богоявленский собор углич святыни
Богоявленский Угличский женский монастырь
Мiръ Россия Ярославская область Углич Богоявленский Угличский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля.
В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.
В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.
В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».
Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей.
В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.
Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.
В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь.
Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами.
В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека.
В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым.
В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.
Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.
Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге.
В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт.
В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».
В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.
В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.
Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий.
Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.
При монастыре действует просфорный цех, который обеспечивает просфорами соседние приходы.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Богоявленский монастырь – обитель в центре Углича
На пересечении главных улиц русского города стоит монастырь, который ведет свою историю с XIV века. По преданию, женская обитель была основана женой Дмитрия Донского – княгиней Евдокией. На долю монастыря выпало немало испытаний. Он был полностью разрушен в Смутные времена и на несколько десятков лет закрывался от верующих в XX веке.
Содержание:
История монастыря
Считается, что самый древний из монастырей Углича изначально построили на территории Угличского кремля в конце XIV столетия, благодаря княгине Евдокии. По другой версии, девичья обитель была основана на сто лет позже, когда в Угличе жила седьмая жена Ивана Грозного и мать его наследника, восьмилетнего царевича Димитрия.
Вид Богоявленского монастыря с улицы 9 января
Некоторые летописи пишут, что история монастыря начинается намного раньше. Скорее всего, он был заложен в 1295 году, во время правления князя Дмитрия Борисовича Угличского.
В 1609 году в русский город на Волге ворвались польско-литовские войска и сожгли все деревянные здания Углича. Женская обитель в кремле не пережила Смутного времени и сгорела дотла. При набеге погибли настоятельница игуменья Анастасия, два священника, 35 монахинь и 260 женщин.
Вид на собор Богоявления Господня и северный келейный корпус
После изгнания чужеземцев, в 1620-1629-х годах началось возрождение монастыря. Деревянные храмы и кельи были отстроены заново под руководством матери царя Михаила Федоровича Романова, инокини по имени Марфа.
Шло время, и территория Угличского кремля стала тесной. Монастырю не хватало места, поэтому монахини задумались о переезде. В 1661 году они обосновались в новой части города, рядом с земляным рвом на Ростовской дороге, которую теперь называют «Ростовской улицей».
Вид Богоявленского собора с Ростовской улицы
Первое каменное здание – Богоявленская или Смоленская церковь появилось в 1700 году. В XIX столетии старинный монастырь пережил масштабную реконструкцию. На его территории построили большой собор, новую церковь, ограду и сестринские корпуса.
В народе Угличскую обитель называли «государыниным богомольем». Монастырь владел несколькими селами и деревнями, имел пахотные, сенокосные угодья и получал богатые пожертвования от царской семьи и других знатных лиц.
Вид на монастырские ворота с территории Богоявленского монастыря
Инокини Богоявленской обители слыли большими рукодельницами. Они мастерски владели орнаментальным и лицевым шитьем, умели искусно вышивать золотом, серебром, жемчугом, шелковыми нитями и создавали настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
В 1930-е годы монастырь закрыли, а колокольню и ограду разрушили. Несколько десятков лет добротные здания использовались под склады и неоднократно перестраивались. В 1970-80-е годы в двух храмах провели реставрацию и передали их городскому историко-художественному музею. Монашеская жизнь на территории обители была возобновлена в 2010 году.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней (слева), церковь Смоленской иконы Божией Матери (справа)
Архитектурные памятники
Великолепный монастырский ансамбль – одна из главных святынь Угличского края. Самая старая Смоленская церковь была построена в 1700 году. Небольшой пятиглавый храм украшен наличниками, декоративным карнизом и поливной зеленой черепицей.
Вторая церковь – Федоровская посвящена иконе Божьей Матери, которую подарила монастырю инокиня Марфа. Каменное здание в классическом стиле было построено в 1805-1818 годах. Внутри сохранились росписи начала XIX века, сделанные Епифаном Медведевым, и фрески 1862 года, которые написал Егор Дьяконов.
Вид церкви Смоленской иконы Божией Матери
Богоявленский собор был возведен в 1853 году за огромные по тем временам деньги – 60 тысяч рублей серебром Помпезный храм в русско-византийском стиле выглядит немного тяжеловесно, но славится богатым декором.
Полезная информация для паломников и туристов
Туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, с удовольствием посещают старую обитель в Угличе. Монастырь действующий, богослужения в нем проходят дважды в день – в 9:00 и 16:00.
Вид церкви иконы Божией Матери «Достойно есть» при кельях
Специальных экскурсий для приезжих нет, но все желающие могут зайти на территорию и посетить храмы. Гостей просят уважать монастырские традиции. Фото- и видеосъемку в обители разрешено проводить только с благословения настоятельницы.
Как добраться
Вид церкви иконы Божией Матери «Достойно есть» при кельях
Женский монастырь находится по адресу Студенческий городок, 12, в 0,6 км к юго-востоку от учличского кремля. От автостанции сюда легко дойти пешком по улицам Ольги Берггольц и Октябрьской. Если вы приехали в Углич на поезде, от ж/д вокзала садитесь на любой автобус, который идет в центр города, и выходите на Ростовской улице прямо возле монастыря.
По святым местам. Богоявленский собор, г. Углич, Переславская епархия
Святая Анастасия Угличская жила на рубеже XVI-XVII веков и пострадала в период Смутного времени. Она была настоятельницей Богоявленского монастыря, главный храм которого мы посетим в этот раз. А также многое узнаем о святой подвижнице.
«Этот храм был построен не на средства монастыря или жертвователей – никакой видимой помощи не было, но зато была любовь к Богу, вера в помощь Царицы Небесной и ревность к благолепию дома Божия» – так современники говорили о возведении Богоявленского собора. О нем наш сегодняшний рассказ. История возведения главного монастырского храма напоминает легенду или сказку.
Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:
– Игумения Еликонида приняла решение строить большой собор, чтобы можно было молиться и принимать паломников и страждущих; в общем, жить полноценной жизнью. Но территория монастыря была маленькая, поэтому сестры стали молиться об исполнении этого желания, и произошло чудесное событие.
– Здесь было имение купца Буторина. У него был великолепный роскошный сад – его гордость и, можно сказать, диво всего города. Он очень долго отказывался уступить это место под строительство храма. В этом саду был пруд, на него прилетали лебеди и всегда садились на одно и то же место – было несколько таких мест. По прошествии некоторого времени его сад вдруг засох, и тогда купец понял, что должен отдать это место монастырю.
А там, где садились три лебедя, в будущем построили храм с тремя приделами.
– Территория стала приобретать законченный вид и, по некоторым данным, она не уступала площади Троице-Сергиевой лавры начала XX столетия. И сестры после такого чудесного события (они получили большую территорию, у них появилась возможность построить большой храм) начали заниматься строительством основного собора нашего монастыря – Богоявленского.
Семь лет сестры и монахини работали за городом: сами рыли глину, делали кирпич и отвозили его к месту возведения церкви, а еще собирали камень, щебень и песок.
– Но так как средств не хватало, то матушка игумения приняла решение взять в аренду под Ярославлем на десять лет (или даже на пятнадцать лет) кирпичный завод. И направляла своих сестер в цеха: там они своими руками изготавливали кирпич, обжигали его и на повозках отправляли в город Углич для того, чтобы начать строительство.
Слух о самоотверженном труде монахинь достиг Москвы. Знаменитый архитектор Константин Тон откликнулся на просьбу сделать проект церкви.
– Чудесным образом храм был возведен за десять лет. Имена благотворителей сокрыты от нас. Но, согласитесь, для того времени, когда не было специальной техники, построить почти пятиэтажное здание, собор, за десять лет – это, конечно, чудо.
В «Ярославских губернских ведомостях» за 24 октября 1853 года писали: «Октябрь ознаменовался здесь одним из тех событий, которые должны занимать первые страницы хроники каждой местности. 17-го числа ректор Ярославской духовной семинарии освятил северный придел перед ранней литургией, перед поздней литургией был освящен придел Толгской иконы Божией Матери, а на следующий день, 18-го числа, архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений освятил главный придел Богоявления Господня».
Но то, что стало итогом труда многих людей, выражением их молитв, чаяния и надежд, подверглось поруганию в советские годы.
– Здесь очень долгое время в советский период хранили и продавали керосин. И даже наш прекрасный собор, великолепное сооружение города, назвали «керосинка».
Так что пусть вас, дорогие паломники, не смущает эта дверь… Центральный вход в храм с другой стороны, через него и войдем внутрь.
– Несмотря на те разрушения, которые произошли за годы советской власти, здесь еще сохранились краски. Видно, что здесь присутствует голубой цвет, бирюзовый, карминный. До сих пор приходят и говорят: «Какая у вас прекрасная лепнина!» Но это не лепнина, это росписи.
Но главное, что в этом храме сохранилось, это прекрасная акустика.
– Когда-то собор отапливался четырьмя кафельными печами. Здесь две, и две были в алтаре. Причем нужно было немного отопительного материала – внутри стен были проложены воздуховоды. И, конечно, еще из-за этого храм пострадал, потому что пытались пробить стены, искали клады или что-то еще. Тем не менее в храме всегда было тепло. Еще здесь был теплый пол – чугунный, кованый, который исчез в перестроечное время.
От того, что было, осталось немного. По словам местных жителей, многие иконы были сожжены, лишь несколько святых образов уцелело.
– В первый год, когда открылся монастырь и мы с сестрами стали наводить элементарный порядок в храмах, я наткнулась на непонятно чей выцветший образ. Приняла решение сохранить эту икону до следующего лета, посмотреть, может быть, какое-то подобие мы найдем в других храмах, потому что иконы где-то повторяются. И мы решили оставить икону в алтаре Феодоровской церкви, где она перезимовала.
И произошло интересное, можно сказать, чудесное для нас событие: когда на следующее лето мы перешли служить в летний храм, священник вынес нам из алтаря икону, и мы на ней прочитали, что это образ святой преподобномученицы Анастасии.
Сейчас этот образ святой покровительницы обители находится в Смоленском храме. Другая чудесная находка, связанная с преподобномученицей, обнаружилась уже в Богоявленском соборе.
– Мы наводили порядок в соборе и в ризнице, то есть наверху, нашли очень много рукописных книг: Псалтирь, книги Священного Писания. Старые книги, видимо, тоже сохранились для нас, чтобы мы больше знали об истории этого монастыря. И в тех местах, в которых даже не ожидали, мы нашли часть службы нашей преподобномученице Анастасии. И мы очень благодарны игумении Смарагде, которая (по благословению тогда правящего владыки Вениамина) дописала эту службу и практически восстановила служебное почитание нашей великой святой.
История таит немало биографий женщин средневековой Руси и Российского государства Нового времени. Боярыни, княгини, царевны и царицы – мы представляем их в теремах за вышиванием в богатых, тяжелых одеждах. Да, тогда женщине была отведена весьма скромная роль, но даже на таком месте многие из наших предшественниц совершали настоящие подвиги.
В начале XVII века настоятельницей монастыря была игумения Анастасия. Этот период совпал со Смутным временем: неоднократные нападения польско-литовских интервентов разоряли город, а в 1609 году пострадал и Богоявленский монастырь. Поляки убили всех раненых русских воинов, а вместе с ними – игумению Анастасию, тридцать пять сестер, двух иереев, двух чтецов, двести дев и шестьдесят жен.
– Анастасия была причислена к лику святых еще в XVII веке, и остались сведения, что она очень многим помогала, поэтому жители ее чтили и всегда ей поклонялись. На ее могиле всегда горела лампада, ее могила всегда была посещаема.
Могила Анастасии находилась в нескольких десятках метров к юго-востоку от церкви Флора и Лавра, во дворе одного из домов по Благовещенской улице. Жители поддерживали горение лампады на могиле и обращались к игумении за помощью.
– Она всегда была почитаема, могилу посещали. И некоторое время назад (я не знаю точно, но не так давно) были подняты ее мощи. Сейчас они на экспертизе, но в нашем соборе уже готово место для ее мощей.
Об Анастасии Угличской известно мало. Она родилась в XVI веке, происходила из знатного рода; по одной из версий, была родственницей инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. Память святой преподобномученицы Анастасии и тридцати пяти инокинь, пострадавших вместе с ней, Православная Церковь празднует 23 апреля, 5 июня (в день Собора Ростово-Ярославских святых) и во второе воскресенье по Пятидесятнице – в день всех святых, в земле Российской просиявших.
– Восемь лет мы занимаемся восстановлением этой обители и имеем возможность славить нашу преподобномученицу, молиться ей, совершать службу. И чувствуем ее особое покровительство и помощь нам, потому что часть постригов в нашей обители совершалась именно в день празднования памяти этой преподобномученицы, 23 апреля. Мы видим, можно сказать, глубокое соединение Церкви Небесной и Церкви земной. И видим, что эта святая не отступает от того места, от той обители, ради спасения которой она отдала жизнь.
Святыни и почитаемые иконы в женских монастырях Ярославской епархии
К числу важных аспектов изучения истории Русской православной церкви в настоящее время, относится религиозная деятельность монастырей, которая по определению является основной. В этой связи тема «Святыни и почитаемые иконы в женских монастырях Ярославской епархии» является весьма актуальной.
К наиболее распространенным в обителях русской православной церкви святыням относились чудотворные иконы. Их почитание началось в разные периоды истории обителей в зависимости от времени их обретения. Иконы, как правило, имели богатое убранство, часто обновляемое и дополняемое на средства благотворителей и вкладчиков.
Существует несколько критериев, согласно которым общественное сознание относило иконы к категории чудотворных. Часто это были иконы, защищавшие город от моровых поветрий, пожаров, наводнений, многим иконам приписывали чудеса исцеления.
Самой известной и почитаемой иконой, из находящихся в стенах женских обителей, была икона Ярославской-Казанской Богоматери. Икона находилась в местном ярусе иконостаса Казанского собора, справа от царских врат. В сказании о чудотворной Казанской иконе приведены 64 чуда от нее происшедших в Романове, где икона прежде пребывала. Святыня помогала при исцелении многих недугов, но более всего к ней прибегали при болезнях глаз, поэтому в народе она была известна как «очецелительница». Свидетельства о чудесах от святыни в более поздний период были внесены также в «Книгу для записей событий, имеющих историческое значение, начатую в 1807 году».)
В архивных документах содержатся сведения о зданиях и имуществе Казанского монастыря, а также есть подробное описание убранства почитаемой Ярославской иконы Казанской Богоматери. «По левую сторону царских врат: Храмовый чудотворный образ Казанские пр.Богородицы (обретенный в г. Казани в 1588 г. принесенный из г. Романова в 1609 г.) писаный на доске 6 листовой, в серебряном киоте или ковчеге риза, неотдельный от онаго венец серебряный, цата серебряная, все убраны сплошь жемчугом настоящая, драгоценными камнями, в верху короны небольшой крест 4-х конечный 5 бриллиантов больших, 4 малых в серебряных гнездах, яблоко бриллиантовое, звезда бриллиантовая, яхонты, изумруды, алмазные звезды по сторонам короны, 28 бриллиантов, 2 алмаза и 2 бирюзы, у коих одна осыпана бриллиантами. Корона поддерживается 2 ангелами-лица и длани финифтяные, ризы из мелкого жемчуга украшена жемчугом, стразами, 32 изумруда, 20 аметистов 7 лалов. Венец над главою-яхонт алый, осыпанный бриллиантами. жемчуг, изумруды, яхонты голубые, аметисты, венисы, бирюза.
Вообще жемчугу в ризе, венце и цате 150 золотников, изумрудов 110, аметистов 74, бриллиантов и алмазов 50, крупного жемчуга и бурмицких зерен 180, серебра в венце, цате и раме 5 фунтов 60 золотников. Строено сие убранство вновь в 1852г.
В Казанском монастыре находилась еще одна почитаемая икона. «В иконостасе заднего правого столпа на северной стороне образ Сретения Господня в серебряных венцах. икона была написана и устроена в 1780 г. тщанием и усердием священника монастыря Иоанна Петрова при «пособии монашествующих и приходских людей устроена по случаю бывшего в Ярославле в 1771 г. морового поветрия. При молебном припадании с верою пред сею новописанною (тогда) иконою, и усиливавшееся в Ярославле поветрие вскоре прекратилось и более не возобновлялось.»
Почитаемым образом в Рождественском Ростовском женском монастыре была чудотворная икона Тихвинской Божией матери. Она помещалась в иконостасе Рождественской церкви по левую сторону царских врат. Икона эта почти одной меры с подлинною чудотворною иконою, явившеюся в городе Тихвине. Вышина иконы 1 1/4 арш., а ширина. 1 аршин. Риза на иконе серебряная, позлащенная, обнизанная жемчугом с драгоценными камнями-изумрудами, яхонтами, бриллиантами, аметистами и др. Кроме сей ризы для этой иконы есть еще две, также серебряные и позолоченные. Израилев приписывает Тихвинскую икону дару Св. Феодора Ростовского, основателя обители. Он передает местное предание о написании иконы самим святым Феодором. Празднование явлению Тихвинской иконы Божией Матери, бывшему в 1383 году, совершается 26 дня месяца июня. У иконы происходили многие чудеса и исцеления.
В описи церковных и ризничных вещей за 1812-1834 г. указано, что в 1813 г. были «устроены на Тихвинский образ Божия Матери венцы и ризы». Описание новопостроенной ризы занимает в архивом документе две страницы. Приведем данное описание не полностью. «Венец на образ Божия Матери Сребряной, кованой, золоченой, на оном вынизаны настоящим жемчугом, разобранном на пять сортов и камнями
первое Корона вынизана сплошь жемчугом крупным втораго сорта, а внутри ея не большая часть жемчугом самым мелким пятого сорта, шириною в 11 ниток. по краям короны вокруг и в середине осыпано стразами зелеными оправленными в серебре, а внизу изумрудами зелеными без оправы. на ней между жемчугом вставлены штуки, камни и звездки оправленные серебром именно; насыпная бриллиантовая штука в которой щетом бриллиантов 25, из них средний побольший. изумруд зеленый, осыпанный шеснадцатью бриллиантиками. Два аматиста лиловые, осыпанные 32 бриллиантиками. Яхонт алого цвета, осыпанный 14 бриллиантиками с амалью, 2 яхонта алые без осыпи. Две звездки бирюзовые, осыпанные одна алмазиками, другая жургонами, и две звездки в середине коих по одному алмазу, осыпанные мелкими бирюзами. Поверх короны крест насыпной составленный из двух в средине алмазов, двенадцати мелких бриллиатов и 32 мелких же алмазов в серебре. » и так далее.
В числе замечательных икон Рождественского Ростовского монастыря Аристарх Израилев упоминает образ Святителя Феодора, основателя монастыря. Находилась икона за левым клиросом в Рождественской церкви. «Доска с возвышенными полями, имеет в вышину 1 арш.13верш., а в ширину 1 арш.3 вершка. на этом образе святитель Феодор изображен во весь рост, в священнических ризах и святительском омофоре. Он держит обеими руками закрытое евангелие. Лице. обращено к Иисусу Христу.» Образ украшен серебряным без пробы чеканым венцом, сделанным в 1842 году усердием послушницы сего монастыря Евфимии Григорьевой.
В алтаре Рождественской церкви, Аристарх Израилев упоминает икону Ватопедской Божией Матери. Она находилась в деревянном простом киоте, за стеклом, висела вверху в простенке между двумя восточными окнам. Вышина иконы 10 3/4 вершка, а ширина 83/4 вершка. Внизу иконы на лицевой стороне подписано: «Изображение и мера с иконы Пресвятыя Богородицы Ватопедской, которую имел у себя в келии святитель Христов Димитрий. А ныне она обретается у ево гроба святителя Димитрия».
В Угличском Богоявленской женском монастыре хранилась почитаемая икона Федоровской Божией матери. Находилась она в Федоровской летней церкви по левую сторону царских врат и служила храмовым образом. Александр Николаевич Ушаков, автор издания об Угличском Богоявленском женском монастыре, характеризовал эту икону как «древнюю и очень высокой греческой иконописи. Икона эта- точный список с чудотворной Костромской Федоровской Богоматери». Риза на ней низанная жемчугом с камнями, венец и оклады серебряные позолоченные. Ушаков приводит устное предание стариц-монахинь о том, что икона современна возобновлению монастыря. Он предположил, что икона возможно была пожалована монастырю в числе прочих вкладов старицей Марфой Ивановной Романовой (матерью царя Михаила Романова), принявшей участие в возобновлении разоренной обители. Кроме почитаемой иконы Федоровской Божией Матери, в монастыре хранились кресты с мощами святых, один из крестов был пожертвован царицей Прасковьей Федоровной в 1697 году. Второй крест с мощами 21 святого серебряный позолоченный весом 50 золотников также хранился в ризнице монастыря.
В Ростовском Троицком девичьем в Бору монастыре почитался образ «Знамения Пресвятой Богородицы». С почитаемой иконой «Знамения Пресвятой Богородицы» ежегодно устраивался крестный ход, с которым икону приносили в Ростов, Борисоглебский монастырь, Спасо-Яковлевский монастырь. Почитаемая икона Знамения находилась в Знаменском приделе Троицкой церкви. Икона была богато украшена, в описании иконы читаем следующее: «Образ Знамения Пресвятой Богородицы в ковчеге в серебряном окладе литой, позолочен, венец серебряный литой и позолоченный, обнизан жемчугом в венце две запонки золотые червчатый камень яхонт лазоревый в золоте на венце три камня лал да 2 яхонта лазоревые, четыре. бурмицкие убрус и ожерелье низано жемчугом риза литая серебряная позолочена рясы низаны жемчугом по три нитки. две запанки золотых червчатых в рясах двенадцать изумрудов у Богородицы Спасителев образ венец серебряный позолочен. В венце три камня в золоте венец и ожерелье низано жемчугом риза серебряная литая позолочена. «
В Афанасьевском женском монастыре в Рыбинске особо почиталась икона Тихвинской Божией Матери.
Общим для всех обителей, в которых имелись чудотворные иконы, было проведение крестных ходов с почитаемыми иконами, часто несколько раз в год. Данное направление деятельности монастырей строго регулировалось государством и церковными властями. Разрешение на проведение крестных ходов давалось Святейшим Синодом по ходатайству епархиального архиерея. Столь строгие меры властей были обусловлены не только опасением распространения «ложных» святынь и учений, но и боязнью за неподобающее поведение участников хождений по отношению к святыням, выносимым за территорию монастырей.
Икону Ярославской (Казанской) Богоматери дважды в год носили из Казанской обители в другие города епархии. В 1761 г. жители Романова и Борисоглебска обратились к духовному начальству с просьбой разрешить принимать святыню в храмах их городов ежегодно. Этот крестный ход был назначен на 8/21 августа, но через 20 лет жители Романова ходатайствовали о принесении иконы на два месяца раньше, за неделю до праздника Пятидесятницы, поскольку окрестные крестьяне, занятые в августе полевыми работами, не имели времени для участия в крестном ходе.
Крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.
В Ярославле после Божественной литургии в Никольском храме икону общегородским крестным ходом переносили в Ярославский кафедральный Успенский собор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в Ярославской Предтеченской церкви, а затем крестный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое Село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы- после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.
Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом. В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки.
В деле о смерти игуменьи Иринархии Ростовского Троицкого « в бору» монастыря и назначении на ее место монахини Ростовского Рождественского монастыря Мастридии Тихменевой за 1761 г., имеются сведения о крестном ходе с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. «Арсений митрополит Ростовский и Ярославский. Благословляем в …Троицком девич монастыре быть игумениею Ростовского Рождественского девич монастыря монахине Мастридии Тихменевой: при сем же повелеваем для снабдения оной Троицкой обители имеющуюся тамо в предельной церкви на левой стороне царских врат местную икону Знамения Пресвятой Богородицы повсягодно с крестным хождением приносить в Ростов в июле месяце: поднимать же из девич монастыря оную богородичную икону июля «8» дня и за литургию в Борисоглебский монастырь приносить, где переночевав «9» после литургии завечерне в Яковлевский монастырь вносить. А «10» из Яковлевского в Ростовскую соборную церковь за обедню. И быть оной соборной церкви той иконе до «20» июля. А «20» за обедню относить паки в Яковлевский монастырь и стоять тамо до «23» а «23» по литургии в Борисоглебский монастырь к вечерне возвратно приносить и стоять до первого числа августа. А в оное первое число по освещении воды относить в крестном хождении до показанного Троицкого девич монастыря».
В ведомости о настоятельнице и сестрах Афанасьевского монастыря за 1884 г. упоминается о пяти крестных ходах с Чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери, а в 1911 г. в архивных документах упоминается уже 7 крестных ходов.
В Угличском Богоявленском девичьем монастыре, согласно архивным документам 70-х гг.XVIIIв., «крестной ход бывает из Угличской соборной церкви в день праздника Богоявления господня по есть генваря 6 дня каждоя год с 771 году по резолюции покойного преосвященного Афанасия Епископа Ростовского.» Более поздние сведения о крестном ходе в Угличском Богоявленском монастыре приведены в книге А.Н. Ушакова: «16 августа, в день праздника Федоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игуменьи Измарагды в 1871 г., когда свирепствовала в городе холера, а монастырь был избавлен от болезни. В этом крестном ходе участвует икона св.Николая из Улейминского монастыря, которая на этот день приносится из городского собора, где она стоит 10 дней».
В Преображенском Севастьяновском женском монастыре в Пошехонском уезде, особо почитаемой святыней являлись почивающие под спудом мощи основателя обители блаженного инока преподобного Севастиана Пошехонского чудотворца. В 1898 году состоялась закладка каменного храма на месте ранее существовавшего во имя Преп. Севастиана. Мощи преподобного покоились в склепе в виде небольшой часовни в подвальном этаже церкви.
Приведенные выше сведения о почитаемых святынях и крестных ходах в женских монастырях Ярославской епархии в целом подтверждают тезис о том, что почитание и ношение икон являлось частью традиции по прославлению православных святынь, а также утверждение, что чудотворные иконы продолжали рассматриваться как действенное средство защиты от эпидемий, природных катаклизмов. Церковные власти жестко следили за организацией хождений, а для контроля за поступлением доходов выдавали сборные книги. Иногда во время крестных ходов собирались весьма крупные суммы, которые шли на содержание обители, ремонт жилых построек, храмов.