барколабовский монастырь доступ к иконе

Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)

Мiръ Беларусь Могилёвская область Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Содержание

История [ править ]

Обитель основана в 1623 году Богданом Статкевичем.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.

После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, где и хранится до сих пор.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI-XVII столетий, или в 1-й половине XVII века в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звёздами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Её левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 году.

День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.

В честь 350-летия иконы Божией матери Барколабовской в Беларуси в 2009 году была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.

Современное состояние [ править ]

13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса.

Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

В обители проживает 12 насельниц. Настоятельница монастыря – схиигумения Антония (Полуянова).

Источник

Местная икона помогала вылечить даже 4 степень рака. Посмотрите на этот чудодейственный монастырь в Беларуси

Сегодня в дневнике путешествий проливается свет. По старинной липовой аллее попадаем на благодатный остров в агрогородке Барколабово. Свято-Вознесенский женский монастырь – место, намоленное уже 380 лет. Меценат и магнат Богдан Стеткевич отдает большие земли, чтобы построить святыню. В духовной миссии помогала супруга, княжна Елена Саломерецкая. Жаль, когда в 1641-м Могилевщину озарил пятикупольный белокаменный, она уже не увидела.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Ангелина Ерш, настоятельница Барколабовского Свята-Вознесенского женского монастыря:
Первые монахини пришли из Орши, из женского Кутеинского монастыря. Строителем и духовным руководителем монастыря был игумен Иоиль Труцевич. Монастырь быстро стал развиваться. В округе говорили: блистают благочестием барколабовские сестры. Сначала строится небольшой храм в честь Иоана Предтечи. И второй – огромный храм, деревянный, в честь Вознесения Господня. Это же название принял и сам монастырь.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Сегодня на месте былого монастыря стоит крест. Возможно, его когда-то восстановят. Обитель переживала расцвет и упадок и, несмотря на все войны и гонения большевиков, оставалась центром православия.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Монахиня Антонина:
Когда была шведская война, шведы заняли эту территорию, заставили сестер, чтобы те кормили их лошадей. Сестры понимали, что столько фуража у них не хватит, и они взмолились к Матери Божьей о помощи. Когда утром проснулись, они увидели, что все шведские лошади сдохли, и именно это событие привело начальника шведов к православию.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Когда в 1812-м французы обобрали до нитки все кельи и собирались поджечь монастырь, невидимая сила отбросила их в сторону. Поджав хвосты, враги сбежали. Все благодаря чудотворному образу Барколабовской Божьей Матери. Небесная заступница сама выбрала себе место. По легенде, когда князь Пожарский проезжал здесь, в его военном обозе была спрятана икона. Отряд просто застыл у врат монастыря. Князь понял – это знак свыше – и передал образ игуменье Фотинии Киркоровне. На следующую ночь икона как по волшебству переместилась к стене храма. Ей стали поклоняться все: и униаты, и католики.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Ангелина Ерш:
Это один из древнейших образов Беларуси. Только три иконы, которые в оригинале сохранились. Это образ Барколабовский, минской Божьей Матери и Жировичской. Образу нашему чудотворному 362 года, и только можно представить и подумать, скольким людям помогла Божья Матерь. Она даже слепых исцеляла. Помогает очень заиметь детей, от псориаза помогла, даже исцеляла (несколько случаев было) от 4 степени рака. Здесь, в деревне Седич, был мальчик Владик, у которого тоже был рак. Отслужили водосвятный молебен, ребенок исцелился, уже вырос.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Многочисленные дары – свидетели исцелений. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но икону спасли. В 1920-е монастырь закрыли и организовали артель. Сбросили купола, и к войне храм уже лежал в руинах. Немцы брали камни и устилали дорогу, чтобы отступить по болотистой местности. А сестры селились по всему району и оберегали икону, как могли. В 1953-м чудотворный образ перенесли в Свято-Троицкий храм в Быхове. И лишь в 2010-м, когда построили новый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, икону вернули домой и сердце Свято-Вознесенского монастыря забилось вновь.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Ангелина Ерш:
Расписывал храм талантливый художник Антоний Бельский, получил государственную премию «За духовное возрождение». Сделано в византийском стиле. Встречает нас Божья Матерь с распростертыми руками Оранта, то есть моление. Изображены святые, которые всегда молятся за нас, помогают нам – и Матронушка Московская, и Ксения Петербургская. Большая композиция посвящена Иоанну Предтечи, ему храм посвящен. Покайтесь, потому что сердце, засоренное грехом, не может принять Бога, его надо очистить. Он призывает к этому очищению.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Сегодня монастырь живет своей жизнью. Между службами, послушаниями облагораживают райскую территорию. Держат большое хозяйство, выращивают витамины в огороде – обеспечивают себя сполна. Сестра Антонина – одна из 17 насельниц. Знатный пчеловод рада угостить паломников медком, творожком и фирменным квасом. Аромата трапезе добавит шарлотка – яблони здесь особенные.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Монахиня Антонина:
Очень глубокое озеро. Во-первых, это бывший рукав Днепра, оно образовалось в 1870-х годах. Раньше по этому руслу ходили теплоходы, поэтому здесь очень большая глубина. Летом очень теплая вода, но по всему берегу бьют холодные ключи. Верующие купались, они даже рассказывали о том, что были исцеления.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

В планах построить дом паломников и гостиницу, чтобы знакомить с историей православия и просто перезагружать от городских забот. В тишине и неспешности приходят нужные мысли, душа просветляется. А 24 июля, в день Барколабовской Божьей Матери здесь царит особая атмосфера.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Монахиня Антонина:
Приходят люди со своими просьбами, особенно это происходит на праздник. Когда получается исцеление, когда по-настоящему душа преобразуется. Я когда звоню с колокольни и смотрю на более 2 000 людей, то именно в момент службы все люди стоят, как одно зерно.

Ангелина Ерш:
Люди сюда приехали – не хотят уезжать. Говорят, здесь у вас по-особенному. То, что незримо, что невидимо, действует на душу человека, на сердце – это божественная благодать. Может, и наши некоторые немощные молитвы этому способствуют.

Источник

Барколабовская Одигитрия – святыня восточной Беларуси

24 июля на Могилевщине, да и по всей Беларуси, празднуют день прославления чудотворной Барколабовской иконы Божией Матери – самой почитаемой святыни восточных земель Белой Руси

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Село Барколабово, что в Быховском районе Могилевской области, православные белорусы издревле именуют святым местом. Так получилось, что на протяжении веков этот живописный уголок был избавлен от «нашествия иноплеменников», миновали здешних жителей моры, засухи и губительные эпидемии.

В научном сообществе России и Беларуси местечко известно благодаря уникальной (сохранилась в единственном списке) Барколабовской летописи, где с достоверностью, пером очевидца, описана жизнь края в середине XVI – начале XVII веков. Автор исторического документа – легендарный священнослужитель здешнего Свято-Вознесенского монастыря Федор Филиппович. Летопись начинается со сведений о сейме 1545 года в Бресте, построении в Барколабово замка в 1564 году… Об основании здесь женского монастыря в 1623-м, на который пожертвовали деньги не только владельцы села, но и жители соседних деревень Сутоки и Махово… Описан захват Полоцка Иваном Грозным. А еще летописец рассказывает, как пронеслось над Могилевщиной лихолетье – грабежи и массовые убийства крестьян казаками Семена Наливайко. Однако тогда, в страшном для востока Беларуси 1595 году, Барколабово не пострадало.

На чистом, литературном белорусском языке того времени Федор Филиппович представляет быт, нравы и обычаи местных жителей, историю Орши, Минска и других городов Белой Руси. Ценнейший научный документ!

Впоследствии стороной прошли мимо Барколабово многочисленные захватчики, вторгавшиеся в разные века на белорусскую землю: польские интервенты, орды Наполеона, немецко-фашистские войска… Все они по тем или иным причинам миновали Барколабово, не ступала сюда нога непрошенного гостя.

Всего двенадцать лет с момента поселения на здешних землях творил добрые дела Баркулаб Корсак, а когда отошел он в мир иной, плач был великий по окрестным селам и деревням. Родина потеряла преданного Богу и людям, самоотверженного человека.

Впоследствии Барколабово было продано прославленному в Белой Руси роду князей Полубинских, а в XVII веке село перешло к великой белорусской династии – Сапегам.

Но наибольшую славу селу Барколабову принесло то, что по его имени названа одна из наиболее прославленных реликвий белорусской земли – Барколабовская икона Божией Матери. Этот образ в первозданном виде сохранился до наших дней и пребывает в Барколабовском Вознесенском женском монастыре. Стало традицией устраивать под праздник иконы крестный ход из Могилева в Барколабово (40 километров). Особенно многочисленным был крестный ход два года назад, 23-24 июля 2014-го, когда праздновалось 450-летие со времени основания села и 355 лет со дня появления образа в монастыре.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Вознесенский монастырь в XIX веке

БЕСЦЕННЫЙ ДАР КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО

Как же случилось, что бесценный образ Пресвятой Богородицы очутился в Барколабово? Судя по всему, дар этот был получен здешними жителями по заслугам. К середине XVII века село и Барколабовский Свято-Вознесенский монастырь превратились в торговый, культурный, религиозный и даже научный центр Восточной Беларуси. Судите сами: здесь на 500 с небольшим жителей (а столько их проживает в селе и поныне) приходилось две церкви и монастырь, две школы – одна базилианская, католическая, другая – церковно-приходская православная. Была еще школа для девочек, что являлось в то время большой редкостью.

Три с половиной века назад Барколабово процветало: две мельницы, медеплавильный завод, пивоварня. Таких стремительно богатевших сел в то время можно было сосчитать по пальцам – не только в Белой, но и в Московской Руси.

Поэтому, конечно же, вряд ли можно считать случайным тот исторический факт, что в 1659 году князь Семен Пожарский (родственник прославленного Дмитрия Пожарского, возглавившего в 1612 году народное ополчение против захвативших Москву поляков) решил подарить драгоценную икону именно Барколабовскому монастырю. Не случайно и то, что князь остановился на кратковременный отдых в этом богатом, поистине цивилизованном месте, когда ехал на войну против мятежников украинского гетмана Ивана Выговского, заключившего военный союз с крымским ханом. До этого князь немало послужил Отечеству в борьбе с крымско-татарскими отрядами, опустошавшими юг России, в войнах против шведов, вторгавшихся на Русь с севера.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Московский князь Семен Пожарский

Предание гласит, что в обозе Семена Пожарского находилась чтимая им икона Божией Матери. И вот, когда кавалькада поравнялась со стенами Свято-Вознесенского монастыря, лошади, везущие чудотворный образ, заупрямились, упали на колени и никак не хотели идти дальше. Пожарский понял, что икона желает навсегда остаться в этой обители, на этом клочке святой земли.

Не правда ли, история появления в Барколабово великой святыни напоминает легенду о том, как Андрей Боголюбский вез особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы из Киева во Владимиро-Суздальские земли? Напомним: тогда, в XII веке, за несколько верст от Владимира лошади тоже встали, и князь Андрей повелел строить здесь храм для иконы, основать поселение под названием Боголюбово. А образ Пречистой Девы прославился впоследствии как Владимирская икона Божией Матери.

Икона, которую вез на войну с мятежниками Семен Пожарский, с 1659 года стала именоваться Барколабовской – по названию монастыря, куда отдал ее князь-воевода. В том же году Пожарский попал в плен к крымским татарам и был казнен.

ШЕДЕВР БЕЛОРУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Что же представляет собой Барколабовский образ с точки зрения церковного искусства? Здесь много символичных моментов. Начать с того, что, по иконографии, это Одигитрия (в переводе с греческого – Путеводительница, недаром взял ее в дальний и опасный поход князь Семен Пожарский). Икона – один из величайших шедевров белорусской, а если точнее – слуцко-полесской школы иконописи. Согласно проведенным исследованиям, она написана темперными красками на хвойной доске размером 125 на 88,5 сантиметров (толщина – 3 сантиметра). Стиль письма близок к Иверской и Черниговской иконам Божией Матери.

Подобный извод (манера изображения) имел в своей основе многовековое почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери – белорусской святыни середины XII века. Такая иконография была распространена в центре и на юго-западе Беларуси как раз в XVI – XVII веках.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Божия Матерь изображена почти поколенно. Лик Пречистой Девы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Богомладенец Христос в белом хитоне благословляет верующих правой рукой, а в левой держит свиток.

Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и святого мученика Лонгина-сотника – одного из римских воинов, видевших Воскресение Христово и впоследствии казненного за веру.

В 1882 году Вознесенский монастырский храм сгорел, но икона (а также иконостас и утварь) не пострадали от пожара. В 1900 году после крестного хода с Барколабовской иконой прекратился падеж скота. С тех пор у крестьянок Могилевщины появился обычай – покупать в Свято-Вознесенском монастыре фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к чудотворному образу. Потом фигурки приносили домой. Считалось, что они защищают скотину от болезней.

Барколабовская икона так прославилась в Беларуси, что с нее стали делать списки (копии). Они были во всех храмах близлежащих сел и городов. До наших дней дошло несколько списков: в иконостасе церкви Святой Троицы города Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Никольском соборе одноименного монастыря в Могилеве. На иконе Никольского монастыря можно прочитать старинную стихотворную надпись: «В Баркалабове стоитъ Богомати, тамо источаетъ реки благодати, сей другий образъ как на месте зрети, прибегайте къ ней отцы и дети, тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ, съ верою молясь за все то дознаютъ».

В церкви святого Онуфрия того же Никольского монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, чудесно обретенный в 1992 году. Перед этой иконой теплятся три неугачимые лампады и ежедневно совершается молебен.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЮ ОБИТЕЛЬ

Долгие годы Барколабовская икона незримо покровительствует Быховскому краю и всей Могилевщине, всей Беларуси. Многими чудесами прославился этот образ в течение долгих веков. Поклоняться ей притекали не только православные, но и униаты, а также – католики.

Но вот к власти пришли большевики. Монахини Свято-Вознесенского монастыря стали раздавать иконы местным благочестивым жителям, чтобы спасти их от поругания и уничтожения. Была спрятана и сохранена также и Барколабовская икона. В 1920 году монастырь был закрыт, инокини в буквальном смысле пошли по миру.

Немецко-фашистское нашествие совсем не затронуло Барколабово, несмотря на то, что в Могилеве и Быхове шли тяжелые бои. Местные жители вспоминали, что в Барколабово тоже падали бомбы на огороды, но почему-то не взрывались.

барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть фото барколабовский монастырь доступ к иконе. Смотреть картинку барколабовский монастырь доступ к иконе. Картинка про барколабовский монастырь доступ к иконе. Фото барколабовский монастырь доступ к иконе

Свято-Вознесенский женский Барколабовский монастырь

Перенесение святыни из Быхова в Барколабово стало очень волнующим событием для православных христиан края. Ведь Барколабовская икона – единственный чудотворный образ в Могилевской области, который сохранился в подлиннике, пройдя через столетия, войны и революции в первозданном виде.

Источник

Икона Богородицы Борколабовская (Барколабовская)

Празднование

История

Бор­ко­ла­бов­ская (Бар­ко­ла­бов­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – чу­до­твор­ный об­раз, по­лу­чив­ший свое на­зва­ние по ме­сту сво­е­го на­хож­де­ния в глав­ной церк­ви Бор­ко­ла­бов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня в се­ле Бор­ко­ла­бо­ве Бы­хов­ско­го рай­о­на Мо­гилев­ской об­ла­сти (Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь). Ос­но­ва­ние его от­но­сит­ся к 1648 го­ду.

В мо­на­стыр­ском ар­хи­ве хра­нит­ся сле­ду­ю­щая за­пись об ис­то­рии этой ико­ны. «Тай­ну ца­ре­ву по­до­ба­ет хра­ни­ти, – го­во­рит­ся в ле­то­пи­си, – а де­ла Бо­жии от­кры­ва­ти. По­пуще­ни­ем Бо­жи­им быв­шей бра­ни в Поль­ше и Лит­ве, в ле­то от со­тво­ре­ния ми­ра 7167, а от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1659 г., гря­ду­ще об­рат­но из Поль­ши князь во­ев (во­и­нов) рус­ских, про­зва­ни­ем По­жар­ский, име­яй с со­бою по­тай (тай­но) сию ико­ну Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, егда при­и­де на ме­сто сие, иде­же ныне у врат ве­ли­ких, то­гда ста (ста­ла) ико­на непо­движ­на. Тру­дясь же князь и хо­тя кон­скою си­лою и мла­ды­ми от­ро­ки сво­и­ми двиг­ну­ти, ни­что же успе, и бысть ико­на непо­движ­на. Сие ви­дя, князь пой­де ко игу­ме­нии то­гда быв­шей Фо­ти­нии Кир­на­ровне и ре­че: «Возь­ми­те ико­ну Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы: вид­но бо хо­щет Ма­ти Бо­жия зде пре­бы­ва­ти»». Это бы­ло 11 июля 1659 го­да. С тех пор чу­до­твор­ная ико­на пре­бы­ва­ет в Бор­ко­ла­бов­ском мо­на­сты­ре. Во мно­гих церк­вях с нее име­ют­ся ста­рин­ные спис­ки. В над­пи­сях, ко­то­рые мож­но уви­деть на этих ко­пи­ях, упо­ми­на­ет­ся, что Бор­ко­ла­бов­ская ико­на про­слав­ле­на мно­ги­ми чу­де­са­ми, со­вер­шав­ши­ми­ся в оби­те­ли. Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых по­чи­та­е­мых в во­сточ­ных об­ла­стях Бе­ло­рус­сии об­ра­зов Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Бор­ко­ла­бов­ская Оди­гит­рия на­пи­са­на тем­пе­рой на хвой­ной ос­но­ве с вы­зо­ло­чен­ным рез­ным фо­ном и яв­ля­ет­ся од­ним из ше­дев­ров бе­ло­рус­ской шко­лы ико­но­пи­си, со­хра­нив меж­ду тем вы­ра­зи­тель­ные чер­ты его древне-ви­зан­тий­ско­го про­об­ра­за. Ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят вре­мя со­зда­ния об­ра­за к гра­ни­це XVI–XVII вв., ли­бо к пер­вой по­ло­вине XVII ве­ка.

Празд­но­ва­ние в честь этой ико­ны 11 июля уста­нов­ле­но в па­мять при­не­се­ния ее в мо­на­стырь кня­зем По­жар­ским.

Источник

Барколабовский монастырь доступ к иконе

Фотографии из истории монастыря.

Устроение монастыря и надзор за ним поручались Иоилю Труцевичу, игумену Кутеинского женского монастыря в г. Орша. Из сестер Кутеинского женского монастыря выбиралась игуменья для Барколабовского монастыря. Ей оказалась монахиня Фотиния. Первые насельницы вновь созданной Барколабовской обители были также кутеинскими. Оба монастыря должны были жить согласно, помогая друг другу и делиться всем нужным.

Если бы случилось, что игумены Кутеинские отступили от православной веры и впали в унию, то они уже потеряли бы всю власть над монастырем Барколабовским. В таком случае сама игуменья с сестрами будет управлять и распоряжаться обителью. Защита монастыря и попечение о нем возлагались Стеткевичем на сына его Михаила, дочерей, родственников и всех обитателей повета Оршанского, в православии пребывающих. Пользуясь предоставленными монастырю владениями и правами, инокини обязывались всегда молиться за его основателя, его жену, его детей и родственников.

Дарственная сия была написана на имя Иоиля Труцевича, игуменьи Фотинии Киркоровны с сестрами и была подписана 7 июля 1641г.

Главной заботой игумена Иоиля и матушки Фотинии было построение храма. Фундуш (дарственная грамота) был дан 7 июля, в день рождения пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя. Вскоре в монастыре был воздвигнут небольшой каменный Предтеченский храм с приделом Святителя Николая. А в 1648 году на средства Богдана Стеткевича был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня. Конечно же, в монастыре появились кельи, хозяйственные постройки и все было обнесено деревянной стеной.

На18-м году своего существования монастырю была явлена великая Божия милость – чудотворная икона Божией Матери. Описание этого чуда было написано в XIX веке на дощечке, которая висела возле иконы.

В 1659г. (во время правления польского короля Иоанна Казимира) русский князь Симеон Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы с польско-литовскими войсками. В обозе Симеон тайно вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастыря, и когда повозка с иконой подъехала к святым вратам, то никакими силами икону нельзя было сдвинуть с места. «Трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути и ничтоже успе и бысть икона недвижима». Видя это, князь идет в монастырь к игумении Фотинии Киркоровне и говорит: «Возьми икону Пресвятыя Богородицы, ибо хощет Мати Божия зде пребывати». Тогда игуменья с сестрами с великим благоговением взяли икону и до утра оставили ее посреди храма, размышляя, где бы ее поставить. Придя утром в храм, матушка и сестры обнаружили, что икона стоит с правой стороны от алтаря, где она стоит и теперь.

Празднование иконе совершается 24 июля в день святой великомученицы Евфимии Всехвальной и святой равноапостольной княгини Ольги – в этот день икона прибыла в монастырь Барколабовский. Каждый год при большом стечении народа торжественно празднуется день памяти этого чудотворного образа: бывает архиерейское богослужение, множество цветов, множество благодарных и радостных лиц и сердец – не престает Пресвятая Богородица источать чудеса…

Чудотворная икона Божией Матери написана на цельной доске. Дева Мария держит Богомладенца на левой руке, правая же покоится на Ее груди. Спаситель правой рукой благословляет, а левой рукой держит свиток. Лик Божией Матери выражает скорбь. Живопись образа строгая и возвышенная. В дореволюционное время икону украшала сребропозолоченная риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. На ризе имеются 4 звезды с дорогими камнями. В одной из них, у стопы Спасителя, хранятся частицы мощей святых преподобных Евфросинии Полоцкой и Лонгина вратаря. В обоих монастырских храмах для иконы были устроены золоченые киоты. В Иоанно-Предтеченской церкви икона устанавливалась зимой, а в Вознесенской – летом.

Барколабовская икона, как в прежние времена, так и теперь, весьма почитаема. В сердцах многих людей хранится благодарность Божией Матери за исцеление болезней, за рожденных в родительском неплодстве деток (таких случаев особенно много). Мать и дочь одновременно избавились от трудноизлечимой болезни псориаза.

Из глубины веков дошли до нас два поразительных чуда, которые явила Божия Матерь через свой образ Барколабовский.

Во время Великой Северной войны (в начале XVIIIв.) один шведский военачальник остановился со своим обозом в монастыре и потребовал фуража для лошадей. Инокини выдали, что имели. На другой день, когда насельницы монастыря вознесли усердные молитвы перед чудотворным образом об избавлении от непрошеных гостей, все шведские лошадки издохли. Это так поразило военачальника, что он принял православие.

Совершила чудо Божия Матерь и в 1812г. Французы, заняв монастырь, захотели поджечь церковь и уже со всех сторон обложили ее хворостом. В это время несколько солдат были внутри церкви и начали ее грабить. Один из воинов подошел к чудотворному образу и протянул руку, чтобы сорвать драгоценную повязку, но невидимой Божественной силой был отброшен далеко в сторону. В страхе французы покинули церковь, и все войска вывели из монастыря.

Течет людской ручеек к чудной иконе – кто поблагодарить, кто попросить милостивую Небесную Царицу о помощи, проливая слезы мольбы и слезы благодарности.

Хотя Барколабовский монастырь расположен в пределах Могилевской епархии, однако со времен своего основания и до 1773г. он принадлежал к Киевской митрополичьей епархии и назывался заграничным монастырем. Эта зависимость Барколабовского монастыря от Киева произошла следующим образом. Константинопольские патриархи, от которых в иерархической зависимости была западнорусская церковь в XVI – XVII вв., имели обыкновение, по просьбе основателей монастырей, давать некоторым обителям право ставропигии. Такие монастыри освобождались от подчинения епархиальному архиерею и зависели непосредственно от вселенского патриарха. Но по отдаленности Западной Руси от Константинополя, права на ставропигиальные монастыри передавались епархиальным епископам, за исключением только назначения и утверждения монастырских настоятелей. Со времени Петра Могилы (1633-1646гг.), получившего звание патриаршего экзарха в западнорусской церкви, ставропигиальные монастыри постепенно подчинены были Киевским митрополитам. А так как Киев в 1686г. перешел к России по вечному миру между ею и Польшею, то монастыри, оставшиеся в пределах Литовско-Польского государства, по отношению к Киеву оказались за границей, почему и получили название заграничных монастырей Киевской епархии. К разряду таких монастырей принадлежал и Барколабовский. Иногда управление заграничными монастырями переходило к Могилевскому епископу, но не полностью, например, к преосвященнейшему Георгию Конисскому. Быть может, неопределенное положение заграничных монастырей продолжалось бы много лет, но в 1772г. произошел первый раздел Польши, и Белоруссия была присоединена к России. Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря этого же года последовал указ Святейшего Синода, которым Барколабовский монастырь с другими заграничными белорусскими монастырями, окончательно был передан в управление Могилевского епископа.

До 1835г. Барколабовский монастырь был самостоятельным, но в этом же году он был приписан к Буйничскому монастырю, обращенному из мужского в женский.

Это произошло при следующих обстоятельствах. В 1833г. Могилевский епископ Гавриил захотел открыть приют для сирот и бедных девиц местного духовенства. Преосвященнейший Гавриил предполагал открыть приют в Буйничском мужском монастыре, а сам монастырь закрыть. Но святой Синод нашел более удобным открыть приют при каком-нибудь женском монастыре епархии или превратить для этого Буйничский монастырь в женский. Между тем новое направление реки Днепр на самый центр Барколабовского монастыря угрожало ему совершенным разрушением, предотвратить которое монастырь своими средствами не мог. Предстояло монастырь перенести в другое место или закрыть его. Тогда Преосвященнейший Гавриил решил закрыть Буйничский мужской монастырь, перевести сюда Барколабовский и учредить здесь приют. Барколабовский монастырь не закрылся, а сделался приписным к Буйничскому. В Барколабовском монастыре остались казначея и несколько монахинь. Оставалось ждать, какое направление примет Днепр.

Днепр долгое время не давал покоя Барколабовскому монастырю, но монахини приняли все усилия к сохранению своего монастыря. В 1843г. было сделано укрепление берега, а весной 1844г. все было размыто водой, только в 1847г. удалось укротить Днепр, изменив русло реки. Сила Днепра вынудила власти дать благословение на переезд основной массы сестер в Буйничский монастырь, который из мужского был преобразован в женский. Это произошло в 1835г. С этого времени ставропигиальный, первоклассный монастырь становится «заштатным», приписным к Буйничскому и постепенно приходит в запустение. Но благодаря владельцам соседнего имения «Сорочино» А. Н. Радкевичу, его жене и двум сыновьям в 1901 году монастырь приобрел самостоятельность, и стал быстро возрастать духовно и материально. Барколабовский монастырь вел всегда в своих владениях широкое хозяйство. Оно состояло в обработке полей, лугов, огородничестве, имелись небольшой пчельник и мельницуа на речке Ректе. Вообще хозяйство монастырское велось толково и аккуратно.

Жизнь иноческая насельниц монастыря, прибывших из женского Кутеинского монастыря, проходила на должной высоте. Сияли благочестием инокини барколабовские. Само число инокинь было велико, более 100 сестёр. Но с течением времени монастырь оскудевал в числе монашествующих, особенно с XVIII столетия. В 1766г. в монастыре были игумения и 31 монахиня. Несмотря на относительную малочисленность сестёр в предреволюционное время, при монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж давали приданое.

В 1924 году монастырь закрыла богоборческая власть.

Возрождение монастыря началось с 2008года, когда из Успенского женского монастыря г. Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестёр. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от о. Николая (Гурьянова). Уже в 2010 году Преосвященный Серафим, епископ Бобруйский и Быховский, освятил храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, а в день празднования Барколабовской иконы чудотворный образ был перенесён из храма Живоначальной Троицы г. Быхова, где он хранился с 1953г, в Барколабово. Божия Матерь вернулась в Свои владения, на то место, которое Сама избрала.

В настоящее время храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. В скуфье барабана – композиция «Престол уготованный», изображающая Силы Небесные: херувимов и архангелов. С алтарной аспиды распростёрла свои объятия икона Божией Матери «Знамение» Новгородская. Южная стена храма вещает величие Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». И ангельский собор, и человеческий род предстоят ей. На сводах храма ростовые изображения русских и белорусских святых. На западной стене и на клиросе – изображения Страшного Суда. За роспись этого храма Антон Бельский получил Государственную премию Президента Беларуси.

Сейчас в обители 15 сестер во главе с игуменьей Ангелиной. Строительница монастыря схиигумения Антония на покое, несёт молитвенный подвиг и днём и ночью. Матушка Антония пользуется уважением настоятельницы и сестёр. 7 декабря 2018г. в обители праздновали восьмидесятипятилетний юбилей матушки Антонии. Восстановленная обитель готова принять в свою духовную семью, желающих потрудиться на ниве Божьей в иноческом чине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *