чем была неудобна на практике буквенная нотация

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Как была создана удобная нотация

В Средние века (началом этого исторического периода счи­тают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками. Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не ука­зывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по дли­тельности. Зато своим начертанием они напоминали о направ­лении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наи­зусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы, о музыке кото­рых в дальнейшем будет идти речь в этом учебнике, такие знач­ки назывались невмами. Невмы применялись при записи ста­ринных католических богослужебных песнопений — григори­анского хорала. Такое общее название произведено от име­ни папы римского Григория I[3]. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопе­ний. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в уни­сон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке[4].

Ранние невменные записи григорианского хорала невоз­можно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвйдо д’Арёццо («из Ареццо») изобрел новый способ нотации. Он обу­чал в монастыре мальчиков-певчих и хотел, чтобы им было легче запоминать духовные песнопения. К тому времени невмы стали помещать на горизонтальной линии, над и под ней. Эта линия соответствовала одному определенному звуку и тем самым уста­навливала примерный высотный уровень записи. А Гвидо при­думал проводить сразу четыре параллельные линии («линейки») на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана — как бы строго расчерченная канва, позволявшая точно указывать высотное соотношение звуков по тонам и полутонам. И при этом нотная запись стала более наглядной — словно ри­сунок, изображающий движение мелодии, ее изгибы. Звуки же, соответствовавшие линейкам, Гвидо обозначил буквами латин­ского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизме­няться и в конце концов превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись» на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков.

Слухи о новом способе нотации — прямо как о некоем чуде — дошли до папы римского Иоанна XIX. Он вызвал к себе Гвидо и сам спел по изобретённой записи неизвестную ему мелодию. В дальнейшем число параллельных линеек много раз меняли, случалось – увеличивали даже до восемнадцати. Лишь к концу XVII века «победил» теперешний пятилинейный нотоносец. Использовали и много различных ключей. Только в XIX веке самыми употребительными стали скрипичный и басовый ключи.

Добавим, что тактовой чертой стали разделять такты в XVI веке, а размер в начале нотной записи — указывать в обязательном порядке с XVII века. Впро­чем, тогда существовали уже не только нотные рукописи, но и печатные ноты. Ибо нотопечатание началось вскоре вслед за изобретением книгопечатания — к концу XV столетия.

Вопросы и задания

1.Чем была неудобна на практике буквенная нотация?

2. Что подсказывали средневековым певчим невмы?

3. Что такое григорианский хорал и почему он так называется?

4. Объясните суть изобретения Гвидо д’Арёццо.

5. Какую следующую задачу надо было решить после изобретения Гвидо?

6. С какого времени нотация больше существенно не изменялась?

Источник

Чем была неудобна на практике буквенная нотация

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Скопируйте ссылку. По ней вы попадете в приложение Core, где собраны материалы по теме «Нотное письмо»: читайте, смотрите видео, выписывайте то, что интересно

Нотное письмо

В течение многих веков шли поиски наглядной записи музыкальных звуков. Сложность задачи состояла в том, что одним лаконичным графическим знаком нужно было зафиксировать и высоту, и продолжительность звука.

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

В 50-х годах прошлого века на северо-западе Сирии в древнем городе Угарит обнаружены музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры – это первая запись музыкального произведения в истории человечества. Древнейшим видом нотного письма стала буквенная нотация, возникшая в Древней Греции. Со временем буквы греческого алфавита заменились латинскими.

В средние века (около IX века) в Европе появляется невменнная нотация (от греч. neuma – кивок, намёк, знак). Невма – знак, передававший общее направление мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Друг над другом проводились две черты – жёлтого ( c ) и красного ( f ) цвета, обозначавшие высоту основных звуков. Невмы записывались на линейках или вокруг них.

Разновидностью невменного письма стало русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Источник

Нотной грамоте учат неправильно*

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотацияПреподаватели готовы разделить с вами все таинства музыкальной теории но не раньше, чем вы научитесь читать эти закорючки самостоятельно.

Предполагается, что студент должен страдать самостоятельно освоить ноты, путем многократного повторения. И вообще, если «ниасилил», значит у тебя нет Таланта — иди мести двор.

Представьте что было бы, если бы обычной грамоте учили так же. Но мы, почему-то, в большинстве своем читать и писать таки научились.

Под катом я опишу свою методику, которая на мой дилетантский взгляд работает лучше, чем то, что обычно предлагают начинающим.

Прошу прощения, если заголовок статьи показался вам чересчур дерзким и провокационным. Таковым он, в общем-то, и является.

Я ни в коем случае не умаляю заслуг преподавателей, вкладывающих душу в своих учеников, как не умаляю и важности музыкальной теории и сольфеджио. Я всего лишь пытаюсь по иному взглянуть на самые первые шаги в изучении нотной грамоты с точки зрения музыканта-самоучки.

Я не утверждаю, что именно я первым нашел этот способ и вполне допускаю, что он был известен и ранее. Да и странно было бы, если за пятьсот лет никто этого не заметил. Вот только в интернетах об этом ничего не слышно, а все известные мне музыканты повторяют одни и те же малоэффективные мантры.

Эффективность я оценивал исключительно на себе, поскольку сей субъект оказался самым доступным для исследования.

Вместо предисловия

Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотацияКстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).

В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.

В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.

История болезни

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотацияКак обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).

Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.

Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.

А вот дальше, кто во что горазд.

Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.

В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.

В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».

Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотацияХудо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.

А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!

…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.

Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

В поисках симметрии

Давайте попытаемся найти симметрию в нотной записи. С первого взгляда ее там нет и быть не может, ведь ноты на стане расположены последовательно и возрастают монотонно:

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Вообще, мне по душе итальянские названия нот, но в этой статье для компактности я буду использовать и буквенные обозначения.

Чтобы найти правильный ответ, часто приходится выходить за пределы обычного восприятия. Помните задачу, где надо зачеркнуть все девять точек четырьмя прямыми не отрывая пера?

Мы поступим также. Смотрите:

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Эти ноты отстоят друг от друга на октаву, поэтому всегда будут равны между собой, какой бы ключ мы ни выбрали.

Мы смотрим на симметрию, которая все это время была у нас перед глазами! Зная это правило, очень скоро мы сможем ориентироваться в трех позициях на стане в каждом из ключей. А если к ним добавить непосредственных соседей, то число позиций увеличивается до девяти (об этом ниже). В добавок к этому есть еще ключевая линейка, нота которой обычно запоминается первой.

Выходит, что ключевая нота это опорная точка, но не начало координат. И только для альтового ключа эти понятия совпадают.

Просто, как ABC

Ну а дальше дело техники. Мы нашли островки, от которых можно протянуть мостики к соседним нотам.

Я думаю, что абсолютное большинство из присутствующих не только умеет считать до трех, но и знает порядок следования нот в октаве: до ре ми фа соль ля си. Эти сведения мы и используем во благо.

Так и быть, начнем со скрипичного ключа, который, как уже было сказано ранее, отмечает положение ноты соль (G) на нотном стане:

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Для успешного распознавания нот в этом ключе, нам необходимо запомнить всего лишь, что начало координат (центральная линейка) соответствует ноте си (B), которые на картинке выделены красным цветом.

Кому все-таки нравятся мнемонические фразы, могут запомнить это так: «СИ — центр СИмметрии». Ну а кому-то может понравиться, что тройки соседних нот образуют ABC.

Не задерживаясь надолго на скрипичном ключе переходим к басовому:

чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

На самом деле, это очень важный момент. Не нужно пытаться сразу учить все ноты скрипичного ключа. Запомните: мы учим паттерны, а не конкретные ноты.

Басовый ключ отмечает положение ноты фа (F) и имеет в центре ноту ре (D). Середина? Тройки соседних нот, образуют знакомую с детства последовательность до-ре-ми.

На данный момент необходимо запомнить только соответствие ключа и его центральной ноты (си для скрипичного ключа, ре для басового), все остальное приложится само.

Таким образом от ситуации «как все сложно» мы переходим к «о, а это я знаю!». Подобный подход позволяет разделить знание на «простое» и «сложное». А еще он создает ощущение, что дело спорится и все не так страшно.

Если не обращать особого внимания на симметрию, то все линейки стана будут одинаково неудобными, а дело освоения нотной грамоты будет казаться унылой зубрежкой, коей оно обычно и является.

Как вы думаете, сколько времени бы заняло освоение нотной грамоты, если бы стан был таким?чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Если убрать шелуху то становится видно, что все ноты располагаются на линейке, ниже или выше нее:чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация
Я думаю не нужно много ума, чтобы выбрать одну ноту из трех в зависимости от ее положения.

Так вот, используя наши островки симметрии, мы можем свести задачу освоения полноценной нотной записи к уверенному распознаванию нот в островках и выводу остальных позиций через них.

Со временем мозг научится распознавать и промежуточные позиции не хуже островных, тем более что у меня в запасе есть еще пара приемов, упрощающих жизнь и там.

Как именно учить?

Насколько я знаю, традиционный подход предполагает играть простенькие мелодии, постепенно запоминая положение нот на стане.

Разумеется я пробовал этот вариант, но обладая неплохим слухом от природы, я запоминал мелодию быстрее, чем ноты из которых она состоит. В итоге, проиграв нотный текст один-два раза, я переставал «читать» и по сути использовал его как подсказку, какую мелодию надо играть.

С моей точки зрения, ноты нужно запоминать без привязки к контексту мелодии. Раз сейчас мы учим позиции нот, ничего другого в поле нашего зрения быть не должно.

И тут как нельзя кстати приходится программа Anki, созданная для запоминания карточек иностранных слов, иероглифов и любой другой информации. Программа заточена на периодическое повторение карточек с определенными интервалами, подобранными для оптимального запоминания.

Anki контролирует прогресс вашего обучения и чаще подсовывает те карточки, в которых вы «плаваете». Но и успешно запомненные карточки периодически добавляются в колоду, чтобы проверить себя и гарантировать запоминание.

На минуточку, из 17 самых ходовых позиций нотоносца (5 основных линеек с 4 промежутками и по 2 линейки и 2 промежутка с каждой стороны) мы уже́ можем ориентироваться в 10 (три тройки и одна ключевая нота). И это в каждом ключе! Не зная симметрии, нам пришлось бы независимо учить 34 позиции скрипичного и басового ключа.

Осталось каких-то семь позиций, к которым и предстоит пробросить мостики от наших островков стабильности.

Собственно методика

Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.

Изучение базовых нот

Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.

Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда. Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.

Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.

Таким образом, алгоритм должен быть такой:

И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно. Это просто чрезвычайно важно.

Изучение производных нот

К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.

Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.

Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.

В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация

То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.

Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).

А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.

Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть фото чем была неудобна на практике буквенная нотация. Смотреть картинку чем была неудобна на практике буквенная нотация. Картинка про чем была неудобна на практике буквенная нотация. Фото чем была неудобна на практике буквенная нотация
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.

Заключение

Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.

Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.

Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:

Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *