апостол покровитель святой руси

Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской

В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия. » [3]

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]

Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Источник

Апостол Руси

апостол покровитель святой руси. Смотреть фото апостол покровитель святой руси. Смотреть картинку апостол покровитель святой руси. Картинка про апостол покровитель святой руси. Фото апостол покровитель святой руси

Апо­сто­лом Ру­си-Рос­сии (и во­об­ще се­вер­ных зе­мель) мы счи­та­ем Ан­дрея, бра­та апо­сто­ла Пет­ра, ро­дом из Виф­са­и­ды, го­род­ка на се­вер­ном бе­ре­гу Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Его па­мять – 30 но­яб­ря / 13 де­каб­ря и 30 июня / 13 июля, в празд­ник Со­бо­ра Две­на­дца­ти апо­сто­лов.

Гре­че­ское имя апо­сто­ла Ἀνδρέας, Андрэас (ев­рей­ское неиз­вест­но) пе­ре­во­дит­ся как «му­же­ствен­ный», «храб­рый». Пер­во­на­чаль­но он был ры­бак, а за­тем стал уче­ни­ком Иоан­на Кре­сти­те­ля. В спис­ке две­на­дца­ти апо­сто­лов Ан­дрей зна­чит­ся сре­ди чет­ве­рых наи­бо­лее близ­ких Хри­сту уче­ни­ков; при­чём, его при­зва­ние од­ним из пер­вых (Мф.4:18) или да­же пер­вым (ра­нее бра­та, – Ин.1:35-42), обес­пе­чи­ло ему имя «Пер­во­зван­ный» (по-гре­че­ски Протокле­тос). По­след­ние упо­ми­на­ния об Ан­дрее Пер­во­зван­ном в Но­вом За­ве­те – в рас­ска­зе о при­хо­де в Иеру­са­лим гре­ков, хо­тев­ших ви­деть Хри­ста (Ин.12:20-34), и в на­ча­ле Кни­ги Де­я­ний Апо­столь­ских. По пре­да­нию (апо­кри­фи­че­ские «Де­я­ния Ан­дрея» и др.), он по­лу­чил в апо­столь­ский удел се­вер­ные зем­ли Рим­ской им­пе­рии («Ски­фию») и про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство бал­кан­ским и при­чер­но­мор­ским на­ро­дам. Вер­нув­шись в Гре­цию, апо­стол Ан­дрей был схва­чен и рас­пят в Патрах по при­ка­за­нию про­кон­су­ла Эгея. При этом от­ме­ча­ет­ся, что бру­сья его кре­ста не бы­ли пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг ко дру­гу, но ока­за­лись сби­ты на­ис­кось, как ла­тин­ская бук­ва X (икс). Та­кой крест по­это­му ста­ли на­зы­вать Ан­дре­ев­ским.

Честная гла­ва и ча­сти­цы кре­ста апо­сто­ла Ан­дрея хра­нят­ся в го­ро­де Патры (Гре­ция), в со­бо­ре его име­ни. Дру­гие ча­сти мо­щей на­хо­дят­ся в ита­льян­ском го­ро­де Амаль­фи, ку­да их пе­ре­нес­ли из Кон­стан­ти­но­по­ля, и в мо­на­сты­рях Афо­на. Десница (пра­вая ру­ка) апо­сто­ла Ан­дрея с 1644 го­да на­хо­ди­лась в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. В на­сто­я­щее вре­мя она хра­нит­ся в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре в Москве.

Апостол Византии и Руси

апостол покровитель святой руси. Смотреть фото апостол покровитель святой руси. Смотреть картинку апостол покровитель святой руси. Картинка про апостол покровитель святой руси. Фото апостол покровитель святой руси

Фор­ми­ро­ва­ние ле­ген­ды об Ан­дрее Пер­во­зван­ном про­хо­ди­ло в рус­ле ин­те­ре­сов боль­шой по­ли­ти­ки, что бы­ло неиз­беж­но в усло­ви­ях «го­судар­ствен­ной Церк­ви» (осо­бен­но это ха­рак­тер­но для Ви­зан­тии). Пре­стиж древ­ней­ших цен­тров Хри­сти­ан­ства был свя­зан с их ран­гом «Апо­столь­ских церк­вей», т. е. Церк­вей, ос­но­ван­ных са­ми­ми апо­сто­ла­ми (Рим – ка­фед­ра апо­сто­ла Пет­ра, Алек­сан­дрия – ка­фед­ра апо­сто­ла Мар­ка, и т. д.). Ко­гда же пор­то­вый го­ро­док Византий, не имев­ший по­доб­ной ис­то­рии, по во­ле им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го стал в 330 го­ду Но­вым (Вто­рым) Ри­мом (Кон­стан­ти­но­по­лем), сто­ли­цей Рим­ской им­пе­рии и цен­тром Во­сточ­но­го Хри­сти­ан­ства (позднее – Пра­во­сла­вия), спо­рив­шим за пер­вен­ство с «ка­то­ли­че­ским» Пер­вым Ри­мом, – то для утвер­жде­ния ав­то­ри­те­та ему по­на­до­би­лась ана­ло­гич­ная ис­то­рия. (В скоб­ках за­ме­тим, что Кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов счи­та­ли «вы­скоч­ка­ми», обя­зан­ны­ми сво­им воз­вы­ше­ни­ем лишь им­пер­ской по­ли­ти­ке, не толь­ко в Ри­ме, но и на Во­сто­ке, осо­бен­но в Алек­сан­дрии Еги­пет­ской, дол­го быв­шей вто­рой по че­сти ка­фед­рой – по­сле Ри­ма – во всём хри­сти­ан­ском ми­ре.) По­это­му воз­ник­ло ска­за­ние о пре­бы­ва­нии Ан­дрея Пер­во­зван­но­го в Византии и по­свя­ще­нии им пер­во­го епи­ско­па это­го го­ро­да Стахия, «апо­сто­ла от Се­ми­де­ся­ти».

Ко­гда же в зо­ну ви­зан­тий­ско­го Пра­во­сла­вия во­шла Русь (позднее став­шая глав­ной пра­во­слав­ной дер­жа­вой), воз­ник­ла необ­хо­ди­мость отож­де­ствить «ски­фов», ко­то­рым про­по­ве­до­вал Ан­дрей Пер­во­зван­ный, со сла­вя­на­ми. По­это­му в «По­весть вре­мен­ных лет» (на­ча­ло XII ве­ка) бы­ла вне­се­на ки­ев­ская «Ле­ген­да об Ан­дрее», за­ста­вив­шая его прой­ти по тер­ри­то­рии бу­ду­щей Ру­си, бла­го­сло­вить пу­стын­ный дне­пров­ский бе­рег, во­дру­зив на нём крест, и пред­ска­зать воз­ник­но­ве­ние Ки­е­ва.

«… И ска­зал (апо­стол Ан­дрей) быв­шим с ним уче­ни­кам: „Ви­ди­те ли эти го­ры? На этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, бу­дет го­род ве­ли­кий, и воз­двигнет Бог мно­го церк­вей“. И взо­шел на го­ры эти, бла­го­сло­вил их, и по­ста­вил крест, и по­мо­лил­ся Бо­гу». За­тем он по­бы­вал да­же в нов­го­род­ских зем­лях и по­ди­вил­ся рус­ско­му обы­чаю об­ли­вать­ся в бане ква­сом и хле­стать се­бя до по­лу­смер­ти ве­ни­ка­ми, о чём рас­ска­зал, при­дя в Рим. «„Уди­ви­тель­ное ви­дел я в Сла­вян­ской зем­ле на пу­ти сво­ем сю­да. Ви­дел ба­ни де­ре­вян­ные, и разо­жгут их до­крас­на, и раз­де­нут­ся, и бу­дут на­ги, и обо­льют­ся ква­сом ко­же­вен­ным, и под­ни­мут на се­бя мо­ло­дые пру­тья, и бьют се­бя са­ми, и до то­го се­бя до­бьют, что ед­ва вы­ле­зут, чуть жи­вые, и обо­льют­ся во­дою сту­де­ною, и толь­ко так ожи­вут. И тво­рят это вся­кий день, ни­кем же не му­чи­мые, но са­ми се­бя му­чат, и то со­вер­ша­ют омо­ве­нье се­бе, а не му­че­нье“. Те же, слы­шав это, удив­ля­лись» (Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. XI – на­ча­ло XII ве­ка. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Ли­ха­че­ва). Этот по­след­ний, анек­до­ти­че­ский, эпи­зод ле­ген­дар­но­го пу­те­ше­ствия но­сит яв­но из­де­ва­тель­ский ан­ти­нов­го­род­ский ха­рак­тер: Ки­ев и Ве­ли­кий Нов­го­род с са­мо­го на­ча­ла бы­ли дву­мя со­пер­ни­ча­ю­щи­ми цен­тра­ми рус­ской го­судар­ствен­но­сти и куль­ту­ры.

апостол покровитель святой руси. Смотреть фото апостол покровитель святой руси. Смотреть картинку апостол покровитель святой руси. Картинка про апостол покровитель святой руси. Фото апостол покровитель святой русис. Грузино Новгородского уезда
Собор св. ап. Андрея Первозванного
1805 г. (Фото ок. 1908 г.)

Ки­ев­ская Русь уви­де­ла в Ан­дрее Пер­во­зван­ном по­кро­ви­те­ля го­судар­ствен­но­сти. В 1030 го­ду Все­во­лод Яро­сла­вич, млад­ший сын кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, по­лу­чил в кре­ще­нии имя Ан­дрей; в 1086 го­ду он ос­но­вал в Ки­е­ве Ан­дре­ев­ский (Ян­чин) мо­на­стырь. В XIII ве­ке на ме­сте про­по­ве­ди апо­сто­ла Ан­дрея и во­дру­же­ния им кре­ста в Ки­е­ве бы­ла по­стро­е­на Кре­сто­воз­дви­жен­ская цер­ковь, а в 1744 го­ду на этом ме­сте воз­ве­ли ка­мен­ный храм во имя апо­сто­ла Ан­дрея по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Ф. Б. Рас­трел­ли.

В кон­це XI ве­ка по­яв­ля­ет­ся пер­вый храм во имя апо­сто­ла Ан­дрея в Нов­го­ро­де. Через неко­то­рое вре­мя здесь про­ис­хо­дит до­пол­не­ние ска­за­ния о по­се­ще­нии апо­сто­лом Ан­дре­ем бу­ду­щих рус­ских зе­мель, чи­та­е­мое в «По­ве­сти вре­мен­ных лет». Со­глас­но мест­ным нов­го­род­ским пре­да­ни­ям, во­шед­шим в «Сте­пен­ную кни­гу», со­став­лен­ную по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия ду­хов­ни­ком Ива­на IV Гроз­но­го Ан­дре­ем (бу­ду­щий мит­ро­по­лит Афа­на­сий) меж­ду 1560 – 1563 го­да­ми, апо­стол Ан­дрей, при­дя в «зем­лю словен», про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, а за­тем «во­дру­зил» и оста­вил свой жезл в «веси, на­ри­ца­е­мой Гру­зине». От­сю­да по ре­ке Вол­хов, Ла­дож­ско­му озе­ру и Неве он от­пра­вил­ся в «ва­ря­ги», за­тем в Рим и Кон­стан­ти­но­поль (прав­да, Но­вый Рим, или Ца­рь­град, по­явил­ся по­чти через три сто­ле­тия по­сле апо­сто­ла Ан­дрея!) (Пол­ное со­бра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жез­ле апо­сто­ла Ан­дрея из се­ла Гру­зи­на по­дроб­нее го­во­рит­ся в жи­тии пре­по­доб­но­го Ми­ха­и­ла Клоп­ско­го, ко­то­рое со­ста­вил в Нов­го­ро­де в 1537 го­ду бо­яр­ский сын В. М. Туч­ков по по­ру­че­нию свя­ти­те­ля Ма­ка­рия, быв­ше­го в 1526–1542 го­дах ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским. То­гда же, ве­ро­ят­но, бы­ло на­пи­са­но По­хваль­ное сло­во Ан­дрею Пер­во­зван­но­му «и о мо­на­сты­ре, рекомом Гру­зи­но».

Позднее се­ло Гру­зи­но бы­ло по­да­ре­но им­пе­ра­то­ром Пав­лом I гра­фу Алек­сею Ан­дре­еви­чу Арак­че­е­ву, пре­вра­тив­ше­му его в об­раз­цо­вое по­ме­стье († 21.04.(3.05).1834; был по­хо­ро­нен там же). Здесь, на кра­си­вом вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки Вол­хов, он по­стро­ил боль­шой храм в честь Ан­дрея Пер­во­зван­но­го (со­хра­ни­лись лишь остат­ки фун­да­мен­та). Арак­че­ев счи­тал, что сде­лал это на ме­сте «во­дру­же­ния» апо­сто­лом Ан­дре­ем его жез­ла и что от­сю­да, буд­то бы, про­ис­хо­дит и са­мо на­зва­ние «Грузи­но». Недав­но мест­ные жи­те­ли, гор­дые слав­ной ис­то­ри­ей сво­ей «ве­си», уста­но­ви­ли на ме­сте раз­ва­лин па­мят­ный знак с изо­бра­же­ни­ем Ан­дре­ев­ско­го кре­ста. (В на­сто­я­щее вре­мя – де­рев­ня Гру­зи­но, в 10 км от ст. Чу­до­во Мос­ков­ской ж/д; Нов­го­род­ская об­ласть.)

Во 2-й по­ло­вине XVII ве­ка бы­ло­со­став­ле­но «Ска­за­ние крат­ко о со­зда­нии пре­честныа оби­те­ли бо­го­леп­на­го Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да Бо­га Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста на Ва­ла­а­ме…», где го­во­рит­ся о по­се­ще­нии Андреем Первозванным ещё и Ва­ла­ам­ско­го ар­хи­пе­ла­га. Это зна­чит, что на­чаль­ное ки­ев­ское ска­за­ние о пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Ан­дрея по Дне­пру и Вол­хо­ву пре­вра­ти­лось в тра­ди­цию об апо­столь­ской про­по­ве­ди по всей Рус­ской зем­ле. Уже при Иване Гроз­ном апо­сто­ла ста­ли вос­при­ни­мать как «Кре­сти­те­ля Ру­си», и те­ма «апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти» Рус­ской Церк­ви, став­шей «Апо­столь­ской ка­фед­рой», на­стой­чи­во зву­ча­ла в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бо­ва­лось за­щи­тить са­мо­сто­я­тель­ность Рос­сии в цер­ков­ных де­лах (по­ле­ми­ка с Рим­ско-Ка­то­ли­че­ской Цер­ко­вью и др.). Вско­ре Ан­дрей Пер­во­зван­ный стал небес­ным по­кро­ви­те­лем на­шей дер­жа­вы и да­же па­тро­ном во­ен­но-мор­ско­го фло­та; с тех пор Ан­дре­ев­ский крест укра­ша­ет на­ши су­до­вые фла­ги (Ан­дре­ев­ский флаг).

Про­ис­хо­дит вполне по­нят­ное раз­ви­тие этой ле­ген­ды, и совре­мен­ные ва­ла­ам­ские мо­на­хи «ни­чтоже сумняше­ся» по­ка­зы­ва­ют вос­хи­щён­ным про­сто­душ­ным па­лом­ни­кам «ка­мень апо­сто­ла Ан­дрея». Ве­ро­ят­но, «ло­ги­ка» ле­ген­ды вско­ре за­ста­вит апо­сто­ла Ан­дрея от­плыть на Со­лов­ки (чем эта слав­ная оби­тель ху­же Ва­ла­ам­ской?!), а за­тем сде­ла­ет его по­ляр­ным ис­сле­до­ва­те­лем. (В скоб­ках за­ме­тим, что та­ко­ва во­об­ще «ло­ги­ка» раз­ви­ва­ю­щей­ся вне на­уч­но-ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста на­род­ной ре­ли­ги­оз­но­сти. Об­ра­зо­ван­ные хри­сти­ане долж­ны от­но­сить­ся к это­му с муд­рым по­ни­ма­ни­ем и не спо­рить с её про­сто­душ­ны­ми но­си­те­ля­ми.)

Кро­ме Рос­сии, апо­сто­ла Ан­дрея счи­та­ет сво­им апо­сто­лом и по­кро­ви­те­лем Шот­лан­дия; на фла­ге ко­то­рой при­сут­ству­ет и Ан­дре­ев­ский крест.

Ночь, пред­ше­ству­ю­щая цер­ков­но­му дню па­мя­ти апо­сто­ла Ан­дрея, име­ну­ет­ся «Ан­дре­ев­ской но­чью», в ко­то­рую, по на­род­но­му по­ве­рью, мо­ло­дым пар­ням и де­вуш­кам яв­ля­ют­ся об­ра­зы суже­ных.

Орден св. Андрея Первозванного

Име­нем Ан­дрея Пер­во­зван­но­го был на­зван ор­ден, учре­жден­ный ца­рём Пет­ром I в 1698 го­ду. Ан­дре­ев­ский ор­ден – пер­вый и выс­ший ор­ден Рос­сий­ской им­пе­рии (до 1917 го­да). Пер­вое на­граж­де­ние со­сто­я­лось 10 мар­та 1699 го­да, ко­гда Петр воз­ло­жил зна­ки ор­де­на на ге­не­рал-криг­смей­сте­ра (впо­след­ствии фельд­мар­ша­ла) Ф. А. Го­ло­ви­на. Ор­де­ном на­граж­да­лись выс­шие во­ен­ные и граж­дан­ские чи­нов­ни­ки, не ни­же ге­не­рал-лей­те­нан­та или тай­но­го со­вет­ни­ка. Им­пе­ра­тор Па­вел I стал на­граж­дать свет­ски­ми ор­де­на­ми рос­сий­ское ду­хо­вен­ство, и пер­вы­ми ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, при­чис­лен­ны­ми к ор­де­ну Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, ста­ли мит­ро­по­лит Санкт-Пе­тер­бург­ский и Нов­го­род­ский Гав­ри­ил (Пет­ров) (1775–1801) и мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон (Лев­шин) (1775–1812). За всю ис­то­рию ор­де­на вру­че­но немно­гим бо­лее 1000 зна­ков. Де­виз ор­де­на – «За ве­ру и вер­ность». Знак ор­де­на – ко­сой Ан­дре­ев­ский крест си­ней эма­ли, на­ло­жен­ный по­верх чер­но­го двух­гла­во­го ор­ла, увен­чан­но­го тре­мя ко­ро­на­ми. На кре­сте изо­бра­же­ние рас­пя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея и че­ты­ре зо­ло­тые ла­тин­ские бук­вы по кон­цам кре­ста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Свя­той Ан­дрей, По­кро­ви­тель Рос­сии»).

апостол покровитель святой руси. Смотреть фото апостол покровитель святой руси. Смотреть картинку апостол покровитель святой руси. Картинка про апостол покровитель святой руси. Фото апостол покровитель святой русиОрден св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой –
высший орден Русской Православной Церкви

Ор­де­ну при­над­ле­жал Ан­дре­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве (Боль­шой про­спект, 21/23). В свя­зи с этим над вхо­дом в со­бор укреп­лён знак ор­де­на Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

Пер­вы­ми ка­ва­ле­ра­ми вос­ста­нов­лен­но­го в 1998 го­ду ор­де­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го ста­ли ака­де­мик Д. С. Ли­ха­чев, кон­струк­тор стрел­ко­во­го ору­жия М. Т. Ка­лаш­ни­ков, пре­зи­дент Ка­зах­ста­на Н. На­зар­ба­ев и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

Име­нем Ан­дрея Пер­во­зван­но­го на­зван и выс­ший ор­ден Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, учре­ждён­ный Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да 28 де­каб­ря 1988 го­да в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем Ты­ся­че­ле­тия Кре­ще­ния Ру­си. На­граж­да­ют­ся им толь­ко гла­вы По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Со­сто­ит из оваль­но­го зна­ка с изо­бра­же­ни­ем в рост апо­сто­ла Ан­дрея, дер­жа­ще­го в ру­ке боль­шой че­ты­рех­ко­неч­ный крест, и вось­ми­ко­неч­ной ал­маз­ной звез­ды с вен­зе­лем С. А. и над­пи­сью по окруж­но­сти: «Аз есмь свет ми­ру».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Ли­те­ра­ту­ра

Мюл­лер Л. Древ­не­рус­ское Ска­за­ние о хож­де­нии апо­сто­ла Ан­дрея в Ки­ев и Нов­го­род // Ле­то­пи­си и хро­ни­ки: Сб. ста­тей 1973 г. М., 1974, с. 48–63; По­ныр­ко Н. В., Пан­чен­ко А. М. Апо­кри­фы о Ан­дрее Пер­во­зван­ном // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Др. Ру­си. Вып. I. М., 1987, с. 49–54; Ро­бин­сон А. Н. «Марш­рут» апо­сто­ла Ан­дрея // Стра­ни­цы: Жур­нал Биб­лей­ско-Бо­го­слов­ско­го ин-та ап. Ан­дрея. М., 1996. № 2, с. 57–74; Бур­ков В. Г. Ор­ден Ан­дрея Пер­во­зван­но­го // Со­фия. Нов­го­род, 1997. № 4, с. 36–37; Бур­ков В. Г. Воз­рож­де­ние пер­во­го рос­сий­ско­го ор­де­на // Со­фия. Нов­го­род, 1999. № 2, с. 34–35; Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. II, с. 370–377, 399–409 (ста­тьи с по­дроб­ны­ми биб­лио­гра­фи­че­ски­ми ука­за­ни­я­ми).

Источник

Небесный покровитель Святой Руси

13 декабря – память апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный. Имя этого святого известно всем. Как первого ученика Христа, просветившего светом Евангелия многие земли, его почитают во всем христианском мире. Практически во всех странах можно встретить святыни, связанные с апостолом Андреем.

Из Истории святого апостола Андрея Первозванного:

«Святой апостол Андрей Первозванный был рыбаком из Вифсаиды. Именно он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему и своего родного брата Симона – будущего первоверховного апостола Петра. »

На Руси всегда глубоко почитали апостола Андрея, который, по преданию, посетил и благословил наши земли, а на холмах будущего Киева водрузил Святой Крест.

Именно поэтому один из самых известных киевских храмов, ныне, к сожалению, захваченный украинскими раскольниками-националистами, посвящен Андрею Первозванному. А несколько лет назад в российском Воронеже была освящена церковь в его честь, один из самых красивых храмов, возведенных за последние годы. И сегодня андреевские храмы от Севастополя до Валаама и Соловков и от Калининграда до Приморского края объединяют все пространство Святой Руси.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

В Москве хорошо помнят, как два года назад столицу посетила величайшая святыня – Андреевский крест, на котором около 70 года от Рождества Христова был распят апостол Андрей. Крест, в том числе являющийся и символом русского военно-морского флота. А совсем недавно икона с частицей мощей Андрея Первозванного на большом десантном корабле «Новочеркасск» была доставлена в Севастополь. В дар от наших православных братьев из греческого города Патры, места распятия и погребения святого апостола Андрея.

Источник

«Небесный покровитель Святой Руси». Апостол Андрей Первозванный. Церковный календарь на 13 декабря

13 декабря (30 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 27-я седмицы по Пятидесятнице (двадцать седьмой воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется день одного из самых почитаемых христианских святых – апостола Андрея Первозванного.

С причала рыбачил апостол Андрей,

А Спаситель ходил по воде.

И Андрей доставал из воды пескарей,

А Спаситель – погибших людей.

Слова этой песни группы Nautilus Pompilius знакомы большинству людей среднего возраста. Однако далеко не все знают, что евангельская история имеет мало общего с сюжетом песни. Не будем слишком строги к её авторам. Подобные поэтические вольности нередко приводили и приводят наших современников к прочтению Священного Писания, а в итоге и к воцерковлению. И именно этот путь проделал автор музыки и исполнитель этой песни Вячеслав Бутусов.

Так что же мы знаем об апостоле Андрее Первозванном из Священного Писания – Евангелия и Деяний святых апостолов? Не так уж и много. Если суммировать эти знания с принятым Церковью житийным преданием, то нам открывается следующее. Апостол Андрей был рыбаком из галилейской Вифсаиды. Именно он самым первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему и своего родного брата Симона – будущего первоверховного апостола Петра.

Ещё совсем юным будущий апостол последовал за святым Иоанном Крестителем, который и указал своим ученикам на Спасителя: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грехи мира». Также из Евангелия известно, что именно апостол Андрей беседовал с Господом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а кроме того, вместе с апостолом Филиппом привёл ко Спасителю эллинов.

К слову, само имя Андрей – не древнееврейского, а греческого происхождения и в переводе значит «мужественный». Этому есть простое объяснение: галилеяне славились своим миролюбием и гостеприимностью. А потому в их краях всегда жило немало греков, чьи имена перенимали и коренные жители Галилеи. Более того, многие иудеи того времени были весьма эллинизированы, проникнуты «эллинской премудростью».

Также, по преданию, Андрей Первозванный первым из христианских проповедников посетил земли будущего Константинополя и даже будущей Руси от киевских до новгородских пределов. И в том числе именно поэтому во все времена своей истории русские православные христиане особенно глубоко почитали апостола Андрея. Святого, благословившего наши земли, который на холмах будущего Киева водрузил Святой Крест со словами, приведёнными ещё Нестором Летописцем в «Повести временных лет»:

Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог воздвигнути имать.

И неслучайно один из самых известных киевских храмов, ныне, к сожалению, захваченный украинскими раскольниками-националистами, посвящён Андрею Первозванному. Несмотря на то, что подобные сектанты были бы рады считать, что Христос пришёл в наш мир, был распят и воскрес именно ради «украинцев», андреевские храмы и сегодня объединяют всё пространство Святой Руси: от Севастополя до Валаама и Соловков и от Калининграда до Приморского края.

апостол покровитель святой руси. Смотреть фото апостол покровитель святой руси. Смотреть картинку апостол покровитель святой руси. Картинка про апостол покровитель святой руси. Фото апостол покровитель святой руси

Патриаршее служение в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Торжественная встреча Креста апостола Андрея Первозванного. Фото: http://patriarchia.ru

И в этом смысле особую значимость приобретают слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённые два года назад в ходе торжественной встречи в Санкт-Петербурге величайшей святыни, Андреевского креста, на котором около 70 года от Рождества Христова был распят апостол Андрей:

Апостол Андрей считался покровителем всей Руси, и неслучайно династия Романовых в лице государя императора Петра I избирает апостола Андрея своим покровителем. В честь него создаётся высший государственный орден – орден Андрея Первозванного, и под молитвенной сенью этого великого апостола и просветителя земли нашей протекало историческое бытие народа и Церкви Русской.

В действительности, почитание святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дар говорить на разных языках, а соответственно – просвещать все народы мира, в корне противоречит узкому национализму. Но ничуть не противоречит настоящему патриотизму, ведь те же апостолы с большим уважением относились к людям различных традиций, умея быть «с эллинами – как эллины, с иудеями – как иудеи».

И когда наши либеральные христиане, которых выдающийся мыслитель-консерватор Константин Леонтьев метко прозвал «розовыми христианами», оправдывая свои космополитические и русофобские воззрения, настаивают на том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», в этом несложно определить лукавство. Ведь полностью эта апостольская фраза звучит так: «Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе». Думаю, доказательств того, что в нашей земной жизни существуют и мужской, и женский пол – не требуется.

А потому у русских православных людей нет ни малейшего сомнения в том, что святой апостол Андрей, благословивший земли Святой Руси, и сегодня является их Небесным покровителем. И именно поэтому Андреевский крест на протяжении многих лет является символом русского Военно-морского флота. А совсем недавно, в октябре 2015 года, икона с частицей мощей Андрея Первозванного на большом десантном корабле Черноморского флота России «Новочеркасск» была доставлена в Севастополь. В дар самому русскому городу на Земле от наших православных братьев из греческого города Патры, места распятия и погребения святого апостола, принёсшего свет Православия на землю нашу.

СПРАВОЧНО

В Российской империи имя апостола Андрея носил первый в истории страны наградной орден, который был учреждён Петром I в 1698 году и присуждался «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям». До 1714 года – единственный орден, а вплоть до 1917 года – высшая награда Российской Империи. В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Поскольку точная дата учреждения знака отличия неизвестна, День ордена Андрея Первозванного отмечается в день памяти святого, чьё имя он носит – 13 декабря.

Кроме того, флаг с Андреевским крестом, благодаря опять же Петру I, стал главным корабельным кормовым флагом всего российского флота. Апостол Андрей был братом апостола Петра, и царь Пётр I считал его также своим небесным покровителем. В Евангелии указано, что Андрей был простым рыбаком, однако, по ряду преданий, он имел молитвенную силу усмирять бушующее море и воскрешать умерших, в частности утопленников. Житие рассказывает об этом так:

В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.

Чудеса и проповеди святого апостола в языческих Патрах не могли оставить равнодушными власти, враждебно настроенные к христианству. Около 70 года апостол принял мученичество и был распят. На косом кресте, так как он счёл себя недостойным быть распятым в точности как Спаситель. С тех пор косой крест зовётся Андреевским.

Явление такого креста в небе считается благим предзнаменованием у мореплавателей и на военном флоте – символом грядущей победы. Именно поэтому Андреевский крест стал основой для государственных и флотских флагов, в частности, Шотландии и Великобритании.

Россия также взяла эту добрую традицию. Первый флаг с Андреевским крестом, занимающим всё полотнище флага, появился впервые в 1710–1712 годах, в 1720 году подтверждён Уставом. Эскиз полотна был создан лично императором. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В советский период от Андреевского флага пытались отказаться, но в 1992 году он окончательно вернулся во флот и используется по сей день.

Имя Андрея Первозванного также носил эскадренный броненосец, линейный корабль российского флота, спущенный на воду в 1906 году. Первым командиром «Андрея Первозванного» стал легендарный русский капитан Всеволод Руднев. Броненосец участвовал в Первой мировой войне, в подавлении восстания в Кронштадте, а в 1919 году был подбит во время атаки Британии на Красный флот.

Символично, что относительно недавно в канун праздника св. Андрея Первозванного на главной базе Черноморского флота России, в Севастополе, были подняты Андреевские флаги на новейших малых ракетных кораблях (МРК) «Зелёный дол» и «Серпухов» проекта 21631. Корабли, вооружённые ударным комплексом крылатых ракет «Калибр-НК», вошли в состав боеготовых сил ЧФ. Церемония прошла рядом с мысом Херсонес, где, по преданию, высадился и проповедовал Андрей Первозванный в ходе своего путешествия по землям будущей Святой Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *