что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Критические периоды развития

11) Критические периоды развития. Критическими периодами называют относительно короткие интервалы процессов развития, во время которых обнаруживается повышенная уязвимость организма к различным вредностям и чаще обычного возникают психические расстройства, нарушения поведения, но в то же время происходит быстрое формирование новых функциональных систем и оптимальная готовность к усвоению определенных реакций (Сухарева, 1939; Каплан, Сэдок, 1994). Например, критическим периодом формирования первичной привязанности к матери является возраст от 0,5 до 1 года, когда, предположительно, у человека функционирует механизм импринтинга, а от 1 года до 4–5 лет происходит формирование других привязанностей. Возраст до 6–7 лет является критическим для усвоения языка, базовых моделей мышления и норм социального поведения.

В детской психопатологии чаще различают следующие критические периоды: первый – до 0,5–1 года после рождения (по другим данным, от 3 до 10 месяцев), второй – от 2 до 3 лет, третий – от 6 до 7 лет, четвертый – от 10 до 12 лет, пятый – от 14 до 16 лет. Эта периодизация до известной степени условна, поскольку созревание каждой функциональной структуры происходит в свое время. Тем не менее именно к упомянутым критическим периодам приурочено появление как определенных достижений, так и некоторых расстройств. Так, первый пик развития заикания относится к 2, а второй – к 4–5 годам жизни. Появление клинической симптоматики ряда форм наследственной патологии относится к первому полугодию жизни после рождения, а дисметаболические формы олигофрении обнаруживают себя в первые 3–4 месяца жизни детей. К концу 1-го года жизни некоторые исследователи относят формирование сознания и самоосознавания, а в интервале от 1 до 2 лет, как они полагают, дети определяются со своей половой принадлежностью. Соответствующие расстройства, предположительно, впервые возникают в этом же возрасте.

В 3 года дети умеют сказать о своей способности осознавать собственное Я и о нарушениях в этой сфере, а также о самооценке, которая впервые обнаруживается в этом возрасте, и, как выясняется, она не всегда бывает адекватной. Например, завышенная самооценка, которая, предположительно, может быть связана в своем развитии с феноменом всемогущества мысли – ребенок думает, что многое вокруг него происходит непосредственно от его желаний и мыслей (такой симптом иногда возникает у взрослых пациентов с нарушениями самоосознавания). В возрасте 2 лет мышление ребенка из сенсомоторного превращается в наглядно-образное (предоперационное), а в 5–7 лет на основе последнего возникают структуры образного (конкретного мышления, или стадии конкретных операций, по Ж. Пиаже). Задержка развития мышления проявляется в том, что переход от одной стадии развития мышления к другой происходит со значительным запозданием либо его не происходит вообще (следует заметить, что систематизированные сведения о нарушениях мышления у детей разного возраста в литературе отсутствуют).

Г.И. Каплан и Б.Дж. Сэдок сообщают о том, что головной мозг ребенка увеличивается в массе не постепенно, а скачками. Эти скачки приурочены к возрасту 0,5–1 год, 2–3 года, 5–7 лет, 10–12 лет и 14–16 лет. Рост головного мозга является неравномерным и в том плане, что разные его структуры созревают в разное время. Наиболее поздно созревают структуры, ответственные за социальное и эмоциональное поведение, – это нейронные контуры, в которых объединяются полюса лобных долей и лимбическая система. Их созревание происходит к 25–30 годам. Упомянутые нейронные контуры, как предполагают, являются ответственными за социальное поведение человека и, следовательно, за личностные качества индивида.

Что касается критических периодов дородового развития, то их, вероятно, столько же, сколько стадий такого развития. Но и здесь необходимо оговориться, что у каждого органа или системы существует свой критический период. Исключением является головной мозг, для которого весь дородовый период оказывается критическим.

Источник

Что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

г.Волковыск,ул. Боричевского, 1А

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практикеНаш адрес

Приемная главного врача: ПН-ПТ с 8 до 17 (обед с 13 до 14)

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике8 (01512) 6-20-10

Здоровый образ жизни

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер.

На новый уровень поднимается интеллектуальное развитие. появляются новые интересы, расширяется кругозор. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.

У некоторых подростков конфликт между желаемым и их реальными возможностями обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.

У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем).

Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.

Источник

Критические периоды развития ребенка: что обязательно нужно знать родителям?

В первые годы жизни ребенка подстерегает множество опасностей. Каждое достижение: первая проба нового продукта, первые шаги, первые друзья в детском саду — все это может быть связано с риском болезни или травмы. И задача родителей — знать, что происходит с малышом, быть способными облегчить его состояние при необходимости, помочь ему перенести неудобства, которые может доставлять растущий организм.

Разобраться в критических периодах развития ребенка и их особенностях помогла врач-педиатр Светлана Константиновна Ильясевич.

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Неонатальный период
(период новорожденности)

Период новорожденности — один из самых сложных как для ребенка, так и для родителей. Считается, что он длится 4 недели. В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш беспомощен и полностью зависит от родителей. Кроме этого, продолжается развитие органов и систем ребенка, поэтому ему необходим тщательный уход.

Что важно в этот период?

Большинство проблем и вопросов родителей связано именно с проявлениями со стороны ЖКТ. Самое оптимальное питание для ребенка — грудное молоко, при невозможности — адаптированная молочная смесь. Выбор смеси — вопрос очень серьезный, поэтому необходимо этот вопрос обсуждать с врачом.

У маленьких детей неустойчивая терморегуляция. Они очень зависимы от температуры окружающей среды. Все знают, что ребенка нельзя переохлаждать. Однако ровно так же нельзя ребенка кутать и перегревать.

Кожа новорожденного имеет свои особенности, поэтому за ней необходим тщательный уход. Причем имеется в виду не использование в большом количестве детской косметики, а содержание ребенка в чистоте и создание правильных параметров микроклимата.

На смену рекомендациям по обработке пупочной ранки перекисью водорода и зеленкой пришли новые. Чистую и сухую пупочную ранку обрабатывать не надо ничем. А вот если она мокнет, то стоит использовать антисептик. Это может быть препарат, содержащий хлоргексидин, настойка календулы, перекись водорода. Иногда врач может назначить порошок с антибиотиком.

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

В возрасте 2-3 недель часто появляются колики. И т ак как до сих пор точно не определили, почему они возникают, то и эффективного лечения еще не придумали.

Среди причин называют:

Что характерно для колик?

Что делать, чтобы помочь малышу?

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Контакты с аллергенами

Контакт ребенка с аллергенами начинается рано — еще в период внутриутробного развития.

Развитие здоровой кишечной микрофлоры является важным фактором местной защиты (или местного иммунитета). Так, нормальная микрофлора способствует синтезу факторов иммунной защиты, таких как IgA, лизоцим и др. Перспективным направлением является применение нового поколения пробиотиков, содержащих живые бактерии, способные прижиться в кишечнике за короткое время.

Многие родители не раз слышали о гипоаллергенной диете. Ее рекомендовали беременным женщинам, кормящим матерям, маленьким детям, не говоря уже о тех, у кого хоть раз были какие-то высыпания на коже.

Сегодня взгляды на введение потенциально аллергенных продуктов сильно изменились. Появляется все больше данных о том, что это — профилактика аллергии в будущем.

Поэтому нет никакой необходимости соблюдать гипоаллергенную диету беременным и кормящим женщинам. И если у ребенка есть аллергия, то ему нельзя лишь конкретные продукты, которые эту аллергию провоцируют, а не все потенциальные аллергены.

Кроме того, применение пробиотиков с доказанной эффективностью может давать положительные эффекты в отношении профилактики аллергии. Однако такие действия лучше согласовывать с врачом.

В диагностике аллергии остается много вопросов. Не всегда с помощью анализов можно сказать, на что аллергия. В этом вопросе очень важны ваши наблюдения. Кроме того, высыпания на коже — далеко не всегда аллергия. Поэтому, если не видно связи высыпаний с каким-либо продуктом, ищите другую причину.

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Родители довольно часто переживают за очередность и своевременность роста зубов у детей. Существуют с пециальные таблицы со средними сроками и порядком прорезывания. Но не забывайте и про индивидуальные особенности: имеет значение и наследственность.

Прорезывание зубов — процесс физиологический. Он является одним из этапов развития зубов. У большинства детей это происходит легко и безболезненно. Однако у некоторых малышей прорезывание зубов может сказываться на самочувствии — возникает так называемый синдром прорезывания зубов. Его проявлениями могут быть:

Симптомы эти неспецифичны и могут быть проявлением множества заболеваний. Поэтому при появлении неблагоприятных симптомов обязательно обращайтесь к врачу, чтобы исключить болезнь.

Чем можно помочь ребенку, если при прорезывании зубов он испытывает выраженный дискомфорт?

Гели, используемые при прорезывании зубов, также имеют свои особенности:

П репараты с лидокаином запрещены в некоторых странах из-за риска серьезных осложнений. Если вы их применяете, то внимательно читайте инструкцию: не превышайте рекомендуемые дозировки и кратность приема!

Прикорм — это введение в питание ребенка первого года жизни дополнительной пищи, которая постепенно вытесняет грудное молоко или смесь и помогает переходу на питание «взрослого типа». Своевременное введение прикорма обеспечивает возрастающие потребности растущего организма в минеральных веществах, витаминах, способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

Когда же начинать вводить эту новую для ребенка пищу?

По всем рекомендациям начинать вводить прикорм надо не ранее 4 месяцев жизни, но не позднее 6 месяцев.

Как же понять, когда именно вашему ребенку уже пора пробовать новые вкусы? Внимательно присмотритесь к малышу.

Признаки того, что ребенок готов к введению прикорма:

Если вы поняли, что ваш ребенок уже готов к введению прикорма, то можно начинать. Существуют простые правила введения прикорма.

Ребенок начал ходить

Когда ребенок начинает ходить, он активнее познает мир. Ему надо все потрогать, все попробовать, все исследовать. И задача родителей, во-первых, безопасно организовать пространство, а во-вторых, постоянно разговаривать с ребенком и объяснять, что можно, а что нельзя, что может быть опасным.

Как организовать безопасность?

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Ребенок пошел в детский сад

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Привыкание к нему — период адаптации, и у всех он протекает по-разному.

Период адаптации к детскому саду может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Чтобы этот период протекал менее болезненно, подготовку надо начинать заранее:

Когда ребенок уже начал посещать детский сад:

Начало активной социальной жизни ребенка — всегда выход из «зоны комфорта». Дома все было привычно, и вдруг происходит настоящее знакомство с большим миром. К сожалению, не всегда оно бывает приятным: например, малыши могут сталкиваться с кишечными инфекциями. В ключе этой проблемы важна пробиотическая терапия — и как профилактика, и как вспомогательный момент лечения. Пробиотик, в состав которого входит L. Rhamnosus, может при необходимости применяться одновременно с антибактериальными препаратами, так как обладает природной устойчивостью к антибиотикам. За схемой и правилами приема обращайтесь к своему педиатру.

Прежде всего необходимо остановиться на понятии простуда. Многие считают, что простуда — это заболевание, которое возникает при переохлаждении организма.

Дети болеют круглый год, однако летом, когда условия для жизнедеятельности вирусов и бактерий хуже, болезней меньше. А осенью и зимой дети болеют чаще.

К сожалению, волшебной таблетки, чтобы выпить ее и не заболеть, не существует. Поэтому так важна профилактика ОРВИ.

Источник

Критические периоды развития эмбриона

Недели беременности, особенно важные для развития ребенка

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практикеЕлена Березовская акушер-гинеколог, учредитель и руководитель Международной академии здоровой жизни (International Academy of Healthy Life) г. Торонто, Канада, автор книг о женском здоровье

Отдельные ткани и органы формируются в различные периоды роста эмбриона и плода. При этом ткани организма в момент максимальной интенсивности процессов дифференцировки становятся высоко чувствительными к повреждающим воздействием внешней среды (ионизирующая радиация, инфекции, химические агенты).

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Такие периоды, для которых характерна повышенная чувствительность к воздействию повреждающих факторов, называют «критическими периодами эмбриогенеза». Вероятность формирования отклонений в развитии в критические периоды наиболее высока.

Период бластогенеза

По данным ВОЗ первый критический период развития приходится на первые 2 недели развития — период бластогенеза. Ответная реакция в этот период реализуется по принципу «всё или ничего», то есть зародыш либо погибает, либо, в силу своей повышенной устойчивости и способности к восстановлению, продолжает нормально развиваться. Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называют «бластопатиями». К ним относят анэмбрионию, формирующуюся вследствие ранней гибели и резорбции эмбриобласта, аплазию желточного мешка и др. Некоторые исследователи к бластопатиям относят эктопическую беременность и нарушения глубины имплантации развивающегося зародыша. Большая часть зародышей, поврежденных в период бластогенеза, а также те, которые образовались из дефектных половых клеток, несущих мутации, в этот период элиминируется путем спонтанных абортов. По данным научной литературы частота прерывания беременности на этом сроке составляет около 40% от всех состоявшихся беременностей. Чаще всего, женщина даже не успевает узнать о ее наступлении и расценивает эпизод как задержку менструального цикла.

Эмбриональный период

Второй критический период внутриутробного развития продолжается от 20-го до 70-го для после оплодотворения — это время максимальной ранимости зародыша. Весь эмбриональный период — с момента имплантации до 12 недели, — является очень ответственным периодом в развитии человека. Это время, когда происходит закладка и формирование всех жизненно важных органов, формируется плацентарный круг кровообращения, зародыш приобретает «человеческий облик».

Фетальный (плодный) период

Фетальный период длится с 12 недели до момента рождения. В это время происходит созревание организма — тонкая дифференцировка органов и тканей, сопровождающаяся быстрым ростом плода. При влиянии неблагоприятных факторов на развивающийся организм во время эмбрионального периода формируются так называемые «эмбриопатии», которые проявляются пороками развития. Те же вредности, влияющие на плод во время фетального периода, провоцируют развитие фетопатий, для которых морфологические пороки не характерны. Частота эмбриопатий достаточно высока — спонтанными абортами в эмбриональном периоде заканчивается не менее 10% зарегистрированных беременностей.

В первые 2-3 месяца внутриутробной жизни происходит интенсивное деление клеток и формирование тканей и органов. Благодаря делению, росту и переселению клеток каждая часть тела приобретают определенные очертания — осуществляется процесс морфогенеза. В основном процессы морфогенеза завершаются на 8-ой неделе развития. Основываясь на знаниях о сроках формирования органов, можно делать заключения о развитии врожденных пороков в связи с воздействием на эмбрион конкретных вредностей. Например, в литературе накоплено много данных о тератогенном действии противосудорожных препаратов, в частности, вальпроата. Этот препарат может индуцировать комплекс врожденных аномалий, в том числе, сочетание спинномозговой грыжи с дефектом межжелудочковой перегородки сердца. Такие пороки могут наблюдаться при вальпроатном синдроме, однако для этого необходимо, чтобы женщина принимала препарат до 8 недели беременности, так как к этому сроку завершается смыкание межжелудочковой перегородки и формирование позвоночного канала.

Нарушения развития в плодном периоде называет фетопатиями (от лат «fetus» — плод). Пороки развития в этот период могут возникнуть лишь в органах, не окончивших своего формирования (ткань головного мозга, зубы, гениталии, лёгкие). Для этого периода характерно формирование так называемых «вторичных» пороков развития — то есть искажения развития нормально сформированных органов вследствие воспалительных процессов (например, токсоплазмоз, вирусные инфекции) или нарушений созревания, приводящих к формированию дисплазий или гипоплазий органов и тканей.

Способность реагировать воспалительными процессами на инфекционное повреждение у плода формируется после 5-го месяца развития. Также свой вклад в патологию плодного периода вносят нарушения обмена веществ и хронические интоксикации у матери, в качестве примера можно привести диабетическую и алкогольную фетопатию. Из нарушений внутриутробного развития наибольшее клиническое и социальное значение имеют врожденные пороки развития (ВПР).

Современная наука считает, что не менее 50% всех ВПР имеют комплексную многофакторную природу, то есть образуются под влиянием наследственных и средовых факторов, тогда как 5% ВПР индуцировано тератогенными воздействиями. К тератогенным воздействиям относят любую вредность, под влиянием которой может сформироваться ВПР.

Известно несколько сотен тератогенных факторов, однако практическое значение у человека имеют всего лишь несколько:

что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Смотреть картинку что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Картинка про что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике. Фото что такое критические периоды в развитии эмбриона почему их надо знать и учитывать на практике

Часть этих факторов способны индуцировать определенные тератологические синдромы, хорошо известные врачам во всем мире. Эти синдромы могут реализовываться как эмбрио- или фетопатии, в зависимости от конкретного фактора и срока беременности, на котором он воздействует.

Реализация тератогенного эффекта зависит от многих составляющих, часть из которых определяется биологией зародыша. Вот наиболее весомые составляющие, определяющие степень повреждающего действия тератогена:

В развитии человеческого организма наиболее уязвимыми являются 1-ый и 2-ой критический период онтогенеза — это конец 1-ой начало 2-ой недели после оплодотворения и 3-6 недели беременности. Воздействие вредностей именно в течении 2-го периода приводит к формированию наибольшего количества ВПР.

Кроме критических необходимо учитывать терминационные периоды действия тератогена — то есть предельный срок беременности, в течение которого неблагоприятный фактор может индуцировать аномалии развития. Этот период определяется сроками завершения формирования органа и отличается для различных органов и тканей, например, грубый порок развития мозга — анэнцефалия, может сформироваться под воздействием тератогенных влияний до 8 недели беременности, тогда как дефекты межжелудочковой перегородки сердца — до 10-ой недели.

Значение генетической составляющей формирующегося организма можно продемонстрировать на примере талидомидного синдрома и алкогольной фетопатии. Талидомидный синдром сформировался лишь у 20% детей, матери которых во время беременности на одних и тех же ее сроках принимали одинаковые дозы талидомида.

Влияние тератогенных факторов чаще всего реализуется в виде развития множественных пороков и аномалий развития, формирование которых зависит от дозы повреждающего агента, продолжительности его воздействия и срока беременности, на котором произошло неблагоприятное влияние.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *