богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь

Мiръ Россия Тульская область село Анастасово Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Рождества Богородицы Анастасов монастырь — мужской монастырь Белёвской епархии, расположенный в селе Анастасово Одоевского района Тульской области.

Содержание

История [ править ]

Основан в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы в 4 км от города Одоева князем Иваном Михайловичем Воротынским. Возможно, его основание связано с победой Воротынского над крымскими татарами под Тулой в 1517 году. Своё название монастырь получил в честь первого настоятеля игумена Анастасия.

Пятиглавый каменный Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1669-76 гг., заменив прежний деревянный храм. К основному объёму примыкают одноглавые четверики приделов вмч. Екатерины и Варлаама Хутынского. В те же годы была возведена шатровая трёхъярусная колокольня, которую соединяет с собором двухъярусная арочная галерея. В монастырский комплекс входят трапезная, келейные корпуса и другие постройки, кладбище.

Во второй половине XVIII века монастырь пришёл в упадок и был упразднён в 1764 году. Храм функционировал как приходская церковь до 1931 года, когда был закрыт и частично разрушен. С 2002 года монастырь воссоздан, идут строительные работы. Новые здания стилизованы под «узорочье» допетровского времени.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово

Паломнику [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Возвращение святыни

Ещё совсем недавно Богородице-Рождественский Анастасов монастырь был в полном запустении, умирал. Сегодня древняя православная святыня буквально на глазах обретает свой прежний облик.

О преображении обители, чем живёт она сейчас и о планах на будущее корреспондентам рассказал настоятель монастыря игумен Парфений.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область
Игумен Парфений: «Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах много работает и молится, значит, он личность гармоничная».

– Сам я родился в обычной московской семье. Был как все: учился в школе, занимался спортом – тяжёлой атлетикой. Отслужил два года в армии. Поступил в институт историко-архивный, но довольно скоро понял, изучая материалы разных партийных съездов, конференций и пленумов, что «грызу гранит» не той науки, и оставил учёбу. В начале 80-х по­знакомился с очень интересными, высокообразованными людьми. Некоторые имели хорошие библио­теки, и в числе прочих книг (мы тогда голодные до чтения были!) брал я у них почитать и духовную литературу. Чем больше я читал, тем яснее понимал, что строителем коммунизма быть не хочу. И что привлекает меня иная стезя – та, что ведёт к Богу.

Дорога к храму

Когда узнал, что начали восстанавливать Даниловский монастырь, пошёл туда подсобным рабочим – раствор месил, кирпичи подавал и пр. и пр. Интересные ребята в бригаде подобрались, все верующие. Большинство из них, как и я, подвизались потом по духовной линии. Год был послушником в Даниловском, потом ушёл в Оптину пустынь, принял постриг от тогдашнего наместника, архимандрита Евлогия, и остался служить на целых 14 лет.

Однажды приехал к нам знакомый мужичок из Тулы: «Был в Одоеве, где когда-то монастырь стоял. Места красивейшие! И храм Рождества Богородицы сохранился древний!» Духовник мой, схиархимандрит Илий (теперешний духовник Патриарха. – Прим. автора) и говорит: «Вот и дело тебе, займись восстановлением обители!» Позвонил тогдашнему епископу Тульскому и Белевскому Кириллу, поделился идеей, и она нашла поддержку.
В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II Анастасов Богородице-Рождественский монастырь было решено восстанавливать, меня назначили его настоятелем.

Начало

В феврале 2002-го приехали мы, трое оптинских монахов, на место, увидели действительно красивейшие места и… руины когда-то прекрасного храма. Зашли: сосульки сверху огромные из пролома в крыше свисают, окон и дверей нет. У нас икона с собой была, Рождества Богородицы. Отслужили молебен. А дальше что делать – не знаем, переночевать и то негде. К вечеру, правда, знакомая нашла в Одоеве маленький домишко под съём. Целыми днями занимались подготовкой к работе – документы нужные собирали, то да сё. Вечером печку затопим и возле неё спать ложимся. Потом в деревне Анастасово купили три домика-развалюшки, местные помогли их отремонтировать.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Потихонечку стала братия собираться. Из Оптиной двое иеро­монахов пришли – Корнилий и Даниил. В престольный праздник Рождества Богородицы, 21 сентября, отслужили первую службу в Екатерининском приделе храма, который сами привели в относительный порядок. Рабочих-то поначалу и нанимать было не на что. Когда появились кое-какие средства, взяли строителей из Молдавии, но они оказались халтурщиками. Пришлось расстаться. Что делать, неясно. И тут, после 12 лет работы в Оптиной пустыни, освобождается бригада – каменщики прекрасные, отделочники. Пригласили их, и с тех пор они здесь и трудятся.

С Божьей помощью

Бог нас не оставляет своей помощью. Пару случаев приведу для примера. Надо было делать кровлю. Дело это непростое, мастеров немного, и к ним очередь загодя выстраивается. Нашли мы хорошего кровельщика, но он выставил очень серьёзную цену! У нас даже десятой части её не было. Тут я вспомнил архимандрита Моисея, одного из первых настоятелей и строителей Оптиной пустыни. Рассказывали, что строительные работы часто он начинал без денег, с надеждой на Божью помощь, и Господь всегда помогал – посылал в нужное время щедрых жертвователей. Помолился я ему усердно и наутро сказал кровельщику: «Начинай работу!» Буквально через неделю встречаю в Москве одноклассника, разговорились, и оказалось, что он металлом занимается. Когда узнал, что нам медь нужна, пожертвовал две тонны! Без денег, без документов, от души просто.

Проходит какое-то время, звонит мне другой человек: хочу вашему монастырю помочь. А мы до этого виделись-то один раз всего, он приезжал в самом начале восстановительных работ. Ходил долго, смотрел, в каких условиях живём, как трудимся, вздыхал, головой качал. Я отцу Пахомию, эконому, говорю – съезди, забери, что дадут. Он поехал, перезванивает: «Мне конверт дали, а в нём столько денег!» Привёз конверт – а там пачка долларов. Хватило и кровельщику заплатить, и ещё на многое.

Нынче храм почти полностью восстановлен, осталось поставить иконостас в приделе Варлаама Хутынского. Возведены братские корпуса, хозяйственные постройки, начато строительство монастырской трапезной. Обустроили источник, который назывался в народе Гремячим. Храм над ним возвели, иконостас установили, часовню с купелью. Если архиерей благословит, летом освятим в честь чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.

Ещё гостиничку при обители хотим маленькую построить для паломников… Планов много, успеть бы их все выполнить.

Жизнь по уставу

Сейчас в монастыре 22 монаха и послушника (это те, кто собирается принять монашество). Несколько человек учатся заочно в Тульской духовной семинарии, летом, может, ещё кого-нибудь туда пошлём. Я считаю, что духовное образование выстраивает у человека правильное представление о вере, о Боге, о спасении души…

День наш в обители начинается и заканчивается молитвой. Сердце монастыря – храм, где проходят богослужения. Первая служба – в 7 утра, заканчивается в начале 11-го. В полдень обед. Потом – выполнение послушаний. С 18.00 до половины восьмого – вечерняя служба. После ужина – келейное время, когда каждый волен заниматься своими делами. Помолившись, ложимся спать.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область
В новой пекарне монах Архипп осваивает выпечку особого монастырского хлеба – бездрожжевого, на живой закваске.

Что касается послушаний, то они разные. Четверо человек, например, обслуживают трапезную: еду готовят, посуду моют, накрывают на стол. Другие трудятся в курятнике, в прачечной, в просфорне, убирают храм. В скиту, около источника, имеется у нас небольшая пасека, с весны до осени там дел хватает. Недавно построили хлебопекарню, хлеб печём полезный, бездрожжевой. В сезон на огороде растим овощи, зелень, делаем заготовки на зиму.

Но главная общая забота – заготовка дров, так как газ к деревне Анастасово
не подведён.

Хоть народ у нас физически довольно крепкий, но возраст большинство имеет далеко не юношеский. А дров требуется монастырю на сезон не менее 300 кубов! Молодёжь редко приходит теперь, в основном те, кто получил воспитание в советские времена. Хорошее было воспитание. И образование тоже. Нынешние – слабенькие, не привыкли к трудностям…

О Великом

Сейчас идёт Великий пост, самый долгий – 48 дней. Монахи обязаны соблюдать его очень строго. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения, но все они связаны более с работой души, а не с угнетением желудка. Господу важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему, задержаться, в конце концов, в нарастающей «гонке потребления». Ведь счастье, как с возрастом выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем и есть цель Великого поста.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван по имени первого настоятеля, игумена Анастасия. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времён каменный храм. Был закрыт в 1931 году, использовался в качестве зернохранилища. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

Источник

Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

История

Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь расположен в красивом месте на невысоком холме на правом берегу реки Упы. Напротив него раскинулся тихий провинциальный, но очень древний город Одоев..

В 1517 году он отразил набег крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. И, видимо, после этой победы в своей вотчине близ Одоева был основан монастырь Рождества Пречистыя Богородицы, получивший название Анастасов по имени первого настоятеля этой обители игумена Анастасия.

В 1674 году к храму была пристроена шатровая колокольня. Храм имеет три придела: главный Рождества Богородицы (21 сентября), и два боковых – св. вмч. Екатерины (7 декабря) и прп. Варлаама Хутынского (первая пятница Петрова поста и 19 ноября). В XVI, XVII и XVIII столетиях монастырь причислялся к Лихвинскому уезду (ныне город Чекалин) и именовался Лихвинским Анастасовым монастырем.

Монастырю в разное время принадлежали села и деревни, а именно: в первой половине XVI века Анастасовой обители даны были в вечное владение князьями Воротынскими деревни Рымшино, Мартыновская, Подроманово.

В первой четверти XVIII столетия монастырскими вотчинами были: Лихвинского уезда Подмонастырская слободка (теперь с. Анастасово), в которой находился Архиерейский скотный двор; Одоевского уезда село Дряплы с деревнями; Белевского уезда село Ласинское; Новосильского уезда село Подъяковлево.

Из монастырских деревень упоминаются: Красенки, Филимоново, Татьево, Голенево, Подроманово и Гостыж.

В XVIII веке после разорительных Петровских реформ, когда народ и страна сильно обеднели, обнищала и Анастасова обитель. В 1722 году, как пишет летописец, в монастыре кроме игумена не было ни одного иеромонаха и службы церковно отправлять было некому.

Ну, а в царствование «просвещенной» императрицы Екатерины II, по законоположению 1764 года «Об изъятии монастырских земель в пользу казны», обитель лишилась последних средств к существованию, и в 1784 году была упразднена и обращена в приходскую церковь для села Анастасова и деревень Татьево, Филимоново, Красенки.

В 1870 году к приходскому храму Рождества Богородицы был приписан приход села Красное. Во времена смуты и лихолетья в 1931 году храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы ХХ века по решению Правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. Начались реставрационные работы для того, чтобы в храме разместить музей филимоновской игрушки.

Но в начале 80-х годов финансирование реставрационных работ было прекращено, и вновь в беспризорной обители воцарилась мерзость запустения.

Настоятель

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Храмы и Богослужения

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.

.Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

Источник

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Приезжайте!

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Не всякий сегодняшний богомолец доберется до Анастасова монастыря, что близ городка Одоева в Тульской области. Удивление на лице игумена Парфения было безмерным, когда он увидел вереницу наших машин: паломников, которых не испугал и случившийся накануне гололед. А мы были сполна вознаграждены гостеприимством отца настоятеля, рассказавшего о прошлом и настоящем древней обители.

О прошлом

Через четыре года Анастасову монастырю исполнится полтысячи лет. Точный год основания не известен. Предполагают, что обитель была основана около 1525 года. Ее устроили на своих землях благочестивые князья Воротынские. В округе они основали несколько монастырей. Первого настоятеля звали Анастасий. По его имени и стала называться обитель. Одно из предположений об именовании монастыря – отец Анастасий был человеком известным, снискавшим в народе уважение. Опять же предположительно, он был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, где была устроена усыпальница князей Воротынских. Они-то, вполне возможно, и пригласили к себе из известной им обители будущего устроителя монастыря.

Неслучайность посвящения

Так и повелось из древности – Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь. Посвящение главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы связано с Куликовской битвой, произошедшей в день этого праздника, когда русские войска одержали победу над полчищами Мамая. Тогда, в XIV веке Одоев был пограничным городом, расположенным по соседству с Польско-Литовским княжеством. И именно у Одоева станом встал князь Ягайло, направлявшийся на подмогу Мамаю. Князья Одоевские, выйдя в ночи с факелами, устроили «показательные выступления», демонстрируя недюжинную силу и многочисленность войска. Пораженный увиденным, Ягайло решил поворотить вспять. Вскоре его настигла весть о разгроме войска Мамая на Куликовом поле. Предполагают, что именно на месте покинутого стана впоследствии и был устроен Анастасов монастырь. Поэтому посвящение Рождеству Богородицы совершенно не случайно.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Монастырь располагается на высоком берегу реки Упы. Здесь открывается потрясающий вид, в котором – ощущение простора необъятной Родины. Эта красота и покорила однажды и навсегда отца Парфения, нынешнего настоятеля Богородице-Рождественского Анастасова монастыря.

Он прибыл сюда в феврале 2002 года. От древнего монастыря на тот момент сохранился только каменный храм, возведенный по проекту известного в здешних местах игумена Ионы в 1673 году. При игумене Ионе случился и расцвет обители. Игумен Иона построил храм такой красоты, что одоевские жители упросили его возвести подобный и на своем городище, что и было устроено. Правда, та церковь в честь Воскресения Христова в ХХ веке была взорвана. А собор в честь Рождества Богородицы Анастасова монастыря устоял. При секуляризации церковных земель в царствование Екатерины II монастырь упразднили, храм стал действовать как приходской.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Сейчас братия Анастасова монастыря насчитывает 24 человека. С Божьей помощью привели в порядок не только собор-памятник, но и братские корпуса, гостиницу для духовенства, а также трапезную. Все здания, в том числе и хозяйственные постройки, выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль, который особенно гармонично смотрится с противоположного берега Упы.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

А когда сюда из Оптиной пустыни приехал отец Парфений, он застал здесь полную разруху.

– В 2002 году указом Святейшего Патриарха Алексия II меня грешного, тогда иеромонаха Парфения, назначили сюда, чтобы начать монашескую жизнь в возрождающейся обители. Храм был без крыши, дверей, окон. Своды в некоторых местах полностью разрушены. Небо было видно. Сосульки такие страшные свисали. Все было разбито, загажено. Даже жить было негде. Но этот вид, тишина, безмолвность… все мне пришлось по душе. Само место наполняло душу какой-то радостью. И руины храма не пугали. Мы были тогда еще молоды. Но Бог дал нам построить…

– А мне кажется, что мало. Потихонечку еще строимся… Будем замыкать монастырское каре, – отец Парфений показывает на недостроенную стену. – Еще корпус будет, угловая башня, и туда стена пойдет…

Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах, который много работает и молится, – личность гармоничная, – говорит отец настоятель, ведя нас в храм.

Старец Анастасий из Анастасова монастыря

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Последние десять лет своей жизни в Анастасовом монастыре подвизался архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский), в схиме схиархимандрит Аверкий. Родившийся в 1915 году в семье священника, он прожил удивительно долгую жизнь, прошел две войны, попал в плен, иммигрировал в США. Почти 60 лет прослужил настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, а в 96 лет принял решение вернуться в Россию. И стал насельником Рождества Богородицы Анастасова монастыря, где провел свои последние годы. Батюшка отошел ко Господу на 103 году жизни. Он много исповедовал, никому не отказывал и в добром слове и совете. Часто говорил о том, что не мог не поехать в Россию, ведь отец Парфений его позвал и ждал!

– Мне рассказали про отца Анастасия, который уже в преклонном возрасте мечтал вернуться в Россию, на Родину. Как-то один мой знакомый спросил, не знаю ли я места, где он мог бы пребывать. А я и ответил, что лучшего места для отца Анастасия, чем Анастасов монастырь не найти. И он приехал! Ему было 96 лет. К нему потянулись люди, и он был очень рад своей нужности. Последние годы жизни смог потрудиться на Родине, в древнем монастыре…

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Отец Парфений рассказывает нам, стоя на высоком крыльце перед входом в храм. Тут же он обращает наше внимание на величественный поклонный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Никиты Лупповича Колупаева, который в период Смутного времени не присягнул захватчикам и был сброшен с башни Одоевской крепости. Неизвестный герой… нет его имени в учебниках истории, а в древнем монастыре его поминают и рассказывают о подвиге, о жизни, отданной Отечеству…

Как икона вернулась в свою обитель

Мы заходим в большой и величественный храм. Здесь 19 лет назад состоялась первая Литургия – в день престольного праздника, 21 сентября 2002 года. Сейчас службы проходят в теплом приделе в честь великомученицы Екатерины.

Отец Парфений подводит нас к иконе великомученика Георгия Победоносца.

– Здесь написано, – переворачивает икону тыльной стороной: – «Сооружена и преподнесена в дар Одоевскому Анастасову монастырю на молитвенную память трудами и стараниями паломника Свистунова Николая Фомича 10 августа, 1900 года». Когда мы сюда пришли, я дал объявление в местную газету Одоева, спрашивал у многих, сохранились ли у кого святыни, иконочки, может быть, какая-то утварь, которая была в этом монастыре, в этом храме. В объявлении написал, что мы готовы приобрести все это за вознаграждение. Но никто не откликнулся. Ни у кого ничего не осталось, все бесследно исчезло. А в прошлом году произошло вот такое интересное событие. Я приезжаю на вернисаж в Измайлово и подхожу к одной тетушке. Она мне недорого продала икону преподобной Марии Египетской ХIХ века, которая теперь находится у нас в алтаре. Спрашиваю, есть ли что-нибудь интересное? «Есть, – говорит, – Георгий Победоносец. Вот смотри. С мощами». – И вытаскивает из своих запасников икону. Я смотрю, а там надпись – «Анастасов монастырь»! Я чуть в обморок не упал: идет игумен по вернисажу и находит икону своего монастыря. Тетушка, конечно, сумасшедшую цену заломила. Но что поделать. Уйдет ведь икона. Потом всю жизнь будешь себя корить, что не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть ее в монастырь. И я начал торговаться. А тут еще какой-то человек подошел: «О! с мощами», – говорит. Я стал молиться Георгию Победоносцу: «Святой Великомучениче Георгие, помоги приобрести икону в обитель». Так мы в тот день ни о чем и не договорились с продавщицей. Я взял у нее номер телефона. А потом одному хорошему человеку посетовал, что дела плохо идут… И он меня выручил, дал денег. Икона, кстати, афонского письма…

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

«Не бойтесь»

Отец Парфений открывает нам могучие двери и вводит в летний храм в честь Рождества Богородицы. Там, конечно, прохладно. Но дух захватило от красоты. Как, наверное, и многие, начинавшие когда-либо стройку, настоятель наталкивался сперва на недобросовестных работников. Потом поиски привели к проверенным людям. Много лет в монастыре трудятся бригады, работавшие и в Оптиной пустыни. А паникадило, удивительной красоты, сделал в течение восьми месяцев тульский кузнец. И такого паникадила больше нигде нет, без аналогов.

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Не могли не коснуться в беседе насущной темы – пандемии. Отец Парфений рассказал о том, как переболел коронавирусной инфекцией в самом начале мая.

– Звоню братии – копайте могилу. Они мне: «Подожди, до тебя еще очередь не дошла». Знаете, после этого ковида у меня здоровье поправилось. У меня диабет, все время сахар был 9-10, а тут – 4, 2 и 4, 6. Это все-таки такая шоковая терапия для организма. 26 килограммов сбросил. У меня два инсульта было в 2017 и в 2018 году, давление все время высокое. А сейчас 120 на 80. Так что ковид – это не происки террористов. Бог послал нам эту болезнь для нашего вразумления. Не бойтесь ковида. Это мое, возможно, необъективное, мнение.

Еще отец Парфений вспоминал благословенные 90-е годы ХХ века. С добротой говорил об Оптиной пустыни. Но Анастасово, место, наполненное красотой, тишиной и молитвой, давно стало для него своим, родным.

Недалеко от Анастасова монастыря, на месте источника, который в народе зовут Гремячим, находится монастырский скит. Там храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, устроена пасека.

Тихо и неспешно протекает монастырская жизнь. Здесь никто никуда не торопится. Живут без претензий, радуясь, печалясь, молясь… все идет своим чередом. Строится гостиница… Приезжайте!

богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Смотреть картинку богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Картинка про богородице рождественский анастасов монастырь тульская область. Фото богородице рождественский анастасов монастырь тульская область

Материал подготовила Юлия Стихарева

Фото: Илья Гарбузов

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь находится в Одоевском районе Тульской области в селе Анастасово.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *