что значит подворье монастыря
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Что такое Подворье в Православии
Вопросы: Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды. – часто возникают у тех, кто начинает знакомиться с историей Православия. Для уяснения сути этих понятий приведу минимум некоторых сведений по данной теме. Надеюсь, что некоторые ответы на эти вопросы помогут Вам при изучении вопросов Христианства и Православия.
Подворье — Понятие
Подворье — в широком смысле означает чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально Подворье — это постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов. Позднее под словом Подворье в Православии стали понимать удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви. В старой, дореволюционной Москве, православные подворья группировались главным образом к востоку от Кремля. Они располагались вдоль улиц Ильинки (подворья Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгородское), Маросейки (Малороссийское подворье) и Мясницкой (Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское подворья). В XIX веке владельцы перестроили подворья в гостиницы либо доходные дома.
Виды подворий
В Православии различают несколько основных видов подворий. Среди них: монастырские, Архиерейские подворья, Подворья поместной церкви, Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом, торговые подворья, прочие подворья.
Монастырское подворье
Монастырское подворье — «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви). Административно подворье подчинено тому же архиерею, что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии, в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.
Цель учреждения подворья
Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников, а в сельской местности — для соответствующей хозяйственной деятельности.
Состав подворья
В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.
В качестве примера можно привести Варницкий монастырь. Он находится в Ростове, но является подворьем Троице-Сергиевой лавры, которая расположена в Сергиевом Посаде (Московская область). Будучи подворьем Троице-Сергиевой лавры, Варницкий монастырь состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Список подворий в Москве
К примеру, на территории Москвы присутствуют:
Количество подворий одного монастыря
Один и тот же монастырь может иметь несколько подворий. К примеру:
Архиерейское подворье
Архиерейским подворьем именуется дом (иногда с церковью) для временного пребывания архиерея. Жильё либо храм считается подворьем, если они служат для пребывания архиерея, либо для какой-то иной деятельности в его интересах и находятся в его непосредственном подчинении. Например, тверской архиепископ (митрополит) останавливался в Москве на Тверском подворье.
Подворья с исключительным статусом
Исключительным был статус Крутицкого подворья. Оно являлось местом постоянного проживания сарских митрополитов, возглавлявших Сарскую и Подонскую епархию. Указанные епархии служили для духовного окормления русских православных людей, вынужденно находившихся в Золотой Орде. В настоящее время Крутицы имеют статус Патриаршего подворья, как и некоторые другие московские храмы (к примеру, на Борисовских прудах).
За пределами Москвы Патриаршее подворье было построено в Екатеринбурге, в 2003 году, рядом с Храмом на Крови. Помимо личных покоев патриарха, это подворье включает в себя также домовую церковь, зал для проведения официальных встреч (музей Патриаршества на Руси), музей святой Царской семьи, другие помещения.
Подворье поместной церкви
Подворье какой-либо поместной церкви за рубежом — небольшая территория с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет представительские функции. В настоящее время в Москве действуют, в частности, следующие подворья поместных церквей:
Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом
Это – небольшая территория (обычно в столице государства) с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет также представительские функции.
Торговое подворье
Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора. Торговое подворье (купеческое подворье) — в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров. Священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял договоры и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья.
Прочие подворья
Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами. Их строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы. Это было нечто среднее между посольством и торговым представительством. Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм. Примером такого подворья может служить сохранившийся Старый английский двор в Китай-городе (в Парке Зарядье).
Таковы некоторые ответы на вопросы:
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Некоторые православные подворья в Москве:
Другие православные представительства в Москве
Конкретными примерами официальных православных представительств в столице России могут служить, в частности:
Примечание: При подготовке данной публикации использованы фото из других публикаций в данном блоге, а также сведения из Википедии (Статьи: Подворье, Подворье — Википедия (с комментариями), др.).
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Что такое Подворье в Православии
Вопросы: Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды. – часто возникают у тех, кто начинает знакомиться с историей Православия. Для уяснения сути этих понятий приведу минимум некоторых сведений по данной теме. Надеюсь, что некоторые ответы на эти вопросы помогут Вам при изучении вопросов Христианства и Православия.
Подворье — Понятие
Подворье — в широком смысле означает чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально Подворье — это постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов. Позднее под словом Подворье в Православии стали понимать удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви. В старой, дореволюционной Москве, православные подворья группировались главным образом к востоку от Кремля. Они располагались вдоль улиц Ильинки (подворья Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгородское), Маросейки (Малороссийское подворье) и Мясницкой (Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское подворья). В XIX веке владельцы перестроили подворья в гостиницы либо доходные дома.
Виды подворий
В Православии различают несколько основных видов подворий. Среди них: монастырские, Архиерейские подворья, Подворья поместной церкви, Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом, торговые подворья, прочие подворья.
Монастырское подворье
Монастырское подворье — «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви). Административно подворье подчинено тому же архиерею, что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии, в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.
Цель учреждения подворья
Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников, а в сельской местности — для соответствующей хозяйственной деятельности.
Состав подворья
В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.
В качестве примера можно привести Варницкий монастырь. Он находится в Ростове, но является подворьем Троице-Сергиевой лавры, которая расположена в Сергиевом Посаде (Московская область). Будучи подворьем Троице-Сергиевой лавры, Варницкий монастырь состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Список подворий в Москве
К примеру, на территории Москвы присутствуют:
Количество подворий одного монастыря
Один и тот же монастырь может иметь несколько подворий. К примеру:
Архиерейское подворье
Архиерейским подворьем именуется дом (иногда с церковью) для временного пребывания архиерея. Жильё либо храм считается подворьем, если они служат для пребывания архиерея, либо для какой-то иной деятельности в его интересах и находятся в его непосредственном подчинении. Например, тверской архиепископ (митрополит) останавливался в Москве на Тверском подворье.
Подворья с исключительным статусом
Исключительным был статус Крутицкого подворья. Оно являлось местом постоянного проживания сарских митрополитов, возглавлявших Сарскую и Подонскую епархию. Указанные епархии служили для духовного окормления русских православных людей, вынужденно находившихся в Золотой Орде. В настоящее время Крутицы имеют статус Патриаршего подворья, как и некоторые другие московские храмы (к примеру, на Борисовских прудах).
За пределами Москвы Патриаршее подворье было построено в Екатеринбурге, в 2003 году, рядом с Храмом на Крови. Помимо личных покоев патриарха, это подворье включает в себя также домовую церковь, зал для проведения официальных встреч (музей Патриаршества на Руси), музей святой Царской семьи, другие помещения.
Подворье поместной церкви
Подворье какой-либо поместной церкви за рубежом — небольшая территория с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет представительские функции. В настоящее время в Москве действуют, в частности, следующие подворья поместных церквей:
Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом
Это – небольшая территория (обычно в столице государства) с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет также представительские функции.
Торговое подворье
Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора. Торговое подворье (купеческое подворье) — в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров. Священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял договоры и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья.
Прочие подворья
Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами. Их строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы. Это было нечто среднее между посольством и торговым представительством. Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм. Примером такого подворья может служить сохранившийся Старый английский двор в Китай-городе (в Парке Зарядье).
Таковы некоторые ответы на вопросы:
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Некоторые православные подворья в Москве:
Другие православные представительства в Москве
Конкретными примерами официальных православных представительств в столице России могут служить, в частности:
Примечание: При подготовке данной публикации использованы фото из других публикаций в данном блоге, а также сведения из Википедии (Статьи: Подворье, Подворье — Википедия (с комментариями), др.).
Подворье: от постоялого двора до дома архиерея
Сегодня под словом «подворье» подразумевают усадьбу, жилое строение и дополнительные постройки во дворе дома, принадлежащие одному хозяину или семье. Но его изначальное значение было другим. Подворьями называли постоялые дворы, где во время посещения крупных русских городов останавливались монахи, купцы и послы. Ими владели православные монастыри, архиереи или поместные церкви.
На территории Москвы в старину основным районом расположения подворий были улицы Мясницкая, Маросейка и Ильинка. В 19-м столетии владельцы перестроили их и назвали доходными домами и гостиницами.
Монастырское подворье
Монастырским подворьем в Русской православной церкви считают христианскую общину при обители и за ее стенами. Так сказано в уставе РПЦ. Жизнью монастырского подворья руководит архиерей. В случае расположения подворья на землях другой епархии, во время богослужения в монастырском храме упоминаются два архиерея: первый, в подчинении которого находится обитель, и второй – глава местной епархии.
Городские монастырские подворья собирают пожертвования и получают доход для жизни обители, а также принимают паломников. Сельские подворья ведут соответствующую хозяйственную деятельность.
Подворье состоит из храма и жилых помещений. Оно может быть расположено далеко от родной обители, но чаще местом для его создания выбирают Москву или близлежащий большой город. Например, Ростов-на-Дону известен своей Варницкой обителью. Этим подворьем управляет Троице-Сергиева лавра, расположенная на территории Сергиева Посада. Также оно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.
Столичные подворья относятся к следующим обителям:
Одна обитель может управлять несколькими подворьями:
Архиерейское подворье
Архиерейское подворье – это жилое здание, часто расположенное возле церкви, в котором временно живет архиерей. Такое подворье также может предназначаться для обслуживания архиерея, которому оно подчиняется.
Особым статусом пользовалось Крутицкое подворье, где постоянно проживали сарские митрополиты, в подчинении которых находились Подонская и Сарская епархии. Они духовно окармливали свою паству, которую захватила Золотая Орда. Сейчас здесь находится патриаршее подворье. Такой же статус имеют несколько столичных храмов.
В 2003 г. в Екатеринбурге завершилось строительство патриаршего подворья возле Храма на Крови. Оно состоит из следующих объектов:
Подворье поместной церкви
Зарубежные подворья поместных церквей представляют собой небольшие территории с церковью, священниками и другими церковнослужителями. Их создают для осуществления представительских функций. Сегодня в российской столице есть несколько подворий, которые содержат поместные церкви:
Торговое подворье
У историков есть предположение, что вначале слово «подворье» служило для обозначения хозяйства, которое не входило в крестьянский двор.
В Средние века торговыми подворьями называли городские огороженные и укрепленные территории (районы, улицы, кварталы) – места проживания приезжих купцов, хранения и продажи их товаров. Такое подворье состояло из лавок, складов, гостиниц и церкви, где иногда хранили самые ценные товары. Купцы с помощью священника проводили расчеты, скрепляли договоры и занимались другой деятельностью.
На Руси подворьем мог называться купеческий гостиный дом со складом, расположенный в Москве или большом городе и принадлежащий неместным купцам. Посещая, например, Москву приезжий купец останавливался на таком подворье и молился в домовой церкви.
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).