что предполагает проектное обучение

Метод проектов в образовании

I. Введение. Актуальность выбранной темы.

IV. Список литературы.

I. Введение. Актуальность выбранной темы

Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.

Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.

Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.

Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.

Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?

Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.

В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.

Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.

Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения. [1]

Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

1. Из истории проектного обучения.

Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [2, 3]

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [4] Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. [5]

2. Понятие проектного обучения.

Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [7].

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

3. Цель проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

4. Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. [8]

5. Методика осуществления учебного проекта.

Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.

Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

Вторая группа предметов, как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся [7].

Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.

Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:

В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем [11].

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности. [2]

IV. Список литературы

2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.

3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.

4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.

Источник

Что предполагает проектное обучение

С.В. Сидоров,
кандидат педагогических наук, доцент

Шадринский государственный педагогический университет

Сущность проектного обучения

Современная технология проектного обучения имеет в своей основе метод проектов, появившийся в практике ведущих педагогов в начале XX в. Первое широко известное описание опыта работы по методу проектов было сделано Уильямом Килпатриком в Северной Америке. Одним из создателей метода проектов, давшим философско-педагогическое обоснование этого способа обучения, принято считать выдающегося американского педагога Джона Дьюи. В частности, уже в конце XIX в. Дж. Дьюи в качестве условий-детерминант эффективного обучения выделил следующие: ориентация на личный и общественный интерес; проблемный характер материала; активность учащегося; связь процесса обучения с жизнью ученика, его трудом; общественный характер трудовой деятельности.

Сегодня под проектированием понимается деятельность по управлению проектами в тех или иных сферах жизни человека, иными словами – это созидательная деятельность человека, которая организована определенным образом и нацелена на преобразование окружающей действительности, а также самого себя.

Как отмечает Е.А. Карачев, проектный метод является дидактическим средством, цель которого – активизировать познавательную деятельность учащихся, его креативные качества и одновременно способствовать формированию личностных качеств. Ориентация данной педагогической технологии – на использование багажа фактических знаний и приобретение новых (иногда путем самообразования).

Реализация данного вида деятельности учеников, нацеленной на достижение творческого результата, происходит под руководством педагога [2].

Особенности реализации проектного обучения

Один из самых авторитетных специалистов в области проектной деятельности Е.C. Полат уточняет, что это «способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технологию), завершение которой должно быть реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом» [7, с. 56]. Вместе с тем за «способом достижения дидактической цели» стоят па различных этапах работы над проектами конкретные методы обучения как «способы совместной деятельности учителя н учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач» [7, с. 57]. По словам Е.С. Полат, метод проектов (как педагогическая технология) «. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [7, с. 57].

В проектном обучении можно выделить ряд наиболее характерных черт:

— самомотивируемость (возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения);
— поддержание педагогической цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях: знания, понимания, применения, анализа, синтеза;

— позволяет учиться па собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;

— приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Отдельные авторы выделяют также важнейшие принципы проектного метода:

— идея проекта связана с реальной жизнью;

— в выполнении проекта заинтересованы все ученики;

— ведущая роль отводится консультативно-координирующей функции педагога;

— участники проекта самоорганизованы и относятся к выполнению проекта со всей ответственностью;

— проект нацелен на создание определенного продукта;

— монопредметность и межпредметность проектов;

— проект характеризует временная и структурная завершенность.

Проектное обучение актуально в современной школе

Образовательный проект нашего времени представляет собой средство дидактики, нацеленное на активизацию самостоятельной деятельности учащихся в сфере познания и творчества, а также на формирование качеств личности учащихся. Применение проектных технологий на уроках русского языка дает возможность формировать у учащихся объективную систему представлений о том уровне знаний, возможностей и умений, которыми они обладают. В процессе реализации проектной технологии учащиеся овладевают умением самостоятельно ставить цель своего обучения, а не только понимать ее. Также они учатся осуществлять отбор адекватных средств для достижения цели, выбирать последовательность своих действий.

Основной тезис современного метода проекта выражается следующей формулой: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» [1].

Исходя из этой формулировки, обосновывается актуальность применения данного метода в преподавании:

— необходимость научить учащихся самостоятельно приобретать знания, умело использовать их в решении новых задач познавательного или исследовательского характера;

— учащиеся приобретают коммуникативные навыки и умения;

— благодаря работе над проектом осуществляется знакомство с разными культурами, разными мнениями относительного одного и того же вопроса;

— развитие умения применять методы исследования, такие как: сбор необходимой информации, фактов; анализ разных точек зрения; выдвижение гипотез; умение делать выводы.

Основой задания учителя для работы над проектом может быть:

— учебный предмет либо же межпредметная область знаний изучаемого курса (кружка, факультатива, курса по выбору);

— конкретная тема (раздел), которая выбирается учителем;

— проблемная область, которой свойственны актуальностью и социально-общественная значимость.

Учащимся может быть предложено выбрать тематику своего проекта с опорой на…

— желания и потребности;

— потребности окружающих или социальные потребности города и др.;

— сомнения и противоречия, подталкивающие его сформулировать и решить ту или иную проблему.

Относительно проблем исследования М.В. Кларин приводит следующие критерии значимости учебных проблем [4, с. 32]:

— соответствие потребностям и интересам учащихся;

— допустимость выбора способов решения проблемы;

— насущность (обычность) и повторяемость проблемы;

— достаточная серьезность проблемы;

— соответствие возрастным особенностям учащихся;

— учет наличия необходимой литературы и материалов;

— опора на личный опыт учащихся и их предшествующую подготовку по различным учебным дисциплинам.

При этом М.В. Кларин рекомендует избегать надуманности искусственности при выявлении проблем, подчеркивая, что проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих школьников.

Организация работы над проектом

Работа над проектом может быть организована по следующему плану.

1. Сначала нужно выбрать тему проекта.

2. Затем необходимо поставить цель, связанную с результатом, который необходимо достичь в процессе реализации проекта.

3. Выдвинуть гипотезу о предположительном результате исследования.

5. Собрать данные посредством постановки экспериментов, сбора необходимой информации, оформить это.

6. Получить определенные результаты.

7. Осуществить анализ полученных результатов.

8. Сделать выводы с планированием последующей деятельности, оценить их.

9. Защитить полученные результаты в коллективе. Получить общую оценку результатов.

Один из важнейших этапов работы над проектом – объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий.

Итак, базой обучения с применением проектных технологий является рефлексивно-деятельностная система, включающая активные действия учащихся и рефлексию, что способствует осознанному пониманию поставленных проблем и саморазвитию учащихся.

Также к числу важных особенностей проектной деятельности следует отнести широкие возможности для организации коллективной работы над решением жизненных практических задач, поставленных учениками самостоятельно. Именно это определяет актуальность применения проектной технологии в условиях, когда необходимо формировать у обучающихся социальные компетенции.

Источник

Статья «Технология проектного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология проектного обучения

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь»

Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;

развивают аналитическое мышление.

Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

По количеству участников можно выделить проекты:

-индивидуальные , т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;

-групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.

Командный способ имеет следующие правила и принципы:

В команде нет лидеров; все члены команды равны;

Команды не соревнуются;

Между всеми членами команды доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;

Каждый член команды уверен в себе;

Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.

(Как правило, работа над проектом проходит в шесть стадий)

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определение источников информации;

Определение способов сбора и анализа информации;

Определение способа представления результатов (формы отчета);

Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.

Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.

4. Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

5. Представление результатов.

Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.

6. Оценка результата и процесса.

Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.

Учим мыслить, а не пересказывать

Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.

Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и к изучению химии, в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость ее изучения.

Этот парадоксальный факт может быть объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность (все больше становиться платных ВУЗов). Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении химии, считая, что она не нужна для его будущей профессии менеджера, продавца и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении химии они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления)

Я опробовала данный метод в 9б классе (класс математический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по химии только трое учеников).

Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах. Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.

Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Методику проектного обучения, я опробовала на теме «Галогены» в системе уроков по теме «Неметаллы» в 9 классе. На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.

Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за нехватки времени, непривычности этой формы, недостаточной подготовки учителя к данной форме работы, недостаточного уровня сформированности у школьников умений исследовательской деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *