что такое качество обучения

На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества ( качество образования – это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй – взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

Понятие мониторинга

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить мониторинг качества образования как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

Важно отметить, что система качества образования предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем – действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Качество образования и школа

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

Качество образования и вуз

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

Пути повышения качества образования

Сегодня повышение качества образования – важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

Источник

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Смотреть что такое «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:

Качество образования — соответствие образования (полученного и получаемого) потребностям и интересам личности, общества, государства;. Источник: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 483 О Соглашении о сотрудничестве государств членов… … Официальная терминология

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. Соответствие образования принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Качество образования — это уровень развития образования как государственно общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Определяется по совокупности и соотношению между собой качеств… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных… … Педагогический терминологический словарь

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество… … Профессиональное образование. Словарь

Качество образования — категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — термин в экологии человека, а также социологии, категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы… … Экологический словарь

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — социологич. категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей… … Философская энциклопедия

качество — Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Примечания 1 При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде, например, в области безопасности ядерных… … Справочник технического переводчика

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — англ. quality of life; нем. Lebensqualitat. 1. Совокупность материальных, соц., демогр. и т. п. условий жизни и уровень их развитости. 2. Субъективное восприятие и оценка своей жизни. В отличие от понятия уровень жизни К. ж. включает и такие… … Энциклопедия социологии

Источник

Качество образования

Смотреть что такое «Качество образования» в других словарях:

Качество образования — соответствие образования (полученного и получаемого) потребностям и интересам личности, общества, государства;. Источник: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 483 О Соглашении о сотрудничестве государств членов… … Официальная терминология

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. Соответствие образования принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Качество образования — это уровень развития образования как государственно общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Определяется по совокупности и соотношению между собой качеств… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество… … Профессиональное образование. Словарь

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса… … Педагогический словарь

Качество образования — категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — термин в экологии человека, а также социологии, категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы… … Экологический словарь

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — социологич. категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей… … Философская энциклопедия

качество — Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Примечания 1 При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде, например, в области безопасности ядерных… … Справочник технического переводчика

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — англ. quality of life; нем. Lebensqualitat. 1. Совокупность материальных, соц., демогр. и т. п. условий жизни и уровень их развитости. 2. Субъективное восприятие и оценка своей жизни. В отличие от понятия уровень жизни К. ж. включает и такие… … Энциклопедия социологии

Источник

Качество образования: как его измерять?

Кулик Наталья

11 сентября 2020 • 16:43

Опасности, подстерегающие нацпроект «Образование»

Одна из главных целей национального проекта «Образование», намеченного на 2019–2024 гг. — вхождение Российской Федерации в ТОП-10 стран по качеству общего образования. Сегодня признанными лидерами по результатам международных исследований считаются Финляндия, Канада, Германия, Сингапур — их опыт ставится в пример, их методики претендуют на звание эталонных.

Однако почему Россия вообще должна ориентироваться на зарубежные стандарты и сравнивать свой опыт с чужими методиками? Ответ на данный вопрос начнём с интересного факта. Лидирующая финская система, основы которой были заложены в 60–70-х годах прошлого века, по многим признакам перекочевала из традиционной российской системы образования. А сегодня уже мы подсматриваем у финнов.

Что пошло не так? Нужно обратить внимание на гонку за инновациями. Та же цифровизация бесспорно является вызовом времени, однако любые нововведения должны быть тщательно продуманы. Для примера возьмём намерение обеспечить каждого учащегося личным ноутбуком. Кажется очевидным, что в этом случае будет одна только польза и что цифровизация пойдёт гораздо эффективнее. Но учёные не согласны: на деле величина эффекта оказывается весьма скромной. В своём исследовании «Ручка сильнее клавиатуры» психологи Пэм А. Миллер и Дэниел Оппенхаймер и вовсе продемонстрировали, что учащиеся лучше запоминают услышанное, фиксируя это карандашом на бумаге, а не печатая на компьютере. Аналогичные исследования были проведены в Высшей школе экономики, и они тоже опровергли одну из главных идей цифровизации.

Что нужно для эффективного реформирования

Использовать критерии качества образования, подкреплённые фундаментальными исследованиями.

Придерживаться единой философии.

Разберём второй пункт. Нацпроект «Образование», как известно, включает 10 федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Все они имеют, несомненно, очень позитивный посыл, на них выделяются огромные бюджеты. Но есть риск, что федеральные проекты будут реализовываться бессистемно (грубо говоря «в разные стороны»), что ответственные люди приступят к воплощению идей без видения общей картины, что стандарты качества получатся современными, а методы их оценки — устаревшими. В результате отдельные образовательные организации и учителя окажутся под воздействием разнородных требований и не будут понимать, что же именно реформировать.

Выдающийся канадский исследователь образовательных систем и реформ в сфере образования Майкл Фуллан отмечает, что один из мощнейших факторов, блокирующих любое развитие — постоянная атака школ различными инновациями. Не успевает ещё прижиться одно новшество, как уже «спускается» другое. Это общемировая проблема, этим грешат многие страны в погоне за высокими показателями. В преуспевающих системах образования все действия согласованы и подчинены единому курсу, который понятен каждому участнику процесса от чиновника до ученика.

Что вообще такое «Качество образования»

Качественное образование — это образование, которое гарантирует успешность.

Звучит привлекательно, однако насколько это достижимо на практике? «Школа ничего не даёт», — заявляли наблюдатели на протяжении всего XX века. Действительно, эмпирические исследования показывали, что ученики приходят в школу с разными способностями и уходят из школы с соответствующими результатами, что итог обучения складывается в первую очередь из задатков ребёнка, а также из социального и культурного капитала родителей. Однако всё же находились исключения: отдельные образовательные организации и отдельные педагоги, которым удавалось получить высокие результаты в неблагополучных классах. Они доказывали на практике, что возможно подобрать методы, подходы, обеспечивающие ту самую успешность для каждого. Подобные методики мониторятся годами. На основе результатов трудоёмкой аналитической работы разрабатывается дидактика, система обучения. Отсюда появляются и критерии того самого «качественного образования». То есть, критерии должны не просто проектироваться, а браться из практики, из доказательной педагогики.

Что мы сейчас наблюдаем в России. Есть специальные программы для работы с одарёнными детьми. Также активно развивается инклюзия (впрочем, критерии оценки её качества пока весьма размыты). И именно эти подходы чаще всего обсуждаются общественностью. Но для создания среды с качественным образованием необходимо уделять внимание и основной массе учеников, и «сложным» детям. Важность этого уже подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов:

«Мы видим, что нужно делать акцент не только на работу с талантливыми детьми, что, безусловно, будет являться и является одним из приоритетов в работе Министерства просвещения, но и с детьми, которые испытывают трудности с обучением».

Сегодня в российской практике «талантливых» учеников помещают в отдельный класс, под попечительство проявившего себя учителя. «Неуспевающих» детей тоже сажают вместе, а с учителем — как повезёт. В результате первый класс имеет наилучшие показатели, их преподаватель получает поощрения, а другой класс так и остаётся неуспешным. Согласно современным международным стандартам — того же мониторинга PISA, например — так делать нельзя. Проблемы в обучении должны целенаправленно устраняться на всех этапах, а учителей следует поощрять, в первую очередь за достижения детей с не самыми примечательными «входными данными». В противном случае позитивного результата не будет, а последствия могут повлиять на несколько поколений вперёд. Например, в США порядка 30 % жителей испытывают страх перед математикой, в том числе и учителя. Многие американские преподаватели всячески обходят математические курсы из-за страха, сформированного ещё в детстве, такими же напуганными математикой учителями.

Особенности мониторинга PISA

Эксперты международной образовательной политики рекомендуют ориентироваться на мониторинг PISA. Что это такое? Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет. Тест проходит раз в 3 года и позволяет оценить те изменения, которые происходят в системах образования — а в тесте участвует более 70 стран. Мониторинг проверяет читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность, при этом основной упор делается на умение применять знания в реальной жизни. Проект реализуется Организацией экономического сотрудничества и развития при участии Нидерландского национального института педагогических измерений, Австралийского совета педагогических исследований, Службы педагогического тестирования США и других авторитетных организаций. В России центром проведения теста является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Критерии оценивания PISA задают стандарты определения качества образования. Если не считать нового явления — цифровизации — в остальном тест основывается просто на здравом смысле. Если требования к образовательным достижениям отзеркалить на систему обучения, на дидактику, то получается следующая схема взаимосвязей, основанных на концепции «управления по результату».

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

Вроде бы, в этой схеме нет ничего нового. Особенность состоит в том, что все взаимосвязи должны действительно реализовываться, а образовательные науки должны анализировать и корректировать систему обучения в зависимости от данных, полученных на практике.

В 2018 году от России в тестировании приняли участие 10153 подростков из 43 регионов, и мы заняли в рейтингах PISA 30–33 места. Надо признать, что система PISA и её дидактика у нас пока мало изучены, хотя уже сейчас мы нацеливаемся на самые высокие места.

Фейки и реалии «Скандинавской системы»

На данный момент в тестах PISA лидируют азиатские страны. Почему же тогда в пример обычно ставят Финляндию, которая пусть и находится в ТОП-10, но всё же не в первой тройке?

Обратимся к данным, опубликованным Андреасом Шляйхером, экспертом «Федерального института оценки качества образования», автором книги «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?».

Финляндия лидирует по соотношению учебного времени в школе, учебного времени вне школы и баллов по исследованию естественнонаучных знаний на час общего учебного времени. То есть, Финляндия достигает своих высоких результатов, сохраняя психоэмоциональное здоровье учеников (и, к тому же, внушительные бюджетные средства). Соотношения у азиатских стран гораздо скромнее. Такие подходы как раз и призвана выявить и рекомендовать доказательная педагогика. Исследования также говорят о том, что в Финляндии школьные результаты в наименьшей степени зависят от внешних факторов — в отличие, например, от Германии или США, где социальное положение по-прежнему определяет многое.

что такое качество обучения. Смотреть фото что такое качество обучения. Смотреть картинку что такое качество обучения. Картинка про что такое качество обучения. Фото что такое качество обучения

Сегодня модно говорить о скандинавской модели образования, однако этот термин не совсем точный, поскольку страны Скандинавии развиваются разными путями, причём не всегда удачными. Например, Швеция сейчас активно внедряет новые методы, переходит к конструктивистской парадигме и, хотя остаётся в ТОП-е, после проведения реформ начала показывать ухудшение результатов.

Финляндия придерживается простоты, и в этом её ключевое преимущество. Каждый финский ученик с первого класса понимает национальные цели образования. Все стандарты в стране вполне предметные: слухи о том, что в Финляндии отменяются учебные предметы — это фейк. В выпускном аттестате ученика первого класса финской школы чётко прописаны следующие требования к социальному поведению:

соблюдает правила поведения,

высказывает желание помочь,

поддерживает порядок в классе,

соблюдает школьные правила.

Что касается учебных дисциплин, то от выпускника первого класса требуется читать целыми словами, писать под диктовку, писать сочинения, считать от 0 до 100 и решать устные примеры. Всё вполне прозрачно и даже знакомо. В «Экспертизе Климе» (одной из авторитетнейших экспертиз по стандартам образования) говорится, что стандарты будут способствовать улучшению школьной системы только в том случае, если они установят более ясные, более понятные ориентиры, чем большинство традиционных учебных планов и программ. Даже форма стандартов должна быть такой, чтобы её могли понять и принимали учителя и общественность.

В идеале высокое качество обучения нужно обеспечивать чуть ли не с рождения, начиная с семейного и ясельного образования. Но даже если организовать это не удаётся, задача школы: действительно постараться обеспечить достойное будущее каждому ученику. Как это сделать — продолжают выяснять мировые исследователи, в том числе и в России. Возможно, в скором времени ЕГЭ и другие наши системы оценивания перестроятся под формат PISA, чтобы добиваться высоких результатов не только за счёт увеличения нагрузки на ученика, но и благодаря применению зарекомендовавших себя международных методик.

Источник

Понятие «качество обучения» как педагогическая проблема

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Понятие «качество обучения» как педагогическая проблема

Г.И. Босенкова, ст. преподаватель
факультет СПО
ФГБОУ ВО ОГАУ

Чем можно измерить качество образования, в частности, каче ство учебного процесса? Е.С. Полат указывает на четыре основные группы показателей:

показатели уровня обучения и интеллектуального развития;

показатели затрат учебного времени обучающихся;

показатели работоспособности обучающихся;

показатели мотивационной устойчивости учебной деятельно сти обучающихся.

Следует иметь в виду, что увеличение критериев, показателей и параметров качества автоматически приводит к усложнению измерений и экспертизы, их удорожанию. Поэтому важной задачей является выбор разумной достаточности критериев и показателей. Обычно число критериев и показателей, принимаемых в расчет на каждом этапе оценивания, не должно превышать 5-10.

Различными авторами предлагались и предлагаются различные критерии и способы количественного и качественного оценивания учебного процесса: уровни усвоения знаний; коэффициент усвоения знаний; скорость усвоения; объем и сложность учебного задания. Предлагалось также измерять время усвоения учебного материала и время, необходимое для выполнения учебного задания.

Показатели затрат учебного времени обучающихся могут вычисляться различными способами, но все они характеризуют быстроту усвоения информации, принятия решений, выполнения само стоятельных работ.

одна и та же концепция обучения, адекватно понимаемая все ми участниками исследования;

одно и то же содержание обучения;

одни и те же методы, организационные формы, средства обучения, но с учетом спецификации исследуемой формы обучения;

— одинаковая квалификация преподавателей, принимающих участие в учебном процессе.

В этом случае можно с определенной долей уверенности гово рить о сопоставимости результатов исследований.

Чтобы управлять качеством обучения, нужно хорошо представ лять, какие факторы оказывают на него существенное влияние. Прежде всего, это организация и структурирование содержания образования, а также организация информационно-образовательной среды. Важную роль играет то, какие методы, организационные формы и средства обучения использованы в учебном процессе. Они должны способствовать организации эффективной познавательной деятельности учащихся с учетом спецификации предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информа ции. На качество обучения могут влиять дидактические свойства и функции информационных и телекоммуникационных технологий, используемых в учебном процессе. И, конечно же, не последнюю роль играет профессиональная компетентность преподавателей, заключающаяся не только в знании своей предметной области, но и в обладании педагогическими и психологическими знаниями, знаниями информационных и телекоммуникационных технологий.

Литература

Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебн. Пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: «Русская Редакция», 2003.

А. Л. Зимин, Е. К. Хеннер. Повышение квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий // Информатика и образование, №12, 2004. – стр.1-4.

Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование, №12, 2004. – стр.5-9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *