что значит икона всех скорбящих радость
«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ родом из Москвы
Приблизительное время чтения: 1 мин.
«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви.
Дата празднования: 6 ноября.
Кто и когда написал икону
Первую икону «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы совпадает с западноевропейской иконографией «Мадонна Милующая».
Иконография
Отличительная особенность иконы: Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Существует несколько вариантов изображения. Все их можно объединить в два типа — с Младенцем на руках (московская) и без Младенца (петербургская, «с грошиками», находится в церкви Святой Троицы Живоначальной, известной как «Кулич и пасха»).
Название иконы
Начальные строки стихиры (богослужебное песнопение), посвященной Богородице:
Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
История московского образа
Точных данных о том, как и когда икона «Всех скорбящих Радость» попала в храм на Ордынке, нет. Впервые о ней заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии Папиной. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Ей принесли этот образ, и сестра Патриарха получила исцеление от незаживающей раны в боку. После этого чуда почитание иконы выросло — ей составили службы, акафист, стали делать списки.
Где находится
Чудотворный образ находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке в Москве. Также в храме есть несколько точных копий этого чудотворного образа.
Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»: о чем ей молятся и почему
6 ноября православные верующие отмечают день почитания иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Среди богородичных икон есть несколько таких, отношение к которым в народе очень теплое, глубоко личностное. К ним относится и икона «Всех скорбящих радость». Даже ее название говорит о том, что к ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде, в горе.
В народной памяти сохранилось множество историй о чудесных исцелениях больных, которые совершались после молитв у этой иконы. Самое первое из упомянутых в рукописных документах чудес произошло 6 ноября 1688 года. Именно с него и началось особое почитание этой иконы – сперва в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге.
Чудесные исцеления
Согласно преданию, чудесное исцеление по молитвам у этой иконы получила родная сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петрова-Папина. Она была настолько серьезно больна, что уже давно не вставала с постели. Она усердно молилась Богородице об исцелении и вот однажды услышала отклик Царицы Небесной, которая велела ей призвать священника из храма Преображения на Ордынке с образом «Всех скорбящих радость».
Икона действительно стояла в этом храме с левой стороны, где обычно становятся на службе женщины. И была она уже тогда весьма древней. К сожалению, историки не смогли установить, как и когда эта икона попала в храм, но вероятнее всего она была приобретена для него в 1685 году, когда сам храм был заново отстроен в камне.
Священник пришел к больной, принес с собой древнюю икону, отслужил водосвятный молебен, окропил освященной водой болящую, и та полностью выздоровела. Возможно, чудесные исцеления по молитвам у этой иконы случались и раньше, но благодаря тому, что на этот раз чудо произошло с сестрой патриарха Московского, история эта стала широко известна. К иконе потекли сотни больных и убогих. По преданию, многие из них получали исцеление и избавление от бед.
Древняя икона была укреплена и отреставрирована, были также написаны специальные молитвы, обращенные к Богородице, чтобы читать их именно у этого чудотворного образа. Появились и многочисленные списки с иконы, сделанные в царской иконописной мастерской.
Где тот самый чудотворный образ
Сейчас сложно установить, остался ли в храме на Ордынке тот самый чудотворный образ, или он отправился в Санкт-Петербург. Дело в том, что икону эту очень любила и благоговейно почитала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Когда в 1711 году царская семья перебралась из Москвы в Санкт-Петербург, она забрала с собой образ Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Но был ли это оригинал чудотворной иконы, или список с нее, неизвестно.
Образ, увезенный царевной, был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны на Шпалерной улице, за Литейным двором. И в Москве, и в Санкт-Петербурге хранятся рукописные свидетельства о чудесах, которыми прославились обе иконы. В дальнейшем и московская, и петербургская иконы в равной мере почитались как чудотворные, да и другие списки с этой иконы, которых множество, также стали очень любимы и почитаемы.
Фото: Федосенко Наталия/ТАСС
У иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» молятся:
Икона «с грошиками»
Позже в Санкт-Петербурге появился совсем особенный, очень почитаемый список иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» – «с грошиками». Сперва список иконы был обычным и находился в часовне при стекольном заводе.
Однако летом 1888 года от удара молнии случился пожар, и часовня сгорела. После того, как пожар потушили и начали разбирать завалы, среди обгоревших обломков была найдена икона «Всех скорбящих радость». Она упала на пол вниз изображением, но чудесным образом не только не пострадала в огне, но и стала словно бы еще светлее и чище, словно ее подновили. Стоявшая перед иконой кружка для пожертвований разбилась вдребезги, а медные грошики, рассыпавшиеся из нее, намертво впаялись в икону в нескольких местах, словно обрамляя изображение Богоматери. Так все и оставили. Новый преображенный вариант иконы получил в городе на Неве большую известность и до сих пор почитается как чудотворный. В годы советской власти он был тайно сохранен прихожанами, а потом, когда в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое прежнее место. Теперь на одном из устоявшихся вариантов иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» краской изображают медные грошики.
Интересно, что на иконе «Всех скорбящих радость» изображается не только Богоматерь и окружающие ее ангелы, но и те убогие, больные и нищие, которым она несет помощь и спасение. Это большая редкость для иконографии. Однако все встает на свои места, если вспомнить, что Богоматерь является в православии еще и совершеннейшим образом Церкви. Той Церкви, в которой ищут защиты и помощи, черпают силы и вдохновение все верующие вообще, а не только больные, униженные и беззащитные. Может быть, это не вполне осознается в народе, но теплое личностное отношение к иконе «Всех скорбящих радость» говорит о том же. Ведь у каждого верующего человека в жизни происходит его собственная встреча с Божьим чудом, когда его горячая молитва бывает услышана и то, что казалось невероятным, все же происходит. Когда человек явственно чувствует, что находится под защитой Бога и Царицы Небесной.
Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Празднование
История
Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы — будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь, как в дивную Заступницу, которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость!
По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому, повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к Ней: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на московском первообразе), иногда без Младенца (как на прославившейся недавно в Петербурге, у Стеклянного завода, иконе с монетами), окруженная разного рода бедствующими людьми — нагими, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь, которая пишется на иконах «Всех скорбящих Радость» или во славе, с короной на главе и в царском одеянии, или в обычном одеянии земных Ее дней и в белом плате на главе.
В Москве в XVII веке прославилась одна икона Богоматери этого имени. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика, что видны были внутренности. Больная ждала смерти, но в то же время не теряла надежды на помощь Божественную. Однажды, попросив приобщить ее Святых Таин, она с великой верой стала взывать к Пресвятой Богородице:
— Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобой хвалится; и все приемлют нескудные милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но не накажи меня гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня.
После этой молитвы больной был голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумленная голосом.
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного на нее этим явлением, и узнала от родственников, что, действительно, в храме Преображения, на Ордынке, есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия исцелилась, и 24 октября установлен праздник в честь этой иконы в память совершившегося в этот день исцеления.
Есть мнение, что первоначальный образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» перевезен был в Петербург царевной Наталией Алексеевной и есть именно тот образ, который стоит в Скорбященской церкви, на Шпалерной. Но, кажется, ближе к истине те, которые утверждают, что первоначальный образ остался в Москве.
Икона Всех Скорбящих Радость: скорая помощница
Велико значение для верующего человека заступничество Богородицы, предание о котором трепетно хранится веками, чтобы мы могли открыть эту духовную сокровищницу сегодня и узнать, в чем помогает икона Всех скорбящих радость, каково ее значение и смысл.
Название иконы наполнено теплотой и надеждой и уже несет в себе ту глубочайшую связь, которая сделала ее наиболее близкой и родной к сердцу православного люда. В любой беде и болезни, в любом стеснении есть Радость, нужно только ее найти.
Икона Всех скорбящих Радость: описание
В Русской православной церкви эта икона считается чудотворной. По причине самой широкой популярности образ имеет разные вариации и единой, законченной иконографии так и не сложилось. Существует множество списков иконы и от каждого такого списка, будто щедрой россыпью, исходили все новые чудеса. Известны десятки чудотворных и местночтимых икон в разных городах России. По каждому из списанного образа существует самостоятельное предание, которое тщательно описывает и хранит историю отдельного извода, чудеса от него бывшие и причину почитания.
Как и на всех списках, центральное место на иконе занимает Божия матерь, изображенная в полный рост, стоящая в мандорле (сиянии). В других изводах Богородица может изображаться стоящей на полумесяце (образ Жены, облеченной в солнце, Откр. 12:1), или облаке. В руках она держит скипетр, свиток, четки или хлеб. На московском первообразе Богородица держит на руках Младенца Христа. По сторонам изображены люди, которые обращаются к ней в молитве и получают просимое. Деву Марию окружают ангелы и новозаветная Троица.
Существуют три наиболее известных и почитаемых иконы Всех скорбящих Радость:
Каждая из вариаций иконы Всех скорбящих Радость имеет свою историю и значение. День празднования иконе установлен 24 октября (6 ноября).
Значение иконы Всех скорбящих Радость
Икона появилась в московском храме на Большой Ордынке в честь Преображения Господня в 1683 году. Так как она содержала образы местночтимых святых, исследователи сделали вывод, что написана она была именно для этого места. Ныне это церковь в честь иконы Всех скорбящих Радость Божией матери, где и хранится святыня до сего дня.
Первоначально на иконе не изображались просящие люди. На московском и последующем петербургском списке изображение молящихся людей отсутствует. Вероятно, характерный вид написания появился позднее, после прославления первообраза.
Около 1711 года царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, сделала первый список с иконы и вывезла его в новую столицу, только построенный Санкт-Петербург. Новый образ также прославился чудесами и участвовал в военных походах Петра I. Сегодня оригинал извода не сохранился, но в Петербурге можно найти третий список, который хранился с иконой царевны. Находится святыня в Спасо-Преображенском соборе северной столицы.
Но больше всего любви и почитания досталось образу Всех скорбящих Радость «с грошиками». По легенде, икона была найдена на берегу Невы купцом Матвеевым. Когда тот попал в бурю и воззвал к Божьей матери, имея мысленно образ домашней иконы, то получил помощь: Дева спасла его от неминуемой гибели. В благодарность купец пожертвовал свою святыню Тихвинской часовне, куда после шторма его вынесло волной.
В 1888 г. в часовне произошло уникальное событие: после пожара, когда, казалось, все сгорело, икона была обретена практически нетронутой пламенем. Чудесным образом лик на потемневшей от времени иконе просветлел и обновился. На нее в разных местах налипло 12 монет. Грошики лежали в кружке для пожертвований, а во время пожара непонятным образом равномерно и вполне гармонично прилипли к иконе (при этом не были вдавлены в краску), и крепко держались на ней, не затронув лик Божией матери.
С этого времени начинается новая волна чудес, когда по молитвам перед святыней получали исцеления от болезней и увечий.
На иконе с грошиками Богородица предстает перед молящимися в простой одежде с белым покровом на голове, без знаков царской власти, которыми является корона и скипетр, без Младенца Христа. Она распростерла руки в щедром жесте перед окружающими ее людьми. Монетки изображают на списках краской.
Чудотворный образ хранится в Троицком храме «Кулич и Пасха» в Петербурге.
В чем помогает икона Всех скорбящих Радость?
Уникальное явление в православном мире: чудесная икона рассыпала для всех желающих монетки, «грошики», которые прилипли к красочному слою. Так уж мы устроены, что зачастую просим совсем не духовного, а вполне себе материального. И Божия Матерь идет нам на встречу, понимает нашу немощь, жалеет и вот, рассыпает нам монетки на своей иконе. Сама всю жизнь проведшая в нищете, без дома и дохода, скитаясь вместе с Сыном по родственникам и добрым людям, она будто сохранила всё, до последней копеечки, для нас.
Иной раз и совестно просить у святыни о таких меркантильных вещах, как деньги. Но перед этой иконой можно. Разумно, на благо родным, с осознанием того, что материальный достаток менее важен, чем единомыслие в семье, снисхождение к ближним и душевный мир. Сама Божия матерь намекнула, о чем молиться, показав новый образ, который чудесно появился, и слава о котором разнеслась по всему свету.
В чем помогает икона Божией матери Всех скорбящих радость известно с 17 века. Ниже попытка перечислить лишь малую, самую выразительную часть кому, чем помогает и кем она является для людей. Это слова из молитвы к иконе, переведенные на современную речь:
К помощи иконы также прибегают все, кто оказался в стесненных обстоятельствах, кому причинили зло или неправду. В молитве к иконе ее также называют помощницей и заступницей всех христиан.
Чудотворная икона Всех скорбящих Радость
Впервые образ прославился в 1688 году в московском храме. Именно там и произошло первое чудо: родная сестра патриарха московского Иоакима, именем Евфимия, тяжко болевшая и прикованная к постели, услышала после молитвы голос Божией матери. Дева упрекнула ее, что та до сих пор не обращалась к общей Целительницы всех и наказала Евфимии, чтобы ее навестил священник с иконой Всех скорбящих Радость, которая находится в Преображенском храме. Священник отслужил молебен, после которого она получила исцеление.
Событие произошло 24 октября, и с того времени икона являла множество чудесных исцелений. Был освящен правый придел храма в честь чудотворного образа и в народе церковь прославилась как Скорбященская.
Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость: молитва
Тексты молитвы перед иконой Всех скорбящих Радость:
Тропарь, глас 2-й:
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Обретая в Богородице опору и утешение, христиане нескончаемым потоком приходят к образу и сегодня. В чем же помогает икона? Значение иконы Всех скорбящих Радость — в любой скорби есть духовная отрада. Ведь иногда скорби нужны нам для очищения души. Не каждый придет к Богу, когда у него все благополучно. Человек так устроен, что в стесненных обстоятельствах у него оформляется воля и другие ценные качества души. Людям же, которых страдания только ломают, которые озлобляются от несправедливости этого мира, Господь, может быть, тоже призывает на великодушие, как знать.
Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+Иконы)
Иконография «Всех скорбящих Радость» возникла в России под влиянием западноевропейских произведений, которые творчески перерабатывались русскими мастерами XVII — XVIII веков. Названием иконографии стала начальная строка богородичной стихиры:
«Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».
Первая упомянутая в исторических документах икона с таким названием была написана в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Известно, что иконы с таким названием были в храме в царской вотчине — селе Коломенском, и в Арзамасском Алексеевском монастыре. Согласно описанию на арзамасской иконе Богородица изображалась с Младенцем и двумя ангелами по сторонам.
В 1688 году в Москве по молитве перед иконой Богоматери «Всех скорбящих Радость», находившейся в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, произошло чудо — исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Петровна Папина, родная сестра почившего патриарха Иоакама. Было написано подробное «Сказание», составлены служба и отдельные молитвы; иконописцы царской мастерской при Оружейной палате изготавливали списки новопрославленного образа.
1680-е гг. По литографии 1862 г. Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге
Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась и икона, поставленная в петербургском домовом храме царевны, и икона, оставшаяся в московском храме на Ордынке. Со временем петербургский дворец почившей царевны стал богадельней, а Вознесенская церковь при ней была перестроена и стала именоваться «Скорбященской» по названию чтимой иконы. После 1917 года этот храм был закрыт, а икона в драгоценном окладе исчезла.
Однако сохранилось литографическое изображение чудотворной иконы. Есть предположение, что именно увезенный в Петербург образ был тем, перед которым молились об исцелении Евфимии Папиной, поскольку он обладал уникальными чертами, подтверждающими его оригинальность*. Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.
Четки — характерная деталь другого западного образа «Rosarium», или «Видение св. Доминика». Согласно католическому преданию Доминику явилась Богоматерь и вручила четки для чтения молитв. На польских образах иногда отсутствует образ визионера, а четки держит не только Дева, но и Младенец. Исходящее от Богородицы сияние и луна под Ее ногами — детали, которые исследователи соотносят со словами Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Отк.12:1). Изображения Богородицы, стоящей на луне, появились на Западе уже в XIV столетии; в XVII веке такие образы проникли в Россию, где их использовали при создании новых иконографических изводов.
В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге есть икона в драгоценном окладе, ошибочно считающаяся образом, привезенным когда-то Натальей Алексеевной. Однако точное литографическое изображение образа царевны не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. Видимо, это один из чтимых списков, который перенесли в собор после закрытия Скорбященской церкви.
Нач. XVIII в. Ошибочно считается иконой царевны Натальи Алексеевны. Спасо-Преображенский собор, СПб
Оставленная в московском храме икона находилась там до советского времени, когда храм был закрыт, а икона изъята. Сейчас в Скорбященской церкви на Ордынке находится список с той московской чудотворной иконы, созданный уже во второй половине XVIII века. Наличие нескольких точных списков с московской иконы, позволяет судить о ее иконографических особенностях.
Очевидно, что этот образ во многом отличался от петербургского варианта. На московской иконе Богоматерь с Младенцем изображены в сиянии, в окружении двух летящих ангелов, держащих рипиды. Нет четок в руках Богородицы и Христа и луны под ногами. В верхней части иконы — образ Троицы Новозаветной. И самое важное отличие — на московской иконе по сторонам от Богоматери изображены страждущие люди, обращающиеся к Ней с мольбами.
Два ангела, стоящих среди людей, утешают их. Особенностью московского образа было изображение святых Сергия Радонежского, Федора Сикеота, Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Видимо, эта икона была написана именно для храма на Ордынке, где был придел преподобного Варлаама Хутынского. Изображение «редких» святых Федора Сикеота, Григория Декаполита может быть обусловлено просьбой заказчика, на средства которого была написана икона.
Эти иконографические особенности московского образа показывают, что его автор не механически повторил образец, но серьезно переработал композицию, обдумал содержание и характер деталей. Само название иконы подсказывало введение изображения страждущих. Вызывающие сомнения «западные» детали — четки и луна — были исключены.
Московский вариант иконографии был почитаем еще до того, как царевна перевезла одну из чудотворных икон в Петербург. Во всяком случае, списки с образа со страждущими стали появляться еще в тот период, когда обе иконы пребывали в храме на Ордынке. Списки с московской чудотворной иконы широко распространились по всей России, чему способствовали, в том числе, и выполненные в XVIII веке гравированные листы.
Изображение страждущих на русских иконах второй половины XVII века не было редкостью. Например, оно присутствовало на богородичной иконе «Умиление и посещение в беде страждущим». Первые подобные образы появляются в 1680-х годах в Ярославле. Богородица представлена без Младенца, но вверху изображен благословляющий Христос. В опущенных, слегка разведенных в стороны руках Богоматери — жезл и свиток. Своим жестом Она как бы осеняет страждущих, изображенных внизу. Белый фон, по которому пущены цветы и травы, символизирует рай.
В этой иконографии, как и в описанных выше, прослеживается определенное влияние западных образцов. Композиционная схема повторяет западноевропейское изображение «Мадонна Misericordia» («Милующая»), на котором Дева Мария представлена с разведенными руками, простирающей свой плащ над молящимися. Ярко выраженная в образе «Misericordia» идея заступничества Богоматери вполне отвечает православному вероучению, что сделало возможным заимствование деталей данного «латинского» изображения.
Образ Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим» был особенно популярен в Поволжье, где эта композиция присутствует как в иконописи, так и в стенописи. Свиток в руке Богородицы часто заменяли на хлеб, чтобы проиллюстрировать текст стихиры, в котором присутствует наименование «алчущих питательница». Любопытно, что возникшая после раскола и сложившаяся не без явного «латинского» влияния иконография распространилась и в старообрядческой среде.
Смысловые и композиционные параллели образа «Умиление и посещение…» с московской иконой «Всех скорбящих Радость» сделали возможным их сближение. Это привело к тому, что к середине XVIII века образ утратил свое первоначальное название, пополнив число вариантов иконографии «Всех скорбящих Радость».
В конце XIX века от одной из подобных икон, находившейся в часовне при стеклянном заводе недалеко от Петербурга, произошло несколько чудес. От попадания молнии часовня загорелась. После пожара обнаружилось, что к иконе «Всех скорбящих Радость», упавшей на рассыпавшиеся из церковной кружки пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В последующие годы от иконы произошли исцеления двух человек. В конце XIX — начале XX века списки образа «с грошиками» распространились по всей России.
На рубеже XVII — XVIII веков иконография «Всех скорбящих Радость» пополняется новыми вариантами. Богородица изображается или восседающей на престоле, или же стоящей и поддерживающей Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Эти варианты точно повторяют детали двух дошедших до нас гравюр московского гравера Леонтия Бунина.
Н. И. Комашко предполагает, что эти гравюры могли быть исполнены в рамках работы над иллюстрациями к тексту Акафиста, который планировали издать типографским способом**. Возможно, гравюр было не две, а больше. И именно из этих графических образцов могли «просочиться» в иконопись такие детали как изображение Богородицы в типе «Misericordia», но с ангельскими крыльями, или столь полюбившийся русским иконописцам мотив кораблика.
Очень интересен извод иконы «Всех скорбящих Радость», в котором Богородица изображается не в центральной, а в верхней зоне. Приснодева представлена обращенной к восседающему на престоле Христу. Смысловой центр иконы — Богоматерь, восходящая на небеса к Своему Сыну с мольбой о помиловании страждущих на земле. В центральной части композиции, между земным и горним мирами, изображены ангелы на фоне небесного свода со звездами и планетами на своих орбитах. Таким символическим изображением неба, называемым «беги небесные», часто украшались потолки царских дворцов.
Увеличение количества иконографических вариантов образа «Всех скорбящих Радость» объясняется как конкретными историческими обстоятельствами, так и большой популярностью самой иконы. По всей стране существовало множество местночтимых чудотворных икон с этим названием. Каждый новый извод полагал начало собственной иконографической традиции, при этом списки могли отличаться от оригинала деталями.
1872 г. Точный список с иконы царевны Натальи Алексеевны. Государственный музей истории религии, СПб
Последняя четв. XVIII в. Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Алексей Квашнин. 1710 г. Уменьшенный точный список с московской иконы. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
2-ая половина XVIII в. Палех. Список с московской иконы. Государственный музей палехского искусства, Палех
Нач. XIX в. Ветка. Тип «Умиление и посещение…». Частное собрание, Германия
1-ая четв. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Казань
Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех
Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей
Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-нач. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад
Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей
Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб
Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва
Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля
1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва
Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств
2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва
Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех
1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в.
Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в.
Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро
* Комашко Н. И. Богоматерь «Всех Скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1—2(14). — С. 22—34.