барокко в русской архитектуре наиболее ярко представлено творениями
Развитие стиля барокко в архитектуре России
В XVII в. в русской культуре и искусстве появилось новое течение — их обмирщение, выразившееся в распространение светских научных знаний, отход от религиозных канонов, особенно в архитектуре. Примерно со второй трети XVII в. в России начинается формирование и развитие новой светской культуры.
В зодчестве — это прежде всего, отход от средневековой простоты, строгости и стремление к внешней живописности и нарядности. Заказчиками церквей становились купцы и посадские общины. Был возведен ряд нарядных церквей, что вызвало недовольство духовенства, под руководством патриарха Никона (вышел запрет на строительство шатровых храмов, разрешалось строить только пятиглавые церкви). Но влияние светской культуры уже нельзя было остановить.
В 1635—1636 годах по приказу государя строятся новые каменные царские покои, получившие название Теремной дворец. Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. В его облике соединились элементы древнерусского стиля (декор в стиле русского узорочья) с итальянским зодчеством.
Это было первое строение со светского назначения, в нем жили и работали царь, его семья и царский двор.
Русское узорочье
— стиль русской архитектуры XVII в., характеризующийся прихотливостью композиции и богатством декоративных элементов.
— использование ярких нарядных красок и богатая отделка фасадов с помощью: лепнины, карнизов, пилястров, изразцов, резных наличников, витых столбиков, каскадов кокошников, ширинок (элемент декора в виде квадратного углубления в стене)
— чувствуется связь с народным искусством
— сказочные, цветочные орнаменты в интерьере
Элементы русского узорочья в последствие стали составляющими стиля Московского барокко.
Русское барокко
— общее название разновидностей стиля барокко, сформировавшихся в Русском государстве в к. XVII-XVIII вв.
Барокко (ит. Странный, причудливый, неправильный) –художественный стиль стран Европы XVI – XVIII вв.
— усложненные, криволинейные формы планировки, создававшие иллюзорные пространства
— пышная декоративность (скульптура лепнина, позолота, живопись, зеркала)
Московское барокко
Нарышкинское (московское барокко)- стилистическое направление в архитектуре конца XVII — XVIII вв. (частный случай московского барокко, отличающийся рядом уникальных особенностей — заказчиков Нарышкиных).
Нарышкинское барокко вобрал в себя национальные и европейские традиции.
Особенностью является использование контраста двух цветов: красно-кирпичного фона и белокаменного декора.
Стиль «иже под колоколы» — это одностолпное церковь, существующая только на Руси, где верхний ярус одновременно является и звонницей.
Бухвостов Я. Г. ( конец XVII — начало XVIII вв.)— русский зодчий, один из основоположников нарышкинского стиля. Постройки Бухвостова Я. Г. выполнялись из красного кирпича с пышным белокаменным декором. Считают, что он руководил 12 постройками Нарышкиных. Замечательно, что все дошедшие до нас церкви практически не были перестроены — настолько совершена их форма. Не все его произведения сохранились до наших дней, не обо всех работах мы точно знаем кто их автор, но несомненно одно — творения крепостного зодчего Якова Бухвостова из села Никольское — Сверчиково являются одним из главных украшений Москвы и Подмосковья.
Барокко в архитектуре России
Барокко в России появляется в 18 веке, в годы правления Петра I. Царь и его окружение строят новую империю с прицелом на Западную Европу. Заимствование традиций, подходов, технологий происходит во всех областях жизни государства, в том числе в архитектуре. Стиль, пришедший в Россию с Запада, обогащается национальным колоритом и получает название русского барокко.
Характерные черты стиля
Узнаваемые черты барочных сооружений — торжественность форм и обилие декоративных элементов. Внутренние пространства имеют форму овала, границы между помещениями размыты, свет потоком врывается в интерьер через приоткрытые проемы. Главное назначение построек — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.
Особенности русского барокко в архитектуре
Барочную архитектуру отличает композиционная целостность, которая достигается за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. На фасадах размещают элементы лепного декора, архитектурный орнамент. В интерьерах присутствуют большое количество проемов и зеркал, живописные плафоны.
Так реализуется одна из ключевых идей барочного искусства — безграничное пространство.
Творения архитекторов в стиле русское барокко
Основные виды русского барокко получили свои названия по именам царствующих особ или вельмож, которые были заказчиками построек:
При этом три последних типа вместе составляют московское барокко. Большинство памятников расположено в Москве и пригородах, поэтому стиль называют московским.
Петровское
В традиции петровского барокко возводятся в начале XVIII в. первые постройки Санкт-Петербурга. Петр приглашает в новую столицу зодчих из разных стран, поэтому петербургская архитектура отходит от привычных византийских канонов и обогащается европейскими традициями: итальянской, французской, немецкой, голландской. Особенность зданий, построенных в этот период, — в простых формах, сдержанном декоре, четких членениях.
Дворцы петровской эпохи отличаются простыми объемами, единой плоскостью фасадов, выраженной горизонталью и вертикалью архитектурных форм.
Двухцветное решение фасада, расстекловка окон, фигурная кровля — характерные элементы петровского стиля.
В России в это время с успехом работают приглашенные Петром I Доменико Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Джованни Мария Фонтана, Никола Микетти, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови.
Образцами петровского барокко в Петербурге можно считать такие памятники:
Московские образцы петровского барокко:
Елизаветинское (Растреллиевское)
Расцвет русской барочной архитектуры приходится на правление Елизаветы Петровны — середину XVIII в.
В Петербурге и пригородах возводятся роскошные императорские резиденции, которые подчеркивают могущество великой империи.
Большинство из них создано итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, поэтому в названии стиля используют также имя мастера.
Дворцы, построенные в елизаветинскую эпоху, отличают масштаб и пышный декор. Фасады приобретают объем за счет выступающих колонн, пилястр, балконов.
Масштабности зданиям добавляют большие высокие окна. Живописные полотна и зеркала на стенах, золоченый декор, наборный паркет подчеркивают богатство и роскошь интерьеров. Елизаветинское барокко — это преимущественно столичный стиль, не получивший развития в русской провинции.
Образцами елизаветинского барокко в Петербурге и пригородах можно назвать шедевры Растрелли:
В Москве в стиле елизаветинского барокко построены:
Нарышкинское
Нарышкинское барокко объединило в себе элементы патриархального московского зодчества и новой архитектуры, привнесенной в Россию Петром I. Родоначальники стиля — род князей Нарышкиных. В имениях семьи под Москвой в первой половине XVIII в. возводятся первые сооружения.
Нарышкинские здания отличает соединение разнородных объемов: гигантских вертикалей и небольших горизонтальных форм.
Элементы наружного декора располагаются на ребрах построек, оформляют пролеты. Внутренний декор приобретает барочную вычурность.
В традициях русского зодчества внутренние пространства по-прежнему изолированы от внешних. В наружной отделке сочетаются красный кирпич и белый камень, в интерьерах используются изразцы и деревянная резьба, традиционные для русского узорочья.
К образцам построек нарышкинского стиля относятся:
Голицынское
К голицынскому барокко относятся постройки, возведенные по заказу сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. Он выступал за европеизацию русской культуры и в своих архитектурных предпочтениях следовал западной барочной традиции.
Отличия голицынских построек от других сооружений московского барокко — в пластичности и сложности форм, мягких переходах во внешнем и внутреннем пространстве, богатом скульптурном декоре и резном орнаменте.
Примерами построек этого стиля являются:
Голицынские здания резко выделялись на фоне патриархальной московской архитектуры того времени своей инородностью и вычурным орнаментом. Стиль не получил развития в дальнейшей истории России.
Строгановское
Постройки, выполненные в начале XVIII в. по заказу Г. Д. Строганова, представляют строгановское барокко. Кто был ведущим мастером и разрабатывал планы сооружений, точно неизвестно. Строительство велось одной артелью зодчих. Есть предположения, что многие постройки выполнены по эскизам крепостного мастера С. Д. Нарыкова. Строгановские здания отличают традиционный для русского храма пятиглавый силуэт и ювелирный барочный декор.
За 13 лет на землях Строганова было построено 5 православных храмов того времени:
Народное русское барокко
Стиль русского барокко, несмотря на западноевропейские истоки, прижился в России. Масштабы, нарядная отделка, богатый декор, золочение, характерные для сооружений этого типа, стали восприниматься в русской архитектуре как народные черты.
Русское барокко
Окончательное формирование стиля русского барокко приходится на середину 18 века. Наиболее полно он проявился в больших парадных дворцовых комплексах.
Если первая половина 18 века характеризуется большими градостроительными работами, рождением большого количества новых типов зданий, то для второй половины 18 века больше характерны пышные дворцовые ансамбли, городские и загородные, большие церковные ансамбли.
Основные композиционные приемы стиля барокко: симметричность композиции, крупный масштаб объемов и пространств, пластичность объемов и деталей (большое количество лепнины и декора), органичное сочетание архитектурных объемов и ландшафтных архитектурных пространств. Синтез архитектуры, скульптуры, живописное использование ордера, как декоративного элемента.
Стиль барокко проявил себя во всех видах искусств: в литературе, театре, костюме, изобразительных искусствах и т. д.
Задача создания представительной архитектуры дворцов обусловила декоративность и эмоциональную напыщенность объемов – главным образом, дворцов знати и царских дворцов, призванных утверждать исключительность дворянства как господствующего класса.
Первым, кто воспользовался праздничной бытовой стороной реформ Петра I, была его дочь Елизавета. Петровским ассамблеям на смену пришли роскошные балы и бурные маскарады. Примеру двора вынуждены были следовать и знатные вельможи. Маскарады, балы, пиршества требовали и соответствующих апартаментов. Нужны были новые дворцы — величественные и пышно украшенные. Русские вельможи этого времени поспешили получить от жизни максимум радостей и удовольствий. Знати, за которой тянулось теперь все дворянство, не хотелось теперь жить в «образцовых» домах. На смену строгой, деловитой и суровой архитектуре первой четверти XVIII в. пришло пышное барокко.
Семена барокко расцвели пышным цветом во время правления Елизаветы Петровны. В 40—50-х годах наступает время елизаветинского барокко. На оформление пышных церемониалов и праздников тратили не только огромные средства, но и массу энергии.
В это время произошло разделение утилитарно-конструктивной и образнохудожественной задач архитектуры. Красоту ценили тогда больше, чем пользу здания.
Русское барокко — очень мирское, жизнерадостное, лишенное религиозного мистицизма. Оно отличалось также подчеркнутой масштабностью и монументальностью, праздничной раскраской, основанной на контрасте. Фасады зданий были по скульптурному объемны. Их разрывали пучки колонн, украшенных лепными рельефами. Характерные приемы барокко — многочисленные выступы и раскреповки стен, декоративно трактованные ордера с раскрепованными антаблементами и по разному сгруппированными пилястрами и колоннами, разорванные фронтоны, пышные наличники окон, вазы, скульптуры и пышные декоративные украшения. Основной элемент членения здания — раскрепованный «ордерный устой», включающий в себя парные или одинарные колонны в один или два яруса.
На фасадах обрамляли окна, двери и ниши. В декоре использовали маскароны, прихотливые завитки орнамента, раковины из гипса, дерева и металла. В архитектуре елизаветинского барокко фронтон украшали сверху статуями. Внутренняя поверхность фронтона заполнялась горельефом, выступающим над плоскостью более чем на половину своего объема. Обычно это был картуш — щит с гербом или вензелем владельца дворца.
Отдельно стоящие колонны и сильно крепованные антаблементы давали глубокие тени на фасадах. Расстановка колонн по фасаду и боковым углам, чередование одиночных или сдвоенных пилястр и колонн, портиков, «пучков колонн» стало своеобразным инструментом барокко. Форма оконных проемов была разнообразна: прямоугольная арочная с лучковыми перемычками овальная и круглая. Наличники — предмет изощренного изобретательства, часто встречалось удвоение наличника, когда оба были объединены лепным декором, образующим на поверхности стены нарядное пятно. Иногда в одно целое объединяли три расположенные друг над другом окна — получалось пятно, скрывающее междуэтажные деления. Дымовые трубы были выполнены в виде фигурных ваз. Высокие с переломами или упругими очертаниями кровли дополняли объем здания.
Для строительства использовались луковичные купола, купола с резко выявленным силуэтом — с сильной кривизной очертаний, двойные и тройные купола. Бирюзовые, охристо-красные, желтые или небесно-голубые оранжевые, зеленые насыщенные цвета построек служили хорошим фоном для белых ордерных деталей и придавали городу праздничный облик. Эту гамму дополнял и обогащал блеск золота капителей и скульптур.
Городского особняка по сравнению с петровским временем не претерпел изменений: это были прямоугольные в плане П-образные и Н-образные симметричные относительно поперечной оси здания с вестибюлем и главным залом в центре. Развитие особняка зависело от включения его в «сплошной» фасад улицы. Так, по понятиям того времени, был необходим парадный двор в центре участка, а по периметру двора располагались здания.
Строгановский дворец был построен в 1754 г. архитектором Ф. Б. Растрелли на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Первый этаж дворца Строганова с горизонтальной рустовкой был трактован как цокольный и нес колонны, капители которых были украшены гирляндами цветов и листьями аканта. На главном фасаде — портик, фиксирующий главную часть фасада. На крыше — дымовые трубы в виде ваз. Дом выглядел как трехэтажный дворец, причем его фасад на Мойку увеличился с 7 до 17 осей. Жилые корпуса ограничивали внутренний прямоугольный двор, две стороны замыкали флигеля. Выходящий на улицу фасад не имел парадного подъезда. Подъезд располагался внутри сада-двора.
Строгановский дворец
Средний был выше всего остального здания на этаж, в нем окна были выше и наличники наряднее. Внутренняя отделка большого дома не уступала царским дворцам. Вестибюль с мощными сводами и парными колоннами соединял парадный двор с садом. Первый и второй этажи дворца Воронцова были украшены сдвоенными пристенными колоннами. Окна имели фигурные обрамления. Центр выделялся на фоне спокойно решенных крыльев с ризалитами.
«Певец русского барокко» построил ряд особняков и в Москве. Дом Апраксиных у Покровских ворот — типичный памятник барокко — был построен в бо-х годах XVIII в. Изящные колонны, наличники окон и скульптурные детали причудливых очертаний выделялись на фоне стен голубого цвета. В центре находился полукруглый ризалит с большими круглыми окнами третьего этажа. Яркая окраска была характерна для русской архитектуры того периода. Цвет усиливал впечатление роскоши. С обеих сторон дом имел крылья, справа — еще и служебные строения. Дом Апраксиных — единственный сохранившийся пример жилого дома в стиле барокко в Москве.
Дом Апраксиных у Покровских ворот
В середине XVIII в. в Москве распространилась застройка типовых домов по красной линии улицы. Даже в самых маленьких домах было несколько комнат. К сеням пристраивали помещения для кухонь и служб. В домах было два входа — парадный и черный. Стены членились лопатками и пилястрами. Жилая застройка Москвы отличалась от Петербурга большей свободой и разнообразием композиционных приемов.
За два десятилетия были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные сооружения, свидетельствующие о мощном расцвете русской архитектуры. Этот важный этап в развитии отечественного зодчества характеризуется деятельностью замечательных русских зодчих — В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомского, С. И. Чевакинского и др.
В архитектуре середины столетия ярко отразились классовые интересы абсолютизма и придворной знати. Дворцы императоров и высшего дворянства отличались великолепием, свидетельствовали о величии и могуществе России, которая стала мировой державой в результате петровских преобразований.
Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры не удовлетворяли требования и вкусы елизаветинского двора.
В основе композиции дворцово-парковых ансамблей середины XVIII в. лежала утвердившаяся в петровское время регулярная система генерального плана, но простота архитектуры сменилась пышными декоративными формами. Здание дворца, расчлененное выступами — ризалитами, состояло из цокольного — служебного и верхних — парадного и жилого этажей. Верхние этажи объединялись большим ордером. Фасады богато украшались лепкой, декоративной скульптурой. Сочетание резьбы, лепки, позолоты и декоративной росписи, а также окраска здания в яркие цвета придавали нарядность архитектуре этого времени. Сады и парки составляли неотъемлемую часть дворцовых ансамблей. Плоскостная трактовка наружного объема уступила место пластическому богатству и декоративной насыщенности фасадов. В силу этого архитектуру середины XVIII в. обычно именуют русским барокко.
В формировании этот стиля ведущую роль сыграл, безусловно, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. В 15 лет он приехал с отцом — скульптором Карло Растрелли в Россию. Получил первый заказ Петра I — загородный дворец в Стрельне; во время коронации Анны Иоанновны в 1730 г. — заказ на дворец в Московском Кремле; в 1735 г. — заказы от Бирона на его дворцы в Курляндии. После прихода к власти императрицы Елизаветы он получил от нее заказы на строительство нескольких дворцов: в Перове, в Киеве, Петергофе.
Бартоломео в России называли Варфоломеем Варфоломеевичем. Он прожил 71 год, из них 48 лет — в России. За эти годы выполнил около 80 работ. Сооруженные им дворцы и храмы — часть полученной нами в наследие духовной и художественной культуры. Высокое, настоящее искусство. С ним мы можем познакомиться на примерах его самых значительных работ.
С 1747 г. Б. Растрелли перестраивал Петергофский дворец и создал заново почти всю внутреннюю отделку. Новый трехэтажный дворец, в состав которого вошли строения петровского времени, сложился из среднего корпуса и боковых флигелей. Средний корпус, расчлененный центральными и боковыми ризалитами, соединялся с флигелями одноэтажными галереями, которые образовывали на втором этаже открытые террасы. Сравнительно сдержанная, плоскостная обработка фасадов нового Петергофского дворца сохраняла отпечаток архитектуры петровского времени.
В Петербурге в 1749-1757 гг. Б. Растрелли построил дворец для графа Воронцова. Главный корпус находился в глубине двора, по сторонам которого расположены флигели, торцами выходящие на улицу Садовую, которая тогда была окраиной Петербурга. Парадный двор отделен от улицы чугунной решеткой с воротами по главной оси ансамбля. Фасад расчленен тремя ризалитами со сдвоенными колоннами и пилястрами, несущими антаблемент. Богатая пластика ризалитов противопоставлена плоскостным западающим частям фасада. По композиции это дворец усадебного типа.
Архитекторы русского барокко
Наиболее ярким архитектором эпохи русского барокко является Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению, образование получил во Франции, стал истинно русским архитектором, построив множество выдающихся сооружений:
Оба дворца являются архитектурными доминантами больших градостроительных ансамблей, включающих большие парки, водоемы, каскады фонтанов, множество павильонов и т. д.
Основу внутренней планировки дворцов составляет регулярная, симметрично-осевая композиция, анфилады парадных помещений. Пластическое богатство декоративной отделки залов достигается с помощью деревянной золоченной резьбы в лучших древнерусских традициях.
Протяженные фасады дворцов ритмично членятся ордерными элементами:
Зимний дворец был уже четвертый зимний царский дворец и окончательный. Сложной была увязка дворца с градостроительной основой центра Санкт-Петербурга, так как основное трехлучие главных улиц ориентировано на адмиралтейство, а Зимний дворец оставался в стороне.
Растрелли решает задачу созданием парадных фасадов с четырех сторон замкнутого объема, с большим дворцом внутри. Таким образом со стороны р. Невы, с дворцовой площади, со стороны Адмиралтейства, везде замыкают композицию пышные, нарядные фасады Зимнего дворца.
Зимний дворец полон благородной и величавой торжественности, ни один западно-европейский дворец того времени не мог сравниться с ним по грандиозности и пышности.
Растрелли, кроме больших дворцовых комплексов, является автором многочисленных парковых павильонов, гротов, беседок, увеселительных и охотьничьих домиков.
Не менее значительны церковные постройки Растрелли.
Андреевский собор в Киеве (1747 – 1762 гг.)
Великолепно расположеннный на склоне холма, имеет 5 глав с сильным контрастом основного купола и боковыми тонкими башнеобразными куполами. В очертаниях объемов Андреевского собора прослеживаются традиции русского зодчества 17 в.
Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.) является одним из самых грандиозных замыслов Растрелли. Однако огромный градостроительный ансамбль монастыря не был полностью построен, отсутствует огромная колокольня, главная доминанта ансамбля.
Собор Смольного монастыря – шедевр мировой архитектуры эпохи барокко. Он стоит в центре квадратного двора ограниченного протяженными корпусами келий, углы которого акцентированы четырмя одинаковыми малыми купольными храмами. Очертания двора повторяет ограда, в составе которой должна была возвышаться колокольня. Наростание объемов к центру создает очень сложный силуэт панорамы монастыря – своеобразную музыку барокко.
Творчество Растрелли отражает эстетические идеалы того времени, а праздничная и торжественная архитектура его сооружений характеризует этап барокко в русской архитектуре.
Очень известным мастером этого времени являлся архитектор Чевакинский, часто работавший вместе с Растрелли. Чевакинский вел работы по строительсту в Царском Селе, он являлся автором павильона Эрмитаж в Царском Селе.
Чевакинский — автор таких произведений как:
Известна роль Чевакинского в создании и работе Академии наук.
Современниками Растрелли и Чевакинского были Ухтомский, Квасов, много строивший на Украине, Васильев, Дмитриев, Башмаков, Аргунов.
Ухтомский построил такие сооружения как:
Квасов полстроил собор в Козельце (1752-1763 гг.), Аргунов – усадьбу Шереметьевых в Кускове.
колокольня Троице-Сергиевой лавры
Морской Никольский собор в Петербурге
Фонтаннный дом Шереметьевых в Петербурге