через господа и спаса нашего иисуса христа

Толкование на 1 Фессалоникийцам 5:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Фессалоникийцам 5:9 / 1Фес 5:9

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 9−10 яко не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения, Господем нашим Иисус Христом, умершим за нас, да, аще бдим, аще ли спим, купно с Ним живем

Купно с Ним живем. Купно — или так: чтоб мы все в совокупности, и живые, и умершие, вступили тогда в блаженное сожительство с Господом и всегда в Нем пребыли. Или так: вместе с Ним. Мысль одна и та же.

«Сказанное здесь имеет такой смысл: не бойтесь опасностей; если мы и умрем, то будем живы. Не приходи в отчаяние от того, что бедствуешь: ты имеешь верный залог. Он не предал бы Своего Сына, если бы не имел к нам чрезвычайной любви. Следовательно, хотя и умрешь, будешь жив, ибо и Сам Он умер и се жив есть. Итак, умрем ли мы, или будем жить, вместе с Ним жить будем. Я не нахожу в этом ни малейшего различия, мне все равно, жив ли я, или умру: потому что с Ним мы будем жить. Будем поэтому делать все для той жизни, будем все исполнять, устремляя взор к ней» (святой Златоуст).

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Ефрем Сирин (

потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа

Поелику (Бог) не определил нас на гнев, то есть на погибель, но к спасению жизни, то есть: или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем; или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении.

Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Иустин (Попович) (1894−1978)

потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа

Подвизаясь день и ночь ради спасения и ограждая страхом и трепетом наши души, мы не даем в сердцах наших места гневу против грешников. И когда мы гневаемся, то гневаемся на их грехи и жалеем их, как больных и искалеченных. Мы знаем от Господа, что гнев — не лекарство против их грехов. Подвизаясь неутомимо ради спасения, мы подвизаемся и о спасении ближних, поскольку мы таинственно связаны с ближними, по крайней мере общей человеческой природой сотворенного из земли тела и данной от Бога души.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (

потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−10 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним

«Надежда спасения» в стихе 8 находит свое определение в orgh. Ап. говорит Ф., что Бог определил их не на грех, но к получению спасения через Христа. Получение спасения есть будущее приобретение, ибо и гнев есть факт будущего. Но Ф. найдут свое спасение через Христа. 10 ст. замечателен, так как содержит в себе провозглашение великого христианского догмата об искуплении. Это единственное место в наших посланиях, где делается намек на этот догмат, хотя позднее, во второй группе посланий, Ап. постоянно касается этого главного пункта своего учения. «Догмат этот представлен здесь как двойственный по своему содержанию, во-первых, как содержащий указание на акт со стороны Христа — «умершего за нас», и как включающий в себя идею единения верующего со Христом («чтобы… мы жили вместе с Ним»). Упоминание здесь об этом догмате очень важно, так как оно показывает что учение об искуплении было присуще уму Ап. Павла в его раннейших писаниях… оно, поэтому, не есть позднейший продукт его более зрелых размышлений, как это иногда утверждают» (Lightfoot, Notes, 77). — «Бодрствуем ли, или спим» — живы мы, или же умерли, мы все одно живем с Ним.

Источник

Спасение начинается с двух вещей — Евангелие от Марка 16:16

СПАСЕНИЕ В ВЕРЕ И КРЕЩЕНИИ

Основную мысль данной статьи можно охарактеризовать так; «Кто будет Веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет [Мк 16:16]».

Иисус был распят на Голгофском кресте. С креста Его сняли любящие руки и похоронили в новой гробнице Иосифа в саду. Но утром третьего дня Он разорвал оковы смерти и ада и вышел победителем из могилы.

В последующие сорок дней Он несколько раз являлся Апостолам и говорил с ними о царстве Божьем. Затем с вершины горы Елеон Он вознесся к Отцу Своему небесному.

Перед вознесением Иисус явился апостолам, сидевшим за едой, и упрекнул их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшим не поверили. Затем Он сказал им:

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мк 16:15-16).

Все, кто верит Библии, признают тот факт, что спасение во Христе может быть получено только через Него. Другого пути спасения просто не существует, вот что говорит Библия по этому поводу:

12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
(Деян 4:12).

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
(2 Тим 2:10).

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
(1 Ин 5:11).

Поставленные условия

Условия спасения ясно выражены в описании Марком Великого поручения, данного Иисусом Христом. Во-первых, грешник должен услышать и принять Евангелие. Во-вторых, Иисус говорит, что «кто будет веровать и креститься, спасен будет» [Мк 16:16].

Многие люди утверждают, в силу тех или иных причин, что верят Библии, принимают требование веры в Евангельскую весть, без каких-либо возражений, но большинство их, открыто отвергает требование крещения.

Таковыми являются верующие в Бога люди, которые верят в Него, но утверждают, что для того чтобы быть спасённым – крещения не обязательно.

Или другая категория людей, которые верят в Бога, но утверждаю, что можно быть спасённым при крещение в младенчестве или детстве.

Согласно правилам современной грамматики, равно как и грамматики греческого Койне (древнегреческий язык), Господь утверждает, что для спасения важны две вещи – вера и крещение.

Давайте проведём небольшой лингвистический анализ этого предложения [Мк 16:16].

Это предложение сложное, декларативное, при этом слова «кто будет веровать и креститься», являются сложным подлежащим с ограничительным оттенком смысла, выраженным в словосочетании «будет веровать и креститься».

«Спасен будет» – это составное глагольное сказуемое.

Главное предложение заключается в словах – «[Тот] … спасён будет». И нам легко понять, кто этот «тот», который будет спасен.

Обратите внимание на то, что Иисус не сказал: «Кто будет веровать, спасён будет». Не сказал Он также и то, что «кто будет креститься, спасён будет».

Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет». Соединительный союз «и» связывает вместе два слова «веровать» и «креститься», как условие спасения каждого человека!

Вера обязательна

Те, кто принимает Библию как вдохновенное и авторитетное Слово, признают обязательность веры для спасения от греха. Абсолютная необходимость веры видна во множестве мест Библии, например:

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Ин 3:16).

24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
(Ин 8:24).

30 и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
(Деян 16:30-34).

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.
(Рим 5:1).

1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
(1 Ин 5:1).

Приведённые выше места из Библии, а также многие другие места, показывают нам с вами, необходимость «веры» человека, как первое условие спасение его души!

Важно задать себе такой вопрос – какая вера спасает, какой она должна быть? В Библии вера человека различается, например, Иисус говорил о большой вере [Мф 8:10] и малой вере [Мф 14:31].

Павел писал о твердой вере [Рим 4:20] и немощной вере [Рим 14:1]. Иаков упоминает мертвую веру [Иак 2:17; 26] и веру, которая достигла совершенства [Иак 2:22].

В то время как в различных деноминационных вероучениях говорится о спасении одной только верой, нигде в Библии, такого учения вы не найдете.

Вера, которая спасает, является «степенью послушания» воле Бога. Вера, которая не работает, «мертва сама по себе, если не имеет дел» [Иак 2:17, 20]. И вот другие места, подчеркивающие эту важную истину: [Ин 3:36; Иак 2:14-18; 2:20-24; Гал 5:6].

В Послании к Евреям 11:1 вдохновенный писатель даёт определение веры; «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

В этой главе [Евр 11 глава], он иллюстрирует силу и действенность веры, показывая, как она воздействовала на жизнь верующих в прошлые века.

Великие люди, подобные Авелю, Ною и Аврааму, жили и умерли в вере. Их вера проявлялась в делах: «верою Авель принес Богу жертву»; «верою Ной приготовил ковчег», «верою Авраам повиновался»…

Какое же нужно воображение, чтобы говорить, что эти люди древности, были угодны Богу одной только верой! Их вера выражалась в послушании. Они верили в то, что Бог есть и что Он исполнит Свои обещания, и любовью служили Ему!

Бог говорит нам сегодня, что Евангелие Христа, было дано «чтобы покорять вере все народы» [Рим 1:5] и что тайна этого Евангелия «была объявлена всем народам для покорения их вере» [Рим 14:25].

Крещение необходимо

Давайте разберём такой вопрос, — что такое крещение по Библии? И, надо сказать, что крещение, упоминается в каждом случае обращения во Христа. Например, оно приводиться в подробностях в книге Деяния Апостолов 8 главе [Деян 8:25-40].

В наше время, среди множества конфессий и деноминаций, существует путаница в отношении того, что такое крещение и какова его цель в Божьем замысле.

Эта путаница разрешается, если посмотреть на перевод древнегреческого слова «baptizo», оно означает – погружать, кого либо или что либо, в воду. В нашей Библии это слово переведено как «крещение» (на наш родной язык).

Апостол Павел говоря о крещении, называет его погребением:

12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
(Кол 2:12).

Чтобы подать пример нам с вами, Иисус принял крещение от Иоанна в реке Иордан. Он вошёл в воду, был погружён в неё, а затем вышел из воды [Мк 1:9-11].

Соответственно, для крещения человека требуется много воды, или ровно столько, чтобы его тело могло полностью уйти под воду. [Ин 3:23]. Евангелист Лука так описывает крещение Филиппом эфиопского вельможи:

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
(Деян 8:36-39).

Из этих отрывков ясно, что крещение по Писанию требует, первое: много воды, второе: схождения в воду, и третье: выход из воды. Это исключает окропление или обливание как виды крещения. Только полное погружение осуществляет волю Бога по Писанию.

Похожие статьи по данной теме:

Ни в Новом Завете, ни в практике церкви I века не отмечено ни одного исключения из правила крещения, поэтому и в наши дни, исключений быть не должно. Абсолютно важно, чтобы люди делали то, что Бог велит, и так, как Он велит [1 Цар 15:22-23]!

Раскаяние это компонент веры

Если мы зададим вопрос, — кто должен креститься? Иисус отвечает на это так; «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие [всем людям]. Кто будет веровать и креститься, спасен будет» [Мк 16:15-16].

Из этого отрывка ясно, что обязанность неверующего состоит в том, чтобы услышать евангелие и уверовать. Павел называет это «наставлением в вере» [Гал 3:2]. Павел также сказал:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим 10:17).

Когда в Коринфе, как отмечает Лука, было проповедано евангелие Иисуса: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая, уверовали и крестились» [Деян 18:8].

Таким образом, желающие креститься по Писанию должны покаяться во всех своих грехах. Покаяние предусматривает праведную печаль о содеянном в прошедшей жизни, раскаивающегося грешника, и перемену его сознания или мышления, что приводит к изменениям в его жизни.

Иисус как-то сказал: «Нет, они не были грешнее! Но если вы не покаетесь, то и вы все тоже погибнете» [Лк 13:3].

В день Пятидесятницы, когда люди были обличены в своих ужасных грехах проповедью Петра и других апостолов, они вскричали: «Что же нам делать?» Пётр сказал им:

38 покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян 2:38).

Некоторое время спустя, Пётр обратился ещё к одному собранию иудеев в Соломоновом притворе и сказал им:

19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа
(Деян 3:19-20).

Выступая перед философами в греческом городе Афины, Павел сказал:

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться.
(Деян 17:30).

В рассказе об эфиопском вельможе, записанном в Деяниях Апостолов, говорится [Деян 8:26-39], что Филипп, сев в колесницу вельможи, благовествовал ему об Иисусе. Беседа их, касалась и необходимости крещения.

Потому что, когда они приехали к воде, евнух сказал: «Вот, вода; что препятствует мне креститься?» [Деян 8:36]. А в стихе 37 читаем: «Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».

Вера во Христа была условием спасения в I веке н.э, она по прежнему необходима и сегодня. В тех случаях, когда люди приходили к крещению, производивший его должен был быть уверен, что человек, готовящийся принять крещение, – верующий.

Человек верующий, не может крестить неверующих. Перед тем, как сойти в воду и крестить эфиопского вельможу, Филипп удостоверился в том, что тот уверовал во Христа.

Подытоживая приведённые стихи из Библии, мы можем сказать, что решивший креститься, должен услышать Евангелие и уверовать в Него.

Эти условия обязательно исключают младенцев и всякого, кто не может за себя отвечать, потому что они не в состоянии уверовать и у них нет грехов, чтобы каяться.

Зачем покаявшемуся верующему креститься? Потому что Иисус сказал Апостолам, «раскаявшийся» верующий должен креститься, чтобы спастись.

Разве в этом отрывке раскаяние не подразумевается [Мк 16:16]? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ибо раскаяние – неотемлимый компонент веры.

Сказанное Петром, осознавшим свою вину людям, в день Пятидесятницы, согласуется с тем, что сказал Иисус: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» [Деян 2:38].

В своих посланиях, апостол Пётр писал:

20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.
(1 Пет 3:20-21).

Как все апостолы и евангелисты, апостол Пётр, не учил тому, что спасает одно только крещение. В том же послании он говорит о необходимости веры [1 Пет 1:5-9], а во втором своем послании – о важности покаяния [2 Пет 3:9].

В [1 Пет 1:22-23] апостол пишет, что сердца очищаются послушанием истине. Крещение вводит «во Христа», где находится спасение. В Послании к Галатам апостол Павел говорит:

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал 3:26-27).

Говоря «во Христе», мы можем себе представить некое место или расположение. И быть «во Христе» – значит быть соединённым с Ним самым прекрасным союзом.

Христос и те, кто крещён «во Христа», образуют всеобщее единство, тело. Поэтому, быть «во Христе» – это быть членом Его тела, которое черпает свою жизнь от Христа.

В контексте третьей главы Послания к Галатам Павел высказывает мысль, что дети Божьи – это не те, кто «в Израиле», а те, кто «во Христе». Место, где человек является сыном Божьим по вере, находится «во Христе».

Крещение раскаявшегося верующего помещает его «во Христа». Крестясь во Христа, люди получают все блага пролитой Иисусом крови. В послании к Римлянам Павел говорит:

«Креститься в Его смерть» означает быть погребенным со Христом, а погребаясь с Ним, человек соединяется с Ним.

До «погребения с Ним крещением в смерть» грешник еще не в союзе с Ним, но при крещении «в смерть» он соединяется с Ним, и тогда начинают действовать славные благословения Его жертвенной смерти на Голгофе.

Важность этого шага веры показана во 2 Послании к Коринфянам 5:17, где Павел пишет:

17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2 Кор 5:17).

Апостол Иоанн также подчеркивает эту истину в 1 своём Послании [1 Ин 5:11]:

11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
(1 Ин 5:11).

Крещением – человек переносится из семьи сатаны в семью Божью, Церковь Христову. Однажды Иисус сказал одному учителю иудеев:

5 Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Ин 3:5).

Крещение является существенной частью нового рождения. Все, кто стал детьми Божьими в первые дни христианства, крестились и тем самым вошли в Царство Христа – Его Церковь. Павел писал церкви Коринфа:

13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1 Кор 12:13).

Нет другого пути стать Божьим чадом и членом Господнего духовного Тела, – Церкви.

Схожие статьи на данную тему:

Заключение

Иисус пострадал и умер за всех из-за того, что «все согрешили и лишены славы Божьей». Его план спасения прост для понимания.

Когда перед человеком открывается Евангелие Божьей благодати, и он верит и покоряется Ему, то Господь обещает ему спасение и место в Своём славном царстве.

«Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет».

Источник

19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа




6 августа по старому стилю / 19 августа по новому стилю
суббота

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Утр. – Лк., 45 зач., IX, 28–36.
Лит. – 2 Пет., 65 зач., I, 10–19. Мф., 70 зач., XVII, 1–9.

Тропарь праздника, глас 7:
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ Свет Твой при́сносущный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 7:
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои,/ сла́ву твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рови же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стинну о́тчее сия́ние.
******
Мы празднуем праздник Преображения Господня. В Евангелии от Матфея (см. Мф. 17, 1–9) рассказывается, как по прошествии шести дней Господь возвел Петра, Иакова и Иоанна, ближайших учеников Своих, на гору высокую помолиться и там преобразился перед ними. Лицо Его просветлело, одежды заблистали, как снег, и рядом с Ним явились два пророка, живших задолго до того, – Моисей и Илия. Почему евангелист Матфей связывает Преображение с тем, что было шестью днями раньше? А шестью днями раньше произошло совершенно особое событие. Спаситель вместе с апостолами был недалеко от города Кесарии Филипповой – на самом севере современного Израиля, недалеко от ливанской границы. Там Господь спрашивает у апостолов: «А за кого Меня почитают люди?» Ему говорят: за того или иного пророка, за Иоанна Крестителя, и Он задает вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» И апостол Петр произносит поразительные слова: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 13–16). Исповедание Петра – это исповедание веры, а в ответ на него – великое чудо Преображения Спасителя. Как поется в тропаре праздника, это было дано им, чтобы затем, видя Его страдания, они помнили о Преображении и укреплялись в вере.

О горе Фаворe как месте Преображения Господа свидетельствуют блж. Иероним Стридонский и свт. Кирилл Иерусалимский. Разные мнения о горах Преображения см. Евангелида и Энциклопедию Герцога, т. XV, 599.

У Дукакиса пишется, что Преображение было в феврале, то есть незадолго до страдания Христова (на основании Мф 16, 21), но ради Четыредесятницы празднуется в августе.

Освящение плодов
Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения после Литургии совершается освящение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть которого, по обычаю, жертвуется храму и неимущим братьям и сестрам по вере. Тем самым мы приносим Богу благодарение за все проделанные труды и результаты этих трудов, в осуществлении которых Он помогал нам и благословлял нас и окружающий нас мир.

Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня? Как показывает ход речи, с того, в который Спаситель, наставляя учеников Своих, сказал им: «приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего», и прибавил: «аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем» (Мф. 16, 27, 28), то есть, Свет предстоявшаго Преображения Он назвал Славою Отчею и Своим Царством. Это показывает и яснее раскрывает Евангелист Лука, говоря: «бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его было блистаяся» (Лк. 9, 28–29). Но как согласить их между собою, когда один определенно говорит о промежутке восьми дней между беседой и явлением, а другой (говорит): «по днех шестих»? Слушайте и разумейте.

На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое – Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец – гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой – воссиявши с Ним в светлом облаке. Таким образом, те шесть составляют восемь и по отношению к восьми не представляют никакого разногласия; равным образом не разногласят и Евангелисты, когда один говорит: «по днех шестих», а другой: «бысть по словесех сих яко дний осмь»; но этими двоякими словами как бы дают нам некий образ таинственно, а вместе с тем явственно присутствовавших на горе. Разумеется, всякий, согласно с Писанием рассуждающий, знает, что благовестники согласны друг с другом: Лука сказал о восьми днях, не противореча Матфею, изрекшему: «по днех шестих», – не присоединяя день, в который были произнесены те слова, а также дня, в который Господь преобразился (каковые дни Матфей представляет подразумевать разумно рассуждающим); Евангелист Лука не говорит: «по днех осьмих» (как евангелист Матфей: «по днех шестих»), а: «бысть яко дний осмь». Но тем, в чем Евангелисты кажутся разногласящими, они друг чрез друга показывают нам великое и таинственное. В самом деле, почему один сказал: «по днем шестих», а другой, оставив без внимания седьмой, припомнил о восьмом? Потому что великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира. О силе Божественнаго Духа, чрез которую достойным открывается Царствие Божие, Господь предрек: «суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Везде присутствует Царь всяческих и везде – Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: «пришедшее в силе». И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть, утвержденным в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну и прежде всего им самим как свободным от нашего природного уничижения. Поэтому, и ради этого именно, Бог являет Себя на горе, с одной стороны нисходя со Своей высоты, а с другой – возводя нас из глубины уничижения, так что Невместимый действительно вмещается смертной природой; и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума как произведенное силой Божественного Духа.

Итак, Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет. Не постигающие же этого измыслили, что избранные из апостолов видели Свет Преображения Господня чувствительной и сотворенной силой (способностью), – и чрез это покушаются низвести в тварь не только тот Свет, Славу Божию и Царство, но и Силу Божественного Духа, чрез которую достойным открываются Божественные тайны. Вероятно, таковые не слышали слов апостола Павла: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. 2, 9, 10).

Итак, по наступлении восьмого дня, Господь, взявши Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору помолиться: ибо Он всегда или один молился, удаляясь от всех, даже от самих апостолов, как, например, в то время, когда насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 19–23), или, взявши с Собою немногих, которые превосходили прочих, как было при приближении спасительной страсти, когда, сказав прочим ученикам: «седите ту дондеже шед помолюся тамо» (Мф. 26, 36), – взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна. Вот и теперь, взявши только этих же, Господь возвел их на высокую гору одних и преобразился пред ними, то есть, в глазах их. «Что значит – преобразился?», – вопрошает Златословесный Богослов (Златоуст) и отвечает: «открыл, то есть, им нечто из Своего Божества – столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога». Евангелист Лука говорит: «бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино» (Лк. 9, 29); у евангелиста же Матфея читаем: «и просветися лице Его, яко солнце» (Мф. 17, 2). Но Евангелист сказал это не в том смысле, чтобы тот Свет почитать за подлежащий чувствам (да удалится от нас ослепление ума тех, которые не могут представить себе ничего выше, подлежащего чувствам!), а желая показать, что Христос Бог – для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце – для живущих во плоти и созерцающих чувством: ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями. Возсиял же оный Неисповедимый Свет и таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженнаго видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенному умом; пристально же взирающий на сияние ее принимает как бы некое участие в ней, как бы начертывает некоторый яркий луч на своем лице; потому-то и лице Моисеево просветилось от собеседования с Богом. Знаете ли, что Моисей преобразился, взойдя на гору, и там увидел Славу Божию? Но он (Моисей) не сам произвел, а только потерпел преображение; Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел оный Свет. По этой причине, собственно, Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом плоть Свою; но только показал, откуда оный Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его; ибо написано, что и святые «просветятся, яко солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа, Божественно и неизреченно провозсиявшего, у Которого блистание, происходя от Божественного естества, явилось на Фаворе общим и плоти Его, по причине Ипостаснаго единения.

Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету?

Итак, Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа: они изменились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при самом принятии нашей бренности, обоженной соединением с Словом Божиим. Отсюда и Зачавшая и Родившая чудесно узнала, что Рожденный от Нее есть воплотившийся Бог; и Симеон, лишь только принял этого Младенца на руки; и старица Анна, вышедшая к сретению – ибо Божественная сила просвечивалась, как бы сквозь стеклянную оболочку, сияя для имеющих чистые очи сердца.

Да и для чего Господь пред началом Преображения избирает главнейших из лика апостольского и возводит их с Собою на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное. Что же особенно великого и таинственного в показании чувственного света, который обильно тогда имели уже не только избранные, но и остальные апостолы? Какая была нужда для них в изменении силой Духа очей их для созерцания того Света, если он чувственный и сотворенный? Как можно Славу и Царство Отца и Духа Святого представлять в каком-то чувственном свете? Неужели в подобной Славе и Царстве придет Христос Господь и в скончание века, когда не будет нужды ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству апостола, «Бог будет всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28), то есть, будет заменять все для всех? Если же – все, то, следовательно, и свет. Отсюда явно, что Свет Фаворский был Светом Божественным! И Евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет «требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21, 23). Не ясно ли, что он показывает здесь Того же Иисуса, Который ныне на Фаворе Божественно преобразился, и плоть Которого сияла, как светильник, являющий Славу Божества восшедшим вместе с Ним на гору? Равным образом и об обитателях того града тот же Богослов говорит: «не потребуют света от света, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и нощи не будет тамо» (Откр. 22, 5). Но какой же, спрашиваем, есть другой свет, у котораго «несть пременение или преложения стень» (Иак. 1, 17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, если не Свет Божества? Притом, Моисей и Илия (и особенно первый, который, явно, присутствовал духом, а не плотью) посредством какого чувственного света могли быть осияны, видимы и познаны? ибо и о них написано: «явльшася во Славе, глаголаста же исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме» (Лк. 9, 31). И как иначе апостолы могли узнать тех, кого никогда до того не видели, если не при таинственной силе Божественного Света, открывшего мысленные очи их?

Но не станем утомлять внимания вашего дальнейшим изъяснением слов Евангелия. Будем веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, поскольку только они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам Пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *