богородичный монастырь в москве

Богородичный монастырь в москве

В нашей обители есть чтимые списки с Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Один из образов написан на Афоне и подарен нашей обители благодетелем монастыря в год празднования тысячелетия присутствия русских монахов на Святой Горе. Эта икона пребывает в трапезном храме Казанской иконы Божией Матери. Другой образ находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Ивер­ская ико­на Пресвятой Богородицы (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне)…

Икона преподобных Оптинских старцев

В соборе Рождества Пресвятой Богородицы в нашей обители хранится икона преподобных отцов, в Оптиной пустыни просиявших, с частицами мощей святых. Имея такую святыню и часто обращаясь к письменному наследию Оптинских старцев, мы любим и чтим их как заступников и помощников в нашей духоной и повседневной жизни. Собор преподобных Оптинских старцев празднуется 24 октября…

Преподобномученица Татиана (Бесфамильная) — святая нашей обители

Сестра нашего монастыря инокиня Татиана (Бесфамильная) причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. Икона преподобномученицы Татианы есть в иконостасе храма в честь сщмч. Евгения Херсонесского; также имеется аналойная икона, выносимая в день памяти святой. Татьяна Николаевна Бесфамильная родилась 21 января 1866 года в Москве…

Икона святителей Московских. Первопрестольники Российские

Память святителей Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария совершается 18 октября. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы хранится икона Первопрестольников Российских…

Икона святителя Гурия, архиепископа Казанского

В нашей обители, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, хранится икона святителя Гурия, архиепископа Казаского, с часитицей мощей святого. Предлагаем Вашему вниманию житие святого в изложении святителя Димитрия Ростовского. Святитель Гурий, в миру Григорий, родился в городе Радонеже от бедных и малоизвестных бояр Руготиных. В юношеском возрасте Григорий…

Икона священномученика Киприана и мученицы Иустины. Житие святых, страдания, почитание.

В монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы хранится чтимая икона свв. священномученика Киприана и мученицы Иуститны Антиохийских. Эти дивные заступники помогают пострадавшим не только от чародеяний, но и от всех диавольских воздействий: как и все святые, они являются помощниками в том, чтобы избегнуть всякой прелести и самообмана…

Источник

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве

На московских кручах

Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года.

Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле. По легенде, в память той великой победы монастырские «кресты были поставлены над луной», то есть на крестах собора были изображены полумесяцы. Это была вторая в Москве женская обитель из трех, наряду с Алексеевским монастырем и Вознесенским в Кремле, где был введен строгий общежительный устав и независимость от игуменов мужских монастырей. Знаменитый краевед В.В. Сорокин утверждал, что в 1390-х годах здесь недолго жил преподобный Кирилл Белозерский, бывший архимандрит Симонова монастыря. Также установлено, что первый собор в честь Рождества Богородицы был каменным, а сам монастырь обнесли деревянными стенами. Княгиня Мария скончалась в декабре 1389 года и была упокоена в обители. Ее невестка Елена Ольгердовна тоже завещала похоронить себя здесь, а также подарила Рождественскому монастырю свое подмосковное село Косино с его знаменитым Святым озером, которое легенды связывали с началом Москвы.

Монастырь был основан на древней дороге, идущей от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли «церковной улицей» и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов, которые построили себе приходскую церковь Николы в Звонарях.

Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей. Еще он назывался «что за пушечными избами»: имелся в виду Пушечный двор, созданный Аристотелем Фиораванти в конце XV века. Когда же через 100 лет появилась стена Белого города, в ней было сделано отверстие – арка или «труба», через которую открыто текла Неглинка, еще не заключенная под землю. Отсюда произошло название Трубной площади и новое прозвище Рождественского монастыря – «что на Трубе». С тех пор Рождественка вела только к Рождественскому монастырю. Она стала исключительно «богомольной» улицей и самой короткой радиальной улицей Москвы.

Средневековая деревянная Москва часто горела. Один такой большой пожар занялся в августовский день 1500 года на посаде. Город был охвачен пламенем от Москвы-реки до Неглинки, сгорел и Рождественский монастырь. Великий князь Иван III повелел восстановить обитель и выстроить новый каменный собор. Этот одноглавый четырехстолпный собор считают архитектурной репликой старейшего в Москве монастырского Спасского собора в Андрониковой обители. В 1505 году Иван III присутствовал на освящении отстроенного собора. Это событие стало одним из последних в его жизни: в тот же год государь скончался.

Его сын и преемник великий князь Василий III учинил в стенах Рождественской обители событие, попавшее не только в летопись монастыря, но и определившее дальнейший ход русской истории. В ноябре 1525 года в Рождественском соборе была пострижена в монахини первая супруга Василия III великая княгиня Соломония Сабурова. Прожив с ней более 20 лет, великий князь так и не имел наследника. Престол мог перейти к его братьям, удельным князьям, которые грозили устроить междоусобные войны за московский великий стол, чего Василий III не хотел допустить.

По преданию, однажды на охоте государь увидел на дереве большое гнездо с птенцами и расплакался. Потом сел с боярами думу думать. Бояре отвечали ему, что «неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда». Пойти на такой шаг сразу государь не решился и попросил совета у инока Симоновой обители Вассиана Патрикеева, но тот объявил второй брак прелюбодеянием. Против был и преподобный Максим Грек. Тогда правитель обратился за благословением на развод к восточным патриархам и тоже получил отказ, а Иерусалимский патриарх Марк будто бы предсказал великому князю: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Великого князя поддержал только Московский митрополит Даниил, и эту поддержку Василий III счел достаточной.

Соломонии сначала предложили добровольно принять постриг, но она наотрез отказалась. Тогда ее оговорили в волхвовании – будто она при помощи ворожеи хотела приворотить к себе мужа – и насильно постригли в Рождественском монастыре с именем София. Изредка встречается мнение, будто этот постриг состоялся в Старо-Никольском монастыре в Китай-городе, вероятно потому, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?». И тогда Соломония облеклась в иноческую ризу, будто бы молвив: «Бог отомстит моему гонителю!». Однако существует и другое свидетельство, что Соломония приняла постриг добровольно, с радостью. Впрочем, это сказание приписывают самому митрополиту Даниилу. По одной версии историков, София должна была остаться инокиней Рождественского монастыря. Она пробыла там какое-то время, где ее навещали сочувствовавшие друзья и родственники. Оттого великий князь побоялся оставить ее в Москве и сослал в суздальский Покровский монастырь. Другие исследователи утверждают, что в Рождественском монастыре ее только постригли, а местом иночества изначально был определен Покровский монастырь, где она прожила 17 лет и была там же погребена в 1542 году.

Много слухов, сплетен и исторических версий породило это событие. Например, многие историки разделяют легенду, что Соломония приняла постриг беременной и в иночестве родила сына Георгия. Известно предание, что он стал знаменитым атаманом Кудеяром, воспетым в некрасовских строфах. По одним сказаниям, он привел на Москву крымского хана, по другим – не раз спасал жизнь Ивана Грозного и сам принял потом монашество. А старица София была со временем прославлена как местночтимая святая: в 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать ее как святую. Преподобную Софию Суздальскую (память ее 16/29 декабря) ныне чтят и в московском Рождественском монастыре.

А Иван Грозный, законный наследник Василия III, родившийся от его брака с Еленой Глинской в сопровождении мрачных знамений – ослепительной молнии и невиданной прежде сильной грозы – тоже запечатлел свое правление в истории Рождественского монастыря. Через полгода после его венчания на царство, летом 1547 года, в Москве вспыхнул страшный пожар – один из самых страшных в ее истории. В огне сгорел и Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, она же (или сам Иван Грозный) в память этого радостного события основала при отстроенном Рождественском соборе придел во имя святителя Николая Чудотворца. В.В. Сорокин указывает точную дату основания придела – 1550 год. Вероятно, это была их первая дочь, Анна, но дореволюционные историки утверждали, что это произошло позднее, когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года.

Принес перемены Рождественскому монастырю и бунташный XVII век. На Рождественке стала селиться знать, кстати, тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. К тому времени монастырь имел каменный соборный храм, деревянную трапезную церковь во имя Иоанна Златоуста, известную с 1626 года, и деревянную ограду. И в 1676–1687 годах боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению патриарха Иоакима выстроила каменную церковь Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей. Тогда же была выстроена каменная ограда монастыря со Святыми воротами, выходящими на Рождественку, и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в Рождественском монастыре. Боярыня Фотиния потом сама приняла в нем постриг.

XVIII век оказался сложным для монастыря, хотя власть оказывала ему знаки внимания. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала ему в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны. Однако при секуляризации в 1764 году монастырь потерял все свои земли, щедро пожалованные ему государями и богатыми вкладчиками, зато стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены его новые каменные стены, которые частично дожили до наших дней. Стена со стороны бульвара была изображена на картине Перова «Тройка». Сюжет ее имеет историческую основу. C 1804 года на Трубной площади был устроен фонтан-водохранилище, откуда москвичи черпали воду и уносили в свои дома и торговые заведения. Лица побогаче могли обратиться к услугам водовозов, а остальным приходилось тащить воду на себе. Тяжесть ноши усугублял крутой подъем Рождественского бульвара – бывшего берега Неглинки. Современники были так потрясены картиной Перова, что разыскивали в Москве «тот самый» монастырь, изображенный на картине, который приобрел, таким образом, крайне необычных паломников.

Известно также, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, что трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в церкви Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. Монастырские постройки также уцелели, огонь не коснулся и стен обители, в которых укрывались от бушевавшего в городе пламени многие москвичи. По воспоминаниям послушницы монастыря Александры Назаровой, очень утешали ростопчинские «афишки» – листовки с военными сводками, которые распространялись под видом театральных афишек, чтобы информировать население и не допустить панических слухов. И в Рождественской обители жили ожиданием скорого изгнания врага из Москвы. По преданию, в октябре 1812 года впервые со времени занятия Москвы Наполеоном раздался благовест с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание связывает это событие со Страстным монастырем.

Восстановление монастыря началось сразу после победы. Уже в 1814 году в Рождественском соборе появился северный придел в честь Сошествия Святого Духа, чуть позднее – южный придел во имя святителя Димитрия Ростовского. А в 1835 году во время грозы молния разбила старую шатровую колокольню. Тогда богатая москвичка Серафима Штерич, потерявшая молодого сына, пожертвовала крупный вклад на сооружение новой колокольни с храмом во имя священномученика Евгения Херсонского – по именинам сына и на вечное его поминовение. Эту прекрасную колокольню, ставшую церковной доминантой всей Рождественки, выстроил известный московский архитектор Н.И. Козловский (он же построил и храм Всех скорбящих Радость на Калитниковском кладбище). Никольский придел к тому времени перенесли в храм Иоанна Златоуста, где в 1869 году был освящен второй придел во имя праведного Филарета Милостивого – в память почившего святителя – Московского митрополита Филарета (Дроздова).

В начале ХХ века обустраивать Рождественский монастырь пригласили известного архитектора Ф.О. Шехтеля. Он построил паперть собора в русском стиле и некоторые сооружения в западной части монастыря, стилизованные под XVII век. Главным же заказом стало возведение новой большой трапезной монастыря с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Считается, что новая трапезная понадобилась монастырю, потому что прежний трапезный Златоустовский храм стал соборным. Однако проект Шехтеля оказался очень дорогим, и тогда обратились к архитектору Н.П. Виноградову, который составил более скромный план. И в 1906 году в Рождественском монастыре появилась великолепная пятиглавая Казанская церковь в популярном в то время русско-византийском стиле. Здесь же расположился приют для малолетних девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. В храмах обители совершал служение священномученик протоиерей Павел Преображенский, расстрелянный в 1937 году.

И прежде чем перейти к трагическим страницам истории Рождественского монастыря, упомянем об одной замечательной гражданской постройке на Рождественке, ибо судьбы ее и монастыря со временем соприкоснулись. В середине XVIII века граф И.И. Воронцов приобрел здесь участок для своей усадьбы. Именно он и выстроил новую церковь Николы в Звонарях как свою домовую. В начале XIX столетия часть усадьбы заняла Медико-хирургическая академия, а потом – клиника Московского университета, где в 1847 году доктор Ф.И. Иноземцев произвел первую в России операцию под наркозом. После того как университетский клинический городок обосновался на Девичьем поле, здание было перестроено для Строгановского художественного училища. А в советское время в 1930 году это здание на Рождественке, 11 занял Московский архитектурный институт (МАРХИ).

«Взошла и расточилась мгла»

Никто не занимался ремонтом, ветшали церковные здания, менялась их планировка под новые нужды. Особенно сильно пострадала Казанская церковь. Полностью было уничтожено кладбище с могилой основательницы, обваливались стены. Медленная реставрация началась только в 1960 году, когда под сильным влиянием общественности постановлением Совмина РСФСР монастырские здания были взяты под государственную охрану. Коммуналки расселили; собор, колокольня, Златоустовская церковь и частично стены были отреставрированы и вновь переданы учреждениям. Монастырь по-прежнему эксплуатировался разными владельцами, пока не оказался у МАРХИ. В 1974 году решением Моссовета ансамбль Рождественского монастыря передавался МАРХИ для создания заповедника древнерусского зодчества и искусства.

И Рождественский собор, и обитель были возвращены Церкви в 1993 году. Сохранились все три храма с колокольней, два прекрасно отреставрированы – Рождественский собор, в котором жив дух великой московской старины, и роскошная, по-московски пряничная Казанская церковь. А храм Иоанна Златоуста ждет своего возрождения, потому что сегодня он являет собой печальную картину разорения. Сам монастырь живет полноценной церковной жизнью. На престольный праздник в нем совершаются патриаршие богослужения. Не забывают в обители великую русскую победу, одержанную на Куликовом поле, и всех ее героев. А в благословение Святейший Патриарх Алексий II передал монастырю икону «Собор Оптинских старцев», которая выносится в храм на поклонение в дни их памяти. Отрадно для обители и то, что 23 февраля 2007 года в день своего 78-летия Святейший Патриарх совершил великопостную литургию в Рождественском соборе.

Ныне положено начало народного проекта «Большое Золотое кольцо России». Его организаторы стремятся к восстановлению великих национальных святынь России и призывают население помочь пожертвованиями. От Москвы в проект включен Рождественский монастырь. В пунктах платежей CONTACT каждый желающий может внести благотворительный взнос в пользу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Русской Православной Церкви.

Источник

Богородичный монастырь в москве

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено…

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери. Фотогалерея

Своды и стены храма расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии».

Храм Казанской иконы Божией Матери (архитектор П.А. Виноградов)

Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле.
Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек…

Колокольня с храмом сщмч. Евгения Херсонесского и усыпальница. Фотогалерея

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения Херсонесского и Святыми вратами построена в 1835-1836 гг. Усыпальница князей Лобановых-Ростовских является строением второй половины ХVII в

Храм святителя Иоанна Златоуста (1676-1687) с трапезной и приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского

Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен…

Источник

Богородице-Рождественский монастырь

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Эта официальная страница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

Богородице-Рождественский монастырь — один из древнейших женских монастырей Москвы.
Показать полностью. Основан в 1386 году в честь победы на Куликовом поле княгиней Марией Ивановной Серпуховской (в схиме – Марфой), матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первым духовником обители был прп. Сергий Радонежский.
В 1525 году в обители принимала постриг супруга Василия III Великая княгиня Соломония Сабурова – прп. София Суздальская. После Воздвиженского пожара 1547 года монастырь был восстановлен царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, обитель была сохранена от огня и разграбления.
В начале ХХ века в монастыре служили сщмч. Владимир (Богоявленский), совершивший закладку и великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери, св. прав. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Павел Преображенский, протоиерей Сергий Молчанов. В 1922 году монастырь был закрыт. Одна из сестер обители – прмц. Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику свв. Новомучеников и исповедников Российских. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен РПЦ. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, решением Священного Синода РПЦ монастырь утвержден официально.

Москва, ул. Рождественка, 20.

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

СОЛНЕЧНЫЙ НОЯБРЬСКИЙ ДЕНЬ НА ПОДВОРЬЕ

. Даже поздней осенью, между периодами дождей и непогоды, выдаются такие солнечные дни, как этот ноябрьский день. На подворье обители красиво и тогда, когда с деревьев почти облетела листва. Но вечнозеленые туи и пихты, сосны и ели, еще зеленеющая трава радуют взгляд и украшают родные просторы. Храм на фоне голубого неба устремляется ввысь. Все это вдохновляет к молитве и благодарению Богу!
Показать полностью.

Святитель Димитрий Ростовский говорит о том, какую молитву слышит Господь: «Молитва того, кто слушается Господа, бывает слышна и приятна для Бога. Кто слушается слов Господних, как об этом сказал нам Сам Господь: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21), кто ходит «в законе Господнем» (Пс. 118, 1) и творит волю Его, желание того Господь исполнит и услышит молитву слушающихся Его.

Молитва смиренная, не фарисейская, восходит высоко, до Третьего Неба, к самому престолу Всевышнего, молитва смиренного пройдет сквозь облака. Такова, например, была молитва смиренного мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13) и Манассии, царя иерусалимского.

Крыльями молитвы, на которых она взлетает к Вышнему, сидящему на шестикрылых Серафимах, являются всякие добродетели, в особенности же смирение, говение и милостыня, как об этом сказал Товии Архангел Рафаил, слетевший с Неба: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12, 8). Как во всякой добродетели, так особенно в молитве необходимо прилежание и усердие: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Не напрасно Спаситель наш сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7)».

Святитель Димитрий рассуждает о молитве: «Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надо дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а для такого соединения с Господом, после Причащения Тела и Крови Его, самое лучшее и надежное средство есть умная молитва Иисусова. Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Господом в сердце, а к этому соединению лучшим способом служит молитва Иисусова. Иноку же, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно-нощное моление молитвой Иисусовой».

При этом святитель разъясняет: «Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, – ничто. Какая польза говорить языком много, а умом не внимать тому, что говорится, если бы даже и тысячи слов языком произнес ты, о человек! Какая польза от того, если всей гортанью, насколько позволит дыхание твое, воспоешь, а ум твой не предстоит Богу и не видит Его, но уклоняется помышлениями в иное место? Такая молитва не принесет тебе никакой пользы, не будет услышана Богом и останется бесплодной.

Хорошо рассудил и святитель Киприан, говоря: «Как ты хочешь быть услышанным Богом, когда и сам себя не слышишь? Хочешь, чтобы Бог помнил о тебе, когда ты молишься, а сам о себе не помнишь?» Апостол дает коринфянам, а вместе и всем нам, себя в пример, говоря: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, петь и умом» (1 Кор. 14:15)».

«Вещественная клеть затворяет безмолвствующего в ней человека одного, внутренняя же, духовная, вмещает в себе и Бога, и все небесное царство, согласно евангельским словам Самого Христа: «Царство Божие внутри вас» (Лк. 17, 21). В «Словах» преподобного Макария Египетского это изъясняется так: сердце — сосуд малый, но в него могут вместиться все вещи. Там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные грады, там сокровище благодати.

Во внутренней, сердечной, клети человеку подобает затворяться чаще, чем между стенами, и, собрав там все свои помышления, представлять ум свой Богу, молиться Ему втайне со всей теплотой духа и живой верой, вместе же с этим поучаться и в богомыслии, чтобы возможно было ему возрасти в мужа совершенного».

Молитвами празднуемого ныне святителя Димитрия Ростовского, да поможет и нам Господь в молитвенном делании!

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

10 НОЯБРЯ ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТР. РОСТОВСКОГО

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши.
Показать полностью. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москвебогородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москвебогородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

Если во время молитвы у тебя попросят помощи, а ты скажешь: «Закончу и потом помогу», знай: твоя молитва неугодна Богу. О такой молитве говорят: да будет молитва во грех.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

9 НОЯБРЯ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО НЕСТОРА ЛЕТОПИСЦА

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона.
Показать полностью. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москвебогородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москвебогородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

Нам не должно высчитывать, когда придет день Господень. Нам должно вести себя всегда так, чтобы всякий день, всякий час, всякую минуту быть готовыми услышать: “Се Жених грядет. Исходите в Сретение Ему”.

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

ВОСКРЕСНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ПОДВОРЬЕ ОБИТЕЛИ

7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение. Божественную Литургию совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В завершение, протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал:
Показать полностью.

«Из сегодняшнего Евангельского чтения мы узнаем, что ожидает нас после смерти – о плачевной участи грешных и блаженстве праведных и покаявшихся людей. Назидателен и ответ богачу праотца Авраама, близ которого находился нищий Лазарь.

Святой праотец Авраам отвечает богатому, что не может ему помочь. Богач уже сделал свой выбор, избрав не вечную жизнь с Богом, а свои страсти. А Лазарь за свое безропотное терпение сподобился вечного утешения.

Тогда богатый человек попросил послать Лазаря к его братьям, чтобы они задумались о своем спасении. Но святой Авраам засвидетельствовал, что не слушающие закона и пророков не поверят и воскресшему из мертвых.

Эта Христова притча помогает понять причины нашего маловерия и неверия. Причина в том, что мы плохо исполняем или не исполняем слово Божие. Исполнение же заповедей Господних дает свои духовные плоды, возгревает и укрепляет веру.

Горе нашей жизни состоит в том, что мы сами удаляемся от Бога и духовного мира, и эта пропасть может, наконец, стать непереходимой. Наше внимание всецело приковано к внешнему миру и его благам. И это удаляет нас от живого общения с Богом и небожителями.

Пока мы имеем время, будем приносить покаяние и совершать как можно больше добрых дел, приобретая добродетели, приближающие нас к Небу. Если мы в чем-то оступимся и согрешим, не будем оставаться во грехе, но скорее восстанем от падения и принесем покаяние, восстанавливая нашу связь с Богом и Горним миром.

Станем бороться со своими страстями и отсекать греховные помыслы. И Господь, видя нашу борьбу, нашу внимательную жизнь и стремление к Нему, обязательно поможет. И, когда придет время нашего отшествия из этого мира, святые ангелы смогут вознести нас не только на лоно Авраамово, но и ко Христу, и Господь скажет и нам, как благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:42)»

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ОБИТЕЛИ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ НЕДЕЛЮ

08.11 Понедельник
Вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306).
Божественная Литургия в 7.00
Показать полностью.
Вечернее богослужение в 17.00

09.11 Вторник
Мч. Не́стора Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306).
Прп. Не́стора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114)
Божественная Литургия в 7.00
Всенощное бдение в 17.00

10.11 Среда
Свт. Дими́трия Ростовского, митрополита (1709).
Божественная Литургия в 7.00
Вечернее богослужение в 17.00

11.11 Четверг
Прмц. Анастаси́и Римляныни (III)
Божественная Литургия в 7.00
Вечернее богослужение в 17.00

12.11 Пятница
Апп. от 70-ти Те́ртия (Тере́нтия), Марка, Варса́вы (Иу́ста), Арте́мы (I)
Божественная Литургия в 7.00
Вечернее богослужение в 17.00

13.11 Суббота
Апп. от 70-ти Стахи́я, А́мплия, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия (Апелле́са)и Аристову́ла (I)
Божественная Литургия в 7.00
Всенощное бдение в 17.00

14.11 Воскресенье
Неделя 21-ая по Пятидесятнице
Бессребреников и чудотворцев Космы́и Дамиа́на Асийских и матери их, прпп. Феодо́тии (III).
Божественная Литургия в 9.00
Вечернее богослужение в 17.00

богородичный монастырь в москве. Смотреть фото богородичный монастырь в москве. Смотреть картинку богородичный монастырь в москве. Картинка про богородичный монастырь в москве. Фото богородичный монастырь в москве

Богородице-Рождественский монастырь запись закреплена

8 НОЯБРЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *