был тем учением пропаганду которого в россии считала своим главным делом группа освобождение труда
«ОСВОБОЖДЕ́НИЕ ТРУДА́»
Том 24. Москва, 2014, стр. 517
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОСВОБОЖДЕ́НИЕ ТРУДА́» группа, первая рос. марксистская организация. Образована в сент. 1883 в Женеве быв. членами народнической орг-ции «Чёрный передел» Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, П. Б. Аксельродом, Л. Г. Дейчем, В. Н. Игнатовым (в 1888–91 в состав группы входил также С. М. Ингерман). Цели группы: распространение в России идей марксизма; критика взглядов народничества ; анализ с позиций марксизма социально-экономич. и политич. ситуации в России; подготовка условий для создания рос. социал-демократич. рабочей партии. Сущность воззрений членов группы нашла отражение в работах Плеханова: «Социализм и политическая борьба» (Женева, 1883), «Наши разногласия» (1884, опубл. в 1885 в Женеве), 1-м (1883) и 2-м (1885, опубл. в 1888 в Женеве) вариантах проекта программы рус. социал-демократов (теоретич. часть основывалась на положениях «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, переведённого на рус. яз. Плехановым в 1882) и др. Члены группы «О. т.» противопоставляли народническим идеям некапиталистич. развития России и общинного социализма утверждения о неизбежности развития капитализма и рабочего движения в стране; народовольч. идее заговора с целью захвата власти революц. партией – идею необходимости двух революций – буржуазно-демократической (приведёт к свержению самодержавия и установлению демократич. республики) и социалистической (ликвидирует частную собственность и установит власть рабочих). Ведущую роль в этих революциях группа отводила пролетариату и его партии, которую следовало создать. Крестьянство и либеральная буржуазия рассматривались в качестве возможных союзников в борьбе с самодержавием, а деревенская беднота – в борьбе с буржуазией.
§ 34. Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в. (окончание)
Консерваторы
При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К. П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.
Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания М. Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоять на страже прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности», а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М. Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.
Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны по образцу западноевропейских стран, как это предлагали либералы.
Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения. Поэтому любые посягательства на политический строй объявлялись не только не соответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными.
После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты «Вольное слово» и «Правда». В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.
Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882 г. «Священная дружина» была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.
В 80-х — начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка общественно-политических сил России. В революционном движении ослабло влияние народников, появились первые марксистские организации. Усилилась роль консерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики. Влияние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось. |
1. Какие изменения и почему произошли в либеральном движении? 2. Какие изменения произошли в революционном движении? 3. В чем заключаются основные расхождения между марксистским и народническим учениями? Что между ними общего? 4. Почему марксисты объявили о своем полном разрыве с народническим движением? 5. Расскажите об идеологии русского консерватизма. 6. Что было новым в консервативном движении 80—90-х гг.?
Из программы группы «Освобождение труда». 1884 г.
Современная Россия страдает. не только от развития капиталистического производства, но и от недостатка этого развития.
Одним из вреднейших следствий этого отсталого состояния производства было и есть до сих пор неразвитое состояние среднего класса, который неспособен у нас взять на себя инициативу борьбы с абсолютизмом.
Социалистической интеллигенции пришлось поэтому стать во главе современного освободительного движения, прямой задачей которого должно быть создание свободных политических учреждений в нашем отечестве, причем социалисты, с своей стороны, должны стараться доставить рабочему классу возможность активного и плодотворного участия в будущей политической жизни России.
Первым средством для достижения этой цели должна быть агитация в пользу демократической конституции.
Но цель эта останется недостигнутой, политическая самодеятельность рабочих будет немыслима, если падение абсолютизма застанет их в совершенно неподготовленном и неорганизованном состоянии.
Поэтому на социалистической интеллигенции лежит обязанность организации рабочих и посильной подготовки их к борьбе как с современной правительственной системой, так и с будущими буржуазными партиями.
Она должна немедленно взяться за организацию рабочих наших промышленных центров как передовых представителей всего трудящегося населения России в связанные между собой тайные кружки с определенной социально-политической программой, соответствующей современным нуждам всего русского производительного класса и основным задачам социализма.
Понимая, что подробности такой программы могут быть выработаны лишь в будущем и притом самим рабочим классом, призванным к участию в политической жизни и сплотившимся в особую партию, группа «Освобождение труда» полагает, что главнейшими пунктами экономического отдела рабочей программы должны быть требования:
1) Радикального пересмотра наших аграрных отношений, т. е. условий выкупа земли и наделения ею крестьянских обществ. Предоставление права отказа от надела и выхода из общины тем из крестьян, которые найдут это для себя удобным.
2) Устранение современной податной системы и установление прогрессивного подоходного налога.
3) Законодательного регулирования отношений рабочих (городских и сельских) к предпринимателям и организации соответствующей инспекции с представительством от рабочих.
4) Государственной помощи производительным ассоциациям, организующимся во всевозможных отраслях земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленности (крестьянами, горными, фабричными и заводскими рабочими, кустарями и т. д.).
Группа «Освобождение труда» нимало не игнорирует крестьянства, составляющего огромнейшую часть трудящегося населения России. Но она полагает, что работа интеллигенции, в особенности при современных условиях социально-политической борьбы, должна быть прежде направлена на более развитый слой этого населения, каким и являются промышленные рабочие. Заручившись сильной поддержкой со стороны этого слоя, социалистическая интеллигенция с гораздо большей надеждой на успех распространит свое воздействие и на крестьянство, в особенности если она добьется к тому времени свободы агитации и пропаганды.
«Великая ложь нашего времени» (из статьи К. П. Победоносцева)
Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия. утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастью, в русские безумные головы.
На фронтоне этого здания красуется надпись: «Все для общего блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение.
Но теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике — оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно благо народное; на практике — они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории, они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике — это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории, избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике — избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натверждено ему речами и криками заинтересованной партии.
Вопросы к документам
1. Сравните программу группы «Освобождение труда» с программой народнических организаций. Какие новые моменты появляются в ней? 2. Определите те пункты в программе, которые смыкаются с народническими требованиями. 3. Почему идею парламентаризма К. П. Победоносцев считает «великой ложью нашего времени»? 4. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть фактами из прошлого и настоящего утверждения Победоносцева?
Расширяем словарный запас
Подоходный налог — налог, размер которого зависит от размера дохода налогоплательщика.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА
Образована в сентябре 1883 года в Женеве бывшими членами народнической организации «Чёрный передел» Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом, Л.Г. Дейчем, В.Н. Игнатовым (в 1888-1891 годах в состав группы входил также С.М. Ингерман). Цели группы: распространение в России идей марксизма; критика взглядов народничества; анализ с позиций марксизма социально-экономической и политической ситуации в России; подготовка условий для создания российской социал-демократической рабочей партии. Сущность воззрений членов группы нашла отражение в работах Плеханова: «Социализм и политическая борьба» (Женева, 1883), «Наши разногласия» (1884, опубликована в 1885 году в Женеве), 1-м (1883) и 2-м (1885, опубликована в 1888 году в Женеве) вариантах проекта программы русских социал-демократов (теоретическая часть основывалась на положениях «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, переведённого на русский язык Плехановым в 1882 году) и другие.
Группа «Освобождение труда» имела нелегальную типографию в Женеве. Издала на русском языке в серии «Библиотека современного социализма» работы К. Маркса и Ф. Энгельса, в том числе «Наёмный труд и капитал» (1883). Выпустила серию «Рабочая библиотека», в которой печатались статьи членов группы и другие материалы. Издала сборник «Социал-демократ» (1888) и литературно-политическое обозрение «Социал-демократ» (кн.иги 1-4, 1890-1892 годы). Всего в 1883-1900 годах группой «Освобождение труда» издано 84 наименования книг, сборников, листовок. Они нелегально переправлялись в Россию и распространялись в революционной среде.
2. Г. Б. ПЛЕХАНОВ. ГРУППА «ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА»
2. Г. Б. ПЛЕХАНОВ. ГРУППА «ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА»
В период царствования Александра III революционное движение в Российской империи развивалось по двум направлениям — социал-демократическому и народническому. Приверженцы обоих направлений боролись за «светлое будущее страны», хотя их идеологи по-разному представляли и это будущее, и пути к нему. Социализм и рабочее движение существовали раздельно. Идеи марксизма ещё не получили в России широкого распространения. Первой русской марксистской группой явилась основанная в 1883 г. Плехановым группа «Освобождение труда», благодаря которой марксизм был перенесён на русскую почву.
Г. В. Плеханов (1856-1918) явился первым пропагандистом марксизма в России, именно он начал распространять марксизм в России в то время, когда народники ещё имели значительное влияние среди интеллигенции. Родился он в Тамбовской губернии в небогатой помещичьей семье. По окончании юнкерского училища стал студентом Горного института в Петербурге. Познакомившись с бунтарями-народниками, Плеханов в 1875 г. вступил в их ряды. Он был одним из инициаторов демонстрации в 1876 г. на Казанской площади, где произнёс яркую революционную речь. После раскола народнической организации «Земля и воля», где он играл крупную роль, Плеханов вошёл в группу «Чёрный передел». В 1880 г. Плеханов, преследуемый полицией, эмигрировал за границу. В эмиграции он познакомился с марксизмом и с рабочим движением, установил личную связь с Энгельсом, в 1882 г. перевёл на русский язык «Манифест коммунистической партии». В 1883 г. совместно с другими бывшими чернопередельцами (Аксельродом, Засулич, Дейчем, Игнатовым) Плеханов создал в Женеве первую социал-демократическую организацию — группу «Освобождение труда», которая поставила перед собой следующие задачи: «1) Распространение идей научного социализма путём перевода на русский язык важнейших произведений школы Маркса и Энгельса и оригинальных сочинений, имеющих в виду читателей различных степеней подготовки. 2) Критика господствующих в среде наших революционеров учений и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России» (213, т. II, с. 22—23).
Плехановская группа «Освобождение труда» заложила теоретические основы будущего русского социал-демократического движения. Она много сделала для распространения марксизма в России. Членами группы были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Наёмный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Людвиг Фейербах», «Нищета философии» и ряд других.
«Главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и социал-демократического движения в то время были народнические взгляды, преобладавшие тогда среди передовых рабочих и революционно настроенной интеллигенции». Необходимо было идейно разгромить народничество, для того чтобы расчистить путь социал-демократическому движению в России. Группа «Освобождение труда» и концентрировала своё внимание на разоблачении ошибок народничества. «Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников. Нанося меткие удары народническим взглядам, Плеханов одновременно развернул блестящую защиту марксистских взглядов». В своих работах Плеханов доказывал, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития, что этот путь является неизбежным для неё и что рабочий класс, представляет собой основную силу революционного движения. Плеханов утверждал, что русские революционеры должны сознательно опереться на рабочий класс, «развивать его классовое сознание, организовать его, помочь ему создать свою рабочую партию» (там же, с. 14). Доказывая ошибочность и реакционность взглядов народников, отрицавших роль пролетариата в революционной борьбе и рассчитывавших на крестьянство, как на решающую силу, Плеханов показал, что социализм не может утвердиться в России через отсталую, полуфеодальную крестьянскую общину. Наконец, Плеханов разбил ошибочную идеалистическую теорию народников о героях и толпе и, опираясь на учение Маркса и Энгельса, доказал, что «развитие общества определяется в конечном счёте не пожеланиями и идеями выдающихся личностей, а развитием материальных условий существования общества, изменениями способов производства материальных благ, необходимых для существования общества…» (там же, с. 15-16).
Но Плеханов продолжал своё дело. Вскоре он выступил с новой большой книгой «Наши разногласия» (изд. 1885 г.). В этой работе Плеханов рассмотрел исторические корни народнической идеологии и доказал, что будущее в революции принадлежит не народникам, а массовому рабочему движению. Плеханов пропагандировал идеи «Манифеста коммунистической партии» и «Капитала» Маркса. С цифрами и фактами в руках он показал разложение крестьянской общины. Говоря о задачах социалистов в России, Плеханов писал: «Возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге нас ждут успех и победа; все другие ведут к поражению и бессилию». Вскоре после выхода этой книги в свет с ней познакомился Ф. Энгельс. На встрече с В. Засулич он дал высокую оценку деятельности группы Плеханова, которая окрылила ещё немногочисленных тогда русских марксистов.
За 20 лет своей деятельности, с 1883 по 1903 г., члены группы «Освобождение труда» написали и опубликовали более 250 работ, перевели на русский язык и опубликовали 30 произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Кроме того, группа «Освобождение труда» разработала два проекта программы русских социал-демократов (первый в 1884 г. и второй в 1887 г.).
Второй проект программы (1887) был шагом вперёд по сравнению с первым. Плеханов предвидел победу социализма в результате деятельности рабочей партии. Во втором проекте ещё более определённо говорилось о необходимости создания самостоятельной рабочей партии: «Русские социал-демократы считают первой и главнейшей своей обязанностью образование революционной рабочей партии». Более определённо ставился вопрос о необходимости захвата власти рабочим классом. Правда, и во втором проекте программы группа «Освобождение труда» не вполне отказалась от народнических взглядов: в известной мере допускалась тактика индивидуального террора, были выдвинуты некоторые лассальянские требования. Плеханов давал неправильную оценку крестьянству, заявляя, что «главная опора абсолютизма заключается именно в политическом безразличии и умственной отсталости крестьянства». Но несмотря на эти недостатки второй проект программы в общем и целом стоял на более высоком уровне, чем первый проект, и заслужил положительную оценку Ленина. Ленин считал правильным то, что в этом проекте указывался класс, который один мог быть последовательным борцом за социализм, — пролетариат; указывалась цель, которую ставил себе пролетариат, — коммунистическая революция; указывалось на неизбежное предварительное условие переустройства общественных отношений — необходимость захвата пролетариатом политической власти.
Группа «Освобождение труда» не была ещё связана практически с рабочим движением. Это был период возникновения и упрочения в России теории марксизма, идей марксизма, программных положений социал-демократии. Это был процесс «утробного развития» партии. Ленин писал: «Группа «Освобождение труда» лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (176, т. 25, с. 132).
Задачу соединения марксизма с рабочим движением в России, задачу создания партии нового типа разрешил основатель большевистской партии В. И. Ленин.
Читайте также
Плеханов Юрий Сергеевич
Плеханов Юрий Сергеевич Биографическая справка: Юрий Сергеевич Плеханов родился в 1930 г. в Москве. Окончил Московский заочный педагогический институт. 1964–1965 годы — референт Отдела ЦК КПСС. 1965–1967 годы — секретарь Секретаря ЦК КПСС. 1967–1970 годы — старший офицер приемной
№ 5 Программа группы «Освобождение труда» 1884 г (Извлечение)
№ 5 Программа группы «Освобождение труда» 1884 г (Извлечение) … Трудящееся население России непосредственно несет на себе всю тяжесть огромной машины полицейско-деспотического государства и в тоже время переживает все бедствия, свойственные эпохе капиталистического
2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа «Освобождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России.
2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа «Освобождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России. До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками
5.4.2. У истоков русского марксизма: Плеханов и Струве
5.4.2. У истоков русского марксизма: Плеханов и Струве На правом крыле Казанского собора в Санкт-Петербурге, над небольшим возвышением, которое словно предназначено для выступлений ораторов, сравнительно недавно находилась табличка, скромная мемориальная доска. Из текста
Плеханов Георгий Валентинович
Плеханов Георгий Валентинович 1856–1918Деятель российского и международного социалистического движения, входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 года в поместье своего отца, деревне Гударовка. Много веков тому
2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа «Освобождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России.
2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа «Освобождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России. До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками
Как рассуждает т. Плеханов о тактике социал-демократии?
Как рассуждает т. Плеханов о тактике социал-демократии? <73>В двух последних номерах «Курьера» напечатано первое письмо т. Плеханова «о тактике и бестактности». Либерально-буржуазная печать уже отметила совершенно справедливо, что т. Плеханов идет гораздо дальше вправо,
Как Плеханов и Ко защищают ревизионизм
Как Плеханов и Ко защищают ревизионизм Примечание редакции «Голоса Социал-Демократа», т. е. Плеханова и Кo, к разобранному нами в № 37 «Пролетария» письму т. Маслова[54] вышло в свет отдельным листком как «Прибавление» к № 8–9 «Голоса С.-Д.».Это «Примечание», размером около
Плеханов и Васильев
Плеханов и Васильев Отношение меньшевистской с.-д. печати к известным геростратовским выступлениям Плеханова в «Товарище» заслуживает внимания всей партии рабочего класса. Виднейший представитель меньшевистского течения, вождь меньшевиков, как его называют открыто и
Вильгельм Кольб и Георгии Плеханов
Вильгельм Кольб и Георгии Плеханов Брошюра откровенного германского оппортуниста Вильгельма Кольба: «Социал-демократия на распутье» (Карлсруэ, 1915) вышла как раз кстати после плехановского сборника «Война». Каутскианец Рудольф Гильфердинг в «Neue Zeit» отвечает Кольбу
Плеханов, не знающий чего он хочет
Плеханов, не знающий чего он хочет Известно, что с Плехановым в вопросах тактики и организации не раз уже случались печальные происшествия. Он запутывался в этих вопросах за последние 11 лет (с осени 1903 года, когда он перешел от большевиков к меньшевикам) многократно и
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Г. В. Плеханов в 1917 г. Его последние дни
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Г. В. Плеханов в 1917 г. Его последние дни IВ своей брошюре «Еще о войне», вышедшей в 1916 году Плеханов писал: «Россия принадлежит не царю своему, а своему трудящемуся населению. Кому дороги интересы этого населения, тот не может быть равнодушен к судьбам России…
ОНИ СТОЯЛИ НА ВЫСОТЕ РУССКОЙ МЫСЛИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Литературно-издательская деятельность группы «Освобождение труда»
1. Введение
Без знания истории мы должны признать себя случайностями,
не знающими, как и зачем мы пришли в мир,
как и к чему должны стремиться.
В.О. Ключевский
25 сентября 1883 г. в скромном кафе на берегу Роны в Женеве русские революционеры-эмигранты составили заявление об образовании социал-демократической группы «Освобождение труда» (ГОТ). В первоначальный состав Группы вошли Георгий Валентинович Плеханов, Вера Ивановна Засулич, Павел Борисович Аксельрод, Василий Николаевич Игнатов, Лев Григорьевич Дейч; пять лет спустя к ним присоединился Сергей Михайлович Ингерман.
1) Распространение идей научного социализма путём перевода на русский язык важнейших произведений школы Маркса и Энгельса и оригинальных сочинений, имеющих в виду читателей различных степеней подготовки.
2) Критика господствующих в среде революционеров учений и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России».
В этих лаконичных строках заключена огромной важности программа. Представляли ли они – первые русские марксисты – объём той работы, которую собирались выполнять? Возможно, что не в полной мере. Но за двадцать лет существования Группы её члены успешно осуществили задуманное. И если первые шаги они делали в одиночестве, то вскоре в России появляются социал-демократические кружки, а в 1895 году был создан Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», аналогичные союзы появились и в других городах. Но исключительная роль в распространении марксизма в России в 1880-1890-х годах принадлежала литературно-издательской деятельности группы «Освобождение труда».
Литературно-издательская деятельность группы «Освобождение труда» заключалась в подготовке к изданию на русском языке произведений Маркса и Энгельса, руководителей рабочих партий Западной Европы, а также в написании собственных произведений, пропагандирующих и развивающих идеи марксизма, в печатании марксистских произведений и дальнейшей транспортировке литературы в Россию.
Незадолго до образования Группы, в июле 1883 года, стало известно о продаже типографии старого эмигранта, участника Парижской коммуны А.Д. Трусова за сравнительно недорогую цену. Благодаря В.Н. Игнатову покупка совершилась; это была жертва с его стороны, так он был смертельно болен, и только деньги продлевали его жизнь, облегчали страдания.
Типография служила Группе до конца 1894 года. Затем её передали организованному по инициативе группы «Освобождение труда» «Союзу русских социал-демократов за границей». После разрыва с «экономистами» Группа на время лишилась типографии, однако уже в мае 1900 года группе «Освобождение труда» вернули часть шрифта. Была найдена квартира для типографии, издательская деятельность группы возобновилась.
Прирождённым организатором оказался Л.Г. Дейч. Он взял на себя переговоры о печатании набора в женевских типографиях, переписку, рассылку изданий в Западной Европе и, что очень важно, переговоры с немецкими, швейцарскими и прочими социал-демократами об организации так называемых «транспортов» нелегальной литературы в Россию. После ареста и ссылки Дейча его обязанности распределили между собой другие члены Группы и их сторонники. Например, при издании первой книжки «Социал-демократа» в 1888 году, Плеханов, который едва оправился тогда от тяжёлой болезни, взял на себя все организационные дела, следил за процессом печатания и расплачивался со швейцарскими рабочими. От имени Группы вели переписку и ездили в Россию для установления связей Гринфест и Райчин. (Райчин вскоре также был арестован и сослан.) С приходом в 1892 году в качестве заведующего и наборщика Блюменфельда, взвалившего на свои плечи основную часть «черновой» работы, члены Группы смогли больше времени тратить на творческую и редакционную работу.
Работать членам группы «Освобождение труда» приходилось много. Порой их материальное положение было катастрофическим. Финансовым вопросам посвящены фразы и целые абзацы в переписке членов Группы…
Деньги были нужны не только для организации издательской деятельности, но и просто для жизни. Семьи, дети были у Плеханова и П.Б. Аксельрода.
Скромные доходы на жизнь приносили кефирное заведение П.Б. П.Б. Аксельрода, врачебная практика Розалии Марковны, жены Г.В. Плеханова, уроки русского языка и литературы, что Георгий Валентинович давал детям из русских семей, живших в Швейцарии. Еще одну небольшую прибавку давали гонорары Г.В. Плеханова и В.И. Засулич за легально изданные в России и за границей статьи и книги.
Средства на издательскую деятельность Группы поступали из разных источников: сборы среди русских эмигрантов и студентов – специально на издание марксистской литературы; сборы на лекциях, которые читал Плеханов, популярный среди той же публики; суммы от продажи нелегальных изданий; и, наконец, пожертвования от лиц, сочувствовавших революционерам.
На нелегальных изданиях не обозначены сведения о тиражах; тем не менее, есть основания полагать, что средний тираж изданий группы «Освобождение труда» составлял 1-3 тысячи экземпляров. Издания Группы печатались, как правило, на тонкой бумаге, а часть выпуска – на папиросной. Небольшие размеры печатной продукции облегчали ее нелегальный провоз в Россию.
Доставка в Россию социал-демократической литературы была, пожалуй, не менее драматичной проблемой, чем её создание. Отправка нескольких экземпляров с оказией – вместе с возвращавшимися на родину студентами и просто путешественниками (в чемоданах с двойным дном, в переплётах книг) – не обеспечивала решение задачи, хотя таким образом была отправлена не одна сотня изданий. Основная масса литературы переправлялась при помощи контрабандистов и специальными посланцами плехановской группы, пробиравшимися в Россию нелегальным путём с транспортами литературы.
Непосредственные связи были установлены с московским «Обществом переводчиков и издателей», «Партией русских социал-демократов» (группа Благоева), петербургским и московским «Рабочими союзами» (группа Бруснева), со всеми отделениями «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (петербургским, московским, киевским). Полученная посредством этих групп литература распространялась далее: в студенческих, народовольческих и рабочих кружках. Небольшую собственную библиотеку имел практически каждый революционный кружок. Издания плехановской группы в России перепечатывались нелегально на множительных аппаратах, иногда переписывались от руки, что подтверждало актуальность содержания и потребность читателей в новой литературе.
В ходе полицейских обысков издания группы «Освобождение труда» обнаруживались во многих городах Российской империи и особенно ее промышленных центрах: Петербурге, Москве, Вильно, Варшаве, Полтаве, Житомире, Николаеве, Ростове-на-Дону, Баку, Нижнем Новгороде, Туле, Киеве, Харькове, Минске, Одессе, Твери, Херсоне, Ярославле, Саратове, Львове, Гомеле, Витебске, Риге, Иваново-Вознесенске, Владимире, Шуе, Орехово-Зуеве, Самаре, Либаве, Екатеринодаре, Екатеринославе, Кременчуге, Юзово, Лубнах, Аккермане, Иркутске, Кунгуре, Красноярске, Якутске.
В статье «Первые шаги с.-д. движения в России» (1909 г.) Плеханов писал:
Несколько слов об изданиях, сыгравших совершенно особенную роль в истории русского революционного движения.
Эпиграфом к своей книге Плеханов взял тезис Маркса «Всякая классовая борьба есть борьба политическая». Развивая это положение, он утверждал, что для победы революции в России необходимо слияние социализма и политической борьбы в классовой борьбе пролетариата, т.е. уже проводил мысль, которую позднее афористически выразит В.И. Ленин: «Социал-демократия без политической борьбы – это река без воды».
Книга Плеханова «Социализм и политическая борьба» произвела в России впечатление идейного переворота. Затем последовала ещё более капитальная работа.
Если в первой книге Плеханов опроверг тактические основы народничества, то в «Наших разногласиях» обратился к его идейным корням и подверг критике тезис народников о возможности для России миновать капитализм. Плеханов первым дал марксистский анализ экономики России. Приводимые им факты и логика исследования призваны были убедить в том, что поток русского капитализма «уже нельзя остановить, ещё менее можно его высушить», но русские революционеры могут и должны «воспользоваться, в интересах революции и трудящегося населения, совершающимся в России социально-экономическим переворотом».
Таким образом, переход от народничества к марксизму означал в представлении Плеханова развитие русского социализма от утопии к науке.
Вторая книга Плеханова усилила резонанс, вызванный его первой работой, не затихавший с момента ее появления. К середине 1880-х годов авторитет и обаяние «Народной воли» были ещё настолько велики, что новорожденная социал-демократия на русской почве казалась вначале скороспелой и малоавторитетной. Однако Плеханов и его сподвижники пропагандировали марксистский метод анализа очень веско. Их издания научно опровергали представления народников об историческом процессе, помогали определиться тем, кто плутал, как тогда говорили, «между Сциллой народничества и Харибдой марксизма».
Сохранилось множество свидетельств о действии, произведённом «Нашими разногласиями». Члены марксистской группы Д.Н. Благоева называли «Наши разногласия» «радикальным средством», которое способствует «прочищению тумана в головах». Известная народоволка С.М. Гинсбург в 1887 году писала П.Л. Лаврову, что книгой Г.В. Плеханова «Наши разногласия» «наводнена теперь Россия» и что она «лично видела людей, разбитых его теориями». Но, пожалуй, самое яркое и живое воспоминание о первом впечатлении от плехановской работы оставил А.М. Горький в своей книге «Мои университеты»:
С середины 1880-х годов марксизм стал особым и потенциально главным течением русской общественной мысли.
В 1900 году Г.В. Плеханов, П.Б. П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич вошли в редакцию газеты «Искра» и журнала «Заря». Отныне участие в «Искре» и «Заре» стало главным делом группы «Освобождение труда». (В 1901 году после 16 лет каторги и ссылки к ним вновь присоединился Л.Г. Дейч.) Соратники опровергали «легальный марксизм», продолжали пропаганду марксизма среди рабочих и – работали над созданием Российской социал-демократической рабочей партии, пока в 1898 году только провозглашённой.
Когда на II съезде РСДРП от имени всех членов группы «Освобождение труда» Дейч заявил, что группа «растворяется в партийной организации», это выглядело актом историческим: партия, необходимость которой провозгласили в 1883 году пятеро молодых русских революционеров, теперь стала реальностью, и группа сдавала ей полномочия, гордая сознанием торжества своих двадцатилетних усилий.
1. Горький А.М. Собр. соч. Т. 13. С. 565-566.
2. Из архива группы «Освобождение труда». Переписка Г.В. и Р.М. Плехановых, П.Б. П.Б. Аксельрода, В.И. Засулич и Л.Г. Дейча: [В 2 вып.] М.: Памятники исторической мысли, 2009. Вып. 1-2.
3. Курбатова И. Н. Издательская деятельность первых марксистских организаций // Книга в России, 1881-1895 /РНБ; Под общ. ред. И.И. Фроловой. СПб., 1997. С. 366-388.
4. Курбатова И.Н. Начало распространения марксизма в России. Литературно-издательская деятельность группы «Освобождение труда». М.: Мысль, 1983. 267 с.
5. Максимова В.А. «Социал-демократ» и «Работник» // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX- начала XX века, 1890-1904. Социал-демократические и общедемократические издания. М., 1981. С. 68-89.
Выставку подготовила З.Г. Крейцер,
м.н.с. Дома Плеханова
Маркс К., Энгельс Ф.
Манифест Коммунистической партии. Пер. с нем. изд. 1872. С предисл. авт. Женева, 1882. X, 50 с. (Русская социально-революционная б-ка; Кн. 3).
Экз. из личной б-ки Г.В. Плеханова.
Плеханов Г.В.
Социализм и политическая борьба. Женева: Тип. группы «Освобождение труда», 1883. IV, 78, 4 с. (Библиотека современного социализма; Вып. 1).
В прилож.: Об издании «Библиотеки современного социализма» / П. П.Б. Аксельрод, Г. Плеханов.
Экз. из личной б-ки Г.В. Плеханова.
На с. III владельческая надпись П.Б. П.Б. Аксельрода.
Плеханов Г.В.
Наши разногласия. Женева: Тип. группы «Освобождение труда», 1884. XXIV, 322 с. (Библиотека современного социализма; Вып. 3).
В кн. также: Плеханов Г.В. Письмо к П.Л. Лаврову (вместо предисловия). На обл. дата: 1885.
Издание вышло в свет в феврале 1885 года. На титульном листе части тиража указан 1884 год, так как, вероятно, предполагалось выпустить книгу ещё в конце этого года. (Курбатова И.Н. Начало распространения марксизма в России. Литературно-издательская деятельность группы «Освобождение труда». М., 1983. С. 104.)