биология 10 11 классы эволюционное учение 10 таблиц
История эволюционных идей. Значение работ К. Линней, учения Ж. Б. Ламарка
1. Дайте определения понятий.
Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы.
2. Заполните таблицу.
3. Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.
4. Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Пункты эволюционной теории Ламарка:
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновремен¬ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды.
5. За что критиковали теорию Ж. Б. Ламарка современники?
Ламарк ошибочно полагал, что изменение среды всегда вызывает у организмов полезные изменения. Кроме того, он не мог объяснить, откуда у организмов возникает «стремление к прогрессу», и почему следует считать наследственным свойство организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия.
6. Какие прогрессивные черты усматривают современные ученые-эволюционисты в теории Ж. Б. Ламарка?
В книге «Философия зоологии» Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к окружающей среде. Он утверждал, что разнообразие животных и растений есть результат исторического развития органического мира – эволюции, которую понимал как ступенчатое развитие, усложнение организации живых организмов от низших форм к высшим. Он предложил своеобразную систему организации мира, расположив в ней родственные группы в восходящем порядке – от простых к более сложным, в виде «лестницы».
Эволюционное учение Ч. Дарвина
1. Дайте определения понятий.
Факторы эволюции – по Дарвину, это естественный отбор, борьба за существование, мутационная и комбинативная изменчивости.
Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.
2. Какие аспекты социальной и научной обстановки начала и середины XIX века способствовали, на ваш взгляд, разработке эволюционной теории Ч. Дарвином?
К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина. Это развитие систематики, теория Ламарка, открытие Бэром закона зародышевого сходства и достижение других ученых, развитие биогеографии, экологии, сравнительной морфологии, анатомии, открытие клеточной теории, а также развитие селекции и народного хозяйства.
Этапы жизненного пути Ч. Дарвина
4. Сформулируйте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны.
2. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
3. Теоретически популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии, и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, и в борьбе за существование выживает сильнейший.
4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают особи с полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству, то есть свойства эти закрепляются в череде последующих поколений.
5. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина
6. Каково значение эволюционного учения Ч. Дарвина для развития биологической науки?
Учение Дарвина позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах, которым подчиняется организация жизни на нашей планете. В прошедшем столетии эволюционное учение Дарвина было развито и конкретизировано благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярно-генетических исследований, систематики, палеонтологии, экологии, эмбриологии и многих других областей биологии.
Борьба за существование и ее формы
1. Дайте определение понятия.
Борьба за существование – это один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.
2. Заполните таблицу.
Борьба за существование и ее формы
3. Какая из форм борьбы за существование является, по вашему мнению, самой напряженной? Ответ поясните.
Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как у особей совпадает экологическая ниша. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы — пищевые, территориальные, самцы некоторых животных конкурируют между собой за оплодотворение самки, а также другие ресурсы. Для снижения остроты внутривидовой борьбы организмы вырабатывают различные приспособления — разграничение индивидуальных участков, сложные иерархические отношения. У многих видов организмы на разных этапах развития занимают разные экологические ниши, например, личинки жесткокрылых обитают в почве, а стрекоз — в воде, в то время как взрослые особи заселяют наземно-воздушную среду. Внутривидовая борьба приводит к гибели менее приспособленных особей, способствуя этим естественному отбору.
Естественный отбор и его формы
1. Дайте определения понятия.
Естественный отбор – это избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции. То есть, основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
2. Заполните таблицу.
3. Что является следствием естественного отбора?
Изменение состава генофонда, удаление из популяции особей, свойства которых не дают преимуществ в борьбе за существование. Возникновение адаптаций организмов к условиям внешней среды.
4. В чем, на ваш взгляд, заключается творческая роль естественного отбора?
Роль естественного отбора заключается не только в отсеве нежизнеспособных особей. Движущая его форма сохраняет не отдельные признаки организма, а весь их комплекс, все присущие организму комбинации генов. Отбор создает приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. Результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.
Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции.
Эволюция живых систем
Эволюционное учение
Эволюционное учение (теория эволюции) — наука, изучающая историческое развитие жизни: причины, закономерности и механизмы. Различают микро- и макроэволюцию.
Микроэволюция — эволюционные процессы на уровне популяций, приводящие к образованию новых видов.
Макроэволюция — эволюция надвидовых таксонов, в результате которой формируются более крупные систематические группы. В их основе лежат одинаковые принципы и механизмы.
Развитие эволюционных идей
Учение Дарвина сводится к следующему:
Факторы эволюции по Ч. Дарвину — это
Наследственность — способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки (особенности строения, развития, функции).
Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки.
Борьба за существование — весь комплекс взаимоотношений организмов с условиями окружающей среды: с неживой природой (абиотическими факторами) и с другими организмами (биотическими факторами). Борьба за существование не является «борьбой» в прямом смысле слова, фактически это стратегия выживания и способ существования организма. Различают внутривидовую борьбу, межвидовую борьбу и борьбу с неблагоприятными факторами окружающей среды. Внутривидовая борьба — борьба между особями одной популяции. Всегда идёт очень напряжённо, так как особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах. Межвидовая борьба — борьба между особями популяций разных видов. Идёт, когда виды конкурируют за одни и те же ресурсы либо когда они связаны отношениями типа «хищник – жертва». Борьба с неблагоприятными абиотическими факторами среды особенно проявляется при ухудшении условий среды; усиливает внутривидовую борьбу. В борьбе за существование выявляются наиболее приспособленные к данным условиям обитания особи. Борьба за существование ведёт к естественному отбору.
Естественный отбор — процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
На основе дарвинизма перестроились все биологические и многие другие естественные науки.
В настоящее время наиболее общепризнанной является синтетическая теория эволюции (СТЭ). Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и СТЭ дана в таблице.
Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)
Признаки | Эволюционная теория Ч. Дарвина | Синтетическая теория эволюции (СТЭ) |
Основные результаты эволюции | 1) Повышение приспособленности организмов к условиям среды; 2) повышение уровня организации живых существ; 3) увеличение многообразия организмов | |
Единица эволюции | Вид | Популяция |
Факторы эволюции | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | Мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны и дрейф генов, изоляция, естественный отбор |
Движущий фактор | Естественный отбор | |
Трактовка термина естественный отбор | Выживание более приспособленных и гибель менее приспособленных форм | Избирательное воспроизводство генотипов |
Формы естественного отбора | Движущий (и половой как его разновидность) | Движущий, стабилизирующий, дизруптивный |
Возникновение приспособлений. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Естественный отбор поддерживает только целесообразные приспособления, которые помогают организму выживать и оставлять потомство.
Приспособленность организмов к среде не абсолютна, а относительна, так как условия среды обитания могут изменяться. Доказательством этого служат многие факты. Например, рыбы прекрасно приспособлены к водной среде обитания, но все эти адаптации совершенно непригодны для других сред обитания. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но часто летят на огонь и гибнут.
Элементарные факторы эволюции — факторы, изменяющие частоту аллелей и генотипов в популяции (генетическую структуру популяции).
Выделяют несколько основных элементарных факторов эволюции:
• мутационный процесс;
• популяционные волны и дрейф генов;
• изоляция;
• естественный отбор.
Мутационная и комбинативная изменчивость.
Мутационный процесс приводит к возникновению новых аллелей (или генов) и их сочетаний в результате мутаций. В результате мутации возможен переход гена из одного аллельного состояния в другое (А→а) или изменение гена вообще (А→С). Мутационный процесс, в силу случайности мутаций, не обладает направленностью и без участия других факторов эволюции не может направлять изменение природной популяции. Он лишь поставляет элементарный эволюционный материал для естественного отбора. Рецессивные мутации в гетерозиготном состоянии составляют скрытый резерв изменчивости, который может быть использован естественным отбором при изменении условий существования.
Комбинативная изменчивость возникает в результате образования у потомков новых комбинаций уже существующих генов, унаследованных от родителей. Источниками комбинативной изменчивости являются перекрёст хромосом (рекомбинация), случайное расхождение гомологичных хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении.
Популяционные волны и дрейф генов.
Популяционные волны (волны жизни) — периодические и непериодические колебания численности популяции как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Причинами популяционных волн могут быть периодические изменения экологических факторов среды (сезонные колебания температуры, влажности и т. д.), непериодические изменения (природные катастрофы), заселение видом новых территорий (сопровождается резкой вспышкой численности).
В качестве эволюционного фактора популяционные волны выступают в малочисленных популяциях, где возможно проявление дрейфа генов. Дрейф генов — случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях. В малых популяциях действие случайных процессов приводит к заметным последствиям. Если популяция мала по численности, то в результате случайных событий некоторые особи независимо от своей генетической конституции могут оставить или не оставить потомство, вследствие этого частоты некоторых аллелей могут резко меняться за одно или несколько поколений. Так, при резком сокращении численности популяции (например, вследствие сезонных колебаний, сокращения кормовых ресурсов, пожара и т. д.) среди оставшихся в живых немногочисленных особей могут быть редкие генотипы. Если в дальнейшем численность восстановится за счёт этих особей, то это приведёт к случайному изменению частот аллелей в генофонде популяции. Таким образом, популяционные волны являются поставщиком эволюционного материала.
Изоляция обусловлена возникновением разнообразных факторов, препятствующих свободному скрещиванию. Между образовавшимися популяциями прекращается обмен генетической информацией, в результате чего начальные различия генофондов этих популяций увеличиваются и закрепляются. Изолированные популяции могут подвергаться различным эволюционным изменениям, постепенно превращаться в разные виды.
Различают пространственную и биологическую изоляцию. Пространственная (географическая) изоляция связана с географическими препятствиями (водные преграды, горы, пустыни и др.), а для малоподвижных популяций и просто с большими расстояниями. Биологическая изоляция обусловлена невозможностью спаривания и оплодотворения (в связи с изменением сроков размножения, строения или других факторов, препятствующих скрещиванию), гибелью зигот (вследствие биохимических различий гамет), стерильностью потомства (в результате нарушения конъюгации хромосом при гаметогенезе).
Эволюционное значение изоляции состоит в том, что она закрепляет и усиливает генетические различия между популяциями.
Естественный отбор. Изменения частот генов и генотипов, вызванные рассмотренными выше факторами эволюции, носят случайный, ненаправленный характер. Направляющим фактором эволюции является естественный отбор.
Естественный отбор — процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными для популяции свойствами.
Отбор действует в популяциях, его объектами являются фенотипы отдельных особей. Однако отбор по фенотипам является отбором генотипов, так как потомкам передаются не признаки, а гены. В результате в популяции происходит увеличение относительного числа особей, обладающих определённым свойством или качеством. Таким образом, естественный отбор — это процесс дифференциального (выборочного) воспроизводства генотипов.
Действию отбора подвергаются не только свойства, повышающие вероятность оставления потомства, но и признаки, которые не имеют прямого отношения к воспроизводству. В ряде случаев отбор может быть направлен на создание взаимоприспособлений видов друг к другу (цветки растений и посещающие их насекомые). Также могут создаваться признаки, вредные для отдельной особи, но обеспечивающие выживание вида в целом (ужалившая пчела гибнет, но, нападая на врага, она сохраняет семью). В целом отбор играет творческую роль в природе, поскольку из ненаправленных наследственных изменений закрепляются те, которые могут привести к образованию новых групп особей, более совершенных в данных условиях существования.
Различают три основные формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и разрывающий (дизруптивный) (табл.).
Формы естественного отбора
Краткая история эволюции органического мира
Возраст Земли около 4,6 млрд лет. Жизнь на Земле возникла в океане более 3,5 млрд лет назад.
Краткая история развития органического мира представлена в таблице. Филогенез основных групп организмов отражен на рисунке.
Историю развития жизни на Земле изучают по ископаемым останкам организмов или следам их жизнедеятельности. Они встречаются в горных породах разного возраста.
Геохронологическая шкала истории Земли разделена на эры и периоды.
Комплект таблиц. Биология 10-11 классы. Эволюционное учение (10 таблиц)
Наличие. Обязательно присылайте Ваши запросы на эл.почту.
Минимальная сумма заказа 5000 рублей.
— поставки по 44-ФЗ и 223-ФЗ через ЕИС, ПИК, ЭДО, торговые площадки, электронные магазины, региональные порталы малых закупок;
— размещение оферты на Портале Поставщиков;
— комплектацию по Приказу № 465 Министерства Просвещения РФ;
— подготовку ТЗ и спецификаций;
— разработку готовых решений;
— доставку в любой регион России и страны Таможенного союза;
— сборку, монтаж, установку мебели и оборудования;
— гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Наличие. Обязательно присылайте Ваши запросы на эл.почту.
Минимальная сумма заказа 5000 рублей.
— поставки по 44-ФЗ и 223-ФЗ через ЕИС, ПИК, ЭДО, торговые площадки, электронные магазины, региональные порталы малых закупок;
— размещение оферты на Портале Поставщиков;
— комплектацию по Приказу № 465 Министерства Просвещения РФ;
— подготовку ТЗ и спецификаций;
— разработку готовых решений;
— доставку в любой регион России и страны Таможенного союза;
— сборку, монтаж, установку мебели и оборудования;
— гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Учебный альбом из 10 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68×98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0 (полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя. Развитие биологии до Ч. Дарвина. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Виды. Образование видов. Изменчивость организмов. Искусственный отбор. Естественный отбор. Доказательства эволюции. Главные направления эволюции. Развитие органического мира. Эволюция человека.
Примечание: предприятие-изготовитель оставляет за собой право, без уведомления потребителя, вносить незначительные изменения в конструкцию, комплектацию, технические характеристики, внешний вид, включая изменения по упаковке, не ухудшающие потребительских свойств изделия и его методического назначения.
Опорные схемы по биологии. 10-11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ……. 11
3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов……………………………………….12
4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ…………………………………………13
6.1 Гипотезы происхождения жизни ………………………………………….………………..17
6.2 Развитие жизни на Земле ……………………………………………………………………17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….21
1.1 Свойства живых систем
1.2 Уровни организации жизни
Уровни организации жизни
Совокупность всех биогеоценозов составляют: биосферу и обуславливают все процессы, протекающие в ней.
Биогеоценозы – исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей эволюционного процесса; в ней начинаются процессы видообразования.
Живая система, состоящая из взаимосвязанных органов.
Орган (греч. Organon – инструмент) – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.
Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.
Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов.
В истории жизни на нашей планете был такой период (первая половина протерозойской эры
2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.
Наследственная информация у всех заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).
Не имеют ядра, одна кольцевая
хромосома, располагается в цитоплазме. Из органелл имеются только рибосомы.
(растения, животные, грибы)
Имеют ядро с хромосомами
1. Имеются пластиды,
хромопласты, лейкопласты, хлоропласты.
2. Автотрофный тип питания.
3. Синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях.
4. Имеется целлюлозная клеточная стенка, крупные вакуоли, клеточный центр только у низших растений.
1. Наружная цитоплазматическая мембрана.
2. Цитоплазматический матрикс.
3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты).
1. Пластиды отсутствуют.
2. Гетеротрофный тип питания.
3. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
4. Целлюлозная клеточная стенка отсутствует, вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.
C 17 H 35 COOH стеариновая
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ
Гидрирование (при наличии непредельных кислот)
2.5 Нуклеиновые кислоты (биополимеры)
Остаток фосфорной кислоты H 3 PO 4
водородных связей и комплементарности:
митохондрии, пластиды, цитоплазма
информации в цитоплазму и по наследству
Копирование информации (транскрипция), перенос информации (трансляция), участие в синтезе белка
3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
3.1 Размножение организмов
3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов
Рождение или выход из яйцевых оболочек
Зигота – диплоидный одноклеточный зародыш
Непрямое с метаморфозом
Прямое без метаморфоза
Формирование многоклеточного однослойного зародыша – бластулы
насекомые, ракообразные, рыбы, земноводные
Типы: черви, моллюски
Формирование двухслойного зародыша – гаструлы
Эктодерма – покровы тела (наружных эпителий, кожные железы, эмаль зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника.
Энтодерма – эпителий кишечника, пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы.
Мезодерма – все кишечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, ткани половых органов.
Формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки
— Нейрула и в последствии
4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Г.Мендель – основоположник генетики.
Генетическая терминология: гибридизация, гибриды, чистая линия, альтернативные признаки, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, аллельные гены, фенотип, генотип.
1.Закон единообразия первого поколения гибридов
2. Закон расщепления признаков
3. Закон независимого наследования признаков
по фенотипу 100% желт.
по генотипу 100% Аа
по фенотипу: 3 ж. : 1 з.
по генотипу: 1 АА: 2Аа: 1аа
F2 Расщепление по фенотипу:
9ж.гл. : 3ж.м. : 3з.гл. : 1 з.м.
1 : 2 : 1 : 2 : 4 : 2 : 1 : 2 : 1
(гетерозиготные потомки имеют промежуточный генотип)
Р АА х аа Р F 1 Аа х Аа расщепление по
крас. бел. розов. розов. фенотипу и генотипу
F 1 Аа F 2 АА, Аа, Аа, аа 1 : 2 : 1
розовые кр. роз. роз. бел.
5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
5.1 Направления эволюции
5.2 Эволюция человека
это развитие процесса или явления.
Согласно этой теории, современные виды растений и животных произошли естественным образом из более ранних, простейших форм. А эти, в свою очередь, берут начало от еще более простых форм, и так далее в течение миллионов лет до самого начала жизни в ее самой простой форме — просто маленького сгустка желеобразной протоплазмы.
(греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) —
происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.
-Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).
Основные этапы эволюции
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ
Древесный образ жизни, стадность
Стадия протантропа. Австрало-питеки-предшественники людей (9 млн.лет назад).
Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности.
Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа).
Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем.
Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200—500 тыс. лет назад).
Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.
Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс. лет назад).
Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных.
6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ
6.1 Гипотезы происхождения жизни
6.2 Развитие жизни на Земле
Схема 1. Периоды Палеозойской эры.
Расцвет пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, костистых рыб.
Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание моллюсков. Господство голосемянных растений.
Появление высших млекопитающих. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных.
Схема 2. Периоды Мезозойской эры
Господство млекопитающих и птиц.
Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.
Схема 3. Периоды Кайнозойской эры
7.1 Экологические факторы
Экология – наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях организации) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Условия органической и неорганической природы, прямо или косвенно влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.
7.2 Структура экосистемы
Экосистема – природный комплекс, образованный живыми организмами и абиотической средой, которые связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией.
Биология в таблицах.6-11 классы: справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко – М.:Дрофа, 2000.
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии – М.: КМК, 2004.
Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 11кл.- Саратов, «Лицей»,1997.
Донецкая Э.Г. Общая биология: тетрадь с печатной основой для 10кл.- Саратов, «Лицей»,1997.
Иванова Т.В. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова – М.: Просвещение, 2000.
Общая биология: учебник для 9-10 классов /под ред. чл.-корр. АН СССР Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1984.
Пасечник В.В. Общая биология: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов – М.: Дрофа, 2009.
Пономарева И.Н. Общая биология: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: книга для учителя /В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: Школа-Пресс, 1996.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДA-043949
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.