чистый понедельник почему героиня уходит в монастырь
«Чистый понедельник»: краткое изложение рассказа Бунина. Анализ и главные герои
Краткое содержание рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Читать полный текст. Краткий анализ и суть произведения. Главные герои. Тема и проблематика рассказа: любовь и загадка человеческой души. Русская литература, 11 класс.
«Чистый понедельник» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1944 году в эмиграции и вошедший в сборник о любви «Тёмные аллеи».
Содержание
Рассказчик вспоминает, как в молодости в Москве ухаживал за загадочной красавицей. Они виделись каждый день, он признавался ей в любви и звал замуж. Она была погружена в себя, говорила, что не создана для брака, и никогда не шла с ним дальше поцелуев. Но однажды она пригласила возлюбленного остаться на ночь, а на следующее утро уехала из города. В письме девушка сообщила, что намерена уйти в монастырь, и просила её не искать. Сердце героя было разбито, но он исполнил эту просьбу.
Чистым понедельником в Русской православной церкви неофициально называют первый день Великого поста. Именно в этот день главные герои рассказа встречаются в последний раз.
Полный текст и аудиокнига
Полностью рассказ можно почитать здесь: полный текст.
Послушать аудиоверсию можно на YouTube.
«Чистый понедельник». Краткое содержание
Зима 1912 года, Москва. Рассказ ведётся от имени неназванного молодого человека. Каждый вечер он ездит к возлюбленной, которая живёт напротив храма Христа Спасителя. Она в Москве одна, её отец — богатый купец из Твери. Молодой человек возит её по театрам и ресторанам, дарит конфеты, цветы и книги.
Но девушка так и остаётся для него загадкой. Непонятно, что у неё на уме. Иногда кажется, что её ничто не радует, хотя она любит цветы и шоколад, читает книги, с аппетитом обедает.
Они оба молоды, красивы и богаты, их считают прекрасной парой. Но он непоседлив, а она молчалива и задумчива. Он признаётся ей в любви, а она отвечает уклончиво: «Вы у меня первый и последний». Она даёт себя целовать, но останавливает, когда он пытается пойти дальше. Он говорит о браке, но она заявляет, что «не годится в жены».
Рассказчик называет эти отношения «странной любовью» и «неполной близостью». В итоге он решает просто радоваться возможности быть вместе и надеяться, что со временем возлюбленная проникнется к нему ответным чувством.
Так проходит зима. Накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье она вдруг предлагает съездить в Новодевичий монастырь. Рассказывает, что накануне была на похоронах архиепископа-старообрядца. Оказывается, она часто бывает в храмах, хотя и не считает себя религиозной. Её притягивает атмосфера старой, допетровской Руси: летописи, песнопения, монастыри.
«Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — заявляет она.
На другой вечер они едут на «капустник» художественного театра. Девушка весела, пьёт шампанское, много курит и танцует. После возвращения она велит своему спутнику отпустить кучера. Это значит, что она впервые предлагает возлюбленному провести вместе ночь.
Утро они встречают в одной постели. Девушка внезапно сообщает, что ей нужно уехать из Москвы, возможно, надолго. Две недели спустя возлюбленная присылает молодому человеку письмо. Она сообщает, что больше не вернётся в Москву: пойдёт послушницей в монастырь, а потом, если решится, пострижётся в монахини.
Она просит не искать встречи. Он выполняет просьбу и не ищет её. От горя много пьёт и пропадает по кабакам. Постепенно приходит в себя, но с тех пор живёт безрадостно.
Проходит почти два года. Под Новый год молодой человек, поддавшись непонятному чувству, заходит в Марфо-Мариинскую обитель. Он видит великую княгиню Елизавету Федоровну в окружении монахинь. Одна из монахинь поднимает взгляд от свечи и смотрит в темноту, будто на него. Он тихо разворачивается и уходит.
Важная деталь! Порой утверждают, будто в монахине главный герой узнал свою возлюбленную. Однако в рассказе Бунина об этом нигде не говорится. Сказано лишь, что на героя посмотрела одна из монахинь, словно узнавшая его в темноте.
Анализ рассказа
Действие происходит в дореволюционной России, однако сам рассказ был написан много позже, в мае 1944 года. Бунин, давно эмигрировавший из России, во время Второй мировой войны жил в городе Грасе на юге Франции, под нацистской оккупацией. По словам жены, писатель говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”».
Тема и проблематика
Как и другие рассказы Бунина, «Чистый понедельник» — произведение загадочное. В нём нет явной морали, нет авторских оценок, нет положительных и отрицательных персонажей. Это размышление о любви, о молодости, о душе. И одновременно — воспоминание 73-летнего писателя-эмигранта о Москве, которой уже давно нет, об утраченной молодости.
Темой рассказа можно назвать любовь, а можно — тайну человеческой души. В «Чистом понедельнике» можно увидеть проблему одиночества, невозможности заглянуть в чужую душу, и проблему поисков смысла жизни, и христианскую проблематику.
Главные герои
Герои рассказа не названы по именам. Мы знаем лишь, что это молодые мужчина и женщина, красивые, богатые и праздные.
Он — очень обеспеченный молодой человек родом из Пензенской губернии. «Неприлично красивый» и похожий на жгучего итальянца. У героя живой характер: он подвижен, болтлив, много шутит и радуется жизни. Благодаря этому он и познакомился с героиней, сумев рассмешить её на лекции Андрея Белого.
Любовь для него — наслаждение. Хотя девушка не отвечает полной взаимностью, он рад просто быть рядом, целовать её, любоваться на неё на прогулке. Накануне расставания ему кажется, что любимая наконец отдалась ему полностью. Но уже на следующий день он понимает, что ошибся: она навсегда исчезает из его жизни, разбив сердце.
Едва не спившись, он всё-таки находит силы жить дальше. Он изменился: стал грустнее и задумчивее, и порой неведомая сила тянет его в храм.
Она — дочка овдовевшего купца, который доживает свой век в Твери. Девушка снимает в Москве двухкомнатную квартиру с роялем напротив храма Христа Спасителя, посещает женские курсы, но живёт, как кажется, совершенно бесцельно.
Она красива какой-то «индийской, персидской» красотой, описывает рассказчик: смуглая, черноволосая, с угольно-чёрными глазами. Она молчалива и порой кажется ко всему безразличной, но рассказчик подчёркивает, что она умеет ценить радости жизни вроде живых цветов, театра или ужина в ресторане.
Иногда ей бывает в тягость бурный характер ухажёра, однако она приглашает его снова и снова. Она не говорит о любви, но называет его и отца двумя самыми близкими своими людьми. При этом красавица сразу даёт понять, что свадьбы не будет, и оттого их отношения остаются непонятными.
Незадолго до расставания девушка открывается влюблённому с неожиданной стороны. Она рассказывает, как её притягивает эстетика православия, храмы и монастыри. Когда кавалер удивляется её познаниям, она отвечает: «Это вы меня не знаете». Возможно, в этих словах и заключена главная мысль рассказа? Влюблённый, поглощённый ею мужчина даже не догадывается о том, что на самом деле происходит у неё в душе.
Перед расставанием возлюбленная отдаётся главному герою. А после исчезает, чтобы уйти в монастырь. Возможно, она считала любовь к мужчине искушением — как в легенде о змее в образе прекрасного человека, пытавшемся соблазнить благоверную княгиню.
Как складывается жизнь героини после расставания с героем, читатель не знает. Некоторые подозревают, что это её главный герой позднее встретил в Марфо-Мариинской обители, однако прямых указаний на это в тексте нет.
В чём смысл рассказа?
«Зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» — спрашивает героиня «Чистого понедельника». Это вопрос, не имеющий ответа. Точно так же лишён смысла вопрос о том, «что хотел сказать автор рассказа». В творчестве Бунина нет простых ответов и призывов к действию.
С одной стороны, это очень грустный рассказ. Чужая душа — потёмки. Человек по природе своей одинок. Любовь не всегда взаимна. Радость в один день может смениться горем: счастье — это «вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (эту цитату из «Войны и мира» Льва Толстого приводит героиня рассказа).
И всё-таки «Чистый понедельник» не оставляет чувства беспросветной тоски. Даже утраченная любовь не проходит бесследно, видит читатель. В душе героя остается воспоминание об этом высоком чувстве и надежда на духовное возрождение.
Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви
Разделы: Литература
Цель: формирование отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А.Бунина.
Всякая любовь – великое счастье…
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…» (обращение к эпиграфу).
– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)
– Вспомните ранее изученные рассказы И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием или гибелью.)
– Тогда скажите, если любовь – яркое и возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она почти всегда трагична? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.
3. Рассказ «Чистый понедельник»
И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних своих рассказах, развил ее в произведениях позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».
Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е. тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)
4. Аналитическая беседа
– Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное время в произведении. Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. Писательская память с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.
– Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании? (По ходу работы заполняется таблица.)
Детали современной героям действительности | Приметы глубокой старины, древности |
Рестораны «Эрмитаж», «Метрополь», «Прага» Книги современных авторов Рассказы Л.Андреева Лекция А.Белого Концерт Ф.Шаляпина Реальные деятели художественного театра: Качалов, Москвин, Станиславский Могилы А.Чехова и Эртеля Портрет Л.Толстого | Многочисленные названия храмов, икон, монастырей Имена выдающихся исторических людей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий) Цитаты из древних летописей, сказаний Архаизмы: рипида, воздух, трикирий |
– Почему автор дает точные названия ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать реальную эпоху и культуру.)
– Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?
Настоящее | Прошлое |
Реалии настоящего представлены через места, погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено оно в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости и краткотечности происходящего. | Москва православная, тихая. Прошлое наоборот ясно, от древних церквей веет просветленностью, покоем, опорой или основой, умиротворенностью. |
Слово учителя
На фоне этого описания происходит событие, в котором принимают участие два человека – ОН и ОНА.
– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать обобщенный смысл, номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.)
– Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
– Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются? (Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)
– Дайте характеристику герою. (Составление синквейна, рисунок 2а,б.)
Он молодой человек, хорош собою, даже красив «почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке». Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.
– Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…».
Главное в характеристике героя – влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.
– Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют? (Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.)
– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью.)
Слово учителя
Перед вами три портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. («Гадалка», «Девочка на фоне персидского ковра», «Сирень».)
– Сравните картины, есть ли сходные черты во всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодые дамы, во всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)
– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это своеобразный художественный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.
5. Исследовательская деятельность учащихся
В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые.
Слово учителя
Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне? (Герои не понимают друг друга.)
– Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми? (Все дело в героине, в ее внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит она.)
– Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? (Поиск идеала, отсутствие гармонии, неудовлетворенность жизнью, забота о душе.)
– Как осуществляется этот поиск? (Героиня ищет себя в прошлом и в светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным.)
1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг предлагает поехать на кладбище (Рогожское, раскольничье – центр старообрядцев, символ извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что в них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.
2) Затем они идут в очередной трактир, который олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины в трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.
3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает наизусть летописное сказание о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна параллель – в истории переплетаются мотивы блуда и монашества. Особенно значима эта параллель, т.к. сказание цитирует женщина, вынужденная постоянно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование, как и другие древние реалии, создает ощущение незыблемой основы, которая сохраняется в душе русского человека.
4) На следующий день герои отправляются на плотский капустник и т.д. Все эти события, чередование плотского и духовного, подготавливают кульминационный поступок, пик отношений героев, когда она совершает свой последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг плотской любви. Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь. (Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в котором сообщает о своем намерении.)
Слово учителя
Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа? (Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго.)
– Почему же уходит героиня в монастырь? Назовите причины. (Решение героиней выстрадано, она не может практически представлять себя в ситуации земного счастья, так как заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».)
– Следовательно, счастье между молодыми людьми невозможно?
– Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.)
6. Итог урока
Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».
– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же мука и все то же счастье… все-таки счастье, великое счастье…». Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир. Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители…)
«Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).
7. Домашнее задание. Задание с кратким развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа «Чистый понедельник»?
Анализ рассказа «Чистый понедельник» (И.А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.01.2020 · Обновлено 14.01.2020
История создания
Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.
Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:
Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.
Жанр, направление
Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.
Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты:
Смысл названия
Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.
Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:
Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.
Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.
Суть: о чем?
Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.
Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.
Главная героиня | противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы. |
Главный герой | Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив. |
Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.
Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.
Проблемы
Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.
Основная идея
На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь.
Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.
Чему учит?
Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:
Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни.
Критика
Как говорил Максим Горький:
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
Действительно, художественные особенности «Чистого понедельника» позволяют причислить его к золотому фонду русской литературы.
Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:
Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Не менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку Транблан, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания, оттягивает минуты близости с любимым, а потом внезапно соглашается на нее…