боровичский свято духов мужской монастырь
Боровичская епархия Новгородской митрополии Русской Православной Церкви
Сайт создан по благословению епископа Боровичского и Пестовского Ефрема
Новости Патриархии
Актуальная аналитика
Экспорт новостей
БОРОВИЧСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
БОРОВИЧСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
(г. Боровичи)
(12 монахов, из них 5 священников и 5 диаконов)
Иеромонах МОИСЕЙ (ТЕРЕНТЬЕВ Александр Александрович),
и.о. наместника монастыря
Год рождения: 1957
Дата пострига: 29.06.2012
Дата хиротонии: 07.07.2012
Иеромонах АЛЕКСАНДР (КУСТОВ Николай Николаевич),
насельник монастыря
Год рождения: 1969
Дата пострига: 08.03.2012
Дата хиротонии: 18.03.2012
Иеромонах ГРИГОРИЙ (ГРИШИН Валерий Михайлович),
духовник монастыря
Год рождения: 1967
Дата пострига: 11.06.2014
Дата хиротонии: 17.04.2014
Иеромонах ТИХОН (ГЛАЗАНОВ),
насельник монастыря
Год рождения:
Дата пострига: 22.02.2017
Дата хиротонии: 06.11.2016
Иеромонах АНДРОНИК (Гондаренко Дмитрий Николаевич).
благочинный монастыря
Год рождения: 1967
Дата пострига: 22.10.2019
Дата хиротонии: 08.06.2020
Иеродиакон ИАКОВ (ОРЛОВ Александр Юрьевич),
насельник монастыря
Год рождения: 1970
Дата пострига: 08.03.2012
Дата хиротонии: 18.03.2012
Иеродиакон СИМЕОН (ПЛАХУТА Алексий Николаевич),
насельник монастыря
Год рождения: 1958
Дата пострига: 11.06.2014
Дата хиротонии: 05.07.2015
Иеродиакон МАРКЕЛЛ ( Филатов Евгений Евгеньевич)
Год рождения: 1966
Дата пострига: 22.02. 2017 года
Дата хиротонии: 22.11.2017
Схимонах ВАСИЛИЙ (БАТУЛИН Александр Николаевич),
насельник монастыря
Год рождения: 1948
Дата пострига: 02.04.2014
Дата пострига в Великую схиму: 08.04.2019
Монах ДИМИТРИЙ (ГРУДИН Виктор Алексеевич),
насельник монастыря
Год рождения: 1936
Дата пострига: 02.04.2014
Монах САВВА (ВЕТРОВ Павел Кузьмич),
насельник монастыря
Год рождения: 1957
Дата пострига: 15.10.2014
Версия для слабовидящих
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Истерическое краеведение
Я ничего не знаю, я никуда не летаю!
Боровичский Свято-Духов мужской монастырь
Пока нас заметает снегом, пытаюсь объять необъятное и разгрести гигабайты фотографий за несколько лет. Ну ладно, за прошедший год хотя бы. Обнаружила,что так и не показала здесь некоторые картинки. Вот, исправляюсь.
В Боровичах довольно долго жила, но в монастырь сподобилась съездить только минувшим летом. Находится он на излучине Мсты, на улице Александра Невского,6. Разные источники в сети нам говорят вот что.
На мой взгляд, расположение крайне неудачное. Может быть, много лет назад монастырский комплекс зданий стоял на окраине, а теперь он со всех сторон застроен, загорожен, завешан проводами, загорожен столбами. Практически невозможно снаружи найти хорошую точку для съемки. Вот, может быть, сверху если. Со стороны реки повиднее, но все равно плоско и не отражает масштаб.
Если встать спиной к Мсте
Мишка для сравнения
То же здание с обратной стороны. Вовсю идет ремонт. Рабочие кладут плитку, таскают песок, носятся туда-сюда. Мы не стали подходить ближе, чтобы не мешать.
Внутри, во дворе, клумбы с разнообразными цветами. Все ухожено, люди снуют, явно заняты делом. А мы приехали с Майей. Она в храм идти отказалась,зато попыталась увести тачку с розами, стоящую у входа. Не дали.Обиделась.
Полагаю, надвратная церковь. Хотя могу ошибаться, потому что дочь лезла помогать строителям.
Храм Сошествия Святого Духа. На переднем плане виден тот самый святой источник с кружечкой.Что-то я постеснялась подойти.
На сайте боровичской епархии читаем:
Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь.
После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест остались от первоначального облика храма XVII века.
Напротив. Не успела прочитать,что за здание. Дочь требовала есть и развлекаться.
Как оказалось, это здание тоже относится к монастырю. Мне показалось, это гаражи.
К сожалению, никакой полезной информации на месте мы не получили из-за неудобного попутчика. Однако, после я нашла кое-что интересное про это место.
Боровичский Свято-Духов монастырь
Боровичский Свято-Духов мужской монастырь не слишком большой. В нем проживает 12 монахов, из которых четверо являются священниками, а трое диаконами. Монастырь открыт для гостей и паломников. Начиная с 2000 года, когда монастырь окончательно был возвращен верующим, здесь идут ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Становление Боровичского монастыря
С трех сторон равнину, на которой стали строить Боровичский монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных «гостей».
Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи.
Прославился же монастырь в XVI веке, когда сюда были перенесены мощи святого Иакова Боровичского. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей святого Иакова Боровичского дела монастыря пошли в гору.
Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями. Монахи обители задумались о постройке нового соборного храма в честь Сошествия Святого Духа.
Первый соборный храм, названный в честь сошествия Святого Духа на апостолов, был деревянным. Рядом с новым соборным храмом поставили еще одну небольшую теплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
После ряда исторических перипетий, тяжелого Смутного времени начала XVII века жизнь монастыря вошла в более-менее спокойную колею. В 1676 году на месте деревянного соборного храма был поставлен каменный.
Каменная соборная церковь Святого Духа является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до сего дня. На том месте, где стоит ныне этот храм, до него поочередно стояли две более древние деревянные церкви. Северный придел собора Святого Духа был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о деревянной церкви, что стояла на том месте ранее. А южный Ильинский придел — в память о монахах-отшельниках, которые основали этот монастырь.
Ансамбль Боровичского монастыря
Кроме собора Святого Духа на территории монастыря были выстроены и другие храмы. Так, следует упомянуть о церкви, освященной в честь Иверской иконы Божией Матери.
Изначально, в 1792 году, на месте старых монастырских ворот были выстроены новые из кирпича, над ними же установлена церковь Святого Иакова, также каменная. Над храмом возвышалась одноярусная колокольня, увенчанная металлическим крестом. В 1872 году эта церковь была переосвящена в честь Иверской иконы Божией Матери, так как в северо-восточной части монастыря только что отстроили новый большой храм во имя святого Иакова Боровичского. Этот новый Иаковлевский храм возвели из красного кирпича в два этажа, в русско-византийском стиле. Он был сразу построен зимним, теплым, с пятью главами.
Вокруг монастыря была выстроена каменная ограда, украшенная шестью башнями. Две башни помещались по центру юго-западной и северо-восточной стен, а четыре стояли по углам ограды. На юго-западной башне, смотревшей на Мсту, была выполнена особая настенная роспись в память о том, что некогда именно тут был главный вход в монастырь, и стояла деревянная Иаковлевская церковь. Ныне можно видеть только две угловые башни.
По обе стороны от святых ворот был выстроен из камня братский корпус. На соборной площади поставили каменный дом для настоятеля, в котором также расположились покои для архиерея, несколько братских келий, трапезная, кухня, хлебопекарня.
Отдельно стоял корпус со службами, также каменный. Там устроили баню, кладовую, квасоварню, подвалы, погреба. За службами был устроен скотный двор с коровником, конюшней, сараем и комнатами для трудников. Монастырь в целом представлял собой каменный архитектурно законченный ансамбль.
Особое покровительство в первой половине XIX века монастырю оказывал архимандрит Фотий, настоятель Юрьева монастыря. Благодаря ему Свято-Духов монастырь получил существенную материальную помощь, позволившую вести большие строительные работы.
После революции
После Октябрьской революции монастырь подвергся гонениям. В феврале 1918 года специальная уездная комиссия приняла постановление о закрытии обители, а равно и всех прочих монастырей Боровичского уезда. Здания их предполагалось передать под училища, приюты и богадельни.
В апреле того же года специальная ликвидационная комиссия приступила к работе. Вооруженные солдаты окружили Свято-Духов монастырь. Дело в том, что за несколько месяцев до прихода комиссии народ уже избил комиссаров, пришедших описывать монастырское имущество. Теперь монастырь был разграблен и опустошен, а затем окончательно закрыт. Его храмы приняли статус приходских, но и в такой роли они недолго просуществовали и вскоре были совсем закрыты новой властью. В 1920 году из всех церквей изъяли серебряные вещи, предназначенные для богослужений. Затем храмы обезглавили, разобрали колокольню и сделали все, чтобы люди забыли о том, что здесь когда-то молились Богу.
В годы Великой Отечественной войны на территории Свято-Духова монастыря опять помещался госпиталь, но только теперь в нем находились военнопленные. После войны здесь долгое время размещалась воинская часть.
Конечно, особой радостью для духовной жизни города Боровичи стало возвращение монастыря Православной Церкви. Теперь, приехав в Свято-Духов монастырь, вы сможете увидеть комплекс зданий, который представляет собой памятник русского зодчества XVII-XIX веков. Несмотря на перестройки разных лет, святая обитель представляет собой гармоничный архитектурный ансамбль, имеющий собственный неповторимый облик.
Богослужения
Храм открыт ежедневно.
Контакты
Как добраться самостоятельно
На автомобиле: расстояние от Москвы 440 километров. Выезд из города по Ленинградскому шоссе, далее следовать по трассе Мю. Затем надо свернуть на магистраль Р53 и доехать до Боровичей.
На поезде: от Ленинградского вокзала Москвы в сторону Боровичей идет несколько поездов, любой из них останавливается в Боровичах. Время в пути 3 часа 50 минут. Также от Ленинградского вокзала до Боровичей раз в день идет электричка. Время в пути 4 часа 35 минут.
На автобусе: от Щелковского автовокзала (станция метро «Щелковская») и от станции метро «Аэропорт» также три раза в неделю в Боровичи идут автобусы. Время в пути на автобусе во всех случаях составит 10 часов 50 минут.
Свято-Духов Иаковлев Боровичский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
Основание обители
Историки предполагают, что монастырь был основан по древней русской традиции – группа монахов отправилась в путь для поиска отдаленного места с целью устроить свое общежитие, чтобы проводить время вдали от мира в молитвах для спасения души. Подходящий участок был найден – небольшая равнина с трех сторон окаймленная холмами, а с четвертой стороны несла потоком воды река Мста. Год основания утерялся по прозаической причине – архивы летописей сгорели в пожаре 1732 года.
Принято считать, что Свято-Духов монастырь в Боровичах появился в начале 14 века, подтверждением тому служит надпись на хранящейся в обители раке святого Иакова, из которой следует, что обитель основана в 1327 году. Постройка главного соборного храма относится к 1345 году. Известность к обители пришла в 15 веке, когда мощи святого Иакова были сначала обретены нетленными, а затем перенесены в монастырь.
Становление Боровичского монастыря
В 175 километрах от Великого Новгорода, на берегу Мсты, в городе Боровичи стоит один из древнейших монастырей России — Свято-Духов. Он был основан монахами-отшельниками и подвижниками, искавшими уединения, в очень древние времена. Место это было тихое, красивое, уединенное, за то и выбрали его будущие насельники.
С трех сторон равнину, на которой стали строить Боровичский монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных «гостей».
Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи.
Прославился же монастырь в XVI веке, когда сюда были перенесены мощи святого Иакова Боровичского. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей святого Иакова Боровичского дела монастыря пошли в гору.
Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями. Монахи обители задумались о постройке нового соборного храма в честь Сошествия Святого Духа.
Первый соборный храм, названный в честь сошествия Святого Духа на апостолов, был деревянным. Рядом с новым соборным храмом поставили еще одну небольшую теплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
После ряда исторических перипетий, тяжелого Смутного времени начала XVII века жизнь монастыря вошла в более-менее спокойную колею. В 1676 году на месте деревянного соборного храма был поставлен каменный.
Каменная соборная церковь Святого Духа является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до сего дня. На том месте, где стоит ныне этот храм, до него поочередно стояли две более древние деревянные церкви. Северный придел собора Святого Духа был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о деревянной церкви, что стояла на том месте ранее. А южный Ильинский придел — в память о монахах-отшельниках, которые основали этот монастырь.
Развитие
Расцвету обители способствовал царь Иван Грозный. Он отдал во владение братии обширные угодья и тучные земли для возделывания. Полученные доходы пошли на постройку деревянного храма, освященного в честь Духа Святого. В церкви установили четырехъярусный иконостас, где размещались 19 икон и одна большая икона с образом Спасителя. Первый ряд занимали иконы с редкой росписью – все образы были писаны на золоте. Особым почитанием пользовались хранимые древние иконы – святой Параскевы, святого Николая и другие, о которых не осталось письменных свидетельств.
Свято-Духов монастырь (Боровичи) постоянно отстраивался и прирастал церквями – возле собора была поставлена теплая церковь небольшого размера, где почитались установленные иконы Покрова Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, святого Николая. Для почитания перенесенных мощей святого Иакова построили надвратный храм и освятили в его честь. Средства на церковь собирали всем миром, активно помогала местная знать и купцы. В обители возвели высокую колокольню, голосом которой были 4 колокола. Для немногочисленной братии предназначался деревянный дом с келиями, трапезной и кухней.
В период реформаторства
Смутное время нанесло ущерб монастырю – в 1613 году он подвергся разорению от рук шайки разбойников, куда входили поляки, русские, шведские бродяги. С началом реформ патриарх Никон возжелал выстроить новый Свято-Духов мужской монастырь на противоположном от действующей обители берегу реки Мсты. Каменный храм был заложен в 1664 году, строительные материалы добывались на монастырской территории.
Вскоре Никон попал в немилость, а недостроенная церковь была разобрана, имевшиеся деревянные постройки нашли место в Святодуховом монастыре (Боровичи). Из стройматериалов разобранного каменного храма возвели соборную церковь, произошло это в 1676 году, она сохранилась до наших дней.
Исторический ансамбль
На территории Свято-Духова монастыря (Боровичи) располагалось пять храмов:
Главный храм монастыря, собор Сошествия Святого Духа, был построен в 1676 году, сменив две деревянные церкви. В нем два престола, северный – в честь Покрова Богородицы, южный – в честь пророка Илии. Южный предел был данью памяти подвижникам, основавшим монастырь, искренне почитавших пророка Илию. В Боровичах храм стал первой постройкой из камня и сохранился до настоящего времени.
Церковь сохранилась не в первоначальном виде. В 17 веке храму был нанесен существенный ущерб пожаром, проведенные позднее реставрационные работы довершили архитектурные изменения. Также в пожаре погибли центральные ворота и храм святого Иакова. В 1792 году были установлены святые ворота и надвратная церковь из кирпича, ее вновь освятили в честь св. Иакова.
По некоторым данным храм был удивительно красив – его стены внутри и снаружи покрывали росписи и фрески. Над ним возвышалась одноярусная колокольня. В начале 20 века она созывала прихожан перезвонами 10 колоколов, часть из них была отлита в древности.
Как добраться самостоятельно
На автомобиле: расстояние от Москвы 440 километров. Выезд из города по Ленинградскому шоссе, далее следовать по трассе Мю. Затем надо свернуть на магистраль Р53 и доехать до Боровичей.
На поезде: от Ленинградского вокзала Москвы в сторону Боровичей идет несколько поездов, любой из них останавливается в Боровичах. Время в пути 3 часа 50 минут. Также от Ленинградского вокзала до Боровичей раз в день идет электричка. Время в пути 4 часа 35 минут.
На автобусе: от Щелковского автовокзала (станция метро «Щелковская») и от станции метро «Аэропорт» также три раза в неделю в Боровичи идут автобусы. Время в пути на автобусе во всех случаях составит 10 часов 50 минут.
В 19 веке
Первая половина 19 века в Духовом монастыре Боровичей отмечена бурным строительством. Был возведен большой настоятельский корпус в два этажа, в 20-е годы построили корпуса для братии, они примкнули к надвратной церкви. В 40-е годы монастырь обнесли каменной оградой с угловыми башнями, венчавшимися барабаном со шпилем, также были заложены еще несколько келийных корпусов, хозяйственных построек.
В 1872 году в северо-восточной части территории монастыря выстроили величественный храм и освятили его в честь святого Иакова, а надвратную церковь посвятили иконе Богоматери Иверской. В конце 19 века к юго-востоку от обители, деревянную часовню, установленную на месте, где произошло обретение мощей святого Иакова, заменили на каменную церковь иконы Божией Матери «Умиление», в ней бережно хранили почитаемую братией и прихожанами икону святого Иакова.
С образа писались списки и расходились по приходам и в дома верующих. Также в храме сохранялся обломок деревянной колоды, на которой приплыл праведный Иаков. Сейчас икона находится в музее-заповеднике Новгорода. К началу революции 1917 года в монастыре проживало 16 монахов, в том числе настоятель и 10 послушников.
Ансамбль Боровичского монастыря
Кроме собора Святого Духа на территории монастыря были выстроены и другие храмы. Так, следует упомянуть о церкви, освященной в честь Иверской иконы Божией Матери.
Изначально, в 1792 году, на месте старых монастырских ворот были выстроены новые из кирпича, над ними же установлена церковь Святого Иакова, также каменная. Над храмом возвышалась одноярусная колокольня, увенчанная металлическим крестом. В 1872 году эта церковь была переосвящена в честь Иверской иконы Божией Матери, так как в северо-восточной части монастыря только что отстроили новый большой храм во имя святого Иакова Боровичского. Этот новый Иаковлевский храм возвели из красного кирпича в два этажа, в русско-византийском стиле. Он был сразу построен зимним, теплым, с пятью главами.
Вокруг монастыря была выстроена каменная ограда, украшенная шестью башнями. Две башни помещались по центру юго-западной и северо-восточной стен, а четыре стояли по углам ограды. На юго-западной башне, смотревшей на Мсту, была выполнена особая настенная роспись в память о том, что некогда именно тут был главный вход в монастырь, и стояла деревянная Иаковлевская церковь. Ныне можно видеть только две угловые башни.
По обе стороны от святых ворот был выстроен из камня братский корпус. На соборной площади поставили каменный дом для настоятеля, в котором также расположились покои для архиерея, несколько братских келий, трапезная, кухня, хлебопекарня.
Отдельно стоял корпус со службами, также каменный. Там устроили баню, кладовую, квасоварню, подвалы, погреба. За службами был устроен скотный двор с коровником, конюшней, сараем и комнатами для трудников. Монастырь в целом представлял собой каменный архитектурно законченный ансамбль.
Особое покровительство в первой половине XIX века монастырю оказывал архимандрит Фотий, настоятель Юрьева монастыря. Благодаря ему Свято-Духов монастырь получил существенную материальную помощь, позволившую вести большие строительные работы.
После революции
В январе 1918 года в монастыре состоялась опись имущества, прихожане и монахи оказывали сопротивление. В феврале был вынесен вердикт о прекращении деятельности Свято-Духова монастыря Боровичей. Изъятие имущества провели весной, забрали все продуктовые припасы, угнали скот. Молодым монахам было предложено покинуть стены монастыря, а престарелым оставаться в организованной при обители богадельне.
Из всей братии в мае 1918 года при мужском монастыре Боровичей остались жить только игумен Владимир, иеродиакон и два монаха. В 1920 году произошла конфискация нескольких килограммов серебряной утвари, церковные службы продолжали правиться в соборе. В 30-е годы все богослужения были уже под запретом, а храмы закрыты. Началась более жесткая борьба с верой – были разобраны главы всех храмов.
Свято-Духов Иаковлев Боровичский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов и поляков. В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае — «Русский Афон», повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому.
В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи благоверного князя Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург.
С 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре.
Храмов в монастыре было пять : Соборный в честь Святого Духа, в честь Иверской иконы Божьей Матери, во имя св. Иакова. За монастырской оградой – храм в честь иконы Божьей Матери «Умиления» и храм во имя св. Параскевы.
Во время Первой Мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет.
В феврале 1918 г. уездная комиссия г. Боровичи принимает постановление о закрытии Свято-Духова монастыря, 17 апреля того же года приступила к работе ликвидационная комиссия. Монастырь был закрыт, его храмы были превращены в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из церквей бывшего Свято-Духова монастыря были изъяты серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы были закрыты, уничтожены почти все приметы, напоминающие о культовом их назначении, разобрана колокольня, уничтожено древнее монастырское кладбище.
В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря находился госпиталь № 3810 для военнопленных. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть.
14 сентября 2000 года Свято-Духов монастырь возвращен Православной Церкви, в 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест остались от первоначального облика храма XVII века.
Храм в честь святого преподобного Иакова Боровичского чудотворца, построенный в 1872 году из красного кирпича, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского).
Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского.
В настоящий момент ведутся восстановительные работы.
Восстановление статуса
Первые реставрационные работы в Свято-Духовом монастыре Боровичей начались в 80-е годы прошлого века. Были частично восстановлены и отреставрированы служебные корпуса и северо-западная угловая башня. В 1995 году частично восстановилось богослужение.
Осенью 2000-го года Свято-Духов храм (Боровичи) и весь монастырский комплекс были возвращены в лоно Православной церкви. К 2002 году на главном соборе вновь воссияли золотые купола и крест. В настоящее время обитель является архиерейским подворьем. Постоянно ведутся восстановительные и строительные работы – возводится колокольня на надвратной церкви, ждет своего восстановления и сама церковь над святыми воротами.
С 2012 года в монастыре проживают насельники, и восстановилась монашеская жизнь. Быт постепенно налаживается, исторические корпуса ремонтируются, проведено отопление, водопровод. Действует кухня и трапезная.
На территории монастыря восстановлен святой колодец Таисии Солоповой. Она стала известна в 1861 году, получив благословение на монашество, и выбрала собственный путь служения. В ее честь в монастыре ежегодно проводятся Таисинские чтения.
Святыни монастыря
В настоящее время на территории монастыря действуют храмы:
В стенах Свято-Духова монастыря открыты для паломников и прихожан такие святыни:
История монастыря
История монастыря берет свое начало в 1385 г., когда была заложена Троицкая пустынь в честь замирениния Московского и Рязанского князей. Это одна из заветных обителей преподобного Сергия Радонежского. По одному преданию раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление и остался подвизаться в этом месте. Его в видении посетил преподобный Сергий и благословил основание обители: «Пусть воля Божия тут сотвориться».
С конца 1620-х известно первое документальное свидетельство о Свято – Духовом монастыре, который именовался как монастырь Святой Живоначальной Троицы. Был небогат, в 1764 указом императрицы Екатерины II упразднен. На его месте устроена богадельня.
В 1786 г. в его постройки переведена братия сгоревшего рязанского Духова монастыря, в связи с чем восстановлен и назван Свято-Духовым.
В монастыре имелись две церкви. Первая во имя Владимирской иконы Божией Матери – более древняя. По преданию она была домовою в усадьбе бояр Романовых. Вторая — церковь Сошествия Святого Духа, основанная не позже начала XVII в. 1880 г – дата постройки последнего здания. Это пятиглавый храм в псевдорусском стиле с трапезной, с Никольским и Ильинским приделами. Надвратная колокольня построена в начале XIX в. К этому времени в обители также были следующие строения: настоятельские покои с братской трапезой и садом, братский двухэтажный корпус, выстроенный из камня в 1818-1830 г.г., состоявший из 24 келий, каменная баня, амбар, деревянный ледник, каменный скотный двор. Все эти сооружения построены при игуменах Аркадии и Павле в 1830-1832 годах.
В XIX в. монастырь немноголюден. Обитель закрыта в 1918 г. вскоре после революции. Постройки частично сломаны, частично переделаны. В 1921 г. в монастыре организована первая в городе советская профсоюзная школа, а затем агротехнический пункт. С 1937 г. – партийная школа. Начиная с военного времени, бывшие монастырские постройки использовались как детский дом, а после как школа-интернат.
В настоящее время в обители располагается «Свято-Духовское Архиерейское Подворье города Скопина Рязанской области Скопинской Епархии Русской Православной Церкви. Московский Патриархат».
20 июля 2013 года был освящен домовый храм в честь сщ. мч. Игнатия епископа Скопинского, в котором совершаются богослужения.
9 марта 2021 года, на очередном заседании, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла постановил в связи с прошением Преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Матфея открыть Свято-Духов мужской монастырь города Скопина Рязанской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Феодорита (Тихонова).
В настоящее время игуменом монастыря является Феодорит, епископ Скопинский и Шацкий; и.о. наместника монастыря — иеромонах Игнатий (Долотов)
Богослужения в Игнатьевском храме Свято-Духова монастыря проходят ежедневно: утром в 7.00, вечером в 16.00. Под праздники вечернее богослужение начинается в 15.00.
Правила поведения паломника
Монастырские правила более строгие, чем те, которые обязательны в городских и деревенских приходских храмах. Отправляясь в паломничество, необходимо помнить общие положения о том, что женщины могут пребывать на территории обители в длинных юбках. Верх платья или блузы не должен быть открытым, в идеале должна оставаться открытой только часть шеи. Голову покрывают платком. Приветствуется отсутствие косметики или минимальный макияж. Для мужчин – классические брюки, рубашка с застегнутым воротом и длинным рукавом.
На территории обители, в монастырских храмах, посетитель не должен отвлекать монахов и послушников досужими разговорами. Братия всегда занята делом и молитвой. Никто не будет отказываться от ответов на вопросы, но все же, место предназначено для молитвы, и на это духовное действие должен быть нацелен каждый приезжий. Подробнее с правилами монастыря можно ознакомиться непосредственно на месте.