Этот день в истории 1445 год — победа казанских татар под Суздалем
7 июля 1445 года в ходе войны Московского великого княжества с Казанским ханством, около Суздаля произошло сражение между войсками великого князя Василия II Тёмного и татарами под предводительством царевичей Мамутяка и Якуба, посланных на Русь ханом Улу-Мухаммедом.
Итогом сражения стал полный разгром московского войска и пленение великого князя. Сражение решило исход неудачной для Василия II кампании против казанских татар и имело тяжёлые последствия для Московского княжества.
Захватив казанский престол, хан Улу-Мухаммед стал организовывать систематические набеги на русские земли начиная с 1439 года, когда осадил Москву. Зимой 1444 года хан овладел Нижним Новгородом, а затем захватил Муром. В ответ на эти действия князь Василий собрал войска и выступил из Москвы.
Сидя в Нижнем Новгороде, Улу-Мухаммед весной 1445 года послал против Василия II своих сыновей Мамутяка и Якуба. Узнав об этом, великий князь выступил в Юрьев. Поход был организован плохо: одни союзники прислали лишь малые силы, а другие и вовсе не приняли участия в походе.
В итоге 6 июля 1445 года малочисленное московское войско достигло Суздаля и стало лагерем на просторном лугу у Спасо-Евфимиева монастыря. Видя слабость своих сил, Василий II решил дождаться здесь подхода подкреплений, считая, что татары ещё достаточно далеко.
Однако ранним утром 7 июля в лагерь примчался гонец с сообщением, что татары перешли через Нерль. Русские полки спешно построились и вступили в бой с татарами в поле на левой стороне от Спасо-Евфимиева монастыря. Натиск «поганых» был отбит, но татары применили свой излюбленный приём — притворное отступление. Часть ратников ринулась вдогонку, а другая увлеклась собиранием трофеев на месте столкновения.
Тут «бегущие» татары развернулись, ударили по потерявшим управление русским войскам и полностью их разгромили. Татары ворвались в русский лагерь, сумев пленить самого великого князя и нескольких союзных ему князей.
Сражение имело тяжёлые последствия для Московского княжества. Захватив и разграбив Суздаль, татары через 3 дня двинулись вглубь страны, подступив к Владимиру.
Однако Улу-Мухаммед из опасений столкнуться с противодействием всей Северо-Восточной Руси, и вместе с пленным Василием II перебрался из Нижнего Новгорода в Курмыш, поближе к степи.
Василий же был вскоре отпущен за огромный выкуп, который лег тяжким бременем на раздираемое междоусобицей Московское государство.
окрестности Спасо-Евфимьего монастыря, неподалёку от Суздаля
Решительная победа казанских татар
Стороны
Московское княжество и его союзники
Казанское ханство
Командующие
князь Василий II Михаил Андреевич Иван Андреевич Василий Ярославич
Мамутяк Якуб
Силы сторон
около 1000 человек
3500 человек
Потери
значительные
500 воинов
Битва под Суздалем — сражение, состоявшееся 7 июля 1445 года вблизи Суздаля между войсками великого князя московского Василия II Тёмного и казанскими татарами под предводительством царевичей Мамутяка и Якуба, посланных на Русь ханом Улу-Мухаммедом. Итогом сражения стал полный разгром московского войска и пленение великого князя. Сражение решило исход неудачной для Василия II кампании против казанских татар и имело катастрофические последствия для Московского государства.
Содержание
Предыстория
Захватив казанский престол, хан Улу-Мухаммед стал организовывать систематические набеги на русские земли начиная с 1439 года. К середине 1440-х годов набеги заметно участились, а в 1444 году хан начал строить планы по присоединению Нижнего Новгорода, чему способствовали тесные связи суздальско-нижегородских князей с ордынцами. Между великим московским князем Василием II и казанским ханом развернулась ожесточённая борьба за Нижний Новгород, бывший тогда богатым волжским городом и важным стратегическим центром. Зимой 1444 года хан, овладев Нижним Новгородом, продвинулся даже дальше, захватив Муром. В ответ на эти действия Василий Второй собрал войска и выступил из Москвы во время Крещения. 6 января 1445 года великий князь был уже во Владимире. Василий II, согласно летописным источникам, располагал внушительными силами, в связи с чем хан не решился вступать в бой и отступил к Нижнему Новгороду. Вскоре город был отбит, а татары были разбиты под Муромом и Гороховцем. Успешно завершив кампанию, великий князь возвратился в Москву.
Поход 1445 года
Весной 1445 года хан Улу-Мухаммед послал в поход на Русь своих сыновей Мамутяка и Якуба. Узнав об этом, Василий II не придал этому событию важного значения, так как был успокоен успехами прошлого года. Из Москвы великий князь выступил в Юрьев, куда затем прибыли воеводы Федор Долголдов и Юрий Драница, оставившие Нижний Новгород. Поход был организован плохо: князья Иван и Михаил Андреевичи и Василий Ярославич прибыли к великому князю с малыми силами, а Дмитрий Шемяка и вовсе не принял участия в походе. По данным летописей, войско великого князя насчитывало «яко не с тысячю» воинов.
Сражение
6 июля 1445 года малочисленное московское войско расположилось у Спасо-Евфимьего монастыря неподалёку от Суздаля. Войска татарского царевича Бердедата, выступившие на помощь великому князю с западной границы, достигли к тому времени лишь Юрьева-Польского. Вскоре проследовала ложная тревога, после которой князья, успокоившись, вплоть до глубокой ночи предавались пирам и пьянству.
Утром 7 июля татары перешли через Нерль. Василий II отдал приказ о выступлении. Первое столкновение с татарами произошло в поле на левой стороне от Спасо-Евфимьего монастыря. Победа клонилась на сторону русских, и через некоторое время татары обратились в бегство. Русские бросились в погоню, попутно грабя раненых и убитых татарских воинов. Вскоре казанцы повернули и неожиданно ударили на московские полки. Завязалось новое сражение, в котором татары одержали решительную победу. Мужественно сражавшийся великий князь попал в плен, та же участь постигла и Михаила Андреевича со многими боярами и детьми боярскими. Князья Иван Андреевич и Василий Ярославич бежали. Русские понесли значительные потери. Татарское войско, насчитывавшее 3500 воинов, потеряло в битве 500 человек. Преследуя бежавшие московские полки, казанцы предавались грабежам и убийствам, сжигая села и захватывая пленных.
Последствия
Сражение имело тяжёлые последствия для Московского княжества. Захватив Суздаль, татары через 3 дня двинулись вглубь страны, подступив к Владимиру (город, правда, казанцы штурмовать не решились). 23 августа царевичи вместе с полоном вернулись в Нижний Новгород. 1 октября Василий вместе с другими пленными был отпущен на родину в обмен на огромный выкуп (по новгородским данным, его размер составлял 200 000 рублей, по псковским — 25 000 рублей) в сопровождении татарского отряда.
Битва под Суздалем 1445 года. Противостояние Москвы и Казани
Битва под Суздалем — сражение, состоявшееся 7 июля 1445 года вблизи Суздаля между войсками великого князя московского Василия II Тёмного и казанскими татарами под предводительством царевичей Мамутяка и Якуба, посланных на Русь ханом Улу-Мухаммедом. Итогом сражения стал полный разгром московского войска и пленение великого князя. Сражение решило исход неудачной для Василия II кампании против казанских татар и имело катастрофические последствия для Московского государства.
Предыстория
Захватив казанский престол, хан Улу-Мухаммед стал организовывать систематические набеги на русские земли начиная с 1439 года. К середине 1440-х годов набеги заметно участились, а в 1444 году хан начал строить планы по присоединению Нижнего Новгорода, чему способствовали тесные связи суздальско-нижегородских князей с ордынцами.
Между великим московским князем Василием II и казанским ханом развернулась ожесточённая борьба за Нижний Новгород, бывший тогда богатым волжским городом и важным стратегическим центром. Зимой 1444 года хан, овладев Нижним Новгородом, продвинулся даже дальше, захватив Муром. В ответ на эти действия Василий Второй собрал войска и выступил из Москвы во время Крещения.
6 января 1445 года великий князь был уже во Владимире. Василий II, согласно летописным источникам, располагал внушительными силами, в связи с чем хан не решился вступать в бой и отступил к Нижнему Новгороду. Вскоре город был отбит, а татары были разбиты под Муромом и Гороховцем. Успешно завершив кампанию, великий князь возвратился в Москву.
Поход 1445 года
Весной 1445 года хан Улу-Мухаммед послал в поход на Русь своих сыновей Мамутяка и Якуба. Узнав об этом, Василий II не придал этому событию важного значения, так как был успокоен успехами прошлого года. Из Москвы великий князь выступил в Юрьев, куда затем прибыли воеводы Федор Долголдов и Юрий Драница, оставившие Нижний Новгород. Поход был организован плохо: князья Иван и Михаил Андреевичи и Василий Ярославич прибыли к великому князю с малыми силами, а Дмитрий Шемяка и вовсе не принял участия в походе. По данным летописей, войско великого князя насчитывало «яко не с тысячю» воинов.
Битва под Суздалем
6 июля 1445 года малочисленное московское войско расположилось у Спасо-Евфимьего монастыря неподалёку от Суздаля. Войска татарского царевича Бердедата, выступившие на помощь великому князю с западной границы, достигли к тому времени лишь Юрьева-Польского. Вскоре проследовала ложная тревога, после которой князья, успокоившись, вплоть до глубокой ночи предавались пирам и пьянству.
Утром 7 июля татары перешли через Нерль. Василий II отдал приказ о выступлении. Первое столкновение с татарами произошло в поле на левой стороне от Спасо-Евфимьего монастыря. Победа клонилась на сторону русских, и через некоторое время татары обратились в бегство. Русские бросились в погоню, попутно грабя раненых и убитых татарских воинов. Вскоре казанцы повернули и неожиданно ударили на московские полки. Завязалось новое сражение, в котором татары одержали решительную победу. Мужественно сражавшийся великий князь попал в плен, та же участь постигла и Михаила Андреевича со многими боярами и детьми боярскими. Князья Иван Андреевич и Василий Ярославич бежали. Русские понесли значительные потери. Татарское войско, насчитывавшее 3500 воинов, потеряло в битве 500 человек. Преследуя бежавшие московские полки, казанцы предавались грабежам и убийствам, сжигая села и захватывая пленных.
Последствия
Сражение имело тяжёлые последствия для Московского княжества. Захватив Суздаль, татары через 3 дня двинулись вглубь страны, подступив к Владимиру (город, правда, казанцы штурмовать не решились). 23 августа царевичи вместе с полоном вернулись в Нижний Новгород. 1 октября Василий вместе с другими пленными был отпущен на родину в обмен на огромный выкуп (по новгородским данным, его размер составлял 200 000 рублей, по псковским — 25 000 рублей) в сопровождении татарского отряда.
Суздальская битва: пленение Василия II и выкуп за Касимовское ханство
Татары и москвичи в XV веке: Суздальская битва и Касимовское ханство
Казанский историк, колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов продолжает рассказывать про московско-татарские отношения первой половины XV века. В сегодняшней колонке исследователь показывает, как развивались события после гибели султана Мустафы и к каким видимым результатам это привело?
Суздальская битва 1445 года. «Мамотяковщина»
Осенью 1444 года, возможно, в сентябре, состоялся поход татар против мордвы, похожий на ответное действие за ее участие в сражениях с Мустафой зимой 1443—1444 годов. Также татары «приходиша на … Рязанскиа украины», где и произошла расправа над Мустафой. Зимой 1444—1445 годов Улуг-Мухаммед «приходил ратью к Мурому». Вероятно, это действовало войско хана Улуг-Мухаммеда, находившееся зимой 144-1445 годов недалеко от Рязанского княжества — в районе Нижнего Новгорода.
В дальнейшем мы встречаем Улуг-Мухаммеда и его людей в юго-восточных границах Московского великого княжества летом 1445 года. Отсюда Улуг-Мухаммед пригласил к себе в орду черкасов (адыгов) для участия в военной кампании, возможно, против бека Али (Али Бека), контролировавшего тогда Казань (эта кампания пройдет позже этим летом). Некоторое количество казаков откликнулось на призыв и присоединилось к хану в юго-восточном приграничном районе Московского княжества. Затем черкасы совершили набег и на русский город Лух — набег, который, согласно русским летописцам, не был санкционирован Улуг-Мухаммедом: «Тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди, и прииде к ним две тысячи казаков и, шедше, взяша Лух без слова царева (выделено автором, — прим. ред.), и приведоша полону много и богатьства».
Успех черкесов придал уверенность Улуг-Мухаммеду: «Видев же царь множество корысти, и посла детеи своих, Мамутяка да Ягупа, в отчины князя великого воевати». Возможно, что целью вторжения была сама Москва — для возобновления вассальных связей Василий II — Улуг-Мухаммед и продолжения выплаты дани. Архангелогородский летописец отмечает, что Махмуд и Якуб пришли из Казани. В Москве своевременно узнали о движении татар. По приказу великого князя полки русских князей стали стягиваться к Суздалю.
«В ту же зиму царь Улу-Махмет приходил с войском к Мурому из Старого Нижнего Новгорода». Фото runivers.ru (Миниатюра Лицевого летописного свода)
Василий II вместе с князьями Иваном Андреевичем Верейским, Василием Ярославичем и другими воеводами 6 июля 1445 года вышли к реке Калинке и остановились у Спасо-Евфимиева монастыря, в непосредственной близости от Суздаля. Ожидалось прибытие подкрепления. В тот же день поступило ложное известие о приближении неприятеля. Когда ситуация прояснилась, был дан отбой. Как отмечают многие летописи, вечером этого дня у великого князя была продолжительная пирушка: великий князь «ужинал у себя со всею братьею и з бояры, и пиша долго нощи(выделено автором, — прим. ред.)».
По всей видимости, физическое состояние войска и великого князя на следующий день, 7 июля, оставляло желать лучшего. Вскоре пришло известие, что татары переходят бродами реку Нерль. Василий II разослал всем воеводам приказ о выступлении и сам пошел навстречу татарам. Сил для боя у Василия II было явно недостаточно. Не успел подойти татарский султан Бердедат б. Худайдат, находившийся в Юрьеве, некоторые русские князья. Дмитрий Шемяка не откликнулся на 14 обращений великого князя, не прислав своих войск.
Начало сражения складывалось для московских войск благоприятно, они выдержали атаку татарской конницы. Не добившись успеха, ордынцы применили традиционный для степняков прием — имитацию бегства. Это оказалось роковым для русских полков. Они попали в ловушку, замечает А.Г. Бахтин. Сражение под Суздалем свелось к сражениям отдельных полков. Татары всеми силами обрушились на расстроенные отряды русских. Собрать свои рассеянные отряды и организовать отпор атаке татар великому князю не удалось. В битве с сыновьями Улуг-Мухаммеда русское войско было полностью разгромлено, а сам Василий II, князь Михаил Андреевич Верейский и множество других князей, бояр и детей боярских попало в татарский плен. Как отмечают летописи, великого князя «руками яша». Все они были отвезены в Нижний Новгород к Улуг-Мухаммеду. Это был первый случай в истории Руси-России, когда верховный правитель оказался в плену.
Сам Василий II, по данным летописцев, сражался мужественно, скакал во главе преследующего татар передового отряда и получил многочисленные ранения, отмечает А.Г. Бахтин. Однако именно данная тактика и являлась ущербной, так как при таком подходе главный стратег рисковал личной безопасностью, а соответственно и всем командованием. Данной практики в татарской тактике военных сражений никогда не присутствовало. Полководец всегда руководил военными действиями на отдалении от поля битвы, не вступая в бой лично. В результате управление войсками осуществлялось оперативно.
Печать Василия. Изображен возница, правящий четверкой лошадей, скачущих в разные стороны. Фото wikipedia.org
Успех татар был впечатляющим и получил известность далеко за пределами Руси. О поражении Василия II и его пленении знали в Литве и Польше. Катастрофа русских войск под Суздалем, известная как «Мамотяковщина», еще долгие годы (1470—1490-е) вспоминалась на Руси. Помнили о ней и татары. Даже в 1538 году крымский хан Сахиб-Гирей I б. Менгли-Гирей писал малолетнему Ивану IV, угрожая ему походом на Москву:
Неудивительно, что такое неординарное событие привело и к столь же неординарным последствиям.
Касимовское ханство
В начале октября Василий был отпущен в Москву с большим татарским эскортом после обещания выплатить хану большой выкуп. Как результат этого выкупа было образовано Касимовское ханство.
Казалось бы, источники вполне недвусмысленны: с 1446 года и далее Касим и Якуб остаются верными союзниками Василия, всегда участвуя в кампаниях на его стороне, причем как против русских, так и татар. Два брата покинули Московское княжество в феврале этого года, вместе с другими сторонниками Василия, когда великий князь оказался в плену у своих русских же противников. На тот момент они решили двинуться в южном направлении, в сторону черкасского анклава казаков, видимо, чтобы обдумать свои дальнейшие шаги. К концу года, по-видимому, до них дошли слухи, что Василий вновь на свободе и предпринимает шаги по возвращению великокняжеского престола. Помня о своем прошлом альянсе с великим князем, а также, по-видимому, по причине отсутствия перспектив каких-либо других многообещающих кампаний, Касим и Якуб вместе со своими военными отрядами отправились на территорию Московского княжества в поисках своего старого союзника и данника Улуг-Мухаммеда, Василия II.
Как результат этого выкупа было образовано Касимовское ханство. Гравюра из книги Адама Олеария. Фото booksite.ru
«По сем же Татарове начаша Руси кликати: «Вы кто есте?» Они же отвешаша: «Москвичи. А идем с князем Васильем Ярославичем искати своего государя великого князя Васильа Васильевича, сказывают уже его выпущена. А вы кто есте?» Татарове же рекоша: «А мы пришли из Черкас с двема царевичема Махметевыми детми, с Касымом да с Ягупом; слышели бо про великого князя, что братиа над ним израду учинили, и они пошли искати великого князя за преднее его добро, и за его хлеб, много бо добра его до нас было». И тако сшедшеся и укрепившеся меж себя, поидоша вкупе, ищущи великого князя, како бы помочи ему».
В Ярославле объединенные русско-татарские силы нагнали Василия, и с этого момента чаша весов в гражданской войне решительно качнулась в сторону Василия II. К февралю 1447 года Василий возвратил себе Москву, и к следующему лету его враги уже просили о мире. Условия мира содержали много уступок Василию. Один из пунктов специально касается татар, которые упомянуты рядом с самим великим князем и двумя другими московскими князьями:
«А в сем нам перемирие на князя великого Василья Васильевича, и на князя Михаила Андреевича, и на князя Василья Ярославича, и на царевичев и на князей на ордынских, и на их татар не ити, и не изгонити их, не пастися им от нас никоторого лиха».
Когда весной 1449 года противник Василия Дмитрий Шемяка нарушил договор и двинулся к Коломне, «царевичи со всей их силою» вновь присоединились к великому князю для того, чтобы вновь отбить атаку конкурента на их союзника. Чуть позже, в этом же году, люди хана Сеид-Ахмеда («скорые Татарове Седиохматовы») произвели набег на московские территории в бассейне реки Пахры. Когда Касим, базировавшийся на тот момент в Звенигороде, прослышал про это, он выдвинулся против людей хана. Вскоре после этого, в январе 1450 года, два султана вновь появляются на политической сцене в рядах сторонников Василия, выступая против Шемяки. Осенью этого же года планировался еще один рейд из Степи на московские территории — «Малыи Бердеи улан и иные с ним князи с многими Татары». Василий, который находился в это время в Коломне (очевидно, с Касимом), вновь выслал против татар царевича Касима с его татарами, вместе с местным отрядом под командованием Константина Беззубцова.
Борис Чориков. Князья и бояре вызываются возвратить Василию Темному великокняжеский престол. Фото wikipedia.org
Вероятно, изначально хан Улуг-Мухаммед не собирался надолго обосновываться в московских пределах: он предполагал использовать бывшие имперские территории только для того, чтобы набраться сил и продолжить борьбу за Сарай. Однако судьба рассудила его планы иначе. Успешно использовав благоприятно сложившуюся для него политическую конъюнктуру, хан образовал прямо на территории Руси административную единицу, на которую имел немалое влияние.
Итак, распад Улуса Джучи выразился в числе прочего и в появлении на территории формирующегося Русского государства особого татарского владения: субъективным результатом гражданской войны второй четверти XV века на территории Московского великого княжества оказалось образование в 1445 году на смежных землях Рязанского и Московского княжеств Касимовского ханства, созданного на невыгодных для Москвы условиях. Его образование не было добровольной мерой со стороны Московского княжества: Касимовское ханство возникло в силу условий выкупа, который был обещан московским великим князем Василием II хану Улуг-Мухаммеду в 1445 году после поражения русских войск под Суздалем.
Татары и Москва в эпоху поздней Золотой Орды
Анализ событий первой половины XV века позволяет сделать вывод о том, что вплоть до середины XV века у правителей Северо-Востока Руси попросту не хватало военной мощи, чтобы постоянно системно противостоять татарам. Они прекрасно понимали, что отдельные эпизоды неповиновения с их стороны повлекут за собой ответные акты, и что в целом они проигрывают в военном отношении представителям Орды и кочевому миру Степи. Это не означало, что актов неповиновения с их стороны не было вообще — пример Мустафы (про него мы рассказывали ранее), который пал жертвой политических метаний Василия II, очень хорошо подтверждает это.
Однако данный вариант развития событий был московскими правителями отклонен. В ситуации XV—XVI веков они попросту не имели возможностей противиться притоку сарайской эмиграции. Великие князья при всем желании не могли освободиться от вовлеченности в перипетии степной политики. Напротив, в течение всего XV века московским правителям приходилось принимать постоянный поток Джучидов-беглецов из нестабильного мира Степи, причем вместе с их конницами и окружением.
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук. Колумнист «Реального времени».
Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.
Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Содержание
История [ править ]
Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.
7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.
В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.
Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.
По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников».
В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской.
В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.
В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.
Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.
В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.
В 1923—1939 годах монастырская тюрьма была превращена в политизолятор (с 1935 года — в тюрьму особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.
16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.
Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест (в 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым).
В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.
В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека.
1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.
С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек).
В 1968 году монастырь стал музеем.
Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился знаменитый Ю. Ю. Юрьев.
Описание [ править ]
Сооружения монастыря [ править ]
Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря [ править ]
Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.
Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью еще в XVI в., но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 г. их сменила новая роспись. Эта роспись до сих пор не расчищена от поновлений 1865 и 1877 годов.
Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.
Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.
В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.
Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.
Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои.
Никольская церковь подверглась реставрации в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291
Паломнику [ править ]
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли.
Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.