чистоговорки 1 класс обучение грамоте
Чистоговорки 1 класс обучение грамоте
Задания от Степиной Т.А.
Чистоговорки – простые и эффективные логопедические игры-упражнения. Для начала проговаривайте их в медленном темпе. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи.
Звуки /с, сь/
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.
Сказала со смехом соседке синица:
— Стать самой стрекучей сорока стремится!
Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.
Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.
Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.
Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
Чистогооврки с быстрым проговариванием
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Чистоговорки с трудными звуками
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
Пусть ребёнок проговорит чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
Проговорить чистоговорку можно, прохлопывая /отбивая, протопывая/ ритм.
Предложите проговорить скороговорку несколько раз подряд и не сбиться.
Чистоговорки для уроков обучения грамоте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)
ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- суп соленый не (соли)
КО-КО-КО-кошка любит (молоко)
ОМ-ОМ-ОМ- мы построим новый (дом)
АФ-АФ-АФ-мы поставим в угол (шкаф)
РА-РА-РА- мы поем с (утра)
БЫ-БЫ-БЫ- идет дым из (трубы)
ОЙ-ОЙ-ОЙ- зайке холодно (зимой)
ЗУ-ЗУ-ЗУ- зайку моем мы в (тазу)
Су-су-су – в лесу нашли лису.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.
Со-со-со – катилось колесо.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – зайку моем мы в тазу.
От-от-от – мурлычет рыжий кот.
Ча-ча-ча – мы были у врача.
Ра-ра-ра – дождь идет с утра.
Ри-ри-ри – в окна посмотри.
Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа.
Цо-цо-цо – вымыли лицо
Ом-ом-ом – мы построим дом.
Жок-жок-жок — это пирожок.
Чи-чи-чи— мы любим калачи.
В огороде целый день
Скачет конь через плетень.
Я весь день зову его,
А в ответ он: «Иго-го».
После дождика лягушки
Веселились на опушке;
«Что за прелесть, КВА-КВА-КВА
Всюду мокрая трава!»
Где ты спряталась, кукушка,
В чаще леса, на опушке,
Или вон на том суку,
А она в ответ: «КУ-КУ
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация шипящих(сонорных,свистящих) звуков. «
Ле-ле-ле, ле-ле-ле!
Павлик едет на метле
Дра-дра-дра — выльем воду из ведра,
Дро-дро-дро — на мосту стоит ведро,
ДРУ-ДРУ-ДРУ — к нам пришёл на праздник друг,
Дры-дры-дры — в сказках гномики мудры.
Инна Светлова «Домашний логопед»
ся-ся-ся мы поймали карася
сю-сю-сю Соня кашу съела всю
си-си-си едет Сима на такси
усь-усь-усь из реки выходит гусь
се-се-се на скамейку сели все
ось-ось-ось шел зимой по лесу лось
ась-ась-ась у меня тетрадь нашлась
за-за-за уходи домой коза
зу-зу-зу моем зайку мы в тазу
зы-зы-зы дали в школе нам призы
зя-зя-зя на красный свет идти нельзя
зи-зи-зи поросята все в грязи
зе-зе-зе дали сено мы козе
зин-зин-зин мы налили в банк бензин
цо-цо-цо покатилось яйцо
ца-ца-ца на лугу стоит овца
цы-цы-цы в огороде огурцы
ец-ец-ец наш Сережа молодей
ец-ец-ец вот и сказочки конец
ха-ха-ха мы поймали петуха
хи-хи-хи Маша нюхает духи
хе-хе-хе рыба плавает в ухе
ах-ах-ах очень холодно в горах
ох-ох-ох мы засеяли горох
ух-ух-ух с тополей слетает пух
их-их-их я люблю сестер своих
эх-эх-эх в гости мы позвали всех
гу-гу-гу петь я больше не могу
го-го-го кричит лошадка иго-го
га-га-га гуси вышли на луга
ку-ку-ку сидит белк на суку
ко-ко-ко дети любят молоко
ка-ка-ка у нас в шкафу лежит мука
ём-ём-ём громко песенки поём
ёт-ёт-ёт котик песенки поёт
эй-эй-эй сидит на ветке воробей
ой-ой-ой скоро мы пойдем домой
ай-ай-ай наступит месяц май
ра-ра-ра были мы в гостях вчера
ро-ро-ро потерял петух перо
ру-ру-ру мышка спряталась в нору
ры-ры-ры у ребят в руках шары
ор-ор-ор мы пошли во двор
ур-ур-ур во дворе кормили кур
ла-ла-ла сняли скатерть состола
ло-ло-ло мыли с мылом мы стекло
лу-лу-лу не могу найти пилу
лы-лы-лы стали туфли мне малы
ул-ул-ул мы купили новый стул
ал-ал-ал наш Илюша очень мал
ол-ол-ол вратарю забили гол
ыл-ыл-ыл Леша шарф забыл
ча-ча-ча к Саше вызвали врача
чу-чу-чу молоточком я стучу
чи-чи-чи испекли мы калачи
че-че-че сидит кошка на плече
юч-юч-юч потеряла Оля ключ
оч-оч-оч наступила ночь
ач-ач-ач шел по полю черный грач
еч-еч-еч у Сережи щит и меч
жа-жа-жа есть иголка у ежа
жи-жи-жи под кустом сидят ежи
жу-жу-жу молоко дадим ежу
же-же-же снег на улице уже
а-а-а Аня гладила кота
о-о-о у Оли новое пальто
у-у-у утка плавает в пруду
и-и-и у Инны синие носки
ы-ы-ы тыква, бусы и усы
э-э-э Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Для обучающихся первого класса.
На уроках обучению грамоте и письма.
Ба-бо-бы- на дворе стоят столбы.
Бу – бы – ба – из окна торчит труба.
Ду-до-да – гудят провода.
Ужу-жу-жу- молока дадим ежу.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи- здесь живут ежи.
Же-же-же-же-дождь прошел уже.
За-за-за- за кусом стоит коза.
Зы-зы-зы- нет травки у козы.
Зу-зу-зу- моем Катю мы в тазу.
Ло-ло-ло- на улице тепло.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Оль-оль-оль- мы купили соль.
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
Ре-ре-ре- стоит домик на горе.
Ра-ра-ра- у мышки есть нора.
Ре-ре-ре- носим воду мы в ведре.
Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Ва-ва-ва- на суку сидит сова.
Со-со-со- у Вовы колесо.
Ос-ос-ос- на поляне много ос.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь.
Ча-ча-ча- горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Оч-оч-оч- наступила ночь.
Ко-ко-ко- было очень нелегко.
Ба-ба-ба – в поход зовёт труба.
Би-би-би – маме не груби!
Бе-бе-бе – дарю цветы тебе!
Бу-бу-бу – вёслами гребу.
Ву-ву-ву – мы ездили в Москву.
Во-во-во – ждёте вы кого?
Вы-вы-вы – привет вам из Литвы!
Ва-ва-ва – вкусная халва.
Ви-ви-ви – смотрите MTV ( или листики не рви!)
Га-га-га – каблук от сапога.
Го-го-го – читаем мы Гюго.
Ги-ги-ги – готовы пироги.
Ге-ге-ге- гетры на ноге.
Гу-гу-гу- гуси на лугу (или в школу я бегу)
Да-да-да- капает вода (или скорей иди сюда)
Ду-ду-ду- гуляли мы в саду.
До-до-до- на дереве гнездо.
Ды-ды-ды- сели все ряды.
Де-де-де- купаемся в воде.
Ди-ди-ди- Данил, домой иди!
Жи-жи-жи- в море плавают моржи.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Же-же-же- мы на первом этаже.
Жу-жу-жу- я с весёлыми дружу.
Зу-зу-зу- печенье я грызу.
За-за-за- вчера была гроза.
Зо-зо-зо- идёт урок изо.
Зы-зы-зы- получим мы призы.
Зи-зи-зи-конфет мне привези.
Зе-зе-зе- подарим стрекозе.
Ка-ка-ка-в небе облака (сильная рука)
Ку-ку-ку – пирог я испеку.
Ко-ко-ко- сбежало молоко ( или уеду далеко)
Ке-ке-ке- лодки на реке.
Ло-ло-ло- на улице тепло.
Ли-ли-ли – мы гулять пошли.
Ла-ла-ла- шляпа мне мала.
Лу-лу-лу- Олег стоит в углу.
Лы-лы-лы- накрыли мы столы.
Ма-ма-ма- всё сделаю сама.
Му-му-му- маму обниму.
Ми-ми-ми – котёнка покорми.
Мы-мы-мы- за городом холмы.
Ме-ме-ме- фокусник в чалме.
На-на-на- на холме сосна (или ранняя весна).
Но-но-но – на улице темно.
Ну-ну-ну – я сейчас усну.
Ны-ны-ны- в Африке слоны.
Ни-ни-ни- слон стоит в тени.
Па-па-па- в парк ведёт тропа.
По-по-по – я вяжу кашпо
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
1. Нашей Маше дали мало каши.
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-103204
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чистоговорки для уроков чтения 1 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автоматизация звука [с] в чистоговорках, скороговорках, стихах, тексте
са-са-еа — у Сани коса
са-са-са — в саду оса
сы-сы-сы — у Сани бусы
су-су-су — Соня видит осу j
ac-ac-ac — у нас дома квас
ас-ас-ас — у нас ананас
ос-ос-ос — в саду много ос
ус-ус-ус — у Сони кактус
ус-ус-ус — у Сани новый автобус
ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс
са-са-са — расплелась коса
со-со-со — поломалось колесо
су-су-еу — видел я лису
сы-сы-сы — длинные усы
ус-ус-ус — какой уксус
аска-аска-аска — у Вовы каска
са-са-са — в лесу бегает лиса
со-со-со — у Вовы колесо
су-су-су — было холодно в лесу
ас-ас-ас — у нас свет погас
У осы не усы, не усищи, а усики.
У маленькой Сани сани едут сами.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
У Сони коса до самого пояса.
Дайте Сане сок и ананаса кусок.
Соня готовит для нас вкусный квас.
У высокого куста Света видит аиста.
Стоит в осоке подосиновик высокий.
В субботу у Кости будут гости.
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
У Сони посылка. В ней бусы и косынка.
С осени и до весны спит медведь и видит сны.
У нас сегодня гости: Стае, Семен и Костя.
Стынет суп у Сони, Светы, а они сосут конфеты.
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит — на суку сидит.
Сидел соловей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Шел Санёк по суше и сосал сушку.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и смирны. (Е. Благинина).
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет — самокат.
У мамы в сумке сом и сметана.
Сом — коту, а сметана — Степану.
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой,
Есть и свет там, и покой!
Днём сонные совы на соснах сидят,
Когда все уснут — на охоту летят.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка.
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Любимому сыну поёт лиса
О том, как синеют небеса.
О том, как след в лесу найти,
Как от охотников уйти.
Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору.
Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок! Сеню — с ног. Саню — в бок.
Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп!
Все ослы всегда упрямы.
Все не слушаются мамы.
Не хватает в мире слов уговаривать ослов!
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете.
Так бегом в постели, дети!
Соня спит и видит сон:
снова снегом занесён
Есть у Сани снегокат.
Дайте Сане снегопад —
он катать всех станет.
Молодого злого пса
— Не скули, — сказал я псу, —
Прогони скорей осу.
Встал на грядке помидор,
Красный, словно светофор.
Видят козы — красный свет:
В огород прохода нет.
Всех сильней на свете слон, потому спокоен он
Выучить наизусть стихотворение.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и летает над колючей ёлкой
А под ёлкой грузди замостили мостик.
До свиданья, ёлка, приезжай к нам в гости
Произносить (читать) и пересказывать текст.
У мамы сумка. В сумке судак и сонный сом.
На сосне сухой сук. Высоко на суку сова. Сова спит. Совы всегда спят днём.
У Светы — книга со сказками. В ней есть сказки о коте в сапогах, о свинопасе, о Садко, о семи гномах. Обо всём на свете написаны сказки. В них всегда есть место самым необыкновенным событиям.
С наступлением темноты лиса поет своему сыну песни о том, как аист стоит на одной ноге, как гусята идут вслед за гусыней, как усатый сом отдыхает на дне, как пастух гонит стадо. Под мамины песни лисёнок спокойно засыпает.
Собака Сойка в лесу
У Стаса собака Сойка. В субботу Стае с Сойкой пойдут в лес. В лесу Стае спускает собаку с поводка. Сойка бегает под кустами и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Тётя Соня живёт в селе. Сима с мамой сели на автобус и поехали к ней в гости.
У тёти Сони есть большой дом и сад. В саду под сливой стоит стол. Тётя Соня постелила на стол красивую скатерть, положила салфетки и поставила самовар. Потом принесла пироги с капустой, сосиски, а на сладкое — миску смородины со сметаной и сладкие сочные сливы. И все сели пить чай.
Соня, ты спи, а я тебе буду рассказывать сказку.
Если я буду спать, то как твою сказку услышу?
Очень просто. Пусть у тебя одно ухо спит, а другое слушает.
Сестры Ася и Соня беседуют.
Ты, Ася, когда спишь, тебе снятся сны?
Будто мама сказала: «Уберись в комнате и посуду помой». И вот я села за стол с книгой. А комната сама убралась, и посуда сама помылась.
— Ой, и мне этот сон приснился! — всплеснула руками Соня.
Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.
А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.
Мама подарила сыну маленькую собачку. Очень обрадовался Саня подарку и сразу же назвал собачку Симой. Вот стала Сима знакомиться с комнатами. Сначала обнюхала мамину сумку. Затем залезла под стол и стала грызть ножку стула.
«Симка, тубо!» — крикнул Саня и полез за Симкой под стол. Но она выскочила оттуда, побежала в коридор и хотела спрятаться за самокат. Но тут Саня поймал её и говорит: «Не бойся, Симка, я тебя бить не буду».
Как самовар запрягли
Про одно и то же разные люди могут по-разному рассказывать. Вот как самовар запрягли.
Сидел один мастер за самоваром. Пил чай. На самоваре чайник вздрагивает. Заметил это мастер и сказал: «3 сила пропадает!» Запыхтел самовар. Задумал мастер использовать силу пара. Вынес самовар на поле. Приладил к нему колесо с ремнём. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.
Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поставил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровоз стали его называть.
Где бодрый серп гулял
Теперь уж пусто всё —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Осветило солнце ели,
Заглянуло в сосняки —
Все снежинки заблестели,
Все зажглись, как огоньки.
Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки — синие звёзды.
За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный.
Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них — белых, синих, розовых, красных — рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.
Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалась среди кустов дорога. Сладко пахло клубникой, горько — земляникой, берёзой, полынью. (По И. Бунину.)
Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.
Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Близился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня заночевать?
Автоматизация Ш в обратных слогах.
Аш-аш-аш —я точу карандаш.
Ыш-ыш-ыш—у Кати камыш.
Автоматизация Ш в прямых слогах.
Что же шепчут камыши?
Ша, ша, ша — у меня лапша.
Ши, ши, ши — это малыши.
Шу, шу, шу — я флажком машу.
Ши-ши-ши- только кушай, не спеши.
ПРО ТАНЮ
Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.
ПЕСНЯ МАЛЫШУ
Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
Ше-ше-ше- много мяса в гуляше.
Ша, ша, ша — уточка у камыша.
Ша, ша, ша — одеваю малыша.
Ша-ша-ша — я качаю малыша,
Ша, ша, ша — у Паши нет карандаша.
Шо-шо-шо — поем мы хорошо
Ши, ши, ши — Паша любит беляши.
Ше, ше, ше — думаю о малыше.
Автоматизация Ж в прямых слогах.
Жа, жа, жа — мы видели ежа.
Жи, жи, жи — у меня ножи.
Жу, жу, жу — на лужок хожу.
Жок, жок, жок — у меня флажок.
ЕЖИК
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
Жа-жа-жа убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?
Автоматизация Щ в обратных слогах.
Автоматизация Щ в прямых слогах.
В ДОЖДИК
Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.
Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
Щи-щи-щи- мама варит щи.
Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
Щу-щу-щу- ещё и шапочку ищу.
Щё-щё-щё- повторяем мы ещё!
Автоматизация Ч в обратных слогах.
Ач-ач-ач- богач купил калач.
Ач, ач, ач — испекли калач.
Ач, ач, ач — покупаем мяч.
Ач, ач, ач — заиграл скрипач.
Ач, ач, ач — выступал циркач.
Ач, ач, ач — у моря много дач.
Ач, ач, ач — Машенька, не плачь.
Ич, ич, ич — у ковбоя бич.
Ич, ич, ич — испекли кулич.
Ич, ич, ич — рисунок увеличь.
Ич, ич, ич — приготовим дичь.
Ич, ич, ич — купили мы «Москвич».
Эч, эч, эч — истопили печь.
Эч, эч, эч — подарили меч.
Эч, эч, эч — грамотная речь.
Эч, эч, эч — на траве прилечь.
Эч, эч, эч — пирожков напечь.
Оч, оч, оч — убегаем прочь.
Оч, оч, оч — наступила ночь.
Оч, оч, оч — есть у мамы дочь.
Оч, оч, оч — можешь мне помочь.
Оч, оч, оч — орехи надо растолочь.
Уч, уч, уч — теплый луч.
Уч, уч, уч — потеряли ключ.
Уч, уч, уч — наш язык могуч.
Уч, уч, уч — шапку нахлобучь.
Уч, уч, уч — в небе много туч.
Автоматизация Ч в прямых слогах.
Ча, ча, ча – горит свеча.
Ча, ча, ча – пьём из ключа.
Ча, ча, ча – дайте калача.
Ча, ча, ча – флаг из кумача.
Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.
Ча, ча, ча – слушать скрипача.
Ча, ча, ча – жилище богача.
Ча, ча, ча – увидеть циркача.
Чи, чи, чи — хорошие ткачи.
Чи, чи, чи — длинные бичи.
Чи, чи, чи — чёрные грачи.
Чи, чи, чи — новые ключи.
Чи, чи, чи — готовим куличи.
Чи, чи, чи — это москвичи.
Чи, чи, чи — испеку в печи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — читаю при свече.
Че, че, че — муха на плече.
Че, че, че — едем мы на «Москвиче».
Че, че, че — сказ о силаче.
Че, че, че — весть о скрипаче.
Чо, чо, чо — очень горячо.
СВЕЧА
Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
Чу-чу-чу, каблуком постучу.
Ча-ча-ча, выпью чай.
Ча-ча-ча- горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук «Р». На данном материале потом проводится конкурс «Чтецов». Вот некоторые из них.
На праздничной рубашке
Розы и ромашки.
Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.
Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
Рубят дрова
Дровосеки с утра.
Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.
Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.
Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.
Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.
Варя варит, Боря жарит,
Рита песенки поет.
Тренируются терьеры
Перепрыгивать барьеры.
Через разные преграды
Все терьеры прыгать рады.
Варит повар макароны
Для сестры своей Матрены
И для братика Сережи
Макароны варит тоже.
Во дворе, на тротуаре,
Три подружки рисовали.
Замерла ворона: «Кар!
Разрисован тротуар!»
Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.
Кряква крякает: «Кря-кря!»
Кряква крякает не зря.
Рядом с кряквой ряска есть.
Приплывайте ряску есть.
За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса.
Чистоговорки на букву Л
Чистоговорки на букву Л
Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – вот нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
Ла-ра-ла – вот машина.
Ла-ла-ла – вот юла.
Лу-лу-лу – подарили мне юлу
Ла-ла-ла – кружится юла.
Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой
На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.
Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.
Автоматизация звука Л в словах
1. На мели мы налима нашли.
2. Леня лез по лесенке, срывал Леня персики.
С песенками, с персиками скатился Леня с лесенки.
3. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
4. Лара у Ляли играет на рояле.
5. Лара у Вали играет на рояле.
6. Вера велела Лере не реветь.
7. У Клары и Валерки Вареники в тарелке.
8. Для Любы и Людочки – оладьи на блюдечке.
9. Коля колья колет, поля поле полет.
10. Звала по малину Марина Галина, Галина Марину звала по калину ( С. Погореловский).
11. Коля ломом колет лед, Клим в телегу лед кладет.
12. Для маленькой Аленки Оля гладила пеленки.
13. Стоит копна с подприкопеночком.
14. Наш Полкан попал в капкан.
10. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день. Искала булавку весь день.
11. Прибыл Клим из Клина в Крым.
12. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
13. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
но щенок породы колли убежал от Поли в поле.
14. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
15. Стоит колпак, Вязан колпак, да не по-колпаковски.
16. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
17. Летели лебеди с лебедями.
18. Кролик по грядкам прыгает ловко – кролик крадет в огороде морковку.
19. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: «Не дразни Кирилла!»
20.То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя.
21. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры.
22. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она.
23. Ольга и Галя Олегу на лугу не лгали.