чин оглашения при крещении
Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные
Отсутствие в данном случае свидетельств по II в. Принятие в оглашенные в III в. Чин принятия в оглашенные по свидетельствам IV-го и V вв. Тот же чин в Х-XI в. Появление в X в. чина принятия евреев и условия вызвавшие его. Происхождение чина присоединения магометан. Чин принятия в оглашенные в позднейшей практике греческой и русской Церкви. Чин принятия в настоящее время и отношение его к древнейшему Общий взгляд на историческое развитие этого чина.
В настоящее время в состав чина принятия в оглашенные входят следующие действия: руковозложение, крестное знамение и молитва. В каком же виде совершалось это принятие в древней церкви? Апостольское время ничего не говорит нам об этих действиях. Из апостольских писаний мы узнаем только, что для вступления в число верующих от каждого, изъявившего желание креститься, требовались вира и покаяние, и более ничего. Были ли какие-нибудь особенные действия, при объявлении известным лицом своего желания принять крещение, нам не известно, да и нельзя предполагать, имея в виду ту простоту и ту несложность, которые составляют характерное отличие богослужения апостольского времени. Следующая за апостольским временем эпоха мужей апостольских, мало отличная в богослужебном отношении от предыдущей, а за тем и весь второй век, так мало оставивший нам свидетельств о христианском богослужении своего времени, также не дают ни каких положительных сведений по намеченному нами вопросу. Более или менее положительные данные о принятии в разряд оглашенных мы находим только в памятниках церковной литературы III века, которые говорят о рассматриваемом предмете, если не полно и не подробно, то по крайней мере достаточно.
Появление в рассматриваемом акте крестного назнаменования, чтения молитвы и возложения рук, нужно заметить, было фактом вполне естественным, не требующим какого-либо объяснения. Что же касается до испытания принимаемого относительно побуждений, которыми мотивировалось его обращение в христианство, то оно мало того, что было естественно, но даже было необходимым делом в данное время; Только при такой предосторожности церковь могла обезопасить себя в то тяжелое для нее время от вредных и лицемерных членов, нередко искавших поступления в христианское общество или с злым умыслом или по своекорыстным побуждениям. Нельзя также отрицать того, что таким испытанием церковь стремилась указать обращавшемуся, что она принимает в свое лоно только лиц свободно стремящихся быть соучастниками царства Божия.
Все первые действия, нет сомнения, в надлежащих случаях существовали и в Греческой церкви. Но что касается до последних двух действий, то относительно их едва ли можно сделать последнее предположение. Правда, как видно из целого ряда «Ordo ad catechumenum faciendum», приводимых у Martene, эти два действия еще издревле составляли достояние западной церковной практики при принятии оглашенных. Но в ряду свидетельств Восточной церкви мы не видим ни одного, которое подтверждало бы тоже самое и относительно ее. Поэтому и дуновение и вкушение соли, как необходимые элементы в акте принятия оглашенных, нужно думать, не существовали в практике Восточной Церкви VI и VII вв.
Бросая общий взгляд на это чинопоследование по изданию Гоара, не трудно заключить, что около Х – ХI в. чин принятия в оглашенные получил большую или меньшую устойчивость. Мы говорим так, потому, что две молитвы, который приводятся здесь, в таком же виде и для того же назначения существуют и в настоящее время. Неизвестно, впрочем, не только из письменных источников, но даже и из предания, когда явились эти молитвы и кто их составил. Однако не сомневаясь, можно отнести их более раннему времени, чем к какому относят, появление самого манускрипта. Характер обеих молитв и особенно первой 315 относит происхождение их – самое меньшее – к VI веку.
Сравнивая же это чинопоследование с чином принятия, в оглашенные, как он нам известен в общих чертах за предыдущее века, очевидно, что оно довольно резко отличается от последнего. В одном случае оно представляется сложнее, чем было прежде. Так напр., вместо одной молитвы, мы находим здесь две; равным образом и знаменованием крестом в этом чине также повторяется. Кроме того, здесь есть и совершенно новый обряд, – это преклонение колен. С другой стороны, здесь многого и не достает, сравнительно с прежним чином, так здесь не; говорится об испытании вновь обращающегося и не упоминается о возложении рук. Это молчание, впрочем, не дает права заключать, что последних действий не существовало в чине принятия в оглашенные в VIII-IX вв. Если, напр., возложение рук существовало в этом чине до X в, и после него, – как увидим ниже, – то нет сомнения, что оно существовало в нем и в X веке, как элемент самый существенный в целом акте приняла в оглашенные. По всей вероятности, находящееся у нас под руками чинопоследование X-XI века не есть изложение чинопоследования в полном и цельном его виде. За это. говорит тот факт, что в том виде, как оно издано Гоаром, оно носить на себе явные следы отрывка.
Как можно заключить из выше сказанного нами, изданный Гоаром чин принятия в разряд оглашенных с течением времени вошел в употребление в Восточной Церкви. Однако, начиная с этого времени, (т. е. с X в.), если только не ранее, он стал разнообразиться, стал существовать не в одном только рассматриваемом нами виде. Такое разнообразие было вызвано переменою воззрения церкви на религиозное миросозерцание язычников до принятия ими христианства. В древности – в III, IV и V веках, распространяясь по всем странам, христианство, как совершенно новое учение, столкнулось с последователями самых разнообразных культов языческого мира, и потому, естественно, ко всем последним христиане относились совершенно безразлично. Каждый член человеческого общества, как еще не принявший христианства, был в глазах предстоятелей церкви язычником вообще. Но в VIII-X веках, когда христианство заняло огромную территорию, и уже совершенно вытеснило собою многие дохристианские языческие культы, – при своем внешнем распространении, ему пришлось иметь дело с не многими нехристианскими культами и главнейшим образом с двумя – еврейским и магометанским. Такое обстоятельство, по нашему мнению, заставило уже не индифферентно и безразлично относиться к языческим культам, как это было прежде, а различать их, в отношении к культу, прежде ими признаваемому. В силу этого, Церковь нашла нужным установить особый порядок для принятия в свое общество евреев и особый порядок – для принятия магометан. Поэтому-то наряду с чином принятия язычников вообще, около рассматриваемой нами эпохи, т. е. около X-XII века мы встречаем еще чин принятия магометан, и чин принятия евреев, – чины, впрочем, более различающееся по названию, чем по сущности дела. Собственно около X-ХI в. мы находим только чин присоединения евреев, – изданный Гоаром с криптоферратского (Bessarions) списка, относящегося приблизительно к этому времени. Чинопоследование это в общих чертах таково.
Обращающийся к православной вере еврей прежде всего должен сознаться в ложности иудейского учения, затем должен объяснить, что он обращается к новой вере от чистого сердца и по своей доброй воле и без всяких корыстных целей.
Неизвестно, когда именно, но только или в конце XI и в начала XII века чин принятия в оглашенные осложнился появлением еще новой его разновидности, известной теперь под названием «чина присоединения мухаммедан».
Таков в общих чертах чин принятия иноверцев вообще. После этого акта обращающийся уже становился оглашенным в продолжение 40 дней. Но если обращающейся магометанин или еврей, то в таком случае прежде обряда самого оглашения за неделю он должен дать подробное отречение от своей веры, – в форме ответов на вопросы катехизатора, а на другой день, после, этого дается ему общее испытание в изучении истин христианской веры. Последний акт, впрочем, обязателен для всех иноверцев.
Constitut. Apostol. Lib. VIII, cap. XXXII. Здесь же перечисляются и те лица, которые не могут быть допускаемы к оглашению. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col. 1128–1133. «Апост, Пост.» в русск. перв., стр. 290–292.
Sulpic. Sever. Dialog. II. «De vil. Martin». Cap. IV. Curs. Compl Patrolog. Ser. Lat. Tom. XX, col. 204. multitude omnis in, coelom clamare sublato, Chrislum Deum fateri: postremo cuncti cater vatim ad geaua beati viri ruere coeperunt. fideliter postulantes it eos. facerit christitinos; nec cunctalus, in medio ut erant; campo, cunctos imposila nniversis manu catechumenos fecit, cum quidem ad.nos con versus diceret, non irrationabiliter in campo calechumenos fieri, ubi solerent martyres consecrari. Приводя это свидетельство, мы считаем нужным заметить следующее. В словах Севера стоит выражение: «сделал их христианами». («eоs faceret christiаnоs»). На языке современной церковной практики это выражение нужно бы понимать так, что св. Мартин крестил язычников. Но Бингам кажется, довольио справедливо замечает; «сделать оглашенными и сделать христианами одно и тоже, потому что то и другое совершается посредством возложения рук и молитвы. Bingham, Antiquit. Eccles»; Vol. IV, Lib. V. Ed. Magdeb. 1755, pag 3. Тому же самому следует Martene, когда не полагает никакого различия между чино-последованиями «принятия в оглашенные» и «принятия в христиане» («ordo ad christianum faciendum» и «ordo ad catechuraenum faciendum») Martene. «De antiquis ritib» Pars. 1. Cap. 1. Art. VIII Rotomag. 1700. pag, 37–43). Правда, некоторые на том основании, что 7 правило II Вселенск. собор, говорит: «всех, которые из них (еретиков) желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день творим их христианами, во второй оглашенными» и т. д., – утверждают, что выражение, сделать христианином и сделать оглашенным на языке древних не были, тождественными (Долоцкий. «Оглашение в древней христиан. церкви», Хр. чт. 1849; т. 1: стр. 439–440). Но во всяком случае вернее будет согласиться с Бингамом и Martene. Выражанием приведенного правила «творим оглашенным», не указывается на какой-либо особый обряд, а просто указывается на преподавание обращающимся первоначальных истин веры и допущение их к слушанию дальнейших наставлений. Что же касается до выражения «творим их христианами», которое говорить о сопричислении к хрстианскому обществу, то оно согласно с названиями этого причисления в чинопослндованиях у Martene, несомненно указывает на чин принятия в оглашенные.
Martene. (De untiquis ritib» pars. I. cap. 1. art. VI. § V, pag. 30–31. Multun autem hortutus eum (Marcellum) beatus episcopus (Quirinus) et consignavil eum in nomine Domini Jesu Christi.
Martigng. «Dictionuaire des antiquites Chretienns» Ed, 2. col. 225. Фрикен. «Римские катакомбы», ч. II. М. 1872. стр. 134.
Препод. Максим. Испов, в своих примеч. к творению «О церковной иерархии» замечает, что под словом «какую-нибудь песнь» нужно разуметь или песнь Mapиам «Поим Господеви» или XXXII псалом или часть его «придите к нему и просветитеся». Curs. Compl. Patrol Ser. Graec. Tom. IV, col. 124; в рус. перев. «Пис. Отц. и учит. Церкв. относящ. к истолк, богосл», Том. 1, стр. 46.
«De Eccles Hierarch». Cap. II, n. 3–5. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. III, col. 393–395, по рус. перев. Ibid., стр. 33–34.
Bingham. Anliquit. Eccles. Tom. IV, lib. X., cap., 1. § 3 Ed; Halae Magdeb. 1755, pag. 6.
Евсевий. «De vita Constant.» Lib IV. cap. LXI. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XX, col. 1213. «ἒ νθα (т. е. в храме Елеонопольском) δή καί πρῶτον τῶν διά χειροθεσίας εύχῶν ήξιοῦτυ ». Соч. Eвсевия Памфила в рус. пер. СПб. 1858 г. т. II, стр. 274.
Bingham. «Antiquil. Eccles». Tom. IV, Lib. X, cap. 1. Magdeb. 1755 pag. 5.
«Concil. Arelatensis» can. VI. «De his, qui in infirmitate eredere volunt, decuit, plcbere iis manum imponi». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat, Tom. LXXXIV, col. 239.
Августин. De peccator. merib. Lib. II, cap. XXVI, n. 42. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom. XXVI, col. 176. Catechumenos secundum quemdam modum suum per signum Christi et orationem manus impositiohe puto sanctificari.
Concil Eliberitan, can. XXXIX. Bruns. Canoues Apostol. et Concil, Pars. II. Berol. 1839 г., pag. 7. Правило это, вероятно, потому ограничивает принятие желающих огласиться одними епископами, что они были лица более компетентные, а частью и потому, что множество еретиков, расплодившихся в это время, заставляло с строгостью принимать лиц ищущих оглашения.
Августин. «De symbol, ad catechumenos». Lib. II. cap. I, n. 1. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XL, col, 637. «Nondum quidem adhuc per sacrum baptismum renati estis, sed per crucis signum in utero sanctae matris Ecclesiae jam concepti estis».
Августин. «De catechizaridis rudibusp.» Cap. XX, n. 34. Curs. Compl, Patrol. Ser. Lat. Tom. XL, col. 335; «Cujus (Chrisli) passionis et crueis signo in fronte hodie lanquam in poste siguandus es, omnesque christiaui signantur».
Августин. «De symbol, ad catechumenos». Lib. II. cap, 1. n. I. «Agat itaque (т. e. signal. crucem) haec mater congruis alimentis prius pascere quos portal, ut post partum laetetur se Laies suscepisse, quos spiritualiter nutria». См. об цит. 3.
Августин. «Catechizandis rudibus», Cap. XXVI, n, 50. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom, XL, col. 344. «His dictis, inlerrogandus est an haec credat atque observare desiderel. Quod cum responderit, solemuiter utique signandus est et Ecclesiae more tractandns». Ср. в русск. пер. Xp Чт. 1844 г. ч. III, стр. 69.
Григорий В. Sacrament». Curs. Cornpl. Palrol ser. Lat. Tom. LXXVIII, col. 367–8.
Срав. «Чин. принят, инов.» изд. 1829 г.. л. 5.
Ср. Id., л, 5 об. и Goar. « Ευχολογ ». Edit. 1730, pag. 283.
Где указывается на существовании оглашенных, как организованного класса, и совершение Крещения в определенное время.
Goar. » Ευχολογ « «Ordo et catechizmus Proselyto ex Hebraeis ad Christ, fidem recipiendo f’aciendus. Edit. 1730, pag. 282–3.
Но если этот факт составляет отличие, как нoвое привнесение в чин, то с другой стороны – мы здесь видим «отсутствие элемента, который считался необходимым в чине принятия; язычников в древней церковной практике; мы разумеем здесь отсутствие рукоположение. Однако его присутствие и здесь отрицать никак нельза, судя по уместности такого действия при принятии нового члена в христианское общество.
Особенно часто это можно встретить в постановлениях западных соборов V-VI вв.
Goar. » Ευχολογ » Ed. 1730, pag. 282–3.
Яблоков. «О происхожд. чин. присоед. мужам.» Кав. 1881 стр. 19.
Требник, митр. Макария, ркп. (1505 г.) Солов. библ. № 1085, л. 194-об.
Яблоков. «О происхожд. чин. присоед. мухам.» Кав. 1881 стр. 20.
Требник, ркп. Солов, библ. № 1085, л. 1.13 об, и л. 187 об.; №1099, л. 41 об.; № 1090, л. 220 об. В таком же виде он, имеется и в требниках Моск. Синод, библиот. № 371, л. 192 (Опис. 10, 1, 148); №373, л. 26, (XV в.); №374, л. 1920 (Опис. III, 1, 151, 172); №377 (Опис. III, 1, 218). Ср. « Ευχολογ ». ркп. Моск. Синод. библ. №280, л. 115.
Могила. «Требн.», 1646 г. стр. 76.
«Чинопоследование присоединяемых из иноверных к павославной церкви» в Kиeво-Печерской Лавре 1759 г. было буквально перепечатано в отдельной книге из требника Могилы. См. «Рук. для сел. пост.». 1860 г. III, 459.
Сравн. «Чин принятия иноверных», изд. Синод. 1829 г, с требником Могилы, л. 77–144.
См. Goar. » Ευχολογ « Ed. col. 1730, pag. 283.
Говоря о чине принятия в оглашенные, мы рассматривали его только в отношении к принятию язычников евреев и мухаммедан. Между тем этот чин из глубокой древности имеет приложение еще к принятию в лоно православной церкви и еретиков или не православных христиан. Не касаясь его в последнем отношении, мы сделали так потому, что имели в виду только те чины оглашения, которые всегда заканчиваются крещением. Что же касается до чина принятия в оглашенные еретиков, то это скорее относится к области другого специального исследования, имеющего задачею рассмотреть чин принятия еретиков в его целом виде. К тому же, с одной стороны, рассматриваемый нами чин и по отношению к язычникам, и по отношению к еретикам, как в позднейшей практике, так и в практике более раннего времени, почти не имеет различий; а с другой, – чин принятия еретиков.имеет для себя уже специальное историческое исследование свящ. А. Серафимова, под заглавием: «Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан». (Исторнко-канонич. иссл.). Кострома, 1881 г. (Не мало сведений об этом можно найти еще в сочинении А. Дмитриевского. «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.» ч. I. Kав. 1881 г, стр. 316–322 и именно, в приложениях к этому сочинению).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Оглашение
Оглашение в переводе означает «научение православной вере». Оглашенные — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять Таинство Крещения и стать членом Церкви Христовой. Практика оглашения известна уже со II — III вв. Оглашение обычно длилось два или три года, в течение которых человек, желающей принять крещение, знакомился с христианским учением. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ в свою очередь собирал информацию о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенным разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия, они должны были выходить из храма. Оглашенные молились, соблюдали пост и ежедневно посещали богослужения, раскаиваясь в своих грехах. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую субботу местный епископ совершал торжественное крещение всех оглашенных.
Из истории Церкви известны и примеры того, как люди, лишенные водного крещения, тем не менее не только считались крестившимися, но и почитались христианами в качестве святых.
Св. муч. Иринарх — палач, который исповедал себя христианином и принял крещение кровью
Чин оглашения
Чин оглашения, особенно в Иеросалимской и Константинопольской Церкви, совершался с большой торжественностью. В IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко крещению «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.
Блаженный Августин (354-430 гг)
Интересно, что древняя практика Русской Церкви была такова, что в чине крещения при отрицании от сатаны на беса полагалось только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Несмотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса стал в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение. При этом отрицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличие от трех раз в современном чине. Приготовление к крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившимися до настоящего времени.
В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев. В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.
Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой молитве он молит Господа дать готовящемуся к крещению силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего. «И налагает руку на главу его». Налагает руку в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. В следующих трех молитвах священник Именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». В последней молитве священник молит Владыку и Господа принять оглашенного в число своих словесных овец и дать ему ангела хранителя. Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, сокрытый и гнездящийся в сердцы его». Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через Божественное вдуновение как бы обновляется душа, поврежденная грехом. «И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник трижды запечатлевает приступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.
Далее следует отречение от сатаны. После того, как человек во время оглашения познает истинное христианское учение, он отказывается от прежнего верования и от привычек, которые укоренились в его душе при участии сатаны. Поэтому над оглашенным священник читает так называемую заклинательную молитву, в которой Именем Господа Бога из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и через это очищает душу желающего принять Святое Крещение. Затем священник троекратно обращается к крещаемому с вопросом: отрекается ли он от сатаны и всех дел его? Крещаемый или его восприемник (если совершается крещение младенца), повернувшись лицом на запад, который является местом захода солнца и символизирует царство зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «Отрицаюсь сатаны и всех дел его…» Для того, чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души (ум, сердце и воля) отрекся от сатаны, крещаемому снова трижды задается вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И крещаемый отвечает трижды: «Отрекохся сатаны…» (т.е. отрекся).
И теперь, когда крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения сатане, он присоединяется к другому обществу и должен начать лучшую жизнь. Оглашаемый поворачивается лицом к востоку. Это символизирует то, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лук. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему. Крещаемый опускает руки долу, что является знаком того, что он до этого он был пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства, и что теперь он имеет надежду освободиться от этого рабства через веру в Господа Исуса Христа и через Святое Крещение. Священник спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» (произносит Символ веры полностью). По прочтении оглашенным символа православной веры, священник еще предлагает крещаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры полностью. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «обещаваюся» и «верую» и то же исповедание православной веры. Наконец священник еще три раза спрашивает крещаемого: обещался ли он Христу? верует ли он во Христа? И троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и святому Духу Троице Единосущней и неразделимей.
Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению
Понятие об оглашении – Состав его – Историческое обозрение дидактической стороны оглашения. – Начало оглашения, как наставления готовящихся ко крещению. – Общее содержание огласительного наставления в апостольское время в III, IV и V вв. Отсутствие данных по этому предмету в VII в – Огласительное наставление в древней Русской Церкви. – Предмет его в современной практике. – Ограниченность круга предметов огласительного наставления в древней практике Церкви. – Молчание катехизаторов пред оглашенными касательно таинств и объяснение этого, – Метод огласительных наставлений в древности. – Преподавание Символа веры и Молитвы Господней. – Продолжительность оглашения, как наставления. – Краткость срока для него при Апостолах – Постепенное сокращение срока оглашения к VII в. – Срок оглашения в древней Русской Церкви и взгляд ее на этот срок в позднейшее время.
Чтобы быть членом какого бы то ни было человеческогo общества, необходимо наперед знать сущность того, что дает право этому обществу на его существование, как особого общества; необходимо наперед знать цель, к которой стремится это общество, средства, которыми оно достигает цели, и т. п. Мало того, для вступления в действительные члены, кроме знания, необходимо еще и убедение в истинности, действительности и пользе стремлений того самого общества, куда известное лицо желает вступить, как член. Одним словом, для вступления в звание члена в какое-либо общество требуется известная подготовка к этому лица, желающего быть членом. Этот факт особенно осязателен при вступлении в религиозное общество. Очевидно каждому, что для того чтобы сделаться действительным членом известного религиозного общества, чтобы стать последователем известного культа, необходимо наперед, хотя и в общих чертах, знать сущность принимаемой религии и убедиться в ее истинности. Таким образом, для принятия известной религии, требуется известного рода подготовка, требуется, так сказать, научение или обучение ее сущности. Это требование в данном случае является чисто психическим требованием. Понятно поэтому, чтобы сделаться и христианином также необходимо знание сущности христианского учения и убеждение в его истинности, а потому и при вступлении в Церковь требуется известного рода подготовка. И действительно, Церковь Христова, призывая во все времена к купели крещения всех людей, без различия пола и возраста, звания и состояния, нации и религии, отверзая для всех этот единственный вход, допускала к нему не иначе, как под условием предварительного приготовления. Это приготовление к крещению с глубокой древности известно под именем «оглашения».
Таким образом, «оглашение» – это наставление желающих вступить в Церковь Христову первоначальным истинам христианской веры.
Но таким определением, «оглашение», как акт церковный, еще не вполне определяется. Как акт, имеющей тесную связь с христианским, хотя и частным, богослужением, оглашение, естественно, должно соединяться с некоторыми обрядами и различными священнодействиями. Поэтому, под именем оглашения, в точном смысле этого слова, должно разуметь наставление и обряды, сопровождающее приготовление к крещению, – словом, весь, чин приготовления человека ко крещению.
Определив таким образом слово «оглашение», мы можем теперь приступить к самому историческому исследованию этого акта. Так как, насколько можно видеть из представленного нами определения сущности оглашения, этот акт состоим, из двух совершенно самостоятельных элементов, – наставления и обрядов, – элементов, которые разделяют оглашение на две отдельные части, то мы каждую из этих частей при своем исследовании можем брать, в отдельности, Итак, согласно этому, мы останавливаемся на оглашении, как наставлении, которое в огласительном акте предшествовало его собственно обрядовой части. С какого времени, как, чему, где и сколько учили или наставляли, – вот те вопросы, которые должны подлежать нашему исследованию на дальнейших страницах.
Впрочем, долго останавливаться на исследовании по всем этим вопросам нет особенной необходимости. Мы говорим так потому, что оглашение, как наставление обращающихся к христианской вере, хотя и составляет необходимое условие для принятия последней, но в то же время не стоит в тесной связи с крещальным чинопоследованием в собственном смысле слова. Правда, в древней церковной практике, особенно до VI-го века, оглашение в смысле наставления весьма тесно примыкало к чину Крещения, неразрывно соединялось с ним и имело чисто, церковный характер. Но тем не менее даже и в то время оно не имело значения чисто богослужебного акта. На этом, основании, излагая историю огласительного наставления, мы ограничимся только кратким историческим обозрением по всем вопросам, относящимся к этому предмету. При этом главным образом мы обратим внимание на древнюю практику Церкви в данном случае.
Эпоха мужей апостольских ничего не говорит нам касательно этого предмета: Но нет сомнения, что огласительное наставление в это время обнимало в своем содержании столько же и то же, сколько и что в предыдущее время. Тесная близость этой эпохи к апостольской не допускает предполагать иначе. Но к концу уже второго века нужно думать, огласительные наставления стали более обильными по своему содержанию, если принять во внимание тот факт (как мы увидим ниже), что в это время уже встречаются указания на более продолжительный срок оглашения, нежели в апостольское время.
В шестом веке, смежном с пятым, по всей вероятности, преподавание обнимало собою те же предметы, что и в предшествующем веке. Что касается до следующих затем VII и VIII вв., то от них не сохранилось свидетельств касательно этого вопроса. Такой факт объясняется очень легко и именно тем, что уже к концу V века, как мы увидим ниже, повсюдным обычаем стало крещение младенцев. Крещение возрастных, существовавшее, благодаря известным условиям времени, с этого века стало явлением редким, фактом исключительным. Вследствие этого-то, понятно, даже тем церковным писателям последующих веков, которые подробно трактовали об оглашении и крещении, как, напр., Симеон Солунский уже не было никакой надобности трактовать об огласительном наставлении. С последним тем более надо согласиться, что, начиная с VI века, благодаря обычаю крестить в младенческом возрасте, огласительное наставление как факт редко требовавшийся, мало по малу выходило из той тесной связи с крещальным актом, в какой оно находилось с ним до этого времени. Но нет сомнения, что при встречавшихся все таки случаях крещения возрастных и в последущее время Церковь в данном случае, как и всегда, руководилась практикою древней Церкви, и огласительные наставления, по всей вероятности имели своим содержанием те же самые предметы, что и в предыдущее время.
Сравнивая круг предметов огласительного наставления по этому ныне действующему положению с кругом предметов, входивших в область наставления в древней Церкви, можно думать, что в настоящее время практика Церкви в данном случае несколько отлична от древней практики, именно в настоящее время огласительное наставление менее обширно по своему содержанию, чем в древнее время. Такой взгляд будет отчасти и верен, однако и в древней Церкви открывалось сравнительно не многое.
Наконец, поводом к этому служило желание возбудить в оглашенных ревность скорее сделаться причастниками божественных таинств и собственным опытом познать всю спасительность их действий. «Иудеи, говорит Августин в одном месте, – не признают священства по чину Мелхиседекову», – и затем прибавляет: – «Я говорю верным и, ежели чего не разумеют оглашенные, да отложат леность и поспешать к уразумению 118 ».
Но главное общее правило, которое соблюдалось пастырями Церкви, при наставлении оглашенных, – это постепенность в сообщении истин христианства, переход от меньшего к большему, от предметов легких и понятных к более трудным и возвышенным, таинственным, при чем все преподаваемые истины должны были находиться между собою в строгой связи и последовательности. «Учение по порядку преподаваемое тебе о бане возрождения, говорить св. Кирилл Иерусалимский оглашаемому – ежели сегодня будет опущено, то когда вознаградится? Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и не посадим их, то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо 125 ». Поэтому, здесь же тот-же отец Церкви наставление оглашенным уподобляет зданию. «Представь, говорить он, что огласительное поучение есть строение. Ежели не укрепим оного, как следует, связями, дабы не оказалось расщелин, то и строение будет не прочно. Но надлежит по порядку класть камень на камень, угол связывать с углом, излишнее отбрасывать и таким образом строение возвышать. Подобно мы доставляем, тебе будто камни познания. Должно слушать о живом Боге, о суде, Христе и о воскресении, о многом надлежит говорить по порядку, ныне сказано сие порознь, а потом представлено будет в связи 126 ».
Благодаря такому методу огласительного наставления, научение оглашенных самым главным предметом в древней практике, обыкновенно, было пред самым только Крещением. В это именно время оглашенным преподавались Символ веры и молитва Господня. В это же время они были научаемы и тем ответам, какие требовались от них при Крещении. Так как преподавание этих предметов составляло собою суть древнего огласительного наставления, то мы остановимся в данном случае несколько подробнее.
Этим, по всей вероятности, и объясняется то непременное требование пастырей Церкви, чтобы оглашенные заучили Символ веры на память. «Желательно», говорит св, Кирилл Иерусалимский готовящимся к просвещению чтобы вы при самом чтении запомнили учение веры и сами по себе со всем тщанием повторяли, не начертывая оного на бумаге, но воспоминанием начертивая оное на сердце 137 ».
Как ни кратко преподавались оглашенным христианские истины, тем не менее, во всей совокупности, они представляли собою довольно обширный круг. Сообразно с этим, оглашение, конечно, не могло ограничиваться несколькими днями. И, действительно, исследуя историю оглашения, мы видим, что оно обнимало собою не редко продолжительный срок, хотя и не всегда одинаковый.
Обусловливаемая потребностями времени кратковременность наставлений, впрочем, не стояла в противоречии с формальным требованием Спасителя о предварительном наставлении обращавшихся к Нему. Хотя в Его заповеди и сказано «научите», но это выражение не заключает в себе необходимого требования, чтобы до крещения было производимо обстоятельное научение всем догматическим и нравственным истинам христианского вероучения. Подобного рода наставление должно было происходить уже после крещения, как видно из того, что слова: «уча их соблюдать все, что я повелел вам», – в заповеди о крещении поставлены после слов: «крестя их». и пр.
Относительно продолжительности оглашения во втором веке мы не имеем свидетельству. Но нет сомнения, что и здесь, в большинстве случаев, оно было непродолжительно. То тревожное состояние Церкви Христовой, которое в эту эпоху очень часто грозило смертью даже лицам только объявившим себя последователями Христа, по еще не получившим крещения, ясно говорить за такое предположение.
После, во времена гонений, когда язычники особенно подозрительно относились к христианскому обществу, старались подмечать в христианах какие-либо пороки, обвиняли их, по поводу их собраний, в неслыханных, ложно выдуманных преступлениях, когда пастыри Церкви не раз видели, как одни оставляли Христа и приносили жертву идолам из страха мучений, а другие, следуя ложному учению врагов – философов, снова переходили в язычество, иные же, увлекаясь обольстительными бреднями еретиков, к довершению бедственного состояния Церкви, появившихся в это время во множестве, присоединились к какому-либо из них, – Церковь с особенною строгостью и разбором должна была принимать в число своих последователей вновь обращавшихся, новых христиан, должна была с особенным тщанием испытывать твердость их убеждений в принимаемой ими религии и до сообщения им еще крещения научать их совершенно добрых дел, чтобы поспешным принятием в свое общество не наполнить Церковь Христову недостойными членами и таким образом не подать язычникам повода клеветать на всю Церковь и обличать христиан в различных пороках. При том же во время гонений не редко являлось в числе обращавшихся очень много таких людей, которые принимали христианство вовсе не по искреннему убеждению в истинности новой веры, а только с тою целью, чтобы разузнать все тайны христианской религии, разузнать ее последователей, а после того бесстыдно смеяться над христианством и предавать в руки языческих палачей его ревностных последователей.
Очевидно, чтобы предупредить такие печальные случаи и избавить себя от ложных последователей, предстоятели должны были крайне осторожно поступать при принятии новых членов, долгое время наблюдать их поведение, и потому должны были продолжить срок их оглашения чтобы не принять волка под овечьей шкурой.
Когда гонения на Церковь прекратились и христианство стало обще-государственною религией, когда христианам даны были различные преимущества и они стали занимать высшие должности, между тем как язычников отодвинули в государственных делах на задний план, то здесь явились новые побуждения – заботиться о продолжительном сроке оглашения. Легко могли найтись люди, готовые принять христианскую веру, имея мотивом только то, что христиане пользуются полною свободою и беспрепятственно занимают высшие общественные должности и что вообще христианин имеет больше прав в государстве, нежели последователь другой религии, Это также заставляло отсрочивать Крещение на более или менее долгое время.
За вторую половину VII в. и за VIII веке мы не находим свидетельств. Это объясняется тем, что в эту эпоху Крещение возрастных стало уже явлением редким. Нет сомнения, что и в это время Церковь, при назначении срока оглашения, руководилась практикою предшествующих ближайших веков.
Suicerus «Thesaurus ecclesiaslicus». Tom. II, sub voce: κατηχέω Edit. 1746 r. pag. 69.