автор проекта троицкий кафедральный собор вятка
Кирпичи веры. Пять зданий Кирова, построенных из останков разрушенных храмов
Рассказываем, какие церкви города были разобраны на стройматериалы и каким объектам они дали жизнь.
Многие кировчане знают о том, что в 30-40-х годах на волне борьбы советской власти с религией в Вятке было разрушено немало церквей. Но далеко не все знают, что из частей некоторых храмов, взорванных «на кирпич», в Кирове было построено несколько знаковых зданий. Каких именно, читайте дальше.
Центр досуга «Практикум», бывший кинотеатр «Октябрь» (ул. Карла Маркса, 81)
Летом 2017 года кинотеатр «Октябрь» перестал существовать в привычном виде. После того как НП «Смена» отказалось от кинотеатра, долгое время было неясно, что же будет со зданием. Новым арендатором «Октября» стал музейно-выставочный комплекс «На Спасской». В здании был проведён ремонт, а вместо кинотеатра открылся центр досуга «Практикум».
Владимирский собор, 1900-1905 годы
Центральная гостиница (ул. Ленина, 80)
Кировский крайисполком объявил конкурс на лучший проект. Его победителем стал архитектор Иван Чарушин. Четырёхэтажное здание гостиницы состояло из трёх частей: средняя выходила на перекрёсток улиц Ленина и Коммуны, а по бокам располагались одинаковые корпуса с квадратными башнями по фасадным концам. В здании располагались парикмахерская, почта, продуктовый магазин и ресторан.
Стоит отметить, что сам Иван Чарушин был одним из прихожан снесённого храма, венчался там в 1896 году, а в 1901 году крестил своего сына Евгения. Некоторые авторы отмечали, что у архитектора не поднялась рука строить Центральную гостиницу на фундаменте снесённого Воскресенского собора, именно поэтому она имеет такую закруглённую форму, которая как будто обнимает место, где раньше стоял храм.
До 1950-х годов Центральная гостиница была симметричной. В 1957 году к крылу здания по улице Коммуны по проекту архитектора Бориса Александрова сделали пристройку, значительно увеличившую число номеров. При этом была утрачена двусторонняя симметрия здания. Тогда же, в конце 1950-х, застеклили венчавшую центральную часть здания открытую галерею.
Воскресенский собор, 1920-1930 годы
1937 год, строительство Центральной гостиницы
1947 год
2013 год
Северные бани (ул. Профсоюзная, 44)
В 1935 году храм был разрушен вместе с колокольней, а из кирпичей кафедрального собора выстроили корпус Северных бань.
Здание правительства Кировской области, бывший Дом Советов (ул. Карла Либкнехта, 69)
Автором проекта нового административного здания стал молодой архитектор Евгений Громаковский, выигравший конкурс. Строительство Дома Советов началось ещё в 1937 году, до 1941 года были возведены стены, частично сделаны временные деревянные перекрытия. Стройка остановилась с началом Великой Отечественной войны, а сам Громаковский ушёл на фронт, где погиб в одном из боёв. В военный период строение было отдано под пехотное училище и даже квартиры для персонала эвакуированных рабочих.
Строительство Дома Советов возобновилось лишь в 1948 году под руководством архитектора Никиты Козлова. За год была проведена внутренняя и наружная отделка здания: оборудован большой зал заседаний и холл-вестибюль с трёхмаршевыми лестницами по бокам.
В 1980 году к Дому Советов по проекту архитектора Валерия Зянкина с западной стороны был сделан пристрой. А перед главным входом в здание поставлен памятник Ленину.
Драмтеатр (ул. Московская, 37)
Проектировали здание «Драмы» московские архитекторы Андрей Буров и Александр Федоров, а рабочие «Метростроя» сделали огромную люстру для зрительного зала. Строительные работы производил трест «Кировстрой». Отделка зрительного зала была осуществлена по проекту всё того же архитектора Евгения Громаковского. Скульптурно-отделочные работы на фасаде и в интерьерах выполнены бригадой лепщиков под руководством Николая Захваткина.
Вятка (Киров). Кафедральный собор Троицы Живоначальной.
Свято-Троцикий и Николаевский кафедральный собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Первая деревянная церковь во имя Троицы Живоначальной появилась на Вятке еще в 14 веке. В 1677 году, при деятельном участии архиепископа Ионы, на месте деревянной церкви закладывается первый в городе каменный храм. Строительство закончено в 1683 году. К середине 18 века храм обветшал, главным образом из-за частых городских пожаров. Местный каменщик Федот Шутов после осмотра церкви вынес заключение, что церковь «вовсе безнадежная и к починке непригодная». Пожар 1752 года ухудшил состояние храма, и духовные власти, а именно епископ Варфоломей, просит Сенат и Синод пригласить в город архитектора для строительства нового собора – «доброго и знающего в том строении искусства гезеля». В 1760 году в Вятку приезжает молодой архитектор И.Г. Кутуков, ученик известного архитектора и педагога Д.В. Ухтомского.
По мнению И.В. Беровой, Кутуков составил новый проект Собора с учетом замысла сооружения, отосланного на утверждение Д.В. Ухтомскому ещё в начале 1760 года. В ноябре 1763 г. Ухтомский пишет епископу Варфоломею: «…на строение новостроящейся соборной Вашей церкви поручиком Кутуковым сочиненный фасад и профиль рассматривал: по которому холодную церковь с алтарем и мезонином советую Вашему преосвященству производить». И.Г. Кутуков руководил строительством до 1763 года, к этому времени Собор был отстроен до внутреннего карниза. Не доведя строительство до конца, Кутуков уезжает в Москву и больше к строительству храма отношения не имеет. Вместо него в город присылают другого ученика Д.В. Ухтомского – С.И. Заикина, при котором и заканчивается строительство теплой церкви с двумя приделами – во имя Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Работы по внутреннему интерьеру храма выполнены местными резчиками Яковом Никитиным и Никоном Исаевым.
В 1772 году состоялось освящение холодного храма – в имя Троицы Живоначальной. В этом же году заканчивается строительство колокольни, с приделом во имя Симеона Столпника на втором этаже. На верхнем ярусе колокольни размещены городские часы. В 1770-1790 годах сооружается четырехярусный иконостас в холодном храме. Иконостасы придельных храмов датируются двадцатыми годами 19 века. В украшении иконостасов принимал участие местный художник – Е.Д. Чарушин. В 20-х годах 19 века сооружается теплый переход от колокольни к церкви. В середине 19 века в храме устроен новый пещерный придел – во имя Всех Святых Киевских, где хранились мощи угодников Феофила и Ипатия, принесенные в дар Собору Киево-Печерской лаврой. Из особых святынь, хранившихся в Соборе – Чудотворная икона Святителя Николая, известная с 1383г. Икона была обретена на склоне реки Великая, что у села Великорецкое. Именно от стен Троицкого Собора начинался известный ныне по всему миру Великорецкий Крестный ход. Собор и колокольня разрушены в 30-х годах 20-го века.
По материалам статьи И.В. Беровой «Первый во всем крае»
Различные исторические источники говорят о том, что левый придел Троицкого собора был освящен в честь Михаила Архангела, а правый – в честь Николая Чудотворца.И лишь в «Вятских Епархиальных ведомостях», № 18 за 1865 год имеется уточнение, что приделы имели несколько другие посвящения: «В 1766 г. мая 26 д. освящен придел во имя Николая Чудотворцы, в честь явленной Его иконы Великорецкой. В 1767 г. мая 24 д. освящен придел во имя архангела Михаила, в честь явленной также иконы Его Куринской».
История появления чудотворного Куринского образа связана с селом Курино, а вернее, с деревней Верхокуринье, располагавшейся в 2-3 верстах на северо-запад от села, у реки Куринка. Предание гласит, что местный крестьянин нашел икону, резную по камню («черный шифер»), во время распашки земли. Священники признали в изображении образ Михаила Архангела. Обретение этой иконы положило начало строительству Куринского Михайло-Архангельского мужского монастыря, существовавшего в тех местах в 1676-1764 годах, образованного по грамоте епископа Ионы от 1676 г. Людская молва о чудотворной силе этой иконы привела к тому, что в 1739 году (по другим данным 1740 г.) икону перевозят в Вятку, в Кафедральный собор «для удостоверения в истинности чудес». Жители Курино, не дождавшись возвращения иконы, обратились к епископу Вениамину с просьбой разрешить ежегодный крестный ход с иконой из Троицкого собора в Курино и обратно. В 1742 году (30 мая) прошение было удовлетворено, и с того времени ежегодно проходил Куринский крестный ход, с 1 июня по 10 июля.
По материалам «Вятских Епархиальных ведомостей», № 18 за 1865 г., № 7 за 1870г., № 14 за 1903 г.
Кафедральный Свято-Троицкий собор, каменный, построен в 1760-1772 г.г. Собору принадлежат две каменные часовни: одна близ села Великорецкого Орловского уезда, в 70 вер. от г. Вятки на месте явления Чудотворной иконы Святителя Николая, а другая близ села Филейского в 9 вер. от г. Вятки.
Причта по штату положено: Протоиерей, Ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика; все священноцерковнослужители живут в казенных квартирах.
Земли: кроме усадебной земли при соборных домах сенокосной земли удобн. 14 дес. 1120 саж., неудоб. 1 дес. 2130 саж.; сверх того есть небольшой сенной участок неизмеренный и необмежеванный за рекою Вяткою, против села Красного.
На содержание причта по штату Высочайше утвержденному отпускается в год 2450 руб.; сумма эта пополняется даяниями богомольцев за исправление молебнов пред находящеюся в соборе чудотворною иконою Св. и Чудотворца Николая; сверх сего причт пользуется процентами с капитала 17857 руб.
В.И. Шабалин. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г.
Троицкий кафедральный собор
Главный храм вятской земли — Свято-Троицкий и Николаевский собор, построенный в 1676 — 1683 годах приглашёнными в Хлынов мастерами, неоднократно повреждённый пожарами, в 1759 году был разобран. Следующим летом на том же месте в центре хлыновского кремля было начато строительство нового кафедрального собора, продолжавшееся 12 лет.
Место в начале ул. Московской (от набережной Грина до Динамовского проезда)
Скомпонованный из нескольких разновеликих объёмов, храм имел престол Живоначальной Троицы (в четырёхстолпном помещении высотой более 25 сажен), два придела — Николая Чудотворца и Михаила Архангела (в примыкающей к «четверику» с западной стороны распластанной одноэтажной трапезной), отдельно стоявшую пятиярусную колокольню с церковью Симеона Столпника во втором ярусе, тёплый переход от колокольни к церкви, построенный позднее, во втором десятилетии XIX века, и церковь Всех Святых Киевских в подвальном помещении. Основной объём холодной церкви (в плане — четырёхконечный крест) завершался живописной группой из пяти восьмигранных световых барабанов с лёгкими главками. Пятый ярус колокольни, выше звонов, с помещением для башенных часов, завершался шпилем. Всё это вместе взятое и создавало изумительно динамичный силуэт бывшего хлыновского кремля, просматривающийся со всех сторон, но наиболее полно — с востока, со стороны речной долины. Несомненно, собор был главным в силуэте, и когда в 1784 году был составлен новый «регулярный» план города, именно на него была направлена одна из основных улиц: колокольня собора замкнула перспективу Московской улицы.
Троицкий кафедральный собор — единственное культовое здание на Вятке, целиком построенное по чертежам и под надзором профессиональных архитекторов в XVIII веке. В его проектировании принимал участие глава московской архитектурной школы, признанный мастер русского барокко, по фактическому положению — главный архитектор Москвы середины XVIII века Дмитрий Васильевич Ухтомский. Наблюдали за строительством питомцы его школы — архитекторы И. Г. Кутуков (1760-1764 ), С. И. Заикин (1765), А. А. Бекарюков (автор проекта колокольни, 1769).
Собор в Хлынове привлёк внимание многих местных мастеров к известным им только понаслышке формам столичного барокко, способствовал их профессиональному росту и через них оказал большое влияние на архитектуру региона. На строительстве собора прошли хорошую школу многие десятки каменщиков, штукатуров, маляров, лепщиков и других строительных специалистов. Многие бывшие рядовые каменщики стали брать самостоятельные подряды.
Вятский кафедральный собор стоял в ряду самых значительных барочных храмов российской провинции. В 20-х годах XX столетия как памятник архитектуры он ещё находился в списках охраняемых государством. В апреле 1931 года Вятгорсовет принял решение о его сносе.
Памятник террористу, женский монастырь и стадион. Как строили Динамовский проезд.
Динамовский проезд является одной из наиболее молодых транспортных магистралей в историческом центре города. Он появился в результате последствий процессов по переносу главной площади Вятки в 1930-е гг., когда на территории старой Соборной (Кафедральной) площади началось строительство стадиона «Динамо».
В результате создания инфраструктуры спортивного комплекса в 1930-50-е гг. образовавшаяся территория между стадионом и корпусами женского монастыря и получила название Динамовского проезда. К нему же относятся и старинные корпуса губернских присутственных мест на севере бывшей Соборной площади, а также ряд зданий архиерейского двора на ее южной оконечности.
Учитывая то, что по новому генплану Кирова к юбилею города в 2024 г. планируется снести стадион и воссоздать площадь, вполне возможно, что Динамовский проезд в ближайшем будущем в своем прежнем виде будет упразднен.
Динамовский проезд, 2, 4
Начинается Динамовский проезд с двух корпусов губернских присутственных мест. Эти здания были построены по проекту архитектора Филимона Рослякова в 1790 г. для того, чтобы разместить губернских служащих. В XIX веке и до революционных времен в двух корпусах (южном и северном) работали губернское правление, казенная палата с губернским казначейством, контрольная палата, управление государственными имуществами, типография и другие учреждения. Здесь служили два самых известных вятских ссыльных чиновника— Александр Герцен и Михаил Салтыков-Щедрин. Последнему в южном корпусе установлено сразу два памятника — на фасаде здания и внутри подъезда. Герцен в этом здании работал, в частности, над первой в регионе газетой — «Вятские губернские ведомости», которая появилась в 1838 г.
Неоднократные перестройки в советское время, ремонты, приспособления зданий под новые учреждения не затронули основных конструкций, прежним остался и фасад. Лишь в северном корпусе, перестроенном в 1973 г. под Дом культуры «Строитель», появилась сценическая коробка, несколько возвышающаяся над первоначальным объёмом здания. В южном корпусе весь советский период работала областная типография. В декабре 2020 г. стало известно, что в корпуса губернских присутственных мест, где сейчас находятся офисные помещения, в скором времени переедут чиновники областного правительства.
Динамовский проезд, 2/1.
В районе корпусов губернских присутственных мест находится т. н. «Шахматный домик». Деревянный летний павильон был построен в 2013 г., хотя возведение объекта началось еще в 2009 г. по инициативе Марии Гайдар — заместителя председателя правительства области (2009 — 2011). В «Шахматном домике» летом можно укрыться от зноя, выпить кофе, поиграть в шахматы или шашки, иногда здесь устраиваются концерты и выставки.
Памятник-часовня «Этапы развития вятского герба»
Между корпусами губернских присутственных мест и стенами женского монастыря в небольшом сквере находится памятник-часовня в честь вятских гербов. Арт-объект был установлен в 2014 г. при поддержке профсоюза сотрудников УВД Кировской области и вятского казачества. Часовня представляет собой небольшое деревянное строение, на стенах которого изображены гербы губернского города Вятки и советского Кирова, а также древняя вятская печать. Деревянную резьбу на часовне выполнил мастер деревянного зодчества Геннадий Лопатин.
