылкой и скитаниями святитель своей тоже страждущей духовной сестре Олимпиаде.
Хилый и слабый от природы, еще в молодости Иоанн удалился от житейской суеты сначала на четыре года в монастырь, а оттуда — еще на два года в пустыню, в пещеру. В строгой аскезе, живя в сырой пещере, подвижник заболел и до конца жизни от приобретенного недуга так и не оправился. Его постоянно мучили желудочно-кишечные боли и лихорадка. Тем не менее, врачуя других, исцеляя тела и души, отстаивая основы веры, великий проповедник сам при любой возможности лечился, обращался к врачевателям и не унывал.
Путь святого к месту ссылки, в Малую Армению, был подобен пытке: жара, постоянные оскорбления и избиения от жестоких стражников, не дающих отдыха и сна, жажда и голод. Как только святителю удавалось остановиться, найти лекарство и врачей, чтобы немного уменьшить страдания, его гнали дальше и дальше. Однако он не унывал и в изгнании, находясь в осажденной армянской крепости в городе Кукузы, и писал своей ученице святой Олимпиаде письма.
Он часто обращался к врачебной теме, но, конечно, борьба за здоровье никогда не заслоняла в его письмах того, ради чего она ведется: «Так и ты, хотя и остаешься дома и пригвождена к постели, не думай, что ведешь праздную жизнь, потому что, имея постоянного и вместе с тобою живущего палача — эту чрезмерную болезнь, ты терпишь страдания, более тяжкие, чем те, когда кого влачат, терзают и мучат палачи, и кто когда терпит самые крайние бедствия.
Печали, каковы бы они ни были, причиняются людьми, и отображают ничтожность тех, кем они наносятся; а дары и награды даются от Бога; поэтому они таковы, какими естественно быть дарам, даваемым со стороны неизреченной щедрости. Итак, радуйся и веселись, нося венок, торжествуя, попирая жала врагов более, чем иные грязь».
Святитель Григорий Богослов
А теперь я должен говорить о том, к чему побуждает меня соболезнование о собственной моей плоти и о собственной немощи при взоре на страдания других; должен сказать вам, братия, что мы обязаны заботиться о теле, этом сроднике и сослужителе души (ибо хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него; но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним), и притом — заботиться о теле наших ближних не меньше, как и каждый о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми или изнуряемы таким же недугом. Ибо мы одно в Господе (см. Гал 3:28), богат ли кто, или беден, раб ли кто, или свободен, здоров ли, или болен телом; у всех одна глава — Христос, из Которого все тело (Еф 4:15–16), и что члены один для другого, то же и каждый из нас друг для друга, и все для всех (см. 1 Кор 12:12–27). А потому не надобно пренебрегать и оставлять без попечения тех, кто прежде подпал под общую для всех немощь; напротив, мы должны не столько радоваться благополучному состоянию нашего тела, сколько плакать о телесных страданиях братьев наших; должны человеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной.
Григорий Богослов призывал своих учеников и свою паству не гнушаться лечения и заботиться о своем здоровье. Сам святитель на протяжении всей жизни страдал многими болезнями.
В 374 году последовательно умерли его брат, сестра и престарелый отец. Всего на несколько месяцев пережила отца мать Григория. Горе от потерь близких было так велико, что в 46 лет Григорий Богослов слёг в тяжелом недуге и находился практически на краю могилы. С ним приезжали прощаться друзья и соратники. Но Григорий Богослов, прилагая все усилия для выздоровления, поправился.
Оставаясь слабым и разбитым, он уехал из родного Назианза и скрылся в монастыре. Там его застала еще одна тяжелая весть — скончался близкий друг, единомышленник Григория, Василий Великий. Святитель был настолько слабым, что не мог даже поехать на похороны друга. Усталый, удрученный он оставался в уединении, мечтая здесь, в далекой обители и закончить свой земной путь.
Но ему предстояло выполнить важную миссию, для которой хранил его Господь — стать Константинопольским патриархом, защитником православия, великим проповедником веры Христовой. Поэтому он вновь собрал всю свою волю, взялся за лечение и приложил все возможные усилия чтобы вернуться к активной жизни.
Служение в Константинополе было сопряжено с такими трудностями и духовными подвигами, что здоровье святителя опять дало сбой. Болезни так измучили Григория, что в какой-то момент он решил отказаться от управления Константинопольской Церковью и удалиться к себе на родину в Назианз. Изнуренный недугом, он обратился к пастве со словами прощания, призывая верующих хранить веру и творить добрые дела. Но люди, поняв, что теряют любимого священника, огорчились до такой степени, что стали кричать и плакать в храме, моля Григория остаться: «Отец! Уходя от нас, ты уводишь с собою и учение о Святой Троице. Без тебя не будет в этом городе и правого исповедания Святой Троицы. Вместе с тобою уйдет из города православие и благочестие. »
И в который раз Григорий взял себя в руки и пересмотрел свое решение. Святитель продолжил службу в Константинополе до созыва ближайшего собора.
Мы видим: он призывал паству заботиться о здоровье и одновременно своей жизнью показывал, для чего: чтобы как можно дольше и сильней послужить ближнему, чтобы прославлять Бога словом и делом.
Святитель Василий Великий
Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны… пользоваться телесными врачеваниями как некоторым образом и примером для попечения о душе. Страдаю от болезни и радуюсь не тому, что могу учителем быть в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случившееся и случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет причины. Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но, как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступимся от упования на Бога.
О своих болезнях, коих было множество, Святитель Василий сам подробно рассказывал в письмах: «. она (болезнь) неотлучна со мною с раннего возраста и до этой старости, вместе росла и учит меня по праведному суду все устрояющего Бога. (. ) А тело у меня совершенно отказалось служить, даже и малейшего движения не могу переносить без боли».
При этом Василий Великий доверял врачам и постоянно обращался к ним за помощью. Например, в ответ на приглашение Евсевия, епископа Самосатского, приехать в Сирию для устройства тамошних церковных дел, Василий писал: «В какое, думаешь, состояние пришла душа моя, когда получил я письмо твоего благочестия? Ибо, смотря на расположение, выраженное в письме, устремился я тотчас прямо лететь к Сирианам: смотря же на телесную немощь, которою был связан, чувствовал, что нет у меня сил не только лететь, но и поворотиться на одре. — Пятидесятый день проводил уже я в болезни, когда пришел ко мне возлюбленный и ревностнейший брат наш, содиакон Елпидий. Много изнурен я был горячкою, которая по недостатку питательного для нее вещества, обвившись около сухой этой плоти, как около обожженной светильни, производила сухотку и медлительную болезнь. А потом, старая моя рана, поразив собою эту печень, произвела во мне отвращение от пищи, отняла от очей моих сон, держала меня в пределах между жизнью и смертью, дозволяя жить в той только мере, чтобы чувствовать неприятности жизни. Поэтому-то пользовался я самороднотеплыми водами и принимал некоторые пособия от врачей. ».
Стремление святителя поддержать свое здоровье было вызвано не желанием избавиться от мучений и наслаждаться земными радостями. Понимая, что путь его всегда будет сопряжен с огорчениями и тяжким трудом, он, тем не менее, хотел продолжать служить Церкви. А для того нужны были силы и здравомыслие.
Преподобный Амвросий Оптинский
По слову святоотеческому, кому леченье помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться — никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно, к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты ни лечись, совершенно не вылечишься: все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение.
Именно болезнь привела семинариста Липецкого духовного училища Александра Гренкова к монастырской жизни. На последнем году учебы он тяжело заболел. Надежд на излечение почти не было. Александр дал обет — если выздоровеет, пойдет в монастырь. Выздоровел. Но еще четыре года не мог решиться порвать с миром.
В 1845 году брат Александр, постриженный в мантию Амвросием, отправился в Калугу для посвящения в иеромонахи. Был сильный холод. Амвросий, изнуренный постом, схватил сильную простуду, которая дала осложнения на внутренние органы. С этих пор старец уже никогда не мог поправиться по-настоящему. Но он принимал это со смирением, говоря: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
В 1846 году после нового приступа недуга Амвросий был выведен за штат по болезни и признан неспособным к послушаниям. Теперь он числился на иждивении обители как инвалид и с тех пор не мог совершать литургии, еле передвигался, страдал от испарины так, что переодевался и переобувался по несколько раз в сутки. Не выносил холода и сквозняков. Лечился, употреблял жидкую, перетертую теркой пищу, ел очень мало. Но по-прежнему оставался в полном послушании у старца Макария и даже в малейшей вещи давал ему отчет. Много занимался переводами и упражнялся в искусстве умной молитвы, считая внешние скорби (как болезни) полезными и душеспасительными.
Старец Макарий Амвросия любил, но воспитывал его строго — усмирял самолюбие, испытывал терпение. Когда однажды за Амвросия заступились: «Батюшка, он человек больной!» — старец Макарий ответил: «А я разве хуже тебя знаю! Но ведь выговоры и замечания монаху — это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без сего монах заржавеет».
Если же старцу Амвросию жаловались на какого-либо обидчика, старец отвечал плачевным тоном: «Брате, брате! Я человек умирающий». Или: «Я сегодня-завтра умру. Что я сделаю с этим братом? Ведь я не настоятель. Надобно укорять себя, смиряться пред братом — и успокоишься».
В один из моментов, когда из-за болезни жизнь преподобного была в большой опасности, старец Амвросий был пострижен в схиму. Получалось, что недугам своим святой, как мог, противостоял, но каждая новая болезнь становилась ступенькой в его духовном восхождении.
День его начинался в четыре утра молитвами. Ел он в таком количестве, какое дается трехлетнему ребенку. Весь день келейники задавали ему вопросы по поручению посетителей, и лишь иногда, чтобы хоть сколько-нибудь облегчить загруженную голову, старец приказывал прочесть себе одну или две басни Крылова. После чего напряженный труд возобновлялся до глубокого вечера. Он говорил более двенадцати часов в день. Язык от усталости порой отказывался действовать, голос переходил в шепот и слова вылетали с усилием, еле выговариваемые. При этом Амвросий старался подняться, подробно рассуждать о том, с чем к нему приходили.
Несмотря на крайнюю слабость и болезненность, день преподобный Амвросий всегда заключал вечерным молитвенным правилом. К вечеру такого напряженного дня сами келейники — молодые и здоровые — уже едва держались на ногах. Старец же временами лежал почти без чувств.
Состояние старца все ухудшалось. Он говорил о себе: «Иногда так прижмет, что думаю, — вот, конец!» Однако своим духовным чадам и просителям, которые жаловались на постигшие их болезни, старец советовал не отчаиваться и лечиться.
Это был человек колоссальной воли и терпения. В книге «Житие оптинских старцев» пишут: «Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог вещал и действовал, такой подвиг, такой гигантский труд, не мог быть осуществим никакими человеческими силами. Животворящая Божественная благодать здесь ясно присутствовала и содействовала».
В 1998 г. обретённые мощи иеросхимонаха Амвросия осмотрели специалисты-медики и изумились. Только судя по состоянию позвоночника, искривленного в нескольких местах, с деформированными позвонками, каждое движение доставляло святому нестерпимую боль. А ведь было еще множество внутренних болезней. Но этот божий человек жил сам и источал свет надежды всем вокруг.
Слова, утешения, советы его избавляли от уныния, направляли людей, указывали им выход из сложной ситуации: «Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье, только своей главной мысли держись — предаваться в волю Божию и молить Милосердого Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами и как будет угодно благости Его».
Феофан Затворник
В заключение вспомним два высказывания святого Феофана Затворника. В его житии серьезных заболеваний не упоминается, но во многих воспоминаниях о святителе есть свидетельства о его добронравии, жизнелюбии и, как бы это сегодня сказали, ведении здорового образа жизни даже в последние годы, в затворе. О болезнях и лечении отец Феофан говорил и писал много, призывая людей не впадать в дремучесть и в недугах не пренебрегать помощью врачей:
«Болезнь всех смиряет, а иных против Бога роптать учит. Блюдитесь. Смиренные чувства враг может развеять и навеять горделивых. Однако же в болезни к доктору обращаться не грех. Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих».
А вот так он писал в одном из писем: «Премного жалею о горе вашем и молю Господа устранить причину онаго — болезненные припадки юной дочери вашей. Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь со Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться — будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!»
Великие подвижники, проповедники, аскеты болели нередко, но всегда помнили, что спасает Господь — и спасает прежде всего не тело, но вечную душу. Будучи в большинстве своем монахами, они в творениях сосредоточивались на вечной жизни, на спасении, которое дается нам через страдание и кончину. Но это ни в коем случае не свидетельство их неуважительного или тем более презрительного отношения к миссии врача, о которой так ярко сказано было еще в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова.