белокопытовский казанский боголюбивый женский монастырь в контакте
Основательница Боголюбивой обители
Основательницей первой женской общежительной обители на Калужской земле – Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря была Александра Евгеньевна Белокопытова. Память о глубоко верующей смиренной подвижнице сохранилась и по сегодняшний день.
Александра Евгеньевна Белокопытова (урожденная Якушкина) родилась в 1820 году в Смоленской губернии, в скромной дворянской семье. Девочка рано лишилась родителей и в семь лет была принята на воспитание в семью своего дяди Богдана Михайловича Лыкошкина, где и жила до замужества. Девочка росла глубоко верующей и духовно окормлялась у старца Авраамия – пустынника, жившего недалеко от села Троицкое, на даче П.Н. Суходольского; это место известно сейчас как «Монахов колодец».
Сестра дяди, родная тетя Александры – монахиня Досифея, в миру – Дарья Михайловна Лыкошина, более тридцати лет подвизалась в Свято-Троицком женском монастыре Севска. Монахиня Досифея духовно общалась со старцем Василием (Кишкиным), с преподобными Львом и Макарием Оптинскими.
Девочкой Александра приезжала к ней в монастырь вместе с дядей на праздники, а после замужества, и особенно после смерти мужа, часто посещала Севскую обитель. Здесь она познакомилась со старцем Макарием Оптинским, который в дальнейшем стал ее духовником.
В 1836 году шестнадцатилетняя Александра вышла замуж за шестидесятилетнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальского уезда Калужской губернии. Иван Григорьевич был вдовцом и проживал в своем имении Петропавловское. Замужество оказалось недолгим. Через пять лет, в 1841 году Иван Григорьевич скончался, завещав супруге все свое движимое и недвижимое имущество.
Александра Евгеньевна, которой на момент смерти мужа едва исполнился двадцать один год, несмотря на юный возраст, не захотела вторично выходить замуж. Духовный отец посоветовал ей устроить в своем имении женскую монашескую общину. Посетив однажды дом духовной дочери, старец указал место, где будут устроены иконостас и клиросы. Кроме того, предсказал, что она не станет настоятельницей образованной ей общины, и назвал ученицу Александры будущей первой настоятельницей монастыря, что в дальнейшем, уже после смерти старца Авраамия, и совершилось.
Советы и наставления по созданию Казанской Боголюбивой общины давал и старец Макарий Оптинский. Александра Евгеньевна вела с ним духовную переписку и сама часто посещала Оптину пустынь. После кончины старца Макария ее духовником стал иеромонах Гавриил (Спасский), помогавший старцу в ведении его обширной переписки.
В 1865 году Александра Евгеньевна обратилась к архиепископу Калужскому и Боровскому Григорию (Миткевичу), ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить священника. В качестве средств, обеспечивающих жизнедеятельность своей общины, молодая женщина передала все свое имение, состоящее из пахотной и сенокосной земли, составляющей в целом 495 десятин, водяной мельницы, большого деревянного дома с хозяйственными постройками и инвентарем.
Указ Священного Синода об открытии общины последовал в 1868 году. К тому времени в обители подвизались около тридцати сестер. Из Оптиной Пустыни для духовного окормления общины был направлен иеромонах Гавриил (Спасский).
Внутреннее устроение обители было очень близко Оптиной пустыни. В одном из писем старца Амвросия Оптинского содержится рассказ об установленном там внутреннем распорядке: «…в два года так устроил там церковный порядок и церковное пение с канонархом, что, по свидетельству благочинного монастырей Калужской епархии отца игумена Моисея, в новой Белокопытской общине лучше поют и читают, чем в старом Калужском монастыре, несмотря на то, что там собралось только еще тридцать два человека».
О внутренней жизни Александры Евгеньевны почти ничего не известно. Ее подвиги были сокрыты от всех, кроме духовных наставников, советам и руководству которых строго следовала подвижница. После открытия общины Александре Евгеньевне было предложено занять должность настоятельницы обители, но по глубокому своему смирению она отказалась ее принять. На должность настоятельницы, как и предсказал ранее старец Авраамий, была избрана рясофорная послушница Феодосия (Синельникова). А Александра Евгеньевна старалась по мере сил своих помогать ей в деле благоустроения обители.
В большой зале барского дома была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский образ особо почитался в семье Якушкиных. Сохранившееся предание рассказывает о том, что когда родители Александры Евгеньевны были живы, икону Казанской Божией Матери принес крепостной крестьянин и отдал матери девочки, сказав что нашел эту икону в кухне и не знает, откуда она там взялась. Этот образ был последним родительским благословением Александры Евгеньевны и почитался как чудотворный. После устроения Казанского храма, икону поместили в нем, и перед ней молилась основательница обители.
В 1880 году по ходатайству настоятельницы монастыря монахини Феодосии и его основательницы Александры Евгеньевны было разрешено строительство нового каменного трехпрестольного Казанского храма с приделами в честь Животворящего Креста Господня и в честь Архангела Гавриила.
К 1890 году монастырь был обнесен оградой, возведены 54 каменных строения. Его стали посещать многочисленные паломники, чтобы помолиться у чудотворного Казанского образа Божией Матери, но Александра Евгеньевна уже не увидела всего этого. 7 февраля 1883 года основательница обители мирно отошла ко Господу и была погребена на территории монастыря.
Сейчас над ее могилой установлена часовня в честь Архангела Михаила.
Монастырь просуществовал до 1923 года, после чего был закрыт. В первый год Великой Отечественной войны его строения были разрушены во время массированного артобстрела немецкими войсками. С 2015 года по благословению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана началось возрождение обители.
Материал подготовила Анна Фейгина
Белокопытовский казанский боголюбивый женский монастырь в контакте
О сенью 2015 года в Новодяглево впервые за последние девяносто лет зазвучала соборная молитва. Здесь по благословению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана началось возрождение разрушенного в начале прошлого века Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря.
В середине октября в Новодяглево приехала монахиня Иосифа, на плечи которой и легли все работы и обязанности по возрождению святой обители. В свое время Белокопытовский Казанский монастырь поражал своей мощью и делал много благих дел для простого люда. Вместе с храмами на его территории были построены корпуса для келий монашествующих. Здесь была школа для приходящих детей, приют, была аптека, больница … Монастырь из своих средств платил доктору за лечение больных. Всего к 1890 году на территории монастыря было построено 54 здания, которые окружала большая ограда.
Своим происхождением Казанская женская Боголюбивая община (позднее — Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь) обязан Александре Евгеньевне Белокопытовой. Родилась она в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии в небогатой дворянской семье. Рано лишившись родителей, Александра семи лет была принята на воспитание в дом родного дяди – господина Лыкошина, у которого жила до своего замужества.
В 1836 году с исполнением 16 лет Александру Евгеньевну выдали замуж за овдовевшего шестидесятилетнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова – помещика Мосальского уезда Калужской губернии, который проживал тогда в своем имении Петропавловском.
Прожив во втором супружестве только пять лет Иван Григорьевич скончался, завещав все свое движимое и недвижимое имущество жене. Несмотря на свой молодой возраст Александра Евгеньевна не захотела второй раз выходить замуж. По совету подвижника благочестия, всеми почитаемого старца Авраамия, который жил неподалеку от села Троицкое на даче П.Н. Суходольского (ныне это местечко называется – «Монахов колодец») в 1865 году она обратилась к Калужскому архиепископу Григорию, ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить к ней священника.
Как средства к содержанию будущей обители, Белокопытова показала все свое имение, состоящее из пахотной и сенокосной земли в количестве 495 десятин, водяной мельницы, большого деревянного дома с хозяйственными постройками и инвентарем.
Р азрешение на открытие общины последовало в 1868 году по указу Священного синода с Высочайшего соизволения Государя императора. Тогда же в общину из Оптиной пустыни прибыл оптинский иеромонах, отец Гавриил, который принял самое живое участие в деле. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь иконы Казанской Божьей матери.
В 1880 году вследствие обветшалости и малой вместимости деревянного Казанского храма, по ходатайству настоятельницы общины монахини Феодосии и храмосоздательницы Александры Евгеньевны Белокопытовой епархиальным начальством было разрешено построить новый каменный трехпрестольный соборный храм во имя Воздвижения Креста Господня.
В 1892 году Священным Синодом было принято решение об открытии Казанского Боголюбивого монастыря.
С приходом советской власти все это великолепие было разрушено. А последний кирпич, который сохранился от стен и храмов монастыря, после войны был разобран на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза. И монастырь на долгие годы порос травой забвения.
В 2015 году с приездом в Новодяглево монахини Иосифы на территории монастыря все оживилось: сперва была поставлена небольшая бытовка с молельной комнатой, потом — поставлен и освящен Поклонный крест на месте Крестовоздвиженского храма, затем был построен Святой колодец и уже летом 2016 года здесь прошла Божественая литургия с освящением нового храма, воздвигнутого в честь Собора преподобных Оптинских старцев.
2017 год является юбилейным в истории Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря, — говорит матушка Иосифа. — 125 лет назад монастырь был официально открыт, хотя фактически его основание произошло намного раньше, — Многие не понимают, почему именно нынче мы отмечаем 125 лет со времени основания нашего монастыря, говоря, что он значительно старше упомянутой даты. Тому есть официальное разъяснение.
В Калужской губернии кроме монастырей было очень много общин — мужских и женских. До революции, только в сторону Варшавского шоссе в Мосальском уезде была женская община и две в Медынском уезде и ни одна из них не стала монастырем, хотя каждая из них существовала несколько десятилетий. Наш монастырь много лет существовал как женская община с очень строгим скитским уставом.
Испокон века монастыри на Руси были двух видов – общежительный, правила которого были даны самим Богом преподобному Пахомию Великому. Первый монастырь он организовал для своей сестры общежительным. Это когда для монашествующих в нем все общее – еда, одежда, книги, житие.
Второй вид монастыря – особножительный. То есть, монашествующие собирались в храм только на службу. Кельи строили за свой счет. Кто был побогаче мог даже брать с собой прислугу. Монашествующие сами себя во всем обеспечивали за счет помощи родственников или дохода от своего рукоделия.
В 14 веке преподобный Сергий Радонежский ратовал за введение общежительного устава в русских монастырях, чтобы монашествующие жили в истинном единении в Боге и любви по образу Святой Троицы.
Официально община Казанской боголюбивого женского монастыря была основана в 1868 году, хотя фактически, как мы знаем, она существовала намного раньше этого времени.
Все вместе сёстры собрались в середине 19-го века. Но подать прошение на свое существование в общине они смогли только после 1861 года, когда было отменено крепостное право и когда людям начали выдавать документы.
К 1892-му году священный Синод в Санкт-Петербурге принял решение об открытии Казанского Боголюбивого женского общежительного монастыря. И теперь юбилейный год мы считаем не со времени основания монастыря, а с его официального открытия в 1892 году, — пояснила монахиня Иосифа.
Фоторепортаж «Экскурсия выходного дня в Белокопытовский Казанский женский монастырь»
Потапова Елена Анатольевна
Фоторепортаж «Экскурсия выходного дня в Белокопытовский Казанский женский монастырь»
Доброе время суток, уважаемые коллеги!
Хочу предложить Вашему вниманию фотоотчёт, о посещении мной Казанского женского монастыря, и поделится впечатлениями.
В нашей Калужской области, много достопримечательностей, и осенью 2018 года по работе, в рамках духовного воспитания детей, я впервые побывала в женском монастыре.
Монастырь находится в очень живописном месте в деревне Ново – Дяглево, Куйбышевского района, это совсем недалеко от нашего посёлка всего сорок минут езды на автобусе.
Подъезжая к деревне, нас встретил ориентир, табличка «Монастырь».
Из окна автобуса – наблюдается красота неописуемая.
Забегу в перёд, с 9 утра до часу дня, время пробежало не заметно.
На вид, обычная, хрупкая женщина.
Она нам рассказала, что в конце октября 2015 года приехала на это место восстанавливать третий монастырь. За несколько месяцев с Божией помощью это место преобразилось.
Матушка провела нас в храм в честь Собора преподобных Оптинских старцев.
В 1836 году, с исполнением 16 лет, Александру Евгеньевну выдали замуж за овдовевшего 60-летнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова – помещика Мосальского уезда Калужской губернии, который проживал тогда в своем имении Петропавловском.
Прожив во втором супружестве только пять лет, Иван Григорьевич скончался, завещав все свое движимое и недвижимое имущество жене. Несмотря на свой молодой возраст, Александра Евгеньевна не захотела второй раз выходить замуж.
— По совету подвижника благочестия, всеми почитаемого старца Авраамия, который жил неподалеку от села Троицкое на даче П. Н. Суходольского (ныне это местечко называется – «Монахов колодец», в 1865 году она обратилась к калужскому архиепископу Григорию II (Митькевичу, ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину и для богослужения определить к ней священника.
Разрешение на открытие общины последовало в 1868 году по указу Священного синода с Высочайшего соизволения Государя императора. Тогда же в общину из Оптиной пустыни прибыл иеромонах отец Гавриил. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
С приходом советской власти монастырь был разрушен. Последнее, что осталось от стен и храмов монастыря, после войны было разобрано на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза.
В день нашего приезда, ведутся работы в трапезной по установке окон.
Матушка приятный собеседник, ведёт работу в архивах.
Благодарю за внимание!
Фотозарисовка выходного дня «Экскурсия в парк Лога» (первая часть) Уважаемы коллеги приглашаю Вас совершить экскурсию в парк Лога а я буду Вашем гидом. Дорогие коллеги, согласитесь, что наша страна славится.
Фотозарисовка выходного дня «Экскурсия в парк Лога» (вторая часть) Уважаемые коллеги в первой части моей публикации – «экскурсии в парк Лога» я Вас приглашала на экскурсию, так продолжим же её. Тем более.
Фотозарисовка «Прогулка выходного дня» Погода нас в Сибири в этом году мягко сказать не балует. 26 мая на календаре, а за окном серое беспросветное небо, и моросящий дождь уже.
Фотозарисовка выходного дня. Экскурсия в музей «Легенды СССР». 1-я часть Уважаемые коллеги, сегодня я Вас хочу пригласить на экскурсию в музей «Легенды СССР» На обратном пути из парка Лога, мы заехали в музей.
Фотозарисовка «Поездка в Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии» Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед.
Маршрут выходного дня «Экскурсия с детьми и родителями в парк Победы на мемориал погибшим ВОВ» аршрут выходного дня «Экскурсия с детьми и родителями в парк Победы на мемориал погибшим ВОВ» Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная.
Фотоотчет «Поход выходного дня с волонтёрами» Поход выходного дня с волонтёрами компании ООО «Каргилл» 7 июля 2018 г. 7 июля воспитанники центра отправились в пеший поход выходного.
Фотоотчет «Прогулка выходного дня» Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке.
Фотоотчет «Экскурсия выходного дня» Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность вытащить из виртуального мира в реальный, научить.
Экскурсия выходного дня «Я — таганрожец, я люблю и берегу свой город» Цель: познакомить детей с принципом раздельного сбора отходов, с понятиями: «вторсырье», «переработка вторсырья», рассказать о работе.
Песоченская епархия
Официальный сайт
В Куйбышевском районе состоялось освящение храма в восстанавливающемся Белокопытовском Казанском Боголюбивом женском монастыре
10 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и день обретения мощей преподобного Амвросия старца Оптинского, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан совершил чин великого освящения храма в честь Собора преподобных Оптинских старцев в восстанавливающемся Белокопытовском Казанском Боголюбивом женском монастыре в д. Ново-Дяглево Куйбышевского района, а затем первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
До двадцатых годов прошлого века в деревне Ново-Дяглево стояла большая православная обитель — Белокопытовский женский монастырь. И сегодня, почти через сотню лет, только очень внимательный человек может разглядеть затянутые крепким дерном едва заметные прямоугольники фундаментов прежних монастырских построек.
Два года назад началось возрождение обители. Много трудов выпало на долю монахини Иосифы (Егасовой), ответственной за восстановление монастыря. Нашлись и неравнодушные люди, поддержавшие благое дело. Общими силами здесь был построен колодец, который уже освятили. Неподалеку воздвигли храм в честь Собора преподобных старцев Оптинских.
10 июля состоялось великое освящение храма, а затем и первая Божественная литургия в обители. Торжественные богослужения совершил архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан в сослужении благочинного 1-го округа Песоченской епархии иерея Александра Рябова, иерея Валерия Агеева при диаконе Евгении Васильеве. Во время чина освящения был совершен крестный ход вокруг новопостроенной церкви.
Среди почетных гостей были первый заместитель Законодательного Собрания области Виктор Бабурин, глава администрации муниципального района «Куйбышевский район» Сергей Макридов и другие представители руководства района. На торжественное богослужение приехали паломники из разных областей нашей страны: Калужской, Смоленской, Московской, Нижегородской. Отрадно, что среди собравшихся было много молодежи, молодых мам с маленькими детьми.
По обочинам главной дорожки к храму были рассыпаны бутоны живых цветов. Установлены небольшие плакаты с информацией о многолетней истории монастыря, его основательнице Александре Евгеньевне Белокопытовой. Она, будучи владелицей села Петропавловского (ныне д. Ново-Дяглево), в 1861 году подала прошение епископу Калужскому Григорию об открытии женской общины. В 1868 году был открыт Казанский Боголюбивый женский монастырь. Его духовным устроителем стал оптинский иеросхимонах Гавриил. В 1923 году монастырь был закрыт и начал постепенно приходить в упадок, а во время Великой Отечественной при массированном артиллерийском обстреле немецкими войсками был полностью разрушен. Работы на территории монастыря еще много. В первую очередь следует расчистить площадки, где продолжится строительство трапезной, келий для будущих насельниц и т.д.
Известие о возрождении монастыря уже разнеслось по стране. Женщины из многих областей России и даже Москвы пишут матушке Иосифе письма-прошения о желании приехать в монастырь. Но впереди еще большая работа. Белокопытовская обитель нуждается в помощи и пожертвованиях.
Завершился праздник концертом. На импровизированной сцене, среди буйной июльской зелени, после короткого летнего ливня солистки ансамбля «Околица» вместе с детской группой поддержки исполнили для присутствующих стихи и лирические песни духовной тематики.
Использовался материал с сайта http://www.vest-news.ru/
Фоторепортаж о Белокопытовском Казанском Боголюбивом женском монастыре:
Казанский женский монастырь, г. Вышний Волочек
Казанский женский монастырь, г. Вышний Волочек запись закреплена
ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Жизнь человечества делится на три части: до грехопадения, после грехопадения до пришествия в мир Христа, а дальше уже жизнь вечная, ну, конечно, не для всех. Так же и жизнь каждого человека делится на три части: от зачатия до рождения, от рождения до смерти и после смерти опять жизнь вечная.
Показать полностью.
Вот Димитрий Солунский, память которого мы сегодня празднуем. Благородный муж, умный, красивый, знатный, сильный, воин блестящий — и его убивают во цвете лет. Вроде бы ужасно это все, а с точки зрения Божественной — красота.
К тому времени, как Господь пришел в мир, человечество в лице лучших представителей уже дозрело до того, чтобы принять благую весть. Но и тогда немногие совсем поняли, что Он говорит, немногие приняли Его. Потому Христа и убили, что то, чему Он учил, принять им было нельзя. Нам сейчас гораздо легче воспринять Христово учение, чем две тысячи лет назад, потому что люди тогда воспитывались совсем в ином. Тогда считали, что если человек больной, несчастный, то, значит, он грешник, а если он живет благополучно, сытно, то, значит, он Богу угодил. А теперь наоборот, потому что меняется человечество, и степень его восприятия разная.
Когда мы ребеночка воспитываем, то, если он что хорошо сделает, мы его поощряем, подхваливаем, что-то ему, может быть, даже дарим. И он доволен, знает, что, если будет хорошо себя вести, его будут хвалить. А если будет что-то противное делать, то накажут, ругать будут, в угол поставят, лишат чего-нибудь, может быть, даже наподдадут. Но когда ребенок уже вырос, эти методы на него не действуют. Ну глупо взрослого человека бить, что это изменит? Если сильно бить, он может исправить свое поведение внешне, но внутренне-то останется все равно при своем. А в детстве такие наказания необходимы, потому что они приучают человека к добру. Так и Господь через всякие прещения, через плен египетский, плен вавилонский людей Своих воспитывал.
Все так и случилось. И так было всегда и еще будет. Каждый раз на новом витке человеческой истории это все будет совершаться, потому что в Царствие Небесное нельзя войти иначе, как только через скорби, через страдания, через самоотречение. Это закон духовной жизни. Поэтому человек, который стремится во что бы то ни стало к земному благополучию, лишается жизни будущего века. Земного благополучия он, может быть, и достигнет, но на это уйдет вся жизнь и Царствия Небесного он не получит. А если человек стремится больше к духовной жизни, то он получит духовную жизнь. Ну а земная? А земную Господь ему Сам устроит. Это вопрос веры.
Господь обещал каждому, кто будет стремиться к Царствию Небесному, устроить и его земную жизнь. А человек маловерен; на Бога надейся, а сам не плошай — вот такая психология. Ну а двум господам служить, и о земном заботиться, и о небесном, это очень сложно, как-то не получается. Поэтому человек прилепляется больше к земному, все хочет земное себе устроить, себя обеспечить. Но Господь жалеет человека и, по милости Своей неизреченной, не дает ему земного благополучия. Вот всем дает, а России не дает, по тому что жалко Ему наш народ. Когда-то была Святая Русь —неужели это все погибнет, превратится в Америку? Жалко для Господа, чтоб Россия превратилась в сытый обезьянник. Ведь идеалом русского народа когда-то была святость, а не жирная жизнь. И поэтому Господь нас смиряет, нам не дает. Но если люди все-таки упорно будут отворачиваться от Бога, Господь попустит, и все будет тогда как в Америке. Не будет только духовной жизни, как в Америке ее нет. Будет такая жирная пустыня — самая противная из всех пустынь.
Может быть, кто-нибудь замечал, иногда бывает, что в храм идти не хочется, трудно или устал, а потом головой тряхнешь: все равно пойду. Пошел, постоял в храме — и никогда не пожалеешь, что пришел. Такого не бывает, чтобы человек пожалел, что в храм пришел. А до того была маленькая, но все-таки борьба, как бы малое страдание, малое мучение. А мученичество — эта уже крайнее страдание. Поэтому и говорится, что на крови мучеников стоит Церковь. Это и в буквальном смысле: еще в древности был обычай на гробницах святых мучеников устраивать алтари. Это в духовном плане, потому что страданием своим они всему миру как бы в отрицание плотского бытия показывают, что вот она, истинная жизнь. И в этом их страдании крайняя степень смирения, уничижения и крайнее доверие Богу: да, Господи, если будет Твоя воля, Ты сохранишь, а если нет — значит, будь по воле Твоей.
Взять императора Николая Александровича, собственно, что в нем такого святого? Понятно, Серафим Саровский, Сергий Радонежский всю жизнь молились. Ну а он что? И воевал, и табак курил, и жизнь совсем не монашескую вел. Ну, конечно, был хороший человек, тихий, скромный, лицо очень приятное — а так что такого? А то, что он знал точно, что его ждет, и не уклонился, а прямо по этому пути прошел. Ну-ка попробуй пройди! Возможностей этого избежать было миллион, миллиард — нет, избрал именно такой путь сознательно и от начала до конца прошел. Точь-в-точь повторил путь святых мучеников.
Если мы почитаем жития древних мучеников, они тоже на камнях не стояли по тысячу дней; что такое Иисусова молитва, понятия не имели; кресты на себе никто не носил, тогда не в моде было; постов в среду и пятницу тоже еще не было; утренние и вечерние молитвы не читали, потому что тогда еще и не было тех святых, которые эти молитвы составили. Конечно, знали «Отче наш» и другие молитвы, псалмы читали, и каждый молился Богу своими словами, и причащались они часто, но все было в простоте, потому что еще богослужение было неразвито. В каждом городе служили по-своему. Что Господь на сердце положит, какие слова, так и молились все вместе, потом споют что-нибудь. Вот так было, очень просто, но жизнь была настоящая, подлинная в духовном плане, поэтому бывали и такие плоды.
А к нам это каким образом относится? Вот каким: надо нам каждый день, который мы проживаем, жить ради Бога. У нас на дню бывает очень много случаев небольших, когда мы можем проявить не свою волю, а подчиниться воле Божией. А для этого надо видеть на себе все время руну Божию и поступать не так, как хочется, как нам наши страсти велят, а искать волю Божию и стараться себя подчинить ей. И если мы будем таким путем идти, то постепенно наша воля будет крепнуть.
Но вот человек идет, идет, идет в гору, осталось чуть-чуть — и упал, скатился вниз. Ясно, что весь этот путь пройден зря. То есть ценно только тогда, когда человек дошел до конца. Поэтому Господь такими словами и закончил: «Претерпевший до конца спасется». Иуда был апостолом, был, был, а потом стал вором, то есть какое-то время побыл, а потом все и кончилось. Так и человек может ходить, ходить, ходить в церковь, а потом чуть пореже, пореже, а потом и совсем бросить. Или может человек молиться, молиться, а потом — раз, и что-то неохота, и скучно, и так это все и кончится. Духовная жизнь может и возрастать, а может и угасать. Это зависит от веры человека, от того, чему он верит и в Кого верит. Если верит в слово Божие, значит, будет свою жизнь все время слову Божию подчинять, будет жить не так, как ему кажется, как ему хочется. Потому что ну что человеку хочется? Ему хочется все время себя жалеть, все время идти по пути наименьшего сопротивления, все время побольше получать, поменьше отдавать. А Господь иначе говорит, Господь требует, чтобы все время подвиг был, чтобы не уклонялся человек от страдания, а все время крест свои нес, не искал своего, не искал временной пользы, а все время из каждого дня извлекал пользу вечную, богател в Бога.
Конечно, это трудно, нужно себя все время нудить. Поэтому преподобные отцы говорили: «Да, один раз умереть легко, а настоящий христианин, настоящий монах умирает каждый день», потому что все время надо против своей воли идти. Вся плоть наша, вся наша душа хочет жить — а надо помирать. И надо это принять как необходимое от Бога, поверить, что это нужно и это очень важно. И конечно, к этому надо готовиться. Ведь каждый из нас будет умирать, и, если рассмотреть, окажется, что все наши земные дела по сравнению с тем, что нам придется однажды в вечность шагнуть, это все ничтожнейшая чепуха. Святые отцы так и рекомендуют: помни о смерти, помни все время о том, что придется перейти туда, в вечную жизнь. И тогда будет много проще жить, будешь легче и к деньгам относиться, и к одеждам, и не так будет важно, тесно ты живешь или просторно. Важно, конечно, но не так. Некоторые говорят: «Вот, всю жизнь в коммуналкех». Да не всю жизнь, а только земную. Трудно? Конечно, трудно, но и польза великая для души, потому что в коммуналке все надо делать против своей воли, все наперекор, все тяжело, все болезненно, все с необычайным понуждением себя; ты как бы вынужден, иначе вообще будет сущий ад.
Когда у человека в жизни трудные обстоятельства и он вынужден терпеть, это значит, что Господь к этому человеку проявляет милость, Господь в этом человеке воспитывает необходимые для вечной жизни качества души. Не надо ничего придумывать, не надо никакие изобретать себе подвиги, оно само идет, само спасается, ты только этот крест от Бога прими. А когда у человека все хорошо, благополучно, то ему труднее, потому что нужно самому действовать. Вот Василий Великий был богатый человек, а взял и все бедным отдал. Мы так читаем: отдал все имущество бедным, пошел в пустыню — все просто. А возьми да попробуй отдай, возьми трехкомнатную квартиру поменяй на однокомнатную и посмотри; как это, легко или нет. Или видишь у человека похуже пальто, чему тебя, — вот возьми и поменяйся, попробуй. Оказывается, это все очень вещи непростые и трудные, на это могут решиться только люди уж действительно глубочайшей веры. Казалось бы, ну что там пальто?! А нет, совсем нет.
Поэтому те трудности, которые Господь нам Сам дает, нужно с благодарностью принимать. Нет более благодатного состояния для человека, чем быть всем довольным. А мы, чуть какая скорбь, теснота, сразу ропщем; не так нам сказали — нам обидно; не так посмотрели — нам больно; в чем-то нас утеснили — мы протестуем, ищем справедливости, все время жалуемся. Это тяжкий грех. Надо стараться входить в такое устроение, чтобы быть довольными, потому что, когда человек верует в Бога, он верует, что его жизнь — это не цепь каких-то нелепых случайностей и, если вовремя подсуетиться, тогда будет лучше. Совсем нет, жизнь наша управляется промыслом Божиим, и надо этот промысел Божий в своей жизни видеть.
Вот и нам надо так стараться, не прилепляться к земному; чем владеешь — ну и владей во славу Божию, но старайся все время помышлять о вечном, и именно ради Христа, потому что иначе никто уже не будет в этом мире свидетельствовать о том, что есть подлинная жизнь. Весь мир растворился в поклонении золотому тельцу, все хотят что-то нажить. Ну и наживают, но потом их все равно похоронят; и бедные, и богатые — все сравняются. А нам надо, если мы хотим быть православными, твердо стоять на том, что главное все-таки жизнь небесная, ей преимущество. Вот в этом и есть проявление нашей веры, мы все-таки выбираем вечность, мы вот к этому стремимся, вот это все-таки нам важнее, это для нас более ценно. И в этом как раз мы и уподобимся всем тем святым, которые были до нас. Если будем это делать последовательно, то и мы среди них окажемся, потому что это есть направление нашей жизни. Не надо искать себе каких-то подвигов, мучений, сейчас совсем не то время. Надо принимать то, что есть, и терпеть то, что Господь дает. И если до конца претерпим, тогда и спасемся. Аминь.