Корпуса Преображенского женского монастыря (Динамовский проезд 8, 10, 12).
Значительную часть Динамовского проезда занимают западные и северо-западные корпуса келий Преображенского девичьего монастыря, изначально обращенные в сторону Соборной площади. В основанном еще в 1624 г. монастыре в XIX веке наступило время активного строительства, территория обители заметно расширилась, в 1870-80-е гг. появились новые постройки. К 1883 г. в западных и северо-западных корпусах разместились женское отделение миссионерской школы вятского братства Николая Чудотворца, живописная, позолотная и рукодельная мастерские. Здесь же действовал храм честь иконы Божией Матери «Утоления Скорби и Печали».
Монастырь был закрыт в 1918 г., в 1924 г. он был ликвидирован, после чего большую часть внутреннего пространства храмов и корпусов перестроили и приспособили под жилые помещения для рабочих-кожевенников. В северо-западном корпусе (Динамовский проезд, д. 12) располагается спортивная школа «Юность» и центр спортивной подготовки «Старт». На Динамовском, 10 долгое время работал кировский врачебно-физкультурный диспансер, в 2014 г. он переехал, а помещения были переданы Преображенскому женскому монастырю. Точно также в его ведомство в 2016 г. отошла большая часть недвижимости в корпусе на Динамовском, 8.
Динамовский проезд, 14
Двухэтажный каменный дом был построен в середине XIX века по проекту архитектора Гаврилы Пяткина. До революции здесь жили семьи церковнослужителей Троицкого Кафедрального собора, в советское время помещения были перепрофилированы под коммунальные квартиры. В 1969 г. здание надстроено на два этажа, в результате чего был утрачен дореволюционный декор и пропорции дома. В северном крыле первого этажа здания с 1890-х годов до 1917 года жила семья священника Троицкого Кафедрального собора Алексея Михайловича Васнецова, здесь родился его сын Юрий (1900 — 1973) — известный художник, получивший признание как иллюстратор детских книг.
Памятник Степану Халтурину
В сквере недалеко от здания архиерейских конюшен расположен самый старый памятник города. Он был установлен здесь в 1923 г. в честь революционера и террориста, уроженца деревни Верхние Журавли Орловского уезда Вятской губернии Степана Халтурина (1856 – 1882 гг.). В истории России Халтурин широко известен как организатор и исполнитель взрыва 5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце с целью покушения на Александра II.
Деятельность по строительству памятника координировалась под руководством Ивана Чарушина. Архитектор разработал проект пьедестала и руководил работами по его сооружению. Изготовление и отделку постамента выполнили мастера братья Владимировы. Модель памятника создал вятский скульптор Николай Шильников, затем по этой модели в Москве скульптура была отлита из бетона (с использованием железного каркаса) и по частям перевезена в Вятку. Высота памятника составила 8,2 м, скульптуры — 2,7 м, постамента — 5,5 м.
На открытии памятника 7 ноября 1923 г., кроме официальных лиц, выступил и специально приглашенный брат Степана Халтурина — Павел Николаевич. В первые годы советской власти на площади перед памятником проходили многолюдные митинги и демонстрации, она была центром политической и общественной жизни. Массовые мероприятия проводятся здесь и в настоящее время.
Динамовский проезд, д. 18
Двухэтажные кирпичные палаты духовной консистории и казначейской конторы начали строить при архиерейском доме в 1746 г. К 1752 г. строение подвели под крышу, а после опустошительного пожара спешно закончили, приспособив для временного проживания епископа. В последующие годы здание увеличили в длину и надстроили на этаж. Значительная перестройка сделана в 1856 — 1857 г. по проекту архитектора Александра Андреева. Со стороны Троицкого Кафедрального собора пристроили парадную лестницу и помещение для архива, а с южной стороны — опочный рундук.
После революции, с 18 марта 1918 г. консисторский дом был занят исполкомом городского совета, губернским военным комиссариатом, потом классами промышленно-экономического техникума, а затем приспособлен под жильё. В марте 2020 г. у дома обвалилась часть стены, выяснилось, что в здании течет крыша, потолки падают, вода льется на пол, плесневеют стены и т.д. Капитальный ремонт здания с богатейшей историей проводили более полувека назад и в настоящий момент его судьба не определена.
Динамовский проезд, 20
В этом здании долгие годы располагались каменные архиерейские конюшни, построенные в конце XVIII в. Автор проекта конюшенного двора неизвестен, однако многие краеведы полагают, что им был Нижегородский губернский архитектор Яков Ананьин, выполнивший на вятской земле ряд работ по поручению архиепископа Лаврентия. В 1841 г. здание конюшен расширили, построили новое помещение на 10 стойл и при нём каменную избу для конюха.
После муниципализации в 1918 году бывшие конюшни перепланировали, приспособив для различных хозяйственных нужд. Длительное время в доме помещалась станция детского технического творчества при Дворце пионеров. В 1980-90-х гг. в здании находился музей истории комсомольской организации Кировской области. В настоящее время здесь располагается офис компании «Вятка-Нефтепродукт».
Динамовский проезд, 26
Это здание входило в комплекс застройки Хлыновского кремля и известно как дом архиерейских певчих. Дом был построен в 1817 г. на основании типового проекта архитектором Николаем Андреевским. В 1903 г. в связи с устройством квартир для эконома и регента по проекту, подписанному архитекторами Иваном Чарушиным и Яковом Максимовичем, произведена перепланировка этажей дома, в цокольном этаже прорублены окна в сторону оврага. В 1918 г. особняк муниципализирован, а впоследствии перестроен в коммунальный дом для жильцов. В 1930-е гг. в доме располагалось общежитие индустриального техникума, по сей день здание остается жилым.
В декабре 2015 г. администрация города Кирова обнародовала сразу три постановления о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Наряду с бараками и «деревяшками» в списке фигурировал и дом архиерейских певчих. Однако активистам во главе с директором музея истории Хлынова Валерием Федяевым удалось отстоять дом и в 2016 г. его включили в «Перечень выявленных объектов культурного наследия».
Динамовский проезд, 28
Это здание также как и дом архиерейских певчих входит в комплекс строений архиерейского двора. Дом «на пять окон по фасаду» был построен в конце 1880-х гг. на бровке Засорного оврага по южной границе архиерейского двора рядом с домом для певчих. Особняк имел один этаж и предназначался для служителей архиерейского дома. В 1896 г. строительное отделение губернского правления утвердило проект надстройки над ним второго этажа. Работы выполнялись под руководством архитектора Ивана Чарушина.
В 1897 г. второй этаж был построен. Через несколько лет без всякого ущерба для композиции дом был удлинён ещё на два окна. В 1918 г. в числе других архиерейских построек он был муниципализирован и в дальнейшем использовался как коммунальное владение. В 2015 — 2016 гг. активисты спасли дом от сноса, он по сей день остается жилым.
Фрагмент ограды вятского кремля
Между домами №№26 и 28 по Динамовскому проезду находится единственный сохранившийся фрагмент каменной ограды вятского кремля. В начале 1930-х гг. эта ограда была разобрана на кирпич, остался только один участок с аркой между домами архиерейских певчих и служащих архиерейского двора. В начале 1990-х гг. обветшавший верх арки обвалился, остались лишь небольшие элементы стены по краям.
Летом-осенью 2020 г. участники фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» занимались работами по реставрации сохранившегося фрагмента старой стены между домами на Динамовском проезде, из арки которой раньше можно было увидеть Трифонов монастырь. Была благоустроена территория, создана смотровая площадка, а на 2021 г. запланировано уже полноценное восстановление арки с помощью кирпичей снесенного в 2020 г. старого двухэтажного каменного особняка купца Никодима Желудкова (Ленина, 110).