чем славится исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры. Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире. Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.

Высота сооружения составляет 101,5 м, а его вместимость – около 12 тысяч человек. Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы. Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Исаакиевский собор

История строительства

Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год

В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.

Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана

Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.

Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве

Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.

Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.

Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной

Богатое украшение фасадов

Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.

Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.

Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.

На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.

Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.

Вход в Исаакиевский собор Южный фасад; барельеф «Поклонение волхвов» Фрагмент западного фронтона Крест, венчающий купол Исаакиевского собора Барельеф с изображением Монферрана

Интерьеры собора

Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.

Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.

Под куполом: Богоматерь в окружении святых Иконостас Потолок

Интересные факты

Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.

При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.

Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.

Панорама Исаакиевского собора

Режим работы, порядок посещения и стоимость

Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.

Исаакиевский собор зимой Винтовая лестница

Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.

Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн

Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.

Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.

Подробную информацию можно узнать по телефону (812) 315-97-32 (администрация) или на официальном сайте www.cathedral.ru.

Как добраться

Доехать или дойти до Исаакиевского собора достаточно легко, поскольку он расположен в центральной части города. Храм находится неподалеку от Адмиралтейской набережной, Невского проспекта, Дворцовой площади. Можно доехать на метро до станции «Адмиралтейская». Выйдя из нее, двигайтесь по Малой Морской и попадете прямо на Исаакиевскую площадь, где и находится святыня.

Также неподалеку расположены станции «Сенная площадь», «Спасская», «Садовая». Добраться от них пешком можно очень быстро. Так, от Сенной площади достаточно пройти по переулку Гривцева до набережной Мойки. Повернув налево, вы уже через 50-100 метров окажетесь около Исаакиевского собора. Однако большинство туристов предпочитает совмещать посещение храма с прогулками по городу, не привязываясь к конкретным маршрутам.

Тень Исаакиевского собора и памятника Николаю I

Источник

Всё об Исаакиевском соборе — о самом великом до мелочей

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления славного города на Неве. Отцом обоих величайших творений является Петр Первый. Государь родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и созданием храма во имя святого он пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя.

Первая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского была построена в 1707 году. В ней в 1712-м были обвенчаны Пётр I и Екатерина I. В дальнейшем храм не единожды перестраивался, и четвертый возрождённый собор мы видим сейчас.

Возведением, реконструкцией и усовершенствованием собора занимались буквально все императоры России. Екатерина II ради такой большой цели не жалела мрамор. Но при ней удалось заложить лишь грандиозное основание.

Павел I по-своему продолжил дело своей великой матери, и мощный мраморный фундамент был увенчан низкими кирпичными стенами, что породило массу усмешек и нареканий.

Александр I не смог смотреть на этот стыд. Император велел всё разрушить и построить новый храм — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Строили собор долгих 40 лет. Однако игра стоила свеч.

Хотя французскому мастеру стройка стоила всей его жизни. Реально Исаакий стал делом всей жизни Анри Луи Огюста де Монферрана. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакия как «Микеланджело Севера».

Для храма использовали видимо-невидимо золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, проч. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыто 6,5 тысяч метров квадратных храма.

Работали знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Сделанный кадр стройки стал одним из первых фото в России.

Когда-то в соборе стоял, поражая всю отечественную и мировую общественность, гигантский маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Сегодня на месте его крепления находится фигурка голубя — символ Святого Духа, а на куполе работает обзорная площадка, с которой простирается восхитительный вид на весь центр Санкт-Петербурга.

Обо всем этом, и о многом другом, очень пикантном и интересном, увлекательном и полезном, более подробно можно узнать из следующих статей сайта.

Источник

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и вклад великих мастеров в его возведение

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм, расположенный в центре Санкт-Петербурга, на Исаакиевской площади, является одним из самых узнаваемых символов города на Неве. Одновременно он служит визитной карточкой Северной столицы России, известной на весь мир. Своей красотой и величием Исаакий обязан многим зодчим, первым из которых был Пётр Великий.

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Преподобный Исаакий Далматский и Пётр I

Пётр I Алексеевич родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Возведением храма Государь пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя. Итак, собор своим появлением, как и город на Неве, обязан Петру Великому.

Сегодня Исаакиевский собор является одним из высочайших купольных сооружений мира. Это святое сооружение является изящным украшением Северной столицы. В нём необычно всё сплелось: его история, архитектура, внешний вид, интерьер.

Но ему суждено было пройти непростой путь, его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте. Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления города на Неве. Отцом обоих величайших творений выступил Пётр Первый.

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Первая церковь во имя Исаакия Далматского

Первая церковь была воздвигнута для Адмиралтейских верфей, на которых к 1706 году работали свыше 10 тысяч человек. На приказ Петра I найти подходящее помещение для будущей церкви, было выбрано здание большого чертёжного амбара, который находился на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства.

Для возведения церковного шпиля пригласили голландского архитектора Герман ван Болес. Церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была деревянной, одноэтажной, простой формы. На крыше располагались колокольня со шпилем и маленький купол с крестом над алтарём. Первая церковь носила временный характер.

Церковь заложили в день Святого Исаакия Далматского в 1710 году, в том же году состоялась первая служба. В 1712 году именно в этой церкви прошло венчание Петра I и Екатерины Алексеевны. Когда стало ясно, что она слишком мала для быстро развивающегося молодого города, эту церковь разобрали.

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Вторая церковь святого Исаакия

Вторую церковь во имя преподобного Исаакия Далматского было решено построить возле Невы, всего в 20 метрах от берега, там, где позднее вместо церкви был воздвигнут памятник Петру I. Согласно другим источникам, церковь была сооружена немного восточнее этого места.

Каменная церковь святого Исаакия была заложена в 1717 году. Второй храм строился в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. В 1719 году, после его кончины, строительством руководил Николай Гербель. К этому времени уже были фундаменты церкви.

Гербель возвёл церковные своды. Однако из-за неудачных проектных решений, они треснули. Тогда возглавить строительство храма св. Исаакия поручили Гаэтано Киавери. Достраивал вторую церковь каменных дел мастер Яков Неупокоев. Отделку осуществлял сперва Киавери в 1725—1726 годах, а завершал Михаил Земцов в 1728 году.

В июне 1733 года от удара молнии в храме случился пожар, который уничтожил колокольню. Возрождением занимался ван Болес и в том же 1733 году колокольня была восстановлена. На следующий год создали часы для церкви.

Ремонтные работы по проекту проходили под наблюдением архитектора Пьетро Трезини. Тогда отстроили заново стены и галереи, купол покрыли вместо железа медью, а своды заменили на каменные. Но уже в ходе работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется исправления посерьёзнее или даже совершенная перестройка.

Итак, 6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой, второй Исаакиевской церкви, уже каменной. Её возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов.

Уникальный факт состоит в том, что сохранились 5 архитектурных листов, подписанных Гербелем, среди которых 4 варианта иконостаса — единственные дошедшие до наших дней эскизы алтарей петровской эпохи. Резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе, создали в московской мастерской Ивана Зарудного. Перед сносом церкви в 1763 году его разобрали и отправили на хранение в один из храмов. К сожалению, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Третий Исаакиевский собор в Петербурге

Поскольку старое здание церкви, подтачиваемое водами Невы, постепенно разрушалось, в 1761 году указом Сената от 15 июля архитектору Савве Чевакинскому было поручено составить проект нового храма имя святого Исаакия Далматского.

Проект не был реализован. Екатерина II одобрила идею воссоздания в прежних формах колокольни Исаакиевского собора. Однако императрица отвергла проект Чевакинского, в котором был предусмотрен абсолютно другой облик храма.

Заслуга Чевакинского заключается в том, что ему принадлежит идея переноса церкви дальше от реки. Кстати, в одном из вариантов было выбрано место для церкви именно там, где находится сейчас современный Исаакиевский собор.

Вскоре Савва Чевакинский подал в отставку. В 1766 году Екатерина II издала указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. В 1768 году государыней был подписан указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц «.

Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года. В память об этом событии была выбита медаль. Новый проект собора разработал Антонио Ринальди. Но обстоятельства сложились таким образом, что Ринальди не смог завершить начатую работу. После смерти Екатерины II строительство прекратилось.

К тому времени здание построили только до карниза. Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол сын Екатерины II — Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. 1 апреля 1798 года Бренна приступил к работе. Он хотел следовать проекту Ринальди, но из-за отсутствия средств ему пришлось сильно урезать задумки предыдущего архитектора, чем обезобразил храм.

Бренне пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения 4-х малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка.

Сооружение Бренна, начатое им 1 апреля, стал в точности большим посмешищем. Горожане смеялись и сочиняли всякие едкие стишки. Собор получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного основания и кирпичных стен.

При сыне Павла I — императоре Александре I начали исполнять окончательный монферрановский вариант собора и стали разбирать кирпичную кладку. И уже 30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был завершён и освящён. Однако вскоре после его возведения стало ясно, что и это здание церкви необходимо перестроить.

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Четвёртый Исаакий — окончательный вариант

Работы по сооружению фундамента начались в 1818 году по первому проекту Огюста Монферрана — главного архитектора Исаакиевского собора. Полное имя: Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. На русский манер Монферрана называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран.

Монферран родился в 1786 году, в Шайо, учился в Париже под руководством Ш. Персье, П. Фонтена и Антуана Коммарье, участвовал в постройке церкви Марии Магдалины и многих других сооружений у себя на родине. Но мировую известность Монферрану и на века принесла работа в России, в частности возведение Исаакиевского собора и и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.

Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружки — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствии богатой облицовки как внутри, так и снаружи.

112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и лёгким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.

чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор чем славится исаакиевский собор. Смотреть фото чем славится исаакиевский собор. Смотреть картинку чем славится исаакиевский собор. Картинка про чем славится исаакиевский собор. Фото чем славится исаакиевский собор

Огюст Монферран и Санкт-Петербург

Апрель 1814 года коренным образом изменил судьбу Монферрана. Французскому архитектору удалось привлечь к себе внимание русского царя Александра I, преподнеся ему «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I», выполненный собственноручно. Это событие произошло сразу же после вступления русских войск в Париж.

Среди рисунков в этом альбоме были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира», в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны. Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат.

Показав себя не только как прекрасного рисовальщика, эксперта и любителя классического искусства, но и как технически подкованного специалиста, Монферран добился своего — он получил официальное, но при этом любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург. В 1816 году он приехал в столицу России, не побоявшись изменить свою судьбу. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в Санкт-Петербурге.

В 1816 году Монферран, будучи рекомендован князю П. М. Волконскому, прибыл в Петербург и получил место архитектора при Кабинете Александра I. Первой его постройкой в российской столице был Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте. Позже в нём разместилось военное министерство.

Проект Монферрана по перестройке Исаакиевского собора более других понравился Александру I, и он утвердил его 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II.

Почти все сложные технические вопросы решал Августин Бетанкур. Но, когда тот был занят на строительстве других объектов за пределами Петербурга, Монферран решал сам проблемы, возникающие по ходу строительства. Монферран не был инженером, но добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности к 1819 году.

В 1822 году Августин Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура была создана система механизмов, с помощью которой Монферран установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади.

При сооружение купола Исаакиевского собора Монферран стремился максимально его облегчить без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. К. Ломновский.

Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

До этого были выполнены такие же купола на башне Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и на Майнцском соборе — в 1828-м. Образцом послужил купол лондонского Собора Святого Павла, спроектированный Кристофером Реном. Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов.

Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.

Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения. Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.

Монферран умер в 1858 году в Санкт-Петербурге. Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком.

Было дозволено только обнести гроб с телом архитектора вокруг собора, провести в нем панихиду и установить бюст, созданный из всех видов камня, использовавшихся при строительстве. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.

Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *