что светят на пасху
Как собрать пасхальную корзинку — что можно освятить
Здравствуйте, дорогие читатели. Перед праздником, многие часто задаются вопросом, как собрать пасхальную корзинку, что можно освятить, а что нельзя, что положить в пасхальную корзинку? Давайте разберемся, сегодня, в этих вопросах. Праздник Пасхи, изначально, имел языческие корни. Славяне отмечали приход весны. Уже позже после крещения Руси, Пасха обрела христианский смысл, воскрешение Иисуса Христа. Православие никак не могло справиться с языческими праздниками, поэтому, вводились христианские праздники и обряды, а языческие ритуалы порицались. Но, их все равно не удалось искоренить до конца, и подобные традиции живы до сих пор в памяти народа. И многие путают народные традиции с христианскими. Но, сегодня Пасха — это уже всем известный праздник и символ Воскрешения. С детских лет нам знакомы традиции этого дня. Крашеные яички, вкусные куличи, торжественное настроение и посиделки всей семьей.
И все помнят этот замечательный вкус куличиков. А многие ходили по деревням христосоваться, получая от соседей в подарок яички (писанки, крашенки), монетки и конфеты.
В общем, к Пасхе все готовились заранее. В преддверии праздника еще раз вспомним все традиции, чтобы ничего не упустить.
Как собрать пасхальную корзинку — что можно святить в церкви на Пасху
Мастерицы и рукодельницы сами делают этот прекрасный атрибут из подручных материалов, но, если нет времени, то можно воспользоваться и обыкновенной: покупной.
Корзинка – это особая творческая традиция.
Корзинка нужна для того, чтобы освятить в церкви основные атрибуты праздника. Также, она подойдет в качестве подарка близким людям в этот светлый праздничный день.
Традиционно святить полагалось те продукты, от которых вы отказывались в период поста. Священник давал таким образом благословение на употребление продуктов.
Что положить в пасхальную корзину?
1. Украшения. Идеально подойдет расшитый рушник. Следует накрывать корзинку полотенечком.
2. Свечка. Это символ вашей связи с Богом. Она зажигается в процессе освящения и после, по возможности, стоит ее донести до дома. Но, это не всегда возможно в реалиях города. Поэтому, можно просто поставить свечку дома после освящения.
3. Пасхальный кулич. Лучше всего его приготовить самостоятельно, так он будет выполнен из самых качественных ингредиентов.
Не забывайте, выпечка куличей — это часть традиции, а сам кулич – символ богатства и благополучия. Традиционно разрезался кулич поперек, чтобы сохранить верхнюю часть.
4. Крашеные яички. К процессу украшения можно привлечь детей, так вы сможете привить им любовь к традиции. Яичко традиционно красилось в красный цвет. Скорлупа — символ камня, что закрывал вход в скалу с погребенным Христом. Красный цвет – это символ пролитой крови, но, также и символ царского достоинства.
Сейчас, продается очень много искусственных красителей и наклеек для пасхальных яиц, но мы, предпочитаем натуральные красители для яиц, луковую шелуху, сок черники и прочие.
5. Творожная (твороженная) паска. Это — условный символ царствия небесного.
6. Немного мясной продукции, например — домашняя колбаса, или кусочек сала. Но, здесь момент относительно спорный, так как именно в сам храм мясо заносить не следует.
7. Домашний хрен. Его кушают с вареными яичками.
8. Кагор. Это вино, которое используется для причастия.
9. Соль. Это неизменная защита от негатива, особенно — освященная. Также, признак гостеприимства, ведь встречают гостей хлебом и солью.
Нельзя освящать
1. Любой другой вид алкоголя, кроме вина.
2. Предметы роскоши и другие материальные ценности.
3. Кровяную колбасу.
4. Различные фрукты и овощи. Освящаются на Спас!
Какой-то продукт из нее (из корзинки) следует/можно отдать у церкви в качестве подаяния, на выходе из здания.
Ни в коем случае не следует выбрасывать освященные продукты. Их следует скушать с близкими людьми за праздничным столом.
Виды крашеных яиц
А знали ли вы, что все окрашенные яйца имеют свои особые названия и даже классификацию?
Крашенки – яички, которые однотонно окрашены.
Писанки – это яичко с изображением традиционного орнамента. В его росписи существуют собственные правила и традиции. Такое яйцо не варится, а расписывается сырым.
Малеванка – яичко, расписанное по фантазии автора, без соблюдения традиций писанок.
Крапанка – яичко окрашенное в один основной цвет с нанесенным рисунком в виде пятнышек и полосочек.
Шкрябанок (шкрябанка) – яичко окрашивается в один цвет, после чего на нем «нацарапывается» узор.
Яйчата – это искусственные декоративные яички.
Народные приметы, традиции и ритуалы
Церковь данные суеверия, разумеется, не признает, но, зато признает народная крестьянская мудрость.
1. Девушки не касались руками соли, а то руки потеть будут.
2. Чтобы быть всегда красивой и свежей, принято было в пасхальные дни умываться исключительно «водичкой с красного яичка» — протирать щеки окрашенным яйцом.
3. Девушки стояли на топоре, считалось, что это обеспечит крепость тела.
4. Считается, что детки, рожденные в Пасху, будут здоровыми и счастливыми.
5. В праздничную ночь следует набрать воду из колодца и обрызгать ею дом, что защитит ваше жилище от любого зла.
6. Во время богослужения, молодые незамужние девушки просили у Бога — суженного.
7. Все с праздничного стола сохранялось после Пасхи и не выкидывалось. Множество традиций было у крестьян. Косточки и другие остатки «прикапывались» на огородах, чтобы защитить урожай. А во время грозы — кидались в костер, чтобы уберечь дом от молнии. А для обеспечения хорошего урожая, глава семьи съедал верхнюю часть куличка при посеве на пашне.
8. Чтобы прогнать из дома ссоры и неудачи, выжгите пасхальной свечкой крест на входной двери.
9. Если девушка не может забеременеть, то нужно ей, во время праздничной трапезы, поставить, рядом со своей, пустую тарелочку и положить туда немного кулича, и сказать: «Кулич для деток!». После — его скармливали птичкам.
10. Если семья испытывает финансовые трудности, то следует, обязательно, в Светлый Праздник, подать нищим несколько монет.
Помните: главное в пасхальной традиции – это вера в Бога и забота о ближних. Основные приготовления продуктов следует закончить до страстной пятницы.
А все обряды следует делать искренне, с хорошими помыслами и в отличном светлом настроении.
Очень важно – это служба и молитва, а перед ней — соблюдение поста. Постарайтесь вспомнить с вашими близкими истинное значение этого Праздника. Традиционно в этот день праздник отмечается с семьей.
Что можно святить на Пасху 2021 в церкви вместе с куличами и яйцами
Что можно приготовить на Пасху и главные традиции и приметы пасхального дня мы знаем, а вот, что можно освящать на Пасху в церкви для некоторых может быть интересен такой вопрос.
Попробуем рассмотреть эту тему на нашем сайте. В некоторых храмах освящение куличей и яиц начинается накануне Пасхи, то есть вечером в субботу. Но разговляться – вкушать пасхальные блюда нужно после пасхальной заутреней (ночной службы).
Обычно первое, что вкушают — это освященное яйцо и кусочек кулича. А что именно можно нести в храм на освящение? Сегодня мы расскажем что обычно святят в церкви верующие на Пасху и что нельзя освящать. А также почему принято печь именно куличи и красить яйца на праздник.
Что можно освящать на Пасху вместе с куличами и яйцами
По традиции продукты, которые приносятся в храм на освящение помещают в плетеную корзину. В корзину кроме яиц и куличей кладут мясные закуски – это могут быть: колбаса, буженина, котлеты и так далее, принципе освящать можно все продукты.
Те кто соблюдал пост и не вкушали мясные и молочные продукты, обычно приносят на освящение почти все закуски, которые готовят для разговения после пасхальной службы.
По церковным правилам мясные продукты не разрешено заносить в храм. Если вы пришли в храм поставить свечу и постоять некоторое время в храме, то корзинку с приношениями, в которой есть мясные продуты лучше оставить вне храма. Обычно освящение продуктов совершают на улице.
Если же в корзине только яйца и куличи, то можно и зайти в храм с корзиной. Но, если вы не знали о таких запретах и зашли в храм с мясными продуктами то, это является смертным грехом.
Еще на Пасху приносят освящать вино «Кагор» — это вино считается церковным. Вино веселит сердце человека, а праздник Пасха самый радостный праздник, главное не злоупотреблять с потреблением алкоголя.
Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино – вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения.
Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.
Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко.
Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.
Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник.
Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами.
Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.
Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты.
Что нельзя освящать на Пасху
Запрещенных продуктов в списке получается немного. Строго запрещено освящать кровянку. Колбаса кровянка сделана из крови, а по церковным канонам вкушение крови запрещено. По библейскому учению в крови животных находится душа.
Также нельзя приносить на освящение водку, сигареты, кулоны, амулеты и тому подобное.Вот такие простые правила, которые под силу запомнить каждому, чтобы подготовиться к этому Светлому празднику.
Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда.
Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами.
Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем.
Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.
Когда положено святить куличи по правилам
Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом – рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.
Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Это можно сделать у служителей церкви. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.
Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее.
Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.
Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.
После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.
Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все.
Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь.
А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.
Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» начиная таким образом свою проповедь.
Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.
Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.
Почему Церковь освящает пасхи и куличи
Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения. Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами.
Чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).
Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Как освящают куличи и другие продукты в церкви
Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме или на длинных столах во дворе храма. Пришедшие освятить куличи и яйца подходят к столу и ждут, пока отойдут те, кто уже пришел и занял место раньше них.
Когда стол освободится, нужно поставить принесенное, по возможности развязать сумки и пакеты, при желании — зажечь свечи.
В кулич и пасху вставляют красную пасхальную свечу, которую зажигают перед началом освящения. Для этого нужно взять с собой спички или зажигалку.
Если свечи не хотят загораться, их задувает ветром или заливает дождем — в этом нет ничего страшного. Зажигание свечей — необязательное действие, добавляющее праздничности и красоты обряду.
Священник читает молитву и окропляет приношения святой водой, после чего прихожане жертвуют часть пасхальной снеди (обычно яйца) на храм.
Священника сопровождают: алтарник с большой тяжелой чашей святой воды, певчий (или двое), сотрудник с тарелкой для сбора денежных пожертвований и сотрудник с корзиной для яиц и других материальных даров (но не денег).
При приближении священника с процессией нужно отступить от стола на два шага, дав возможность пройти и окропить принесённое. Лучше сделать это заранее.
Окропление касается только освящаемой пищи. Священник может по своему добровольному желанию кропить приносящих. Это необязательно, но все верующие просят окропить водой и их, особенно, маленьких детей. После этого у всех появляется радость в глазах и улыбки на лицах.
В некоторых приходских храмах освящение куличей и пасох происходит непосредственно на пасхальной службе. После окропления и раздачи милостыни можно свернуть сумки и пакеты и освободить место для следующего захода.
Напоминаем, что благодать, исходящая от святой воды и освящающая яства, беспрепятственно проходит через полиэтилен, а одной попавшей капли святой воды достаточно, чтобы освятить весь кулич целиком.
Пакет, на котором узел никак не поддается, — не повод для огорчения. То, что внутри, всё равно освятится.
Видео: Пасхальная корзина. Что можно и нельзя святить в церкви на Пасху
Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?
Речь не о магии, а о благодарности Богу
Протоиерей Александр Агейкин
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:
Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.
Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.
Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).
Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.
Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.
Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?
Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.
Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.
На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.
Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.
Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.
Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.
В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.
Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.
То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.
Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.
Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.
Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!
Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.
У каждого своя мера религиозности
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.
В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.
Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.
Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.
Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.
Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.
Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.
Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…
Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».
Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.
Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.
Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.
Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.
Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.
Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.
Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.
Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.
Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.
Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»
А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»
Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.
Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!
Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…