апостол покровитель святой руси
Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской
В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.
Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия. » [3]
Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.
Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]
Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.
Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.
Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.
Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.
Апостол Руси
Апостолом Руси-России (и вообще северных земель) мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память – 30 ноября / 13 декабря и 30 июня / 13 июля, в праздник Собора Двенадцати апостолов.
Греческое имя апостола Ἀνδρέας, Андрэас (еврейское неизвестно) переводится как «мужественный», «храбрый». Первоначально он был рыбак, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников; причём, его призвание одним из первых (Мф.4:18) или даже первым (ранее брата, – Ин.1:35-42), обеспечило ему имя «Первозванный» (по-гречески Протоклетос). Последние упоминания об Андрее Первозванном в Новом Завете – в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин.12:20-34), и в начале Книги Деяний Апостольских. По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли Римской империи («Скифию») и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть Андреевским.
Честная глава и частицы креста апостола Андрея хранятся в городе Патры (Греция), в соборе его имени. Другие части мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда их перенесли из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница (правая рука) апостола Андрея с 1644 года находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В настоящее время она хранится в Богоявленском соборе в Москве.
Апостол Византии и Руси
Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой политики, что было неизбежно в условиях «государственной Церкви» (особенно это характерно для Византии). Престиж древнейших центров Христианства был связан с их рангом «Апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим – кафедра апостола Петра, Александрия – кафедра апостола Марка, и т. д.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, по воле императора Константина Великого стал в 330 году Новым (Вторым) Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного Христианства (позднее – Православия), спорившим за первенство с «католическим» Первым Римом, – то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. (В скобках заметим, что Константинопольских патриархов считали «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике, не только в Риме, но и на Востоке, особенно в Александрии Египетской, долго бывшей второй по чести кафедрой – после Рима – во всём христианском мире.) Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в Византии и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».
Когда же в зону византийского Православия вошла Русь (позднее ставшая главной православной державой), возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами. Поэтому в «Повесть временных лет» (начало XII века) была внесена киевская «Легенда об Андрее», заставившая его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нём крест, и предсказать возникновение Киева.
«… И сказал (апостол Андрей) бывшим с ним ученикам: „Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей“. И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу». Затем он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чём рассказал, придя в Рим. «„Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье“. Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева). Этот последний, анекдотический, эпизод легендарного путешествия носит явно издевательский антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры.
с. Грузино Новгородского уезда
Собор св. ап. Андрея Первозванного
1805 г. (Фото ок. 1908 г.)
Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей; в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди апостола Андрея и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм во имя апостола Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.
В конце XI века появляется первый храм во имя апостола Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении апостолом Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу», составленную по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 – 1563 годами, апостол Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Константинополь (правда, Новый Рим, или Царьград, появился почти через три столетия после апостола Андрея!) (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жезле апостола Андрея из села Грузина подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое составил в Новгороде в 1537 году боярский сын В. М. Тучков по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 годах архиепископом Новгородским. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекомом Грузино».
Позднее село Грузино было подарено императором Павлом I графу Алексею Андреевичу Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье († 21.04.(3.05).1834; был похоронен там же). Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время – деревня Грузино, в 10 км от ст. Чудово Московской ж/д; Новгородская область.)
Во 2-й половине XVII века былосоставлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…», где говорится о посещении Андреем Первозванным ещё и Валаамского архипелага. Это значит, что начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «Апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). Вскоре Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и даже патроном военно-морского флота; с тех пор Андреевский крест украшает наши судовые флаги (Андреевский флаг).
Происходит вполне понятное развитие этой легенды, и современные валаамские монахи «ничтоже сумняшеся» показывают восхищённым простодушным паломникам «камень апостола Андрея». Вероятно, «логика» легенды вскоре заставит апостола Андрея отплыть на Соловки (чем эта славная обитель хуже Валаамской?!), а затем сделает его полярным исследователем. (В скобках заметим, что такова вообще «логика» развивающейся вне научно-исторического контекста народной религиозности. Образованные христиане должны относиться к этому с мудрым пониманием и не спорить с её простодушными носителями.)
Кроме России, апостола Андрея считает своим апостолом и покровителем Шотландия; на флаге которой присутствует и Андреевский крест.
Ночь, предшествующая церковному дню памяти апостола Андрея, именуется «Андреевской ночью», в которую, по народному поверью, молодым парням и девушкам являются образы суженых.
Орден св. Андрея Первозванного
Именем Андрея Первозванного был назван орден, учрежденный царём Петром I в 1698 году. Андреевский орден – первый и высший орден Российской империи (до 1917 года). Первое награждение состоялось 10 марта 1699 года, когда Петр возложил знаки ордена на генерал-кригсмейстера (впоследствии фельдмаршала) Ф. А. Головина. Орденом награждались высшие военные и гражданские чиновники, не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника. Император Павел I стал награждать светскими орденами российское духовенство, и первыми духовными лицами, причисленными к ордену Андрея Первозванного, стали митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) (1775–1801) и митрополит Московский Платон (Левшин) (1775–1812). За всю историю ордена вручено немногим более 1000 знаков. Девиз ордена – «За веру и верность». Знак ордена – косой Андреевский крест синей эмали, наложенный поверх черного двухглавого орла, увенчанного тремя коронами. На кресте изображение распятого апостола Андрея и четыре золотые латинские буквы по концам креста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Святой Андрей, Покровитель России»).
Орден св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой –
высший орден Русской Православной Церкви
Ордену принадлежал Андреевский собор в С.-Петербурге на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23). В связи с этим над входом в собор укреплён знак ордена Андрея Первозванного.
Первыми кавалерами восстановленного в 1998 году ордена апостола Андрея Первозванного стали академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.
Именем Андрея Первозванного назван и высший орден Русской Православной Церкви, учреждённый Определением Священного Синода 28 декабря 1988 года в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Награждаются им только главы Поместных Православных Церквей. Состоит из овального знака с изображением в рост апостола Андрея, держащего в руке большой четырехконечный крест, и восьмиконечной алмазной звезды с вензелем С. А. и надписью по окружности: «Аз есмь свет миру».
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
Мюллер Л. Древнерусское Сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Летописи и хроники: Сб. статей 1973 г. М., 1974, с. 48–63; Понырко Н. В., Панченко А. М. Апокрифы о Андрее Первозванном // Словарь книжников и книжности Др. Руси. Вып. I. М., 1987, с. 49–54; Робинсон А. Н. «Маршрут» апостола Андрея // Страницы: Журнал Библейско-Богословского ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 2, с. 57–74; Бурков В. Г. Орден Андрея Первозванного // София. Новгород, 1997. № 4, с. 36–37; Бурков В. Г. Возрождение первого российского ордена // София. Новгород, 1999. № 2, с. 34–35; Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II, с. 370–377, 399–409 (статьи с подробными библиографическими указаниями).
Небесный покровитель Святой Руси
13 декабря – память апостола Андрея Первозванного
Апостол Андрей Первозванный. Имя этого святого известно всем. Как первого ученика Христа, просветившего светом Евангелия многие земли, его почитают во всем христианском мире. Практически во всех странах можно встретить святыни, связанные с апостолом Андреем.
Из Истории святого апостола Андрея Первозванного:
«Святой апостол Андрей Первозванный был рыбаком из Вифсаиды. Именно он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему и своего родного брата Симона – будущего первоверховного апостола Петра. »
На Руси всегда глубоко почитали апостола Андрея, который, по преданию, посетил и благословил наши земли, а на холмах будущего Киева водрузил Святой Крест.
Именно поэтому один из самых известных киевских храмов, ныне, к сожалению, захваченный украинскими раскольниками-националистами, посвящен Андрею Первозванному. А несколько лет назад в российском Воронеже была освящена церковь в его честь, один из самых красивых храмов, возведенных за последние годы. И сегодня андреевские храмы от Севастополя до Валаама и Соловков и от Калининграда до Приморского края объединяют все пространство Святой Руси.
Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
В Москве хорошо помнят, как два года назад столицу посетила величайшая святыня – Андреевский крест, на котором около 70 года от Рождества Христова был распят апостол Андрей. Крест, в том числе являющийся и символом русского военно-морского флота. А совсем недавно икона с частицей мощей Андрея Первозванного на большом десантном корабле «Новочеркасск» была доставлена в Севастополь. В дар от наших православных братьев из греческого города Патры, места распятия и погребения святого апостола Андрея.
«Небесный покровитель Святой Руси». Апостол Андрей Первозванный. Церковный календарь на 13 декабря
13 декабря (30 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 27-я седмицы по Пятидесятнице (двадцать седьмой воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется день одного из самых почитаемых христианских святых – апостола Андрея Первозванного.
С причала рыбачил апостол Андрей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
А Спаситель – погибших людей.
Слова этой песни группы Nautilus Pompilius знакомы большинству людей среднего возраста. Однако далеко не все знают, что евангельская история имеет мало общего с сюжетом песни. Не будем слишком строги к её авторам. Подобные поэтические вольности нередко приводили и приводят наших современников к прочтению Священного Писания, а в итоге и к воцерковлению. И именно этот путь проделал автор музыки и исполнитель этой песни Вячеслав Бутусов.
Так что же мы знаем об апостоле Андрее Первозванном из Священного Писания – Евангелия и Деяний святых апостолов? Не так уж и много. Если суммировать эти знания с принятым Церковью житийным преданием, то нам открывается следующее. Апостол Андрей был рыбаком из галилейской Вифсаиды. Именно он самым первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему и своего родного брата Симона – будущего первоверховного апостола Петра.
Ещё совсем юным будущий апостол последовал за святым Иоанном Крестителем, который и указал своим ученикам на Спасителя: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грехи мира». Также из Евангелия известно, что именно апостол Андрей беседовал с Господом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а кроме того, вместе с апостолом Филиппом привёл ко Спасителю эллинов.
К слову, само имя Андрей – не древнееврейского, а греческого происхождения и в переводе значит «мужественный». Этому есть простое объяснение: галилеяне славились своим миролюбием и гостеприимностью. А потому в их краях всегда жило немало греков, чьи имена перенимали и коренные жители Галилеи. Более того, многие иудеи того времени были весьма эллинизированы, проникнуты «эллинской премудростью».
Также, по преданию, Андрей Первозванный первым из христианских проповедников посетил земли будущего Константинополя и даже будущей Руси от киевских до новгородских пределов. И в том числе именно поэтому во все времена своей истории русские православные христиане особенно глубоко почитали апостола Андрея. Святого, благословившего наши земли, который на холмах будущего Киева водрузил Святой Крест со словами, приведёнными ещё Нестором Летописцем в «Повести временных лет»:
Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог воздвигнути имать.
И неслучайно один из самых известных киевских храмов, ныне, к сожалению, захваченный украинскими раскольниками-националистами, посвящён Андрею Первозванному. Несмотря на то, что подобные сектанты были бы рады считать, что Христос пришёл в наш мир, был распят и воскрес именно ради «украинцев», андреевские храмы и сегодня объединяют всё пространство Святой Руси: от Севастополя до Валаама и Соловков и от Калининграда до Приморского края.
Патриаршее служение в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Торжественная встреча Креста апостола Андрея Первозванного. Фото: http://patriarchia.ru
И в этом смысле особую значимость приобретают слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённые два года назад в ходе торжественной встречи в Санкт-Петербурге величайшей святыни, Андреевского креста, на котором около 70 года от Рождества Христова был распят апостол Андрей:
Апостол Андрей считался покровителем всей Руси, и неслучайно династия Романовых в лице государя императора Петра I избирает апостола Андрея своим покровителем. В честь него создаётся высший государственный орден – орден Андрея Первозванного, и под молитвенной сенью этого великого апостола и просветителя земли нашей протекало историческое бытие народа и Церкви Русской.
В действительности, почитание святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дар говорить на разных языках, а соответственно – просвещать все народы мира, в корне противоречит узкому национализму. Но ничуть не противоречит настоящему патриотизму, ведь те же апостолы с большим уважением относились к людям различных традиций, умея быть «с эллинами – как эллины, с иудеями – как иудеи».
И когда наши либеральные христиане, которых выдающийся мыслитель-консерватор Константин Леонтьев метко прозвал «розовыми христианами», оправдывая свои космополитические и русофобские воззрения, настаивают на том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», в этом несложно определить лукавство. Ведь полностью эта апостольская фраза звучит так: «Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе». Думаю, доказательств того, что в нашей земной жизни существуют и мужской, и женский пол – не требуется.
А потому у русских православных людей нет ни малейшего сомнения в том, что святой апостол Андрей, благословивший земли Святой Руси, и сегодня является их Небесным покровителем. И именно поэтому Андреевский крест на протяжении многих лет является символом русского Военно-морского флота. А совсем недавно, в октябре 2015 года, икона с частицей мощей Андрея Первозванного на большом десантном корабле Черноморского флота России «Новочеркасск» была доставлена в Севастополь. В дар самому русскому городу на Земле от наших православных братьев из греческого города Патры, места распятия и погребения святого апостола, принёсшего свет Православия на землю нашу.
СПРАВОЧНО
В Российской империи имя апостола Андрея носил первый в истории страны наградной орден, который был учреждён Петром I в 1698 году и присуждался «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям». До 1714 года – единственный орден, а вплоть до 1917 года – высшая награда Российской Империи. В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Поскольку точная дата учреждения знака отличия неизвестна, День ордена Андрея Первозванного отмечается в день памяти святого, чьё имя он носит – 13 декабря.
Кроме того, флаг с Андреевским крестом, благодаря опять же Петру I, стал главным корабельным кормовым флагом всего российского флота. Апостол Андрей был братом апостола Петра, и царь Пётр I считал его также своим небесным покровителем. В Евангелии указано, что Андрей был простым рыбаком, однако, по ряду преданий, он имел молитвенную силу усмирять бушующее море и воскрешать умерших, в частности утопленников. Житие рассказывает об этом так:
В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
Чудеса и проповеди святого апостола в языческих Патрах не могли оставить равнодушными власти, враждебно настроенные к христианству. Около 70 года апостол принял мученичество и был распят. На косом кресте, так как он счёл себя недостойным быть распятым в точности как Спаситель. С тех пор косой крест зовётся Андреевским.
Явление такого креста в небе считается благим предзнаменованием у мореплавателей и на военном флоте – символом грядущей победы. Именно поэтому Андреевский крест стал основой для государственных и флотских флагов, в частности, Шотландии и Великобритании.
Россия также взяла эту добрую традицию. Первый флаг с Андреевским крестом, занимающим всё полотнище флага, появился впервые в 1710–1712 годах, в 1720 году подтверждён Уставом. Эскиз полотна был создан лично императором. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В советский период от Андреевского флага пытались отказаться, но в 1992 году он окончательно вернулся во флот и используется по сей день.
Имя Андрея Первозванного также носил эскадренный броненосец, линейный корабль российского флота, спущенный на воду в 1906 году. Первым командиром «Андрея Первозванного» стал легендарный русский капитан Всеволод Руднев. Броненосец участвовал в Первой мировой войне, в подавлении восстания в Кронштадте, а в 1919 году был подбит во время атаки Британии на Красный флот.
Символично, что относительно недавно в канун праздника св. Андрея Первозванного на главной базе Черноморского флота России, в Севастополе, были подняты Андреевские флаги на новейших малых ракетных кораблях (МРК) «Зелёный дол» и «Серпухов» проекта 21631. Корабли, вооружённые ударным комплексом крылатых ракет «Калибр-НК», вошли в состав боеготовых сил ЧФ. Церемония прошла рядом с мысом Херсонес, где, по преданию, высадился и проповедовал Андрей Первозванный в ходе своего путешествия по землям будущей Святой Руси.