богословские основания почитания икон

Об иконопочитании и почитании святых

богословские основания почитания икон. Смотреть фото богословские основания почитания икон. Смотреть картинку богословские основания почитания икон. Картинка про богословские основания почитания икон. Фото богословские основания почитания икон

Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)

В догмате об иконопочитании говорится:

«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» [1] (здесь и далее выделено мною. – прот. И.Б.).

Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак. 1: 17); как ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, Который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками… предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6).

Однако даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых творение всегда остается творением, а Творец – Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6).

Источник

Иконопочитание

Иконопочита́ние – чество­ва­ние и почи­та­ние святых пра­во­слав­ных икон, осу­ществ­ля­е­мое в соот­вет­ствии с дог­ма­ти­че­ским уче­нием, литур­ги­че­скими и кано­ни­че­скими нор­мами Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Догмат 367 св. отцов VII Все­лен­ского собора).

богословские основания почитания икон. Смотреть фото богословские основания почитания икон. Смотреть картинку богословские основания почитания икон. Картинка про богословские основания почитания икон. Фото богословские основания почитания икон

Гре­че­ское слово икона пере­во­дится как «образ». Икону назы­вают «живо­пис­ным Еван­ге­лием» (т.к. она опи­сы­вает в крас­ках то, что Св. Писа­ние опи­сы­вает сло­вами), «бес­сло­вес­ной про­по­ве­дью», «бого­сло­вием в крас­ках» (см. Сим­во­лика икон), «окном в неви­ди­мый мир».

Чество­ва­ние покло­не­ние иконам отно­сится не к самому мате­ри­алу иконы (не к дереву и крас­кам), а к лич­но­сти того, кто изоб­ра­жён на иконе. Основ­ной тезис ико­но­по­чи­та­ния: «Честь, воз­да­ва­е­мая образу, пере­хо­дит на Пер­во­об­раз».

Ико­но­бор­че­ство ставит под сомне­ние основ­ной догмат хри­сти­ан­ства – учение о Бого­во­пло­ще­нии, т. е. фак­ти­че­ски пред­став­ляет собой раз­но­вид­ность доке­тизма (отри­ца­ние реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния).

Не нару­шает ли прак­тика ико­но­по­чи­та­ния 2‑ю запо­ведь Вет­хого Завета?

Вторая Запо­ведь Вет­хого Завета звучит так: “Не сотвори себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния; не покло­няйся им и не служи им”. Эта запо­ведь направ­лена против идо­ло­по­клон­ства, а не ико­но­по­чи­та­ния, и её сле­дует вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, а не отрыве от 1‑й Запо­веди “Я есть Гос­подь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня”.

Немного исто­рии. Вет­хо­за­вет­ный бого­из­бран­ный народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в еди­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами. Чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, чтобы ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские веро­ва­ния в идолов (почи­та­ние живот­ных, обо­жеств­ле­ние мате­ри­аль­ных объ­ек­тов), Бог уста­нав­ли­вает эту запо­ведь.

Можно вспом­нить зна­че­ние слова «кумир» – это скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние язы­че­ского боже­ства. Для нас это слово стало иметь более широ­кий смысл – пред­мет обо­жа­ния.

Эта запо­ведь была дана в Ветхом Завете в про­ти­во­вес язы­че­ским идолам и под­чёр­ки­вала, что Бог неопи­суем, неизоб­ра­зим. Мы же живём уже во вре­мена Нового Завета, когда Бого­во­пло­ще­ние открыло воз­мож­ность ико­но­по­чи­та­ния. Бог стал чело­ве­ком (воче­ло­ве­чился) и это поз­во­ляет нам его изоб­ра­жать в образе чело­века.

Можно ли быть пра­во­слав­ным, но не почи­тать иконы?

Отказ от ико­но­по­чи­та­ния не так без­оби­ден для хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, как это может пока­заться на первый взгляд.

Во-первых это отказ от Сим­вола веры в части веры в единую, святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. Про­ти­во­по­став­ле­ние себя всей Церкви, почи­та­ю­щей иконы – явный при­знак гор­до­сти.

Во-вторых, это иска­жён­ное, ере­ти­че­ское тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, про­ти­во­по­став­ле­ние Вет­хого Завета Новому, отри­ца­ние их пре­ем­ствен­но­сти.

В‑третьих, это непо­ни­ма­ние дог­ма­ти­че­ского учения Церкви.

В‑четвёртых, отри­цая ико­но­по­чи­та­ние, про­тив­ники свя­щен­ных изоб­ра­же­ний отсе­кают от себя и источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, и сред­ство молит­вен­ного обще­ния.

Что явля­ется осно­ва­нием дог­мата об ико­но­по­чи­та­нии?

Догмат ико­но­по­чи­та­ния сфор­му­ли­ро­ван так: взирая на образ (икону), умом вос­хо­дим к пер­во­об­разу (Богу-Троице), к лич­но­сти Христа, Бого­ро­дицы и свя­того (в т.ч. ангела).

Догмат ико­но­по­чи­та­ния имеет своим осно­ва­нием догмат о Бого­во­пло­ще­нии и явля­ется его бого­слов­ским раз­ви­тием. «Бога не видел никто нико­гда. Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем Он явил» ( Ин.1:18 ); явил образ – икону Бога. Таким обра­зом, чрез вопло­ще­ние Бога Слово – Иисус Хри­стос, будучи сия­нием славы и обра­зом Ипо­стаси Его (Отца) ( Евр.4:3 ), являет миру в Боже­стве Своем и Образ Отчий, и славу Его ( Ин.1:14-15 ). В другом случае, на просьбу апо­стола Филиппа: «Гос­поди, покажи нам Отца», Гос­подь отве­чает: «Сколько вре­мени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видев­ший Меня видел Отца» ( Ин.14:8-9 ). Так же при исце­ле­нии сле­по­рож­ден­ного Гос­подь на вопрос послед­него: «А кто Он (Сын Божий), Гос­поди, чтобы мне веро­вать в него?» – сказал ему: «И видел ты Его и Он гово­рит с тобою» ( Ин.9:36-37 ). Поэтому как в «недре Отчем», так и по вопло­ще­нии Сын – Гос­подь наш Иисус Хри­стос – Еди­но­су­щен Отцу, и подобно тому, как сын явля­ется есте­ствен­ным обра­зом отца, так живой, есте­ствен­ный и неиз­мен­ный образ неви­ди­мого Бога есть Сын – Иисус Хри­стос, – нося­щий в Себе всего Бога Отца, во всем подоб­ный Ему (Отцу), кроме нерож­ден­но­сти и оте­че­ства, свой­ствен­ных Отцу. Таким обра­зом, эта рас­крыв­ша­яся в Новом Завете истина – Бого­во­пло­ще­ние – лежит в основе хри­сти­ан­ского изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, то есть ико­но­гра­фии. «В древ­но­сти Бог, – пишет пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин, – бес­те­лес­ный и не име­ю­щий вида нико­гда не изоб­ра­жался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с чело­веки поживе, изоб­ра­жаю види­мое Бога». Воче­ло­ве­че­ние Христа не только «лега­ли­зо­вало», сде­лало воз­мож­ным изоб­ра­же­ние гор­него мира, но в силу неве­ро­ят­ного Откро­ве­ния Божия в Сыне пре­об­ра­зило бого­по­зна­ние, выстро­ило и орга­ни­зо­вало собой новое пони­ма­ние миро­устрой­ства, пре­об­ра­зило сам взгляд чело­века на мир, на себя самого, на свою дея­тель­ность в мире, как линза, собрало все и вся в единый хри­сто­ло­ги­че­ский фокус.

Что значит почи­тать образ Божий?

Истин­ным почи­та­те­лям и твор­цам икон оче­видно: ико­но­пи­са­ние не заклю­ча­ется в порт­ре­ти­ро­ва­нии, в иллю­стри­ро­ва­нии. Ико­но­по­чи­та­ние не сво­дится к лобы­за­нию икон, каж­де­нию им, воз­жи­га­нию свечей, затеп­ли­ва­нию лампад перед ними. Почи­тать образ Божий в духе и истине ( Ин.4:24 ) озна­чает для всех хри­стиан – стре­миться вос­со­зда­вать Его в самих себе и в мире, воз­вра­щая мир Богу, обо­жи­вая его. Глав­ной же свя­ты­ней в мире Божием явля­ется чело­век. В этом смысле всем хри­сти­а­нам над­ле­жит быть твор­цами – ико­но­пис­цами и рестав­ра­то­рами образа Божия. По мысли Святых Отцов, «каждый из нас есть ико­но­пи­сец соб­ствен­ной жизни». И ста­но­вится понят­ной связь запо­веди о любви к Богу и к ближ­нему с почи­та­нием образа Божия, явлен­ного в чело­веке, то есть с любо­вью к Нему. Истин­ными ико­но­пис­цами, твор­цами Цер­ковь и назы­вает поэтому не худож­ни­ков, а Святых Отцов, испол­нив­ших эти запо­веди, явив­ших нам образ Божий в самих себе. Ответ­ствен­ность цер­ков­ных худож­ни­ков при ико­но­пи­са­нии состоит в том, чтобы быть вер­ными Пре­да­нию, то есть вос­со­зда­вать в самих себе образ Божий, шествуя свя­то­оте­че­ским путем, и, как след­ствие, дать Церкви и миру воз­мож­ность созер­цать то, что сами уви­дели. Это значит – точно явить образ Божий на иконах во всей пол­ноте, данной худож­нику в Пре­да­нии, частью кото­рого явля­ется ико­но­пис­ное насле­дие.

Какова связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием?

Цен­тром, серд­це­ви­ной слу­же­ния Церкви явля­ется Литур­гия в ее евха­ри­сти­че­ском – бла­го­дар­ствен­ном и жерт­вен­ном – пони­ма­нии. Все в Церкви свя­зано с Евха­ри­стией и нахо­дит в ней свое начало. Какова же сущ­ност­ная связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием? В Евха­ри­стии мы бла­го­да­рим Гос­пода, при­нося Ему в жертву все, что можем, из своего «я», то есть, воз­можно, более полно сми­ря­емся, ума­ляем себя для осво­бож­де­ния от себя. И при­ни­маем Святые Дары, Источ­ник истин­ной жизни – Тело и Кровь Хри­стовы. Но не погре­баем ли мы их? Про­ис­хо­дит ли в нас Вос­кре­се­ние Хри­стово, о кото­ром гово­рят и чино­по­сле­до­ва­ние Литур­гии, и под­го­то­ви­тель­ные и бла­го­дар­ствен­ные молитвы, про­из­но­си­мые каждым при­част­ни­ком? Чтобы чаемое вос­кре­се­ние мерт­вых про­изо­шло в дей­стви­тель­но­сти, этот дар и подвиг При­ча­ще­ния должны иметь своим след­ствием и нахо­дить кон­крет­ное выра­же­ние в даре и подвиге рас­кры­тия нами в себе образа Божия, в обо­же­нии – воз­вра­ще­нии своей икон­но­сти. Для этого дару­ется чело­веку сво­бода кре­сто­но­ше­ния – жизни по замыслу Божию. Для испол­не­ния боже­ствен­ного замысла жизни, этого страш­ного дара и подвига обре­те­ния икон­но­сти, и даются нам Святые Дары в таин­стве Евха­ри­стии. Про­яв­ляя их в своей жизни, то есть вновь бла­го­даря Бога и при­нося Ему в жертву свою жизнь, мы являем свое ико­но­по­чи­та­ние как почи­та­ние Пер­во­об­раза Бога (что и запо­ве­дано нам – честь бо образа на Пер­во­об­раз­ное вос­хо­дит). Почи­тая же Пер­во­об­раз – при­об­ща­емся, вос­со­здаем, храним Его в себе и отоб­ра­жаем Его в мире Божием. И если в ико­но­по­чи­та­нии мы реально покло­ня­емся Христу, то в Таин­стве Евха­ри­стии мы при­ни­маем Христа как реаль­ную снедь. При этом жиз­ненно важно исклю­чить созна­ние нату­ра­ли­стич­но­сти про­ис­хо­дя­щего и выявить реаль­ность при­об­ще­ния чело­века Богу силой и наи­тием Духа Свя­таго. Таким обра­зом, икона есть види­мое соот­вет­ствие реаль­но­сти про­слав­лен­ного Тела Хри­стова – Евха­ри­стии. Это соот­вет­ствие иконы нашему основ­ному таин­ству и выде­ляет ее из вся­кого дру­гого худо­же­ствен­ного твор­че­ства. То, чем Святые Дары явля­ются реально, но таин­ственно, – образ пока­зы­вает наглядно.

К кому обра­щены иконы?

Икона обра­щена прежде всего к Церкви, к ее литур­ги­че­ской, молит­вен­ной жизни. Но она, будучи одно­вре­менно тайной и хри­сти­ан­ским Откро­ве­нием, несет свое слу­же­ние и для мира. В наши дни нередко гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти для Пра­во­слав­ной Церкви ее еван­гель­ского бла­го­ве­стия всему миру. Своим явле­нием миру икона сама есть сви­де­тель­ство, сама есть пра­во­слав­ная миссия. А потому везде, где нет созна­тель­ного попра­ния свя­тыни, где люди покло­ня­ются Еди­ному Истин­ному Богу или хотя бы только стре­мятся к истин­ному покло­не­нию Ему, ищут Его, там везде сле­дует при­вет­ство­вать появ­ле­ние пра­во­слав­ных икон как сви­де­те­лей Истины.

Источник

Глава 7. Догматические основы иконопочитания[31]

Глава 7. Догматические основы иконопочитания[31]

Почитание икон Православной Церковью основано и непременно зиждится на догмате Воплощения Божия. Оно основано на том благовестии, что некогда «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истин; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Основано на том радостном Откровении, что во Христе Иисусе, Который есть «образ Бога невидимого» (Кол. 1, 15), нам открывается спасительный источник познания, на том несомненном исповедании, что вочеловечение Бога было не призрачным действием, а самым реальным фактом, когда Христос, «приняв образ раба», не перестал являть Собой образ невидимого Бога, стал истинным человеком, единосущным и во всем, кроме греха, подобным нам, не переставая вместе с этим быть Тем, Кто «есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20).

Богословие иконы – не просто апология изображения священного, сакрального мира, в простом существовании которого могут многие сомневаться, но это глубокое раскрытие тайны Боговоплощения, и оно основано, внутренне неразрывно связано с Богочеловеческой тайной Христа.

Вочеловечение Христа не только «легализовало», сделало возможным изображение горнего мира, но в силу невероятного Откровения Божия в Сыне преобразило богопознание, выстроило и организовало собой новое понимание мироустройства, преобразило сам взгляд человека на мир, на себя самого, на свою деятельность в мире, как линза, собрало все и вся в единый христологический фокус.

Однако Богочеловеческая тайна Христа всегда являлась камнем преткновения. Это справедливо и в отношении вопроса об иконопочитании. Так, христологические разногласия, раскалывающие Церковь в V, VI и VII вв., не могли не отозваться как эхом причинами иконоборческого кризиса, разразившегося в Византии в VIII–IX вв.

Самым важным из всех дебатируемых вопросов стал вопрос о принципиальной возможности создавать икону Христа, «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека», «единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству».[32]

Православная Церковь решает этот вопрос положительно и утверждает, что иметь икону Христа возможно в принципе, то есть не только позволительно, но и даже необходимо. И основанием этому служит факт Вочеловечения Христа от Приснодевы Марии. Это положение Церкви протоиерея В. Фоменко доказывает следующим образом. «Бога не видел никто никогда», – говорит в Евангелии «зритель неизреченных Божиих откровений» святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, – и далее продолжает: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем Он явил» (Ин. 1, 18); явил образ – икону Бога. Таким образом, чрез воплощение Бога Слово – Иисус Христос, будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его (Отца) (Евр. 4, 3), являет миру в Божестве Своем и Образ Отчий, и славу Его (Ин. 1, 14, 15). В другом случае, на просьбу апостола Филиппа: «Господи, покажи нам Отца», – Господь отвечает: «Сколько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 8–9). Так же при исцелении слепорожденного Господь на вопрос последнего: «А кто Он (Сын Божий), Господи, чтобы мне веровать в него?» – сказал ему: «И видел ты Его и Он говорит с тобою» (Ин. 9, 36–37).[33]

Поэтому как в «недре Отчем», так и по воплощении Сын – Господь наш Иисус Христос – Единосущен Отцу, и подобно тому, как сын является естественным образом отца, так живой, естественный и неизменный образ невидимого Бога есть Сын – Иисус Христос, – носящий в Себе всего Бога Отца, во всем подобный Ему (Отцу), кроме нерожденности и отечества, свойственных Отцу.[34]

Таким образом, эта раскрывшаяся в Новом Завете истина – Боговоплощение – лежит в основе христианского изобразительного искусства, то есть иконографии. [35] «В древности Бог, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин, – бестелесный и не имеющий вида никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, изображаю видимое Бога».[36]

Но именно эта истина – Боговоплощение – в качестве аргумента в вопросе об иконопочитании явилась камнем преткновения в период иконоборчества, представлявшего собой последнюю фазу христологических споров, «когда совершился переход от учения о человеческом естестве Иисуса Христа к аргументам о Его представимости в зримом образе».[37] Ведь даже если лик Христа – это «образ Бога невидимого», этим еще не дан ответ на вопрос, способно ли человеческое искусство этот лик изображать[38], хотя бы и «Слово стало плотию…» и «Бог явился во плоти…»

Имеем ли мы право и способны ли мы изображать Христа в образах? Так была определена проблема в период иконоборчества, положительным решением которой явилось не только Торжество Православия, но и развитие догматической науки в области христологии.

Однако Бог обращает и зло во благо. Так, «в богословских спорах иконопочитателей и иконоборцев, – пишет В. Лепахин, – сформировались и были догматически выражены духовные основы иконописания и иконопочитания. До этого использование икон для молитвы, в литургических целях, для украшения храма и жилища считалось естественным и было стихийным, а практика иконопочитания не нуждалась в богословско-теоретическом осмыслении и обосновании»[41]. А так как это обоснование имеет под собой христологическую проблематику, то весьма важно исследование христологических основ иконопочитания.

Это тем более актуально сегодня, когда в адрес Православного богословия образа поступают серьезные возражения со стороны протестантов. «Традиция использования образов, – пишет протестантский богослов В. Петренко, ссылаясь на многих, в том числе христианских авторов, – возникла задолго до появления христианства и имеет корни в язычестве»[42]. Этот тезис верен лишь отчасти, ведь христианский образ не является прямым преемником образа языческого. «Раннее христианское искусство родилось не на пустом месте, – отмечает Э. Зэндлер, – это искусство свидетельствует о появлении нового мироощущения и миросозерцания; оно есть плод некоего развития, ставшего возможным благодаря соприкосновению Первенствующей Церкви с самобытными культурами древнего мира. Действительно, в своем развитии христианство столкнулось с различными культурами, восприняв которые, оно смогло воплотиться, найти свое место в историческом бытии человечества; так, в Палестине оно столкнулось с иудаизмом, в Греции и странах Ближнего Востока – с эллинизмом и его восточными разновидностями, а в Италии – с древнеримским духом и со свойственной ему концепцией образа»[43]. Эпоха религиозного и политического синкретизма оставила определенный отпечаток в генезисе иконы. Однако нельзя утверждать, что икона явилась прямой преемницей практики и верований мира поздней античности.

Наряду с этим в самой Православной Церкви среди некоторых ее членов бытует неверное понимание смысла и назначения иконы, при котором поклонение иконам принимает устрашающие идолопоклоннические формы. С другой стороны, в среде православных христиан имеются прохладно относящиеся к почитанию икон, считающие, что икона допустима, но не обязательна, что поклоняться Богу прилично более «в Духе и истине».

«Хотя разногласия вокруг допустимости икон, прежде всего икон Христа, имеют серьезное догматическое измерение, – пишет К. Фельми, – традиционно-православные источники не оставили никаких высказываний о проблеме икон и иконопочитания… Большинство значительных представителей школьной догматики вообще не имеют в своих книгах главы или раздела об иконе»[44].

Однако, несмотря на это, в последнее время заметен широкий интерес к православной иконе не только в эстетическом отношении. Интерес к иконе лежит в плане религиозном, стремлении понять икону как богословие в красках, а чрез это понять и самый дух Православия, которое немыслимо без иконы. Ведь для нашей сильно визуально ориентированной эпохи характерно особое отношение к визуальной сфере восприятия действительности. Поэтому обращение к зрению, к созерцанию образа является наиболее подходящим путем к пониманию Восточной Православной Церкви, так как именно в иконе имеет место образное явление мира святых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Догматические сочинения

1. Догматические сочинения Первая группа представлена одним сочинением, но самым важным для выяснения воззрении автора. В настоящее время это сочинение известно под заглавием «De Trinitate libri duodecim» (Mign. Ser. 1 at., t. X, 25–172). Заглавие это не происходит от автора. Ему не соответствует

789. Обличение молоканских заблуждений. Важность церковного предания. Прибавление к апологии иконопочитания

789. Обличение молоканских заблуждений. Важность церковного предания. Прибавление к апологии иконопочитания Об иконопочитании (Против молокан). В тех местах, где есть молокане, православные часто подвергаются с их стороны соблазнам. Живя вместе, нельзя не входить в

Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания

Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания О жизни преподобного Иоанна Дамаскина известно очень мало. Его житие, написанное спустя столетие после его смерти, изобилует легендарными подробностями. Дамаскин родился около 675 года, умер в 749

Введение. Догматические основы почитания Богоматери

Введение. Догматические основы почитания Богоматери Благоговейное почитание и молитвенное обращение к Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим и их изображениям является важнейшим и неотъемлемым элементом духовной жизни каждого христианина.

Догматические основы почитания Богоматери и святых угодников Божиих

Догматические основы почитания Богоматери и святых угодников Божиих Благоговейное почитание и молитвенное обращение к Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим и их изображениям является важнейшим и неотъемлемым элементом духовной жизни каждого православного

Догматические консервы

Догматические консервы Современное общественное сознание считает одной из главных черт религии догматизм: человек, изучавший в школе историю, прекрасно осведомлен о войнах, которые велись за «единый аз», о яростных и временами кровопролитных спорах, которые вызывал

Догматические вопросы

Догматические вопросы 1.76. Военачальнику Гайне.Не сам собою подвигнутый, но вынуждаемый другими, писал ты мне: как может быть единосущным и равномощным Отцу Сын, Который просит у Отца покорить Ему все и после того, как пишет Апостол, покоряющийся Отцу, «покоршему Ему» всю

Догматические системы

Догматические системы Опыт всестороннего изложения всего христианского учения называем «системой догматического богословия». Полную и очень ценную для православного богословия систему составил в 8-ом веке преп. Иоанн Дамаскин под именем «Точного изложения

5. Становление Иконопочитания

5. Становление Иконопочитания Древнейшие сохранившиеся иконы (из мон-ря св. Екатерины на Синае) относятся к нач. 6 века. Они исполнены в технике энкаустики (восковых красок) и обладают поразительной портретной реалистичностью. Ведь цветной воск способен передать все

Сущность иконопочитания и библейская позиция в отношении религиозного искусства

Сущность иконопочитания и библейская позиция в отношении религиозного искусства 1. Изначальность служения Богу без видимых изображений.Свидетельство Библии.2. Уникальность и величие взаимоотношений между Богом и человеком.3. Основополагающий принцип Божьей заповеди и

Главный модус иконопочитания

Главный модус иконопочитания «Центральным и самым важным пунктом всего постановления (ороса) о иконопочитании, является определение «модуса» чествования св. икон. Этот модус чествования определяется отцами собора, как «почтительное поклонение», в противоположность»

Догматические темы в богословии

Догматические темы в богословии О Боге Уже размышления на самую высокую догматическую тему — о Боге, показывают, что образ мысли преподобного аввы не столько отвлеченно-теоретический, сколько аскетико-практический.Бог, в понимании святого Дорофея, не является чем-то

4. Чудеса от св. икон, как свидетельства истинности иконопочитания.

4. Чудеса от св. икон, как свидетельства истинности иконопочитания. Самое и важное, имеющее неотразимую силу, доказательство в защиту св. икон, это чудеса, совершаемые Самим Богом чрез св. иконы. Если бы иконы были богопротивные идолы, как говорят иконоборцы, то Господь не

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *