бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр

Наталья Бабкина: Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития

бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Смотреть фото бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Смотреть картинку бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Картинка про бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Фото бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр

Аннотация к книге «Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития»

Пособие направлено на методическое обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В пособии предложен комплекс методик, позволяющих дифференцированно оценивать психологическую готовность к школе детей с задержкой психического развития, конкретизировать их особые образовательные потребности. Рассматриваются условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, описывается система оценки результатов по отдельным позициям. Особое внимание уделено диагностике сформированности произвольной регуляции познавательной деятельности. Приводятся основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы психолога в начальный период обучения.
Результаты диагностического обследования обеспечивают выбор для каждого ребенка с ЗПР образовательного маршрута, определение направления и содержания коррекционно-развивающей помощи в условиях инклюзивного образования.
Книга адресована психологам, дефектологам, методистам.

Пособие направлено на методическое обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В пособии предложен комплекс методик, позволяющих дифференцированно оценивать психологическую готовность к школе детей с задержкой психического развития, конкретизировать их особые образовательные потребности. Рассматриваются условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, описывается система оценки результатов по отдельным позициям. Особое внимание уделено диагностике сформированности произвольной регуляции познавательной деятельности. Приводятся основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы психолога в начальный период обучения.
Результаты диагностического обследования обеспечивают выбор для каждого ребенка с ЗПР образовательного маршрута, определение направления и содержания коррекционно-развивающей помощи в условиях инклюзивного образования.
Книга адресована психологам, дефектологам, методистам дошкольных и школьных образовательных учреждений, координаторам по инклюзивному образованию, сотрудникам ПМПК, всем специалистам, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей с ЗПР.
Теоретический и практический материал пособия может быть использован при подготовке и переподготовке психологов и педагогов; он будет полезен также студентам педагогических, психологических, дефектологических факультетов университетов.

Источник

Оценка психологической готовности детей к школе, Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения, Бабкина Н.В., 2006

Оценка психологической готовности детей к школе, Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения, Бабкина Н.В., 2006.

В пособии предложен комплекс методик для оценки психологической готовности детей к школе, при этом особое внимание уделено диагностике сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности ребенка. В книге описываются условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, приводится система оценки результатов по отдельным позициям; сформулирован принцип классификации детей по группам, позволяющий осуществлять дифференцированный подход к выбору оптимальных условий школьного обучения. Кроме того, в работе раскрыты основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы психолога по подготовке детей с ЗПР к школе.

бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Смотреть фото бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Смотреть картинку бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Картинка про бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Фото бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр

Личностная готовность.
Включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять свое поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Содержание.
Психологическая готовность к обучению. Общие методические указания к проведению психолого-педагогического обследования.
Методика проведения психологического обследования.
Определение психологической готовности к школьному обучению (программа психологического обследования).
Программа диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР 7-го года жизни.
Общие рекомендации к качественной оценке готовности детей с ЗПР к школе.
Результаты экспериментального обследования детей с ЗПР к началу школьного обучения.
Характеристика пространственного восприятия.
Особенности произвольного внимания и регуляции деятельности.
Специфика умственного развития.
Характеристика общей осведомленности и развития речи.
Оценка учебной мотивации.
Основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Приложения.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Оценка психологической готовности детей к школе, Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения, Бабкина Н.В., 2006

Оценка психологической готовности детей к школе, Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения, Бабкина Н.В., 2006.

В пособии предложен комплекс методик для оценки психологической готовности детей к школе, при этом особое внимание уделено диагностике сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности ребенка. В книге описываются условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, приводится система оценки результатов по отдельным позициям; сформулирован принцип классификации детей по группам, позволяющий осуществлять дифференцированный подход к выбору оптимальных условий школьного обучения. Кроме того, в работе раскрыты основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы психолога по подготовке детей с ЗПР к школе.

бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Смотреть фото бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Смотреть картинку бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Картинка про бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр. Фото бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр

Личностная готовность.
Включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять свое поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Содержание.
Психологическая готовность к обучению. Общие методические указания к проведению психолого-педагогического обследования.
Методика проведения психологического обследования.
Определение психологической готовности к школьному обучению (программа психологического обследования).
Программа диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР 7-го года жизни.
Общие рекомендации к качественной оценке готовности детей с ЗПР к школе.
Результаты экспериментального обследования детей с ЗПР к началу школьного обучения.
Характеристика пространственного восприятия.
Особенности произвольного внимания и регуляции деятельности.
Специфика умственного развития.
Характеристика общей осведомленности и развития речи.
Оценка учебной мотивации.
Основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Приложения.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Бабкина н в оценка готовности к школьному обучению детей с зпр

Назначение: задача диагностики психологической готовности к школе состоит в определении уровня личностного и интеллектуального развития ребенка.

Возраст: старшие дошкольники с ЗПР (7-ой год жизни).

Блок 1. ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Для исследования процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти используется методика «Узнавание фигур».

Ребенку предъявляется лист бумаги с изображениями фигур (приложение 1.1, рис. 1а) и дается задание внимательно рассмотреть фигуры. Затем ребенок получает другой лист бумаги с изображениями (приложение 1.1, рис. 1б). По нем он по памяти должен найти фигуры, которые были на первом рисунке.

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, концентрируют внимание, тщательно разглядывают все элементы изображенных фигур. Продуктивность дифференцирования их среди аналогичных достаточно высока (6-8 фигур из 9).

Дети, относящиеся ко 2-му уровню, не столь внимательны, поэтому продуктивность их запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).

К 3-му уровню успешности относятся дети, которые при непроизвольном запоминании идентифицируют 3-4 фигуры на 9. Однако, если при повторении задания (приложение 1.1, рис. 1в, г) дается установка на запоминание, это существенно улучшает результат (5-7 фигур).

К 4-му уровню относят детей, узнавших менее 3 фигур.

2. Диагностика сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки проводится с использованием методики «Домик» (автор Н. И. Гуткина).

Ребенок получает задание срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (приложение 1.2, рис. 2). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задания не ограничивается.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, нерезко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180 градусов. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок — более 6.

Ошибочными действиями при копировании образца считаются: отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно); замена одного элемента другим; неправильное изображение элемента; разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены; выход линий штриховки за контур; увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в два раза; изменение наклона линий более чем на 30′; неправильное пространственное расположение рисунка.

В протоколе обследования обязательно следует отметить:

1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно ребенок проводит линии;

4) отвлекается ли он во время работы;

5) сверяет ли ребенок после окончания работы свой рисунок с образцом.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» липни могут свидетельствовать о тревожности ребенка. Но такой вывод нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Блок 2. ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностика внимания, умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики проводится с использованием методики «Графический узор».

Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор (первый этап задания) и самостоятельно продолжить его до конца строки (второй этап задания). Пример графического узора представлен в приложении 1.3, рис. 3а.

Образец остается на доске на протяжении всего времени выполнения задания. При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

Если при фронтальной работе ребенок, выполняя задание, демонстрирует 3-й или 4-й уровни успешности, целесообразно отдельно предложить этот вид задания при индивидуальной форме организации диагностики. В этом случае предлагается другой образец графического узора (приложение 1.3, рис. 36). В протоколе фиксируется, какая форма помощи приводит ребенка к правильному выполнению задания: одно лишь присутствие взрослого (без активного вмешательства в процесс выполнения задания), пошаговая стимуляция активности (поощряющие высказывания), пошаговое планирование действий (обсуждение каждого последующего действия).

2. Для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется тест Пьерона-Рузера.

Для работы детям нужен простой карандаш и бланк с изображением геометрических фигур (4 типа), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10 х 10 (приложение 1.4, рис. 4). Экспериментатор рисует на доске образец заполнения фигур. Условные обозначения (символы: точка, плюс, вертикальная линия и т. п.) ставятся в трех фигурах. Четвертая фигура всегда остается «пустой». Образец на доске остается до конца работы. Целесообразно использовать три варианта задания:

1-й вариант (традиционный) дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности), и подсчитать количество ошибок.

2-й вариант (с неоднократно повторяемой инструкцией исполнять задание как можно внимательнее, не торопиться, максимально сосредоточиться, проверить правильность выполнения) позволяет проанализировать возможности активизации умений саморегуляции при организующей помощи экспериментатора.

3-й вариант (заполнение фигур другими символами; дается непосредственно после 1-го или 2-го варианта) используется для оценки индивидуальных возможностей переключения и автоматизации навыка при изменении инструкции.

В процессе выполнения заданий фиксируется количество фигур, заполненных за каждую минуту. В протоколе обследования экспериментатор отмечает, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, как часто обращается к образцу. осуществляет ли речевую регуляцию деятельности, отвлекается ли по ходу выполнения задания и т. д. При анализе результатов работы фиксируется время, затраченное на ее выполнение, и количество ошибок.

3. Диагностика произвольности познавательных процессов, использование методики «Сравни картинки».

Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками (приложение 1.5, рис. 5а, б).

К 1-му уровню успешности относятся дети, самостоятельно нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравнивают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количество найденных различий.

Ко 2-му уровню относятся дети, способные самостоятельно отыскать 5-7 отличий. Помощь психолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволяет отыскать все различия.

К 3-му уровню относятся дети, прекращающие целенаправленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для продолжения работы им необходима помощь психолога, заключающаяся в активном направлении внимания ребенка на конкретное различие.

К 4-му уровню успешности относятся дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.

В протоколе обследования фиксируются все особенности выполнения задания ребенком, общее время выполнения задания и время активного включения ребенка в деятельность, виды помощи.

Блок 3. ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

1. Для выявления степени овладения зрительным анализом и синтезом — объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления) используете методика «Мозаика». В основу данного субтеста положена методика «Кубики Кооса», однако тестовый материал несколько изменен (вместо кубиков используются карточки). Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (приложение 1.6, рис. 6а) составить двухцветную картинку по образцу (приложение 1.6, рис. 6б, в).

Деятельность детей при выполнении этого задания оценивается по следующим параметрам: отношение к заданию, наличие (или отсутствие) периода ориентировки в задании, способ выполнения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.

Дети, относимые ко 2-му уровню успешности выполнения издания, также работают сосредоточенно, не отвлекаясь. У них хорошо выражен этап ориентировки, но отмечается более низкая сформированность операций пространственного анализа и синтеза. Мысленное расчленение фигуры на 4 блока поначалу представляет для них трудности. Однако после непродолжительного манипулирования карточками дети правильно выполняют это задание.

К 3-му уровню успешности относятся дети с менее выраженным периодом ориентировки на образец, мысленное расчленение вызывает у них трудности. Они выражают сомнение н возможности самостоятельного выполнения задания. У некоторых детей задание вызывает повышенную двигательную активность, хаотичный перебор составных элементов. При выполнении задания они нередко разрушают уже правильно составленную часть «мозаики». Столь нерациональный способ можно объяснить импульсивностью этих детей, несформированными функциями произвольного внимания, а также недостаточной сформированностью пространственного анализа и синтеза. Эта группа детей хорошо принимает помощь. После условного деления задания на составные этапы и внешнего руководства задание выполняется ими успешно.

К 4-му уровню относятся дошкольники, не справляющиеся с заданием и не принимающие помощь.

2. Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве применяется методика «Лабиринт» (автор Л. А. Венгер). Данная методика направлена на диагностику способности ребенка пошагово соотносить рисунок со схемой в соответствии с правилом, организовывать свою познавательную деятельность, действовать в соответствии с целью. При выполнении задания оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы. Тестовый материал представлен в приложении 1.7, рис. 7а.

К 1-му уровню успешности относятся дети, проявляющие большую познавательную активность, концентрацию внимания при рассмотрении плана и продвижении по схеме. У них практически не наблюдается ошибочных ходов.

Дошкольники, относимые ко 2-му уровню, отличаются от предыдущей группы более длительным периодом ориентирования по плану. Они допускают небольшое количество ошибочных ходов, но сразу исправляют ошибку.

Дошкольники, выполнившие задание на 3-м уровне, также проявляют большую заинтересованность. Однако индивидуальные особенности, трудности в пространственной ориентации и концентрации внимания не позволяют этим детям быть столь же успешными.

К 4-му уровню относятся дети, не способные ориентироваться по плану и соотносить свои действия со схемой.

Для облегчения выполнения задания детям, продемонстрировавшим 3-й и 4-й уровни успешности, можно дать инструкцию следующего содержания: «Помоги мышатам найти клад Кота Леопольда (приложение 1.7, рис. 76).

3. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки проводится с использованием методики «Исключение лишнего» (исследование на предметном и на вербальном материалах, см. приложение 1.8, рис. 8а, б).

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

— Почему? Назови отличительный признак.

— Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при | этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.

Если ребенку при выполнении задания трудно подобрать обобщающее слово, рекомендуется сузить круг поиска, например, задав вопрос: «Это мебель, посуда или одежда?»

Достаточно эффективной оказывается активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например, ребенка можно спросить: «А что мама моет после ужина?» В протоколе обследования следует обязательно указать, какие дополнительные виды помощи были использованы.

4. Выявление уровня развития основных компонентов наглядно-образного мышления: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей, зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей (закономерностей изображения как целого, так и логических закономерностей) проводится с использованием методики «Матричные задачи Равена».

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию. Для проведения диагностики нами были отобраны задания А4, А7, А10, В9иВ10(см. приложение 1.9, рис. 9а, б, в, г, д).

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, решают задачи всех типов: установление тождества в простых рисунках (А4), установление тождества в сложных рисунках (А7, А10), выявление простых аналогий (В9, В10). Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, Самоконтроль.

Дошкольники, относимые ко 2-му уровню, также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 3-му уровню успешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа на установление простых аналогий. Задания второго типа (установление тождества в сложных рисунках) решаются с переменным успехом (в зависимости от степени концентрации внимания). Ошибки, на которые обращают их внимание, тут же исправляются. Задания первого типа (установление тождества в простых рисунках) затруднений не вызывают и выполняются самостоятельно и быстро.

К 4-му уровню относят детей, которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа, они просто хаотично перечисляют возможные варианты ответов, избегая интеллектуального усилия.

5. Для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода используется методика «Логические задачи».

Детям предъявляются 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая — с обратным), например: Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением). Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал о цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением). При выполнении задания оцениваются: отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, внимательно выслушивают условие задачи, повторяют его про себя и не спешат с ответом, отвечают уверенно и правильно.

Дети 2-го уровня успешности решают задачу с помощью педагога, который постоянно поддерживает их внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать” с нужной мысли.

У детей 3-го уровня возникают стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.

Блок 4. ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Обследование проводится в форме экспериментальной беседы по выявлению общей осведомленности, она позволяет получить характеристику осведомленности детей о семье, труде взрослых и сезонных явлениях природы.

К 1-му уровню успешности относят детей с высокой коммуникативной потребностью. Их словарь дифференцирован и- богат, речевые высказывания развернуты и правильно выстроены. Дети имеют знания как конкретного, так и абстрактного характера, целенаправленно проявляют познавательный интерес к природному, предметному и социальному миру. Они могут устанавливать причинно-следственные связи, знают времена года, описывают их признаки. При определении понятий используют их родовую принадлежность, знают нормы поведения и могут о них рассказать.

Дети, относимые ко 2-му уровню, характеризуются речевой инертностью и невысокой познавательной активностью. Они обладают определенным запасом знаний об окружающем мире, но эти знания отрывочны, бессистемны, касаются в основном привлекательных для ребенка областей или базируются на приобретенном ранее опыте. Например, на вопрос «Где работает мама?» они отвечают: «На работе», «Деньги зарабатывает и т. п. Их словарь ограничен, отмечается недостаточ­ная развернутость речевого высказывания и нарушение грам­матического структурирования речи. Эти дети путают времена года и месяцы, но после указания на ошибку сразу исправляют ее.

К 3-му уровню успешности относятся дети, характеризую­щиеся сниженными коммуникативными потребностями. Их речь носит ситуативный характер, словарь беден и не диффе­ренцирован. Содержание многих понятий неточно, сужено, а их употребление является неверным. Речь этих детей насыще­на многими неправильно или примитивно построенными кон­струкциями, связное речевое высказывание мало целенаправ­ленно. Дети плохо управляют своей речью, легко соскальзыва­ют на посторонние темы, часто повторяют одни и те же фразы.

Дети 4-го уровня не справляются с решением задач данного вида из-за сложностей анализа вербальной информации и несформированных навыков произвольного поведения.

При явных затруднениях в решении логических задач можно использовать прием персонификации, а именно включать в условие задачи в качестве одного из персонажей самого ребенка. Как правило, такой прием значительно облегчает осуществление логических операций. В протоколе обследования необходимо отметить, насколько действенным оказался данный вид помощи и смог ли в последующем ребенок выполнить задание с тестовым материалом.

Блок 6. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Сформированность «внутренней позиции школьника» (по Л. И. Божович), а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной (приложение 1.10, рис. 10).

В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению в школе.

В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. В ответе на вопрос 1 важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Часто дети говорят, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т. п. Но некоторые дети отвечают, что они хотят пойти в школу, потому ч им скучно в детском саду или не нравится там спать днем и т. д., т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статус ребенка.

Если ребенок отвечает утвердительно на вопрос 1, то, как правило, на вопрос 2 он отвечает, что не согласен еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот. Вопросы 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса ребенка, а также уровня его развития. Ответ на вопрос 7 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе: старается их избегать, призывает на помощь взрослых или просит, чтобы его научил; справляться с возникшими трудностями самостоятельно. Если ребенок еще не очень хочет стать учеником, то е: вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 9, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу (вопрос 10) он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться, и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос 11). Если же ребенок не очень хочет учиться, он, соответственно, выбирает роль учителя и предпочтение отдает перемене. Вопрос 8 не является информативным, т. к. на него практически все дети отвечают утвердительно.

Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).

Ко 2-му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интересней», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить и т. п.

К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.

К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» ит. д.). В игре в школу дети предпочитают роль учителя: «хочу быть главным.

Методики «Домик», «Графический узор», тест Пьерона-Рузера проводятся фронтально, а остальные — индивидуально. Время проведения обследования зависит от индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня утомляемости, колебаний мотивации и т. д.).

Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, следует учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и уровнем, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, определяет его «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *