аталанта и гиппомен миф

Аталанта

Аталанта (Atalanta), в греческой мифологии участница калидонской охоты (Аполлодор, I 8, 2-3) и похода аргонавтов (Диодор, IV 41). Вероятно, образ Аталанты возник из слияния двух первоначальных образов героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука, и беотийской, знаменитой быстротой ног. По двум версиям мифов. Аталанта – аркадианка, дочь Яза и Климены; воспевается в греческих сказаниях, как славная охотница, искусная в стрельбе из лука. Аталанта – беотянка, дочь Схенея, славилась красотой и быстротой бега.

Отец Аталанты, недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и девочку вскормила медведица, а воспитали охотники. Когда девушка подросла, она стала единственной женщиной, принявшей участие в знаменитой калидонской охоте. В «Мифологической библиотеке» Аполлодора упоминается свыше двадцати участников калидонской охоты: калидонцы Мелеагр и Дриас, плевронцы – сыновья Фестия, мессенские близнецы Идас и Линией, Диоскуры из Спарты, Тесей из Афин, аркадяне Анкей и Кефей, фессалийцы Адмет, Пирифой, Пелей и Ясон, Амфиарай из Аргоса, Амфитрион и его сын Ификл из Фив и другие.

После того как многие добивавшиеся ее руки погибли, Гиппомен (по другим источникам Меланион) сумел победить Аталанту хитростью. Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, подымая которые, Аталанта проиграла состязание. Став женой Меланиона, Аталанта родила ему Парфенопея. По другим версиям отцом Парфенопея были Мелеагр (Гигин, Фабулы, 70, 99) или Арес (Аполлодор, III 9, 2). Супружество Аталанты было недолгим и окончилось трагически: Зевс наказал предававшихся любви в его храме супругов, превратив обоих во львов.

Согласно представлениям древних, львицы сочетаются только с леопардами, поэтому постигшее Аталанту наказание лишало ее возможности продолжать брачные отношения с мужем (Овидий, Метаморфозы, X 560-704; Гигин, Фабулы, 185). Некоторые черты мифа об Аталанте (вскармливание ее молоком медведицы, девственность, успехи в охоте) сближают ее с богиней-девственницей Артемидой и позволяют считать ее ипостасью этой богини охоты.

Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи («ваза Франсуа» – кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др. С 16 века разрабатывались два сюжета мифа: «Гиппоменей побеждает Аталанту в беге» (Якоб Йорданс, Гвидо Рени, А. Хоубракен и другие живописцы) и «Мелеагр приносит Аталанте голову вепря» (фрески на вилле Фарнезина, картины П.П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена, П. Лели и других художников).

Последний сюжет был особенно распространен в эпоху барокко, так как позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты. Европейская драматургия обращается к мифу об Аталанте, начиная с 17 столетия («Аталанта» Лопе де Вега и Ю. Пальмотича). Миф послужил основой для либретто ряда опер 17-18 веков (оперы «Аталанта» А. Драги, Н.А. Штрунцка, А. Стеффани, Г.Ф. Генделя, И.А. Хассе и других композиторов).

Источник

Мелеагр и Аталанта, Или Сын, проклятый матерью

Мелеагр – сын каледонского царя Ойнея и его жены Алфеи, которая прокляла сына, как считали издавна, по побуждению «необъяснимо вспыхнувшей страсти».

Какую «необъяснимо вспыхнувшую страсть» имели ввиду те, кто так считал? Мать, что страдала сексуальным безумием и домогалась сына? Или те, кто так трепал языком, заглядывал в замочную скважину? Или, быть может, со свечкой у ног стоял во время когда сын всячески отбивался от похотливой матери? Могло-ли быть такое в древнем мире? Могло.

Но могло и не быть такого. Во всяком случае, ни у Гомера, ни у Гесиода, Эсхила, Софокла и ни у Овидия в его «Метамарфозах» об «необъяснимо вспыхнувшей страсти» матери к сыну я ничего не нашёл. Да и в многочисленных публикациях нынешнего Интернета «ни гу-гу» об этом.

На мой взгляд, проклятье заключалось в следующем.
В соответствии с моральными правилами матриархата, где родной брат считался ближайшим родственником матери, а кровная связь между дядей с материнской стороны и племянником считалась особенно тесной и СВЯЩЕННОЙ, а с сыном – нет. Таким образом, миф о Мелеагре отражает родственные отношения на более древней ступени развития, о чём, собственно, и повествует миф о проклятье матерью сына.

А история Мелиагра и Аталанты, превращённая в миф, банальна. Я её вижу так.

Мелеагр (царский сынок) решил поохотиться на кабана, охота на которого всегда была и есть опасна. Ни один нормальный охотник один не пойдёт на кабана. Поэтому Мелеагр пригласил своих друзей по походу за золотым руном в Колхиду: Кастора и Полидевка (сыновей спартанского царя Тиндорея и Леды), Тесея (сына афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры), Ясона (сына царя Иолка Эсона и его жены Амфиномы), Иолая (сына брата Геракла Ифила и Автомедусы), Пирифоя (сына царя лапифов Иксиона и его супруги Дии), Пелея и Теламона (сыновей эгинского царя Эака и его супруги Эндеиды) и многих других.

Пригласили на охоту и дочь беотийского царя Схенея и его супруги Климены, Аталанту.

Царственные мужи выпендривались перед девицей кто как мог, а она, строя глазки и кокетничая, никому из них до поры до времени предпочтения не выказывала.

Надо заметить, что Аталанта девственницей на тот момент уже не была. Её, как говорится, «охмурил» прекрасный Гиппомен (сын царя Мегарея из биотийского Онхеста), которому помогла богиня любви Афродита.

И как говорят в Одессе – «Красавчик заманул в сарайчик (в лесной храм)» девицу Аталанту. Там она проявила свою благосклонность, и подарила ему свою девственность.

Теперь же, на охоте на каледонского вепря, Аталанта, опередив полупьяных мужей в сноровке, нанесла чудовищному вепрю первую рану своей стрелой, а затем уже обессиленного, истекающего кровью вепря добил своим копьём Мелеагр.

Велика была радость охотников, снова севших за пиршественную «поляну» на роскошном, пахнущем дурманом, разнотравье. Разгорелся яростный спор о том, кто же из героев больше всех отличился на охоте.

Было сказано много хвастливых и оскорбительных слов. От слов спорщики перешли к делу, а из-за шкуры вепря, которую Мелеагр по-рыцарски уступил Аталанте, разгорелась настоящая драка между каледонцами и родственными им куретами – жителями соседнего Плеврона.

Девица Аталанта, не долго печалилась, и выскочила замуж за героя Меланиона. Родила ему сына Парфенопея. Далее она затерялась в житейском быте, осталась лишь память о ней в «Метаморфозах» Овидия, да на многочисленных росписях ваз и статуй античного мира, хранящихся в музеях: Флоренции, Парижа, Неаполя, Мюнхена и Праги.

Источник

TALE WISDOM

Аталанта росла в горах. Она была очень отважной. Её способности охотницы и бегуньи были под стать любому мужчине. Когда Аталанта выросла и превратилась в прекрасную девушку, ее возлюбленным стал охотник по имени Мелеагр. Неразлучная пара славилась во всей Греции. Всех восхищала их охота на Калидонского кабана. Вскоре после этого Мелеагр умер на руках у Аталанты. Она покинула горы, где раньше скиталась вместе с любимым, предстала перед своим отцом и была признана наследницей его трона.

Теперь многие добивались ее, но она всех отвергала. Претенденты на ее руку и сердце начали возмущенно требовать, чтобы она, наконец, выбрала себе мужа из их числа. Знаменитая красотою и быстротою в беге Аталанта предлагала каждому из искателей своей руки состязаться в беге. Аталанта ответила, что согласится стать женой того, кто победит ее в состязании. Победитель получает ее в жены.

Во всех состязаниях быстроногая была впереди. В итоге счастья решил попытать Гиппомен, искренне любивший Аталанту, однако не отличавшийся атлетическими способностями. Всю ночь перед состязанием Гиппомен молил о помощи Афродиту, богиню любви. Афродита услышала его мольбы и подарила ему три золотых яблока, благодаря которым он смог победить в состязании.

В начале состязания Гиппомен бросил под ноги Аталанте первое яблоко. Это яблоко привлекло ее внимание своей сияющей красотой. Аталанта приостановилась, чтобы поднять яблоко и, пока она пристально его разглядывала, Гиппомен вырвался вперед. Аталанта увидела свое искаженное отражение на круглом боку яблока и подумала: «Так я буду выглядеть в старости». Тогда впервые к ней пришло осознание о том, как жить дальше.

Аталанта опять сосредоточилась на состязании и без усилий догнала Гиппомена. Тогда он бросил ей под ноги второе яблоко Афродиты. Как только Аталанта остановилась и подняла его, на нее нахлынули воспоминания об умершем возлюбленном, Мелеагре. Она ощутила любовное томление, в ней пробудилось желание физической и эмоциональной близости. Она задумалась о любви.

Гиппомен уже видел линию финиша. Аталанта догнала его вновь. Она была близка к победе, но Гиппомен бросил третье яблоко. Какую-то долю секунды Аталанта колебалась: пересечь ли ей линию финиша и победить, либо поднять яблоко и проиграть состязание? Признав ценность любви, она, оказалась перед самым важным в ее жизни выбором. Она предпочла поднять яблоко. Гиппомен выиграл состязание и Аталанту.

Благодаря любви женщина познает саму себя, тем самым обретая внутреннюю целостность. Теперь она не только сосредоточена на себе самой. Она способна откликнуться на чувства близкого ей человека.

Источник

Какие антимонопольные сюжеты нашли на картине «Состязание Гиппомена и Аталанты»

Среди полотен, написанных в эпоху Возрождения и барокко, можно найти немало картин с мотивами конкуренции или ее регулирования. Например, «Игры детей» Питера Брейгеля Старшего – это мир идеальной конкуренции, а на его «Вавилонской башне» изображено творение людей, решивших конкурировать с Богом. Адриан Петерс ван де Венне изобразил жесткую конкуренцию церквей на картине «Ловцы душ». А Франс Снейдерс во «Фруктовой лавке» – доминирующую силу покупателя.

О конкуренции написано и в Библии, начиная с истории Авеля и Каина, ей посвящены древнегреческие и древнеримские мифы. Картины на такие сюжеты охотно приобретались купцами и знатью, ими украшали кабинеты и парадные залы. Одну из таких картин мы и выбрали в качестве иллюстрации нашей конференции, чтобы ее участники помнили о том, что конкуренция должна быть честной, какой бы острой она ни была и какой бы желанной ни была победа. Иначе победитель может легко оказаться проигравшим.

На громадном полотне «Состязание Гиппомена и Аталанты» французский художник XVIII в. Ноэль Алле изобразил драматичный момент: юноша Гиппомен, воспользовавшись хитрой уловкой, выигрывает соревнование по бегу у Аталанты – дочери беотийского царя. Не желавшая выходить замуж Аталанта придумала способ, как избавляться от женихов: если юноша не мог обогнать ее, она закалывала его копьем. Аталанта была сильнейшей бегуньей, ее выкормила медведица, воспитали охотники, и она была уверена в своем доминирующем положении и монополии на победу. Но на всякого мудреца найдется довольно простоты, как и на всякого монополиста – власти регулятора. Богиня любви Афродита, посочувствовав Гиппомену, дала ему совет запастись золотыми яблоками и бросать их перед Аталантой во время бега. Блеск золота магически подействовал на девушку, наклоняясь за яблоками и поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг финиша. Но недобросовестная конкуренция и сговор с властями принесли Гиппомену не счастье, а проклятье. Он забыл поблагодарить Афродиту, т. е. представителя власти с Олимпа, за что был наказан – согласно одной из версий мифа, вместе с Аталантой они были превращены во львов.

Участники конференции «Ведомостей» нашли в картине немало общего с современной антимонопольной политикой. Внимание Анны Нумеровой, партнера адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», привлек царь Схеней, который попустительствовал своей дочери, позволяя ей истреблять женихов: «Для меня этот царь – до недавнего времени ФАС, которая по большей части достаточно формально рассматривала сделки экономической концентрации. И, можно сказать, что в результате пострадал не один конкурент или участник этого «забега». Но, как мы сегодня услышали, этот подход уже изменился и нас ждет интересное время».

«Ассоциации вполне очевидные», – отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов и далее расставил всех по местам: «Гиппомен – приобретатель акций, паев, долей, активов, Аталанта (по-гречески – «непоколебимая») – Федеральная антимонопольная служба, яблоки – действия, направленные на обеспечение конкуренции либо на защиту национальных интересов, которые приобретатель предлагает регулятору. Как всегда, в нашем деле важны детали. Во-первых, Гиппомен бежит прямиком к Амуру, а значит, хочет любви. Во-вторых, у Аталанты в руках нет ни лука со стрелами, ни копья, значит, мифы о ее кровожадности – сильное преувеличение. В-третьих, Аталанта останавливается, чтобы поднять яблоки, отнюдь не потому, что они золотые – царская дочь все-таки, – а из свойственной ей любознательности, постоянного желания узнать что-то новое. В-четвертых, сами яблоки совсем не обязательно бывают золотые, их состав и содержание требуют дополнительного изучения – о коварных свойствах яблочек известно немало, и Аталанта это прекрасно знает. Наконец, весь процесс состязания Аталанты и Гиппомена происходит публично и открыто. Все эти черты взаимодействия ФАС и хозяйствующих субъектов наглядно проявляются в целом ряде примеров рассмотрения сделок как по закону о конкуренции, так и по закону о стратегах».

Несколько по-другому решила трактовать сюжет картины Ольга Плешанова из адвокатского бюро «Инфралекс»: «Это гонка государства – Гиппомена – и естественных монополий, ГУПов и МУПов с завышенными тарифами. Эти субъекты – Аталанта – всякий раз стремятся догнать государство и «убить» его, т. е. получить как можно больше бюджетных денег и средств граждан, вплоть до полного их разорения. Гиппомен пытается идти на хитрость и остановить Аталанту, используя золотые яблоки – тарифы. Ими государство пытается откупиться и сохранить жизнь, т. е. госбюджет и общественное благосостояние. Весь вопрос в толщине позолоты: инфляция плюс или инфляция минус».

В общем, как и зрители любого состязания, участники нашей конференции выбирали, за кого болеть, кому желать победы, а кому поражения в конкурентной борьбе, кого винить в нарушении и кого считать несправедливо лишенным победы. И лишь ФАС, как и подобает регулятору, предпочла оставаться над схваткой, пока не будет проведено всестороннее расследование «дела о яблоках». Если, конечно, цены на яблоки – товар социально значимый – не покажутся завышенными.

В подготовке статьи участвовали Надежда Шуматова, Екатерина Плотникова

Источник

Миф об Аталанте: метафора психологического роста

Миф об Аталанте: метафора психологического роста

Аталанта — героиня, чья отвага и способности охотницы и бегуньи были под стать любому мужчине. Ее, оставленную в горах вскоре после рождения, нашла и вскормила медведица. Когда Аталанта выросла и превратилась в прекрасную девушку, ее возлюбленным стал охотник по имени Мелеагр. Неразлучная пара прославилась по всей Греции, особенно после их охоты на Калидонского кабана. Вскоре после этого Мелеагр умер на руках у Аталанты. Она покинула горы, где раньше скиталась вместе с любимым, предстала перед своим отцом и была признана наследницей его трона.

Теперь многие добивались ее, но она с презрением всех отвергала. Когда претенденты на ее руку и сердце начали возмущенно требовать, чтобы она наконец выбрала себе мужа из их числа, Аталанта ответила, что согласится стать женой того, кто победит ее в состязании в беге. Победитель получает ее в жены, проигравший лишается жизни.

Во всех состязаниях быстроногая была впереди. В итоге счастья решил попытать Гиппомен, искренне любивший Аталанту, однако не отличавшийся атлетическими способностями. Он был готов расплатиться жизнью за свою дерзкую попытку. Всю ночь перед состязанием Гиппомен молил о помощи Афродиту, богиню любви. Афродита услышала его мольбы и подарила ему три золотых яблока, благодаря которым он смог победить в состязании.

Яблоко 1: Осознание того, что время проходит. В начале состязания Гиппомен бросил под ноги Аталанте первое яблоко. Это яблоко привлекло ее внимание своей сияющей красотой. Аталанта приостановилась, чтобы поднять яблоко и, пока она пристально его разглядывала, Гиппомен вырвался вперед. Аталанта увидела свое искаженное отражение на круглом боку яблока и подумала: «Так я буду выглядеть в старости».

Многие энергичные женщины не осознают скоротечности времени до тех пор, пока не достигают среднего возраста и не обнаруживают, что в их жизни остается все меньше целей, к которым стоило бы стремиться. Тогда впервые к ним приходит осознание того, что им не суждено быть вечно молодыми; они начинают размышлять о том, как жить дальше.

Яблоко 2: Осознание ажности любви. Аталанта опять сосредоточилась на состязании и без усилий догнала Гиппомена. Тогда он бросил ей под ноги второе яблоко Афродиты. Как только Аталанта остановилась и подняла его, на нее нахлынули воспоминания об умершем возлюбленном, Мелеагре. Она ощутила любовное томление, под влиянием Афродиты в ней пробудилось желание физической и эмоциональной близости. Подобные переживания в сочетании с осознанием неумолимости безвозвратно уходящего времени вынуждают женщину-Артемиду задуматься о любви.

Яблоко 3: Инстинкт продолжения рода и творчество. Гиппомен уже видел линию финиша, когда Аталанта догнала его вновь. Она была близка к победе, но Гиппомен бросил третье яблоко. Какую-то долю секунды Аталанта колебалась: пересечь ли ей линию финиша и победить, либо поднять яблоко и проиграть состязание? Она предпочла поднять яблоко. Гиппомен выиграл состязание и Аталанту.

Инстинкт продолжения рода, присущий Афродите (которую в этом поддерживает Деметра), заставляет многих активных, целеустремленных женщин, перешагнувших тридцатипятилетний рубеж, пересмотреть свою жизнь. Ориентированные на профессиональные успехи женщины часто оказываются застигнутыми врасплох, когда внезапно испытывают настоятельную потребность родить ребенка.

Однако третье золотое яблоко символизирует не только биологическое размножение. Для женщины средних лет социальный успех уже не столь значим, как прежде. Пробуждающаяся в ней Афродита заставляет ее находить глубоко личные формы самовыражения.

Когда женщина благодаря любви познает в себе Афродиту, она тем самым преодолевает односторонность архетипа Артемиды и обретает внутреннюю целостность. Теперь она не только сосредоточена на себе самой, но и способна откликнуться на чувства близкого ей человека. Признав ценность любви, она, подобно Аталанте, оказывается перед самым важным в ее жизни выбором.

Читайте также

Компьютерная метафора

Компьютерная метафора В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. В наши дни механистическая модель и соответствующий ей

Метафора дерева

Метафора дерева В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого

Система как метафора

Система как метафора Система взаимодействия, возникшая между супругами на основе симптома, носителем которого стал один из них, может быть рассмотрена как аналогия той жизненно важной борьбы, которую супружеская пара не в состоянии привести к благополучному разрешению.

9. ВЫВОДЫ: МЕТАФОРА И СИЛА

9. ВЫВОДЫ: МЕТАФОРА И СИЛА В заключительной главе будет сделан обзор ключевых элементов стратегической семейной терапии как самостоятельного подхода и предложено краткое резюме с некоторыми дополнительными

Метафора

Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме

Бессознательное /сознательное/ метафора.

Бессознательное /сознательное/ метафора. В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так

2.8. Метафора

2.8. Метафора Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней. В. Шекспир Метафора как прием остроумия является продуктом речевой и материальной культуры. Вместе с тем метафора является средством ее формирования, так как ее генезис восходит к когнитивной

Метафора жизни

Метафора жизни Рассказ Василия Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на

Раздел 1 Метафора, «Метафора»

Раздел 1 Метафора, «Метафора» Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и «бессознательных»

Основные направления психологического развития и роста

Основные направления психологического развития и роста Как мы уже не раз говорили, психологическое развитие человека происходит в процессе его общения с другими, и особенно это касается женщин. Процесс общения предполагает взаимную эмпатию. Когда один человек находит в

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА Метафоры – очень важная часть нашей работы. «Когда покупаешь дом, осматриваешь балки, когда выбираешь женщину, смотришь на ее мать». Это и метафора, и аналогия. Может быть, мы ее используем несколько позже, когда будем говорить о том, как наш мозг обрабатывает

Миф о Психее: метафора психологического развития

Миф о Психее: метафора психологического развития Миф об Эросе и Психее использовался в женской психологии несколькими юнгианскими аналитиками в качестве аналогии; из них наиболее примечательны Эрик Нойманн в его книге «Амур и Психея» и Роберт Джонсон в книге «Она».

Что есть метафора?

Что есть метафора? О, братья и сестры по духу, мы – создатели трансформации в те священные моменты, которые проводим вместе друг с другом. О, позвольте нам рассказывать наши истории, чтобы вести самих себя вперед. Позвольте почувствовать, как наши сердца открываются

Игра как метафора

Игра как метафора Можно привести ещё множество интереснейших примеров игр с буквенными (графемными и фонемными) и словесными множествами — скажем, поиски закономерности в последовательности слов, букв, рисунков. Во всех случаях анализируются структура и характерные

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *