азбука веры таинство крещения

О Таинстве Крещения

Кре­ще­ние дает не гаран­тию спа­се­ния, а откры­вает путь к нему, кре­ще­ние это не кине­тика, а потен­ция.

Некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­щё­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить.

Кре­ще­ние есть Таин­ство духов­ного рож­де­ния, именно поэтому оно воз­можно лишь еди­но­жды. Кре­ще­ние есть при­ня­тие чело­века в лоно Церкви, только после него чело­век может при­сту­пать к Цер­ков­ным Таин­ствам. Кре­ще­ние и миро­по­ма­за­ние служат под­го­то­ви­тель­ными момен­тами для вступ­ле­ния в Евха­ри­сти­че­ское собра­ние. Вступ­ле­ние в него откры­вает воз­мож­ность жизни в Церкви без кото­рой нет актив­ной при­над­леж­но­сти к ней. Поэтому сами по себе кре­ще­ние и миро­по­ма­за­ние создают только пас­сив­ную при­над­леж­ность. Таким обра­зом, таин­ство приема в Цер­ковь содер­жит три момента: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние и Евха­ри­стию.
про­то­пре­сви­тер Нико­лай Афа­на­сьев

Кре­ще­ние явля­ется лишь первой сту­пе­нью вос­хож­де­ния души к Богу, и если за ним не сле­дует обнов­ле­ние всей жизни, духов­ное пере­рож­де­ние, реши­тель­ный отказ от дел «вет­хого чело­века», то оно не при­но­сит плода. Если же Кре­ще­ние было только фор­маль­но­стью, данью тра­ди­ции или моде, и чело­век про­дол­жает жить как языч­ник или неве­ру­ю­щий, он лиша­ется всех плодов Таин­ства, отлу­чает себя от Христа и извер­гает себя из Церкви.
мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев)

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ).

Источник

Памятка желающему принять Таинство Святого Крещения

Таин­ство Кре­ще­ния

Кре­ще­ние есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду и при при­зы­ва­нии кре­стя­щим его имени Пре­свя­той Троицы, Отца и Сына и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной, и воз­рож­да­ется Духом Святым в жизнь духов­ную и святую. Тем самым кре­ща­е­мый вво­дится в Цер­ковь и ста­но­вится ее членом.

Уже самое опре­де­ле­ние Таин­ства Кре­ще­ния гово­рит о том, что оно свя­зано с корен­ным пере­ло­мом в жизни чело­века. Стать хри­сти­а­ни­ном – это не значит пере­ме­нить убеж­де­ния или даже образ жизни, это значит реши­тельно пере­ро­диться, стать новым чело­ве­ком. Слова Гос­пода, что зерно не оживет, если не умрет ( Ин.12:24 ), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим уче­ни­ком» ( Лк.14:27 ), или ска­зан­ное Нико­диму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин.3:5 ), не оста­ются без свер­ше­ния. Свя­щен­ная исто­рия, как и исто­рия хри­сти­ан­ства, знает мно­же­ство при­ме­ров, начи­ная с апо­стола Павла, когда уве­ро­вав­шие во Христа, а потом кре­стив­ши­еся ста­но­ви­лись дей­стви­тельно новыми людьми.

Духов­ное рож­де­ние озна­чает, что чело­век пере­стает жить для себя, а начи­нает жить для Христа и других людей, обре­тая в этом и для себя пол­ноту жизни. Обра­ще­ние ко Христу совер­шенно меняет центр инте­ре­сов.

Такое обра­ще­ние бывает иногда крутым или же посте­пен­ным. Кре­ще­ние взрос­лых явля­ется резуль­та­том свер­шив­ше­гося в них духов­ного) пере­во­рота, и бла­го­дать Таин­ства его освя­щает и закреп­ляет, а при кре­ще­нии детей, хотя они еще и не имеют созна­тель­ной веры, в них тоже все­ва­ется семя бла­го­дат­ной жизни, при­во­дя­щее впо­след­ствии к пол­ному пере­рож­де­нию кре­ще­ного, при усло­вии над­ле­жа­щего хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния.

Для достой­ного при­ня­тия Кре­ще­ния нужны вера и полное пока­я­ние, отказ от преж­ней свое­ко­рыст­ной жизни, с осо­зна­нием свя­зан­но­сти ее с дей­ствием злых духов и отре­че­ния от них. Кре­ще­ние мла­ден­цев нача­лось с древ­них времен. От них, конечно, нельзя ожи­дать веры и пока­я­ния, но их кре­стят в силу веры их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить кре­ща­е­мых исти­нам веры и помочь им воз­ро­диться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что, по нашим молит­вам, Гос­подь может даро­вать им раз­лич­ные блага. Можно ли, поэтому, сомне­ваться, что пода­ва­е­мая детям, по молит­вам всей Церкви, в Таин­стве Кре­ще­ния бла­го­дать при­не­сет долж­ные плоды? Знаем мы, что и Сам Гос­подь пустил детей при­хо­дить к Себе ( Лк.18:15-16 ) и что святой Иоанн Кре­сти­тель про­сла­вил Гос­пода во чреве матери. Бла­го­дать дей­ствует и на под­со­зна­ние чело­века. В то же время все хри­сти­ане должны пом­нить, что данный в Таин­стве Кре­ще­ния талант, залог новой жизни, при­умно­жа­ется путем личных усилий, иногда подви­гом всей жизни. Иными сло­вами, мы нико­гда не должны забы­вать данные при Кре­ще­нии обеты. Тем не менее, уже при самом при­ня­тии Свя­того Кре­ще­ния, в кре­стив­шемся совер­ша­ются неиз­гла­ди­мые пере­мены: он осво­бож­да­ется от власти пер­во­род­ного греха, и сатана изго­ня­ется из его сердца. Хотя воз­мож­ность иску­шать за диа­во­лом оста­ется, но он ста­но­вится как бы внеш­ним чело­веку. Некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­ще­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить.

Совер­ше­ние Таин­ства Кре­ще­ния

Кре­ще­ние есть Таин­ство вклю­че­ния чело­века в Цер­ковь путем усы­нов­ле­ния его силой Хри­сто­вой Богу Отцу. Таким обра­зом, Кре­ще­ние есть общее дело и тор­же­ство Церкви. В древ­но­сти оно при­уро­чи­ва­лось чаще всего к вели­чай­шему хри­сти­ан­скому празд­нику святой Пасхе и совер­ша­лось тор­же­ственно в собра­нии веру­ю­щих в храме. При­го­тов­ле­ние ко Кре­ще­нию, науче­ние вере или огла­ше­ние, про­ис­хо­дило тоже в храме.

В насто­я­щее время эта обще­цер­ков­ная забота о гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию сохра­ни­лась в молит­вах о них на литур­гии огла­шен­ных; теперь же лишь чтение паре­мий и еще неко­то­рые осо­бен­но­сти службы Вели­кой Суб­боты напо­ми­нают о преж­нем обычае кре­стить в день Пасхи. Посте­пенно Таин­ство Кре­ще­ния (кре­стины) при­об­рело харак­тер част­ной семей­ной требы, но его обще­цер­ков­ное и пас­халь­ное зна­че­ние, разу­ме­ется, оста­ется, и свя­щен­ни­кам сле­до­вало бы посто­янно напо­ми­нать об этом, так же как и о вели­кой, но часто забы­ва­е­мой ответ­ствен­но­сти вос­при­ем­ни­ков.

Огла­ше­ние, как заклю­чи­тель­ный акт при­го­тов­ле­ния ко Кре­ще­нию, бывшее прежде отдель­ным обря­дом, ныне непо­сред­ственно пред­ше­ствует Кре­ще­нию. Все сим­во­ли­че­ские свя­щен­но­дей­ствия этого обряда имеют глу­бо­кое дей­ствен­ное зна­че­ние. Самые суще­ствен­ные из них: закли­на­ние сатаны, отре­че­ние от него, после­ду­ю­щий обет соче­таться Христу и, нако­нец, испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры. Хри­сти­ане по лич­ному духов­ному опыту знают какова сила носи­теля зла – диа­вола, активно борю­ще­гося с добром. Закли­на­ние сатаны по слову Гос­подню: «Именем Моим будут изго­нять бесов» ( Мк.16:17 ) откры­вает кре­ща­е­мому воз­мож­ность всту­пить в брань с уда­лен­ным из него врагом, а после­ду­ю­щее отре­че­ние от сатаны есть вызов, бро­са­е­мый ему. С этого момента кре­ща­е­мый ста­но­вится уже воином Хри­сто­вым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, кото­рый, в свою оче­редь, не забу­дет бро­шен­ного ему вызова и будет жестоко бороться с хри­сти­а­ни­ном до послед­него его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос и она увен­ча­лась Его полной побе­дой. Поэтому, хотя Гос­подь и сказал: «Бой­тесь … того, кто может и душу и тело погу­бить в геенне» ( Мф.10:28 ), имея помощ­ни­ком Самого Гос­пода Побе­ди­теля, хри­сти­а­нин нико­гда не должен уны­вать в своей духов­ной борьбе.

Символ веры содер­жит все хри­сти­ан­ские истины, кото­рые в древ­но­сти люди знали до Кре­ще­ния, а в наши дни обычно изу­ча­ются в курсе Закона Божия. Ответ­ствен­ность за это обу­че­ние берут на себя вос­при­ем­ники, и они совер­шают тяг­чай­ший грех, если забы­вают об этом.

Самое Таин­ство Кре­ще­ния состоит из освя­ще­ния воды и елея, пома­за­ния освя­щен­ным елеем и после­ду­ю­щего самого глав­ного свя­щен­но­дей­ствия – трое­крат­ного погру­же­ния кре­ща­е­мого в воду со сло­вами: «Кре­ща­ется раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Свя­таго Духа. Аминь.» Сойдя во Иордан, Гос­подь Иисус Хри­стос освя­тил воды и с ними все стихии и всю мате­рию мира. С этого собы­тия вся при­рода стала вновь спо­соб­ной полу­чать бла­го­дат­ные дары и быть в неко­то­рой мере хра­ни­ли­щем бла­го­дати. В этом – осно­ва­ние для освя­ще­ния воды и других стихий и пред­ме­тов. Вода была издревле сим­во­лом очи­ще­ния, а погру­же­ние в нее – сим­во­лом пока­я­ния. Наряду с этим, как необ­хо­ди­мая для жизни, была она и сим­во­лом жизни. Избрав воду для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния, Гос­подь при­дает сим­во­лам, с нею свя­зан­ным, дей­ствен­ную силу.

Освя­щен­ный елей, кото­рым во время Таин­ства пома­зу­ется сперва вода, а потом кре­ща­е­мый, есть символ исце­ле­ния и здо­ро­вья, при­ми­ре­ния и мира. Свечи изоб­ра­жают свет правой веры, кадило – бла­го­уха­ние Свя­того Духа, белые одежды ново­кре­ще­ного – осво­бож­ден­ную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу хри­сти­а­нина, кото­рую он должен хра­нить неза­пят­нан­ной, нако­нец, натель­ный крест – крест­ное после­до­ва­ние Христу и знак веры в Его победу. В случае край­ней нужды кре­ще­ние может совер­шить путем про­стого погру­же­ния в воду (или даже путем кроп­ле­ния), при про­из­не­се­нии кре­щаль­ных слов, каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, в силу при­над­леж­но­сти его к «цар­ствен­ному свя­щен­ству», то есть к Церкви.

Святая Цер­ковь знает также Кре­ще­ние кровью, когда не успев­ший кре­ститься чело­век запе­чат­ле­вает свою вер­ность Христу муче­ни­че­скою смер­тью.

Слово епи­скопа Алек­сандра (Семе­нова Тян-Шан­ского) о Таин­стве Кре­ще­ния

Символ веры

Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Имже вся быша.И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено.3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася.Ради нас людей и ради нашего спа­се­ния сшед­шего с небес, и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии Девы, и став­шего чело­ве­ком.4. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна.Рас­пя­того же за нас при Пон­тий­ском Пилате, и стра­дав­шего, и погре­бен­ного.5. И вос­крес­шаго в третий день по Писа­нием.И вос­крес­шего в третий день согласно Писа­ниям.6. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца.И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону Отца.7. И паки гря­ду­щаго со славою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, Его же Цар­ству не будет конца.8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго про­роки.И в Духа Свя­того, Гос­пода, даю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, с Отцом и Сыном сопо­кла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков.9. Во едину Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.В единую святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь.10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.При­знаю одно кре­ще­ние для про­ще­ния грехов.11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых,Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых,12. и жизни буду­щаго века. Аминь.и жизни буду­щего века. Аминь (истинно так).

Со времен апо­столь­ских… хри­сти­ане поль­зо­ва­лись «сим­во­лами веры» для того, чтобы напо­ми­нать самим себе основ­ные истины хри­сти­ан­ской веры. В древ­ней Церкви суще­ство­вало несколько крат­ких сим­во­лов веры. В чет­вер­том веке, когда появи­лись ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, воз­никла необ­хо­ди­мость преж­ние сим­волы попол­нить и уточ­нить. Таким обра­зом возник ныне упо­треб­ля­е­мый Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью символ веры. Он был состав­лен Отцами Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских Собо­ров. Первый Все­лен­ский Собор принял семь первых членов Сим­вола, Второй – осталь­ные пять. Первый Все­лен­ский Собор состо­ялся в городе Никее в 325 г. по Рож­де­стве Хри­сто­вом для утвер­жде­ния истин­ного учения о Сыне Божием против лож­ного учения Ария, счи­тав­шего, что Сын Божий создан Богом Отцом. Второй Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле в 381 г. для утвер­жде­ния истин­ного учения о Святом Духе против лже­уче­ния Маке­до­ния, отвер­гав­шего Боже­ствен­ное досто­ин­ство Духа Свя­того. По двум горо­дам, в кото­рых соби­ра­лись отцы Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских Собо­ров, Символ носит назва­ние Никео-Царе­град­ского. При изу­че­нии, Символ веры раз­де­ляют на две­на­дцать членов. В первом гово­рится о Боге Отце, далее по седь­мой вклю­чи­тельно – о Боге Сыне, в вось­мом члене – о Боге Духе Святом, в девя­том – о Церкви, в деся­том – о кре­ще­нии, в один­на­дца­том и две­на­дца­том – о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

Молитва Гос­подня

Отче наш, Иже ecи на небе­сех! Да свя­тится имя Твое. да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим; и не введи нас во иску­ше­ние, но избави нас от лука­ваго.

Песнь Пре­свя­той Бого­ро­дице

Бого­ро­дице Дево, радуйся, Бла­го­дат­ная Марие, Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вена Ты в женах и бла­го­сло­вен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Десять запо­ве­дей Божиих

Суть этих запо­ве­дей Гос­подь Иисус Хри­стос изло­жил так:

«Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим. Сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь. Вторая же, подоб­ная ей: воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» (Еван­ге­лие от Матфея, гл. 22, ст. 37–39).

Пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского для мирян

Молитву пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский считал для жизни столь же необ­хо­ди­мой, как и воздух. Он просил и тре­бо­вал от своих духов­ных детей, чтобы они непре­станно моли­лись, и запо­ве­дал им молит­вен­ное пра­вило, остав­ше­еся под именем «Пра­вила отца Сера­фима».

Про­бу­див­шись от сна, всякий должен огра­дить себя крест­ным зна­ме­нием и, став на избран­ном месте, читать ту спа­си­тель­ную молитву, кото­рую людям пере­дал Сам Гос­подь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Бого­ро­дице Дево, радуйся» (трижды), и, нако­нец, еди­но­жды Символ веры. Совер­шив это утрен­нее пра­вило, всякий хри­сти­а­нин пусть отхо­дит на свое дело и, зани­ма­ясь дома или нахо­дясь в пути, должен читать тихо про себя: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­наго»: Если же окру­жают люди, то, зани­ма­ясь делом, гово­рить только умом: «Гос­поди, поми­луй», и так про­дол­жать до самого обеда. Перед обедом совер­шить утрен­нее пра­вило.

После обеда, испол­няя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси мя греш­наго», что про­дол­жать до самой ночи.

Когда же слу­чится про­во­дить время в уеди­не­нии, нужно читать: «Гос­поди Иисусе Христе, Бого­ро­ди­цею поми­луй мя греш­наго», а ложась спать на ночь, всякий хри­сти­а­нин должен повто­рить утрен­нее пра­вило и после него с крест­ным зна­ме­нием засы­пать. При этом св. старец гово­рил, ука­зы­вая на опыт св. отцов, что, если хри­сти­а­нин будет дер­жаться этого малого пра­вила, как спа­си­тель­ного якоря среди волн мир­ской суеты, со сми­ре­нием испол­няя его, то может достиг­нуть высо­кой меры духов­ной, ибо эти молитвы – осно­ва­ние хри­сти­ан­ства: первая – как слово Самого Гос­пода и данная Им в обра­зец всех молитв, вторая при­не­сена с неба Архан­ге­лом как при­вет­ствие Пре­свя­той Деве, Матери Гос­пода. Послед­няя же заклю­чает все дог­маты веры.

Име­ю­щий время пусть читает Еван­ге­лие, Апо­стол, другие молитвы, ака­фи­сты, каноны. Если же кому-то невоз­можно выпол­нять и это пра­вило – слуге, под­не­воль­ному чело­веку – то мудрый старец сове­то­вал выпол­нять это пра­вило и лежа, и при ходьбе, и в деле, помня слова Писа­ния: «Всяк, иже при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сется».

О Спа­си­теле мира, Гос­поде Иисусе Христе

При­шед­ший на землю Сын Божий, Гос­подь Иисус Хри­стос, есть Спа­си­тель чело­ве­че­ства. По воле Бога-Отца и из сожа­ле­ния к нам, греш­ным людям, Он пришел в мир и стал чело­ве­ком.

К вели­чай­шему собы­тию в жизни чело­ве­че­ства – при­ше­ствию на землю Сына Божия – Гос­подь под­го­тов­лял людей, в осо­бен­но­сти еврей­ский народ, в тече­ние тыся­че­ле­тий. Из среды еврей­ского народа Бог выдви­гал про­ро­ков, кото­рые пред­ска­зы­вали при­ше­ствие Спа­си­теля мира – Мессии и этим закла­ды­вали фун­да­мент веры в Него. Кроме того, Бог в тече­ние многих поко­ле­ний, начи­ная от Ноя, потом – Авра­ама, Давида и других пра­вед­ни­ков, пре­до­чи­щал тот телес­ный сосуд, от кото­рого Мессия должен был при­нять плоть. Так, нако­нец, роди­лась Дева Мария, Кото­рая яви­лась достой­ной стать Мате­рью Иисуса Христа. Мария была сиро­той и Ее опекал даль­ний род­ствен­ник, пре­ста­ре­лый Иосиф, живший в Наза­рете, одном из неболь­ших горо­дов в север­ной части Святой Земли. Архан­гел Гав­риил, явив­шись, воз­ве­стил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Мате­рью Его Сына. Когда Дева Мария сми­ренно согла­си­лась, Дух Святой сошел на Нее и Она зачала Сына Божия. После­до­вав­шее затем рож­де­ние Иисуса Христа про­изо­шло в неболь­шом иудей­ском городке Виф­ле­еме, в кото­ром раньше родился царь Давид, предок Христа по плоти. Время рож­де­ния Иисуса Христа исто­рики отно­сят к 749–754 годам от осно­ва­ния Рима. При­ня­тое лето­ис­чис­ле­ние «от Рож­де­ства Хри­стова» начи­на­ется с 754 г. от осно­ва­ния Рима.

Жизнь, чудеса и беседы Гос­пода Иисуса Христа опи­саны в четы­рех книгах, име­ну­е­мых Еван­ге­ли­ями. Первые три Еван­ге­ли­ста – Матфей, Марк и Лука – опи­сы­вают собы­тия Его жизни, про­ис­хо­див­шие, глав­ным обра­зом, в Гали­лее – север­ной части Святой Земли. Еван­ге­лист же Иоанн допол­няет их повест­во­ва­ния, опи­сы­вая собы­тия и беседы Христа, про­ис­хо­див­шие пре­иму­ще­ственно в Иеру­са­лиме.

О жизни Иисуса Христа до трид­ца­ти­лет­него воз­раста почти ничего неиз­вестно. На трид­ца­том году жизни Иисус Хри­стос принял от про­рока Иоанна кре­ще­ние в реке Иор­дане. Обще­ствен­ное слу­же­ние Иисус начал в Гали­лее избра­нием две­на­дцати апо­сто­лов. Апо­столы были посланы Хри­стом про­по­ве­до­вать при­бли­же­ние Цар­ства Божия. Сам Он тоже путе­ше­ство­вал по Святой Земле, про­по­ве­дуя, соби­рая уче­ни­ков и рас­про­стра­няя учение о Цар­стве Божием.

Иисус Хри­стос явил Свое Боже­ствен­ное досто­ин­ство мно­же­ством чудес и про­ро­честв. Без­душ­ная при­рода без­условно пови­но­ва­лась Ему. Так, напри­мер, по слову Его буря сразу же укро­ти­лась; Он мог ходить по воде как по суше; умно­жив пять хлебов и несколько рыб. Он накор­мил мно­го­ты­сяч­ную толпу; при необ­хо­ди­мо­сти Он пре­тво­рил воду в вино. Он вос­кре­шал мерт­вых, изго­нял бесов и исце­лял бес­чис­лен­ное мно­же­ство боль­ных. При Этом Иисус Хри­стос вся­че­ски избе­гал чело­ве­че­ской славы. Для своей надоб­но­сти Иисус Хри­стос нико­гда не при­бе­гал к Своей все­мо­гу­щей силе. Все Его чудеса про­ник­нуты глу­бо­ким состра­да­нием к людям. Вели­чай­шим чудом Спа­си­теля было Его соб­ствен­ное вос­кре­се­ние из мерт­вых. Этим вос­кре­се­нием Он побе­дил власть смерти над людьми и поло­жил начало нашему вос­кре­се­нию из мерт­вых, кото­рое про­изой­дет при конце мира.

Вся жизнь и учение Спа­си­теля были направ­лены к тому, чтобы зало­жить новые духов­ные начала в чело­ве­че­скую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближ­ним, стрем­ле­ние к нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию и свя­то­сти. На этих нача­лах нам сле­дует стро­ить свое рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние и свою жизнь. Сози­дая же свою жизнь на запо­ве­дях Хри­сто­вых, мы уте­шаем себя мыслью, что Цар­ство Божие непре­менно вос­тор­же­ствует, и на обнов­лен­ной земле насту­пит обе­щан­ный мир, спра­вед­ли­вость, радость и бес­смерт­ная жизнь. Дай нам Гос­подь ока­заться достой­ными насле­до­вать Его Цар­ство!

Источник

Крещение

Креще́ние

1) одно из семи Таинств Церкви – духов­ное рож­де­ние ( Ин.3:5 ). После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится членом Церкви, и может при­ни­мать уча­стие в Цер­ков­ных Таин­ствах.
Участ­вуя в Таин­стве Свя­того Кре­ще­ния чело­век через трое­крат­ное погру­же­ние в воду с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына и Свя­того Духа очи­ща­ется от грехов, уми­рает для жизни гре­хов­ной, духовно рож­да­ется для жизни во Христе, усы­нов­ля­ется Богу, вво­дится в обще­ние с Цер­ко­вью;

2) Кре­ще­ние Гос­подне – собы­тие Еван­гель­ской исто­рии, смысл кото­рого состоит в том, что Гос­подь Иисус Хри­стос, не имев­ший личной необ­хо­ди­мо­сти в пока­я­нии (Иоан­но­вом кре­ще­нии пока­я­ния), кре­стив­шись в Иор­дане, уста­но­вил Таин­ство Кре­ще­ния, низвел бла­го­сло­ве­ние на воду, чтобы впо­след­ствии она могла слу­жить сред­ством для совер­ше­ния этого Таин­ства в Церкви;

3) дву­на­де­ся­тый Празд­ник, посвя­щен­ный вос­по­ми­на­нию и чество­ва­нию дан­ного собы­тия.

азбука веры таинство крещения. Смотреть фото азбука веры таинство крещения. Смотреть картинку азбука веры таинство крещения. Картинка про азбука веры таинство крещения. Фото азбука веры таинство крещения

Кре­стил ли Сам Иисус Хри­стос?

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: “Слыша, что Он кре­стил, не поду­май, что Он Сам кре­стил: кре­стили уче­ники Его, но дело уче­ни­ков еван­ге­лист отно­сит к Учи­телю. Далее сей же самый еван­ге­лист гово­рит, что «Иисус не кре­стил, а уче­ники Его» ( Ин.4:2 ). Спро­сишь ли «почему Он Сам не кре­стил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что «Он будет кре­стить вас Духом Святым» ( Мф.3:11 ). А Духа Свя­того Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он кре­стил, то или кре­стил бы без Духа (и чем бы тогда раз­нился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде вре­мени, а это недо­стойно Бога, дела­ю­щего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после воз­не­се­ния”.
Источ­ник

Было ли Кре­ще­ние, кото­рое совер­шали уче­ники Христа ( Ин.4:2 ) ана­ло­гом совре­мен­ного Таин­ства Кре­ще­ния?

До Пяти­де­сят­ницы (схож­де­ния Свя­того Духа на Апо­сто­лов, дня рож­де­ния Церкви), их кре­ще­ние ещё не имело бла­го­дат­ной силы и было кре­ще­нием пока­я­ния ( Мк.1:4 ), как и у Иоанна.

Сам Иоанн Пред­теча, ука­зы­вая на Мессию, гово­рит: «Я крещу вас в воде в пока­я­ние, но Идущий за мною силь­нее меня… Он будет кре­стить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Как пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, «при­со­еди­не­нием слов «и огнем» [Иоанн Пред­теча] еще более выра­жает силу и могу­ще­ствен­ное дей­ствие бла­го­дати».

Кре­ще­ние пока­я­ния не заме­няло собой Кре­ще­ния во имя Хри­стово ( Деян.19:1-5 ).

Доста­точно ли Кре­ще­ния для спа­се­ния?

Как известно, с рож­де­нием жизнь чело­века не закан­чи­ва­ется, а только начи­на­ется. В духов­ной обла­сти ана­ло­гич­ная после­до­ва­тель­ность: Кре­ще­ние само по себе, без даль­ней­шей духов­ной жизни, не спа­си­тельно.

Кто Кре­стил Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника?

«…раз­бой­ник полу­чил окроп­ле­ние отпу­ще­ния грехов через таин­ство воды и Крови, истек­ших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин).

«Итак, не сомне­вайся воз­люб­лен­ный: бла­го­дать Божия совер­шенна; место не пре­пят­ствует, здесь ли ты кре­стился, или на корабле, или на пути. Филипп кре­стил во время пути, Павел – в узах; Хри­стос кре­стил раз­бой­ника на кресте из своей раны, и он тотчас удо­сто­ился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Зла­то­уст).
Подроб­нее см. Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник.

Кто Кре­стил апо­сто­лов и Бого­ро­дицу?

Плоды Таин­ства Кре­ще­ния

В Таин­стве Кре­ще­ния чело­век полу­чает осво­бож­де­ние от без­услов­ной власти пер­во­род­ного греха. Некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­ще­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить. Кре­ще­ние дарует чело­веку сво­боду от тира­нии дья­вола, кото­рый не сможет больше власт­во­вать над нами без нашей воли. Кре­ще­ние не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, без нашей веры и пока­я­ния, без соблю­де­ния запо­ве­дей семя вечной жизни не взой­дёт, а погиб­нет в нас. Не веду­щий духов­ную жизнь кре­щё­ный чело­век име­ну­ется отпав­шим.

Кре­ще­ние в случае смерт­ной опас­но­сти может совер­шить и миря­нин

В случае смерт­ной опас­но­сти и невоз­мож­но­сти доста­вить к чело­веку пра­во­слав­ного свя­щен­но­слу­жи­теля, Таин­ство Кре­ще­ния может совер­шить миря­нин, кото­рый не отре­кался от веры и не был двое­брач­ным. В таком случае этот пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен взять воду (жела­тельно святую) и трижды воз­лить на кре­ща­е­мого со сло­вами: «Кре­ща­ется раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Свя­таго Духа. Аминь». Если чело­век оста­нется в живых, то Кре­ще­ние должен довер­шить свя­щен­но­слу­жи­тель.
См. подроб­нее: О воз­мож­но­сти совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния миря­нами в случае смерт­ной опас­но­сти

Можно ли Кре­ститься во второй раз?

Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть только одно. В Пра­во­слав­ном Сим­воле веры четко ска­зано: «Испо­ве­дую едино (одно) кре­ще­ние…».

Грехи, совер­шён­ные после Кре­ще­ния, омы­ва­ются в Таин­стве Пока­я­ния (испо­веди). Это Таин­ство образно назы­вают вторым Кре­ще­нием, так как при сер­деч­ном рас­ка­я­нии в своих грехах, чело­век полу­чает про­ще­ние от самого Бога.

Можно ли Кре­ститься, если неиз­вестно был ли крещён ранее?

«Если о мла­денце неиз­вестно, был ли он крещён (т. е. нет сви­де­те­лей, кото­рые могли бы точно сооб­щить об этом), он может быть крещён обыч­ным чином без каких-либо огра­ни­че­ний (Карф. 72; Трул. 84). Опи­ра­ясь на это же пра­вило, раз­ре­ша­ется кре­стить под­ки­ды­шей».
Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Том 38. М., 2015. С. 656.

«Если взрос­лый чело­век, жела­ю­щий кре­ститься, не знает, был ли он крещен в мла­ден­че­стве, и нет воз­мож­но­сти наве­сти справку об этом, то свя­щен­нику сле­дует кре­стить его, так как второе Кре­ще­ние по неве­де­нию не вме­ня­ется в вину кре­ща­е­мому. Так же сле­дует посту­пать и в тех слу­чаях, когда мла­де­нец был якобы крещен миря­ни­ном, но не уда­лось уста­но­вить, пра­вильно ли было совер­шено Таин­ство.
В неко­то­рых обла­стях России в подоб­ных сомни­тель­ных слу­чаях совер­шают так назы­ва­е­мое “услов­ное Кре­ще­ние”, при кото­ром в тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­мулу добав­ляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Кре­ще­ния пред­ла­гает Треб­ник мит­ро­по­лита Петра Могилы. Однако, по мнению спе­ци­а­ли­стов в обла­сти литур­ги­че­ского бого­сло­вия, древ­няя Цер­ковь не знала услов­ного Кре­ще­ния. У като­ли­ков услов­ное Кре­ще­ние вошло в обычай с древ­них времен».
Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. М., 1983. С. 236.

О страхе Кре­ститься

Еще в чет­вер­том веке многие жители Визан­тии отка­зы­ва­лись при­ни­мать Кре­ще­ние, моти­ви­руя это тем, что не смогут отка­заться от при­выч­ного образа жизни, люби­мых дел и увле­че­ний. И в том, что хри­сти­ан­ская жизнь по Еван­ге­лию вовсе не потре­бует от них столь ради­каль­ного отказа, убеж­дал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «…Зачем ты убе­га­ешь? Так, ска­жешь; я не могу соблю­сти запо­ве­дей. Но разве Бог запо­ве­дал невоз­мож­ное? Разве не поз­во­ля­ется тебе зани­маться делами? Разве я отвле­каю тебя от жены? Удер­жи­ваю тебя только от пре­лю­бо­де­я­ния. Разве от поль­зо­ва­ния иму­ще­ством? От любо­с­тя­жа­ния только и хище­ния. Разве при­нуж­даю раз­дать все? Только немно­гое, по мере воз­мож­но­сти, уде­лять нуж­да­ю­щимся. Разве при­нуж­даем поститься? Запре­щаем только пре­да­ваться опья­не­нию и пре­сы­ще­нию. Устра­няем то, что при­чи­няет тебе бес­че­стие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже при­зна­ешь постыд­ным и нена­вист­ным. Разве запре­щаем весе­литься и радо­ваться? Только бы это было не постыдно и не бес­честно».

Нужны ли крёст­ные взрос­лому чело­веку?

Крест­ные, или вос­при­ем­ники, обя­за­тельно нужны только для детей (до 14-ти лет), для взрос­лого нали­чие крест­ных не обя­за­тельно. Когда кре­стится взрос­лый, он сам может испо­ве­до­вать свою веру в Иисуса Христа и хочет при­нять Святое Кре­ще­ние для жизни по Его воле. Но поскольку боль­шин­ство людей кре­стят в мла­ден­че­стве, когда ребе­нок ещё не имеет созна­тель­ной веры, не может её гласно испо­ве­до­вать, за него это делают крест­ные. Таким обра­зом, детей кре­стят по вере вос­при­ем­ни­ков и по вере роди­те­лей.

Можно ли кре­стить чело­века не на его мир­ское имя? Напри­мер, чело­века зовут Геор­гий, а кре­ститься хочет с именем Павел

Самый про­стой и, вместе с тем, самый иде­аль­ный случай – это Кре­ще­ние с тем именем, кото­рое напи­сано в сви­де­тель­стве о рож­де­нии. Однако нали­чие несколь­ких имен у чело­века с древ­них времен было явле­нием обыч­ным, напри­мер: Иаков – Изра­иль; Даниил – Вал­та­сар; Симон – Петр. У многих рус­ских святых тоже было два имени: вел. кн. Ольга (в св. Кре­ще­нии Елена), вел. кн. Вла­ди­мир (в св. Кре­ще­нии Васи­лий), а дети его: св. Борис (Роман) и Глеба (Давид). У мона­хов почти всегда не сов­па­дает имя мир­ское и то, кото­рое дается при постриге. А так как в пас­порте имя оста­ется преж­ним, то при оформ­ле­нии какого-нибудь доку­мента при­хо­дится назы­вать преж­нее имя.

Глав­ное, чтобы жела­ние иметь иное имя в Кре­ще­нии не было обу­слов­лено оккульт­ными при­чи­нами. Напри­мер, скры­вать имя, данное в Кре­ще­нии — явное про­яв­ле­ние оккуль­тизма, жизни по воле падших духов.

Что делать, если чело­века кре­стили не на его мир­ское имя, а он не может при­вык­нуть к новому имени, дан­ному в Кре­ще­нии? Напри­мер, чело­века Максим, кре­стили его с именем Сергий, но к этому имени он не может при­вык­нуть и чув­ствует дис­ком­форт

Если чело­веку не уда­ется при­вык­нуть к новому имени, то можно посту­пить так. Пойти в храм, объ­яс­нить свя­щен­нику ситу­а­цию и попро­сить про­честь «Молитву, во еже назна­ме­нати отроча, при­ем­лю­щее имя во осмый день рож­де­ния своего» (име­ется в Треб­нике). Тогда его имя в Кре­ще­нии будет Алек­сандр. При этом кре­стить заново такого чело­века не будут. Опре­де­лить небес­ного покро­ви­теля нужно по кален­дарю: бли­жай­шее после дня рож­де­ния празд­но­ва­ние памяти свя­того Алек­сандра.

Как быть, если имени кре­ща­е­мого нет в свят­цах?

Если имени кре­ща­е­мого нет в свят­цах, во время Кре­ще­ния чело­века пере­име­нуют с целью обре­те­ния пра­во­слав­ного небес­ного покро­ви­теля. В таком случае имя чело­века может быть двой­ным: одно – для всех и общего поль­зо­ва­ния, а другое – для рели­ги­оз­ной жизни. При Кре­ще­нии выби­ра­ется имя, наи­бо­лее близ­кое по зву­ча­нию. Так, Яну чаще всего кре­стят с именем Иоанна, Илону или Нелли – Елена. Неко­то­рые имена в цер­ков­ной тра­ди­ции имеют иное зву­ча­ние, напри­мер Свет­лана – это Фоти­ния (от гре­че­ского photos – «свет»), а Вик­то­рия – Ника, оба имени в латин­ском и гре­че­ском озна­чают «победа». Тем не менее, можно выбрать себе имя, кото­рое необя­за­тельно будет созвуч­ным мир­скому имени кре­ща­е­мого.

Обя­за­тельно ли назы­вать ребенка по свят­цам?

На Руси суще­ство­вала бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция — назы­вать детей по свят­цам, то есть в честь святых, память кото­рых выпа­дает на бли­жай­шие даты ко дню рож­де­ния ребенка. Полезно при­дер­жи­ваться этой тра­ди­ции.

Почему Цер­ковь не поми­нает некре­ще­ных?

Архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин): «Во-первых, надо осо­знать и понять, почему Цер­ковь в своих молит­вах не поми­нает некре­ще­ных, почему в этом отно­ше­нии она так кате­го­рична. Ответ один: из-за любви. Бла­го­дать цер­ков­ной молитвы, кото­рую не может вос­при­нять некре­ще­ный, только усу­губ­ляет его стра­да­ния. Не вос­при­ня­тая бла­го­дать как бы обра­ща­ется против чело­века. Чув­ство потери ста­но­вится для него осо­бенно ощу­ти­тель­ным и острым. Молитва должна соот­вет­ство­вать духов­ному состо­я­нию чело­века и сте­пени его вос­при­им­чи­во­сти. Есть еще мета­фи­зи­че­ская сто­рона вопроса, кото­рой мы не каса­емся здесь, а именно, некре­ще­ные в загроб­ной жизни оста­ются под вла­стью демона и в узах пер­во­род­ного греха как про­кля­тия. Они — то темное сокро­вище вави­лон­ского царя, о кото­ром гово­рится в Библии. Слу­жить погре­бе­ние над некре­ще­ными и петь «со свя­тыми упокой» — это значит лгать, и ложью рас­ши­рять власть демона над ними.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *