братья хановы храм всех религий
«Он всем мешал, всем: и государству, и родственникам Ханова»
Не мог человек, бывший правой рукой Ильдара Ханова, поджечь детище художника и при этом наложить на себя руки. Так считают родные и близкие Мансура Зиннатова. Его как приверженца экуменического мировоззрения похоронили накануне согласно традиционному вероисповеданию предков. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на церемонии прощания с прорабом, который пока остается главным кандидатом в подозреваемые в пожаре туристической жемчужины Казани.
Не мог человек, бывший правой рукой Ильдара Ханова, поджечь детище художника и при этом наложить на себя руки. Так считают родные и близкие Мансура Зиннатова.
«ОН ЛЮБИЛ НАС ВСЕХ, НИКОМУ ЗЛА НЕ ЖЕЛАЛ»
Почему тело решили не заносить в помещение — неизвестно. Но стоящий рядом с родовым деревянным домом Хановых (с этой неприглядной избушки, собственно, и началось строительство комплекса) нервно покуривающий гражданин, не пожелавший назвать свое имя, объясняет это просто. «Храм закрыт, внутрь не пускают. Даже если бы и пустили, то я не хочу быть там, где умер Мансур». По словам мужчины, Зиннатов был самым главным единомышленником Ханова, продолжателем его дела. «Ильдар умер четыре года назад. Мансур заканчивал то, что вместе задумали. За комплексом, туда дальше к платформе — Башня мастеров, хотели там гончарную сделать, кузнечную. Ремеслам обучать. Лично я не верю, что Мансур сам поджег здание», — объяснил он.
У подъехавшей на машине Лады Выборновой на руках огромный букет роз и слезы на глазах. Директор детской художественной школы №4 так же, как и большинство пришедших на панихиду, сомневается, что Мансур мог быть поджигателем жемчужины Казани: «Зря на него вешают, не такой человек. Он здесь проводил выставки работ глухонемых детей школы — совершенно бесплатно. Мы специально устраивали акции, такие как „Арт-ковчег“, чтобы привлечь внимание общественности к подобным детям. Он был очень адекватный человек, он не стал бы этого делать. А говорить он мог что угодно».
Татьяна, женщина, родственники мужа которой живут в Аракчино, о покойном говорит как о человеке с сильной волей, имевшем много задумок по поводу храма, то есть как о продолжателе дела Ханова. «Он любил нас всех, никому зла не желал», — добавляет дама. И тут ей мужчина шепчет на ухо: «Лишнего не говори». Как оказалось, люди считают, что опубликованные вчера статьи в различных СМИ необъективно рассказывали о покойном. Брали интервью преимущественно у оппонентов погибшего на пожаре Зиннатова, укоряет шептун.
«НА, ВЕШАЙСЯ, ВЕШАЙСЯ! МЫ ТЕБЯ ПОХОРОНИМ»
В районе 9 утра в специальных носилках, согласно мусульманскому обряду, привезли тело покойного. Зиннатов хоть и строил Вселенский храм, в котором, по задумке Ханова, христианство, ислам, иудаизм и буддизм были бы совершенно равноправны, в жизни считал себя приверженцем традиционного для многих татар вероисповедания — несоблюдающим мусульманином, как принято говорить. По крайней мере две его двоюродные сестры, с которыми переговорил корреспондент «БИЗНЕС Online», отзываются о кузене как о члене уммы пророка Мухаммеда.
О Зиннатове известно немного. Родился он 8 февраля 1954 года в Ново-Татарской слободе Казани, дом его семьи был возле мехового объединения, ныне «Мелиты», после чего их расселили на ул. Карбышева. Мансур всю жизнь работал строителем. Осталась семья, двое детей — сын и дочь, которые, кстати, вместе с матерью приехали на панихиду. В последние годы зодчий проживал у Ханова и был фактически автором идей по техническому воплощению в жизнь строительства храма.
Как они сблизились? «Они были по духу близки, одинаково на мир смотрели, Мансур помогал Ханову. Мы прожили с Мансуром 12 лет, были постоянно здесь, помогали Ильдару абый, дружили. Мансур хотел продолжить его дело, чтобы сюда приезжали люди, приезжали инвалиды, смотрели эту красоту, ну и вообще», — говорит Люция. На вопрос о фамилии она ответила, что сейчас уже не Зиннатова. Тем временем носилки с телом бывшего мужа Люции расположили на стульях для совершения заупокойной молитвы-джаназа. Но тут близкие попросили имама взглянуть последний раз на лицо ушедшего в мир иной близкого им человека, после которого желающие делились воспоминаниями о друге. Абсолютно все вспоминали его как человека искреннего, порядочного, но резкого, говорящего правду прямо, не таясь.
АДЕПТ СВОЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ПОХОРОНЕННЫЙ СОГЛАСНО ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ
Мансур Зиннатов свой последний приют нашел на кладбище поселка Мирного, рядом с могилой своей мамы
Экскурсовод Владимир Нежданов привозил сюда туристов. Он утверждает, что нет, наверное, человека, который бы так же мыслил и был бы такого же мировоззрения, как Мансур: «Он был адептом своего мировоззрения. Человек был максималистом от природы и с такой же максимально открытой душой жил. Был чрезвычайно духовным, рубил правду, говорил то, что думал. Человек был удивительный, неудобный, колючий, но открытый и откровенный. Мансур никогда бы не предпринял такого самоубийственного хода, никогда. Это человек, любящий жизнь в самой природе».
Тут мулла просит людей завершить церемонию. Ведь, согласно мусульманской традиции, тело покойного должно быть предано земле как можно быстрее. Перед тем как приступить к совершению заупокойного джаназ-намаза он по-татарски задал собравшимся вопрос: «Яхшы кеше идеме мәрхүм?» («Хорошим ли человеком был покойный?»), на что последовало громкое: «Яхшы». Далее, исполнив обряд, друзья и близкие понесли носилки с телом Зиннатова к катафалку, мимо комплекса Храма всех религий, которому он отдал многие годы. Свой последний приют зодчий нашел на кладбище поселка Мирного, рядом с могилой своей мамы.
В Храме всех религий появится мечеть
Ильгиз Ханов обещает, что это будет самый красивый зал комплекса
В Храме всех религий к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией будет построен татарский зал в виде мечети с прозрачным атриумом, который станет жемчужиной этого уникального проекта. После него Ильгиз Ханов, продолживший дело брата Ильдара, планирует создавать и языческий зал. Специально для «Реального времени» он провел экскурсию по храмовому комплексу, показал почти готовый буддийский зал и зал индуистского бога Шивы, который откроется через месяц. Самое удивительное, что художник в одиночку, на собственные средства тянет проект, начатый братом.
Как в резиденции Далай-ламы
После смерти Ильдара Ханова его брат продолжает строительство Вселенского храма. Он не только восстановил все сгоревшее имущество, включая картины художника, но и возвел новые пристрои. Ильгиз Мансавеевич подчеркивает, что Храм всех религий — это не культовое сооружение, рассчитанное на проведение обрядов, его цель — показать людям внутреннее убранство, атрибуты различных религий и верований, элементы культуры разных народов.
На очереди — открытие буддийского зала. Работа над ним стартовала прошлой зимой. Сейчас в нем осталось завершить отделку алтаря и, как говорит Ханов, «сделать небеса» — установить над ним деревянные балки со светильниками на потолок. Помещение получилось очень ярким и богато декорированным. Потолок украшен росписью и мозаикой, примыкающий к нему гипсовый фриз — орнаментом и нишами с золочеными фигурками Будды.
Работа над буддийским залом стартовала прошлой зимой
За красными колоннами с резными капителями находятся алтарь с фигурой самого Будды, застывшим в позе лотоса, и предметы культа. Над входной дверью расположена полка с семью фигурами собак — животных, особо почитаемых в буддизме. Предусмотрено и место для випассаны (медитации).
— Такого зала нет даже в Тибете! Я взял за образец резиденцию Далай-ламы в Лхасе, где неоднократно бывал. Для того, чтобы так сделать, надо очень много учиться. Я сам удивляюсь, как мы сумели все это воплотить, — говорит художник.
Помогали Ханову создавать все это великолепие за рекордные полгода художники не из Казани. По его словам, на местные силы рассчитывать не приходится.
Я взял за образец резиденцию Далай-ламы в Лхасе, где неоднократно бывал. Для того, чтобы так сделать, надо очень много учиться. Я сам удивляюсь, как мы сумели все это воплотить
Зал Шивы
Параллельно идет работа над залом Шивы. На данный момент в нем сделана внутренняя отделка: круглые колонны с мозаикой, на полу — белый и сине-голубой керамогранит, символизирующий две ипостаси индуистского бога — разрушение и созидание. Потолок и стены помещения будут украшены изображениями, над которыми работает алтайский художник с казанскими корнями Андрей Шинарев (в творческой среде известный как Андрей Шкипер). В свое время он вместе с Ильгизом Хановым расписывал стены казанского Петропавловского собора. В Храме всех религий Шинарев делал зал Кришны, а в марте этого года здесь же прошла выставка его картин. Его дочь, живущая в Москве, делает витражи для этого (и не только) зала.
Помещение имеет прикладной характер, в нем можно будет заниматься йогой, которую практикует Ильгиз Ханов. Для этого предусмотрены специальные раздевалки, из которых по лестнице можно будет спуститься в зал.
Потолок и стены помещения будут украшены изображениями, над которыми работает алтайский художник с казанскими корнями Андрей Шинарев (в творческой среде известный как Андрей Шкипер)
В целях экономии средств в некоторых помещениях комплекса вместо росписи на стены наносятся готовые распечатанные на холсте принты, выглядящие как фрески. Такая техника позволяет работать довольно быстро: зал Шивы Ханов планирует открыть для посетителей уже через месяц.
— Я все делаю быстро. Еще 3 месяца назад не было этого сооружения, — показывает на стены помещения художник.
По его признанию, он встает в 5 утра и принимается за работу, которая не останавливается ни на один день. Причем Ханов не только придумывает архитектурный проект и разрабатывает дизайн помещений, но и сам кладет кирпич, выполняет разные строительные работы.
В Храме всех религий Шинарев (на фото — справа) делал зал Кришны, а в марте этого года здесь же прошла выставка его картин
Стеклянные фасады с видом на Волгу
К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией Ханов строит татарский зал, который будет имитировать внутреннее убранство мечети. Он считает, что это будет самое красивое место во всем комплексе. В нем будет три яруса колонн с капителями, выполненными в виде нескольких рядов лепестков из белой керамики, которые сейчас изготавливаются на заказ в Санкт-Петербурге. Стены украсят изразцы, заказанные в Москве. Еще она фишка проекта — атриум с высоким куполом, символизирующим величие Аллаха, под который сейчас установлено монолитное основание. Купол снаружи будет украшен керамическими элементами, а изнутри — мозаикой из национальных орнаментов татар, башкир, марийцев, чувашей, символизирующей единение народов.
Татарский зал, как принято в мечетях, будет разделен на женскую и мужскую половины.
Следующий на очереди — славянский или языческий зал. Хозяин храма считает его создание знаковым, так как все памятники славянского зодчества были уничтожены.
— Будет огромный шар из титана или нержавейки, лежащий как яйцо, полностью стеклянный фасад, выходящий на Волгу, и представлено искусство языческих народов — чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, — делится он планами.
Строительство продолжается на собственные деньги художника
Параллельно с отделкой новых залов добавляются элементы в уже существующие. Например, в католическом зале появились новые витражи с католическими орденами, которые делал сам Ильгиз Ханов. В иудейском зале должны установить ковчег завета с ангелами, держащими скрижали Моисея, на которые пока не хватает средств.
Требуется помощь
Самое удивительное, что строительство продолжается на собственные деньги художника. Из-за ограниченности бюджета (ведь надо еще и содержать здание) все идет не так быстро, как хотелось бы.
— Я сдаю квартиру в Москве, моя пенсия и по 100 рублей, что мы собираем с экскурсий — вот все мое «состояние», — признается хозяин комплекса.
Правда, на зал Шивы 1 млн рублей дал меценат из Индии, приезжавший в Казань. Ему так понравилось увиденное, что он предложил свою финансовую помощь, если художник создаст зал Шивы. Но такие подарки — скорее исключение.
— Все дается непросто. Помогать — никто не помогает. Мне очень трудно, потому что меня здесь никто не понимает. Нужна помощь — финансовая, моральная. Люди, приезжающие из Москвы, Питера, Екатеринбурга — в шоке от такой красоты. Они на колени становятся. А здесь даже министр культуры не был! — сетует Ханов.
Если грамотно распорядиться хотя бы мэру города, здесь можно сделать клондайк
Он признается, что давно бы уехал обратно в Москву, но его держит желание закончить проект, начатый братом.
После того, как власти оборудовали парковку возле здания, сюда стали активнее ездить организованные группы туристов. В день их число доходит до 2 тысяч. Но, как отметил художник, половина из них осматривает храм только снаружи, не заходя внутрь. Объясняют это нехваткой времени: расписание составлено так плотно, что иначе они не успеют осмотреть Раифский монастырь. Соответственно, половина средств идет «мимо кассы».
— Если грамотно распорядиться хотя бы мэру города, здесь можно сделать клондайк. Франция, Италия живут за счет туризма, а такого нет ни там, ни там. А у нас это есть. Каждый зал — жемчужина. И надо-то — совсем ничего, — говорит художник.
Младший брат Ильдара Ханова стал наследником и владельцем Храма всех религий и намерен продолжить его строительство
Известный иконописец хочет возвести в Аракчино гимназию искусств и плавучий общественный центр
Спустя почти четыре года после смерти основателя казанского Храма всех религий, расположенного в Старом Аракчино, — художника и целителя Ильдара Ханова — его брат Ильгиз Ханов получил права собственника и юридически стал владельцем известного строения.
Оформление документов завершено на этой неделе — Ханов выкупил 4/5 доли у племянницы. Еще 1/5 осталась в собственности родной сестры Ильдара и Ильгиза — Флюры Галеевой, но она готова передать свою часть брату.
В беседе с KazanFirst Ханов рассказывает, как намерен отвоевать храм у прораба Мансура, который не пускает внутрь законных владельцев, когда в Аракчино появится реабилитационный центр для наркоманов и детская гимназия искусств, а также кого попробует привлечь в качестве инвесторов в дальнейшее строительство.
Уже на следующей неделе Ханов приедет в Казань, где будет представлять свои работы в кремлевской галерее «Хазинэ» на выставке «Татарские красавицы», а после Нового года планирует перебраться из Москвы в Татарстан. На этой же выставке Ханов намерен презентовать свои проекты, посвященные храму.
Храм всех религий (Вселенский храм) представляет собой группу сооружений, состоящую из православной и католической церквей, мечети и буддистского храма, китайской пагоды, синагоги и даже алтарей исчезнувших религий. Автором храма был Ильдар Ханов — известный общественный деятель, художник, архитектор и целитель. Идея построить храм у Ханова появилась в 1994 году после того, как ему, по его словам, во сне явился Иисус. Он начал строительство в родном поселке на участке, где находился его дом. После смерти Ханова в феврале 2013 года храм находится в подвешенном состоянии, у него было пять собственников. С владельцами шли переговоры о переходе объекта в собственность государства. Сейчас Вселенским храмом управляет прораб Мансур, который работал с Ильдаром Хановым при его жизни. По словам родственников, он проживает там незаконно и не пускает законных владельцев внутрь
Храм — достояние республики, которое надо сохранить
Ханов рассказывает, что наконец-то закончил оформление бумаг и занялся творчеством — составляет план работ, к которым намерен в ближайшее время приступить в Храме всех религий. 1/5 доли сестры Ханов выкупать не собирается: «Мы будем делать все вместе. Тем более, она там прописана». Собеседник объясняет столь длительное оформление документов тем, что «много людей крутились вокруг этого и вставляли палки в колеса, чтобы отжать все под себя».
«Я обращался с письмом к [президенту Владимиру] Путину, в Госдуму, обращал внимание на творящееся беззаконие. Взяли на заметку, и лед тронулся».
По его словам, руководство республики поняло, что храм — достояние Татарстана, которое надо сохранить. Поэтому оформлены все необходимые бумаги, в том числе разрешение на строительство.
Недавно журналисты телеканала НТВ утверждали, что храм могут снести. Ханов признает, что детище его брата могли разрушить, потому что храм построен рядом с железнодорожной линией, ближе 50 метров от которой возводить здания нельзя. К тому же он был самостроем. Ханов хотел презентовать проект продолжения строительства храма лично президенту РТ Рустаму Минниханову, записался на аудиенцию, но встреча пока не состоялась.
Ханов предлагает передать управление комплексом фонду. Кто будет управлять фондом, вопрос пока открытый. По словам собеседника, он ведет переговоры с итальянским бизнесменом и еще одной европейской компанией, готовыми вкладываться в продолжение строительства: «Буду привлекать инвестиции, чтобы довести проект до ума. Пока о том, какие средства понадобятся, сказать сложно. Но на государственную поддержку не надеюсь. Наше российское государство может только забирать».
Общественный центр на воде, реабилитационный центр и детская академия
Ханов хочет приступить к строительным работам как можно быстрее, но для начала необходимо помолиться, убрать территорию: «Там надо почистить все Авгиевы конюшни».
«Я открываю фонд Ильгиза Ханова и буду привлекать инвесторов, достраивать все. Хочу осуществить мечту брата — открыть детскую гимназию искусств Поволжья. Я также спроектировал общественный центр на воде (по примеру Сиднейского оперного театра) и реабилитационный центр для наркоманов, который планирую открыть к 2018 году», — говорит он.
Если изначально планировалось построить реабилитационный центр на насыпном острове рядом с храмом, то сейчас рассматривается вариант размещения за железнодорожными путями. В лицее же для детей с 5-го класса будут преподавать культуру, традиции, обычаи народов Поволжья: чувашей, удмуртов, татар, башкир и других. Аналогичные школы есть в Петербурге и Москве, их выпускники становятся ведущими художниками страны. «Это очень позитивный проект, нацеленный на будущее всего региона, поднятие культуры», — считает Ханов. Также в храме откроется экспозиция работ Ильдара Ханова, вход будет свободным для всех желающих.
Он надеется, что сможет вдохнуть в храм жизнь, чтобы он притягивал туристов как Болгар и Свияжск. «У меня позитивные планы. В 1976 году после окончания института я приехал и начал там строить (в Аракчино). Я хочу продолжить и завершить дело. Я не хочу просто приехать и с кем-то воевать. Для начала в планах показать свои проекты в Москве, найти инвесторов, потому что в Казани не дадут развернуться. Они боятся, что я такой йог-буддист и открою буддистский центр», — признается он и рассчитывает, что храм станет культурным кластером с современной архитектурой, дизайном, мировоззрением.
Ханов негативно относится к идее установки скульптуры «Хранительницы» Даши Намдакова напротив храма на намытом островке. Но признает, что на земле, принадлежащей не ему, власти могут устанавливать хоть «Хранительницу», хоть шар единения.
«Хранительница» Даши Намдакова достигает в высоту 11 метров и представляет собой кошку с крыльями, защищающую свое потомство. Первоначально «Хранительница» должна была быть установлена в 2012 году в Болгаре после торжеств по поводу Дня принятия ислама. Но это вызвало протест среди мусульманского духовенства, которое посчитало, что это языческий символ и ему не место в древнем городе. Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев в свою очередь пообещал, что скульптуру все-таки установят в Татарстане, но в другом месте
Мансур
К нынешнему обитателю храма Мансуру — соратнику его брата — у Ханова нет претензий: «Кроме той, что он нарушает закон». По его словам, он там вел незаконное строительство: «незаконно проживал, угрожал семье. Правоохранительные органы должны разобраться и поставить его на место. Но ничего из построенного им я не буду разрушать — это было бы глупо».
Флюра Галеева говорит, что после смерти брата Мансур сказал, что он все взорвет и никого не пустит: «Когда я поняла, что он относится к нам плохо, записала заявление, чтобы в храме отключили воду и электричество». По утверждению собеседницы, с ноября 2015 года долг за коммунальные услуги превысил 230 000 рублей. Свою 1/5 долю сестра готова передать брату.
Мемориальный дом-мастерская
Минкульт РТ с привлечением экспертов проводит работу по выявлению художественной и культурной ценности комплекса. Сообщалось даже, что Храм всех религий могут включить в реестр памятников культурного наследия или признать памятником регионального значения. По данным KazanFirst, в середине ноября группа экспертов с привлечением московских специалистов дала заключение, что объект может быть классифицирован как мемориальный дом-мастерская Ильдара Ханова.
«С архитектурной точки зрения храм — это совершенное сумасшествие и может рассматриваться разве что как арт-объект, — говорит собеседник, знакомый с ситуацией в министерстве. — Решается вопрос — будет ли частно-государственное партнерство, частное дело или как. Очень много разных вопросов. Полезет ли республика с это дело или дадут самим разбираться».
Эксперт подтверждает, что власти РТ были готовы выкупить права на храм за 30 млн рублей, однако сказался кризис и смена приоритетов в связи с затратами на строительство Болгарской исламской академии и восстановлением Собора Казанской иконы Божией матери. «Тем более его никто не признает — христиане не признают, мусульмане не признают. Он спорный. Верующие вообще считают храм бесовщиной», — говорит собеседник.
«Почему ты, татарин, иконы пишешь? Если Русь пропадет, не будет ни татар, ни башкир…»
«Я написал 87 иконостасов от Камчатки до Соловков, ни за один не заплатили. Я пишу для людей», — рассказывал накануне журналистам Ильгиз Ханов на экскурсии по Вселенскому храму, в котором открылась выставка репродукций картин Николая Рериха. Ханов поведал о чудесах, с которыми столкнулся его брат Ильдар, о том, как в каждом зале храма человек сможет испытать катарсис, и за чей счет он содержит главную достопримечательность Старого Аракчино.
Храм всех религий — известное архитектурное сооружение, визитная карточка поселка Старое Аракчино. Его строительство на месте родительского дома в 1992 году начал Ильдар Ханов, российский художник и скульптор. Работы над комплексом зданий продолжились и после смерти Ханова в 2013 году, его дело повел дальше брат Ильгиз Ханов. По словам Ильгиза, храм он содержит на средства, которые получает от сдачи в аренду своей квартиры в Москве. Второй источник дохода — билеты за вход в помещения храма. Их цена — 100 рублей. Храм в сезон, по словам Ханова, посещают от 50 до 1000 человек в день.
Название «Храм всех религий» условно — мало кто приходит сюда молиться. Это культурная достопримечательность, архитектурный символ всех религий и их музей. О храме слышал каждый житель Казани, многие видели его снаружи, но не каждый бывал внутри. Накануне эту экскурсию для журналистов провел Ильгиз Ханов в сопровождении сотрудника храма Фарида Хайруллина. Он рассказал легенду, почему Ильдар Ханов решил возвести такой храм. По словам Хайруллина, к художнику во сне пришел Иисус и сказал: «Надо строить Вселенский храм». Ильдар ответил: «Как я построю? Я же бедный художник». На что Иисус заявил: «Бери лопату и начинай строить». Ханов взял лопату и стал копать землю под фундамент.
Сейчас вход в храм находится со стороны Волги. Ильдар Ханов планировал сделать вход с обратной стороны здания, там, где сейчас стоят два больших сфинкса. По словам Хайруллина, грива сфинксов похожа на шлем, и при этом у сфинксов лицо Гагарина. Судите сами.
Храм окружен каменным забором, и изнутри мозаикой выложены таблички с именами пророков. Войти в храм можно через высокую арку, Хайруллин называет ее мехрабом. Справа на арке выложено имя Актуб, так на татарский переводится имя Яков, слева — Гайсэ, или Иисус.
А это Тугра (персональный знак) Ильдара Ханова. Раньше такие печати были у султанов и ханов. Здесь написано, как его зовут и чей он сын. По словам Хайруллина, тугру Ханова изготовил 95-летний художник Владимир Попов, который начал заниматься каллиграфией только в 70 (!) лет. Сейчас он признан одним из лучших каллиграфистов в исламском мире.
В Храме всех религий понравится человеку, который любит разгадывать загадки. Отдельного внимания заслуживают купола. Например, эта «спираль» — буддийская ступа, которая символизирует 7 чакр человека.
Поводом для пресс-тура стало открытие выставки репродукций картин русского художника Николая Рериха. На выставке собраны копии картин, написанных в 1923–1928 годах, когда Рерих вместе с женой был в Гималаях. Поэтому почти на всех картинах горы. Ильдар Ханов дружил с сыном Николая Рериха, Святославом. По одной из версий, это он вдохновил художника построить храм.
«Это не подлинники, конечно, — признается руководитель татарстанского рерихского культурного объединения Борис Зайцев. — Но это дело нашего сердца, мы их бережем, изредка вынимаем. Других вариантов представить публике Рериха сейчас нет, все в запасниках, отношение к нему в России пренебрежительное. Высокое искусство России не нужно, его хотят убрать, взамен дать телефоны, телевизионные шоу, а вот эту глубину философскую не надо человеку, он будет думать. А зачем нам думающий человек?»
Ильгиз Ханов же заметил, что и репродукции имеют ценность. «Даже в газете икона мироточит», — добавил он.
На вопрос о том, какую веру он исповедует, Ильгиз отвечает, что он йог. «Вот кто я? По рождению мусульманин, потом крестился, а вообще я йог. От попов сейчас отхожу, потому написал 87 иконостасов от Камчатки до Соловков, ни за один не заплатили. Я пишу для людей».
По словам Ханова, Рерих смог одолеть Гималаи, потому что занимался криойогой, а «она позволяет войти в соитие с богом, вызвать бога в себе». «У нас в каждом зале человек сможет испытать катарсис. Каждый зал будет давать возможность войти в состояние над собой. Задача нашего комплекса — приобщить людей к медитации», — заметил Ханов. По его словам, он занимается йогой уже 52 года. А каждые понедельник, среду и пятницу проводит занятия в храме для всех желающих бесплатно.
«Меня спрашивают: „Почему ты, татарин, иконы пишешь?“ Я говорю: „Если Русь пропадет, не будет ни татар, ни башкир, ни удмуртов“», — говорит Ильгиз Ханов.
Зал Будды сильнее всего пострадал от пожара в 2017 году. «Что интересно, Будда не пострадал: он как был золотой, так и остался», — рассказывает Хайруллин. Стены были черные, плитка вскипела, упала, витражную люстру, на которой изображены 12 знаков зодиака, сейчас восстанавливают. Раньше здесь находился кабинет Ильдара Ханова, весь архив, все его стихи утеряны.
Ильгиз Ханов считает, что красивее татарских женщин нет. Один из залов посвящен татарским красавицам во главе с Сююмбике, все картины нарисованы им на досках из-под икон. «Есть легенда, что когда Казань завоевал Иван Грозный, Сююмбике хотели отдать за него замуж и она должна была изменить веру. Чтобы этого не делать, Сююмбике сбросилась с башни и разбилась. У нас своя легенда: она сбросилась, упала и разбилась на 40 татарских красавиц», — шутит Хайруллин.
Автопортрет Ильдар Ханов нарисовал за одну ночь в 22 года, это одна из его дипломных работ (он учился в Москве, в институте им. Сурикова). «Ему сказали: если завтра не сдашь работу, мы тебя отчислим. Модели не было, сам себя нарисовал», — говорит Хайруллин.
Синтетические краски для соседней картины Ханову подарил конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, они дружили. Также тут есть фотография Ханова с мексиканским художником Альфаро Сикейросом, тот организовывал одно из первых покушений на Троцкого. «Это ярый коммунист, звал Ильдара расписывать здание ООН в Нью-Йорке, но в советское время бедный художник… куда он поедет?» — объяснил Хайруллин.
Портрет Высоцкого тоже неслучаен. Ханов дружил с Высоцким, Любимовым, Евтушенко. «С Высоцким как он познакомился? Ильдар задержался ночью в мастерской. Где ночью поесть? Он поехал на Рижский вокзал, встал в очередь, покупает какао, хлопает себя по карманам, чтобы купить булочку, денег нет. Сзади стоит парень, купил 10 какао, 10 булочек, оказалось — Владимир Высоцкий. Так они подружились и вместе поехали в общежитие Суриковского института. Высоцкий еще работал на возведении памятника „Родина-мать“ в Набережных Челнах», — рассказывает Хайруллин.
Зал «Краеугольный камень веры» появился после того, как храмом занялся Ильгиз Ханов. Все четыре стены завешены иконами, а пол и потолок планируется сделать зеркальными. Таким образом, человек, который попадает в зал, окружен со всех сторон иконами. Кто-то здесь плачет, кто-то смеется. Корреспондент «БИЗНЕС Online» не почувствовала ничего.
Также в Храме всех религий есть зал, посвященный язычеству, зал Иисуса, зал древнего Египта (оба брата любят египетскую культуру), католический зал.
Из окон Храма всех религий открывается прекрасный вид на Волгу. Если перебраться в Верхний Услон, откроется чудесный вид на Казань и Храм всех религий. Как раз за Волгой, «когда потеплеет», Ильгиз Ханов хочет установить памятник старшему брату.