боголюбский монастырь расписание богослужений
Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы
Мiръ Россия Владимирская область посёлок Боголюбово Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы
Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви).
Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.
Содержание
История [ править ]
Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).
Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.
Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века[2], однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.
В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.
Современное состояние [ править ]
В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.
Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово
От Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом (по расписанию) или автобусом (с 6-00 до 20-00 с интервалом каждые полчаса) ежедневно до г. Владимира.
Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.
Трасса Е22/М7, центр пос. Боголюбово
Паломнику [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.
Боголюбово: режим работы и стоимость билетов 2021, официальный сайт
К сожалению, после гибели князя Андрея большинство построек было утрачено — сначала рязанский князь Глеб разорил замок, а затем многие сооружения были разрушены воинами хана Батыя. В XIII веке на территории Боголюбского замка был образован мужской монастырь, иноки которого использовали камни древних построек на возведение монастырских зданий.
Приехав в Боголюбово, Вы полюбуетесь красотой белокаменных храмов, увидите прекрасные места, где жил Великий князь Андрей Боголюбский, при котором Владимиро-Суздальское княжество, ставшее затем основой русского государства, достигло наибольшего расцвета.
Сейчас это действующий женский монастырь, на территории которого сохранились древние сооружения XII века и строения, возведенные позже — в XVII–XIX веках.
Стоимость билетов в 2021 г.
Монастырь является действующим. Вход на территорию бесплатный. При посещении монастыря в Боголюбово необходимо соблюдать правила — в обитель нельзя заходить в открытой одежде, а женщинам — без головного убора.
В Рождественском соборе находится выставки «Город камен именем Боголюбый», вход на неё платный:
Режим работы выставки в Рождественском соборе в 2021 г.
Музей временно закрыт для посетителей (январь 2021).
История основания
По легенде, когда князь Андрей ехал из Киева в Суздальско-Ростовское княжество, он взял с собой икону Богородицы. На высоком берегу Клязьмы кони внезапно остановились и больше не сдвинулись с места. Икона Богородицы как бы не захотела уезжать отсюда. К тому же, ночью Андрею пришло видение, в котором Богородица просила, чтобы в этом месте был основан город. Князь исполнил ее желание и построил собор в честь Рождества Богородицы, а также замок, названный Боголюбовым, то есть любимым богом. Князя Андрея стали величать Боголюбским по названию построенной здесь резиденции.
Вместе с тем, более правдивой причиной основания здесь города было желание князя Андрея Боголюбского контролировать торговые пути, проходящие по Нарве и Клязьме, поскольку в то время перевозка товаров выполнялась, главным образом, по воде.
Строительство замка началось в 1158 году, продолжалось семь лет и завершилось в 1165 году возведением церкви Покрова на Нерли. Небольшой храм находится в месте впадения реки Нерли в Клязьму, в 1,5 км от Боголюбово. По преданию, церковь посвящена русскому празднику Покрова Пресвятой Богородицы и в память об Изяславе, любимом сыне князя, погибшем в сражении с волжскими булгарами.
Описание
Площадь построенного города составляла 3 га, он был окружен земляными валами и белокаменной стеной. В центре располагался Собор Рождества Богородицы, соединенный переходом с Лестничной башней. Это самое древнее сохранившееся строение в замке. От башни был устроен переход ко Дворцу князя Андрея. Фасады всех зданий были очень нарядны — украшены барельефами, фресками и деталями из позолоченной меди. Вся дворцовая площадь была покрыта плитами из белого камня.
То, что в XII веке на Руси был построен замок из белого камня, а не из дерева было исключительным случаем и многие историки долгое время не могли поверить в это (только раскопки, проведенные в 30-х годах XX века, полностью рассеяли их сомнения).
К настоящему времени на территории монастыря сохранились многие исторические здания, среди которых:
Среди более поздних строений:
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Особо нарядным был Рождественский собор, в нем находилось много золотой и серебряной утвари. Пол, покрытый медной плиткой, блестел, как золото, а хоры устилала майолика (керамическая плитка), расписанная узорами и цветами, а также изображающая зверей-чудищ. Двери храма были окованы золотом, а стены и свод покрыты фресками. Необычны для того времени были и колонны, круглые по форме, сверху украшенные большими «коронами» с лиственным орнаментом (капителями), что говорит о причастности к строительству итальянских зодчих.
Перед собором находился киворий (навес, поддерживаемый восемью колоннами). В центре его располагалась белокаменная чаша для освящения воды. Купол кивория блестел от позолоты.
Еще в конце XVII века собор был в неплохом состоянии, однако, в 1722 году игумен Ипполит решил увеличить ширину окон, чтобы в храме стало светлее, в результате строение рухнуло. Удалось сохранить лишь Лестничную башню и переход к ней, это было самое почитаемое место — здесь погиб князь Андрей. Сейчас, можно заметить, что на исторической Лестничной башне сооружен шатер Колокольни более позднего периода — XVIII века.
Новая Рождественская церковь построена в 1751 году, в ее основании сохранились стены и столбы древнего собора XII века.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Собор Боголюбской иконы Божией Матери — самый большой храм монастыря, он построен в 1855–1866 годах по проекту архитектора Константина Тона. Руководил строительством архитектор Владимирской губернии Яков Никифоров. Вы, конечно, заметите, что собор выделяется своими масштабами, размахом и напоминает храм Христа Спасителя в Москве, который также проектировал Тон.
Большую часть средств на строительство храма пожертвовала купчиха Анна Алексеева и ее сыновья Симеон и Дмитрий. Престолы освящены в честь Анны Прорчицы, Симеона Богоприимца и апостолов Петра и Павла.
Храм украшен пятью голубыми куполами, центральный из которых выделяется своим объемом. Особо следует отметить воздушную систему отопления здания (придумать лучшую за приемлемые средства до сих пор никто не смог).
Внутри Собор Боголюбской иконы Божией Матери был расписан известным потомственным иконописцем Иваном Шороховым, им же были написаны и многие иконы.
В Боголюбово приезжали молиться Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский и художник Андрей Рублев, Александр Суворов и патриархи московские и всея Руси.
В 1923 году монастырь был закрыт. Вскоре всех прихожан принудительно собрали на площади и с Колокольни стали сбрасывать колокола. Женщины причитали, а колокола падали на землю, разбивались и издавали последний звон. В Советское время на территории обители размещались склады для зерна и приют для бездомных детей, общежитие и отделение милиции.
В 1991 году часть построек была возвращена Православной церкви и в Боголюбово был вновь образован мужской монастырь. В 1997 году сюда переселили 63 послушницы и обитель становится женской.
Началось возрождение монастыря. Выполнен ремонт монастырских зданий — оштукатурены фасады, восстановлена роспись, проведено отопление. Кроме того, отлиты новые колокола, площадь перед Рождественской церковью покрыта плитками, построены дороги с асфальтовым покрытием, разбит монастырский сад. В настоящее время в соборе ежедневно совершаются богослужения.
Боголюбский монастырь расписание богослужений
Россия, Свердловская область, Красноуфимский район, село Сарсы-Вторые, улица Победы, дом 41
Новости
ДЕЛО ДУХОВНОЕ: ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА
Н а протяжении 20 лет в Красноуфимске продолжается восстановление одной из главных святынь города – Свято-Троицкого собора. Он был построен в 1804 году. Трудно поверить в это, но старинные кирпичные стены помнят молебны о победе русских солдат и офицеров в Отечественной войне 1812 года, о здравии Царя-Освободителя Александра Второго, отменившего крепостное право, о спасении многострадальной Родины в страшные годы революций и братоубийственной Гражданской войны…
С егодня мы празднуем обретение Животворящего Креста Господня. Для нас Крест – знак Божией любви к нам. Мы знаем, что на кресте был распят Господь. Мы знаем, что на нем Он умирал долгой, страдальческой, человеческой смертью. Но чувство реальности смерти Богочеловека редко пронизывает нас тем ужасом и трепетом, которые должны бы всегда жить в наших душах.
В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир. И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца – только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?
Митрополит Евгений совершил Божественную литургию в Боголюбском женском монастыре
У спение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Святой Православной Церковью, как один из великих праздников, 28 августа по новому стилю. К этому празднику мы готовимся двухнедельным постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.
ДЕЛО ДУХОВНОЕ: ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ВОЗРОЖДАЮЩЕГОСЯ БОГОЛЮБСКОГО МОНАСТЫРЯ
К ак известно, на протяжении нескольких лет в селе Сарсы продолжается восстановление Боголюбского женского монастыря. Однако возрождение обители – это не только дело техническое, но и духовное. «Как и в те далекие времена, в наши дни вокруг личности архимандрита Зосимы (Рашина) продолжается незримая борьба между Истиной и происками «духов злобы поднебесных». Дело старца Зосимы было сфабриковано в 1902 – 1905 годах и основано на клевете. Оно могло быть утеряно в годы революций и мировых войн, однако дошло до нас. Этому поспособствовали чекисты, которые обращались к нему в процессе своей работы и атеистической критики Церкви. Конечно, сейчас мы понимаем, насколько ведение этого дела было ошибочным, а обвинения в адрес создателя монастыря – бездоказательными. Но поиск и детальное изучение подобных материалов необходимы нам для реабилитации деятельности старца Зосимы и защиты его честного имени», – отмечает протоиерей Андрей Рыжаков, духовник Боголюбской обители.
Н еожиданно называется первое воскресенье по Пасхе — Антипасхой или Фоминым (Неделей о Фоме). Следующая после Светлой неделя Устав определяет как Новую. Привычно приставка «анти» звучит как «против» (напр., антифашистское движение), но есть у нее и другое значение — «вместо» («антихрист» — вместо Христа). В данном случае «анти» — это утверждение и повторение Пасхи для сомневающегося ученика Спасителя: Церковь вспоминает уверение апостола Фомы — человека, для которого этот день был вместо Пасхи. Апостол Фома свидетельствует уже более 2000 лет о том, что Бог не оставляет в сомнениях, но приходит к тому, кто искренне этого хочет.
Тропарь, глас 4:
Почерпе́м, челове́цы, цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою, Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица, источа́ющи нам чу́дную во́ду и измыва́ющи серде́ц че́рности, грехо́вныя стру́пы очища́ющи, ду́ши же освяща́ющи ве́рных Боже́ственною благода́тию.
ПАСХА ХРИСТОВА 2021
А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́, ра́дуйся: Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый, лю́дие весели́теся.
Свети́ся, свети́ся но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не, и весели́ся Сио́не. Ты же Чи́стая красу́йся Богоро́дице, о воста́нии рождества́ Твоего́.
Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста
Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа
Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу.
Великий Четверток Страстной седмицы Великого поста, Воспоминание Тайной вечери
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая во оставление грехов.
Мф. 26, 26–28
В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Великая Среда Страстной седмицы Великого поста
Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви.
Великий Вторник Страстной седмицы Великого поста
Завтра после литургии мы в последний раз услышим дивную молитву Ефрема Сирина, которая так близка нашему сердцу; мне кажется, что каждый из нас знает ее с самого раннего детства. В этой молитве выражается сущность всего того, что должна просить душа христианина.
«Господи и Владыко живота моего!»
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого поста
Тема о суде Божием. Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы. Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наша лжеправедность, в чем наше ложное бытие перед лицом подлинного?
Благословен грядый во имя Господне!
Из тропаря праздника
Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?
Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», то есть, «Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Боголюбский монастырь расписание богослужений
Инструкция для заказа треб
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ
правильно указывайте ее данные в почтовом переводе.
ЗАКАЗНАЯ ОБЕДНЯ (проскомидия) (за 1 имя)
СОРОКОУСТ о здравии и упокоении (за 1 имя)
СОРОКОУСТ ГОДОВОЙ о здравии и упокоении (за 1 имя)
ПОМИНОВЕНИЕ В АЛТАРЕ о здравии и упокоении (за 1 имя):
ЦАРСКАЯ ЛИТУРГИЯ о здравии (за 1 имя)
ЦАРСКАЯ ЛИТУРГИЯ о упокоении с панихидой (за 1 имя)
НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ о здравии и упокоении (за 1 имя):
МОЛЕБЕН общий (до 12 имен)
МОЛЕБЕН водосвятный с елеопомазанием (за 1 имя):
• свт. Николаю Чудотворцу
МОЛЕБЕН водосвятный с елеопомазанием и проскомидией (за 1 имя):
• Господу « О мире и взаимной любви »
МОЛЕБЕН ПОКАЯННЫЙ « Ко Господу Богу, Пресвятой Владычице Богородице и святым мученикам 14 тысячам младенцам Христа ради в Вифлееме от Ирода избиенным» (за 1 имя):
ПАНИХИДА (до 12 имен)
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Вы можете заказать требы, оплатив их почтовым переводом
по адресу: 601270, Владимирская область, Суздальский район, п. Боголюбово, ул. Ленина, 51В,
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОЖЕРТВОВАНИЯ!
1. Имена людей не православной веры, некрещеных и самоубийц не пишите. По уставу Православной Церкви на церковных молитвах таковых не поминают.
2. На сайте Почта России можно выбрать один из пяти видов почтовых переводов, удобных для Вас.
3. Мы принимаем только переводы почтой, просьба не беспокоить с предложениями о различных видах перевода: карты, телефон, яндекс кошелек и пр.