борисоглебский собор в чернигове
Борисоглебский собор
Содержание
История
Борисоглебский собор был построен в Чернигове в середине 12 века на территории Детинца между Валом и Спасским собором на остатках фундамента каменного сооружения 11 века.
Борисоглебский собор строился как храм — усыпальница, о чем свидетельствуют глубокие ниши — аркасолии (места для погребений), расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях — пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора.
После упадка Киевской Руси земли достались в удел Польско-Литовскому государству.
За время своего существования Борисоглебский собор много раз был разрушен, и в последствии многократно перестраивался и восстанавливался. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. Собор был значительно поврежден в 1611 году во время пожара, в 1627-1628 годах польская шляхта во время интервенции превратила собор в доминиканский костел, а в 1659 году он снова стал православным храмом.
В начале 18 века Борисоглебский собор был пятикупольным. В 1857 году Борисоглебский собор был расширен на восток за счет новой апсиды, также была изменена форма верхов. В годы Второй Мировой войны (1941-1945) Борисоглебский собор горел и был частично разрушен.
Исследованиями установлено, что Борисоглебский собор перекрывает собой более древнее сооружение, остатки стен и фундаментов которого были выявлены под полом храма. Относительно этих остатков существует предположение, что это мог быть двухкамерный княжеский терем или же более древний (нежели существующий Борисоглебский собор) храм.
Археологические исследования близ стен обнаружили фундаменты галерей. Из-за отсутствия данных об их формах галереи при реставрации не восстановлены.
Архитектура
Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII в. По своему строению Борисоглебский собор крестовокупольный, шестистолпный, одноглавый (высота главы собора равняется 25 метров).
Интерьер украшали фресковые росписи, полы из инкрустированных мозаикой шиферных плит и майоликовых разноцветных плиток.
До наших дней почти не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды, а также порталы у входа в Борисоглебский собор. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески ХІІ в.
В Борисоглебском соборе востановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий – часть пола из резных шиферных плит инкрустированых разноцветной мозаикой. В северном нефе, в раскопе, можно увидеть фундаменты сооружения ХІ в., которое было на этом месте до строительства собора.
Царские ворота от гетмана Мазепы.
Среди основателей Борисоглебского собора следует упомянуть гетьмана Ивана Мазепу. До наших дней охранились серебряные чеканные царские врата иконостаса. При содействии Мазепы собор получил новые серебряные с позолотой Царские врата весом 56 кг, выкованные западноевропейскими ювелирами с использованием золота и серебра. Они были изготовлены в начале ХVІІІ в. по указанию гетмана И.С.Мазепы, в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (в соответствии клейма на вратах).
Для их изготовления ворот был использован материал фигуры серебряного идола, найденного в 1700 году при строительстве колокольни Черниговского коллегиума. К счастью для нас они сохранились неповрежденными, а сам барокковый иконостас Борисоглебского собора был утрачен.
В ХVІІ в. в Борисоглебском соборе были захоронены выдающиеся иерархи православной церкви: Лазарь Баранович, святитель Феодосий Углицкий, Амвросий Дубневич и Феофил Игнатович.
Борисоглебский собор Чернигова
Первые православные святые-страстотерпцы Борис и Глеб, сыновья Владимира Великого, традиционно считались покровителями русских князей. В память о них возведено множество прекрасных храмов. Один из самых древних — Борисоглебский собор, что стоит в Черниговском детинце. Его построил в начале 12 века князь Давид Святославич как родовую усыпальницу своей черниговской династии.
Судьба у храма оказалась непростой. Он горел, перестраивался, на недолгий срок даже стал доминиканским костелом, к 18 веку приобрел 5 куполов и отделку в стиле украинского барокко. Но во время Великой отечественной войны сильно пострадал от бомбежек. После Победы собор восстановили в первозданной форме по канонам древнерусской архитектуры. При реставрации обнаружилось, что фундаментом здания послужили остатки еще более древнего сооружения — то ли княжеских палат, то ли церкви.
Что посмотреть
Борисоглебский собор — прекрасный образчик монументального черниговского стиля, его стены украшает искусная кирпичная кладка. Барельефы, изображающие фантастическую птицу Симаргл, совершенно необычны даже для характерного в 12 веке «звериного» стиля. Древние зодчие проявили тонкий вкус, разделив пространство фасада полуколоннами, декорированными нишами, изящным фризом, впечатляющими порталами. 6 ниш-аркасолий в боковых стенах предназначены для княжеских захоронений.
С 1972 г. в Борисоглебском соборе размещается Музей Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Здесь представлены две экспозиции — «Фрески черниговских храмов» и «Архитектура и ремесло Чернигова XI-XIII веков». Восстановлен пол из резных шиферных плит и майоликовой мозаики. В одном из оконных проемов удалось вернуть к жизни даже участок первоначальной росписи. Интерьер украшают колонны с резными капителями, найденными при раскопках возле собора. У стены оставлен на виду загадочный фундамент.
Практическая информация
Адрес: Чернигов, ул. Преображенская, 1.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Вход бесплатный.
Борисоглебский собор в Чернигове
Борисоглебский собор (или Собор Бориса и Глеба) в Чернигове — известный памятник архитектуры города Чернигова домонгольской эпохи.
Борисоглебский собор был построен в Чернигове в середине 12 века на территории Детинца между Валом и Спасским собором на остатках фундамента каменного сооружения 11 века.
Борисоглебский собор строился как храм — усыпальница, о чем свидетельствуют глубокие ниши — аркасолии (места для погребений), расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях — пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора.
Строительство Борисоглебского собора основал черниговский князь Давид Святославич. Предположительно строительство было закончено в 1123 году и, вероятно, было связано со смертью сына. Собор посвящен небесным покровителям киево-русских князей — Борису и Глебу.
После упадка Киевской Руси земли достались в удел Польско-Литовскому государству.
За время своего существования Борисоглебский собор много раз был разрушен, и в последствии многократно перестраивался и восстанавливался. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. Собор был значительно поврежден в 1611 году во время пожара, в 1627-1628 годах польская шляхта во время интервенции превратила собор в доминиканский костел, а в 1659 году он снова стал православным храмом.
В 1672 году Борисоглебский собор был перестроен в стиле барокко, к его западному фасаду была пристроена восьмигранная ротонда в плане — колокольня-притвор (была разобрана при реставрации).
В начале 18 века Борисоглебский собор был пятикупольным. В 1857 году Борисоглебский собор был расширен на восток за счет новой апсиды, также была изменена форма верхов. В годы Второй Мировой войны (1941-1945) Борисоглебский собор горел и был частично разрушен.
В 1952-1958 годах он был отреставрирован по проекту архитектора М. В. Холостенко в формах древнерусской архитектуры. По типу Борисоглебский собор — крестово-купольный, одноэтажный, шестистолпный, трехапсидный храм.
Исследованиями установлено, что Борисоглебский собор перекрывает собой более древнее сооружение, остатки стен и фундаментов которого были выявлены под полом храма. Относительно этих остатков существует предположение, что это мог быть двухкамерный княжеский терем или же более древний (нежели существующий Борисоглебский собор) храм.
Археологические исследования близ стен обнаружили фундаменты галерей. Из-за отсутствия данных об их формах галереи при реставрации не восстановлены.
Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII в. По своему строению Борисоглебский собор крестовокупольный, шестистолпный, одноглавый (высота главы собора равняется 25 метров).
Борисоглебский собор в Чернигове впечатляет мощью, монументальностью и статичностью. Борисоглебский собор сохранился до сегодняшних дней во многом лишь благодаря тому, что был построен из очень прочного кирпича, который в свою очередь был искусно выложен строителями храма. Фасад собора декорирован рельефами и барельефами в «зверином стиле», который был господствующим в древнерусской архитектуре XII столетия. Однако, не смотря на это Борисоглебский собор в Чернигове имеет свою уникальность: орнаменты с фантастическими птицами на фасаде храма, грифонами является характерной чертой именно черниговской архитектуры ХII века.
Фасады Борисоглебского собора украшены полуколоннами, рядом декорированных ниш, аркатурным фризом под закомарами, трехступенчатыми порталами. В северной и южной стенах — 6 ниш-аркасолий для княжеских захоронений. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадров.
Исключительный интерес представляют белокаменные резные фрагменты-капители, найденные при раскопках. Сочетание кирпичной кладки с деталями из известняка — характерная черта черниговской архитектуры 12 века.
Интерьер украшали фресковые росписи, полы из инкрустированных мозаикой шиферных плит и майоликовых разноцветных плиток.
До наших дней почти не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды, а также порталы у входа в Борисоглебский собор. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески ХІІ в.
В Борисоглебском соборе восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий – часть пола из резных шиферных плит инкрустированых разноцветной мозаикой. В северном нефе, в раскопе, можно увидеть фундаменты сооружения ХІ в., которое было на этом месте до строительства собора.
С 1972 года Борисоглебский собор входит в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний».
В наши дни храм Бориса и Глеба превращен в музей Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Кроме того, собор стал также Домом хорового наследия, где проходят концерты духовной музыки.
Холостенко Н.В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове
Прямых исторических сведений о времени сооружения храма нет, но «Слово о князьях», (XII в.) сообщает, что умерший в 1123 г. князь Давид Святославович был погребен в построенном им Борисоглебском соборе. Следовательно, храм был построен до 1123 г. Можно ограничить и раннюю дату строительства. Отец Давида Святослав Ярославич был инициатором постройки огромного каменного храма Бориса и Глеба в Вышграде, а сам Давид в 1115 г. участвовал в перенесении мощей Бориса и Глеба в новый собор. Можно думать, что после этого Давид и решил построить на своем дворе храм-усыпальницу, посвященный также Борису и Глебу. Таким образом, храм был сооружен между 1115 и 1123 гг. 7
Собранные нами графические материалы 11 показывают план здания уже после реконструкции 1659 г. Особенно интересен обмер, сделанный перед реконструкцией 1857 г. (рис. 1). Из него видно, что тогда была снесена не древняя восточная часть, а относящаяся к XVIII в. Внешний вид храма также показан с большими изменениями первоначального облика. Обмеры П. Лашкарева фиксировали собор после всех перестроек XIX в., в каком виде он и дошел до пожара и разрушений 1941—1945 гг.
Исследования показали, что основное ядро памятника сохранилось в первоначальном виде и никогда не перекладывалось заново. Остались все наружные стены до верха арочного карниза под закомарами, а местами и нижние части закомар с основаниями окон, вся центральная часть храма с барабаном и куполом. Западные пилоны дошли до нашего времени вместе с пятами подпружных арок, а местами и их нижними частями. Уцелели хоры и поддерживающие их своды. От древней алтарной части сохранились стены на высоту 60—80 см и обрубленные их части, примыкающие к торцам наружных и междуапсидных стен на всю их высоту. На рис. 2 показаны древние части западного фасада.
Рис. 1. Собор до реконструкции 1857 г.
Рис. 2. Западный фасад. Древние части
Основные размеры кирпича 32 X 28 X 4,0—4,5; 31 X 27 X 4,5; 29 X X 26 X 4,0—4,5. Кирпичная кладка очень характерна для определенной группы памятников 16 : это порядовая кладка с односторонней верхней подрезкой шва и затертой до блеска его поверхностью. Этот тип кладки не имеет прямой связи с техникой кладки киевского круга памятников. Связующий раствор однороден, хорошего качества, с цемянкой, изготовленной из того же кирпича. Приводим химический анализ раствора 17 :
Рис. 3. Таблица сортамента плинфы
Состав раствора, определенный при изучении шлифа образца под микроскопом (в %): 1) цементирующее вещество — 77, 2) кварц — 5, 3) обломки кирпича — 15, 4) черное непрозрачное вещество — 3. Обломки кирпича от 3 мм и меньше, распространены равномерно. Прочность на раздавливание — 25,75 кг/см2.
Рис. 4. Верхние четыре ряда — метки типа букв Кирилловского алфавита, нижние три ряда — метки «трезубцы»
Отметим еще некоторые конструктивные особенности памятника. Боковые части хор основаны на крестовых сводах. В их пяты положены амфоры-корчаги «киевского» типа горловиной наружу. Аркосолии под хорами устроены в утолщенных стенах. Амфоры-голосники расположены в определенной системе (рис. 7). Сами хоры открыты в храм большими проемами. Паруса центрального купола сложены нависающими рядами, в их пяты также заложены корчаги и еще по две корчаги как голосники заложены на одной трети высоты парусов. Перекрытие лестницы на хоры и все прокладные пояса-карнизы сделаны из шиферных плит. Барабан, возведенный на прямоугольном основании, имеет бочкообразную форму, слегка суживаясь вверх и в плане постепенно приближаясь к кругу. Купол сложен в один кирпич и в разрезе близок по очертанию к форме перевернутой цепной линии, что является следствием правильного выбора кривой образующей и хорошей пластичности раствора.
Рис. 5. Верхние три ряда — метки на постелистой стороне кирпичей; нижние четыре ряда — сопоставление борисоглебских и хорезмийских (слева) знаков на кирпичах
Приводим химический анализ штукатурки 22 :
Изучение под микроскопом в шлифе образца показало, что он состоит из зерен кальцита и каолинита, в которых есть отдельные кусочки известняка. Состав образца в %: 1) цементирующее вещество — 90, 2) кварц — 2, 3) обломки кирпича — 8, 4) черные непрозрачные зерна — незначительное количество.
Внутри храма обнаружены остатки нескольких сменявших друг друга полов: остатки сгоревшего пола 1941 г., полов XIX в., XVIII в. (первой и второй его половины), середины XVII в., XVI—XV вв., пола XIII в.; под ним лежал первоначальный пол из шиферных плит. Плиты положены на слое песка, под которым была подготовка из мелкого битого кирпича и раствора. Ниже — планировочный слой из земли, строительных остатков, лежащих на культурной прослойке, покрывающей слой сгоревшего поселения VIII—X вв. Отдельные части полуземлянок, попавшие в раскоп, врезаны в материковый лёсс. Ниже лёсса — уплотненный суглинок; под ним — прослойка серого песка, на которой и заложены фундаменты собора.
Пол из шиферных плит в самом храме лучше всего сохранился в центральном нефе (рис. 8). Плиты толщиной 6—8 см; размеры их разные, но выдержанные по длине в древнерусских мерах (152, 176, 183, 216 см). В центральном подкупольном пространстве сохранились остатки омфалия из резных шиферных плит с мозаичным набором. Бордюр его состоял из четырех последовательно примыкавших друг к другу плит размером 262 X 105 см, а центр — из двух плит по 152 X 76 см. Среди фрагментов плит найдены в россыпи смальты желтого, зеленого, красного, кремового и черного цветов. На обломке бордюрной плиты уцелел фрагмент мозаичного набора. Общий вид омфалия реконструируется по найденным фрагментам (рис. 9).
Исследования по линии алтарной преграды показали, что она была деревянная. На месте сохранились части брусьев основания. Уровень пола в алтаре был на 20—22 см выше пола собора, т. е. храм имел солею.
Рис. 7. Схема размещения голосников над аркосолиями
Раскопками вокруг Борисоглебского собора была вскрыта площадь около 1300 м2 (не считая раскопок между ними и Спасским собором), выявлен весь комплекс его обстроек. Раскопы были доведены до уровня их пола и отмосток и лишь выборочно опущены до материка у северной и южной каплиц и северного портала галереи.
Северная и западная галереи почти одинаковой ширины (внутри 3,9—4,1 м) и имеют сходное конструктивное решение. У стен собора путем обкладки полуколонн по ширине пилястр создавался пилон, на который упиралась пята арки, переброшенной с него на пилястру наружной стены. Каждый такой отсек перекрывался крестовым сводом, образующим сверху плоское покрытие. Остатки этих конструкций лежали на полу и у стен. Здесь же найдены фрагменты арочного карниза галереи. Снаружи и внутри стены расчленены пилястрами, совпадающими но разбивке с пилястрами собора. Между пилястрами, внутри стен, размещены ниши-аркооолии такого же размера, как и внутри храма (186 X 60 — 65 см). Сохранились лишь их нижние части, а около северного портала — и нижние части их арочных завершений. Захоронений не сохранилось; найдены лишь мелкие кости, фрагменты гробов и отдельные предметы. В изголовьях подкладывались плинфы, частью современные их постройке, частью второй половины XII и XIII вв.: аркосолии заполнялись захоронениями постепенно. Своды и стены были покрыты фресками; найдено много их фрагментов и часть росписи на северной стене галереи в виде панели (завеса).
Рис. 8. Общий вид древнего пола
В остатках стен галереи сохранились низы норталов: в северной стене — одноуступчатого шириной 138 см и западного из полуколонок (рис. 15). Найден угловой камень и фрагмент полуколонии, видимо происходящие от западного портала галереи. Двери порталов ставились на подпятники: северная — на каменный, западная — на мраморный.
Рис. 9. Омфалий (реконструкция)
На уровне пола сделано много находок: фрагменты подсвечников, части хороса, кресала, обломки стеклянных браслетов и посуды, а также бронзовые подвески и пр. 32
Южная каплица вытянутой формы (ширина внутри около 3 ле). Снаружи она имеет угловые пилястры. Внутри пол сильно поврежден захоронениями, остались лишь небольшие фрагменты подготовки и в россыпи смальты кремового, желтого и зеленого цвета; вероятно, как и в северной каплице, пол был мозаичный.
Рис. 10. Остатки двухкамерного терема
Рис. 11. Реконструкция терема
Рис. 12. Фрагмент капители со львом
Рис. 13. Развертки двух капителей и схема капители со львом
Рис. 14. Общий плав собора с галереями
Анализ конструкций обстроек, техники кладки, строительных материалов, в частности кирпича и знаков на нем, показывает, что галереи строились вслед за собором, во всяком случае, через незначительный промежуток времени. В третью очередь строилась южная каплица.
Рис. 15. Косяк западного портала галереи
Рис. 16. План комплекса собора (реконструкция)
Анализ конструкций обстроек, техники кладки, строительных материалов, в частности кирпича и знаков на нем, показывает, что галереи строились вслед за собором, во всяком случае, через незначительный промежуток времени. В третью очередь строилась южная каплица.
Установлено, что фундаменты собора глубиной 2,4 м были сложены в нижней части из плит известняка и дикого камня (встречаются также обломки кирпича и блоки кладки от разрушенных теремов), а выше идут 16 рядов из кирпича. В подошву фундаментов положена «основа» из двух бревен по всему их периметру. Фундамент галерей глубиной 1,1 л* основан на культурном слое, покрывающем отложения сгоревшего поселения. Он сложен в нижней части из такого же плитняка, затем из кирпичного боя на растворе, перекрытого шестью рядами кладки. Фундамент южной каплицы глубиной 1,2 м имеет аналогичную конструкцию, но сверху перекрыт двумя рядами кирпича.
Рис. 17. Разрезы собора (реконструкция)
В процессе раскопок галерей установлено, что в них был произведен большой ремонт с закладкой поперечных арочных проемов (см. рис. 15).
Ремонт галерей хорошо датируется 70—80-ми годами XII в. Для того, чтобы возникла необходимость в ремонте, должно было пройти 30—40 лет, следовательно, галереи строились в 20—30-е годы, что подкрепляет дату постройки памятника до 1123 г.
Раскопками установлено, что под застройку собора была отведена и наново спланирована часть территории княжеского двора с находивпшмися здесь и сильно обветшавшими сооружениями, разобранными при его постройке (рис. 20). Собор был поставлен таким образом, что одна из обнаруженных пока построек (двухкамерный терем) оказалась внутри его, а вторая — примерно в 15 м от его южной стены.
Рис. 19. Образцы меток кирпичей из закладок арок галерей
Рис. 20. План расположения сооружений между Спасским и Борисоглебским соборами: 1 — Спасский собор, 2 — Борисоглебский собор, 3 — терем однокамерный второй половины XI в., 4 — терем двухкамерный начала XI в., 5 — здание с проездом второй половины XII в., 6 — развалы кладок, 7 — колокольня XVII в., 8 — остатки стены ограждения
Рис. 21. Знаки неизвестного здания
При реставрационных работах после Великой Отечественной войны восточная часть XIX в. была разобрана и восстановлены древние апсиды. Была разобрана и поврежденная авиабомбой западная пристройка, а архитектурные формы по возможности реконструированы. Внутри здания пол оставлен на древнем уровне, а его сохранившиеся части реставрированы. Оставлены также для обозрения остатки кладок двухкамерного терема в северном нефе.