что изображено на столбах и стенах храма
Система росписи православного храма
С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система построения росписи, имеющая важнейшее значения для церковного искусства Православной Церкви и по сей день.
Содержание
Основные принципы византийской храмовой росписи
Росписи интерьеров византийских храмов в отличие от раннехристианских церквей и соборов средневековой Европы не могут рассматриваться просто как набор обособленных изображений (икон) или же простой повествовательный цикл («Библия для неграмотных» по выражению св. Григория Великого [1] ).
Знаменитый австрийский историк искусства Отто Демус пишет:
«В случае с храмовым убранством — той областью, в которой византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, — каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Как кажется, в классический период средневизантийского искусства — с конца IX до конца XI в. — эти принципы формируют удивительно последовательно составленную структуру, в которой некоторые параметры допустимы и даже необходимы, тогда как других избегают, поскольку не находят нужным с ними считаться. Эта система не была чисто формальной — для её создания богослов был нужен не меньше, чем художник». «Ансамбль византийской монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со зрителем [2] ».
Стройная система расположения сюжетов наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е. учение о Христе Спасителе. Однако, роспись играла не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории. Византийские художники добивались такого впечатления, что изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном живописном пространстве (такого пространства в византийской живописи не было) как бы за гранью поверхности стены, но воспринимались как находящиеся в реальном трехмерном пространстве интерьера вместе с молящимся. В соответствии с учением о иконопочитании VII Вселенского собора образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие, так что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней [3] «.
Все изображения в храме располагались в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.
В столичных византийских храмах изображения располагались как правило только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором. Исключения составляли отдельные ниши, выделенные на плоскости стен. Наиболее часто использовавшаяся мозаика лучше всего подходила к криволинейным поверхностям купола, сводов, тромпов, парусов и ниш. Только лишь в ансамблях, создававшихся на периферии Византии (в Италии, Каппадокии, на Руси и т. д.) росписи покрывали стены сплошным ковром.
Позднее эти принципы уходят из византийского искусства. Изменяется так же и лаконичный иконографический набор сюжетов. С XII века в византийских храмах (включая и другие страны восточного православного мира) вновь усиливается повествовательное начало, росписи становятся многословны. Они насыщаются множеством новых сюжетов и сюжетных циклов. Но ключевые составляющие программы остаются при этом почти неизменны. К ним прежде всего относится верхняя зона храма и алтарь.
Особо значимые изменения происходят в палеологовский период. Дорогостоящая техника мозаики вытесняется фреской. Изменяется трактовка пространства и построение композиции многофигурных сцен. В изображении возникает некоторая пространственная глубина, впрочем все равно лишенная прямой перспективы. Менее строгим становится и набор ракурсов, фигуры становится более свободны и подвижны.
Основное иконографическое содержание византийской системы росписи продолжало служить образцом и для позднейшего искусства православных стран, в частности в росписях древнерусских храмов несмотря на все новшества последующих веков. Выработанные в Византии принципы и иконография до сих пор наилучшим образом подходят для росписи православных храмов.
Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов
Система росписи византийского крестово-купольного храма
В середине IX века с момента окончания византийского иконоборчества наступает расцвет церковного искусства Византии. К этому времени окончательно складывается стройная богословская и художественная система монументальной декорации христианского храма. Одновременно с этим в архитектуре господствует крестово-купольный тип храма, а именно, храм типа вписанного креста, идеально отражающий идею христианского храма и соответствующий восточному обряду богослужения. Строго продуманная система росписи согласуется с архитектурой здания и составляет с ней как бы единое целое.
Так как памятники Константинополя средневизантийского времени утрачены, наибольший интерес представляют три мозаичных ансамбля XI в., созданных в провинции при участии столичных мастеров: собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг., Неа Мони на острове Хиос ок. 1045 г. и монастырь Дафни ок. 1100 г. Интерьеры этих храмов представляют собой квадратное пространство (наос) перекрытое куполом на тромпах. В Осиос Лукас и Дафни наос окружен галереями с хорами. С востока к наосу примыкает алтарь, состоящий из вимы и апсид. С запада храм заканчивается одним или двумя притворами.
Иконографическая программа этих ансамблей в целом схожа:
Многофигурные сцены праздников (важнейших событий Евангельской истории) располагаются как в наосе, так и в притворе. Их число со временем возрастает.
Здесь могли быть изображены: Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие Христово, Воскресение Христово, Вознесение Господне и Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), а также некоторые вторичные сцены, более подробно показывающие Страсти Христовы и события по Его воскресении – Омовение ног на Тайной вечери, Снятие с креста, Уверение Фомы. При этом, некоторые композиции, например, Снятие со креста, занимают место наравне с двунадесятыми праздниками.
Интересной особенностью является отсутствие Вознесения Христа. Его место занимает купольное изображение вознесшегося Христа Пантократора. Для византйицев того времени эти два сюжета были фактически идентичны. Повествовательная композиция Вознесения превратилась в иератический символ. Одновременное использование образа Пантократора в куполе и Вознесения в цикле праздников появится только в более поздних росписях.
Фактически эти композиции не являются повествовательным циклом, но отражают важнейшие догматы христианства. Рассказ о том или ином событии в них сменяется выражением его идеи, значения в деле спасения человечества Христом.
София Киевская
Важнейшим сохранившимся монументальным ансамблем константинопольской работы является роспись Софийского собора в Киеве. Она отражает развитие византийской мысли своего времени и является образцом для большинства древнерусских храмов, так или иначе повторявших использованные здесь композиции вплоть до XVI века.
Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещенного народа. Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент:
Отдельные повествовательные циклы располагаются в боковых апсидах:
Несколько ветхозаветных и новозаветных сцен расположены на хорах:
Важной частью росписи является оформление малых куполов и нижних сводов под хорами. Здесь изображены медальоны с ангелами, а также херувимы и серафимы.
Кроме того на многочисленных столбах и стенах храма изображено множество святых различных чинов.
Примечания
Ссылки
Литература
Древняя Русь XI-XII вв. | Софийский и Михайловский соборы в Киеве • Софийский, Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы в Новгороде • Собор Мирожского монастыря в Пскове • Георгиевская церковь в Старой Ладоге • | |
---|---|---|
Псковская земля XIV-XV вв. | Собор Снетогорского монастыря • Церковь Рождества Христова в Довмонтовом городе • Церковь Успения в Мелётове | |
Новгородская земля XIV-XV вв. | ||
Московская Русь XV века | Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря | |
Московское государство XVI века | Трапезная Пафнутьева монастыря • Собор Лужецкого монастыря • Успенский собор Свияжска • Собор Ярославского Спасского монастыря • Собор Новодевичьего монастыря • Благовещенский собор Сольвычегодска • Спасо-Преображенская церковь в Больших Вязёмах | |
Русское царство XVII века | Церковь Николы Надеина (Ярославль) • Собор Княгинина монастыря (Владимир) • Церковь Троицы в Никитниках (Москва) • Собор Данилова монастыря (Переславль) • Церковь Ильи Пророка (Ярославль) • Церковь Иоанна Богослова (Ростов) • Троицкий собор Ипатьевского монастыря • Софийский собор (Вологда) • Собор Спасо-Евфимиева монастыря • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове | |
Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом |
Полезное
Смотреть что такое «Система росписи православного храма» в других словарях:
Икона Страшного суда — Икона «Страшный суд», Новгород, XV век, Третьяковская галерея Икона Страшного суда православная икона, изображающая грядущий конец света … Википедия
Каббалистические животные — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия
Тетраморф — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч … Википедия
Кафзиэль — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия
Крылатый телец — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия
Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия
Страсти Христовы — Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия
Крестные страдания — О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия
Орудия Страстей — О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия
Орудия страстей — О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия
О чем рассказывает фасад готического собора
Почему средневековый собор можно читать как книгу
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по инициативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Статуи
Что есть что в церкви?
Архитектурно-историческая шпаргалка
Как читать росписи храма?
Сама по себе церковь — вместилище образов Троицы, Ангелов и Святых. Поэтому стены культовых зданий обычно украшены иконами (пишут по христианским канонам темперой или маслом на иконных досках) и фресками (пишут по сырой штукатурке, поглощающей пигмент при высыхании). Говорят, что первую икону (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написал Апостол Лука, а сейчас иконы повествуют евангельские события земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов.
Создавали святые образы по строгим канонам, а у иконописцев была специализация: знаменщик, самый опытный мастер, создавал рисунок будущей иконы, платечник писал одежды, травник — растения. А самым ценным было мастерство личника — художника, изображающего лица, руки и другие открытые части тела святых.
При этом размещение церковных образов следует строгой иерархии: присутствует вся история человечества от грехопадения Адама и Евы до недавних событий. И если фасад храма — это обложка книги, то храмовая роспись — ее содержание. Поэтому ее тоже можно прочесть.
В притворе обычно изображают жизнь прародителей Адама и Евы, их изгнание из Рая.
Росписи средней части обычно «читают» с самой верхней точки, где в центре купола (символического неба) изображают Иисуса Христа в виде Вседержителя: в левой руке он держит книгу, а правой — благословляет Вселенную.
На окружающих купол четырех полусферах, подобно четырем сторонам света, изображают четырех Евангелистов:
Далее по краям купола расположены образы Серафимов и восьми Архангелов со знаками, выражающими особенности их личности и служения (например, Архангела Михаила изображают с огненным мечом). На стенах барабанов также иногда размещают цитаты из Священных текстов.
На четырех столпах, поддерживающих купол, изображают Апостолов, епископов, подвижников и Мучеников — тех, кто распространял христианскую веру. То есть это символические столпы Церкви.
На северных и южных стенах храма помещаются образы Вселенских Соборов — важных событий церковной истории — Ветхого и Нового Заветов, житий Святых. И так вплоть до истории государства, местности или храма.
В XI–XII веках сложилась обязательная схема главных христианских праздников, событийный ряд которых показан в изображениях на юго-восточной стене по часовой стрелке: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне (Богоявление)», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие в Ад», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов (Пятидесятница)», «Успение Пресвятой Богородицы».
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и Ад. На этой стороне, внутри или снаружи храма, как правило, хоронили умерших. Поэтому эту стену обычно расписывают изображениями «Страшного суда», а над ним, если позволяет пространство, помещают образ шестидневного творения мира. Но иногда в западной части храма помещают светские сцены забав и игрищ, которые должны напоминать о неразумности суетной жизни.
Кроме центрального, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещают изображения креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике или Святого Духа в виде голубя.
В самых верхних сводах алтаря изображают Херувимов, а в верхней части алтарной апсиды — образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая Стена». В средней части центрального полукружия алтаря принято изображать «Тайную Вечерю» (сцена, когда в праздник Пасхи Иисус со своими учениками собрались за столом и появилось таинство причащения) или образ «Христа-Вседержителя», восседающего на троне. На северной стене алтаря помещают образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником), Святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова, пророка Давида с арфой. На южной стене — образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца.
Стены храма расписывают ярусами, начиная с высоты человеческого роста. По богословскому учению, «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом», и поэтому сами становятся одушевленными иконами.
Пространство между отдельными иконописными композициями заполняют растительным орнаментом, крестами и восьмиугольными Вифлиемскими звездами. Также при освящении церкви ее стены мажут елеем в двенадцати (по числу Апостолов) местах, а затем в этих местах рисуют небольшие кресты.
Что есть что в церкви?
Архитектурно-историческая шпаргалка
Что есть что на здании церкви?
Портал, гульбище, луковицы, закомары… Все это архитектурные элементы, имеющие в культовых зданиях определенное значение. Давайте разбираться.
Апсида (от греческого «свод», «арка») — выступ, в котором размещается алтарь, будто пристроенный к храму. Чаще всего апсиды имеют полукруглую форму, но встречается и многоугольные выступы. Например, апсида на одной из церквей Донского монастыря имеет форму шестиугольника.
Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Символизирует победоносное восшествие Христа на Небеса. Часто аркатурный пояс сопровождает ширинка — декоративная прямоугольная впадина в стене.
Барабан — округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом. Барабан завершается крестом и может быть как прорезан оконными проемами (световой барабан), так и не содержать окон (глухой барабан). Весь купол с барабаном и крестом называют главой. В большинстве случаев главы церковных зданий имеют форму луковицы с яблоком. Нередко главы покрывают лемехом — деревянной черепицей.
Закомара — полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертания расположенного за ней свода.
Куб — основной объем храма. По Библии, куб символизирует новую землю, а купол — Небеса, поэтому сочетание кубического объема храмового здания и полукруглого купола в христианской архитектуре обозначает единство неба и земли. При этом внутренний объем может быть разделен на несколько нефов (от латинского «navis» — «корабль») — вытянутых частей, ограниченных с продольной стороны рядом колонн или столбов.
Наличники — накладные фигурные или резные планки, украшающие оконный или дверной проем.
Паперть — крыльцо перед входом в храм, поднятое по отношению к уровню земли. Таким образом ступени паперти символизируют духовное возвышение. Обычно паперть ведет к портику — галерее на колоннах или столбах перед входом в здание. Также иногда церкви окружают галереи-«гульбища» — арочные террасы вдоль стен храма.
Пилястра — конструктивный или декоративный вертикальный выступ на поверхности стены, условно изображающий колонну. Верхнюю часть пилястры обычно называют капителью.
Подклет — нижний, как правило нежилой, этаж здания. Подклет служил для разных целей. Например, в подклете Благовещенского собора Московского Кремля хранилась государственная казна. Кроме того, когда под полом находится воздушное пространство, верхнее помещение становится теплее.
Поребрик — полоса в форме пилы из кирпичей, поставленных под углом к поверхности фасада. В отличие от пояска (горизонтальной полосы, защищающей стены от воды), поребрик имеет только декоративное значение.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Геометрические, растительные и животные узоры портала символизируют Райский сад. Нередко в верхней части арки входа делают горизонтальную перемычку с тимпаном (от латинского «барабан») над ней. Так как это место привлекает к себе особенное внимание, его украшают скульптурой или фресковой живописью.
Трапезная — невысокая пристройка с западной стороны церкви для проповедей, общественных собраний и приема пищи.
Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. А многоярусные храмовые здания обычно венчает шатер — высокое пирамидальное покрытие. Также можно услышать, что храм построен «восьмерик на четверике». Это значит, что четырехугольный куб храма венчает восьмигранный ярус.